Африканский Спир
Африканский Спир | |
---|---|
![]() Фотография африканского Спира, сделанная Фредом Буассоннасом около 1887 года (Фонд Фреда Буассона, Женевская библиотека) | |
Рожденный | 10 ноября 1837 г. [1] |
Умер | 26 марта 1890 г. | (52 года)
Заметная работа | Мысль и реальность , 1873 г. |
Эра | Философия XIX века |
Область | Западная философия |
Школа | Неокантианство |
Основные интересы |
Африкан Александрович Спир [а] , также пишется Африканский Спир (1837–1890), был русским неокантианским философом немецко происхождения - греческого , писавшим в основном на немецком, но также и на французском языке. [2] [3] [4]
Его книга «Мысль и реальность» значительное оказала влияние на нескольких выдающихся философов, учёных и писателей, таких как Ганс Вайхингер , Фридрих Ницше , Уильям Джеймс , Лев Толстой и Рудольф Штайнер . [б]
Биография
[ редактировать ]Ранняя жизнь и семья
[ редактировать ]Африкан Спир родился 10 ноября 1837 года в имении своего отца Спировска, близ города Елисаветграда (Елисаветград, Херсонская губерния , Российская империя, ныне Кропивницкий , Украина ). [1] [с]
военного госпиталя Его отец, Александр Александрович Спир, немецкого происхождения, был русским хирургом, главным врачом Одесского , и бывшим профессором математики в Москве . В 1812 году он получил орден Святого Владимира , был посвящён в рыцари, стал советником и членом потомственного дворянства Херсонской губернии. [д] Его мать, Елена Константиновна Спир, дочь майора Пулевича, была по материнской линии внучкой греческого живописца Логино, приехавшего в Россию в царствование Екатерины Великой . [5] [и]
У Александра и Елены было четверо детей — трое мальчиков и одна девочка — Аристарк, Харитина, Александр и Африкан. [6] Имена были выбраны по прихоти ( un caprice ) их отца из старого собора православного календаря , который является источником любопытного имени «Африкан» (очень редкое имя второстепенного православного святого, отца Шимон ). [7] Спир не любил свое христианское имя, свои письма и книги он просто подписывал «А. Спир». Его скромность побудила его не использовать ни немецкое «фон», ни французское «де», обозначающее его благородный статус, перед своей фамилией. [ф]
Образование
[ редактировать ]Свое образование он описывал следующим образом: «Детство я провел в деревне, а затем некоторое время учился в Одессе, сначала в частном пансионе, а затем в гимназии, более или менее эквивалентной, если не ошибаюсь, французская средняя школа». [8]
В этот период у него появился интерес к философии и он прочитал (во французском переводе Тиссо) Иммануила Канта , «Критику чистого разума» которая дала ему основу для его спекулятивной мысли. Позже он следил за чтением Декарта , Дэвида Юма и Стюарта Милля . [г]
Позже он отправился в Лейпциг , где посещал лекции Морица Вильгельма Дробиша (1802–1896), философа -гербарта и одного из предшественников неокантианского возрождения 1860-х годов. Он был там в то же время, когда Ницше был студентом, хотя, похоже, они не встречались.
Военная служба
[ редактировать ]После гимназии Спир поступил в Училище гардемаринов в Николаеве (ныне Николаев ), недалеко от Черного моря . [8] В 1855 году, в возрасте 18 лет, участвовал в качестве подпоручика российского флота в Крымской войне , во время которой был дважды награжден ( орденом Св. Андрея Первозванного и орденом Св. Георгия ). Спир защищал тот же бастион (№ 4 у Малакова ), что и Лев Толстой во время осады Севастополя .
Дальнейшая жизнь, брак и швейцарское гражданство
[ редактировать ]После смерти отца в 1852 году он унаследовал поместья своего отца (его последний оставшийся брат, поэт Аристарх, умер в 1841 году), после чего освободил своих крепостных и дал им землю, товары и деньги, что предвещало реформу 1861 года .
В 1862 году он уехал из Елизаветграда в турне по Германии, где провел два года, «чтобы лучше узнать дело ума». [8] Его сестра Харитис умерла вскоре после его возвращения в Россию в 1864 году. После смерти матери, в 1867 году, он продал свои имения по смехотворно низкой цене, раздал почти все свое имущество и навсегда покинул Россию. [5]
В 1869 году он переехал в Тюбинген , а в 1871 году — в Штутгарт. Здесь, в православной придворной церкви, [час] he married on 30 January 1872, Elisabeth (Elise) Gatternich. [9] [я] У пары родилась дочь Элен. [Дж]
В 1884 году Спир испросил у российского императора разрешения выйти из российского подданства и получить швейцарское подданство . В том же году он получил императорское разрешение и подал заявление на получение свидетельства о регистрации в Бельмон-сюр-Лозанна , где жил со своей семьей. В 1886 году, чтобы воспользоваться возможностями более крупной библиотеки («Société de Lecture», частного читального общества), [к] он переехал в Женеву . [л] 17 сентября 1889 года он получил разрешение для своей жены, дочери и себя стать гражданами Швейцарии от федерального правительства Швейцарии. [10]
Смерть
[ редактировать ]В 1878 году, перенес пневмонию , чтобы лечить последствия болезни, хронический кашель, Спир переехал в Лозанну , Швейцария , где провёл пять лет.
