Практическая Каббала
Часть серии о |
Каббала |
---|
![]() |
Практическая Каббала ( ивр . קַבָּלָה מַעֲשִׂית Каббала Маасит ) в историческом иудаизме — ветвь еврейской мистической традиции , которая касается использования магии . считали ее разрешенной белой магией Практикующие клиппот , предназначенной только для элиты, которая могла отделить ее духовный источник от царств зла , если она выполнялась в священных ( QD-Š ) и чистых обстоятельствах, тумах и тахара ( טומאה וטהרה ). [1] Обеспокоенность по поводу превышения строгих запретов иудаизма на нечистую магию привела к тому, что она осталась второстепенной традицией в еврейской истории. Его учение включает использование Божественных и ангельских имен для амулетов и заклинаний . [2]
Практическая каббала упоминается в исторических текстах, но большинство каббалистов учат, что ее использование запрещено. [3] Это контрастирует с основной традицией Каббалы Каббала Июнит (созерцательная Каббала), которая стремится объяснить природу Бога и природу существования посредством теологических исследований и еврейских медитативных техник.
По мнению Гершома Шолема , многие учения практической каббалы предшествуют теоретической каббале, которая обычно ассоциируется с этим термином, и независимы от нее:
Исторически сложилось так, что большая часть содержания практической Каббалы предшествует содержанию спекулятивной Каббалы и не зависит от нее. По сути, то, что стало считаться практической каббалой, представляло собой совокупность всех магических практик, которые развивались в иудаизме от периода Талмуда до средневековья. Учение о сфирот вряд ли когда-либо играло решающую роль в этих практиках...» [4]
История [ править ]
Еврейский мистицизм |
---|
![]() |
История еврейского мистицизма |
Ранние практики
Галаха (еврейский религиозный закон) запрещает гадание и другие формы предсказаний, а Талмуд перечисляет множество устойчивых, но осуждаемых практик гадания. [5] Сама частота упоминаний о гадании рассматривается как указание на то, что оно широко практиковалось в народной религии древнего Израиля, и во всем израильском обществе было общепринято ограниченное число форм гадания, наиболее распространенной из которых является онейромантия (интерпретация снов для пророческого значения). [6] [ нужна цитата для проверки ] Другие магические практики иудейской народной религии, ставшие частью практической каббалы, восходят к временам Талмуда и включают изготовление амулетов и других народных средств с использованием эзотерических имен ангелов. [2]
Мистицизм Меркавы [ править ]
Во времена Талмуда и Гаона раввинский мистицизм был сосредоточен вокруг толкования видения Иезекииля божественной Колесницы-Трона и медитативного интроспективного восхождения в небесные покои. Этот элитный практический мистицизм, описанный в эзотерической литературе Хехалот , включался и сливался с элементами магических заклинаний. Талмуд и Мидраш называют это «использованием Божественного Имени» для теургически -практического восхождения, как в истории о Десяти Мучениках , которые вопрошали на Небесах об указе. В литературе Хейхалот ангелы, охраняющие каждый уровень, медитативно связываются формулами и печатями, позволяющими войти. [ нужна ссылка ]
Хасидей Ашкеназ Йецира Сефер и Средневековый

В 13 веке одной из проблем, которая интриговала ашкеназских хасидов (буквально «Благочестивые Германии»), была возможность создания жизни магическими средствами. Они использовали слово « голем » (буквально «бесформенная или безжизненная материя») для обозначения гипотетического гомункула, получившего жизнь посредством магического призывания Божественных имен. Этот интерес вдохновил целый цикл легенд о големе , который продолжался до 18 века. [7] Идентификация древней Сефер Йецира относительно творческой силы еврейских букв как средства создания голема была получена из интерпретации двух утверждений в Вавилонском Талмуде , Трактате Синедрион . В одном говорится, что амора Абба бен Иосиф бар Хама («Рава») создал человека; во втором два других мудреца изучали «законы «творения» и создали «третьего теленка», которого съели на праздник. [8]
разделение концептуальной и практической Средневековое каббалы
разделение мистического и магического элементов Каббалы, разделив ее на умозрительную теологическую Каббалу ( Каббала Июнит ) с ее медитативными традициями и теургическую практическую Каббалу ( Каббала Маасит ). К началу XIV века произошло [9] Многие традиционные спекулятивные каббалисты не одобряли практическую каббалу, в том числе Авраам Абулафия , который решительно осуждал ее. [2] [ нужна цитата для проверки ] Хотя подавляющее большинство исторических работ, написаний и разработок каббалы касается теологической каббалы, большинство практических каббалистических сочинений никогда не публиковались. [10]
