Сабеи
Сабеи , — загадочная религиозная группа , , иногда также называемые сабейцами или сабеями трижды упоминаемая в Коране (как الصابئون аль-Ṣābiʾūn , в более поздних источниках الصابئة al-Ṣābiʾa ), [1] где подразумевается, что они принадлежали к « Людям Книги » ( ахль аль-китаб ). [2] Их первоначальная идентичность, которая, кажется, была давно забыта, [3] был назван «нерешенной проблемой Корана». [4] Современные ученые по-разному идентифицируют их как мандеев . [5] манихеи , [6] сабейцы , [7] Эльхасаиты , [8] Архонтика , [9] Хунафа (либо как тип гностиков , либо как «сектанты»), [10] как приверженцы астральной религии Харрана . или [11] Некоторые учёные считают, что невозможно с какой-либо степенью достоверности установить их первоначальную идентичность. [12]
По крайней мере, начиная с девятого века, коранический эпитет «сабиан» требовался различными религиозными группами, которые добивались признания мусульманскими властями народа Книги, заслуживающего правовой защиты ( зимма ). [13] Среди них - сабеи Харрана , приверженцы плохо изученной языческой религии, сосредоточенной в верхнеммесопотамском городе Харране описывали , которых сирийские христианские ересиографы как звездопоклонников . [14] Эти харранские сабеи практиковали старую семитскую форму политеизма . [15] в сочетании со значительным количеством эллинистических элементов. [16] Большинство исторических деятелей, известных в девятом-одиннадцатом веках как аль-Саби, вероятно, были либо членами этой харранской религии, либо потомками таких членов, в первую очередь харранские астрономы и математики Сабит ибн Курра (умер в 901 г.) и аль-Баттани (умер в 901 г.). 929). [17]
С начала десятого века термин «сабиан» применялся к предполагаемым «язычникам» всех мастей, например, к древним египтянам и грекам или к буддистам . [18] Ибн Вахшия (умер около 930 г. ) использовал этот термин для обозначения типа месопотамского язычества, сохранившего элементы древней ассиро-вавилонской религии . [19]
Сегодня в Ираке и Иране название «сабианцы» обычно применяется к мандеям , современной этнорелигиозной группе, которая следует учениям своего пророка Иоанна Крестителя ( Яхья ибн Закария ). Эти мандейские сабеи, чья самая важная религиозная церемония — крещение , [20] монотеистичны , и их священная книга известна как Гиндза Рабба . [21] : 1 Мандейские сабианские пророки включают Адама , Сифа , Ноя , Сима и Иоанна Крестителя, причем Адам является основателем религии, а Иоанн — величайшим и последним пророком . [22] : 45
Этимология
[ редактировать ]Этимология арабского слова Саби оспаривается. Согласно одной из интерпретаций, это активное причастие арабского корня ṣ - b - ʾ («обращаться»), означающего «обращающийся». [23] Другая широко цитируемая гипотеза, впервые предложенная Дэниелом Чвольсоном в 1856 году: [24] Дело в том, что оно происходит от арамейского корня, означающего «макать» или «крестить». [25]
Интерпретация как «обращенные» цитировалась различными средневековыми арабскими лексикографами и филологами . [26] и поддерживается традицией, сохраненной Ибн Хишамом (умер в 834 г., редактором самой ранней сохранившейся биографии Мухаммеда ), согласно которой термин шабиха применялся к Мухаммеду и первым мусульманам некоторыми из их врагов (возможно, евреями), [27] которые считали их «отвернувшимися» от правильной религии и к ереси. Таким образом, этот термин, возможно, был повторно присвоен ранними мусульманами, сначала как самоназвание, а затем для обозначения других людей еврейского христианского происхождения, которые «обратились» к новым откровениям, предложенным Мухаммедом. Таким образом, в контексте отрывков Корана, в которых встречается этот термин, он может относиться ко всем людям, которые оставили свою веру, находя в ней недостатки, но еще не пришедшие в ислам. В этом смысле термин Сабих по значению аналогичен термину Ханиф . [28]
Понимание этого термина как ссылки на «ковшиков» или «крестителей» лучше всего соответствует тем интерпретациям, которые отождествляют коранических сабиев с баптистскими сектами, такими как эльхасаиты или мандеи . [26] Однако эта этимология также использовалась для объяснения истории Ибн Хишама о том, что Мухаммеда и его последователей называли «сабианами», что тогда могло бы быть отсылкой к ритуальному омовению, совершаемому мусульманами перед молитвой, - практике, напоминающей практику различных баптистских сект. [29]
