Jump to content

Lev Shestov

(Redirected from Chestov )
Lev Shestov
Рожденный ( 1866-01-31 ) 31 января 1866 г. [ 1 ]
Умер 19 ноября 1938 г. ( 1938-11-19 ) (72 года)
Эра Философия XIX века
Область русская философия
Западная философия
Школа Христианский экзистенциализм
Основные интересы
Теология , нигилизм
Известные идеи
Философия отчаяния

Лев Исаакович : Лев Исаакович ШестовШестов [ 1 ] 1866 – 19 November 1938; born Yeguda Lev Shvartsman ) [ а ] был еврейско-русским экзистенциалистом и религиозным философом . Он наиболее известен своей критикой философского рационализма и позитивизма . Его работа защищала движение за пределы разума и метафизики , утверждая, что они неспособны окончательно установить истину об основных проблемах, включая природу Бога или существования . [ 2 ] Современные ученые связали его творчество с ярлыком « антифилософия ». [ 3 ] [ 4 ]

Шестов много писал о таких философах, как Ницше и Кьеркегор , а также о русских писателях, таких как Достоевский , Толстой и Чехов . [ 2 ] Среди его опубликованных книг — «Апофеоз безосновательности» (1905) и его выдающееся произведение «Афины и Иерусалим» (1930–37). После эмиграции во Францию ​​в 1921 году он подружился и оказал влияние на таких мыслителей, как Эдмунд Гуссерль , Бенджамин Фондан , Рэйчел Беспалофф , [ 5 ] и Жорж Батай . Он жил в Париже до своей смерти в 1938 году.

Шестов родился Егуда Лев Шварцман в Киеве в еврейской семье. Он приходился двоюродным братом Николасу Притцкеру, юристу, который эмигрировал в Чикаго и стал патриархом семьи Прицкеров , известной в бизнесе и политике. [ 6 ] Он получил образование в разных местах из-за ожесточенных столкновений с властью. Он продолжил изучать право и математику в МГУ , но после конфликта со студенческим инспектором ему приказали вернуться в Киев, где он завершил учебу.

Шестова Диссертация была отклонена Императорским Киевским университетом Св. Владимира из-за выраженных в ней революционных тенденций, что помешало ему стать доктором права . В 1898 году он вошел в круг выдающихся русских интеллектуалов и художников, в который входили Николай Бердяев , Сергей Дягилев , Дмитрий Мережковский и Василий Розанов . Шестов публиковал статьи в журнале, основанном кружком. За это время он завершил свой первый крупный философский труд « Добро в учении Толстого и Ницше: философия и проповедь »; два автора, глубоко повлиявшие на мысль Шестова.

Своё мышление он развил во второй книге о Федоре Достоевском и Фридрихе Ницше , которая увеличила репутацию Шестова как оригинального и проницательного мыслителя. В книге «Все возможно» (опубликовано в 1905 году) Шестов использовал афористический стиль Фридриха Ницше для исследования различий между русской и европейской литературой. Хотя на первый взгляд это исследование многочисленных интеллектуальных тем, по своей сути это сардоническая работа экзистенциалистской философии, которая одновременно критикует и высмеивает наше фундаментальное отношение к жизненным ситуациям. Д. Х. Лоуренс , написавший предисловие к литературному переводу произведения С. С. Котелянского, [ 7 ] резюмировал философию Шестова словами: «Все возможно» — вот его действительно центральный клич. Это не нигилизм. Это лишь вытряска, освобождающая человеческую психику от старых пут. Позитивная центральная идея состоит в том, что человеческая психика, или душа, действительно верит в себя и ни во что другое». [ 8 ] В этой весьма доступной работе Шестов затрагивает такие ключевые вопросы, как религия, рационализм и наука, темы, которые он также будет рассматривать в более поздних работах, таких как « В весах Иова» . [ 9 ] Ключевая цитата Шестова из этой работы, вероятно, следующая: «...нужно думать, что только одно утверждение имеет или может иметь объективную реальность: что на свете нет ничего невозможного. Всякий раз кто-то хочет заставить нас признать, что существует есть другие, более ограниченные и ограничительные истины, которым мы должны сопротивляться всеми доступными нам средствами».

Работы Шестова не встретили одобрения даже у некоторых его ближайших русских друзей. Многие видели в творчестве Шестова отказ от разума и метафизики и даже приверженность нигилизму . Тем не менее, он нашел поклонников у таких писателей, как Д. Х. Лоуренс и его друг Жорж Батай .

