Религиозный эксклюзивизм
Религиозный эксклюзивизм , или религиозная исключительность , — это доктрина или убеждение, согласно которому только одна конкретная религия или система убеждений . истинна [1] Это контрастирует с религиозным плюрализмом .
буддизм
[ редактировать ]Были предприняты некоторые попытки изобразить буддизм в эксклюзивистских рамках, указывая на то, что подразумевается, что тем, кто не принимает учения Будды, такие как Благородный Восьмеричный Путь , суждено повторять цикл страданий посредством бесконечных перевоплощений; а те, кто практикует истинный путь, могут достичь просветления. Необуддийские группы иногда считают свою традицию истинным путем к просветлению и предпринимают активные евангелические усилия, чтобы повлиять на тех, кого они считают находящимися во тьме. несколько сект, связанных с буддизмом Нитирэн . В эту категорию можно включить [ нужна ссылка ]
Однако многие последователи восточных религий не являются эксклюзивистами. Например, есть миллионы буддистов, которые также считают себя последователями конфуцианства или даосизма . [2]
Перри Шмидт-Лейкель указывал, что притча о слепом, которая пытается описать слона в «Месневи» Мевланы Джелаледдина-и Руми, но чье первоначальное происхождение находится в буддийском Палийском каноне, больше связана с религиозной исключительностью, а не с плюрализмом в буддийском учении. контекст. В буддийском контексте слон относится к истинной дхарме, слепой относится к тем, у кого взгляды противоречат Будде, зрячий относится к королю, который был Буддой в своей предыдущей жизни, а в тексте ясно сказано, что слепые люди не могут вступить на путь истинного спасения, и об этом говорится в тексте, поскольку слепые «не могут выйти за пределы Сансары». Только Будды укажут путь к спасению и предоставят возможность пересечь реку Самсару. Притча заканчивается очень ясной аналогией: свет других учителей подобен свету светлячка, тогда как свет Будды сияет, как солнце: «Когда появляется тот просветитель, свет светлячка гаснет и больше не светит». [3]
христианство
[ редактировать ]Некоторые христиане [4] утверждали, что религиозный плюрализм является недействительной или противоречивой концепцией. Максимальные формы религиозного плюрализма утверждают, что все религии одинаково истинны или что одна религия может быть истинной для одних, а другая — для других. Большинство христиан считают эту идею логически невозможной из-за принципа противоречия . [5] Две крупнейшие христианские ветви, Католическая церковь и Восточная Православная Церковь , заявляют, что являются « единой истинной церковью » и что « вне истинной Церкви нет спасения »; Однако протестантизм , который имеет множество различных конфессий, не имеет последовательной доктрины в этом отношении и имеет множество различных позиций относительно религиозного плюрализма.
Ряд христианских конфессий утверждают, что только они представляют единственную истинную церковь – церковь, которой Иисус дал свою власть в Великом Поручении . Католическая церковь, Восточная православная церковь, Восточно-православная община и Ассирийская церковь Востока считают себя единственной и неповторимой оригинальной церковью. Претензия на титул «единой истинной церкви» относится к первому из четырех признаков Церкви, упомянутых в Никейском Символе веры : «одна, святая, соборная и апостольская церковь». Концепция раскола несколько смягчает конкурирующие претензии между некоторыми церквями – потенциально можно устранить раскол. Например, католическая и восточная православная церкви считают друг друга раскольниками, а не еретиками . [6]
Многие основные протестанты считают всех крещеных христиан членами «духовной христианской церкви », которая не является видимой или институциональной; эту веру иногда называют богословским термином « невидимая церковь ». Некоторые другие христиане, такие как англикане англо -католической церкви, поддерживают версию теории ветвей , которая учит, что истинная христианская церковь включает англиканскую, восточно-православную, старокатолическую , восточно-православную, скандинавскую лютеранскую и римско-католическую ветви. [7]
индуизм
[ редактировать ]Бхагавад -гита предостерегает от исключительности:
Но то, что, как и целое, привязано к одному действию без причины.
А то, что мало, как если бы оно не имело реального значения, объявляется тамасичным.
Но то, что слепо цепляется за одну идею, как если бы все это, без логики, истины или проницательности, берет свое начало во Тьме.
- Бхагавад-гита, 18:22.
