Jump to content

Иоанн Глоговский

Ян Глоговский

Иоанн Глоговский ( польский : Ян з Глогова, Ян Глоговчик ; немецкий : Иоганн фон Шеллинг фон Глогау [ 1 ] ) (ок. 1445 - 11 февраля 1507 г.) [ 2 ] ) — известный польский полиисторик на рубеже Средневековья и Возрождения философ , географ и астроном университета Краковского . [ 3 ]

Иоанн родился в семье Шеллингов (также называемых Шиллинг, Шилинг и Шелинк) в Глогуве (по немецки - Glogau ) в Нижнесилезском герцогстве Глогов , которое с 1331 года принадлежало Богемии и, таким образом, при его жизни, к Священная Римская империя . Он по-разному называл себя Йоханнесом Глоговиенсисом , Глогерусом , де Глоговией и Глоговитой ; но хотя он, возможно, и был немцем по происхождению, он никогда не использовал имя «Шеллинг». [ 2 ] [ 4 ]

Соборная церковь, Глогув

Свое образование он начал в местной школе при Соборной церкви Успения Девы Марии. Будучи отпрыском богатой буржуазной семьи, он мог продолжить образование в одном из лучших университетов этой части Европы — Краковском университете , который сейчас известен как Ягеллонский университет . Он приступил к учебе там в возрасте 16 лет в 1462 году, что является первой документально подтвержденной датой его жизни. Через три года он получил степень бакалавра , а еще через два — лиценциата . В 1468 году он получил степень Magister Artium , эквивалентную степени доктора философии . Это было всего лишь начало сорокалетней академической карьеры. В течение этих 40 лет Иоанн провел один год вдали от Краковского университета и провел учебный год в Венском университете , который проходил в 1497-1498 годах. [ 5 ] Позже он также получил степень бакалавра богословия. [ 2 ]

Иоанн Глоговский был приверженцем кельнского томизма , философской школы, которая поддерживала наследие Фомы Аквинского . Но хотя в одних вопросах он встал на сторону Фомы, в других он встал на сторону Альберта Великого . [ 6 ] [ 3 ] Иоанн сыграл важную роль в возрождении творчества Альберта Великого и Фомы Аквинского, а также посвятил свою работу в области философии и логики объединению различных схоластических традиций. [ 5 ]

Коллегиум Майус , Краковский университет
Церковь Святого Флориана , Краков

С 1468 Иоанн читал лекции на факультете искусств Краковского университета по всем семи свободным искусствам . Его величайшими увлечениями были грамматика , аристотелевская логика , физика , физиология и астрономия . [ 2 ] Кроме того, он был одним из первых, кто проявил интерес к мировой географии, предстоящей открытию Нового Света . [ 7 ] В 1478 и 1489–90 годах он был деканом факультета искусств. Ян Галлер стал доверенным издателем Джона незадолго до 1500 года, а также стал крупнейшим издателем в Кракове того времени. Халлер опубликовал многие работы Джона, например, книги, которые Джон написал по предметам, которые преподаются в университете студентам. [ 8 ] Он написал учебники, охватывающие весь спектр философских знаний того времени. Его многочисленные дошедшие до нас работы охватывают медицину, грамматику , логику , философию , географию , астрономию и астрологию . В последней области он прославился своими « прогнозами »; в одном из них он предсказал появление «черного монаха », который внесет хаос в христианство . Позже монаха отождествляли с -августинцем монахом Мартином Лютером . [ 9 ]

Коперник (статуя перед Novum Collegium )

Иоанн Глоговский опубликовал комментарии ко многим различным личностям, таким как Иоганн де Сакробоско , Аристотель, Александр де Вилья Деи, Петр Испанский и другие. [ 8 ] Джон написал труд под названием Introductio in artem numerandi ( лат .: Введение в искусство использования чисел; 1497). Он написал комментарии к Птолемея » «Космографии . [ 10 ] Когда Джон закончил учебу и начал читать лекции, Краковский университет в тот момент находился под сильным влиянием аверроистских взглядов, которые он не поддерживал. Он отдавал предпочтение птолемовской модели Вселенной, разделяя веру в геоцентризм и существование физических небесных сфер , на которых вращались планеты. [ 11 ]