Он умер от гриппа 26 марта 1890 года в Женеве, на улице Петито, 6. [м] Похоронен на кладбище Сен-Жорж. У него остались жена Элизабет и дочь Элен. [5]
Сочинения
[ редактировать ]В Лейпциге Спир подружился с издателем и коллегой- масоном Йозефом Габриэлем Финделем , который опубликовал большинство работ Спира. Его самая важная книга Denken und Wirklichkeit: Versuch einer Erneuerung der kritischen Philosophie ( «Мысль и реальность: попытка обновления критической философии ») была опубликована в 1873 году. Второе издание, принадлежащее Ницше, было опубликовано в 1877 году. Пытаясь охватить более широкую читательскую аудиторию, Спир написал непосредственно на французском языке свою книгу «Esquisses de philosophie critique» ( «Очерки критической философии» ), впервые опубликованную в 1877 году. [н] Новое издание было опубликовано через сорок лет после его смерти, в 1930 году, с предисловием французского философа и профессора Сорбонны Леона Бруншвика .
Рукописи, личные документы, фотографии, книги Африканского Спира или об Африканском Спире были подарены в марте 1940 года его дочерью Элен Клапаред-Спир (которая была замужем за швейцарским неврологом Эдуардом Клапаредом ) Женевской библиотеке ( Bibliothèque de Genève , ранее Bibliothèque Publique et Universitaire de Genève), где они составляют «Fonds African Spir», и с которым можно ознакомиться. [11] [12]
Чтобы отпраздновать столетие со дня его рождения, подборку сочинений Спира, Paroles d'un sage («Слова мудреца »). его дочь Элен Клапаред-Спир в 1937 году собрала и опубликовала [13] Некоторые из этих мыслей позднее были воспроизведены в сборнике писем Спира. [14]
С другими документами, касающимися Спира, его дочери Элен Клапаред-Спир и ее семьи, можно ознакомиться в библиотеке Гарвардского университета .
Автобиография
[ редактировать ]Спир предоставил свой биографический очерк («esquisse biographique»), который он добавил к некоторым своим письмам после 1882 года:
Меня зовут Африканский Спир (это странное и необычное имя, которым я обязана прихоти отца, меня иногда весьма беспокоит). Я родился 15 ноября 1837 года на юге России и был воспитан в греко-русской религии, хотя мой отец был протестантом. Детство я провел в деревне, а позже учился в Одессе, в гимназии, которая более или менее соответствует, если не ошибаюсь, французской гимназии. В университет я не пошел, а поступил в училище гардемаринов в Николаеве, недалеко от Черного моря. По окончании этой школы в 1856 году я оставил военно-морскую службу и удалился в принадлежавшую мне деревню. В 1862 году я уехал в Германию и провел там два года, чтобы лучше разбираться в духовных вопросах. В 1867 году я навсегда покинул Россию и жил в Германии сначала в Лейпциге, затем в Штугарте, где и женился. С 1882 года по настоящее время я живу в Лозанне. У меня никогда не было другого занятия, кроме чтения и уединенной медитации, к тому же я был слаб здоровьем и в течение семи лет страдал хроническим кашлем.
- «Тексты, добавленные Спиром к некоторым из его писем», Неопубликованные письма Африканского Спира профессору Пенджону. Éditions du Griffon Neuchâtel (Введение Эмиля Брейе ), стр. 207–208 (1948) .
Почести
[ редактировать ]Орден Святого Андрея
Орден Святого Георгия (четвертой степени)
Философия
[ редактировать ]Эпистемология
[ редактировать ]Благодаря его личному чтению и посещению лекций Дробиша Спира следует считать неокантианским философом . Спир называл свою философию « критической философией ». Он стремился утвердить философию как науку о первоначалах. Он считал, что задача философии состоит в том, чтобы исследовать непосредственное знание , показать заблуждение эмпиризма и представить истинную природу вещей посредством строгих изложений фактов и логически контролируемых умозаключений. Этот метод привел Спира к провозглашению принципа тождества (или закона тождества , А ≡ А ) фундаментальным законом познания, противостоящим изменяющемуся облику эмпирической реальности. [15]
Онтология
[ редактировать ]Для Спира принцип тождества является не только основным законом познания, но и онтологическим принципом, выражением безусловной сущности реальности (Realität=Identität mit sich), которая противопоставляется эмпирической реальности (Wirklichkeit), которая в поворот – это эволюция (Geschehen). [16] Принцип тождества отображает сущность реальности: реально только то, что тождественно самому себе, эмпирический мир постоянно меняется, поэтому он нереален. Таким образом, эмпирический мир имеет иллюзорный характер, поскольку явления постоянно меняются, а эмпирическая реальность непознаваема.
