Jump to content

Эксклюзивность

Эксклюзивизм — это практика исключительности , менталитет , характеризующийся игнорированием мнений и идей, отличных от собственных, или практика организации сущностей в группы путем исключения тех сущностей, которые обладают определенными чертами.

Религиозный эксклюзивизм

[ редактировать ]

Религиозный эксклюзивизм, одна из трех классических типологий, описывающих религии по отношению друг к другу, утверждает, что одна религия, исключая все остальные, имеет правильное понимание Бога, истины и спасения, а вечный рай зависит от веры человека в основные положения этой религии.

По словам американского профессора религии Дианы Эк :

«Эксклюзивизм – это больше, чем просто убежденность в преобразующей силе своего конкретного видения; это убежденность в ее окончательности и абсолютном приоритете над конкурирующими взглядами». [1]

Первоначально он использовался для определения христианства, но эксклюзивизм может применяться к любой системе религиозных убеждений, как и две другие категории Расы, инклюзивизм и плюрализм . В своей книге «Христиане и религиозный плюрализм» 1982 года Рэйс определил плюрализм как все религии, которые одинаково полезны и ни одна из которых не доминирует. Инклюзивизм пытается объединить полюса плюрализма и исключительности, соглашаясь с последним, что одна религия (христианство) имеет наибольшую ценность, и соглашаясь с первым, заявляя, что другие религии по-прежнему имеют значительную ценность. [2] Хотя три категории расы подвергались критике, поправкам и опровержению, большинство религиоведов, межконфессиональных ученых и студентов находят эти типологии полезными в качестве отправной точки для разговоров о разнообразии религий. [3]

Соответственно, религия Нитирэн Сёсю , основанная у подножия горы Фудзи , в Японии является примером ультратрадиционалистской буддийской секты, утверждающей, что она является «истинным буддизмом», основанным на исключительном учении буддийского священника 13-го века Нитирэна (1222–1282). .

Трехточечная типология

[ редактировать ]

Плюрализм

[ редактировать ]

Плюрализм возник из-за критики исключительности, утверждавшей, что ни одна традиция не имеет монополии на откровение или спасение, и что у нас нет возможности судить о спасительных притязаниях приверженцев какой-либо религиозной традиции. Пол Хеджес предполагает, что каждая религия знает «трансцендентную реальность («Бога»), но в частичной перспективе», очень похоже на часто цитируемую притчу о семи слепцах и слоне. [4] Гэвин Д'Коста говорит, что плюралисты критикуют эксклюзивистов по двум основным причинам: они недостаточно хорошо знают свои собственные писания и что люди других религий добрые и любящие. [5] Элвин Плантинга говорит, что проблема плюралистов с эксклюзивизмом проистекает из его кажущейся безнравственности и высокомерия. Он цитирует Уильяма Кэнтуэлла Смита (ведущего сторонника плюрализма):

«За исключением ценой нечувствительности или преступности, морально невозможно выйти в мир и сказать набожным, умным собратьям-людям: «… мы верим, что мы знаем Бога, и мы правы; вы верите, что вы познай Бога, и ты совершенно не прав». [6]

Наряду со Смитом, другим крупным сторонником плюрализма является Джон Хик, который пишет:

[Эксклюзивизм] с его пагубным историческим влиянием, подтверждающим многовековой антисемитизм, колониальную эксплуатацию христианской Европой того, что сегодня мы называем третьим миром, и подчиненное положение женщин внутри строго патриархальной религиозной системы не только вызывает опасения среди многих христиан, но и тревожит многих наших соседей-нехристиан, создавая невидимые, но мощные барьеры внутри человеческого сообщества. [7]

Д'Коста убедительно доказывал, что логически плюрализм больше не может считаться категорией, потому что, когда он утверждает декларативную истину, утверждающую, что ни одна вера не имеет монополии на откровение или спасение, это становится еще одной формой исключительности. [8]

Инклюзивизм

[ редактировать ]

