Элькесаиты
Часть серии о |
еврейское христианство |
---|
Elcesaites Elkesaites , Elkasaites , , которая или Elchasaites были древней еврейской христианской сектой в Нижней Месопотамии , тогдашней провинции Асористан в Сасанидской империи действовала между 100 и 400 годами нашей эры. Члены этой секты, зародившейся в Трансиордании , часто совершали крещение для очищения и имели гностическую ориентацию. [ 1 ] [ 2 ] : 123 [ 3 ]
Название секты происходит от имени предполагаемого основателя, Эльхасаи ( греческий койне : Ἠλχασαΐ у Ипполита), Элксай ( Ἠλξαί у Епифания) или Элкесай ( Ελκεσαΐ у Евсевия и Феодорита).
Святоотеческие свидетельства
[ редактировать ]Секта прямо упоминается лишь в комментариях к «ересям» отцов ранней церкви .
Ипполит ( ок. 170 – ок. 236 )
[ редактировать ]Ипполит Римский ( «Опровержение всех ересей» , IX, 8–13) сообщает, что во времена папы Калликста I (217–222 гг. н.э.) иудей-христианин по имени Алкивиад из Апамеи пришел в Рим и принес книгу, которая, по его словам, была получил в Парфии праведный человек по имени Елчасай. [ 4 ] По словам Алкивиада, книгу открыл ангел высотой 96 миль (154 км) (337 920 локтей), шириной 16 миль (26 км) (56 230 локтей) и шириной 24 мили (39 км) (84 480 локтей) в плечах. чьи следы были длиной 14 миль (23 км), шириной 6 миль (9,7 км) и глубиной 2 мили (3,2 км). Этот гигантский ангел был Сыном Божьим , которого сопровождала его сестра, Святой Дух , таких же размеров. [ 5 ] Алкивиад объявил, что новое прощение грехов было провозглашено в третий год правления Траяна (100 г. н.э.), и описал крещение , которое должно дать это прощение даже самым грубым грешникам.
Комментарий Ипполита начинается в книге 9, главе 8. [ 6 ] В своем следующем разделе Ипполит рассказывает, что Алкивиад учит о естественном рождении, предсуществовании и реинкарнации Иисуса , что, как предположил Луис Гинзберг в 1906 году, может иметь отношение к концепции Адама Кадмона . [ 7 ] а также что Алкивиад учит обрезанию и Закону Моисея. [ 6 ] Затем Ипполит подробно описывает учение группы о крещении. За все грехи нечистоты, даже против природы, предписывается второе крещение «во имя великого и всевышнего Бога и во имя Сына Его, великого Царя», с заклинанием семи свидетелей, записанных в книге ( небо, вода, святые духи, ангелы молитвы, масло, соль и земля). Тому, кого укусила бешеная собака, следует бежать к ближайшему водоему и прыгнуть в него во всей одежде, используя приведенную выше формулу и обещая семи свидетелям, что он будет воздерживаться от греха. Такое же лечение — сорок дней подряд крещения в холодной воде — рекомендуется для употребления в пищу и одержимым. [ 6 ] В своей главе 11 Ипполит более подробно обсуждает учение книги, включая учение Эльчасая о субботе и указание не крестить под определенными астрологическими звездами. [ 6 ] Ипполит завершает свой обзор элькесаитов в «Опровержениях» , книга 10, глава 12, общим призывом избегать ереси, которая не дает больше никакой информации. [ 6 ]
Адольф фон Гарнак (1898) читает «был провозглашен» вместо «был провозглашен» (как если бы eúaggelisthênai , а не eúeggelisthai ), и таким образом сделал вывод, что об особом году ремиссии говорится как о прошедшем раз и навсегда – и что у Алкивиада не было причина изобретения этого, так что Адольф Бернхард Кристоф Хильгенфельд (1884) был прав, полагая, что Эльчасай действительно жил при Траяне , как Епифаний Саламинский . предполагал [ 8 ]
Евсевий ( ок. 263–339 )
[ редактировать ]Евсевий ( История 6.38) записывает краткое изложение проповеди на 82-й псалом, произнесенной в Кесарии Оригеном ок. 240–250 гг. Н.э., который предостерегает аудиторию от доктрины «элкесаитов». Запись этой проповеди Евсевия является вторым источником в группе. [ 9 ] По словам Евсевия, Ориген считал ересь совершенно новой и утверждал, что группа отрицает писания Павла, но утверждает, что получила новую книгу с небес. [ 10 ]
Евсевий ( История 6.38)
— Книга VI. Глава 38. «Ересь элкеситов».В это же время возникла и другая ошибка, называемая ересью елкеситов, которая была истреблена в самом начале. Ориген так говорит об этом в публичной проповеди на восемьдесят второй псалом: «Только что приходил некий человек, весьма возгордившийся своими способностями, провозглашавший то безбожное и нечестивое мнение, появившееся в последнее время в церквях, называемое «элкесским». Я покажу вам, каким злым вещам учит это мнение, чтобы вы не увлеклись им. Оно отвергает определенные части каждого Писания. Опять же, оно использует части Ветхого Завета и Евангелия, но полностью отвергает апостола. Отрицать Христа — это безразлично, и тот, кто понимает, при необходимости будет отрицать своими устами, но не в своем сердце. Они приводят некую книгу, которая, как они говорят, упала с небес. Они считают, что всякий, кто слышит и верит в это, должен. получите прощение грехов, другое прощение, чем то, которое дал Иисус Христос».