Религия и мораль
[ редактировать ]Религия, мораль и философия имеют для Спира одну и ту же теоретическую основу: принцип тождества , который является характеристикой высшего существа, абсолюта, Бога. Бог — не божество-создатель вселенной и человечества, а истинная природа человека и норма всех вещей в целом. Моральное и религиозное сознание живут в сознании контраста между этой нормой ( Realität ) и эмпирической реальностью ( Wirklichkeit ).«Существует радикальный дуализм между эмпирической природой человека и его нравственной природой» [17] и осознание этого дуализма является единственной истинной основой морального суждения . [18]
Социальная справедливость
[ редактировать ]В социальном плане Спир не был благосклонен к унаследованию накопления богатства в частных руках и требовал справедливого распределения материальных благ, но не одобрял коллективизм . [19] Он подал пример, перераспределив унаследованную им личную земельную собственность бывшим крепостным. [5]
Критический прием
[ редактировать ]Хотя он провел большую часть своей жизни как философ, Спир никогда не занимал должность в университете, и его труды оставались относительно неизвестными и непризнанными на протяжении всей его жизни. Действительно, Спир жаловался на стену или заговор молчания ( das Totschweigen ). [20] Тем не менее, он оказал значительное влияние на нескольких выдающихся философов, ученых и писателей, таких как Ганс Вайхингер , Фридрих Ницше , Уильям Джеймс , Лев Толстой и Рудольф Штайнер . Спира Вайхингер прочитал « Мысль и реальность» сразу после ее публикации (1873 г.) и вспоминает, что она произвела «большое впечатление». [the] Ницше описывал его как «выдающегося логика» и «логика, которого я ценю» ( Логик, которого я ценю: А. Спир ). [21] [22] Джеймс делает несколько ссылок на Спира в своих «Принципах психологии» , например, при обсуждении определенного кантианского вопроса он писал: «В целом, лучшая недавняя трактовка этого вопроса, известная мне, содержится в одной из работ А. Спира, его Denken und Виркличкейт ». [23]

В 1896 году Лев Толстой прочитал «Мысль и реальность» и тоже был глубоко впечатлен, как он отметил в письме к Элен Клапаред-Спир: «Чтение «Мысли и реальности» было для меня большой радостью. Я не знаю философа столь глубокого и столь глубокого. в то же время столь точное, я имею в виду научное, принимая только то, что строго необходимо и ясно для всех, я уверен, что его учение будет понято и оценено по достоинству и что судьба его творчества будет подобна судьбе Шопенгауэра. стал известен и вызывал восхищение только после его смерти». [24] [п]
В своем «Дневнике» (2 мая 1896 г.) Толстой писал: «Еще одно важное событие — работа [ Мысль и реальность ] «Африканского духа». Я только что прочел то, что написал в начале этой тетради. В сущности, это не что иное, как краткое изложение всей философии Спира, которую я не только не читал в то время, но о которой не имел ни малейшего представления. Эта работа замечательно прояснила мои представления о смысле жизни и в некотором смысле укрепила их сущность. его учение состоит в том, что вещи не существуют, а есть только наши впечатления, которые представляются нам в нашем представлении как объекты. Представление (Vorstellung) обладает свойством веры в существование объектов. Это происходит от того, что качество мышления состоит в том. приписывание объективности впечатлениям, субстанции и проецированию их в пространство». На следующий день (3 мая 1896 г.) он добавил: «Я все время читаю Спира, и чтение вызывает массу мыслей».
Важнейшие работы по философии Спира были опубликованы в период с 1900 по 1914 год ( Теодор Лессинг , Андреас Захаров, Жозеф Сегонд, Габриэль Хуан, Пьеро Мартинетти ).
В лекции, прочитанной в 1917 году, Рудольф Штайнер назвал Спира «чрезвычайно очаровательным» и «оригинальным мыслителем», обладавшим «тонкостью», не свойственной его современникам XIX века. Как следствие, Спира, к сожалению, не поняли, и он «перенес все страдания, которые может испытать мыслитель, если его полностью игнорируют; как говорится, он убит молчанием». [25] После Первой мировой войны интерпретация мысли Спира итальянским философом Мартинетти на короткое время дала ей вторую жизнь в форме «религиозного идеализма». [26] [27]
Перед Второй мировой войной Элен Клапаред-Спир опубликовала несколько новых изданий книг своего отца на французском языке и провела обширный обмен письмами, чтобы пропагандировать идеи своего отца. [28] В 1937 году, к столетнему юбилею со дня рождения Спира, Мартинетти опубликовал в Италии монографическое издание о Спире « Rivista di Filosofia» ( «Философское обозрение» ). [29]
После Второй мировой войны Африканский Спир канул в Лету. В 1990 году, к столетнему юбилею смерти Спира в Женеве, Женевская публичная библиотека организовала выставку корпуса Африканского Спира. [30] и опубликовал аналитический каталог. [12] Многие книги Спира не были полностью проданы и до сих пор доступны в первом или втором издании (в переводах на немецкий, французский, итальянский, английский или испанский язык). переиздание итальянского перевода Одоардо Кампы в 1911 году книги Спира « Моралитет и религия» (1874). Предположительно, из-за растущего интереса к этому аргументу в начале двадцать первого века, в 2008 году было опубликовано [31]
Работает
[ редактировать ]- 1866. «Правда» , Лейпциг, Я. Г. Финдель (под псевдонимом «Прайс», анаграмма: А. Спир, 2-е изд. под именем А. Спира 1867, Лейпциг, Фёрстер и Финдель).
