Канонизация Фомы Аквинского

После двух расследований, в которых приняли участие более сотни очевидцев, итальянский доминиканский теолог и философ Фома Аквинский (1225–1274) был официально канонизирован как святой католической церкви 18 июля 1323 года Папой Иоанном XXII . Его труп сварили, а останки раздали как реликвии , право собственности на которые оспаривалось десятилетиями. В 1324 году он стал вторым по значимости святым Доминиканского ордена после самого святого Доминика . В 1969 году праздник Аквинского был перенесен с 7 марта на 28 января.
Смерть
[ редактировать ]По пути на Второй Лионский собор Фома Аквинский умер утром 7 марта 1274 года цистерцианском аббатстве Фоссанова в . [1] Его похороны, организованные цистерцианцами, завершились несколько часов спустя, и он был похоронен в монастыре. [2] После известия о его смерти преданные бросились к его могиле, где сообщалось о многочисленных чудесах. [1]
По словам свидетелей-цистерцианцев, Фома перед тем, как войти в Фосанову, процитировал Псалом 131:14 : «Это мой покой во веки веков; здесь я буду жить, ибо я избрал его». [3] Цистерцианцы истолковали это как доказательство его принадлежности к аббатству. [4] Стремясь не уступить право собственности на тело Фомы доминиканцам , цистерцианцы несколько раз перемещали его; при этом голова Томаса была удалена, а его правая рука была отрезана и передана одной из его сестер, Теодоре. [1]
Запросы
[ редактировать ]В 1303 году Варфоломей Капуанский обратился к Папе Бенедикту XI с просьбой начать расследование канонизации Фомы, хотя Папа умер прежде, чем могли начаться какие-либо формальные процессы. [5] В 1317 году сицилийский доминиканский викарий Роберт Сан-Валентион выразил заинтересованность в составлении описания жизни и чудес Фомы, которое будет представлено Папе Иоанну XXII . Роберт поручил Гильельмо де Токко и Роберту Лектору эту задачу, которая началась примерно в ноябре; к следующему лету доминиканцы получили аудиенцию у Папы. [5] После официального представления доминиканцев и изучения доказательств комиссией, назначенной Иоанном XXII, Папа официально начал первое расследование канонизации Фомы Аквинского. [6]
13 сентября 1318 года папа назначил архиепископа Неаполя Умберто, епископа Витербо Анджело и нотариуса Пандульфо де Саббелло комиссарами по расследованию. [6] де Токко продолжал работать в аббатстве Фоссанова до 15 июля 1319 года, хотя из-за преклонного возраста и слабого здоровья архиепископа фактическое расследование проводилось в резиденции Умберто в Неаполе. Он начался 21 июля 1319 г. и закончился 18 сентября 1319 г.; де Саббелло, не имея возможности поехать в Неаполь, все время отсутствовал. [6] Два других члена комиссии заслушивали показания свидетелей с 23 июля по 16 августа; Среди примерно 42 показаний солдат под командованием Роберта, короля Неаполя, утверждал, что он восстановил подвижность конечностей после посещения могилы Фомы Аквинского, [7] в то время как церковный старейшина утверждал, что его родственница выздоровела «от опухоли в горле» после того, как услышала звон колокола Фоссановы и помолилась Фоме об исцелении. [8] Другие свидетели сообщили, что видели последний вздох Томаса. [9]
Протокол первого расследования был запечатан и передан папе, который затем утвердил второе расследование 23 июня 1321 года. де Саббелло остался в комиссии, к нему присоединились епископ Ананьи Питер Ферри и епископ Террачины Андрей. . Второе расследование, проходившее в Фоссанове, длилось с 10 по 27 ноября, в ходе которого для дачи показаний были вызваны более ста свидетелей. [10] Считается, что после этого Гильельмо де Токко либо умер, либо серьезно заболел, поскольку он не вернулся, чтобы встретиться с Папой, и его заменил Иоанн Неаполитанский. В июле 1323 года, более чем через два года после второго и последнего расследования, папа наконец утвердил канонизацию Фомы Аквинского. [11]
Канонизация и последствия
[ редактировать ]
Канонизация Фомы Аквинского отмечалась дважды. Первая церемония состоялась 14 июля 1323 года в Папском дворце в Авиньоне , на ней присутствовали члены королевской семьи во главе с Робертом, королем Неаполя, и его женой Сансией Майоркской . Папа начал серию проповедей, восхваляющих Фому. [11] Вторая церемония состоялась 18 июля 1323 года в Авиньонском соборе , и на ней присутствовало все авиньонское духовенство вместе с Робертом и его женой. Папа начал с проповеди на 85-м псалме ; [12] после пения « Veni Creator Spiritus » он официально объявил о канонизации Фомы. [13] Судебное разбирательство завершилось пением « Te Deum », «In medio ecclesie» и «Os iusti». Этот день отмечали «как будто Рождество» по всему Авиньону, особенно в доминиканских церквях. [12] о канонизации В булле Фомы , опубликованной в тот же день, говорилось, что праздник будет отмечаться 7 марта. [14]