Особая форма христианского инклюзивизма утверждает, что, хотя христианство истинно, другие истины можно найти во фрагментах других религий. [9] Карл Ранер кратко формулирует это: «Поскольку они с чистой совестью практикуют то, что хорошо в их религии, люди других религий получают Божью благодать и являются «анонимными христианами», людьми, которые спасаются через Христа, хотя и не осознают этого. " [10] Инклюзивисты указывают на библейскую притчу об овцах и козлах, в которой спасенные овцы удивляются, получив награду за служение Иисусу ( Матфея 25:31-40). [11]

Эксклюзивизм в христианстве и других религиях

[ редактировать ]

По мнению Рэйса, история исключительности авраамических религий – как и инклюзивизма – восходит к словам Библии и Корана . [12] Христианские эксклюзивисты указывают на Евангелие от Иоанна (14:6), в котором цитируются слова Иисуса: «Я есмь путь и истина и жизнь. Никто не приходит к Отцу, кроме как через Меня». После смерти Иисуса его ученик Петр публично заявил: «Спасения нет ни в ком другом, ибо нет другого имени под небом, данного человечеству, которым надлежало бы нам спастись» (Деяния 4:12). Аналогичным образом, Коран (3:85) гласит: «Если кто-либо желает иной религии, чем ислам (подчинение Аллаху), никогда это не будет принято от него; и в будущей жизни он будет в рядах тех, кто проиграл (( все духовное добро)». Хотя иудаизм не делает упора на спасение, Первая заповедь (Исход 20:3) гласит: « Да не будет у вас других богов предо мною ». Рэйс говорит: «Напряжение между христианским опытом и признанием потенциальной подлинной практики вне христианского откровения фактически всегда существовало в христианской истории с самого начала, со слов самого Иисуса в Евангелии от Луки: в Луки 9: 50 он говорит: «Кто не против нас, тот за нас». [12] Дэниел Стрэндж указывает на то, о чем Рэйс не упоминает: в том же Евангелии (11:23) Иисус говорит: «Кто не со мной, тот против меня». [13]

«Нет спасения вне Церкви»

[ редактировать ]

В Римско-католической церкви ,Идея «нет спасения вне (христианской) церкви» (лат. Extra Ecclesiam Nulla Salus ) уходит корнями еще в эпоху христианского патриарха Александрийского Оригена в третьем веке. [10] Однако это учение часто интерпретируется как относящееся не только к видимой церкви или как означающее, что спасение нехристиан осуществляется через церковь.

Хотя Библия говорит о многих темах инклюзивности, разнообразия и терпимости как в Ветхом, так и в Новом Завете – отношение к чужому и чужому; надежда христиан, исходящая из всех народов и языков; Всеобщая забота Бога и поддержание творения; универсальный масштаб Евангелия и универсальный мандат нести Евангелие народам [14] подавляющее чувство в Церкви на протяжении большей части ее истории напоминает настроение Флорентийского собора 1422 года:

«Собор твердо верит, исповедует и провозглашает, что не живущие в Католической Церкви, не только язычники, но и иудеи, еретики и раскольники, не могут участвовать в жизни вечной, а отойдут в огонь вечный, уготованный диаволу и его ангелы». [15]

Бывший немецкий католический священник , а затем известный протестант , Мартин Лютер продолжал эксклюзивистскую теологическую направленность:

«Ибо где не проповедуется Христос, там нет Духа Святого, чтобы творить, призывать и собирать христианскую Церковь, и вне Него никто не может прийти к Господу Христу». [16]

В 20 веке миссионерское движение через голландского миссионера Хендрика Кремера писало, что Иисус — это тот, кто имеет полную власть судить об эффективности других религий. [17] Подчеркивая уникальный современный взгляд на проблему спасения, Стрэндж представляет утверждение Джорджа Линдбека о том, что тех, кто не знает Библии, нельзя осуждать за недостаток знаний. [18]

Новая волна эксклюзивности

[ редактировать ]