- 1868. Указание мысли без противоречия , Лейпциг, И. Г. Финдель.
- 1869. Обсуждение основного философского прозрения , Лейпциг, И.Г. Финдель.
- 1869. Исследование достоверности в познании действительности , Лейпциг, И.Г. Финдель.
- 1869. Краткое изложение основных черт философского подхода , Лейпциг, И. Г. Финдель.
- 1869. Предложение друзьям разумного образа жизни , Лейпциг, Дж. Г. Финдель (французский перевод Элен Клапаред-Спир: Projet d'un coenobium laïque , Ed. Coenobium, Лугано, 1907).
- 1870. Маленькие сочинения , Лейпциг, И. Г. Финдель.
- 1873. Мысль и реальность: попытка обновления критической философии , 1-е изд., Лейпциг, Дж. Г. Финдель.
- 1874. Мораль и религия , 1-е изд. Лейпциг, Дж. Г. Финдель. (Итальянский перевод Одоардо Кампы: Religione , Lanciano, Carabba, 1911, переиздание 2008 г.).
- 1876. Эмпиризм и философия: четыре трактата , Лейпциг, И. Г. Финдель.
- 1876. «К вопросу о первых началах», в: «Философские ежемесячники» , XII, с. 49-55.
- 1877. Мысль и реальность: попытка обновления критической философии , 2-е изд., Лейпциг, Дж. Г. Финдель.
(Французский перевод из 3-го изд. А. Пенжона: Мысль и реальность: эссе о реформе критической философии , Лилль, В штаб-квартире факультетов – Париж, Алькан, 1896). - 1877. Значение и последствия современного интеллектуального течения , 1-е изд., Лейпциг, И.Г. Финдель.
- 1878. Мораль и религия , 2-е изд. Лейпцига, Я. Г. Финдель.
- 1878. Значение и последствия современного интеллектуального течения , 2-е изд., Лейпциг, И. Г. Финдель.
- 1879. Иоганн Готлиб Фихте по мотивам его писем , Лейпциг, И.Г. Финдель.
- 1879. неправильно: обсуждение принципов Финдель Правильно Лейпциг, Дж. Г. и , Мон-Блан (ред. Элен Клапаред-Спир, преф. де Жорж Дюамель , английский перевод Александра Фредерика Фальконера: Правильно и неправильно , Эдинбург, Оливер и Бойд ); , 1954).
- 1879. Об идеализме и пессимизме , Лейпциг, И. Г. Финдель.
- 1879. «Можно ли представить себе четвертое измерение пространства?», в: Philosophische Monathefte , XV, с. 350-352.
- 1880. Четыре основных вопроса , Лейпциг, И. Г. Финдель.
- 1883. Этюды , Лейпциг, И.Г. Финдель.
- 1883. О религии: разговор , 1-е изд., Лейпциг, Дж. Г. Финдель. (Итальянский перевод О. Кампы, редактор Coenobium, Лугано, 1910.
- 1883-85. Собрание сочинений Лейпциг: Й. Г. Финдель (переиздано в 1896 году Паулем Неффом, Штутгарт).
- 1885. Философские очерки , Лейпциг: Дж. Г. Финдель (переиздано в 1896 году Паулем Неффом, Штутгарт).
- 1887. Очерки критической философии , Париж, бывший книжный магазин Germer-Baillière et Cie, издательство F. Alcan. (Русский перевод Н. А. Бракера, Москва, 1901; итальянский перевод О. Кампа, с предисловием П. Мартинетти, Милан, 1913).
- 1890. Два жизненно важных вопроса: О познании добра и зла; О бессмертии , Женева, Стапельмор (опубликовано анонимно).
- 1895. «Как мы достигаем свободы и гармонии мысли», в: Архив систематической философии , Том I, Выпуск 4, с. 457-473.
- 1897. О религии: разговор , 2-е изд., Лейпциг, Дж. Г. Финдель.
- 1899. Новые очерки критической философии (посмертные исследования) , Париж, Librairie Félix Alcan (испанский перевод Р. Урбано, Мадрид, 1904).
- 1908–1909. Gesammelte Werke , Лейпциг, Дж. А. Барт (изд. Элен Клапаред-Спир).