Таково мнение этих лиц.
Епифаний ( ок. 310/20 – 403 )
[ редактировать ]Полтора столетия спустя Епифаний Саламинский нашел его в употреблении у сампсеев, потомков более ранних элькесаитов, а также у ессеев и многих других эбионитов. Епифаний также упоминает, что книга осуждала девственность и воздержание и делала брак обязательным. Оно позволяло избежать преследований почитанию культовых изображений при условии, что это деяние было лишь внешним и отвергалось в сердце. Молитва должна была быть обращена не на Восток, а всегда в сторону Иерусалима .
Тем не менее, все жертвоприношения животных осуждались, отрицая, что они приносились патриархами или в Торе . Пророки апостолы и христианские и были отвергнуты, как и апостол Павел все его писания.
Епифаний упоминает как брата Елкесая человека по имени Ексеос ( греч. Koinē : Iεξέος в Hæreses, XIX, 1) и объясняет, что имя брата происходит от еврейского слова «скрытая сила» и Елкесай как «скрытый Бог». Епифаний пишет, что святыми елкесаитов были две женщины: Марфа («госпожа») и Марфана («наша госпожа»).
По словам Джозефа Лайтфута , отец церкви Епифаний (писавший в IV веке нашей эры), похоже, проводит различие между двумя основными группами ессеев: [ 11 ] «Из тех, кто был до его [Эльксай (Элкесай), оссейского пророка] времени и во время него, оссеи и насареи . Часть 19 » [ 12 ] Епифаний описывает оссеев следующим образом:
За этой насарейской сектой, в свою очередь, следует другая, тесно связанная с ними, называемая оссеями. Это такие же евреи, как и первые... первоначально они пришли из Набатеи, Итуреи, Моавитиса и Ариелиса, земель за пределами бассейна того, что священное писание называет Соленым морем... Хотя оно и отличается от остальных шести из этих семи сект, оно вызывает раскол, только запрещая книги Моисея, подобные книгам Насареев. [ 12 ]
Другие источники
[ редактировать ]Кёльнский мани-кодекс (датированный четвертым веком) описывает родителей Мани , основателя манихейства , как «последователей пророка Алхасайоса», которого учёные отождествляют с Эльчасаем. [ 13 ] Утверждается, что Алхасайос является пророком, которого также чтит Мани. Его имя появляется в нескольких других источниках по манихейству, но в настолько измененной форме, что отождествление с Эльчасаем стало ясным только после публикации Кельнского кодекса. [ 14 ]
Кодекс подробно рассматривает элькесаитов, подтверждает некоторые заявления отцов церкви о них и изображает Мани как «реформатора» с целью «восстановить» истинное учение пророка Алхасайоса, которое его последователи «неправильно поняли». В частности, Мани критикует их повторяющиеся ритуалы крещения. [ 15 ]
Элькесаиты могут быть упомянуты в персепольской надписи третьего века под названием секты mktk- от иранского корня mak- , «смачивать» или «омывать». [ 15 ] Намного позже в своем «Фихристе» арабский мусульманский ученый ибн ан-Надим , ок. В 987 году был обнаружен Могтасила («мойщики»), секта сабианцев в пустыне, которая считала своим основателем аль-Хасих (возможно, по-арабски «Эльчасай»). [ 16 ] [ 15 ]
Научный анализ
[ редактировать ]Учение Элькасаита было обычным явлением в «Проповедях» и «Признаниях» Клементина, особенно в первых. [ нужна ссылка ] 1911 года Католическая энциклопедия называет это необоснованным и ссылается на статью о литературе Клементины .