Мара Брехт утверждает, что проблема классического эксклюзивизма заключается в том, что он касается главным образом христианства и спасения (или «сверху вниз»). Она подчеркивает работу «Новой волны эксклюзивности», возглавляемой Гриффитсом, Д'Костой и Нетландом, которые используют подход «снизу вверх» к религиозному разнообразию. [19] Эксклюзивисты «новой волны» больше сосредотачиваются на «способах познания и понимания религиозных убеждений как выразительной истины» верующих, что приводит к более широким возможностям межконфессионального взаимодействия. [20] Например, Нетланд оставляет в стороне сравнение спасения религий, когда говорит, что диалог должен быть сосредоточен на самом важном вопросе, с которым сталкиваются все религии – вопросе истины. [21] Брехт приходит к выводу, что эксклюзивизм возможен для христиан – и, в более широком смысле, для других верующих – если верующие вступают в контакт с верующими других религий, которые, возможно, могут «победить» их собственные, чтобы у них было что-то, на чем можно было бы обосновать свои утверждения об истинности. Брехт говорит: «Практически это означает, что, например, размышляющие христиане будут считать свои убеждения столь же вероятными , как альтернативы внутри их собственной традиции, несколько более вероятными, чем соответствующие альтернативы внутри иудаизма, и значительно более вероятными, чем буддийские альтернативы. Другими словами, верующие будут сравнивать свои убеждения с другими убеждениями». [22]

Подразделения эксклюзивности

[ редактировать ]

Дуглас Пратт далее дает определение эксклюзивности, разделяя ее на три подразделения – открытый, закрытый и крайний. Цитируя Т'Хофта и Кремера, Пратт говорит, что открытая исключительность, никогда не уступая превосходящей позиции, «может, по крайней мере, быть снисходительно настроена по отношению к другим», хотя бы для того, чтобы знать Их достаточно хорошо для возможного обращения. Таким образом, отношения не вступают на равных основаниях и не с готовностью к значительному взаимному изменению самоидентичности. Если и вступает в диалог, то только для взаимного назидания и увеличения доброй воли. [23] Закрытый эксклюзивизм не дает никаких шансов для отношений, кроме признания права другого на существование. Крайний, жесткий эксклюзивизм часто приводит к фундаменталистской перспективе. Пратт пишет:

«Фундаментализм, как образ мышления, представляет собой менталитет, который выражает современное стремление к универсальности и последовательности в широком смысле: только одна истина; один авторитет; одно подлинное повествование, объясняющее все; один правильный способ быть». [24]

«Отрицание инаковости, возможно, имеет решающее значение, поскольку оно предполагает обесценивание и игнорирование «другого», будь то с точки зрения конкурирующего сообщества или конкурирующих инаковостей, идеологических или каких-либо иных. В процессе отрицания другого «я» утверждается как неотъемлемо превосходящее. Мой бог выше твоего бога». [25]

Американский профессор религии Пол Мозер постулирует две формы исключительности: логическую религиозную исключительность, которая утверждает, что, поскольку противоречивые, основополагающие утверждения истины для каждой религии исключают некоторые или многие из них из истинности; [26] и доксастический искупительный исключительноизм, основанный на Афанасовом Символе веры , который гласит, что если человек не верит в христианскую концепцию Троицы, этот человек осуждается. Мозер далее считает, что Бог, который исключает людей из спасения за то, что они не слышат и не понимают концепцию Троицы, не имеет морального характера и, следовательно, не заслуживает поклонения. [27]

Эксклюзивность в других религиях

[ редактировать ]

Хотя наибольшее внимание эксклюзивизма обращено на христианство, во многих религиях есть ветвь, подпадающая под категорию эксклюзивизма. Д'Коста [28] указывает на то, считает ли человек себя буддистом, индуистом или мусульманином – или вообще плюралистом – каждая версия утверждает, что «только одно отдельное откровение или одна единственная религия истинна, а все другие «откровения» или религии ложны», не обеспечивая никакой библейской поддержки его требовать.

