Залман Шахтер-Шаломи
Раввин Залман Шахтер-Шаломи | |
---|---|
![]() Раввин Залман Шахтер-Шаломи в 2005 году. | |
Рожденный | Мешуллам Залман Шахтер 28 августа 1924 г. |
Умер | 3 июля 2014 г. | (89 лет)
Альма-матер |
|
Род занятий | Раввин , учитель |
Мешуллам Залман Шахтер-Шаломи (28 августа 1924 - 3 июля 2014), обычно называемый « Реб Залман » (полное еврейское имя : Мешуллам Залман Хийя бен Хая Гиттель веШломо ХаКоэн [1] ), был одним из основателей движения еврейского обновления и новатором в экуменическом диалоге. [2] [3]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Мешуллам Залман Шахтер родился в 1924 году в семье Шломо и Хайи Гиттель Шахтер в Жулкеве , Польша (ныне Украина ). [4] [5] Шахтер вырос в Вене , Австрия . Его отец был либеральным Бельзера хасидом , и Залман получил образование как в сионистской средней школе, так и в ортодоксальной ешиве. [6] Шахтер был интернирован в лагерях для задержанных под властью французов Виши и бежал от наступления нацистов , сбежав в Соединенные Штаты в 1941 году. Он был рукоположен в сан ортодоксального раввина в 1947 году в общине Хабад Любавич хасидской под руководством шестого Любавичского Ребе Йосефа. Ицхок Шнеерсон и служил общинам Хабада в Массачусетсе и Коннектикуте.
В 1948 году вместе с раввином Шломо Карлебахом Шахтер был первоначально отправлен выступать в кампусах колледжей Любавичским Ребе Менахемом Менделем Шнеерсоном . [7] В 1958 году Шахтер в частном порядке опубликовал, возможно, первую английскую книгу о еврейской медитации . Позже он был переиздан в «Еврейском каталоге» и был прочитан поколением евреев, а также некоторыми христианскими созерцателями . [6] Шахтер покинул движение Любавич после экспериментов с «сакраментальной ценностью лизергиновой кислоты » в 1962 году. [8] [9] С последующим ростом движения хиппи в 1960-х годах и знакомством с христианским мистицизмом он отошел от образа жизни Хабада. [9]
Карьера и работа
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2015 г. ) |

С 1956 по 1975 год Реб Залман жил в Виннипеге, Манитоба , хотя много путешествовал. В Виннипеге он работал директором «Гиллеля» и главой отдела иудаики в Университете Манитобы . [10] Эти должности позволили ему поделиться своими идеями и экспериментальными методами духовности со многими студентами-евреями и неевреями, оставив неизгладимые воспоминания. [11] Во время обучения в Бостонском университете (включая занятия под руководством Говарда Турмана ) он испытал интеллектуальный и духовный сдвиг. В 1968 году, во время творческого отпуска на факультете религии Университета Манитобы, он присоединился к группе других евреев в основании хавуры (небольшой кооперативной общины) в Сомервилле , штат Массачусетс, под названием Хавурат Шалом . [10] В 1974 году Шахтер провел месячный семинар по Каббале в Беркли, Калифорния ; его экспериментальный стиль и включение мистических и межкультурных идей считаются вдохновением для формирования там хавуры , которая в конечном итоге стала общиной Миньян Водолея . [12] В конце концов он вообще покинул движение Любавич и основал свою собственную организацию, известную как Бнай Ор , что означает «Сыны Света» — название, которое он взял из свитков Мертвого моря . В этот период он был известен своим последователям как «Бней Ор Ребе», а радужная молитвенная шаль, которую он разработал для своей группы, была известна как «Бнай Ор Талит ». И эксперимент «Хавура», и «Бнай Ор» стали рассматриваться как первые проявления движения еврейского обновления . Позже община изменила свое название на более нейтральное с гендерной точки зрения «П'най Ор» (что означает «Лики света») и продолжает носить это название.
В 1980-х годах Шахтер добавил к своему имени слово «Шаломи» (от еврейского слова «шалом », что означает «мир») как выражение своего стремления к миру в Израиле и во всем мире. [13]
В последние годы своей жизни Шахтер-Шаломи возглавлял кафедру мировой мудрости в Институте Наропы ; [14] он был почетным профессором в университетах Наропы и Темпла . [15] Он также работал на факультете Реконструктивистского раввинского колледжа , Омеги, NICABM и других учреждений. он был соучредителем организации Вместе с раввином Артуром Васковым «АЛЕФ: Альянс за еврейское возрождение», объединяющей Пнай Ор и Центр «Шалом». Он также был основателем программ рукоположения АЛЕФ. Основанная им семинария рукоположила более 80 раввинов и канторов .