Были предложены и другие этимологии. По словам Иуды Сигала , этот термин относился к Тобе , сирийскому названию Нисибиса , города в Верхней Месопотамии. [30] Это также связано с еврейским словом «саба » , « [небесное] воинство », подразумевая звездопоклонников . [31]
Сабиане Корана
[ редактировать ]В Коране
[ редактировать ]Коран ( кратко упоминает сабиев в трех местах: в суре аль-Бакара (2:62), в суре аль-Маида 5:69) и в суре аль-Хадж (22:17). [15]
«Воистину, верующие, иудеи, и христиане, и сабеи, и те, кто веруют в Аллаха и в Последний день и творят добро, получат награду от своего Господа, и нет им страха и будут ли они горевать». [ Коран 2:62 ( Перевод Шакира)]
«Воистину, те, кто веруют, и иудеи, и сабеи, и христиане, которые веруют в Аллаха и в последний день и творят добро, не будут бояться и не будут печалиться». [ Коран 5:69 ( Перевод Шакира)]
«Воистину, те, кто веруют, и те, кто являются евреями, и сабиянами, и христианами, и магами, и теми, кто приобщает (других к Аллаху) – поистине, Аллах рассудит между ними в день воскресения; поистине, Аллах – свидетель во всем. " [ Коран 22:17 ( Перевод Шакира)]
Два первых стиха обычно интерпретировались как означающие, что сабеи принадлежали к Народу Книги ( ахль аль-китаб , ср. 5:68), [32] так же, как евреи, христиане и – лишь по некоторым интерпретациям – зороастрийцы («маги», аль-маджус ). [б] Однако ни один из трех стихов не дает никаких указаний на то, кем могли быть сабеи и во что они могли верить. [26] По мнению Франсуа де Блуа , тот факт, что они отнесены в Коране к авраамическим монотеистам, делает маловероятным, что они были либо многобожниками Харрана, либо мандеями, последние из которых определяли себя в оппозиции к авраамической пророческой традиции. [26]
В более поздних источниках
[ редактировать ]исламский
[ редактировать ]В некоторых суннитских хадисах они описываются как принявшие ислам . [33]
В начале мусульманского завоевания Месопотамии вождь мандеев Ануш бар Данка предстал перед мусульманскими властями, показав им копию Гинза Рабба , мандейской священной книги, и провозгласив, что главным мандейским пророком является Иоанн Креститель . который также упоминается в Коране под именем Яхья ибн Закария . Следовательно, мусульманские халифаты признали их кораническими сабеями и людьми Книги. [34] : 5
Другие классические арабские источники включают Фихриста ибн ан-Надима (ок. 987 г.), который упоминает Могтасилу («Мухтасила», или «самоомывающиеся»), секту сабиев в южной Месопотамии, которых отождествляют с мандеями или элькесаитами. . [35] [22] : 35 [36]
Аль-Бируни (писавший в начале одиннадцатого века нашей эры) сказал, что «настоящие сабеи» были «остатками еврейских племен, которые остались в Вавилонии , когда другие племена покинули ее и перебрались в Иерусалим во времена Кира и Артаксеркса. По мнению Э.С. Дроуэра (1937), эти оставшиеся племена... приняли систему, смешанную из магизма и иудаизма ». [37]
По словам Абу Юсуфа Абши аль-Кади, халиф аль-Мамун Багдада в 830 году нашей эры стоял со своей армией у ворот Харрана и расспрашивал харранцев о том, к какой защищенной религии они принадлежали. Поскольку они не были ни мусульманами, ни христианами, ни иудеями, ни магами, халиф сказал им, что они неверующие. им придется стать мусульманами или приверженцами одной из других религий, признанных Кораном, Он сказал, что к тому времени, когда он вернется из кампании против византийцев, иначе он убьет их. [38] Харранцы проконсультировались с юристом, который предложил им найти ответ в Коране II.59, в котором говорится, что сабийцы терпимы. Было неизвестно, что означает «Сабиан» в священном тексте, и поэтому они взяли это имя. [39]
Языческий народ Харрана отождествлял себя с сабиями, чтобы попасть под защиту ислама. [40] [41] : 111–113 : 5 Харранцы, возможно, идентифицировали себя как сабианцы, чтобы сохранить свои религиозные убеждения. [40] : 5 Во многих средневековых источниках утверждается, что харранские сабеи признали Гермеса Трисмегиста своим пророком. [42] Подтверждение Гермеса как пророка происходит из его идентификации как Идриса (т.е. Еноха ) в Коране (19.57 и 21.85). [43] Это часто заставляет современных ученых думать о харранских сабианах как о герметистах , хотя на самом деле этому нет никаких значимых доказательств. [42]