Признавая, что исторически христианство демонстрировало самые крайние формы исключительности, Пратт утверждает, что многие фундаменталистские религии конкурируют за это звание, а ислам лидирует среди других достойных претендентов. [29] способами, которые не всегда очевидны. Чистка рохинджа в Мьянме , например, изображается как исключительность буддийских традиций. [30]

В Древней Греции

[ редактировать ]

Указ Диопита (430 г. до н.э.) запрещал поклонение и веру в богов, кроме богов олимпийского пантеона, признанных афинским полисом. Появление других богов рассматривалось как асебея , или нечестие , и каралось смертью. несколько философов Анаксагор , Протагор , Сократ , Стильпон , Феодор Киренский , Аристотель и Теофраст По этому указу в нечестии были обвинены . Сократ был признан виновным по обвинению во введении новых богов и приговорен к смерти через употребление кония . Антиох IV Эпифан , селевкидский правитель Израиля, решил эллинизировать евреев, приказав поклоняться Зевсу; когда они отказались, Антиох послал армию, чтобы обеспечить соблюдение его указа.

Согласно Геродоту , кавнийцы , греческий народ, который утверждал, что произошел с Крита и поселился в Малой Азии, поклонялись исключительно олимпийским богам. «Они решили, что больше не будут пользоваться чужеземными храмами, которые были основаны среди них, а будут поклоняться только своим старым богам-предкам. Тогда вся их молодежь взяла в руки оружие и, ударив копьями в воздух, двинулась к Калиндии. границе, заявив, что они изгоняют чужих богов».

Платон в своих «Законах» выступает за то, чтобы государство наказывало тех, кто отрицает существование олимпийских богов или верит, что боги существуют, но думает, что они безразличны к человечеству или их можно легко купить взятками.

Interpretatio graeca , общая тенденция древнегреческих писателей отождествлять иностранных божеств с членами своего собственного пантеона, можно рассматривать как своего рода исключительность. Синкретизм . эллинистического периода , когда такие аспекты культов иностранных богов, как иконография и эпитеты, также можно рассматривать как своего рода исключительность

Эксклюзивизм и религиозное разнообразие в Америке

[ редактировать ]

В социологическом опросе американцев и их отношениях с религиями, отличными от христианства, почти 90 процентов респондентов либо полностью, либо в некоторой степени согласились с тем, что «религиозное разнообразие было полезно для Америки», что подкрепляет идею о том, что американцы ценят разнообразие и религиозную свободу. [31] Однако респонденты, которые относились к категории эксклюзивистов или считали, что Соединенные Штаты являются христианской страной, демонстрировали гораздо более негативные взгляды и меньшую готовность включать других религиозных людей в жизнь своего сообщества. [32] Стивен Мерино заключает: «Возможно, когда многие американцы думают о «религиозном разнообразии», они имеют в виду только христианское разнообразие». [33] Тем не менее, они также предоставили исследования, подтверждающие их заявление: « Предварительные контакты с нехристианами будут связаны с более позитивным взглядом на религиозное разнообразие и большей готовностью включать нехристиан в общественную жизнь». [34]

Эксклюзивность и правда

[ редактировать ]

Отвечая на обвинение в плюрализме и возвращаясь к Нетландии, Брэд Стетсон прямо заявляет: «Возможно, эксклюзивизм правдив». [35] Именно это заявление, по его словам, расстраивает плюралистов, обвиняющих эксклюзивистов в высокомерии и дурном тоне. «Это просто неправда, как подразумевают плюралисты, что несогласие с кем-то […] по поводу религиозной истины равносильно плохому обращению с ним. противостоят человеческой гармонии и миру». [36] Кроме того, Хик, Смит и другие плюралисты отвергают идею о том, что вселюбящий Бог обрек бы некоторых людей на ад. [37] или что кто-то действительно заслуживает проклятия. [38] Стетсон цитирует К.С. Льюиса: «Двери ада заперты изнутри ». [38]