Одна важная традиция практической Каббалы процветала в Испании во второй половине 15-го века, до Указа Альгамбры . Основной текст традиции назывался Сефер ха-Машив . Практикующие эту традицию были описаны Моше Иделем как «заинтересованные демонологией и использованием принудительных заклинаний для вызова демонов, ангелов и даже Бога». [11] чтобы ускорить наступление мессианской эпохи . [12] Неудача Джозефа Делла Рейны (1418–1472) со своими учениками в этом была воспринята более поздними каббалистами как предупреждение о потенциальных опасностях участия в каббалистической практике. [13]
Запрет каббалистического Цфата возрождения
В 16 веке Исаак Лурия , который выступал против каббалы Маасит и запрещал своим ученикам писать амулеты и использовать другие методы практической каббалы, разработал форму экзорцизма, которая эффективно перенесла методы практической каббалы в умозрительную. Хотя это привело к замене магических формул и обрядов созерцательными упражнениями, старые формы практической Каббалы продолжали пользоваться широкой популярностью. [14] Положение Лурии как главного учителя современной каббалы, основы позднего хасидизма , придает его запрету авторитетную силу. Он учил, что в наши поколения, без Храма в Иерусалиме и его пепла Красной Тельца, который нужно очистить, занятие областью практической Каббалы человеком с нечистым телом очень вредно. [15]
Шем и разработки другие Ранний современный Баалей
Традиционная роль целителя Баал-Шема включала общепринятые методы между пограничной практической Каббалой и медитативной Каббалой , такие как амулеты и экстрасенсорные способности. [16] Среди зарегистрированных фигур раннего Нового времени были Илия Баал Шем из Хелма (1550–1583) и Баал Шем из Лондона (1708–1782). Исраэль Баал Шем Тов начал свою деятельность как традиционный Баал Шем, прежде чем основать хасидизм. Хотя связь Пражского Махарала (1520–1609) с созданием голема возникла только позже, современная традиция записывает, что Илия Баал-Шем создал голема. Саббатейские в 1750-х годах в том , мистические ереси Саббатая Цви (1626–1676) и Якоба Франка (1726–1791) привели к обвинению Эйбешюца Джонатана Якобом Эмденом что он тайный саббатианин. В основном оно основывалось на интерпретации некоторых амулетов, изготовленных Эйбешюцем, в которых Эмден усматривал саббатейские аллюзии. Лидер митнагдского литовского иудаизма, каббалист Виленский Гаон (1720–1797), рассказывал, что в юности он пытался сделать голема, но остановился, когда почувствовал, что в нем присутствует дух нечистоты. [17]
Говорят, что раввин Аарон Иегуда из Хелма , практикующий практическую каббалу, и Баал Шем создал голема, используя божественное имя. [18]
Говорят, что раввин Йицак Айхиз Халперн, практикующий практическую каббалу и баал-шем, спас корабль от опрокидывания и изгнал диббука . [19]
Говорят, что раввин Нафтали Кац из Познани вернул к жизни мертвеца, чтобы освободить его жену от агуны . [19]
Раввин Хирш Френкель был приговорен к тюремному заключению в Германии в 1713 году на том основании, что у него была библиотека книг, содержащая примеры колдовства, например, как использовать клятвы и амулеты для победы над демонами, видеть будущее и разговаривать с мертвыми. . [19]
Божественное заступничество хасидского Девейкут через цадика
В хасидизме вытеснение практической каббалы с использованием непосредственно магических средств концептуальными и медитативными тенденциями получило гораздо большее значение, одновременно устанавливая медитативную теургию для материальных благ в основе своего социального мистицизма. [20] Хасидизм усвоил Каббалу через психологию девейкута (приверженность Богу) и приверженность цадику ( хасидскому Ребе). В хасидской доктрине цадик передает Божественную духовную и физическую щедрость своим последователям, изменяя Волю Бога (раскрывая более глубокую скрытую Волю) посредством своего собственного девейкута и самоаннулирования . Дов Бер из Мезерича стремится отличить эту теорию о том, что воля цадика изменяет и определяет Божественную волю, от непосредственно магического процесса. [21] Это сделало внешние методы практической Каббалы, ее волюную власть над ангелами и низшими духовными силами ненужными и помехой, хотя некоторые хасидские лидеры продолжали использовать традиционные амулеты на грани практической Каббалы.
