Доксастическая логика
Доксастическая логика — это тип логики, связанной с рассуждениями об убеждениях .
Термин доксастик происходит от древнегреческого δόξα ( doxa английский термин doxa , «мнение, убеждение»), из которого также заимствован («популярное мнение или убеждение»). Обычно в доксастической логике используются обозначения означает «Считается, что это так", и набор обозначает набор убеждений . В доксастической логике убеждение рассматривается как модальный оператор .
Существует полный параллелизм между человеком, который верит в предположения , и формальной системой , которая выводит предложения. Используя доксастическую логику, можно выразить эпистемический аналог Гёделя о неполноте , теоремы металогики а также теоремы Леба и других металогических результатов в терминах убеждения. [1]
Типы рассуждений [ править ]
Чтобы продемонстрировать свойства наборов убеждений, Рэймонд Смалльян определяет следующие типы рассуждений:
- Точный аргумент : [1] [2] [3] [4] Точный мыслитель никогда не верит никакому ложному утверждению. (модальная аксиома T )
- Неверное рассуждение : [1] [2] [3] [4] Неточный мыслитель верит по крайней мере в одно ложное утверждение.
- Последовательный аргумент : [1] [2] [3] [4] Последовательный мыслитель никогда не верит одновременно в утверждение и в его отрицание. (модальная аксиома D )
- Нормальный резонатор : [1] [2] [3] [4] Нормальный мыслитель — это тот, кто, веря также считает, что они верят p (модальная аксиома 4 ).
- Вариантом этого может быть тот, кто, хотя и не верит также считает, что они не верят p (модальная аксиома 5 ).
- Своеобразный резонатор : [1] [4] Своеобразный мыслитель верит в предложение p, одновременно полагая, что он не верит. Хотя необычный мыслитель может показаться странным психологическим феноменом (см. парадокс Мура ), необычный мыслитель обязательно неточен, но не обязательно непоследователен.
- Рефлексивное мышление : [1] [4] Рефлексивный мыслитель — это тот, для кого каждое предложение есть какое-то предложение такой, что мыслитель верит .
- Если рефлексивный мыслитель 4-го типа [см. ниже ] верит , они поверят п. Это параллелизм теоремы Лёба для рассуждений.
- Самодовольный мыслитель : [1] [4] Тщеславный мыслитель считает, что его убеждения никогда не бывают неточными.
- Переписанный в новой форме, это логически эквивалентно :
- Это подразумевает, что:
- Это показывает, что тщеславный мыслитель всегда является устойчивым мыслителем (см. ниже).
- Нестабильный мыслитель : [1] [4] Нестабильный мыслитель — это тот, кто считает, что верит в какое-то утверждение, но на самом деле не верит в него. Это столь же странное психологическое явление, как и своеобразие; однако нестабильный мыслитель не обязательно непоследователен.
- Стабильный мыслитель : [1] [4] Стабильный мыслитель не является нестабильным. То есть для каждого если они верят тогда они верят Обратите внимание, что стабильность — это противоположность нормальности. Мы скажем, что мыслитель считает, что они стабильны, если для каждого предложения они верят (полагая: «Если я когда-нибудь поверю, что верю тогда я действительно поверю "). Это соответствует наличию плотного отношения доступности в семантике Крипке , и любое точное рассуждение всегда стабильно.
- Скромный резонатор : [1] [4] Скромный мыслитель — это тот, у кого на каждое убежденное положение , только если они верят . Скромный мыслитель никогда не верит если они не поверят . Любой рефлексивный мыслитель четвертого типа скромен. ( Теорема Лёба )
- Странный рассуждатель : [4] Странный мыслитель относится к типу G и считает, что они непоследовательны, но ошибается в этом убеждении.
- Робкий рассуждатель : [4] Робкий мыслитель не верит [боится" поверить ] если они верят, что вера в приводит к противоречивому убеждению.
уровня рациональности Повышение
- Рассуждение типа 1 : [1] [2] [3] [4] [5] Рассуждающий типа 1 обладает полным знанием логики высказываний , т.е. он рано или поздно верит в каждую тавтологию /теорему (любое утверждение, доказуемое таблицами истинности ):
- Символ означает — это тавтология/теорема, доказуемая в исчислении высказываний. Кроме того, их набор убеждений (прошлое, настоящее и будущее) логически замкнут в рамках modus ponens . Если они когда-нибудь поверят и тогда они (рано или поздно) поверят :
- Это правило также можно рассматривать как утверждение, что убеждение распространяется на импликацию, поскольку это логически эквивалентно
- .