Шахтер-Шаломи был среди группы раввинов самых разных еврейских конфессий, которые вместе отправились в Индию , чтобы встретиться с Далай-ламой и обсудить с ним выживание диаспоры евреев и тибетских буддистов. [15] Тибетцы, изгнанные со своей родины на протяжении более трех поколений, сталкиваются с теми же проблемами ассимиляции, с которыми сталкивается еврейская диаспора. Далай-ламе было интересно узнать, как евреям удалось выжить, сохранив свою культуру. Это путешествие было описано в книге Роджера Каменца « 1994 года Еврей в лотосе» .
Темы и инновации
[ редактировать ]Работы Шахтера-Шаломи отражают несколько повторяющихся тем, в том числе:
- « Смена парадигмы » внутри иудаизма
- Новые подходы к галахе (еврейскому закону), включая «психо-галаху» (с 2007 года называемую «интегральной галахой») и такие доктрины, как эко-кашрут.
- Важность межконфессионального диалога и «глубокого экуменизма» (значимых связей между традициями)
- « Четыре мира » иудаизма (объединяющие физическую, эмоциональную, интеллектуальную и духовную сферы)
Он был приверженцем гипотезы Геи , феминизма , [16] и к полному включению ЛГБТ в иудаизм. Его новшества в еврейском богослужении включают пение молитв на английском языке с сохранением традиционных еврейских структур и мелодий, вовлечение давеннеров (прихожан) в богословский диалог, проведение медитаций во время служб. [17] и введение спонтанных движений и танцев. Многие из этих методов также нашли свое применение в более широкой еврейской общине.
Шахтер-Шаломи поощрял разнообразие среди своих учеников и призывал их привнести свои таланты, видение, взгляды и ценности социальной справедливости в изучение и практику иудаизма. Основываясь на хасидских сочинениях раввина Мордехая Йосефа Лейнера из Избица, он учил, что все, даже то, что другие считают грехом и ересью, может быть волей Бога.
Его основная научная работа « Духовная близость: исследование консультирования в хасидизме » стала результатом его докторского исследования системы духовного руководства, культивируемой в хасидизме Хабада. [10] Это привело к тому, что он призвал студентов широко учиться в области духовного руководства (индивидуальное консультирование) и внедрять современные системы, помогающие возродить здоровую духовность в еврейской жизни. Он также стал пионером в практике «духовного старения», работая с пожилыми людьми над тем, чтобы прийти к духовному соглашению со старением и стать наставниками для молодых людей.
Типология хасидских ребе
[ редактировать ]Шахтер-Шаломи предположил, что исторических хасидских ребе можно рассматривать как занимающих одну или несколько из следующих ролей или функций в отношении поддержки своих последователей: [18] : 59–71
- Рав . Эта роль относится к хасидским ребе, которые также служили рукоположенными раввинами, обслуживающими еврейские общины. Примеры этого типа, приведенные Шахтером-Шаломи, включают Шмельке из Никольсбурга и Пинхаса Горовица . Для некоторых хасидских Ребе, таких как Хаим Хальберштам из Санца, вместо Ребе использовался термин Рав.
- Хороший еврей . Эта роль, известная на идише как Гутер Ид , относится к популярному хасидскому ребе, который, как считается, пользуется благосклонностью Бога и чье наследие отражает условия борьбы хасидов. Эта роль рассматривалась как продолжение талмудического наследия таких людей, как Хони ха-Меагель . В качестве примеров хасидских ребе этого типа можно привести Арье Лейба из Шполы и Беришила из Кракова .
- Провидец . Эта роль, известная на иврите как Хозе , относится к хасидскому Ребе, которому приписывались пророческие способности. В качестве примера приводятся люблинский провидец и его ученик Цви Гирш из Зидихова .
- Чудотворец . Эту роль, известную на иврите как Баал Мофет , хасиды часто брали на себя, чтобы привлечь внимание к практической каббале . В качестве примера можно привести Бера из Радошица .
- Целитель . Эта роль понимается как нечто большее, чем просто исцеление, но также предполагает ожидание, что хасид изменит свое поведение, чтобы заслужить исцеление.
- Гаон . Вариантом целителя был талмудический гений ( гаон ), который мог предложить благословение благодаря своим знаниям Талмуда. Эта традиция не ограничивалась хасидизмом, но также применялась к раввинам-нехасидам, таким как Ечезкель Ландау из Праги и Гаон из Вильны .