Эта перемена проявилась в личной жизни основателя хасидизма Баал Шем Това (1698–1760), в его переходе от Баал Шема к прототипу хасидского лидера. Будучи Баал-Шемом, он использовал амулеты. В конце своей жизни Баал Шем Тов никогда не писал Имен Бога, а только свое собственное имя на амулетах: Исраэль бен Сара или Исраэль бен Элиэзер. [16] Традиционная история рассказывает, что однажды Баал Шем Тов прибегнул к практическим каббалистическим именам Бога, чтобы пересечь реку и спасти свою жизнь. Впоследствии он сожалел об этом, хотя использовал это в святости. Он знал, что его покаяние было принято, когда позже снова оказался в аналогичной ситуации. На этот раз он не использовал практическую Каббалу, чтобы совершить чудо, а вместо этого использовал веру, чтобы дать ему чудесную сверхъестественную силу пересечь реку. Тогда он понял, что его тшува завершена. [15] Хасидская мысль учит, что ее внутренний мистицизм позволяет божественной душе влиять на мир через ее существенную связь с Богом, а не через Божественные проявления Каббалы.
Методы [ править ]

Несмотря на запрет на предсказание будущего, нет запрета ни на понимание прошлого, ни на более глубокое понимание настоящих и будущих ситуаций посредством вдохновения, полученного с помощью Каббалы (тонкое различие, которое часто трудно описать). Обращение к оккультной силе вне монотеистического божества с целью гадания неприемлемо в иудаизме, но в то же время считается, что праведники имеют доступ к оккультным знаниям. Такое знание может прийти через сны и инкубацию (вызывание ясновидческих снов), метопоскопию (чтение лиц, линий на лице или аур, исходящих от лица), иббурим и маггидим (одержимость духами) и/или различные методы гадания . [22]
Мидраш и Талмуд изобилуют использованием имен Бога и заклинаний, которые, как утверждается, вызывают сверхъестественные или теургические результаты. Большая часть постталмудической раввинской литературы стремится ограничить использование любой или большинства из этих формул, называемых Каббала Маасит («практическая Каббала»). В пользу этого существуют различные аргументы; заявил, Средневековый раввин Яаков бен Моше Леви Моэлин что человеку, использующему его, может не хватать необходимой подготовки, и ритуал будет неэффективным.
Однако до недавнего времени интерес к этим ритуалам власти практически не ослабевал. В Талмуде упоминается использование чар для исцеления, а раввины одобрили широкий спектр магических методов лечения. Было постановлено, что любая практика, действительно вызывающая исцеление, не должна считаться суеверной, и в еврейских обществах во все времена и в разных географических регионах широко распространена практика использования лечебных амулетов и народных средств (сегуллот) . [23]
Галерея изображений [ править ]
- Иудео-арамейская надпись с золотой пластинки-амулета, Грузия, IV-VI вв. н.э.
- Амулет от Сефер Разиэль ХаМалах
- Каббалистический амулет Кассиэля XV века.
- Оберег для защиты при родах
- Текст экзорцизма XVIII или XIX века, Каир Гениза
- Хайим Самуэль Джейкоб Фальк , алхимик Баал-Шема из Лондона (1708–1782)
- Мемориальная доска Секелю Лёбу Вормсеру, 1768–1847 гг., Традиционному позднему Баал-Шему в Германии.
- Амулет божественных имен, приписываемый хасидов лидеру Моисею Тейтельбауму из Уджеля (1759–1841).
См. также [ править ]
- Ангелы в иудаизме
- Еврейские волшебные папирусы
- Имена Бога в иудаизме
- Сефер ха-Разим
- Семитское неоязычество
- Колдовство и гадание в еврейской Библии
- Еврейские взгляды на астрологию
Примечания [ править ]
- ^ «Немного иврита» . Проверено 26 марта 2014 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Элбер, Марк. Книга «Все по каббале: исследуйте эту мистическую традицию — от древних ритуалов до современных практик» , с. 137. Адамс Медиа, 2006. ISBN 1-59337-546-8
- ^ Раввин Хаим Виталь. Ключи к истинному пророчеству: Практическая каббала сегодня (kabbalaonline.org). Проверено 3 октября 2008 г.
- ^ Шолем, Гершом. Каббала , с. 183. Издательство «Кетер», Иерусалим, ООО, 1974.