Более того, этот рассказ о харранских сабианах не соответствует существованию более ранних записей, в которых упоминаются сабианцы в Харране. Усама ибн Айд, писавший до 770 г. н.э. (года его смерти), уже упоминал город сабиев в районе, где находится Харран. [44] Сообщается, что юрист Абу Ханифа, умерший в 767 году нашей эры, обсуждал правовой статус харранских сабианцев с двумя своими учениками. [45]
Другой
[ редактировать ]Маймонид
[ редактировать ]Еврейский ученый Маймонид (1125–1204) перевел книгу «Набатейское земледелие» , которую он считал точным отчетом верований сабиев, веривших в идолопоклоннические практики «и другие суеверия, упомянутые в набатейском сельском хозяйстве». [46] Он подробно рассказал о язычниках-сабеях в своем «Путеводителе для растерянных» (завершено в 1186–1190 гг.). [47]
Писания бахаи
[ редактировать ]Сабеи также упоминаются в литературе Бахаи Веры . Эти упоминания, как правило, кратки и описывают две группы сабиян: тех, «кто поклоняется идолам во имя звезд, кто верит, что их религия произошла от Сифа и Идриса » (харранианские сабеи), и других, «кто верил в сына Захарии ( Иоанн Креститель ) и не приняли пришествия сына Марии (Иисуса Христа)» (Мандеи). [48] Абдул-Баха кратко описывает Сифа как одного из «сынов Адама». [49] Бахаулла в Скрижали отождествляет Идриса с Гермесом Трисмегистом. [50] Однако он не называет конкретно Идриса пророком сабиян. Эта религиозная группа, которую иногда называют сабеянами , упоминается в Вере Бахаи среди многих ранних религий предыдущих эпох. В « Писании бахаи » « Тайны божественной цивилизации савеи » Абдул-Баха приписывают возможность быть источником некоторых основ для науки логики . [51]
Современные ученые
[ редактировать ]Дэниел Чволсон
[ редактировать ]Согласно Дэниела Чволсона книге «Die Ssabier und der Ssabismus» (1856), Хволсон проводит различие между языческими псевдосабианами Харрана и настоящими сабеянами, которых он идентифицирует как мандеев болот Ирака. Халиф Мамун предложил язычникам Харрана выбрать признанную религию, стать мусульманами или умереть. Впоследствии они отождествили себя с сабианами. Хвольсон также связал элькесаитов с мандеями и ессеями. [52]
Николя Сиуффи
[ редактировать ]Сирийский христианин , [53] [54] а позже французский вице-консул в Николя Мосуле Сиуффи в своих «Этюдах о религии де Суббас или Сабеенс, leurs Dogmes, leurs moeurs» (Париж: Imprimerie Nationale, 1880) утверждал, что идентифицировал 4000 сабианцев среди мандейского населения. Работа Сиуффи была хорошо принята теософом Дж. Р. С. Мидом . [55] но ученые раскритиковали оценки и исследование. [56]
Сэр Остин Генри Лейард
[ редактировать ]Лейард упоминает в своем путевом дневнике [57] встреча с «странствующим серебряным мастером», который был «сабеем или христианином Святого Иоанна [Крестителя]». проживало от 300 до 400 семей в Шуштаре и Басре По его оценкам , в то время . Он также упомянул, что сабеи (написанные Лейардом как сабеи) находятся под притеснением со стороны турецких и персидских властей. [57]
Ученые 20-го века
[ редактировать ]Гэвин Максвелл, путешествуя с исследователем Уилфредом Тезигером по южным болотам Ирака, записывает в своем дневнике, что сабеи были «Людьми Книги». Болотные арабы называли их «Субби». У них была своя письменность и религиозные обряды. Он оценил их число в «возможно, десять тысяч». Они одевались на манер суннитов. Они жили только вблизи движущихся (а не стоячих) болотных вод. В середине 1950-х годов их считали опытными мастерами в этом районе, к которым другие обращались за работой по металлу. Работа, которой они были в основном известны за пределами Ирака, заключалась в работе с серебром. [58]
Ученые XXI века
[ редактировать ]Яакко Хямеен-Анттила (2002, 2006) отмечает, что в болотистых районах Южного Ирака существовала непрерывная традиция мандейской религии и что еще один языческий, или «сабийский», центр исламского мира десятого века был сосредоточен в Харране . [59] Эти языческие «сабии» упоминаются в Набатейском корпусе Ибн Вахшиеи . [60]
Языческие сабеи
[ редактировать ]Среди различных религиозных групп, которые в IX и X веках стали отождествлять с сабеями, упомянутыми в Коране, по крайней мере две группы были язычниками . Более того, оба, судя по всему, поклонялись звездам.