В 1908 году Шестов переехал во Фрайбург , Германия, и оставался там до 1910 года, когда переехал в небольшую швейцарскую деревню Коппет . В это время автор плодотворно работал. Одним из плодов этих трудов стало издание «Великих бдений» и «Предпоследних слов» . Он вернулся в Москву в 1915 году, и в этом году его сын Сергей погиб в бою с немцами. В московский период на его творчество больше повлияли вопросы религии и богословия . Захват правительства большевиками в 1917 году осложнил жизнь Шестову, и марксисты заставили его написать защиту марксистского учения в качестве введения к его новому труду « Potestas Clavium» ; в противном случае оно не было бы опубликовано. Шестов отказался от этого, однако с разрешения властей читал в Киевском университете лекции по греческой философии .

Portrait of Lev Shestov by Leonid Pasternak , 1910.

Неприязнь Шестова к советскому режиму заставила его предпринять долгое путешествие из России, и в конце концов он оказался во Франции. Автор был популярной фигурой во Франции, где его оригинальность быстро признали. В Париже он вскоре подружился с молодым Жоржем Батаем и оказал на него большое влияние . Он также был близок с Эженом и Ольгой Пети , которые помогли ему и его семье переехать в Париж и интегрироваться во французские политические и литературные круги. [ 10 ] О том, что этот русский получил новую оценку, свидетельствует то, что его попросили написать статью для престижного французского философского журнала. В межвоенные годы Шестов продолжал превращаться в выдающегося мыслителя. За это время он полностью погрузился в изучение таких великих богословов, как Блез Паскаль и Плотин , одновременно читая лекции в Сорбонне в 1925 году. В 1926 году он был представлен Эдмунду Гуссерлю , с которым поддерживал теплые отношения, несмотря на радикальные различия в их философском мировоззрении. В 1929 году, во время возвращения во Фрайбург, он встретился с Эдмундом Гуссерлем, и ему было предложено изучить датского философа Сёрена Кьеркегора . [ 11 ]

Открытие Кьеркегора побудило Шестова осознать, что его философия имеет большие сходства, такие как его отказ от идеализма и его вера в то, что человек может получить окончательное знание посредством необоснованного субъективного мышления, а не объективного разума и проверяемости . Однако Шестов утверждал, что Кьеркегор недостаточно развил эту мысль и продолжил с того места, на котором, по его мнению, остановился датчанин. Результаты этой тенденции видны в его работе «Кьеркегор и экзистенциальная философия: Vox Clamantis in Deserto» , опубликованной в 1936 году, — фундаментальном труде христианского экзистенциализма .

Несмотря на ослабление своего состояния, Шестов продолжал писать в быстром темпе и, наконец, завершил свой великий опус » «Афины и Иерусалим . Эта работа исследует дихотомию между свободой и разумом дисциплине и утверждает, что разум должен быть отвергнут в философской . Более того, он намечает средства, с помощью которых научный метод сделал философию и науку непримиримыми, поскольку наука занимается эмпирическим наблюдением, тогда как (так утверждает Шестов) философия должна заниматься свободой , Богом и бессмертием , вопросами, которые не могут быть решены наукой. .

В 1938 году Шестов серьезно заболел, находясь на даче. В этот заключительный период он продолжал свои исследования, уделяя особое внимание индийской философии , а также работам своего современника и друга Эдмунда Гуссерля , который недавно умер. Сам Шестов скончался в клинике Парижа.

Философия

[ редактировать ]
Lev Shestov

Философия Шестова, на первый взгляд, вообще не философия или своего рода антифилософия : она не предлагает никакого систематического единства, никакого теоретического объяснения философских проблем. Большая часть творчества Шестова фрагментарна. Что касается формы (он часто использовал афоризмы), то стиль можно считать скорее паутинным, чем линейным, и более взрывным, чем аргументативным. Автор утверждает, что сама жизнь, в конечном счете, непостижима посредством логического или рационального исследования. Шестов утверждает, что никакие метафизические рассуждения не могут окончательно разгадать тайны жизни. По сути, его философия – это не «решение проблем», а порождение проблем с выраженным акцентом на загадочных качествах жизни.