  1. ^ Пратт, Дуглас. «Эксклюзивизм и исключительность: современный богословский вызов». Пасифика 20.3 (2007): 296.
  2. ^ Тагги, Дейл. «Религиозное разнообразие, теории». Интернет-энциклопедия философии , 2015.
  3. ^ Д'Коста, Гэвин. «Невозможность плюралистического взгляда на религии». Религиоведение 32.2 (1996): 223–24.
  4. ^ Хеджес, Пол. «Размышление о типологиях: ведение быстро развивающейся дискуссии». Христианские подходы к другим конфессиям . Пол Хеджес и Алан Рэйс, ред. (Лондон: SCM, 2008): 18.
  5. ^ Д'Коста, Гэвин. «Невозможность плюралистического взгляда на религии». Религиоведение 32.2 (1996): 227.
  6. ^ Плантинга, Алан. «Плюрализм: защита религиозной исключительности». Рациональность убеждений и множественность веры , Томас Д. Сенор (ред.). (Итака: Издательство Корнельского университета, 1995): 176.
  7. ^ Стетсон, Брэд (1994). Плюрализм и особенность религиозных убеждений . Вестпорт, Коннектикут и Лондон: Praeger. п. 117.
  8. ^ Д'Коста, Гэвин (1996). «Невозможность плюралистического взгляда на религии 32.2 (1996): 223-32» . Религиоведение . 32 (2): 225. дои : 10.1017/S0034412500024240 . S2CID   170763569 .
  9. ^ Д'Коста, Гэвин. «Невозможность плюралистического взгляда на религии». Религиоведение 32.2 (1996): 225.
  10. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Тагги, Дейл (2015). «Религиозное разнообразие, теории». Интернет-энциклопедия философии .
  11. ^ Мозер, Пол (2010). «Религиозный эксклюзивизм». Оксфордский справочник по религиозному разнообразию : 86.
  12. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Гонка, Алан. «Теологии религий в процессе перемен: факторы, влияющие на форму дебатов». Христианские подходы к другим конфессиям . Пол Хеджес и Алан Рэйс, ред. (Лондон: SCM, 2008): 14.
  13. ^ Странно, Дэниел. «Эксклюзивизм:« Действительно, их скала не похожа на нашу скалу »». Христианские подходы к другим конфессиям . Пол Хеджес и Алан Рэйс, ред. (Лондон: SCM, 2008) 37.
  14. ^ Странно, 38.
  15. ^ Странно, 40.
  16. ^ Странно, 41
  17. ^ Странно, 43.
  18. ^ Странно, 44.
  19. ^ Брехт, Мара. «Какая польза от эксклюзивности?» Теологические исследования 73.1 (2012): 34.
  20. ^ Брехт, 34.
  21. ^ Брехт, 43.
  22. ^ Брехт, 54.
  23. ^ Пратт, Дуглас. «Эксклюзивизм и исключительность: современный богословский вызов». Пасифика 20.3 (2007): 297.
  24. ^ Пратт, 293.
  25. ^ Пратт, 298-99.
  26. ^ Мозер, Пол К. «Религиозный эксклюзивизм». Оксфордский справочник по религиозному разнообразию (2010): 78.
  27. ^ Мозер, 83.
  28. ^ Д'кост, 224.
  29. ^ Пратт, 298.
  30. ^ Ли, Морган. «Возлюби ближнего своего: христиане Южной Азии выступают в защиту мусульман рохинджа». Христианство сегодня , 27 октября 2017 г.
  31. ^ Мерино, Стивен. «Религиозное разнообразие в «христианской нации»: влияние теологической исключительности и межрелигиозных контактов на принятие религиозного разнообразия». Журнал научного изучения религии 49.2 (2010): 237.
  32. ^ Меринос, 243.
  33. ^ Меринос, 244.
  34. ^ Меринос, 235.
  35. ^ Стетсон, 115.
  36. ^ Стетсон, 118.
  37. ^ Стетсон, 119.
  38. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Стетсон, 123.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b1c2f66f62adb6ac62c01b8f005dc1fe__1721299200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b1/fe/b1c2f66f62adb6ac62c01b8f005dc1fe.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Exclusivism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)