Jump to content

Ганс Вайхингер

Ганс Вайхингер
Рожденный 25 сентября 1852 г.
Умер 18 декабря 1933 г. ( 1933-12-19 ) (81 год)
Альма-матер Тюбингенский университет
Лейпцигский университет
Берлинский университет
Эра Современная философия
Область Западная философия
Школа Неокантианство
фикционализм
Основные интересы
Эпистемология
Известные идеи
фикционализм
(философия «как если бы»)
Подпись

Ганс Вайхингер (англ. Немецкий: [hans ˈfaɪɪŋɐ] ; [3] 25 сентября 1852 — 18 декабря 1933) — немецкий философ , наиболее известный как кантолог и автор своей книги «Die Philosophie des Als Ob» ( «Философия «как будто» )», опубликованной в 1911 году, хотя её изложение основных принципов было написанное более тридцати лет назад. [2] [4] [5]

Биография

[ редактировать ]

Файхингер родился в Нерене , Вюртемберг , Германия, недалеко от Тюбингена , и вырос в, по его словам, «очень религиозной атмосфере». [2] : xxiii Он получил образование в Тюбингенском университете ( Tübinger Stift ), Лейпцигском университете и Берлинском университете . Затем он стал репетитором, а затем профессором философии в Страсбургском университете , а затем в 1884 году перешёл в Университет Галле , где с 1892 года был профессором.

Философская работа

[ редактировать ]

Философия «как если бы»

[ редактировать ]

В «Die Philosophie des Als Ob » Файхингер утверждал, что люди никогда не смогут по-настоящему познать основную реальность мира, и что в результате люди конструируют системы мышления, а затем предполагают, что они соответствуют реальности: они ведут себя «как будто» мир соответствует свои модели. В частности, он использовал примеры из физических наук, такие как протоны , электроны и электромагнитные волны . Ни одно из этих явлений не наблюдалось напрямую, но наука предполагает и делает вид, что они существуют, и использует наблюдения, сделанные на основе этих предположений, для создания новых и лучших конструкций. [2]

Файхингер признавал некоторых предшественников, особенно Канта. [2] : vii–ix, xxiii–xlviii и Герман Лотце и написал, что чувствует себя оправданным Фридрихом Альбертом Ланге , [2] : XIII но он не знал о Джереми Бентама » «Теории фикций до тех пор, пока в самом конце его жизни на нее не обратил его внимание его переводчик С. К. Огден . [2] : v – vi [6]

В предисловии к английскому изданию своей работы Файхингер выразил свой принцип фикционализма : «Идея, чья теоретическая неистинность или неправильность, а вместе с тем и ее ложность, признается, не является по этой причине практически бесполезной и бесполезной; для такой идеи несмотря на свою теоретическую ничтожность, [,] может иметь большое практическое значение». [2] : viii Более того, Файхингер отрицал, что его философия была формой скептицизма , поскольку скептицизм подразумевает сомнение, тогда как в его философии «как если бы» принятие явно ложных вымыслов оправдано как прагматическое нерациональное решение проблем, не имеющих рациональных ответов. [7]

Однако вымыслы в этом смысле Файхингер считает лишь «полувымыслами или полувымыслами». Скорее, «настоящие вымыслы» — это те, которые «не только противоречат реальности, но и противоречивы сами по себе; например, концепция атома или « Динг ан сич »». Однако эти два типа «не резко отделены друг от друга, а связаны переходами. Мысль начинается с небольших начальных отклонений от действительности (полувымыслы) и, становясь все смелее, заканчивается оперированием конструкциями, которые не только противопоставлены фактам, но являются противоречивыми». [2] : 16 

Однако эта философия шире, чем просто наука. Никогда нельзя быть уверенным, что мир будет существовать завтра, но обычно предполагается, что он будет существовать. Альфред Адлер , основатель индивидуальной психологии, находился под глубоким влиянием теории полезных фикций Файхингера, включив идею психологических фикций в свою личностную конструкцию вымышленной конечной цели .

Философию Вайхингера «как если бы» можно рассматривать как одну из центральных предпосылок, на которых Джорджа Келли психология личного конструкта основана . Келли отметил, что Вайхингер повлиял на его теорию, особенно на идею о том, что наши конструкции лучше рассматривать как полезные гипотезы, а не как представления объективной реальности. Келли писал: «Философия Файхингера «как если бы» имеет ценность для психологии (...) Файхингер начал развивать систему философии, которую он назвал «философией «как будто»». В ней он предложил систему мышления, в которой Бог и реальность лучше всего представить в виде парадигм. Это не означает, что ни Бог, ни реальность менее определенны, чем что-либо еще в сфере человеческого сознания, но лишь то, что все вопросы, с которыми сталкивается человек, лучше всего рассматривать гипотетически». [8]

Фрэнка Кермода Книга «Предчувствие конца» (1967) стала ранним упоминанием Вайхингера как полезного методолога повествования. Он говорит, что «литературные вымыслы принадлежат к категории «сознательно ложного» Файхингера. Они, как и гипотезы, не подлежат доказательству или опровержению, а лишь игнорированию, если они потеряют свою оперативную эффективность». [9]