- Сын или внук цадика . Эта роль применялась к хасидским ребе, которые использовали наследственные заслуги своего предшественника-хасида для призыва благословения. термин эйникл На идише иногда использовался (внук). Часто эта роль заключалась в использовании петиций на могиле предшественника-хасида. В качестве примера можно привести Боруха из Меджибожа , который был внуком Баал Шем Това , основателя хасидизма.
- Блоковый Ребе . Считается, что этот тип развился в Нью-Йорке с 1900 по 1940 год и выполнял роль дедушки по отношению к местным еврейским жителям.
- Каббалист . Эта роль, также известная на иврите как Баал Мкубал , предполагала знание теоретических учений еврейского мистицизма. В качестве примеров можно привести Шнеура Залмана из Ляд (основателя Хабадского хасидизма), Исроэля Хопштейна (Магида из Кожница) и Исаака из Комарно .
- Духовный наставник . Эта роль, известная на иврите как Море Дерех («Учитель пути»), отражает хасидское представление о том, что Ребе является знатоком вопросов любви и страха перед Богом. Сообщается, что хасидский Ребе Аарон Рот настаивал на использовании этого термина. Хотя Шахтер-Шаломи отмечает, что хасиды ценят живое руководство выше использования книг, некоторые Ребе, такие как Шалом Довбер из Любавичей , написали различные трактаты для разных типов духовных искателей.
- Цадик поколения . Эта роль, известная на иврите как Цаддик ХаДор или Рашей Алафим («Глава Тысячи»), указывает на статус библейских лидеров и мистически рассматривается как проводник всех благословений для еврейского народа этого поколения. .
Смерть
[ редактировать ]Залман Шахтер-Шаломи умер в 2014 году в возрасте 89 лет. [15] [19]
Почести
[ редактировать ]В 1997 году раввин Залман Шахтер-Шаломи был удостоен награды Нью-Йоркского открытого центра за духовное обновление .
В 2012 году его книга «Давенинг: Путеводитель по осмысленной еврейской молитве» получила премию «Современная еврейская жизнь и практика» (одна из Национальных еврейских книжных премий ). [20]
Он также был признан шейхом суфийского ордена Пир Вилаят Хана в США и на Святой Земле. [6]
В 2012 году унитаристская универсалистская школа служения Старра Кинга присвоила Шахтеру-Шаломи звание почетного доктора богословия, и он прочитал популярную серию лекций на тему «Новая космология». [3]
Работает
[ редактировать ]Шахтер-Шаломи выпустил большое количество статей, книг, аудио- и видеозаписей. Его стиль свободного общения гомилетический , типичный для раввинов, получивших хасидское образование, и частое использование психологической терминологии и компьютерных метафор ценятся многими начинающими читателями.
Его публикации включают:
- Залман Шахтер-Шаломи (1975). Филип Манделькорн ; Стивен Герстман (ред.). Фрагменты свитка будущего: хасидизм в эпоху Водолея . Листья травы Пресс. ISBN 978-0-915070-00-8 .
- Залман Шахтер-Шаломи; Дональд Гропман (1983). Первый шаг: руководство по новому еврейскому духу . Бантамские книги. ISBN 978-0-553-01418-1 .
- Говард Шварц; Залман Шахтер-Шаломи (1989). Ассамблея мечты: рассказы раввина Залмана Шахтера-Шаломи . Шлюзы/IDHHB. ISBN 978-0-89556-059-9 .
- Залман Шахтер-Шаломи (1991). Духовная близость: исследование консультирования в хасидизме . Джейсон Аронсон. ISBN 978-0-87668-772-7 .
- Эллен Сингер, изд. (1993). Смена парадигмы: из учения еврейского обновления Ребе Залмана Шахтера-Шаломи . Джейсон Аронсон. ISBN 978-0-87668-543-3 .
- Залман Шахтер-Шаломи; Натаниэль М. Майлз-Йепез (2003). Окутанные священным пламенем: учения и сказания хасидских мастеров . Джосси-Басс, Wiley Imprint. ISBN 978-0-7879-6573-0 .
- Залман Шахтер-Шаломи; Дэниел Сигел (2005). Кредо современного каббалиста . Траффорд Паблишинг. ISBN 978-1-4120-6107-0 .
- Залман Шахтер-Шаломи; Джоэл Сигел (2005). Еврей с чувством: Руководство по значимой еврейской практике . Книги Риверхеда. ISBN 978-1-57322-280-8 .
