Эпистемические теории истины
В философии и эпистемологии . эпистемические теории истины [1] Это попытки проанализировать понятие истины понятий , с точки зрения эпистемических таких как знание , вера , принятие , проверка , обоснование и перспектива .
Разнообразие таких концепций можно разделить на верификационистские теории, перспективистские или релятивистские теории и прагматические теории.
Верификационизм основан на проверке суждений . Отличительным утверждением верификационизма является то, что результатом таких проверок по определению является истина. То есть истина сводится к этому процессу проверки .
Согласно перспективизму и релятивизму , утверждение истинно только относительно определенной точки зрения. Грубо говоря, предложение истинно относительно точки зрения тогда и только тогда, когда оно принято, одобрено или узаконено этой точкой зрения.
Многие авторы, пишущие на тему понятия «защитник истины», одобряют сочетание вышеуказанных позиций. Каждая из этих эпистемических концепций истины может быть подвергнута различной критике. Некоторые критические замечания применимы ко всем направлениям, тогда как другие более конкретны.
Верификационистские взгляды
[ редактировать ]Двумя основными видами философии верификации являются позитивизм и априоризм . [ нужна ссылка ]
В позитивизме предложение имеет смысл и, следовательно, может быть истинным или ложным тогда и только тогда, когда оно поддается проверке посредством чувственного опыта .
А-приоризм, часто используемый в областях логики априорные и математики , делает предложение истинным тогда и только тогда, когда рассуждения могут его проверить. В родственной теории уверенности , связанной с Декартом и Спинозой , предложение истинно тогда и только тогда, когда оно известно с уверенностью .
Логический позитивизм пытается объединить позитивизм с версией априоризма.
Другая теория истины, связанная с априоризмом, — это теория истины, содержащая концепции. Теория истины, содержащая концепции, - это точка зрения, согласно которой предложение истинно тогда и только тогда, когда понятие предиката предложения «содержится» в понятии субъекта. Например, с этой точки зрения утверждение о том, что холостяки — это неженатые мужчины, верно, поскольку понятие предиката (неженатые мужчины) содержится в понятии субъекта (холостяк). Современное прочтение теории истины, содержащей понятия, означает, что каждое истинное предложение является аналитически истинным предложением.
Перспективистские взгляды
[ редактировать ]Согласно перспективизму и релятивизму , утверждение истинно только относительно определенной точки зрения. и Релятивистская философия софистов философия Ницше являются одними из наиболее известных примеров такого перспективизма. Есть три основные версии перспективизма и несколько интересных подразделений:
Индивидуалистический перспективизм
[ редактировать ]Согласно индивидуалистическому перспективизму (также индивидуальному перспективизму ) [2] Перспективы – это точки зрения отдельных личностей. [3] Итак, предложение истинно для человека тогда и только тогда, когда оно принимается или верится этим человеком (т. е. «истинно для меня»).
Коллективистский перспективизм
[ редактировать ]В коллективистском перспективизме перспективы понимаются как коллективные ( культурно -зависимые). [4]
Существует, грубо говоря, три версии коллективизма:
Консенсус
[ редактировать ]Грубо говоря, перспектива — это широкие мнения и, возможно, людей , которые , нормы и практики сообщества возможно, имеют какую-то общую черту. Итак, предложение истинно (для сообщества C) тогда и только тогда, когда существует консенсус среди членов C в пользу его веры.
Власть
[ редактировать ]С точки зрения, ориентированной на власть, перспектива — это сообщество , поддерживаемое властью , авторитетом , военной мощью , привилегиями и т. д. Таким образом, предложение истинно, если оно «делает нас могущественными» или «производится властью», отсюда и лозунг « истина – сила».
Этот взгляд на истину как на политическую ставку можно свободно ассоциировать с Мартином Хайдеггером или Мишелем Фуко конкретным анализом исторического и политического дискурса , а также с некоторыми социальными конструктивистами .
Однако нацистский мистицизм концепции коммунитарной » « кровной общности радикально отличается от критики Хайдеггером или Фуко понятия индивидуального или коллективного субъекта .
марксистский
[ редактировать ]или участвуют в борьбе против них Перспективы, порождающие истину, носят коллективный характер и противостоят власти и авторитету . Например, коллективная перспектива « пролетариата ». Итак, положение верно, если оно является «продуктом политической борьбы» за « освобождение рабочих» ( Теодор Адорно ). Эта точка зрения снова ассоциируется с некоторыми социальными конструктивистами (например, феминистскими эпистемологами ).
Трансцендентальный перспективизм
[ редактировать ]Согласно этой концепции, перспектива, сообщающая истину, является чем-то трансцендентным и находится за пределами непосредственной человеческой досягаемости. Идея состоит в том, что существует трансцендентальная или идеальная эпистемологическая перспектива , и истиной, грубо говоря, является то, что принимается или признается истинным с этой идеальной точки зрения. Существуют две разновидности трансцендентального перспективизма:
когерентизм
[ редактировать ]Идеальная эпистемическая перспектива — это набор «максимально последовательных и непротиворечивых предположений». Предложение истинно тогда и только тогда, когда оно является членом этого максимально связного и последовательного набора предложений (связанного с несколькими немецкими и британскими XIX века идеалистами ).
Богословский перспективизм
[ редактировать ]Теологический перспективизм – это идея о том, что утверждение истинно тогда и только тогда, когда оно согласуется с мыслями Бога . [5]
Прагматичные взгляды
[ редактировать ]Хотя прагматическую теорию истины нельзя строго классифицировать как эпистемическую теорию истины, она имеет отношение к теориям истины, основанным на концепциях исследования и знания.
Идеальная эпистемическая перспектива - это точка зрения «завершенной науки», которая появится в (временном) «пределе научного исследования». Предложение истинно тогда и только тогда, когда в конечном итоге оно будет принято группой исследователей, использующих научное рациональное исследование . Это также можно модализировать : предложение истинно тогда и только тогда, когда в конечном итоге оно будет принято группой исследователей, если они будут использовать научное рациональное исследование. Таким образом, эта точка зрения является модификацией общепринятой точки зрения. Консенсус должен удовлетворять определенным ограничениям, чтобы принятые предложения были истинными. Например, используемые методы должны быть методами научного исследования ( критика , наблюдение , воспроизводимость и т. д.). Эта «модификация» консенсусной точки зрения представляет собой обращение к корреспондентной теории истины, которая противоположна консенсусной теории истины.
Долгосрочный научный прагматизм защищал Чарльз Сандерс Пирс . Вариант этой точки зрения связан с Юргеном Хабермасом , однако позже он отказался от нее.
См. также
[ редактировать ]Связанные темы
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Чейз Ренн, Правда , Политика, 2014, подраздел 4.7.
- ^ Колин Маккейб, Холли Яначек (ред.), Ключевые слова на сегодняшний день: словарь 21 века , Oxford University Press, 2018, стр. 301.
- ^ Барри Сэндиуэлл, Словарь визуального дискурса: диалектический лексикон терминов , Routledge, 2012, стр. 460 («Перспективизм, Индивидуалист»).
- ^ Барри Сэндиуэлл, Словарь визуального дискурса: диалектический лексикон терминов , Routledge, 2012, стр. 460 («Перспективизм, Коллективизм»).
- ^ RT те Вельде, Доктрина Бога в реформатском православии, Карл Барт и Утрехтская школа: исследование метода и содержания , BRILL, 2013, стр. 629.