Считается, что он был одним из учителей Николая Коперника , который поступил в Краковский университет в 1491 году. [ 2 ] Зимой 1493 года Коперник поступил в Краковский университет. Следующим летом Коперник прослушал курс географии Иоанна Глоговского, который был найден в Альманахе, который ежегодно выпускает университет. [ 12 ] Наряду с обучением Коперника, Иоанн обучал человека по имени Войцех Брудзево (более известный под своим англизированным именем Альберт Брудзевский ), который также был очень хорошо известен в области астрономии, и они работали вместе, чтобы попытаться удовлетворить астрономов своего времени с помощью состояние астрономии. [ 13 ]

влекла за собой связь антецедента и следствия . Иоанн Глоговский и Михаил Бестржицовский, а также другие философы не соглашались с логикой следствий (или трактатом о последствиях), которая , по мнению краковских авторов XV века, [ 13 ] У Иоанна было два основных возражения, первое из которых касалось того, что из невозможного может следовать что угодно (что, как сообщается, было поддержано работами Аристотеля). [ 13 ] Второй момент, с которым Джон не согласился, заключался в том, что причина и следствие не могут быть связаны с антецедентом и, как следствие, с хорошим следствием. Это было в то время, когда Иоанн Глоговский писал свой комментарий к Петру Испанскому (конец 1400-х - начало 1500-х годов), состоящий из пяти трактатов. [ 13 ]

Джон является автором 60 томов, в основном астрономических и астрологических. Он также ежегодно публиковал астрологические прогнозы в Краковском университете, что помогло Копернику получить базовые знания астрологии и теории планет. [ 14 ] Йоханнес Вирдунг , знаменитый астролог шестнадцатого века, также посещал лекции Иоанна в Кракове в 1486 году. [ 15 ] Они оба составили множество прогнозов, которые сообщали людям лучшее время для путешествия или купания, а также ежедневные элементарные условия и их расположение. [ 15 ] Иоанн занимал этот пост с 1479 по 1507 год. [ 15 ]

Его грамматика использовалась в школах Кракова более века. Считается, что он был первым в Польше, кто отметил открытие Америки . [ 2 ] Работы Джона мало оригинальны, но его эрудиция впечатляет. [ 9 ] Иоанн Глоговский стал настолько выдающимся учителем, что даже через двадцать лет после его смерти его опубликованные произведения все еще преподавали. [ 13 ] Учитывая такое влиятельное присутствие в университете, широко распространено мнение, что многие из его студентов впоследствии сами стали преподавателями высшего образования. [ 16 ]

(Малую коллегию) Краковской академии Первые два года преподавания позволили ему поступить в Коллегиум Минус , а с 1484 года он был членом Коллегиума Майус (Большая коллегия). Членство в коллегии предполагало полумонашескую жизнь и соблюдение необычайно строгого режима. Свой доход он посвятил благотворительной деятельности. [ 2 ]

Особый интерес Джон проявлял к студентам из родной Силезии , построив и управляя для них общежитием . Бурса-нова (гостиница или общежитие), построенная в 1486 году, открылась в 1488 году под руководством Иоанна Глоговского. [ 17 ] Он был расположен на улице Св. Анны, недалеко от задней части большого колледжа, Колледжа Мауи . [ 17 ] Между 1433 и 1510 годами в Кракове поступили 120 ученых из Глогова — одна из крупнейших групп наряду с учеными из Вроцлава . [ 2 ]

Иоанн Глоговский, «украшение Краковского университета », умер в Кракове 11 февраля 1507 года и был похоронен в церкви Св. Флориана . [ 2 ]

Опубликованные работы и комментарии

[ редактировать ]