- Залман Шахтер-Шаломи; Дэниел Сигел (2007). Интегральная Галаха: выход за пределы и включение еврейской практики через призму личной трансформации и глобального сознания . Траффорд Паблишинг. ISBN 978-1-4251-2698-8 .
- Залман Шахтер-Шаломи; Рональд С. Миллер (2008). От старения к мудрости: революционный подход к старению . Издательство Гранд Сентрал. ISBN 978-0-446-55373-5 .
- Залман Шахтер-Шаломи; Яир Гилель Гельман (2009). Сердце Арона: Молитвы, учения и письма Ареле Рота, хасидского реформатора . Бен Иегуда Пресс. ISBN 978-1-934730-18-8 .
- Залман Шактер-Шаломи; Нетанель Майлз-Йепез (2017). Сердце в огне: истории и учения ранних хасидских мастеров . Книжное издательство «Морской черт». ISBN 978-1-939681-62-1 .
- Залман Шахтер-Шаломи (2011). Майкл Л. Каган (ред.). Вся дышащая жизнь обожает твое имя: На стыке поэзии и молитвы: Переводы и сочинения еврейской духовной литературы . Книги Гаона. ISBN 978-1-935604-21-1 .
- Залман Шахтер-Шаломи (2013). Нетанель Майлз-Йепес; Роберт Майкл Эсформес (ред.). Врата в сердце: Руководство по созерцательной еврейской практике . Альбион-Андалус. ISBN 978-0-615-94456-2 .
- Нахман Брацлавский (2013). Тиккун Клали: Ребе Нахман из «Десяти лекарств для души» Брацлава . Перевод Шахтера-Шаломи, Залмана. Книги Альбиона-Андалуса. ISBN 978-0-615-75876-3 .
- Сара Дэвидсон (2014). Декабрьский проект: выдающийся раввин и скептически настроенный искатель сталкиваются с величайшей загадкой жизни . ХарперУан. ISBN 978-0-06-228176-0 .
Личная жизнь
[ редактировать ]Шахтер-Шаломи был женат четыре раза и был отцом 11 детей. [15] После его кончины у него осталась 20-летняя жена Ева Ильсен, а также дети, внуки и правнуки. [21] [22]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Реб Залман з"л (1924–2014)» . Кол Алеф . Альянс Алеф за еврейское обновление. 3 июля 2014 г.
- ^ Нетанель Майлз-Йепез (6 июля 2014 г.). «Раввин Залман Шахтер-Шаломи, отец еврейского обновления, умер в возрасте 89 лет» . Huffington Post Блог . Проверено 10 июля 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б Трейман, Дэниел (3 июля 2014 г.). «Залман Шахтер-Шаломи, пионер еврейского возрождения, умер в возрасте 89 лет» . Еврейское телеграфное агентство . Проверено 3 июля 2014 г.
- ^ «Биография Залмана Шахтера-Шаломи» . Документы Залмана М. Шахтера-Шаломи . Коллекции американского иудаизма после Холокоста, Колледж искусств и наук Университета Колорадо в Боулдере. 26 июня 2015 года . Проверено 9 сентября 2021 г.
- ^ Гроб, Чарльз С.; Уолш, Роджер Н. (2005). Высшая мудрость: выдающиеся старейшины исследуют продолжающееся воздействие психоделиков . Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. п. 11. ISBN 0-7914-6517-9 .
- ^ Перейти обратно: а б с Майлз-Йепез, Нетанель (3 июля 2014 г.). «Раввин Залман Шахтер-Шаломи, отец еврейского обновления, умер в возрасте 89 лет» . Блог обновленцев. Архивировано из оригинала 22 сентября 2016 года . Проверено 6 августа 2016 г.
- ^ Магид, Шауль (3 июля 2019 г.). «Другая сторона Любавичского Ребе» . Планшетный журнал .
Истинным помощником Шнеерсона, тем, кто наиболее точно и глубоко усвоил и распространил его послание, был тот, кто оставил Хабад позади: Залман Шахтер-Шаломи... По прибытии в Америку Шахтер-Шаломи стал учеником Р. Йосеф Ицхак Шнеерсон (1880-1950), шестой Любавичский Ребе, а впоследствии его зять Р. Менахем Мендель Шнеерсон... Шахтер-Шаломи был одним из первых шелухим Хабада в 1948 году, посланный шестым Любавичским Ребе. «проникнуть» на ханукальную вечеринку в недавно открывшемся университете Брандейса вместе с молодым студентом из ешивы Лейквуда по имени Шломо Карлебах. Впоследствии он уехал, чтобы основать свое собственное движение «мистического пересмотра» и «социальных реформ», основанное во многом на принципах его юности в Хабаде, пересмотренное, чтобы ответить на то, что он понимал как меняющуюся парадигму мира после Холокоста. Когда его спросили о его связях с Хабадом, Шахтер-Шаломи ответил: «Я окончил Хабад»...