Критика разума

[ редактировать ]

По мнению Шестова, философия использовала разум, чтобы поставить людей и Бога в рабское положение по отношению к «необходимостям», которые вечно истинны, неизменны и в конечном счете тираничны. [ 12 ] Важно отметить, что Шестов не совсем выступает против разума или науки вообще, а только против рационализма и сциентизма : тенденции рассматривать разум как своего рода всеведущего, всемогущего Бога, вечно истинного и оправданного. [ 12 ] Он указывает на работы Аристотеля , Спинозы , Лейбница , Канта и Гегеля как на отражение веры в вечное знание, открываемое посредством разума, — механистические, рациональные законы (т.е. закон непротиворечия ), которые ограничивали бы даже Бога по логической необходимости. [ 12 ] Для Шестова эта тенденция к обожествлению самого разума проистекает из страха перед произвольным, непредсказуемым и опасным Богом; это заставляет философов обожествлять то, что неизменно или «мертво», то есть противоположное жизни и абсолюту. [ 12 ] Шестов называет это подавленным недостатком западной философии и возражает, вслед за Кьеркегором , что Бог влечет за собой представление о том, что «нет ничего невозможного» - абсолютное не должно быть ограничено разумом. [ 13 ] По этой причине с помощью разума нельзя прийти к окончательному знанию о том, какими вещи обязательно должны быть. Как он объяснил в разговоре со своим учеником Бенджамином Фонданом :

Я прекрасно знаю, что теперь царит Необходимость... Но кто мне докажет, что так было всегда? Что раньше не было чего-то другого? Или что дальше ничего другого не будет? Быть на стороне Необходимости, пожалуй, дело людей... Но философ должен искать Истоки - за пределами Необходимости, за пределами Добра и Зла. [ 14 ]

В Афинах и Иерусалиме он утверждает, что, хотя люди стремятся к последовательности в жизни,

Зачем приписывать Богу, Богу, которого не ограничивают ни время, ни пространство, такое же уважение и любовь к порядку? Зачем вечно говорить о «тотальном единстве»? … В этом нет никакой необходимости. Следовательно, идея тотального единства является абсолютно ложной идеей. ... Разуму не запрещено говорить о единстве и даже о единствах, но он должен отказаться от полного единства - и прочего. И с каким облегчением вздохнут люди, когда вдруг обнаружат, что живой Бог, истинный Бог, ни в чем не похож на Того, Кого разум показывал им до сих пор!

Посредством этой атаки на «самоочевидные истины» Шестов подразумевает, что мы все, по-видимому, одиноки со своим опытом и страданиями, и философские системы не могут нам помочь. Вторя Мартину Лютеру , Достоевскому и Кьеркегору, он утверждает, что истинная философия предполагает мышление, выходящее за пределы предписанного разума и необходимости, и может начаться только однажды, «по свидетельству разума, все возможности исчерпаны» и «мы разбегаемся». у стены невозможности». [ 12 ] Ученик Шестова Фондан объяснил, что подлинная реальность «начинается за пределами логически невозможного» и только после того, как «всякая мыслимая по-человечески уверенность и вероятность доказывают свою невозможность». [ 12 ] Это объясняет отсутствие у него систематической философской основы. Подобные идеи повлияли на Жиля Делёза десятилетия спустя.

Отчаяние как «предпоследнее слово»

[ редактировать ]

Исходной точкой Шестова является не теория и не идея, а опыт, опыт отчаяния, которое Шестов описывает как утрату определенности, утрату свободы, утрату смысла жизни . Корнем этого отчаяния является то, что он часто называет «Необходимостью», а также «Разумом», «Идеализмом» или «Судьбой»: определенный образ мышления (но в то же время также вполне реальный аспект мира), который подчиняет себе жизнь идеям, абстракциям , обобщениям и тем самым убивает ее, игнорируя своеобразие и живость действительности.

Но отчаяние – это не последнее слово, это лишь «предпоследнее слово». Последнее слово невозможно сказать человеческим языком, невозможно уловить теоретически. Его философия начинается с отчаяния, все его мышление отчаянно , но Шестов пытается указать на нечто за пределами отчаяния – и за пределами философии.

