Ганс Вайхингер
Ганс Вайхингер | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | 25 сентября 1852 г. |
Умер | 18 декабря 1933 г. | (81 год)
Альма-матер | Тюбингенский университет Лейпцигский университет Берлинский университет |
Эра | Современная философия |
Область | Западная философия |
Школа | Неокантианство фикционализм |
Основные интересы | Эпистемология |
Известные идеи | фикционализм (философия «как если бы») |
Подпись | |
Ганс Вайхингер (англ. Немецкий: [hans ˈfaɪɪŋɐ] ; [3] 25 сентября 1852 — 18 декабря 1933) — немецкий философ , наиболее известный как кантолог и автор своей книги «Die Philosophie des Als Ob» ( «Философия «как будто» )», опубликованной в 1911 году, хотя её изложение основных принципов было написанное более тридцати лет назад. [2] [4] [5]
Биография
[ редактировать ]Файхингер родился в Нерене , Вюртемберг , Германия, недалеко от Тюбингена , и вырос в, по его словам, «очень религиозной атмосфере». [2] : xxiii Он получил образование в Тюбингенском университете ( Tübinger Stift ), Лейпцигском университете и Берлинском университете . Затем он стал репетитором, а затем профессором философии в Страсбургском университете , а затем в 1884 году перешёл в Университет Галле , где с 1892 года был профессором.
Философская работа
[ редактировать ]Философия «как если бы»
[ редактировать ]В «Die Philosophie des Als Ob » Файхингер утверждал, что люди никогда не смогут по-настоящему познать основную реальность мира, и что в результате люди конструируют системы мышления, а затем предполагают, что они соответствуют реальности: они ведут себя «как будто» мир соответствует свои модели. В частности, он использовал примеры из физических наук, такие как протоны , электроны и электромагнитные волны . Ни одно из этих явлений не наблюдалось напрямую, но наука предполагает и делает вид, что они существуют, и использует наблюдения, сделанные на основе этих предположений, для создания новых и лучших конструкций. [2]
Файхингер признавал некоторых предшественников, особенно Канта. [2] : vii–ix, xxiii–xlviii и Герман Лотце и написал, что чувствует себя оправданным Фридрихом Альбертом Ланге , [2] : XIII но он не знал о Джереми Бентама » «Теории фикций до тех пор, пока в самом конце его жизни на нее не обратил его внимание его переводчик С. К. Огден . [2] : v – vi [6]
В предисловии к английскому изданию своей работы Файхингер выразил свой принцип фикционализма : «Идея, чья теоретическая неистинность или неправильность, а вместе с тем и ее ложность, признается, не является по этой причине практически бесполезной и бесполезной; для такой идеи несмотря на свою теоретическую ничтожность, [,] может иметь большое практическое значение». [2] : viii Более того, Файхингер отрицал, что его философия была формой скептицизма , поскольку скептицизм подразумевает сомнение, тогда как в его философии «как если бы» принятие явно ложных вымыслов оправдано как прагматическое нерациональное решение проблем, не имеющих рациональных ответов. [7]
Однако вымыслы в этом смысле Файхингер считает лишь «полувымыслами или полувымыслами». Скорее, «настоящие вымыслы» — это те, которые «не только противоречат реальности, но и противоречивы сами по себе; например, концепция атома или « Динг ан сич »». Однако эти два типа «не резко отделены друг от друга, а связаны переходами. Мысль начинается с небольших начальных отклонений от действительности (полувымыслы) и, становясь все смелее, заканчивается оперированием конструкциями, которые не только противопоставлены фактам, но являются противоречивыми». [2] : 16
Однако эта философия шире, чем просто наука. Никогда нельзя быть уверенным, что мир будет существовать завтра, но обычно предполагается, что он будет существовать. Альфред Адлер , основатель индивидуальной психологии, находился под глубоким влиянием теории полезных фикций Файхингера, включив идею психологических фикций в свою личностную конструкцию вымышленной конечной цели .