- ^ Миттлман, Алан; Сарна, Джонатан; Лихт, Роберт: «Еврейская политика и американское гражданское общество. стр. 365. Rowman & Littlefield Publishers, Inc., 2002 г. ISBN 0-7425-2122-2
- ^ Перейти обратно: а б «Раввин Залман Шахтер-Шаломи, еврейский пионер, умирает в возрасте 89 лет» . Бостон Глобус . 16 июля 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Шупак, Джоди (7 июля 2014 г.). «Раввин был иконой иудаизма Нью-Эйдж» . Канадская еврейская газета Times . Проверено 16 января 2020 г. .
- ^ «Сборник устной истории Виннипегского еврейского обновления» . Коллекции американского иудаизма после Холокоста . 20 февраля 2017 г. Проверено 20 ноября 2019 г.
- ^ «История» . Водолей Миньян . Проверено 15 декабря 2015 г.
- ^ «Биография Залмана Шахтера-Шаломи» . Коллекция Залмана М. Шахтера-Шаломи . Университет Колорадо в Боулдере. Архивировано из оригинала 22 декабря 2015 года . Проверено 15 декабря 2015 г.
- ^ Празднование жизни и наследия Реба Залмана , заархивировано из оригинала 27 марта 2015 г. , получено 16 января 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Вителло, Пол (8 июля 2014 г.). «Залман Шахтер-Шаломи, еврейский пионер, умер в возрасте 89 лет» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Матанки, Евгений (январь 2017 г.). «Залман Шахтер Шаломи: Мечтая о гендерном эссенциализме» . Академия.edu .
- ^ Матанки, Евгений (январь 2016 г.). «Между медитативной молитвой и молитвенной медитацией: молитва в эпоху Водолея в мысли Залмана Шахтера-Шаломи» . Академия.edu .
- ^ Шахтер-Шаломи, Залман Мешуллам (1991). Духовная близость: исследование консультирования в хасидизме . Джейсон Аронсон.
- ^ Бутник, Стефани (3 июля 2014 г.). «Раввин Залман Шахтер-Шаломи умер в возрасте 89 лет» . Планшетный журнал . Проверено 3 июля 2014 г.
- ^ «Лауреаты Национальной еврейской книжной премии 2012 года» . Еврейский книжный совет . Архивировано из оригинала 5 мая 2014 года . Проверено 16 января 2013 г.
- ^ "Семья раввина Залмана Шахтера реагирует на статью о его жизни" . Еврейская почта и новости . Архивировано из оригинала 23 декабря 2019 года . Проверено 23 декабря 2019 г.
- ^ «Раввин Залман Шахтер-Шаломи» . АЛЕФ .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Раввин Залман Шахтер-Шаломи | Полное свидетельство | Фонд Университета Южной Калифорнии «Шоа». Видео на YouTube: 3 часа 45 минут истории его жизни
- Статьи раввина Залмана Шахтера-Шаломи
- Залман Шахтер-Шаломи в Find a Grave
- Указатель произведений раввина Залмана Шахтера Шаломи
- Проект «Наследие Реба Залмана»
- Интервью Patheos с Ребом Залманом о межконфессиональном диалоге
- За пределами еврейского триумфа, интервью с Ребом Залманом, опубликованное Patheos
- Коллекция Залмана М. Шахтера Шаломи, Библиотеки Университета Колорадо в Боулдере
- 1924 рождения
- смертей в 2014 г.
- Американские писательницы-феминистки
- Американские раввины еврейского возрождения
- Американские писатели-мужчины научной литературы
- Еврейские эмигранты из Австрии после аншлюса в США
- Австрийские ортодоксальные евреи
- Выпускники Бостонского университета
- Еврейский союзный колледж – выпускники Еврейского института религии
- Американские писатели-евреи-фантасты
- Еврейские раввины возрождения
- Евреи из Галиции (Восточная Европа)
- Американские активисты за права ЛГБТ
- Американские мужчины-феминисты
- Преподаватели Университета Наропы
- People from Zhovkva
- Преподаватели Университета Темпл
- Ортодоксальные еврейские феминистки
- Американские раввины 20-го века
- Американские раввины XXI века
- Польские эмигранты в Австрии