Это то, что он называет «верой»: не убеждение, не уверенность, а другой образ мышления, который возникает среди глубочайших сомнений и неуверенности. Это опыт того, что «все возможно» (Достоевский), что противоположностью Необходимости является не случайность или случайность, а возможность, что существует богоданная свобода без границ, без стен и границ:

В «пределах разума» можно создать науку, возвышенную этику и даже религию; но чтобы найти Бога, надо оторваться от соблазнов разума со всеми его физическими и нравственными ограничениями и обратиться к иному источнику истины. В Священном Писании этот источник носит загадочное имя «вера», то есть такое измерение мысли, где истина бесстрашно и радостно предается всему замыслу Творца. [ 15 ]

Более того, хотя Шестов был еврейским философом , он видел в воскресении Христа эту победу над необходимостью. Он описывал воплощение и воскресение Иисуса : как преображающее зрелище, посредством которого демонстрируется, что цель жизни — не «мистическая» отдача «абсолюту», а аскетическая борьба

«Cur Deus homo? Почему и с какой целью Он стал человеком, подверг себя оскорбительному жестокому обращению, позорной и мучительной смерти на кресте? Разве не для того, чтобы показать человеку Своим примером, что никакое решение не является слишком трудным, что стоит вынести что-нибудь, чтобы не остаться в чреве Единого, что любая пытка для живого существа лучше, чем «блаженство» насыщенного отдыхом «идеального» существа?»

Точно так же заключительные слова его последнего произведения « Афины и Иерусалим » таковы: «Философия — это не Besinnen [обдумывание], а борьба. И эта борьба не имеет конца и не будет иметь конца. Царство Божие, как написано, достигается насилием». (ср. от Матфея 11:12)

«Когда я дарю кому-нибудь книги Шестова, они обычно радуются. Есть два автора, для которых я пропагандирую: один — Герцен , другой — Шестов. Оба они совершенно порядочные, открытые, открытые сердцем люди».

Исайя Берлин [ 16 ]

Шестова высоко ценили и почитали Николай Бердяев и Сергей Булгаков в России, Жюль де Готье , Жорж Батай , Люсьен Леви-Брюль , Поль Целан , Жиль Делез и Альбер Камю во Франции, а также Д. Х. Лоуренс , Исайя Берлин и Джон Миддлтон Марри в Англия. Среди еврейских мыслителей он оказал влияние на Гиллеля Цейтлина .

Сегодня Шестов малоизвестен в англоязычном мире. Отчасти это связано с тем, что его работы были недоступны. Отчасти конкретные темы, которые он обсуждает, немодны и «иностранны». Мрачная и в то же время восторженная атмосфера пронизывает его произведения. А его квазинигилистическая позиция и религиозное мировоззрение представляют собой на первый взгляд тревожную и несочетаемую комбинацию.

Однако он оказал влияние на таких писателей, как Альбер Камю (который писал о нем в «Мифе о Сизифе», «Миф о Сизифе» ), Бенжамен Фондан (его «ученик»), поэт Поль Целан и особенно Эмиль Чоран , который пишет о Шестове:

«Он был философом моего поколения, которое не сумело реализовать себя духовно, но осталось ностальгировать по такому осознанию. Шестов [...] сыграл важную роль в моей жизни. [...] Он думал правильно что истинные проблемы ускользают от философов. Что еще они делают, как не скрывают истинные муки жизни?» (Эмиль Чоран: Oeuvres , Gallimard, Paris 1995, стр. 1740, мой перевод.)

Шестов появляется также в творчестве Жиля Делёза ; он время от времени упоминается в «Ницше и философии» , а также появляется в «Различии и повторении» .

Лео Штраус написал «Иерусалим и Афины» отчасти как ответ на «Афины и Иерусалим» Шестова.

Совсем недавно, наряду с философией Достоевского, многие нашли утешение в борьбе Шестова с рациональным самосогласованным и самоочевидным; например, Бернард Мартин из Университета Кейс Вестерн Резерв, который перевел свои работы, которые сейчас можно найти в Интернете [внешняя ссылка ниже]; и ученый Лиза Кнапп, [ 17 ] написавший «Уничтожение инерции: Достоевский и метафизика» . Эта книга представляет собой оценку борьбы Достоевского с самоочевидной «стеной» и несколько раз ссылается на Шестова.

Согласно исследованию Жоржа Батая , проведенному Майклом Ричардсоном , Шестов оказал раннее влияние на Батая и был ответственен за знакомство его с Ницше. Он утверждает, что радикальные взгляды Шестова на богословие и интерес к экстремальному человеческому поведению, вероятно, повлияли на собственные мысли Батая.