Сабеи Харрана
[ редактировать ]Безусловно, наиболее известными из этих двоих являются сабии Харрана, приверженцы эллинизированной семитской языческой религии, которой удалось выжить в ранний исламский период в верхнемесопотамском городе Харран . [15] описывали их Сирийские христианские ересиографы как звездопоклонников. [14] Большинство ученых и придворных, работавших на династии Аббасидов и Буидов в Багдаде в девятом-одиннадцатом веках и известных как «сабиане», были либо членами этой харранской религии, либо потомками таких членов, в первую очередь харранских астрономов и математиков Сабита ибн. Курра (умер в 901 г.) и аль-Баттани (умер в 929 г.). [61] Были некоторые предположения о том, могли ли эти сабианские семьи в Багдаде, от которых косвенно зависит большая часть нашей информации о харранских сабианах, практиковать другой, более философски вдохновленный вариант первоначальной харранской религии. [62] Однако, помимо того, что он содержит следы вавилонской и эллинистической религии , и что важное место занимали планеты (которым приносились ритуальные жертвоприношения ), о харранском сабианстве известно мало. [63] Ученые по-разному описывали их как (нео) платоников , герметистов или гностиков , но убедительных доказательств ни для одного из этих отождествлений нет. [64] [с]
Сабеи Нижней Месопотамии
[ редактировать ]жили также различные религиозные группы Помимо сабианцев Харрана, в Месопотамских болотах , которых называли «сабианами болот» (араб. Сабиат аль-батаих ). [65] Хотя это имя часто понималось как отсылка к мандеям , на самом деле существовала по крайней мере еще одна религиозная группа, жившая в болотистых местностях Южного Ирака. [66] Эта группа все еще придерживалась языческой веры, связанной с вавилонской религией , в которой месопотамские боги уже с древности почитались в форме планет и звезд. [67] По словам Ибн ан-Надима , нашим единственным источником этой конкретной группы являются «сабии болот», они «следуют доктринам древних арамейцев [ ала махиб ан-Набат аль-кадим ] и почитают звезды». [68] Однако существует также большой корпус текстов Ибн Вахшии (умер около 930 г.), наиболее известный из которых - его «Набатейское земледелие» , в котором подробно описываются обычаи и верования (многие из которых восходят к меспотамским моделям) иракских сабиев, живущих в Савад . [69]
Современные сабеи
[ редактировать ]Сегодня в Ираке и Иране сабеи – это те, кто следует учению Иоанна Крестителя . Это мандейские сабеи. [20] Из-за своей веры, пацифизма и отсутствия племенных связей они были уязвимы для насилия после вторжения в Ирак в 2003 году , и в 2007 году их численность составляла менее 5000 человек. До вторжения самые высокие концентрации мандеев были в Амаре , Насирии и Басре . Помимо этих южных регионов и Ахваза в Иране, большое количество мандеев было обнаружено в Багдаде , что давало им легкий доступ к реке Тигр. Сегодня они в основном живут вокруг Багдада, где проживает первосвященник, который проводит службы и крещения. Некоторые переехали из Багдада в Курдистан , где безопаснее. [20]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Магриби Рукопись , ок. 12:50–13:50
- ^ Следует ли понимать «волхвов», перечисленных в Коране 22:17, как принадлежащих к Людям Книги, было предметом споров среди средневековых мусульманских ученых. Исламские юристы, как правило, предоставляли зороастрийцам частичный статус «Людей Книги», хотя они расходились во мнениях относительно того, в какой степени следует разрешать такие юридические привилегии, как смешанные браки с мусульманами (см. Darrow 2003 ; Nasr et al. 2015 , стр. 834, стих 22: 17).
- ^ О сабианах Харрана см. далее Dozy & de Goeje 1884 ; Марголиут 1913 ; Тардье 1986 ; Тардье 1987 ; Питерс 1990 ; Грин 1992 ; Фахд 1960–2007 ; Стромайер, 1996 г .; Генекванд, 1999 год ; Елюкин 2002 ; Струмса, 2004 г .; Де Смет 2010 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ван Бладель 2017 , с. 5.
- ^ Де Блуа 2004 ; Отметки 2021 , с. 20.
- ^ Де Блуа 1960–2012. ; Ван Бладель 2009 , с. 67.
- ^ Бак 1984 , с. 172.
- ↑ Об этом подробно говорили Чвольсон 1856 и Гюндюз 1994 (оба цитируются Ван Бладелем 2009 , стр. 67). Эту точку зрения также поддержали такие мандейские ученые, как Drower 1960 , p. ix и Насорая 2012 , с. 39 (цитата по Gündüz 1994).
- ^ Де Блуа 1995 (цитируется по Ван Бладелу 2009 , стр. 67).
- ^ Белл 1926 , с. 60 (цитируется по Ван Бладелу, 2009 , стр. 67).
- ^ Dozy & de Goeje 1884 (цитируется Green 1992 , стр. 105–106); Buck 1984 (цитируется по Van Bladel 2009 , стр. 67).