Канонизация вызвала яростную борьбу со стороны францисканцев , отвергавших учение Фомы; Согласно традиции, монах-францисканец заявил, что он «предпочел бы умереть, прежде чем увидеть день канонизации Фомы», и, что примечательно, умер на следующий день после канонизации. [15] После канонизации Фомы Аквинского [16] его тело было сварено , возможно, в вине. [17] [18] Примерно в это же время его голова была перенесена из Фоссановы в церковь Сан-Бенедетто в соседнем Пиперно (современный Приверно которой также стал Фома ), покровителем . [19]
В 1324 году генеральный капитул Доминиканского ордена собрался, чтобы обсудить почитание святого Фомы Аквинского. [20] Они согласились, что он будет превознесен как один из величайших доминиканских святых, превзойдя Петра Веронского поставив его сразу после святого Доминика . и по значимости [21] Праздник Фомы был утвержден капитулом в 1326 году. [22] с литургией — одна молитва и девять лекций [23] — завершено к 1328 году. [24] В 1348 году граф Фонди Онорато I Каэтани получил останки Фомы Аквинского у цистерцианцев. [25]
В 1369 году, после почти столетних споров, [26] и по повелению Папы Урбана V , [27] пятьдесят костей Томаса [28] были переданы французским доминиканцам в Тулузе . [16] Считалось, что реликвия головы Томаса также была перевезена во Францию, но в 1585 году в Фоссанове был обнаружен еще один череп, предположительно принадлежавший Томасу. [29] Хотя первоначально останки находились в церкви якобинцев , останки в Тулузе были перенесены в базилику Сен-Сернен во время Французской революции в 1789 году; они вернулись в Церковь якобинцев только в 1974 году. [30] В 1969 году праздник Томаса был перенесен с 7 марта, которое часто совпадало с Великим постом , на 28 января, дату его перевода во Францию. [31] [32] [33]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Макгинн 2014 , с. 39.
- ^ Рясянен 2017 , стр. 71.
- ^ Рясянен 2017 , стр. 30.
- ^ Рясянен 2017 , стр. 207.
- ^ Jump up to: а б Герулайтис 1967 , с. 36.
- ^ Jump up to: а б с Герулайтис 1967 , с. 37.
- ^ Герулайтис 1967 , с. 38.
- ^ Рясянен 2017 , стр. 110.
- ^ Рясянен 2017 , стр. 53.
- ^ Герулайтис 1967 , с. 39.
- ^ Jump up to: а б Герулайтис 1967 , с. 40.
- ^ Jump up to: а б Герулайтис 1967 , с. 41.
- ^ Герулайтис 1967 , с. 35.
- ^ Рясянен 2017 , стр. 217–218.
- ^ Рясянен 2017 , стр. 47.
- ^ Jump up to: а б Макгинн 2014 , с. 40.
- ^ Рясянен 2017 , стр. 123.
- ^ Герулайтис 1967 , с. 44.
- ^ Рясянен 2017 , стр. 145–147.
- ^ Рясянен 2017 , стр. 204.
- ^ Рясянен 2017 , стр. 219.
- ^ Рясянен 2017 , стр. 218.
- ^ Рясянен 2017 , стр. 236.
- ^ Рясянен 2017 , стр. 220.
- ^ Рясянен 2021 , стр. 175.
- ^ Рясянен 2017 , стр. 259.
- ^ Рясянен 2017 , стр. 262.
- ^ Рясянен 2017 , стр. 120, 266.
- ^ десять Клоостер 2019 , с. 13.
- ^ Торрелл 1996 , с. 298.
- ^ Рясянен 2021 , стр. 173.
- ^ Шоу 1986 , с. 71.
- ^ Штаудт 2017 , с. 144.
Библиография
[ редактировать ]- Герулайтис, Леонардас В. (1967). «Канонизация святого Фомы Аквинского». Виварий . 5 (1): 25–46. дои : 10.1163/156853467X00041 . JSTOR 41963899 .
- тен Клоостер, Антон (2019). « Должное почтение к их мощам»: Фома Аквинский как Учитель и объект почитания» . Европейский журнал по изучению Фомы Аквинского . 27 . дои : 10.2478/ejsta-2019-0001 .
- Макгинн, Бернард (2014). Фомы Аквинского «Сумма теологии» Издательство Принстонского университета . ISBN 9780691154268 .
- Рясянен, Марика (2017). Реликвии Фомы Аквинского как фокус конфликтов и культов в позднем средневековье . Издательство Амстердамского университета . ISBN 9789048527373 .
- Рясянен, Марика (2021). «Культ реликвий Фомы Аквинского на заре доминиканской реформы и Великого западного раскола». В Клэр Фрэнсис Монагл (ред.). Интеллектуальный динамизм высокого средневековья . Издательство Амстердамского университета . ISBN 9789462985933 .
- Шоу, Рассел (1986). Признаки времени: вопросы, которые сегодня задают католики . Христианская классика. ISBN 9780870611339 .
- Штаудт, Р. Джаред (2017). «Святой Фома Аквинский». В Джастине С. Холкомбе (ред.). Христианские теологии спасения . Издательство Нью-Йоркского университета . ISBN 9780814724439 .
- Торрелл, Жан-Пьер (1996). Святой Фома Аквинский . Полет. 1. Издательство Католического университета Америки. ISBN 9780813208527 .