Позже Джеймс Хиллман превратил работу Вайхингера и Адлера с психологическими вымыслами в основную тему своей работы « Исцеляющая фантастика» , в которой он приводит один из своих наиболее доступных примеров выявления склонности к буквализации, а не «просматриванию наших значений», с неврозом. и безумие. [10]

Критический прием и наследие

[ редактировать ]

При жизни работы Файхингера в целом были хорошо приняты как в Германии, так и за рубежом, особенно в Америке. Когда в 1924 году его «Философия как если бы» была опубликована на английском языке, оригинальная книга 1911 года уже вышла в шестом издании. Однако американский журналист Менкен резко раскритиковал книгу, назвав ее неважной «сноской ко всем существующим системам». [11] Файхингер также подвергся критике со стороны логических позитивистов , которые сделали «краткие и пренебрежительные ссылки» на его работы. [12]

После его смерти и резкого интеллектуального изменения, последовавшего за Второй мировой войной, работы Файхингера не получили большого внимания со стороны философов. [12] Психологи, такие как Келли, и такие писатели, как Кермоуд, могли опираться на его основные идеи. Однако интерес литературоведов скромно продолжился после публикации некоторой недавней «критической литературы с влиянием Вайхингера». [13] Переоценка Вайхингера американским философом Артуром Файном пришла к выводу, что Вайхингер на самом деле был «выдающимся философом моделирования двадцатого века». [12] С тех пор влияние Файхингера заметно возросло, и бурно развивающееся в настоящее время движение фикционализма в философии науки считает его вклад своим главным историческим руководством и источником вдохновения. [14]

Работает

[ редактировать ]
  • 1876 ​​Хартманн, Дюринг и Ланге ( Hartmann , Dühring and Lange )
  • 1897–1922 Кант-Штудьен , основатель и главный редактор.
  • 1899 Кант – метафизик? ( Кант – метафизик? )
  • 1902 Ницше как философ ( Ницше как философ )
  • 1906 Философия на государственном экзамене. Помашите экзаменаторам и экзаменуемым. ( Философия в степени . Подсказки для учителей и учеников. )
  • 1911 Философия если бы «как »
  • 1922 Комментарий к Канта под «Критике чистого разума» редакцией Раймунда Шмидта.
  • 1924 г. «Философия «как будто»: система теоретических, практических и религиозных вымыслов человечества» , перевод К. К. Огдена , Barnes and Noble, Нью-Йорк, 1968 г. (впервые опубликовано в Англии издательством Routledge and Kegan Paul, Ltd., 1924 г.) ).
  1. ^ "Мне был 21 год, когда в 1873 году вышла в свет та важная книга (" Мысль и реальность " А. Спира), которую я сразу же приступил к усердному изучению. Книга произвела сразу большое впечатление.", 8 марта 1930 г., в мемориал по статье в « литературных Новых новостях » о Ницше и Спире.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Вайхингер, Х. (1935) [1924]. Философия «как если бы»: система теоретических, практических и религиозных фикций человечества . Перевод К. К. Огдена (2-е изд.). Лондон: Рутледж и Кеган Пол.
  3. ^ Словарь произношения Дюдена (6-е изд.). Мангейм: Библиографический институт и FA Brockhaus AG. 2006.
  4. ^ Немецкое название продолжалось: « на основе идеалистического позитивизма».
  5. ^ Левенберг, Дж. Обзор без названия. Журнал философии, психологии и научных методов , Vol. 9, № 26. (19 декабря 1912 г.), стр. 717–19.
  6. ^ Огден отредактировал работу Бентама: Огден, СК (1959). Теория фикций Бентама . Патерсон, Нью-Джерси: Литтлфилд, Адамс. Огден комментирует: «Нет сомнения, что Ганс Файхингер пришел к своим выводам независимо от Бентама... Главным недостатком монументальной работы Файхингера была неспособность сделать акцент на лингвистическом факторе в создании художественной литературы». (стр. xxxii).
  7. ^ Философия «Как если бы ». Британская энциклопедия, Inc.
  8. ^ Келли, Джордж А. «Язык гипотез: психологический инструмент человека». Журнал индивидуальной психологии . 20 (2): 137–52.
  9. ^ Кермод, Фрэнк (1967). Чувство конца: исследования теории художественной литературы с новым эпилогом . Нью-Йорк: Oxford UP, стр. 40.
  10. ^ Хиллман, Джеймс (1983). Исцеляющая фантастика . Барритаун, штат Нью-Йорк: Station Hill P. p. 110 .
  11. ^ Менкен, HL (1924) Философы как лжецы . The American Mercury , октябрь, том III, № 10, стр. 253–55.
  12. ^ Перейти обратно: а б с Файн, А. (1993) Фантастика . Философские исследования Среднего Запада 18 (1): 1–18.
  13. ^ Стампфл, Б. (1998) Призрачное присутствие Ганса Вайхингера в современных литературных исследованиях . Критика: Том. 40: Вып. 3, статья 5.
  14. ^ Суарес, М. (2009) «Художественная литература в науке. Философские очерки моделирования и идеализации» . Рутледж.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 98fc4763ff50b600eb76e312bb1eabc6__1721636220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/98/c6/98fc4763ff50b600eb76e312bb1eabc6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Hans Vaihinger - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)