- ^ Тардье 1986 (цитируется по Ван Бладелу 2009 , стр. 67).
- ^ Как гностики: Педерсен 1922 , с. 390 и Hjärpe 1972 (оба цитируются Ван Бладелем 2009 , стр. 67). Как «сектанты»: Genequand 1999 , стр. 123–127 (цитируется по Van Bladel 2009 , стр. 67).
- ^ Марголиаут 1913 (цитируется Грином 1992 , стр. 106–108); Strohmaier 1996 (цитируется по Van Bladel 2009 , стр. 67–68).
- ^ Грин 1992 , стр. 119–120; Струмса 2004 , стр. 335–341; Хямеен-Анттила 2006 , с. 50; Ван Бладель 2009 , с. 68.
- ^ Де Блуа 1960–2007 ; Фахд 1960–2007 ; Ван Бладель 2017 , стр. 5, 10.
- ^ Jump up to: а б Ван Бладель 2009 , с. 68; ср. 70.
- ^ Jump up to: а б с Из Блуа 1960–2007 гг .
- ^ Ван Бладель 2009 , с. 66.
- ^ Генеалогическая таблица семьи Сабита ибн Курры дана Де Блуа, 1960–2007 гг . О некоторых из его потомков см. Roberts 2017 .
- ^ Ван Бладель 2009 , с. 67.
- ^ Хямеен-Анттила 2006 , стр. 49; ср. стр. 46–52, стр. 20, примечание 42, стр. 37, примечание 91.
- ^ Jump up to: а б с Сабах, Заид (27 сентября 2007 г.). «Сабианская секта хранит веру» . США сегодня . Проверено 24 декабря 2021 г.
- ^ Аль-Саади, Кайс; Аль-Саади, Хамед (2019). Гинза Рабба (2-е изд.). Германия: Драбша.
- ^ Jump up to: а б Бриха С. Насораия (2012). «Священный текст и эзотерические практики в сабийской мандейской религии» (PDF) .
- ^ Де Блуа 2004 ; Генекванд 1999 , с. 126. Ван Бладель 2009 , с. 67, примечание 14 находит эту «наиболее убедительную этимологию», ссылаясь также на De Blois 1995 , стр. 51–52 и Margoliouth 1913 , p. 519б.
- ^ Chwolson 1856 , цитируется Green 1992 , p. 103.
- ^ Эту этимологию до сих пор поддерживают некоторые ученые, например, Häberl 2009 , p. 1.
- ^ Jump up to: а б с д Из Блуа 2004 .
- ^ Грин 1992 , с. 106. То, что этими врагами могли быть евреи, предполагает Genequand 1999 , с. 127.
- ^ Genequand 1999 , стр. 126–127.
- ^ Таким образом, история Ибн Хишама была объяснена Юлиусом Веллхаузеном , цитируемым Green 1992 , p. 106.
- ^ Green 1992 , стр. 111–112, со ссылкой на Сигала 1963 .
- ^ «Сабаизм» , в Оксфордском словаре фраз и басен , 2-е изд. (Издательство Оксфордского университета, 2005).
- ^ Де Блуа 2004 . 5:68, стих, предшествующий цитированному выше 5:69, гласит: «Скажи: О последователи Книги [ ахль аль-китаб ]! Вы не следуете добру, пока не будете соблюдать Таурат и Инджиль и то, что открыто вам от твой Господь; и, несомненно, то, что было ниспослано тебе от твоего Господа, приведет к тому, что многие из них увеличат свое непослушание и неверие, поэтому не скорби о неверующих людях». [ Коран 5:68 ( Перевод Шакира)]
- ^ Например , Сахих Бухари, Книга № 7, Хадис № 340; Книга №59, Хадис №628; Книга №89, Хадис №299 и т.д.
- ^ Бакли, Йорунн Якобсен (2002), Мандеи: древние тексты и современные люди (PDF) , Оксфорд : Oxford University Press , ISBN 9780195153859
- ^ Ибн ан-Надим. аль-Фихрист . стр. 442–445.
- ^ Асмуссен, JP (29 июля 2011 г.). АЛЧАСАЙ . Проверено 9 мая 2022 г.
{{cite encyclopedia}}
:|website=
игнорируется ( помогите ) - ^ «Выдержки из книги Этель Стефаны Дроуэр, 1937, Мандеи Ирака и Ирана » . Архивировано из оригинала 3 декабря 2017 года . Проверено 24 мая 2010 г.
- ^ Чертон 2002 , с. 26.
- ^ Чертон 2002 , стр. 26–27.
- ^ Jump up to: а б Пунавала, Исмаил К. (1990). История ат-Табари, том IX «Последние годы Пророка» . Издательство Государственного университета Нью-Йорка.
- ^ Дроуэр 1960 .