- Обратите внимание, что в действительности даже предположение о рассуждении типа 1 может быть слишком сильным в некоторых случаях (см. Парадокс лотереи ).
- Тип 1* рассуждения : [1] [2] [3] [4] Мыслитель типа 1* верит всем тавтологиям; их набор убеждений (прошлое, настоящее и будущее) логически замкнут по modus ponens, и для любых пропозиций и если они верят тогда они поверят, что если они поверят тогда они поверят . Рассудитель типа 1* обладает «немного большим» самосознанием , чем рассуждатель типа 1.
- Рассуждение второго типа : [1] [2] [3] [4] Рассудитель относится к типу 2, если он относится к типу 1, и если для каждого и они (правильно) полагают: «Если я когда-нибудь поверю обоим и , тогда я поверю .» Будучи представителями типа 1, они также верят в логически эквивалентное утверждение: Мыслитель второго типа знает, что его убеждения ограничены modus ponens.
- Рассуждение третьего типа : [1] [2] [3] [4] Рассудитель относится к типу 3, если он является обычным рассуждением типа 2.
- Рассуждение четвертого типа : [1] [2] [3] [4] [5] Человек, который мыслит, относится к типу 4, если он принадлежит к типу 3 и при этом считает себя нормальным.
Самореализующиеся убеждения [ править ]
Для систем мы определяем рефлексивность как то, что для любого (на языке системы) есть некоторая такой, что доказуемо в системе. Теорема Лёба (в общей форме) состоит в том, что для любой рефлексивной системы типа 4, если доказуемо в системе, так же как и [1] [4]
Непостоянство веры в свою стабильность [ править ]
Если последовательный рефлексивный мыслитель 4-го типа считает, что они стабильны, то они станут нестабильными. Другими словами, если устойчивый рефлексивный мыслитель 4-го типа считает, что они стабильны, то они станут непоследовательными. Почему это? Предположим, что устойчивый рефлексивный мыслитель 4-го типа считает, что они стабильны. Мы покажем, что они (рано или поздно) поверят каждому предложению. (и, следовательно, быть непоследовательным). Возьмем любое предложение Разумный считает следовательно, по теореме Лёба они поверят (потому что они верят где это предложение и поэтому они поверят какое предложение ). Будучи стабильными, они тогда поверят [1] [4]
См. также [ править ]
- Эпистемическая модальная логика
- Пересмотр убеждений
- Общее знание (логика)
- Джордж Булос
- Яакко Хинтикка
- Модальная логика
- Раймонд Смалльян
Ссылки [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т Смалльян, Раймонд М. , (1986) Логики, которые рассуждают о себе , Материалы конференции 1986 года по теоретическим аспектам рассуждений о знаниях, Монтерей (Калифорния), Morgan Kaufmann Publishers Inc., Сан-Франциско (Калифорния), стр. 341–352.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж https://web.archive.org/web/20070930165226/http://cs.wwc.edu/KU/Logic/Book/book/node17.html Вера, знания и самосознание [ мертвая ссылка ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж https://web.archive.org/web/20070213054220/http://moonbase.wwc.edu/~aabyan/Logic/Modal.html Модальная логика [ мертвая ссылка ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в Смуллян, Рэймонд М. , (1987) Forever Undecided , Alfred A. Knopf Inc.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Род Гирл, Возможные миры , издательство McGill-Queen's University Press (2003) ISBN 0-7735-2668-4 ISBN 978-0773526686
Дальнейшее чтение [ править ]
- Линдстрем, ул.; Рабинович, Вл. (1999). «DDL Unlimited. Динамическая доксастическая логика для интроспективных агентов». Эркеннтнис . 51 (2–3): 353–385. дои : 10.1023/А:1005577906029 . S2CID 116984078 .
- Лински, Л. (1968). «Об интерпретации доксастической логики». Журнал философии . 65 (17): 500–502. дои : 10.2307/2024352 . JSTOR 2024352 .
- Сегерберг, Кр. (1999). «Логика по умолчанию как динамическая доксастическая логика». Эркеннтнис . 50 (2–3): 333–352. дои : 10.1023/А:1005546526502 . S2CID 118747031 .
- Вансинг, Х. (2000). «Сведение доксастической логики к логике действия». Эркеннтнис . 53 (1–2): 267–283. дои : 10.1023/А:1005666218871 . S2CID 58939606 .