Гилель Цейтлин
Гилель Цейтлин | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | 1871 |
Умер | 11 сентября 1942 г. |
Эра | Философия 20-го века |
Область | Еврейская философия |
Школа | Неохасидизм Еврейский экзистенциализм Хасидская философия Неоромантизм (ранний) |
Гилель Цейтлин (1871–1942) был ашкеназским писателем и поэтом на идише и иврите . регулярно писал в идишской газете « Момент» Ведущий еврейский журналист до Холокоста, он , помимо другой литературной деятельности, . Он был ведущим мыслителем движения » перед Второй мировой войной «философского неохасидизма . [1]
Биография
[ редактировать ]Он родился в Могилевской губернии Российской империи ( ныне Гомельская область Белоруссии Корме ) в семье хасидов Хабада . [2] В детстве, обучаясь сначала у своего отца, Аарона-Элиезера, он еще до своего одиннадцатого дня рождения получил признание за свою замечательную память и понимание раввинского материала. [3] Впоследствии он учился у местного хасидского учителя и последний год перед бар-мицвой — при дворе хасидского ребе в городе Речица (в соседней Минской губернии ). [3] После смерти отца в 1887 году Гилель Цейтлин в возрасте 16 лет отправился в путешествие по еврейским деревням черты оседлости , зарабатывая на жизнь учителем иврита. [4]
Его выход из мира ешивы познакомил его с работами ученых эпохи Просвещения . Он начал серьезно изучать труды как еврейских философов ( Маймонида , Герсонида , Спинозы и др.), так и нееврейских , таких как Шопенгауэр , Ницше и других. В этот период своей жизни он начал подвергать сомнению свои религиозные убеждения и в конечном итоге скатился к секуляризму . [ нужна ссылка ]
После Первой мировой войны Цейтлин постепенно вернулся к традициям и начал вести православный образ жизни. Причина(ы) этого резкого изменения в его жизни не совсем ясна, но, возможно, она была как-то связана со страданиями евреев во время войны. [ нужна ссылка ] В любом случае он перешел от трагического философского мировоззрения к мистически-духовному мировоззрению. Одно из мистических очерков Цейтлина. [5] вызвал буклет в оппозиции [6] Рабби Йихья Кафих . [7] Несмотря на смену Цейтлина, он оставался независимым и нетрадиционным в своих убеждениях и действиях. Он, например, без колебаний восхвалял своего бывшего друга, великого писателя и мыслителя Йосефа Хаима Бреннера , который был ярым секуляристом. [ нужна ссылка ]
Цейтлин цитировал широкий спектр хасидских источников, но не жил в хасидской общине и не отождествлял себя с определенной хасидской группой (хотя он действительно посещал нескольких выдающихся хасидских ребе). Цейтлин стремился сохранить то, что он называл «сокровищем», лежащим в основе хасидского учения (которое, по его мнению, в его время было затемнено псевдоинтеллектуальными тривиалами и чрезмерной заботой о внешнем виде), и сделать его доступным не только евреям его эпохи, но не для неевреев. Он считал, что ядро хасидов состоит из трех «любовей»: любви к Богу, Торе и Израилю. Поскольку его целевая аудитория состояла из ассимилированных евреев и неевреев, он принял новые формулировки этой любви: «любовь к Торе» стала охватывать вдохновляющие произведения «светского» искусства и литературы, а «любовь к Израилю» трансформировалась. в «любовь к человечеству» (несмотря на это Израиль все равно будет признан «первенцем Божьим»). Религиозный идеал Цейтлина также содержал социалистический элемент: хасиды, которых он изображал, отказывались использовать рабочих. [8]
Цейтлин также сблизился с территориалистским движением и поддержал « предложение Уганды ». Цейтлин придерживался мнения, что было бы невозможно поселиться в Палестине, не переселив полмиллиона палестинских арабов , и поэтому сионистские предложения потерпят неудачу. [9] Он был практическим территориалистом , и его труды приобрели еще большую актуальность после печально известных погромов в Кишиневе и Гомеле . [ нужна ссылка ]
Когда нацисты начали геноцид еврейского народа в Польше в 1942 году, Цейтлину был 71 год. Был убит нацистами в Варшавском гетто. [10] держа в руках книгу Зоар , завернутую в талит и тфилин . Большая часть его семьи также была убита; единственным выжившим был его старший сын Аарон, который поселился в Нью-Йорке в 1939 году.
Его сыновья, Аарон Цейтлин (1898–1973) и Эльханан Цейтлин (1902–1942), также были писателями на идиш. [2]
См. также
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Грин, Артур; Мэйс, Ариэль Эван (8 марта 2016 г.). « «Великий призыв часа»: идишские сочинения Гиллеля Цейтлина о Явне ». В Гевебе . Проверено 10 ноября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Крутиков Михаил; Пинскер, Шачар (27 июня 2011 г.). « Семья Цейтлин ». Энциклопедия евреев Восточной Европы YIVO . Проверено 30 июля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Уолдокс, Моше (1984). «Гилель Цейтлин: Ранние годы». доктор философии диссертация. Университет Брандейса. п. 5.
- ^ Уолдокс, Моше (1984). «Гилель Цейтлин: Ранние годы». доктор философии диссертация. Университет Брандейса. п. 8-9.
- ↑ Прелюдия к тайнам в Израиле (иврит), первоначально опубликованная в Книге 5 (1919) еврейского ежеквартального журнала ХаТекуфа .
- ^ Сефер Даат Элаким (иврит).
- ^ Яаков, Ефраим в Боге пришел из Йемена: История Каббалы в Йемене (иврит), Иерусалим, 2016, стр. 282.
- ↑ Мэйс, Ариэль Эван (19 декабря 2018 г.). « Развитие неохасидизма: отголоски и последствия - Часть I: Введение, Гилель Цейтлин и Мартин Бубер ». Лерхаус . thelehrhaus.com. Проверено 10 ноября 2019 г.
- ^ Шапира, Анита (1999). Земля и власть: сионистское применение силы, 1881–1948 гг . Издательство Стэнфордского университета. ISBN 0-8047-3776-2 . страница 46.
- ^ Хорошо, Лоуренс; Фишбейн, Эйтан; Роза, или Н (2010). Еврейский мистицизм и духовная жизнь: классические тексты, современные размышления . Издательство «Еврейские огни» . п. 26. ISBN 978-1-58023-434-4 .
Библиография
[ редактировать ]- Бар-Он, Шрага , « Гилель Цейтлин в поисках Бога: анализ медитации Цейтлина «Жажда» », в: Д. Шварц и А. Саги (ред.), Вера: еврейские перспективы (Бостон: Academic Studies Press, 2013), стр. 478-499.
- Грин, Артур (2012). Хасидская духовность новой эпохи: религиозные сочинения Гиллеля Цейтлина . Классика западной духовности. Нью-Йорк: Паулист Пресс.
- Меир, Джонатан , «Зоар Гиллеля Цейтлина: история проекта перевода и комментариев», Каббала: Журнал по изучению еврейских мистических текстов 10 (2004): стр. 119–157. На иврите.
- Шапира, Анита (1999). Земля и власть: сионистское применение силы, 1881–1948 гг . Издательство Стэнфордского университета. ISBN 0-8047-3776-2 .
- Цейтлин, Гилель; Меир, Джонатан (2006). Раввин Нахман из Брацлава: Мировая усталость и тоска по Мессии . Два эссе Гиллеля Цейтлина; введение и критические замечания Джонатана Меира. Ериот: Очерки и статьи по иудаике, касающимся гуманитарных и социальных наук, вып. 5. Иерусалим: Орна Хес. На иврите.