- 1930. Очерки критической философии , Париж, Libraire Félix Alcan (новое издание с предисловием Леона Бруншвика , члена института)
- 1930. Комментарии о войне , Париж, Editions Truchy-Leroy (изд. Элен Клапаред-Спир).
- 1937. Слова мудрого человека , Париж-Женева, Je Sers-Labor ( Избранное мыслей Африканского Спира с биографическим очерком , изд. Элен Клапаред-Спир, 2-е изд. Париж, Алкан, 1938).
- 1948. Неопубликованные письма Африканского Спира профессору Пенжону , Невшатель, Éditions du Griffon (Введение Эмиля Брейе ).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Документы семьи Спир . Свидетельство о рождении Африканского Спира, г-жа фр. 1406/2. Женевская библиотека.
- ^ Африканский Спир . Исторический словарь Швейцарии .
- ↑ Спир, Африкан Александрович (1837–1890) . Энциклопедия.com.
- ^ Зельдин, Мэри-Барбара (1950) История русской философии. Спир, Африкан Александрович . Кропивницкая областная универсальная научная библиотека .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Клапаред, Элен Спир (1920). Предшественник, А. Спир. С предисловием Жоржа Дюамеля (на французском языке). Пэйот и компания.
- ^ Документы семьи Спир . Официальные документы, подтверждающие даты рождения детей Александра Спира, г-жа 250/6, экспонат 15 . Женевская библиотека.
- ^ Неопубликованные письма Африканского Спира профессору Пенджону . Невшатель, Éditions du Griffon (представлено Эмилем Брейе), 1948, стр.207.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Фабрицио Фриджерио (1990) Резонне каталога коллекции African Spir . Автобиографическая справка, Личные документы африканской Спиры, г-жи фр. 1409, 5, №7. Публичная и университетская библиотека Женевы .
- ^ Документы семьи Спир . Свидетельство о браке Африканского Спира и Элизабет Гаттернихт, г-жи фр. 1406/10. Женевская библиотека.
- ^ Фабрицио Фриджерио (1990) Резонне каталога коллекции African Spir . Разрешение № 347, Личные бумаги Африканского Спира, стр.6, №25. Публичная и университетская библиотека Женевы .
- ^ Документы семьи Спир . Библиотека Женевы .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Фабрицио Фриджерио (1990) Резонне каталога коллекции African Spir . Публичная и университетская библиотека Женевы .
- ^ Спир, А. и Клапаред-Спир, Х. (1937) Слова мудрого человека, выборка мыслей из африканского Спира . Феликс Алькан.
- ^ Неопубликованные письма Африканского Спира профессору Пенжону , Невшатель, Éditions du Griffon (Introd. d' Emile Bréhier ), 1948, стр. 223-228.
- ^ Исследование уверенности в познании реальности , Лейпциг, Дж. Г. Финдель, 1869 г. и « Мышление и реальность: попытка обновления критической философии» , Лейпциг, Дж. Г. Финдель, 1873 г.
- ^ Исследование уверенности в познании реальности , с. 13.
- ^ Элен Клапаред-Спир, Слова мудрого человека: выбор мыслей из Африканского Спира , соч. цит. , с. 59.
- ^ Мораль и религия , Лейпциг, Дж. Г. Финдель, 1874.
- ^ Правильно и неправильно: обсуждение принципов , Лейпциг, Дж. Г. Финдель, 1879.
- ^ Неопубликованные письма Африканского Спира профессору Пенджону . Невшатель, Éditions du Griffon (представлено Эмилем Брейе), 1948, стр.52.
- ^ Ницше, Ф. (1908) Человек, слишком человеческий. Книга для свободных духом , перевод Александра Харви. Часть 1, §18. Чарльз Х. Керр и компания. Электронная книга «Проект Гутенберг» .
- ↑ Ницше, Ф. (1879) Письмо Эрнсту Шмейцнеру, 22 ноября . Источник Ницше, БВН-1879, 907.
- ^ Джеймс, В. (1891) Принципы психологии. В двух томах, Vol. II . Лондон: Макмиллан и Ко, стр.662.
- ^ Элен Клапаред-Спир (1944) Воспоминание: Толстой, Ницше, Рильке , Спир , Женева, Георг и т. д.
- ^ Штайнер, Р. (1985) Лекция I, Берлин, 31 июля 1917 г. Забытые аспекты культурной жизни. В книге « Карма материализма» . Антропософская пресса. стр. 1–20.
- ^ Пьеро Мартинетти, Мысль африканского духа , под редакцией Франко Алессио, Турин, Альберта Мейнье, 1990.
- ^ Франко Алессио (1950) Религиозный идеализм Пьеро Мартинетти , Брешиа, Морчеллиана (диссертация Алессио в Павии).
- ^ Фабрицио Фриджерио (1990) Резонне каталога коллекции African Spir . Письма Элен Клапаред-Спир относительно ее отца Африканского Спира, стр. 16, н. 30., г-жа 1.е. 254. Публичная и университетская библиотека Женевы .