Иоанн Глоговский много писал на различные темы философии, геологии и логики. Одной из его наиболее известных философских работ был комментарий к Петру Испанскому . В своем комментарии Джон вместе с Михаилом Бестшицовым отвергли парадоксы строгой импликации, основанные на понятии повседневного права. [ 13 ] Другими словами, они не верили, что выводы Петра Испанского являются точной моделью, которой обычно следует следовать. Было высказано предположение, что Джон и Майкл также отвергли конъюнктивное упрощение, но это так и не было официально подтверждено. [ 13 ] Одним из вопросов, которые они собирались оспаривать, была сфера, связанная с антецедентами и последствиями . В частности, независимо от того, было ли следствие частью антецедентов, было ли оно формальным или неформальным, и имело ли оно естественную связь или отношение к разуму. [ 13 ] В комментарии Иоанна к седьмому трактату Summulae Сводки ( на латыни « » ), также известному как Parva Logicia, написанному Петром Испанским, Иоанн бросил вызов исторически принятым законам логики. [ 13 ] А именно, два правила, гласящие, что из невозможного следует что-либо, а из чего-либо следует необходимое. [ 18 ]

Иоанн продолжил эти темы противоречий в других своих комментариях, включая комментарии к трудам Аристотеля . Джон сосредоточился не на астрономии Аристотеля или математике Аристотеля, а скорее на метафизических идеях . Он задался вопросом, правильно ли выделена связь между словами и понятиями в «Книге затруднений» Аристотеля. [ 19 ] Кроме того, Джон деконструировал и проанализировал книгу Аристотеля «Предварительный анализ». На протяжении всех комментариев Иоанна к творчеству Аристотеля его темы основывались на одной центральной идее. Эта идея заключается в том, существуют ли действительно отношения между природой реальности и рассуждениями. Например, точен ли силлогизм между телом и душой ко Вселенной. [ 19 ] Кроме того, Джон представил некоторые идеи своего мышления, например, сходство между людьми и животными. [ 19 ] Этот материал получил дальнейшее развитие у Рене Декарта . Одним из последних комментариев Иоанна к Аристотелю был comptus chirometralis, посвященный этике. [ 19 ]

