Философское богословие
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( август 2012 г. ) |
Философское богословие — это одновременно ветвь и форма богословия , в которой философские методы используются для разработки или анализа богословских концепций. Таким образом, оно включает естественное богословие , а также философские трактовки ортодоксального и неортодоксального богословия. Философская теология также тесно связана с философией религии .
Определения [ править ]
Мортимер Дж. Адлер отличает философское богословие от естественного богословия . В то время как первое, по его мнению, представляет собой теологию, созданную нехристианскими философами, второе создается теми, кто уже является христианами и фактически пытается найти рациональные доказательства своей веры. [1] Адлер считает, что термин «естественная теология» является неправильным употреблением и на самом деле является апологетикой, и приводит в качестве примера « Summa Contra Gentiles » Фомы Аквинского , адресованную евреям и маврам в Испании. Хотя она была написана так, как если бы это была философская теология, на самом деле это была апологетика, а не философская теология, поскольку она была написана христианином, а не язычником. По мнению Адлера, немногие книги по естественному богословию являются здравыми произведениями философского богословия, поскольку они не написаны язычниками. [2] По мнению Адлера, примером философской теологии является теология Аристотеля, изложенная в его «Метафизике». [3]
Вопреки точке зрения Адлера, Чарльз Талиаферро и Чад Мейстер считают, что занятие философским богословием не может быть ограничено тем, является ли он приверженцем веры или нет, поскольку любой, кто занимается философским богословием, пытается только рассмотреть, может ли теологическая доктрина иметь философский смысл или нет. . [4] Но, как указывает Адлер, язычник, занимающийся философской теологией и приходящий к богословским выводам, имеет другой путь, чем инсайдер, использующий философию для изучения или стремления понять свою веру. [5]
Философия и теология [ править ]
Отношения между теологией и философией уже давно обсуждаются и обсуждаются в христианской традиции . Тертуллиан , влиятельный раннехристианский богослов и апологет, считал, что философия имеет мало общего с теологией, утверждая, что использование философии часто искажало теологию, приводя к неортодоксальным верованиям, которые не были основаны на раннехристианской традиции. Он задал знаменитый вопрос: «Какое отношение Афины имеют к Иерусалиму?». ( Афины символизировали философский подход из-за своей роли ведущего центра эллинистической философии , тогда как Иерусалим представлял христианство из-за своей роли важного места и интеллектуального центра в ранней церкви .) [1]
Однако другие лидеры видели более тесную связь между философией и теологией. Юстин Мартир смотрел на таких людей, как Гераклит и Сократ , как на обладателей божественного света откровения, и считал их истинными философами. Юстин считал христианство истинной философией и выступал в защиту христианства, используя философские методы и терминологию. Св. Августин , который стал одним из самых влиятельных богословов в истории и чьи работы заложили основу для большей части западной философии (а также большей части западного богословия), придерживался более среднего и умеренного подхода. Он утверждал, что философия и теология часто дополняют друг друга, но в то же время предупреждал, что философию не всегда следует использовать в богословском дискурсе. Вместо этого, утверждал он, следует убедиться, что философский подход к конкретному вопросу основан на предшествующих христианских обязательствах. [6]
Дисциплины философии и теологии часто были связаны между собой: теологи и философы взаимодействовали и обсуждали схожие, а иногда и пересекающиеся проблемы. Философия сыграла ключевую роль в формировании западного богословия. Фома Аквинский Например, , один из самых влиятельных философов и богословов в истории, заимствовал большую часть своих концепций у Аристотеля . Схоластика доминировала как в философском, так и в теологическом ландшафте в Средние века , при этом такие богословы, как Фома Аквинский, Ансельм Кентерберийский , Дунс Скот , Уильям Оккам , Питер Абеляр , Бонавентура и Альберт Великий , играли ключевые роли как в философии, так и в теологии. [6]
В наше время Энтони Тиселтон показал в своем «Слиянии горизонтов» роль, которую философия сыграла в интерпретации Священных Писаний, то есть в области герменевтики . Философия предоставляет интерпретационные сетки для восприятия откровения. Есть и другие, такие как Садху Сундар Сингх , например, которые верят, что именно озарение Святого Духа дает истинный смысл откровения. Однако нельзя не видеть, что культурные сетки играют важную роль в развитии богословия. [7]
Многие современные философы продолжают писать и спорить с христианской точки зрения, опираясь на христианские концепции, лежащие в основе их философской работы. В последние десятилетия одними из самых известных философов, писавших с христианской точки зрения, являются Элвин Плантинга , Аласдер Макинтайр , Уильям Лейн Крейг , Жан-Люк Марион , Пол Тиллих , Чарльз Тейлор , Ричард Суинберн и Джеймс К.А. Смит .
