Философия «как если бы»
![]() Титульный лист немецкого издания | |
Автор | Ганс Вайхингер |
---|---|
Оригинальное название | Философия как будто |
Язык | немецкий |
Предметы | Эпистемология Иммануил Кант |
Опубликовано |
|
Место публикации | Германия |
Тип носителя | Печать ( в твердом переплете и в мягкой обложке ) |
Страницы | 368 (издание Routledge 1968 года) |
ISBN | 978-1508663751 |
«Философия «как будто»: система теоретических, практических и религиозных вымыслов человечества» ( нем . Die Philosophie des Als Ob ) — книга немецкого философа Ганса Файхингера , написанная в 1911 году на основе его диссертации 1877 года. [ 1 ] Работа, благодаря которой Вайхингер наиболее известен, была опубликована в английском переводе К. К. Огденом в 1924 году. [ 2 ] В 1935 году был опубликован исправленный и сокращенный английский перевод Огдена. Пересмотренный перевод был основан на шестом немецком издании оригинального произведения. [ 3 ]
В философских рамках эпистемологии книга приводит доводы в пользу ложных посылок или ложных предположений как жизнеспособной когнитивной эвристики . Например, упрощенные модели, используемые в физических науках, часто формально ложны, но, тем не менее, достаточно близки к истине, чтобы дать полезную информацию; это понимается как форма идеализации .
Краткое содержание
[ редактировать ]Вайхингер начинается с автобиографии, в которой обсуждаются истоки его философских идей. Он пишет, что выбрал название « Философия «как если бы»» потому, что «оно, как мне казалось, убедительнее, чем любое другое возможное название, выражает» его точку зрения на то, что «видимость, сознательно-ложное, играет огромную роль в науке, в мир-философии и в жизни». [ 4 ]
В книге представлена эпистемология, а также практический взгляд на мир и жизнь. Вайхингер описывает человеческое знание как ошибочное и противоречивое и спрашивает, как объяснить тот факт, что на основе этих ложных предположений все же можно прийти к правильным вещам. Ответ Файхингера заключается в том, что эти предположения являются практически полезной фикцией, и поэтому знание может быть прагматически обосновано только успехом, достигнутым в его применении. Религиозные и метафизические взгляды, как и логика, не верны в объективном смысле, поскольку это невозможно установить. Вместо этого нужно было задаться вопросом, полезно ли действовать «как если бы» они были правдой.
Прием
[ редактировать ]Философия «как если бы» оказала влияние как на Шандора Ференци , начиная с его письма 1913 года Зигмунду Фрейду , [ 5 ] и Альфред Адлер в его книге 1912 года «О нервном характере». Основы сравнительной индивидуалистической психологии и психотерапии (английский перевод: Невротическая конституция. Очерки сравнительной индивидуалистической психологии и психотерапии ). [ 6 ] [ 7 ] Хотя в нем впервые использовался термин «логический позитивизм», логические позитивисты в целом пренебрежительно относились к этой работе. [ 1 ] Философ Мориц Шлик писал, что описание Файхингером своей философии как формы «идеалистического позитивизма» было одним из многих ее противоречий. [ 8 ]
Американский журналист Х. Л. Менкен резко критиковал книгу, которую он отверг как неважную «примечание ко всем существующим системам». [ 9 ] Майкл Дж. Инвуд пишет, что теория Вайхингера «связана с знакомыми, хотя и не обязательно непреодолимыми трудностями». Он считает ее открытой для критики на том основании, что она предполагает скрытую апелляцию к непрагматической концепции истины. Он также отмечает, что теория подразумевает, что утверждения о полезности придерживающихся доктрин и даже самой теории являются не более чем полезными вымыслами. [ 10 ]
В своей биографии «Философ в целом» Мортимер Дж. Адлер отмечает, что эта книга оказала влияние на его первую книгу «Диалектика». [ 11 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Файн, А. (1993). Фантастика . Философские исследования Среднего Запада 18 (1): 1-18.
- ^ Кюн, Манфред (1999). Ауди, Роберт (ред.). Кембриджский философский словарь . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 947. ИСБН 0-521-63722-8 .
- ^ Огден, СК; Вайхингер, Ганс (1968). Философия «как если бы» . Лондон: Рутледж. п. в.
- ' ^ Вайхингер, Ганс (1968). Философия «Как будто ». Факенхэм: Cox & Wyman, Ltd., стр. xxiii-xlviii.
- ^ Фрейд, Зигмунд ; Ференци, Шандор ; Брабант, Ева (1993). Брабант, Ева; Фальцедер, Эрнст; Джампиери-Дойч, Патриция (ред.). Переписка Зигмунда Фрейда и Шандора Ференци. Том 1, 1908-1914 гг . Издательство Гарвардского университета . п. 498 . ISBN 978-0-674-17418-4 .
- ^ Адлер, Альфред (2013) [1912]. Невротическая конституция. Очертания сравнительной индивидуалистической психологии и психотерапии . Абингдон-он-Темз : Рутледж . ISBN 978-1-136-33037-7 .
пассим .
{{cite book}}
: Внешняя ссылка в
( помощь )|quote=
- ^ Сас, Томас С. (1977). Миф о психических заболеваниях . Фрогмор: Книги Паладина. п. 225.
- ^ Шлик, Мориц (1981). Ханфлинг, Освальд (ред.). Основные материалы по логическому позитивизму . Оксфорд: Бэзил Блэквелл. п. 87. ИСБН 0-63112566-3 .
- ^ Менкен, HL (1924) Философы как лжецы . «Американский Меркурий» , октябрь, том III, № 10, стр. 253–255. Цитата (с. 255) .
- ^ Инвуд, MJ (2005). Хондерих, Тед (ред.). Оксфордский справочник по философии . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 941. ИСБН 0-19926479-1 .
- ^ Адлер, Мортимер Дж . (1977). Философ в целом . Нью-Йорк: Макмиллан. п. 91. ИСБН 0-02-500490-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Философия Альса Оба 7, 8 изд. на немецком языке (1922), на archive.org.