- ^ Журнал «Философия» , 1937, а. XXVIII, н. 3, Африканский Спир к первому столетию со дня его рождения.
- ^ Фабрицио Фриджерио, «Русский философ в Женеве: африканский спираль (1837–1890)», в Musées de Genève , 1990, 307, стр. 3-7.
- ^ Africanus Spir, Religion , Перевод с немецкого с предисловием и библиографией Од. Кампа, Ланчано, редактор Carabba, 2008 г. (анастатическое переиздание оригинального издания).
Примечания
[ редактировать ]- ^ Русский: Африканец Александрович Копье; Немецкий: африканский (фон) Спир ; Французский: Африканский (де) Спир ; Итальянский: Africano Spir .
- ↑ Аннотации Ницше к его экземпляру « Мысли и реальности Африканского Спира» , а также комментарии Элен Клапаред-Спир к этим аннотациям в письме на немецком языке Гансу Вайхингеру (от Женевы, 11 марта 1930 г.) ср. Фабрицио Фриджерио (1990) с. 15, н. 29 с., г-жа ле 253.
- ^ В биографии Африкана Спира, написанной его дочерью Элен в качестве введения к Nouvelles Esquisses de Philosophie Critique , дата его рождения указана как 15 ноября 1837 года ( Vie de A. Spir , стр. IX).
- ↑ Согласно российскому Закону о дворянстве, лица, награжденные орденом Святого Владимира (каждой степени), до выхода Императорского Указа 1900 года имели права потомственного дворянства. После этого такое право давали только три первых степени Ордена.
- ^ В биографии Африкана Спира, написанной его дочерью Элен в качестве введения к Nouvelles Esquisses de Philosophie Critique , имя его матери указано как Елена Арсенова Пулевич ( Vie de A. Spir , стр. IX).
- ^ Или сократить его, если его сохранение было абсолютно необходимо, как в его помолвке: «А. против Спир-Элизы Гаттернихт Верлобте, Одесса, декабрь 1871 г., Штутгарт», ср. Там же , с. 4, Личные бумаги Африканского Спира, г-жа фр. 1406, 2, №7.
- ^ «два философа, Стюарт Милль и Дэвид Юм, которых он особенно ценил и которые всегда оставались его любимыми авторами, «потому что, по его словам, из-за их ясности и совершенной искренности». Элен Клапаред-Спир, Paroles d'un мудрец: choix de pensées d'African Spir , ( Слова мудрого человека: выбор слов Спира ) Париж-Женева, Je Sers-Labor, 1937, стр.24.
- ^ Там же. : «Я получил образование и был крещен в греко-русской вере, хотя мой отец был протестантом».
- ^ Элиза Софи Аделаида Гаттернихт, родилась 4 июня 1850 года в Штутгарте, дочь Иоганна Адама Гаттернихта и Жанны Катрин, урожденная Хойсс (отрывок из свидетельства о рождении, Штутгарт, 19 июля 1883 года), Фабрицио Фриджерио (1990), с. 4, Личные документы Африканского Спира, г-жа фр. 1406, 5, вып. 8 и 9.
- ^ Элен-Катрин-Огюста Спир (Штутгарт, 14 февраля 1873 г. - Женева, 12 ноября 1955 г.), которая выйдет замуж за швейцарского невролога и психолога Эдуара Клапареда (Женева, 24 марта 1873 г. - Женева, 29 сентября 1940 г.) и станет Элен Клапаред-Спир. (или Елена Африкановна Клапаред-Спир, по-русски: Элона Африкановна Клапаред-Спир (Спир).
- ^ Из-за хронического кашля Спир не мог читать книги в публичной библиотеке; как член «Общества лекций» он мог брать домой книги, которые хотел прочитать.
- ^ Настройка заведения n. 18529, доставлено 19 июня 1886 г. г-ну Африкану Де Спиру, без профессии, родившемуся 10 ноября 1837 г., из России, женатому на мисс Эйзабет Де Гаттернихт, Фабрицио Фриджерио (1990), р. 5, нет. 24.
- ^ Спир умер в 21:00, Фабрицио Фриджерио, Catalog raisonné du Fonds African Spir ( Аналитический каталог Корпуса африканского Спира ), стр. 6, н. 28. Свидетельство о смерти Африканского Спира от 26 марта 1890 г. (т. 1890, н. 139).
- ^ «Автор настоящих Очерков , который, не будучи сам немцем, опубликовал много книг на немецком языке, представит свою философию на рассмотрение французской общественности», Фабрицио Фриджерио (1990), с. 9, нет. 14, г-жа фр. 1410.
- ^ "Мне был 21 год, когда в 1873 году вышла в свет эта важная книга (" Мысль и реальность " А. Спира), которую я сразу же приступил к усердному изучению. Книга произвела сразу большое впечатление". 8 марта 1930 г., в память о статье в « Новых литературных новостях » о Ницше и Спире.