Философию Вайхингера «как если бы» можно рассматривать как одну из центральных предпосылок, на которых Джорджа Келли психология личного конструкта основана . Келли отметил, что Вайхингер повлиял на его теорию, особенно на идею о том, что наши конструкции лучше рассматривать как полезные гипотезы, а не как представления объективной реальности. Келли писал: «Философия Файхингера «как если бы» имеет ценность для психологии (...) Файхингер начал развивать систему философии, которую он назвал «философией «как будто»». В ней он предложил систему мышления, в которой Бог и реальность лучше всего представить в виде парадигм. Это не означает, что ни Бог, ни реальность менее определенны, чем что-либо еще в сфере человеческого сознания, но лишь то, что все вопросы, с которыми сталкивается человек, лучше всего рассматривать гипотетически». [8]
Фрэнка Кермода Книга «Предчувствие конца» (1967) стала ранним упоминанием Вайхингера как полезного методолога повествования. Он говорит, что «литературные вымыслы принадлежат к категории «сознательно ложного» Файхингера. Они, как и гипотезы, не подлежат доказательству или опровержению, а лишь игнорированию, если они потеряют свою оперативную эффективность». [9]
Позже Джеймс Хиллман превратил работу Вайхингера и Адлера с психологическими вымыслами в основную тему своей работы « Исцеляющая фантастика» , в которой он приводит один из своих наиболее доступных примеров выявления склонности к буквализации, а не «просматриванию наших значений», с неврозом. и безумие. [10]
Критический прием и наследие
[ редактировать ]При жизни работы Файхингера в целом были хорошо приняты как в Германии, так и за рубежом, особенно в Америке. Когда в 1924 году его «Философия как если бы» была опубликована на английском языке, оригинальная книга 1911 года уже вышла в шестом издании. Однако американский журналист Менкен резко раскритиковал книгу, назвав ее неважной «сноской ко всем существующим системам». [11] Файхингер также подвергся критике со стороны логических позитивистов , которые сделали «краткие и пренебрежительные ссылки» на его работы. [12]
После его смерти и резкого интеллектуального изменения, последовавшего за Второй мировой войной, работы Файхингера не получили большого внимания со стороны философов. [12] Психологи, такие как Келли, и такие писатели, как Кермоуд, могли опираться на его основные идеи. Однако интерес литературоведов скромно продолжился после публикации некоторой недавней «критической литературы с влиянием Вайхингера». [13] Переоценка Вайхингера американским философом Артуром Файном пришла к выводу, что Вайхингер на самом деле был «выдающимся философом моделирования двадцатого века». [12] С тех пор влияние Файхингера заметно возросло, и бурно развивающееся в настоящее время движение фикционализма в философии науки считает его вклад своим главным историческим руководством и источником вдохновения. [14]
Работает
[ редактировать ]- 1876 Хартманн, Дюринг и Ланге ( Hartmann , Dühring and Lange )
- 1897–1922 Кант-Штудьен , основатель и главный редактор.
- 1899 Кант – метафизик? ( Кант – метафизик? )
- 1902 Ницше как философ ( Ницше как философ )
- 1906 Философия на государственном экзамене. Помашите экзаменаторам и экзаменуемым. ( Философия в степени . Подсказки для учителей и учеников. )
- 1911 Философия если бы «как »
- 1922 Комментарий к Канта под «Критике чистого разума» редакцией Раймунда Шмидта.
- 1924 г. «Философия «как будто»: система теоретических, практических и религиозных вымыслов человечества» , перевод К. К. Огдена , Barnes and Noble, Нью-Йорк, 1968 г. (впервые опубликовано в Англии издательством Routledge and Kegan Paul, Ltd., 1924 г.) ).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ "Мне был 21 год, когда в 1873 году вышла в свет та важная книга (" Мысль и реальность " А. Спира), которую я сразу же приступил к усердному изучению. Книга произвела сразу большое впечатление.", 8 марта 1930 г., в мемориал по статье в « литературных Новых новостях » о Ницше и Спире.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Вайхингер, Х. (1935) [1924]. Философия «как если бы»: система теоретических, практических и религиозных фикций человечества . Перевод К. К. Огдена (2-е изд.). Лондон: Рутледж и Кеган Пол.
- ^ Словарь произношения Дюдена (6-е изд.). Мангейм: Библиографический институт и FA Brockhaus AG. 2006.
- ^ Немецкое название продолжалось: « на основе идеалистического позитивизма».
- ^ Левенберг, Дж. Обзор без названия. Журнал философии, психологии и научных методов , Vol. 9, № 26. (19 декабря 1912 г.), стр. 717–19.
- ^ Огден отредактировал работу Бентама: Огден, СК (1959). Теория фикций Бентама . Патерсон, Нью-Джерси: Литтлфилд, Адамс. Огден комментирует: «Нет сомнения, что Ганс Файхингер пришел к своим выводам независимо от Бентама... Главным недостатком монументальной работы Файхингера была неспособность сделать акцент на лингвистическом факторе в создании художественной литературы». (стр. xxxii).
- ^ Философия «Как если бы ». Британская энциклопедия, Inc.
- ^ Келли, Джордж А. «Язык гипотез: психологический инструмент человека». Журнал индивидуальной психологии . 20 (2): 137–52.
- ^ Кермод, Фрэнк (1967). Чувство конца: исследования теории художественной литературы с новым эпилогом . Нью-Йорк: Oxford UP, стр. 40.
- ^ Хиллман, Джеймс (1983). Исцеляющая фантастика . Барритаун, штат Нью-Йорк: Station Hill P. p. 110 .
- ^ Менкен, HL (1924) Философы как лжецы . The American Mercury , октябрь, том III, № 10, стр. 253–55.
- ^ Перейти обратно: а б с Файн, А. (1993) Фантастика . Философские исследования Среднего Запада 18 (1): 1–18.
- ^ Стампфл, Б. (1998) Призрачное присутствие Ганса Вайхингера в современных литературных исследованиях . Критика: Том. 40: Вып. 3, статья 5.
- ^ Суарес, М. (2009) «Художественная литература в науке. Философские очерки моделирования и идеализации» . Рутледж.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1852 рождения
- 1933 смерти
- Немецкие философы XX века
- Кантианские философы
- Выпускники Тюбингенского университета
- Выпускники Лейпцигского университета
- Выпускники Берлинского университета Гумбольдта
- Академический состав Страсбургского университета
- Академический состав Университета Мартина Лютера в Галле-Виттенберге