За год до смерти Джон закончил свой комментарий к Иоганнесу де Сакробоско . Издание Йоханнеса называлось «Сфера». Хотя эта работа относилась к теме астрономии, Джон смог связать ее также и с астрологией . [ 8 ] В это время велись большие дебаты о правильном использовании небесных сфер . Последователи Птолемея считали, что шары представляют собой комбинацию эпициклов и эксцентриков, в то время как последователи Аверро считали, что шары должны быть сосредоточены вокруг Земли, поэтому эпициклы и эксцентрики были физически невозможны. [ 8 ] Джон, будучи ярым последователем науки Птолемея , использовал свой комментарий к работе Иоганна, чтобы привести доводы в пользу того, что шары состоят из эпициклов и эксцентриков, хотя основной причиной создания комментария было желание преподавать ему своих студентов в Университете Краков. На протяжении всего комментария Джон противоречит Йоханнесу по нескольким пунктам. Во-первых, он утверждает, что круги Йоханнеса незаконны, поскольку математические концепции не могут заставить небесные объекты двигаться. [ 8 ] Кроме того, Джон продолжает объяснять, что Солнце находится на эксцентричном шаре, движимом своим годовым движением и медленно вращается. [ 8 ] Еще один момент, который Джон опровергает: количество орбит, необходимых для объяснения движения Луны. Джон считает, что необходимо 4 сферы.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Хорст Роберт Бальц, Герхард Краузе, Герхард Мюллер , Теологическая реальная энциклопедия (Энциклопедия теологии), том 19 (том 19), Verlag Walter de Gruyter, 1990, ISBN   3-11-012355-X , 9783110123555 ( [1] ).
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я «Ян з Глогув» («Ян Глогув»), «Культурная перспектива» , 2007.
  3. ^ Jump up to: а б Владислав Татаркевич , История философии , том 1, с. 312.
  4. ^ Завадски, Роберт К. (2017). «Религиозные темы и библейские персонажи в астрономическом трактате Иоанна Глоговского (1445 – 1507)» . Коллектория Филологика . 20 (20): 121–135. дои : 10.18778/1733-0319.20.10 . hdl : 11089/24413 .
  5. ^ Jump up to: а б Годду, Андре (январь 2010 г.). Коперник и аристотелевская традиция: образование, чтение и философия на пути Коперника к гелиоцентризму . Брилл. п. 35. ISBN  9789004183629 .
  6. ^ Владислав Татаркевич , Zarys dziejów Philosophy w Polsce (Краткая история философии в Польше), стр. 6–7.
  7. ^ Зинс, Генрих Станислав (1973). Леонард Кокс и кружки Эразма в Польше п. 161.
  8. ^ Jump up to: а б с д и ж Баркер, Питер (январь 2020 г.). Де Сфера Иоганна де Сакробоско в период раннего Нового времени . Международное издательство Спрингер. п. 139. дои : 10.1007/978-3-030-30833-9_6 . ISBN  9783030308339 . S2CID   214062838 .
  9. ^ Jump up to: а б « Ян из Глогова », Энциклопедия Польши , стр. 246.
  10. ^ « Ян из Глогова », Универсальная энциклопедия PWN ( Универсальная энциклопедия PWN ), том 2, стр. 330.
  11. ^ Сфера Иоганна де Сакробоско в эпоху раннего Нового времени : авторы комментариев Маттео Валериани. Чам. 2020. ISBN  978-3-030-30833-9 . OCLC   1137819078 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: другие ( ссылка )
  12. ^ Уильям, Роуз Дж. (июль 1931 г.). «Обзор Stromata Copernicana Л. А. Биркенмайера». Исида . 16 (1): 137.
  13. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Годду, Эндрю (1995). «СЛЕДСТВИЯ И УСЛОВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В КОММЕНТАРИЯХ ИОАННА ГЛОГОВИЯ И МИХАИЛА БЕСТЖИКОВОГО О ПЕТРЕ ИСПАНСКОМ И ИХ ВОЗМОЖНОЕ ВЛИЯНИЕ НА НИКОЛАЯ КОПЕРНИКА». Архив доктринальной и литературной истории средних веков . 62 : 137–188.
  14. ^ Вестман, Роберт С. (март 2014 г.). «Ответ Майклу Шэнку». Исида . 105 : 177–184. дои : 10.1086/675714 . S2CID   144266387 .
  15. ^ Jump up to: а б с Вестман, Роберт С. (2011). Коперниканский вопрос: прогнозирование, скептицизм и небесный порядок . Издательство Калифорнийского университета. стр. 70–71.
  16. ^ Годду, Андре (2010). Коперник и аристотелевская традиция: образование, чтение и философия на пути Коперника к гелиоцентризму . Лейден [Нидерланды]: Brill. ISBN  978-90-04-18362-9 . OCLC   701095619 .
  17. ^ Jump up to: а б Майкл, Леонард К; ван Деузен, Нэнси (ноябрь 2011 г.). Мобы: междисциплинарное исследование . Брилл. п. 110. ИСБН  9789004216822 .
  18. ^ Бо, Иван (1988), «Отказ Иоанна Глоговского от парадоксальных правил следствия» , Философия в 14 и 15 веках , Амстердам: BR Grüner Publishing Company, стр. 373–383 , получено 10 апреля 2023 г.
  19. ^ Jump up to: а б с д Лор, Чарльз Х. (1970). «Средневековые латинские комментарии Аристотеля. Авторы: Якобус — Иоганнес Юфф» . Традицио . 26 : 135–216. дои : 10.1017/s0362152900004980 . ISSN   0362-1529 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e806b7a700abec7cc5f14aab395091f7__1715840820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e8/f7/e806b7a700abec7cc5f14aab395091f7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
John of Głogów - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)