Хотя индуистские мудрецы, такие как Шри Рамакришна Парамханса и Шри Рамана Махарши, придерживаются подхода, согласно которому все религии содержат истину и ведут к одной и той же конечной цели, некоторые индуисты заявляют, что этот универсализм противоречит индуизму. [8]
ислам
[ редактировать ]Мусульмане верят, что Аллах открыл Коран Мухаммеду. Другими исламскими книгами, которые, как считается, были ниспосланы Богом до Корана и упомянуты в Коране поименно, являются Таурат ( Тора , иврит : תּוֹרָה ) , ниспосланный пророкам и посланникам среди детей Израиля , Забур ( Псалмы ), ниспосланный Давуду ( Давид ) и Инджиль ( Евангелие ), открытое Исе ( Иисусу ). В Коране также упоминается, что Бог открыл Свитки Авраама и Свитки Моисея . Однако большинство мусульман утверждают, что предыдущие послания и откровения были частично изменены или искажены . со временем [9] и считают Коран неизменным и окончательным откровением Аллаха. Религиозные концепции и практики включают в себя пять столпов ислама , которые представляют собой основные концепции и обязательные акты поклонения, а также следование исламскому праву , которое затрагивает практически все аспекты жизни и общества, охватывая все: от банковского дела и социального обеспечения до войны и окружающей среды. [10] [11] [12]
Ислам начал свою историю с исключительного отношения к политеистическим религиям, но с инклюзивистского отношения к монотеистам, включая христиан и евреев. Верующим в единство Бога был предоставлен статус зимми , дающий им определенные права, включая право открыто исповедовать свою религию и не подвергаться давлению с целью принятия ислама. [ нужна ссылка ]
Однако на практике ни включение евреев и христиан, ни воинствующая исключительность по отношению к «язычникам» всегда не практиковались. Христиан-тринитариев обвиняли в идолопоклонстве из-за их почитания икон , а также иногда к ним относились как к многобожникам из-за доктрин Троицы и Воплощения . [13] Евреи в целом жили лучше, чем христиане при исламском правлении. [ нужна ссылка ] К евреям и христианам относятся в основном благосклонно по сравнению с любой другой религией. [ нужна ссылка ]
Базовое отношение мусульман к другим религиям сегодня различается, и некоторые исламские страны, такие как Саудовская Аравия и Иран , относятся к другим религиям более эксклюзивно, чем другие, такие как Индонезия и Египет . [ нужна ссылка ]
Ислам действительно принимает искренних евреев , христиан и сабианцев как людей «Книги» наряду с мусульманами . [ нужна ссылка ]
В хадисе, приписываемом пророку Мухаммеду и известном как «хадис 73 сект», говорится, что в исламе будет 73 различных сект и групп и что только одна из этих групп достигнет спасения или рая, в то время как остальным будет уготован ад. Два отдельных повествования хадиса таковы:
«Евреи разделились на семьдесят одну секту, одна из которых окажется в раю, а семьдесят — в аду. Христиане разделились на семьдесят две секты, семьдесят одна из которых окажется в аду и одна в раю. Клянусь Тем, Чья Рука — душа Мухаммеда, мой народ разделится на семьдесят три секты, одна из которых окажется в Раю, а семьдесят две — в Аду». Было сказано: «О Посланник Аллаха, кто они?» Он сказал: «Основная часть». (Сунан Ибн Маджа 3992, Книга 36, Хадис 67) [14]
Другая версия хадиса:«Передал Абдуллах бин Амр:что Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «То, что случилось с детьми Израиля, произойдет и с моей уммой, шаг за шагом, так что если бы был кто-то, кто вступал в половую связь со своей матерью под открытым небом, то был бы кто-то из моя умма, которая сделает это. Действительно, дети Израиля разделились на семьдесят две секты, а моя умма разделится на семьдесят три секты. Все они находятся в огне, кроме одной секты». Он спросил: «А что это, о Посланник Аллаха?» Он сказал: «То, на чем я и мои сподвижники». (Джами ат-Тирмизи 2641, Книга 40, Хадис 36) [15]
Ученые основных исламских сект отметили, что секта, добившаяся спасения в этом хадисе, - это секта, к которой они принадлежат. Например, Абу ль-Хусейн аль-Малати, 'Абд аль-КахирСуннитские ученые, такие как аль-Багдади, Абу ль-Музаффар аль-Исфараини, аш-Шахрастани, сунниты были спасенной сектой, по мнению исмаилитского ученого, такого как Абу Таммам аль-Хаваризми, исмаилиты , по словам важного Му' ученый-тазили Кади Абд аль-Джаббар. Сектой, добившейся спасения, были мутазилиты . [16]
иудаизм
[ редактировать ]Большинство евреев верят, что – единственный Бог Авраама истинный Бог . Евреи верят, что Бог Авраама заключил завет с древними израильтянами , назвав их своим избранным народом и поручив им распространять концепцию монотеизма. Евреи считают свою избранность не признаком превосходства над другими народами, а обязанностью быть примером поведения для подражания другим народам. [17]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Уэйнрайт, Уильям Дж. (2005). Оксфордский справочник по философии религии . Издательство Оксфордского университета. п. 345 . ISBN 978-0-19-513809-2 .