Возможный общий источник мандейских и манихейских текстов
[ редактировать ]Ван Бладель (2017) предполагает, что гимны, имеющие близкие параллели в мандейской Куласте и Левой Гинзе , а также в манихейских псалмах Фомы (ранее предложенные Сэве-Сёдербергом (1949), возникли из-за манихейской адаптации мандейских гимнов. [ 17 ] ) может иметь общий эльчасаитский источник. [ 18 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Колер, Кауфманн; Гинзберг, Луис. «Элькесаиты» . Еврейская энциклопедия . Проверено 4 мая 2022 г.
- ^ Дроуэр, Этель Стефана (1937). Мандеи Ирака и Ирана . Оксфорд в Clarendon Press.
- ^ «Элкесайте | Еврейская секта» . Британника . Проверено 4 мая 2022 г.
- ^ 'Эльчакай; но у Епифания есть «Элксай» и «Элкессайой»; Мефодий, «Елкесай и Ориген» , «Елкесаита».
- ^ Luomanen 2008 «Сын Божий и женщину называли «Святым Духом». (Хаер. 9.13.2–3)»
- ^ Jump up to: а б с д и «ОТЦЫ ЦЕРКВИ: Опровержение всех ересей, книга IX (Ипполит)» . www.newadvent.org .
- ^ «ЭЛЬЦЕСАИТЕС — JewishEncyclepedia.com» . jewishencyclepedia.com .
- ^ Источники XIX века, использованные в исходной статье: Библиография: Harnack, Dogmengeschichte. 3-е изд., т.е. 288-293; Хильгенфельд, История еретиков. стр. 433-435; Хильгенфельд, Иудаизм и иудео-христианство, стр. 99 и последующие; Ритчль, О секте Элькесайтен, в Zeitung für Historische, Theologie, xxiii. 573-594; то же самое, возникновение Старой Католической Церкви; Сиберг, История догмы I. 51-52; Ульхорн, Проповеди и признания, стр. 392 и далее; То же, в Herzog-Hauck, Real-Encycklopedie. св Элькесайтен.К.
- ^ Луттикхуизен, Джерард П. (2005). «Эльхасаиты и их книга». Ин Марьянен, Антти; Луоманен, Петри (ред.). Спутник христианских «еретиков» второго века . Лейден: Брилл. дои : 10.1163/9789047407867_013 .
- ^ Источники собраны и переведены на:
Луттикхуизен, Жерар (1985). Откровение Эльчасая: исследования доказательств месопотамского еврейского апокалипсиса второго века и его восприятие иудео-христианскими пропагандистами . Тексты и исследования древнего иудаизма 8. Тюбинген.{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Лайтфут, Джозеф Барбер (1875). «О некоторых моментах, связанных с ессеями». Послания Святого Павла к Колоссянам и Филимону: исправленный текст с введениями, примечаниями и рассуждениями . Лондон: Издательство Macmillan . OCLC 6150927 .
- ^ Jump up to: а б Епифаний Саламинский ( ок. 378 ). Панарион . 1:19.
- ^ Фергюсон, Эверетт (16 июня 2005 г.), История Церкви: от Христа до реформации , Зондерван, стр. 48–49, ISBN 978-0-310-20580-7
- ^ "Элькесаиты" в Энциклопедии Ираника
- ^ Jump up to: а б с «Эльчесаиты» в Encyclopædia Iranica
- ^ Дэниел Чволсон , Сабля , 1856, I, 112; II, 543, цитируется Салмоном.
- ^ Сэве-Сёдерберг, Торгни (1949). Исследования коптского манихейского сборника псалмов . Уппсала: Almqvist & Wiksells Boktryckeri AB. OCLC 5687415 .
- ^ ван Блейдел, Кевин (2017). От сасанидских мандеев до болотных сабийцев . Лейден: Брилл. дои : 10.1163/9789004339460 . ISBN 978-90-04-33943-9 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Еврейская энциклопедия: Элькесаиты
- В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Герберманн, Чарльз, изд. (1913). « Элькесаиты ». Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.