- ↑ С оригиналом письма можно ознакомиться в Библиотеке Женевы, ср. Фабрицио Фриджерио (1990), стр.17, н. 2. Рукописное письмо (на французском языке) Элен Клапаред-Спир в Штутгарт, 13 января 1896 года.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Избранные работы на Спире
- Шарль Бодуэн , «Философ Африканский Спир (1837–1890). По случаю его столетия», в: Action et Pensée , 1938, июнь, стр. 65–75.
- Леон Бруншвик , «Религиозная философия Спира» в: Отчеты II й Международный философский конгресс , Женева, 1904 г., с. 329–334.
- Жан-Луи Клапаред, «Означает ли Спир новое направление в философии?», Труды IX Международного философского конгресса, Конгресс Декарта , Париж, Герман, 1937, том XI, с. 26.
- Элен Клапаред-Спир, «Возвращение». Толстой – Ницише – Рильке – Спир . Георг и С т.е. . Университетские книготорговцы, Женева. 1944 год.
- Элен Клапаред-Спир, предшественник: А. Спир , Лозанна-Женева, Payot & Cie, 1920.
- Элен Клапаред-Спир, «Жизнь А. Спира» в «Африканском Спире», «Новые очерки критической философии» , Париж, Феликс Алькан, 1899.
- Аугусто Дель Ноче , Философы существования и свободы, Спир, Честов , Лекье, Ренувье , Бенда, Вейль, Видари, Фаджи, Мартинетти, Ренси, Ювальта, Маццантини, Кастелли, Капогасси , под редакцией Франческо Меркаданте и Бернардино Казадеи, Милан, Джуффре, 1992.
- Фабрицио Фриджерио, Резюме каталога коллекции африканского духа , Женева, Публичная и университетская библиотека Женевы, 1990.
- Фабрицио Фриджерио, «Русский философ в Женеве: Африканский спираль (1837–1890)», в: Музеи Женевы , 1990, 307, с. 3–7.
- Фабрицио Фригерио, «Спир, африканский Александрович», в: Schweizer Lexikon , Mengis & Ziehr Ed., Люцерн, 1991–1993, том. VI, с. 31.
- Адольф Ферьер , «Африканский спираль», в: Универсальная библиотека , 1911, том. 63, с. 166–175.
- Альфред Хааг, Понятие субстанции и эпистемологическое основание в философии африканского духа, 1837–1890. Историко-критический вклад в современную философию , Вюрцбург, 1923–224.
Диссертация Хаага в Вюрцбурге. - Габриэль Хуан, Очерк дуализма Спира , Париж, Librairie Félix Alcan, 1914.
Диссертация Хуана в Париже. - Humanus (псевдоним Эрнста Эберхардта), Африканский Спир: философ современности , Лейпциг, JGFindel, 1892 (Новое издание 2009).
- Теодор Лессинг , Эпистемология африканских духов , Гиссен, Мюнхов, 1900.
Диссертация Лессинга в Эрлангене. ( Эпистемология африканских духов (1899), в: Kant Studies , Vol. 6, Берлин, 1901) - Пьеро Мартинетти, «Африканский спираль», в: National Review , 1913, fasc. 16 января-11 февраля.
- Пьеро Мартинетти, Свобода , Милан, Ломбарда, 1928, Spir: стр. 282–289 (новое издание Турин, Араньо 2004, Спир: стр. 248–254).
- Пьеро Мартинетти, Мысль об Африкано Спире , Турин, Альберт Мейнье, 1990.
Опубликовано и с предисловием Франко Алессио.
Обзор Фабрицио Фигерио в: Revue de Théologie et de Philosophie , Лозанна, 1993, 125, с. 400. - Огюст Пенжон, «Дух и его доктрина», Revue de метафизики и морали , 1893, с. 216–248.
- Журнал «Философия» , 1937, а. XXVIII, н. 3, Африканский Спир к первому столетию со дня его рождения : *** «Африканский Спир (1837–1890)»; Э. Карандо «Религия в африканском духе», А. Дель Ноче «Наблюдения над реализмом и идеализмом в А.Спире»; *** «Боль в пессимизме А. Спира»; П. Мартинетти «Дуализм А.Спира»; А. Поджи «Света и тени в морали Африкано Спира»; Г. Солари «Закон и метафизика в морали Африкано Спира».
- Жозеф Сегонд, «Идеализм ценностей и учение о Спире» в: Revue Philosophique de la France et de l'enseignement , 1912, 8, с. 113–139.
- Сэмюэл Спитцер, Презентация и критика моральной философии Спира , Рааб, 1896.
Диссертация Спитцера в Вюрцбурге. - Андреас Захаров, Представленная и объясненная теоретическая философия Спира , Weida i. Т., Томас и Хьюберт, 1910.
Диссертация Захарова в Йене. - Мэри-Барбара Зедлин, «Африканский Александрович Спир», в: изд. Пола Эдвардса, Энциклопедия философии , 544, Нью-Йорк, Макмиллан, 1972.