- ^ Макдермотт, Джеральд Р. (2005), Проверка тезиса Старка: является ли мормонизм первой новой мировой религией после ислама? , Исследования BYU, заархивировано из оригинала 21 февраля 2014 г.
- ^ Перри Шмидт-Лейкель, Религиозный плюрализм и межрелигиозный диалог: лекции Гиффорда, Нью-Йорк: Orbis Books - расширенное издание, 2017, стр.73
- ^ Почему Иисус? Статья о том, что Иисус является спасителем, а не Мухаммед или Будда — см. вторую часть этой статьи.
- ↑ Защита спасения только через Христа. Архивировано 3 октября 2009 г. в Wayback Machine Джейсоном Карлсоном, Christian Ministries International.
- ^ По крайней мере, позиция католиков по этому вопросу ясна, а вот позиция православных менее ясна. Многие православные возражают против католических доктрин Чистилища , Заместительного искупления , Непорочного Зачатия и папского верховенства , среди прочего, как еретических доктрин. См. Vatican Insider : «Два православных епископа обвиняют Папу в ереси» 15.04.14
- ^ Найт, Фрэнсис (8 апреля 2016 г.). Религия, идентичность и конфликты в Великобритании . Рутледж. п. 143. ИСБН 9781317067238 .
- ^ Фрэнк Моралес, Нео-Веданта: Проблема индуистского универсализма - Нео-Веданта: Проблема индуистского универсализма
- ^ Аккад (2003): По словам Ибн Таймии, хотя только некоторые мусульмане признают текстовую достоверность всей Библии, большинство мусульман признают достоверность большей части ее.
- ^ Эспозито (2002b), стр.17
- ^ Эспозито (2002b), стр. 111, 112, 118.
- ^ «Шариат». Британская онлайн-энциклопедия .
- ^ Корриган, Джон; Денни, Фредерик; Джаффи, Мартин С; Эйре, Карлос (2016). «Монотеизм в исламе». Евреи, христиане, мусульмане: сравнительное введение в монотеистические религии . Рутледж. п. 159 . ISBN 978-1-317-34699-9 .
- ^ (Хадис/Традиция Пророка) Невзгоды: разделение наций
- ^ (Хадис/Традиция Пророка) Книга о вере: что было сказано о расколе, который произойдет в этой умме
- ^ Кадир Гомбеяз, Влияние 73 сект-хадисов на классификацию теологических сект в исламской ерезиографической литературе, ULUM: Journal of Religious Inquiries, 1/2 (декабрь 2018 г.), стр.251
- ^ « Что значит для евреев быть избранным народом?» Пелайя, Ариэла» . Архивировано из оригинала 22 февраля 2017 г. Проверено 17 февраля 2015 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Корни, Питер и Кевин Джайлс. Эксклюзивность и Евангелие . Кью, Вик: Англиканская церковь Св. Хилари, 1997. OCLC 38819137.
- Диксон, Квеси А. Незавершенная миссия: христианство и исключительность . Книги Орбиса, 1991. ISBN 978-0-88344-751-2
- Гриффитс, Пол . Проблемы религиозного разнообразия. Изучение философии религии . Издательство Блэквелл, 2001. ISBN 0-631-21150-0
- Кюнг, Ганс . Христианство и мировые религии: пути диалога с исламом, индуизмом и буддизмом . Даблдей, 1986. ISBN 978-0-385-19471-6
- Куинн, Филип и Кевин Микер. Философский вызов религиозного разнообразия . Издательство Оксфордского университета, 1999. ISBN 978-0-19-512155-1
- Фрэнк Моралес - Неоведанта: проблема индуистского универсализма
- Перри Шмидт-Лейкель , Религиозный плюрализм и межрелигиозный диалог: лекции Гиффорда, Нью-Йорк: Orbis Books - расширенное издание, 2017.
- Перри Шмидт-Лейкель, Ум Будды-Христа: христианский комментарий к Бодхичарьяватаре, Левен-Париж-Бристоль: Петерс, 2019.
- Перри Шмидт-Лейкель и Иоахим Генц (ред.), Религиозное разнообразие в китайской мысли, Macmillan: Palgrave, 2013.
- Перри Шмидт-Лейкель, Ханс-Питер Гроссханс и Мадлен Крюгер (редакторы), «Этническое и религиозное разнообразие в Мьянме», Лондон-Нью-Йорк; Блумсбери Академик, 2022.
- Кадир Гомбеяз, Влияние 73 сект хадисов на классификацию теологических сект в исламской ересиографической литературе, ULUM: Journal of Religious Inquiries, 1/2 (декабрь 2018 г.), стр. 245–258, номер doi и ссылка