Основы современного философского богословия [ править ]
В течение 18, 19 и 20 веков многие богословы выступали против модернистских , просветительских и позитивистских нападок на христианское богословие . Некоторые экзистенциалисты или неоортодоксы, протестантские интеллектуалы- такие как швейцарский реформатский богослов Карл Барт, отвернулись от философии (называемой фидеизмом ) и утверждали, что вера должна основываться строго на божественном откровении. Популярным подходом в некоторых кругах является подход реформатских эпистемологов , таких как Элвин Плантинга и Николас Вольтерсторф , которые утверждают, что вера в Бога может быть основополагающей (или, собственно, «базовой» ) и обоснованной без необходимости логического или доказательного обоснования, например вера в другие умы или внешний мир , а не вытекающая из других убеждений. Однако оно может подчиняться победителям , которые рационально требуют, чтобы человек отказался от веры. Однако многие другие философы и богословы не согласны с этой точкой зрения и предлагают альтернативные точки зрения. Многие другие богословы обратились к континентальная философия , аналитическая философия и постмодернистская философия в попытках проанализировать и переосмыслить христианское богословие в современном контексте.
Философское богословие [ править ]
Хотя философское богословие может обозначать подход к богословию, который является философским по своей природе, оно также может обозначать конкретную область богословия, в которой философские методы и терминология используются для анализа богословских концепций. Одна из задач философских богословов — попытаться примирить определенные аспекты христианской доктрины с развитием философии. Один вопрос касается того, как доказать существование и природу Бога. рассматривается в эпистемологии религии Познание Бога . В философской теологии существует много разных точек зрения на такие вопросы. В наше время теология процесса , открытый теизм и христианский панентеизм пытаются смотреть на Бога как на Существо, которое является не только Источником и Основой всех существ, но также находится под влиянием людей и процессов мира, который он создал и которому он принадлежит. — отвергая или, по крайней мере, внося поправки в классическую средневековую доктрину бесстрастия .
Христология [ править ]
Христология поднимает ряд философских вопросов, например, как божественное может воплотиться в человека, как вечное может войти во временное и как божественное и человеческое могут объединиться в одно, оставаясь при этом разными. Такие вопросы привели к более ранним ересям, таким как арианство , савеллианство , докетизм человека и т. д. Часто эпистемическая теория может играть важную роль в том, как человек отвечает на такие вопросы. Например, иногда возникает столкновение между теми, кто хочет подчеркнуть рациональное основание богословия, и теми, кто хочет подчеркнуть эмпирическое основание богословия. Также был сделан контраст между христологией сверху и христологией снизу. Первый подчеркивает божественную сторону Христа ; последняя, человеческая сторона. Человеческая сторона, очевидно, склонна смотреть на это более эмпирически. Священное Писание называет Боговоплощение тайной благочестия. [8] Это сбивает с толку человеческое воображение, заставляя многих называть это божественной тайной. Тем не менее, философские богословы утверждают, что также важно найти философское основание для утверждения как божественности, так и человечества Христа.
Однако другие богословы, такие как Рудольф Бультман , читали документы Нового Завета в мифических терминах, от которых нужно было избавиться, чтобы можно было обнажить основные истины, - герменевтический подход, который они назвали демифологизацией . Это включало в себя четкое различие между (по их мнению, неважным) Иисусом истории и (наиболее важным) Христом веры (см. также « Поиски исторического Иисуса» ).
См. также [ править ]
- Аналитическое богословие
- Христианская апологетика
- Христианская этика
- Христианская философия
- Христианское богословие
- Вера и разумность
- Неоплатонизм и христианство
- Философская антропология
- Философский теизм
- Религиозная эпистемология
- Схоластика
Ссылки [ править ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мортимер Дж. Адлер, «Религиозная вера философа», в книге Келли Дж. Кларк (редактор), «Философы, которые верят» (Иллинойс: InterVarsity Press, 1993), 205–207.
- ^ Мортимер Дж. Адлер, «Религиозная вера философа», в книге Келли Дж. Кларк (редактор), «Философы, которые верят» , 207.
- ^ Мортимер Дж. Адлер, «Религиозная вера философа», в книге Келли Дж. Кларк (редактор), «Философы, которые верят» , 205.
- ^ Чарльз Талиаферро и Чад Мейстер, Современная философская теология (Routledge, 2016) ISBN 9781317294429
- ^ Вуд, Уильям (2022 г.), Залта, Эдвард Н. (редактор), «Философия и христианское богословие» , Стэнфордская энциклопедия философии (изд. весны 2022 г.), Лаборатория метафизических исследований, Стэнфордский университет , получено 1 мая 2024 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Философия и христианское богословие» .
- ^ «Философия и христианское богословие» .
- ^ 1 Тим. 3:16.