- Избранные работы об отношении Ницше к Спиру.
- Питер Борнедал, Поверхность и бездна, Ницше как философ разума и познания , Берлин – Нью-Йорк, 2010.
- Элен Клапаред-Спир, Воспоминание: Толстой, Ницше, Рильке , Спир , Женева, Георг, 1944.
- Элен Клапаред-Спир, «Фридрих Ницше и африканский дух», «Философия и жизнь » , 1930, 6, с. 242-250.
- Модемари Кларк и Дэвид Дудрик, «Пост-позитивизм Ницше», Европейский журнал философии , 2004, 12, стр. 369–385.
- Карл-Хайнц Дикопп, «Об изменении понимания бытия Ницше: африканский Спир и Густав Тейхмюллер», Журнал философских исследований , 1970, 24, с. 50-71.
- Паоло Д'Иорио, «Суеверие критических философов: Ницше и африканский дух», Nietzsche-Studien , 1993, 22, с. 257–294.
- «Суеверие критических философов: Ницше и африканский дух» . Гипер Ницше .
- Доменико М. Фацио, «Мысль молодого Ницше и африканский дух», в: Бюллетень истории философии Университета Лечче , 1986/9, 9, стр. 243–262.
- Доменико М. Фацио, Ницше и критика, кантианские и неокантианские элементы и критика гегелевской диалектики в философском формировании молодого Ницше , Урбино, QuattroVenti, 1991.
- Майкл Стивен Грин, Ницше и трансцендентальная традиция , Урбана и Чикаго, University of Illinois Press – Международная серия исследований Ницше, 2002.
- Майкл Стивен Грин, «Место Ницше в немецкой философии девятнадцатого века», Inquiry , 2004, 47, стр. 168–188.
Обзор Уилла Дадли, «Гегель, Ницше и философия: думая о свободе», Cambridge U. Press, 2002. - Майкл Стивен Грин, « Был ли африканский дух феноменалистом?: И какая разница для понимания Ницше? », Журнал исследований Ницше , v46, n2, 2015, стр. 152–176.
- Надим Дж. З. Хуссейн, «Позитивизм Ницше», Европейский философский журнал , 2004, 12, стр. 326–368.
- Серхио Санчес, «Логика, истина и вера: некоторые соображения относительно отношений Ницше-Спир» в: Мария Кристина Форнари (редактор), Сюжет текста: О некоторых чтениях Ницше , Лечче, Миллела, 2000, стр. 249–282.
- Серхио Санчес, «Язык, знание и истина в философии молодого Ницше: посмертные фрагменты 1873 года и их источники», Философский ежегодник , 2000, 16, с. 213–240.
- Серхио Санчес, Проблема познания в философии молодого Ницше , Кордова (Аргентина), 2001 г.
- Карл Шлехта и Анни Андерс, Фридрих Ницше: Из скрытых начал его философствования , Штутгарт-Бад-Каннштатт, Ф. Фромманн, 1962, с. 119–122, 159–166.
- Робин Смолл, «Ницше, Спир и Время», Журнал истории философии , 1994, 32, с. 82–102.
Перепечатано в первой главе книги Робина Смолла, «Ницше в контексте» , Олдершот, Англия: Эшгейт, 2001.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Семейные документы Клапаред-Спир в библиотеке Гарвардского университета
- Спира» Интернет-версия « Мысли и реальности , 2-е изд., 1877 г. (на немецком языке)
- Pensée et Réalité , 1896 (перевод « Мысли и реальности ») в Национальной библиотеке Франции (на французском языке)
- Очерки критической философии , 1887 г., в Национальной библиотеке Франции (на французском языке)
- Слова мудрого человека , Париж-Женева, 1937 г. (на французском языке)
- Американский сайт на Spir
- Статья об Африканском Спире (на русском языке)
- Статья об Африканском Спире в биографическом словаре (на русском языке)
- Сайт Кировоградской областной универсальной научной библиотеки на Спире (в основном на украинском языке)
- Письма Льва Толстого (на русском языке)
- Книга Майкла Стивена Грина, Ницше и трансцендентальная традиция (об отношениях африканского Спира и Ницше)
- Статья Фацио об отношениях африканского Спира и Ницше. Архивировано 11 августа 2012 года в Wayback Machine (на итальянском языке).
- 1837 рождений
- 1890 смертей
- Философы XIX века из Российской империи
- Писатели Российской империи на немецком языке
- Кантианские философы
- Эпистемологи
- Логики из Российской Империи
- Выходцы из Российской империи немецкого происхождения
- Онтологи
- Фундаментализм
- Смертность от пандемии гриппа 1889–1890 гг.
- Выходцы из Российской империи греческого происхождения
- Писатели из Кропивницкого.
- Кавалеры ордена Святого Георгия
- Российские военнослужащие Крымской войны
- Иммигранты в Швейцарию