- ^ Jump up to: а б Ван Бладель 2009 .
- ^ Чертон 2002 , с. 27.
- ^ Грин 1992 , с. 106.
- ^ Грин 1992 , с. 112.
- ^ Путеводитель для растерянных , Книга третья, Глава 37, с. 334 М. Фридлендер. Dover Publications, Inc. Нью-Йорк. 1956.
- ^ Елюкин 2002 .
- ^ А'ин-и Сабиин, Рухулла Михрабхани, Институт исследований бахаи, Онтарио, Канада, 1994 г.
- ^ 'Абдул-Баха (1982) [1912]. Провозглашение всеобщего мира (изд. В твердом переплете). Уилметт, Иллинойс, США: Издательский фонд Бахаи. п. 365. ИСБН 0-87743-172-8 .
- ^ Бахаулла (1994) [1873–92]. Скрижали Бахауллы, явленные после Китаб-и-Агдас . Уилметт, Иллинойс, США: Издательский фонд Бахаи. п. 152. ИСБН 0-87743-174-4 .
- ^ «Тайна божественной цивилизации | Справочная библиотека бахаи» . www.bahai.org . Проверено 31 января 2022 г.
- ^ Чвольсон 1856 ; ср. Дроуэр 1960 , стр. 98, 111.
- ^ Мандеи: Последние гностики
- ^ Выживание среди курдов
- ^ GRS Mead , Гностический Иоанн Креститель: Отрывки из мандейской книги Иоанна , стр. 137: «... французский вице-консул в Мосуле оценил их в общей сложности примерно в 4000 душ ( Etudes sur la Religion des Soubbas ou Sabéens , Париж, 1880). Тогда их можно было найти главным образом в окрестностях Басры и Оценка Кут. Сиуффи».
- ^ Эдинбургское обозрение , 1880, Сидней Смит. «Принимая во внимание невежество г-на Сиуффи и возможную нечестность его учителя, этого едва ли достаточно, чтобы объяснить происхождение всех традиций и верований, описанных в «Этюдах о религии» де Субба...»
- ^ Jump up to: а б Лейард, Остин Генри, сэр (1887). Ранние приключения в Персии, Сузиане и Вавилонии, включая проживание среди бахтияри и других диких племен до открытия Ниневии . Джон Мюррей. стр. 162–164. ISBN 9781313905619 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Трость, потрясенная ветром: путешествие по неизведанным болотам Ирака Харпер и Роу , 1957; ISBN 1-85089-272-5
- ^ Яакко Хямеен-Анттила в книге «Идеологии как межкультурный феномен» с. 90, изд. Антонио Панайно, Джованни Петтинато, Международная ассоциация межкультурных исследований проекта МЕЛАММУ , 2002 г. «... что в болотистых районах Южного Ирака существовала непрерывная традиция мандейской религии, но, похоже, в науке полностью игнорировали то, что там был еще одним языческим, или сабианским, центром в исламском мире десятого века, в сельской местности Ирака (савад) вокруг Багдада».
- ^ Jaakko Hämeen-Anttila, 2002. Во-первых, сами книги Набатейского корпуса утверждают, что являются переводами с «древнего сирийского языка» (например, Филаха 1:5), сделанными Ибн Вахшией и переданными его ученику Ибн аз-Зайату. Настоящие авторы, например, Филахи, по мнению...
- ^ Ван Бладель 2009 , с. 65. Генеалогическая таблица семьи Сабита ибн Курры приведена Де Блуа за 1960–2007 гг . О некоторых из его потомков см. Roberts 2017 .
- ^ Hjärpe 1972 (цитируется по Van Bladel 2009 , стр. 68–69).
- ^ Ван Бладель 2009 , стр. 65–66.
- ^ Ван Бладель 2009 , с. 70.
- ^ Ван Бладель 2017 , стр. 14, 71. О месопотамских болотах в ранний исламский период см. стр. 60–69.
- ^ Ван Бладель 2017 , с. 71. Согласно Ван Бладелю, существовали еще две группы, третья — эльчасаиты , которых другие ученые считают мандеями.
- ^ Ван Бладель 2017 , стр. 71–72.
- ^ Перевод Ван Бладела, 2017 , с. 71.
- ^ Хямеен-Анттила 2006 , стр. 46–52.
Источники
[ редактировать ]- Белл, Ричард (1926). Происхождение ислама в христианской среде . Лондон: Макмиллан. OCLC 695842215 .
- Бак, Кристофер (1984). «Личность Сабиуна: исторический поиск» . Мусульманский мир . 74 (3–4): 172–186. дои : 10.1111/j.1478-1913.1984.tb03453.x .
- Чертон, Тобиас (2002). Золотые строители: алхимики, розенкрейцеры и первые масоны . Нью-Йорк: Барнс и Ноубл.