- ^ В. Гюнтер Плаут, Дэвид Э. Штайн. Тора: современный комментарий . Союз реформистского иудаизма, 2004 г. ISBN 0-8074-0883-2
- ^ Ауне, Дэвид Э. Пророчества в раннем христианстве и древнем средиземноморском мире , с. 82. Вм. Издательство Б. Эрдманс, 1992. ISBN 0-8028-0635-X
- ^ Трахтенберг, Джошуа. Еврейская магия и суеверия , стр. 84-86. Нью-Йорк: Дом еврейской книги Бермана, 1939. Доступно онлайн по адресу [1]
- ^ Каббала: очень краткое введение , Джозеф Дэн , Оксфорд, стр.106-107.
- ^ Джозефи, Марсия Рейнс. Магия и суеверия в еврейской традиции: выставка, организованная Музеем иудаики Мориса Спертуса . Колледж иудаики Пресс Спертус, 1975 г.
- ^ Тридцать два врата мудрости , ДовБер Пинсон, Бен Иегуда Пресс, стр.3-5
- ^ Идель, Моше. Каббала: новые перспективы . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета, 1988, стр. 269 (цитата по Girón-Negrón, 2001)
- ^ Хирон-Негрон, Луис М. Альфонсо де ла Торре, «Видение Deleytable: философский рационализм и религиозное воображение в Испании 15 века» . БРИЛЛ, 2001. ISBN 90-04-11957-4
- ^ Тридцать два врата мудрости ДовБер Пинсон, стр. 5
- ^ Чаджес, Дж. Х. Между мирами: диббуки, экзорцисты и иудаизм раннего Нового времени , стр. 84–85. Издательство Пенсильванского университета, 2003. ISBN 0-8122-3724-2
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Что такое Практическая Каббала? с www.inner.org
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Гинзбург, Ицхак. Считаются ли амулеты практической каббалой? с www.inner.org
- ^ Виленский Гаон: Жизнь и учение раввина Элиягу Виленского Гаона , публикации ArtScroll History, Бецалель Ландау и Йонасон Розенблюм
- ^ Бешт: волшебник, мистик и лидер, Иммануэль Эткес, UPNE, 2012 - Биография и автобиография, стр. 25
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Бешт: волшебник, мистик и лидер, Иммануэль Эткес, UPNE, 2012 - Биография и автобиография, стр. 26
- ↑ Хасидизм: Между экстазом и магией , Моше Идель , SUNY Press, 1995. Термин «Магия», используемый здесь для обозначения божественной теургии, влияющей на материальное благословение, а не непосредственно талисманической практической магии Каббалы.
- ^ Исследования восточноевропейского еврейского мистицизма и хасидизма , Джозеф Вайс, Библиотека Литтмана; глава: «Саддик – изменение божественной воли»
- ^ см. Иуда бен Самуил из Регенсбурга, Сефер Хасидим. [ нужна страница ] и раввин Хаим Виталь, Сефер ха-Хезионот (переведено как «Книга видений» в Файерштейне, 1999 г.) [ нужна страница ] ).
- ^ Персон, Хара Э. Мицва исцеления: антология еврейских текстов, медитаций, эссе, личных историй и ритуалов , стр. 4-6. Союз реформистского иудаизма, 2003. ISBN 0-8074-0856-5
Ссылки [ править ]
- Дэн, Джозеф . Каббала: очень краткое введение . Издательство Оксфордского университета, США, 2006. ISBN 0-19-530034-3
- Файерштейн, Моррис М. (ред., пер.). Еврейские мистические автобиографии: Книга видений и Книга тайн . Паулист Пресс, 1999. ISBN 0-8091-3876-X
- Финкель, Авраам Яаков. Сефер Хасидим: Книга благочестивых . Джейсон Аронсон, 1997 год. ISBN 1-56821-920-2
- Миреки, Пол и Мейер, Марвин В. (ред.). Магия и ритуалы в древнем мире . Брилл, 1995. ISBN 90-04-10406-2
- Шервин, Байрон Л. Легенда о големе: истоки и последствия . Университетское издательство Америки, 1985. ISBN 0-8191-4402-9
- Сварт, Якобус Г. Книга священных имен . Sangreal Sodality Press, Йоханнесбург, 2011. ISBN 978-0-620-50702-8
- Сварт, Якобус Г. Книга печатей и амулетов . Sangreal Sodality Press, Йоханнесбург, 2014. ISBN 978-0-620-59698-5
- Трахтенберг, Джошуа. «Народный элемент в иудаизме» в журнале «Религия» , Vol. 22, № 2 (апрель 1942 г.), стр. 173–186. ISSN 0022-4189
Внешние ссылки [ править ]