Основные работы

[ редактировать ]

Это наиболее важные произведения Шестова в их английских переводах и с указанием даты написания :

  • Добро в учении Толстого и Ницше , 1899.
  • Философия трагедии, Достоевский и Ницше , 1903.
  • Все возможно ( Апофеоз беспочвенности) , 1905.
  • «Только верой», написанное в 1910–1914 годах.
    • Английский перевод: Только верой: Средневековая церковь и Мартин Лютер (2023) . Перевод Стивена П. Ван Триса. Лондон и Нью-Йорк: Bloomsbury Academic. ISBN 978-1350362314.
  • «Сила ключей» , 1919 год.
  • В балансах Иова , 1923–29.
  • Кьеркегор и экзистенциальная философия , 1933–34.
  • Афины и Иерусалим , 1930–37.

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Russian : Иегуда Лейб Шварцман
  1. ^ Перейти обратно: а б Мартин, Бернар, Введение в «Афины и Иерусалим»
  2. ^ Перейти обратно: а б Шугармен, Дэвид (11 июня 2012 г.). «Философ мелочей» . Таблетка . Проверено 30 января 2022 г.
  3. ^ Вайнград, Майкл (2002). «Новые встречи с Шестовым». Журнал еврейской мысли и философии . 11 (1): 49–62. дои : 10.1080/1053699022000037913 .
  4. ^ Малларки, Джон (28 августа 2012 г.). «Рецензии: Борис Гройс. Введение в антифилософию» . Философское обозрение Нотр-Дама . Проверено 10 февраля 2022 г.
  5. ^ Кристофер Э.Г. Бенфей; Карен Реммлер (2006). Художники, интеллектуалы и Вторая мировая война: встречи Понтиньи в колледже Маунт-Холиок, 1942–1944 гг . Университет Массачусетс Пресс. п. 260. ИСБН  1-55849-531-2 .
  6. ^ Баранова-Шестова, Н. Л. (1983). Жизнь Льва Шестова (in Russian). Рипол Классик. ISBN  978-5-458-24845-7 .
  7. ^ «Все возможно», Перевод Котелянского (1920 / Секер, Лондон).
  8. ^ «Предисловие» к книге Д. Х. Лоуренса «Все возможно» (1920).
  9. ^ «Введение» в книгу «Все возможно» профессора Эдуара д'Арая (2001/LTP Ed.).
  10. ^ Робертс, Грэм Х. (2011). Другие голоса: Три века культурного диалога между Россией и Западной Европой . Ньюкасл-апон-Тайн: Издательство Cambridge Scholars Publishing. п. 193. ИСБН  978-1-4438-2644-0 .
  11. ^ «Чеслав Милош — Шестов, или Чистота отчаяния» . shestov.phonoarchive.org . Проверено 21 июля 2022 г.
  12. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Боуг, Брюс (2015). «Частные мыслители, несвоевременные мысли: Делёз, Шестов и Фондан». Континентальный обзор философии . 48 (3): 313–339. дои : 10.1007/s11007-015-9332-6 . S2CID   152315214 .
  13. ^ Shestov, Lev (1937). Athens and Jerusalem . p. 19.
  14. ^ Фондан, Бенджамин (1982). Встречи с Львом Шестовым . Париж: Плазма.
  15. ^ Shestov, Lev (1937). Athens and Jerusalem . p. 18.
  16. ^ Рамин Джаханбеглу, Беседы с Исайей Берлином (Лондон, 2000), стр. 201–2.
  17. ^ Лиза Кнапп, «Сила инерции в «Кроткой» Достоевского». Архивировано 1 ноября 2013 г. в Wayback Machine , Исследования Достоевского , Том. 6 (1985), стр. 144–57.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Рамона Фотиаде: «Смысл жизни и критика научных знаний», в книге Эмерсона, Паттисона и Пула (ред.), Оксфордский справочник по русской религиозной мысли , Оксфорд: ОУП, 2020, стр. 464–79.
  • (на французском языке) Женевьева Пирон: Леон Честов, философ искоренения , Éditions L'Âge d'Homme, 2010 ( ISBN   978-2-8251-3976-9 ).
  • Рамона Фотиаде: Леон Честов 1866-1938 Мысль со стороны , Общество изучения Леона Честова / Звук времени, 2016 (ISBN 978-2-3587-3100-3)
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7d76e7ca6f87209f167da001e45f5880__1714167960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7d/80/7d76e7ca6f87209f167da001e45f5880.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Lev Shestov - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)