- Хвольсон, Дэниел (1856). Ссабии и ссабизм . Том. 1-2. СПб.: Императорская Академия наук. OCLC 64850836 .
- Дэрроу, Уильям Р. (2003). «Маги». В Маколиффе, Джейн Даммен (ред.). Энциклопедия Корана . дои : 10.1163/1875-3922_q3_EQSIM_00269 .
- Де Блуа, Франсуа (1995). «Сабии» (Ṣābi'un) в доисламской Аравии». Акта Ориенталия . 56 : 39–61.
- Де Блуа, Франсуа (2002). «Насрани (Nαζωραῖος) и Ханиф (ἐθνικός): исследования религиозной лексики христианства и ислама» . Бюллетень Школы восточных и африканских исследований . 65 (1): 1–30. дои : 10.1017/S0041977X02000010 . JSTOR 4145899 .
- Де Блуа, Франсуа (2004). «Сабии». В Маколиффе, Джейн Даммен (ред.). Энциклопедия Корана . дои : 10.1163/1875-3922_q3_EQSIM_00362 .
- Де Блуа, Франсуа (1960–2007). «Саби». В Бирмане, П .; Бьянкис, Т. ; Босворт, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . дои : 10.1163/1573-3912_islam_COM_0952 .
- Де Каллатаи, Годфруа (2017). «Сабианы Саида аль-Андалузи» (PDF) . Он изучает греко-арабский язык . 7 : 291–306.
- Де Смет, Дэниел (2010). «Арабский Платон и сабеи Харрана. «Рассеянный путь» передачи платонизма в стране ислама». Рес Антиква . 7 : 73–86. ISBN 978-2-87457-034-6 .
- Дози, Рейнхарт Питер Энн ; Годже, Майкл Джин (1884). «Посмертные мемуары М. Дози: содержащие новые документы по изучению религии харранцев, завершенные М. Дж. де Гойже». Материалы VI сессии Международного конгресса востоковедов в Лейде . Полет. 2. Лейден: Брилл. стр. 283–366. OCLC 935749094 .
- Дроуэр, ES (1960). Тайный Адам: исследование насорийского гнозиса . Оксфорд: Кларендон Пресс. OCLC 654318531 .
- Элюкин, Джонатан (2002). «Маймонид, взлет и падение сабианцев: объяснение законов Моисея и пределы науки» . Журнал истории идей . 63 (4): 619–637. дои : 10.2307/3654163 . JSTOR 3654163 .
- Фахд, Туфик (1960–2007). «Сабиха». В Бирмане, П .; Бьянкис, Т. ; Босворт, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . дои : 10.1163/1573-3912_islam_COM_0953 .
- Женекван, Чарльз (1999). «Идолопоклонство, астрология и мудрость» . Исламские исследования . 89 (89): 109–128. дои : 10.2307/1596088 . JSTOR 1596088 .
- Грин, Тамара М. (1992). Город бога Луны: религиозные традиции Харрана . Религии в греко-римском мире. Том. 114. Лейден: Брилл. ISBN 978-90-04-09513-7 .
- Гюндюз, Шинаси [на турецком языке] (1994). Знание жизни: происхождение и ранняя история мандеев и их связь с сабеями Корана и харранцами . Приложение к журналу семитских исследований. Том. 3. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780199221936 .
- Хаберл, Чарльз Г. (2009). Неомандейский диалект Хорремшахра . Издательство Отто Харрасовица. ISBN 978-3-447-05874-2 .
- Хямеен-Анттила, Яакко (2002). «Преемственность языческих религиозных традиций в Ираке десятого века». В Панаино А.; Петтинато, Дж. (ред.). Идеологии как межкультурные явления: материалы третьего ежегодного симпозиума проекта ассирийского и вавилонского интеллектуального наследия, состоявшегося в Чикаго, США, 27-31 октября 2000 г. Симпозиумы Меламму. Том. III. Болонья: Мимесис. стр. 89–107. ISBN 9788884831071 . OCLC 52953838 .
- Хямеен-Анттила, Джеймс (2006). Последние язычники Ирака: Ибн Вахшия и его набатейское земледелие Лейден: Брилл. ISBN 978-90-04-15010-2 .
- Хьярпе, Ян (1972). Критический анализ арабских традиций харранских сабеев (докторская диссертация). Университет Упсалы.
- Ламеер, Джоп (1997). «От Александрии до Багдада: размышления о происхождении проблемной традиции». В Эндресс, Герхард; Крук, Ремке (ред.). Древняя традиция христианского и исламского эллинизма: исследования по передаче греческой философии и науки, посвященные Х. Дж. Дроссаарту Лулофсу в день его девяностого дня рождения . Лейден: Исследовательская школа CNWS. стр. 181–191. ISBN 9789073782778 . ОСЛК 36916418 .
