Религиозная эпистемология
Религиозная эпистемология широко охватывает религиозные подходы к эпистемологическим вопросам или пытается понять эпистемологические проблемы, вытекающие из религиозных убеждений. Вопросы, задаваемые эпистемологами, применимы к религиозным убеждениям и утверждениям, кажутся ли они рациональными, обоснованными, обоснованными, разумными, основанными на доказательствах и так далее. Религиозные взгляды также влияют на эпистемологические теории, например, в случае реформатской эпистемологии . [1]
Реформированная эпистемология в основном получила развитие в современной христианской религиозной эпистемологии, как, например, в работах Элвина Плантинги (род. 1932), Уильяма П. Олстона (1921-2009), Николаса Вольтерсторфа (род. 1932) и Келли Джеймс Кларк , [2] как критика и альтернатива идее « эвиденциализма », предложенной У.К. Клиффордом (1845–1879). [3] [4] Элвин Плантинга, например, критически относится к эвиденциалистскому анализу знаний, проведенному Ричардом Фельдманом и Эрлом Кони. [5] [6]
Д. З. Филлипс (1934–2006) утверждает, что аргументы реформированных эпистемологов развивают и бросают вызов точке зрения, которую он называет « фундаментализмом »:
Суть реформаторского вызова состоит в том, чтобы обвинить фундаменталиста в том, что он утверждает, что у него есть критерий рациональности, которым он на самом деле не обладает. С помощью этого предполагаемого критерия фундаменталист претендует на то, чтобы определить, какие эпистемические практики рациональны, а какие нет. Он утверждает, что к нерациональным практикам относятся и религиозные. [7]
Большая часть работ в современной эпистемологии религии выходит за рамки дебатов о фундаментализме и реформированной эпистемологии и рассматривает современные проблемы, вытекающие из социальной эпистемологии (особенно в отношении эпистемологии свидетельства или эпистемологии несогласия) или использования формальной эпистемологии теории вероятности. [8] Другая известная работа основана на идее о том, что познание Бога сродни знанию человека, которое не сводится к знанию утверждений о человеке. [9]
В некоторых работах по недавней эпистемологии религии обсуждаются различные проблемы от психологии, когнитивной науки или эволюционной биологии до рациональности или обоснования религиозных убеждений. Некоторые утверждают, что эволюционные объяснения религиозных убеждений подрывают их рациональность. [10] Другие отвечают на эти аргументы. [11]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кларк, Келли Джеймс (2 октября 2004 г.). «Религиозная эпистемология» . Интернет-энциклопедия философии . ISSN 2161-0002 .
- ^ Кларк, Келли Джеймс (март 1990 г.). Возвращение к разуму: критика эвиденциализма эпохи Просвещения и защита разума и веры в Бога . Гранд-Рапидс, Мичиган : Эрдманс. ISBN 978-0-8028-0456-3 . LCCN 90031016 . Проверено 18 июня 2011 г.
- ^ Вольтерсторфф, Николас (1995). Божественный дискурс: философские размышления по поводу утверждения, что говорит Бог . Кембридж; Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. стр. 13–16. ISBN 978-0-521-47557-0 . LCCN 94042264 . Проверено 18 июня 2011 г.
- ^ ван Вауденберг, Рене (2008). «Глава 3: Реформатская эпистемология». В Копане, Пол; Мейстер, Чад (ред.). Философия религии: классические и современные проблемы . Молден, Массачусетс : Блэквелл. ISBN 978-1-4051-3990-8 . LCCN 2007014537 .
- ^ Фельдман, Р.; Кони, Э. (1 июля 1985 г.). «Эвиденциализм». Философские исследования . 48 . Издательство Kluwer Academic: 15–34. дои : 10.1007/BF00372404 . ISSN 1573-0883 .
- ^ Плантинга, Элвин (1993). Гарантия и надлежащая функция . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 100-1 185 –93. ISBN 978-0-19-507864-0 . LCCN 92000408 .
- ^ Филлипс, ДЗ (1988). Вера после фундаментализма . Лондон; Нью-Йорк: Рутледж. п. 24. ISBN 978-0-415-00333-9 . LCCN 87022153 .
- ^ Бентон, Мэтью А.; и др. (22 апреля 2018 г.). Знание, вера и Бог: новые идеи в религиозной эпистемологии . Оксфорд, Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780198798705 .
- ^ Стамп, Элеонора (2010). Блуждание во тьме: повествование и проблема страдания . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780199277421 . ; Бентон, Мэтью (2018). «Бог и межличностное знание» . Рес Философия . 95 (3): 421–447. дои : 10.11612/resphil.1666 . ; и Бентон, Мэтью (2024). Знание и Бог . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781009124119 .
- ^ Уилкинс, Джон С.; Гриффитс, Пол Э. (2012). «Аргументы эволюционного разоблачения в трех областях». В Дауэсе, Грегори; Маклорен, Джеймс (ред.). Новая наука о религии . Рутледж. стр. 133–146. дои : 10.4324/9780203086131-14 . ISBN 9781138108929 .
- ^ Ван Эйген, Ганс (2019). «Ненадежно ли сформирована вера в сверхъестественное?». Международный журнал философии религии : 1–18.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- « Оживление эпистемологии религии ». Блог Oxford University Press, получено 17 июня 2018 г.
- «Религиозная эпистемология» . Интернет-энциклопедия философии .