- Марголиут, DS (1913). «Харранианцы». В Гастингсе, Джеймс ; Селби, Джон А. (ред.). Энциклопедия религии и этики . Том. VI. Эдинбург: Т. и Т. Кларк. стр. 519–520. ОСЛК 4993011 .
- Маркс, Ричард Г. (2021). Еврейские подходы к индуизму: история идей от Иуды Ха-Леви до Якоба Сапира (12–19 века) . Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-1-00-043666-2 .
- Маколифф, Джейн Даммен (1982). «Эксегетическая идентификация Сабиуна». Мусульманский мир . 72 : 95–106. дои : 10.1111/j.1478-1913.1982.tb03237.x .
- Насораиа, Бриха С. (2012). «Священный текст и эзотерические практики в сабийской мандейской религии». В Четинкая, Байрам (ред.). Религиозно-философские тексты: их перечитывание, понимание и осмысление в XXI веке . Стамбул: Султанбейли Беледиеси. стр. том. Я, стр. 27–53.
- Наср, Сейед Хосейн ; Дагли, Канер К .; Дакаке, Мария Масси ; Лумбард, Джозеф Э.Б .; Рустом, Мохаммед , ред. (2015). Исследование Корана: новый перевод и комментарий . Нью-Йорк: HarperOne. ISBN 978-0-06-112586-7 .
- Педерсен, Дж. (1922). «Сабийцы». В Арнольде, ТВ; Николсон, Р.А. (ред.). «Ааб-нама: Том востоковедения, подаренный Эдварду Дж. Брауну на его 60-летие» . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 383–391. ОСЛК 6390613 .
- Питерс, Фрэнсис Э. (1990). «Гермес и Харран: корни арабо-исламского оккультизма». В Маццауи, М.; Морин, В.Б. (ред.). Интеллектуальные исследования ислама: эссе, написанные в честь Мартина Б. Диксона . Солт-Лейк-Сити: Издательство Университета Юты. стр. 185–215. ISBN 9780874803426 .
- Пингри, Дэвид (2002). «Сабы Харрана и классическая традиция» . Международный журнал классической традиции . 9 (1): 8–35. дои : 10.1007/BF02901729 . JSTOR 30224282 . S2CID 170507750 .
- Робертс, Александр М. (2017). «Быть сабианцем при дворе в Багдаде десятого века». Журнал Американского восточного общества . 137 (2): 253–277. дои : 10.17613/M6GB8Z .
- Сигал, Иуда (1963). «Сабианские тайны: планетарный культ древнего Харрана». В Бэконе, Эдварде (ред.). Исчезнувшие цивилизации . Нью-Йорк: МакГроу-Хилл. стр. 201–220. ОСЛК 399022 .
- Штромайер, Готард [на немецком языке] (1996). «Харранские сабиане у Ибн ан-Надима и аль-Бируни» . Ибн ан-Надим и средневековая арабская литература: вклад в 1-й коллоквиум Иоганна Вильгельма Фука (Галле, 1987) . Висбаден: Харрасовиц. стр. 51–56. ISBN 9783447037457 . OCLC 643711267 . [перепечатано в Стромайер, Готард (2003). Эллада в исламе: междисциплинарные исследования в области иконографии, науки и истории религии . Дискурсы по арабистике. Том 6. Висбаден: Харрассовиц. стр. 167–169. ISBN 978-3-447-04637-4 . ]
- Струмса, Сара (2004). «Сабеи Харрана и сабеи Маймонида». В Леви, Тони ; Рашед, Рошди (ред.). Маймонид: философ и учёный (1138–1204) . Левен: Питерс. стр. 335–352. ISBN 9789042914582 .
- Тардье, Мишель (1986). «Товары Корана и товары Харрана». Азиатский журнал . 274 (1–2): 1–44. дои : 10.2143/JA.274.1.2011565 .
- Тардье, Мишель (1987). «Календари, используемые в Харране, согласно арабским источникам и комментариям Симплиция к физике Аристотеля». В Хадо, Ильсетраут (ред.). Симплиций. Его жизнь, его работа, его выживание . Берлин: де Грюйтер. стр. 40–57. дои : 10.1515/9783110862041.41 . ISBN 9783110109245 .
- Ван Блейдел, Кевин (2009). «Гермес и сабы Харрана» . Арабский Гермес: от языческого мудреца к пророку науки . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 64–118. doi : 10.1093/acprof:oso/9780195376135.003.0003 . ISBN 978-0-19-537613-5 .
- Ван Блейдел, Кевин (2017). От сасанидских мандеев до болотных сабийцев . Лейден: Брилл. дои : 10.1163/9789004339460 . ISBN 978-90-04-33943-9 .