Галгал
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июль 2007 г. ) |
Часть серии о |
Каббала |
---|
![]() |
Гильгуль (также Гилгуль нешамот или Гилгулей ха-Нешамот ; евр. Реинкарнация , множественное число: גלגולים Гильгулим ) — концепция реинкарнации или «переселения душ ». [1] в каббалистическом эзотерическом мистицизме. На иврите слово гилгул означает «цикл» или «колесо», а нешамот – это множественное число слова «души». Видно, что души проходят через жизни прикрепляясь к разным человеческим телам или воплощения, со временем . С каким телом они связываются, зависит от их конкретной задачи в физическом мире, духовных уровней тел предшественников и так далее. Эта концепция относится к более широким историческим процессам в Каббале, включая космический Тиккун (мессианское исправление) и историческую динамику восходящих Светов и нисходящих Сосудов от поколения к поколению.
Эзотерические объяснения гильгула были сформулированы в еврейском мистицизме Исааком Лурией в 16 веке как часть метафизической цели Творения.
История в еврейской мысли
[ редактировать ]Реинкарнация — это эзотерическая вера во многих течениях современного иудаизма, но она не является основным принципом традиционного иудаизма. Оно не упоминается в классических источниках, таких как еврейская Библия , классические раввинские труды ( Мишна и Талмуд ) или Маймонида 13 принципов веры . Каббала, однако, учит вере в гильгул ; следовательно, эта вера универсальна в хасидском иудаизме , который считает Каббалу священной и авторитетной.
Среди известных раввинов, отвергавших идею реинкарнации, — Саадия Гаон , Давид Кимхи , Хасдай Крескас , Джедайя бен Авраам Бедерси (начало 14 века), Джозеф Альбо , Авраам ибн Дауд и Леон Моденский . Среди геонимов спорил Хай бен Шерира с Саадией Гаоном в пользу гильгулима .
Среди раввинов, веривших в идею реинкарнации, со времен Средневековья были мистические лидеры Нахманид и Бахья бен Ашер ; XVI века от Леви ибн Хабиба и от мистической школы Цфата Исаака Соломона Алькабеца , Лурии и его представителя Хайима бен Иосифа Виталя ; а с 18-го века: основатель хасидского иудаизма Баал Шем Тов , позже хасидские мастера, а также литовский еврейский православный лидер и каббалист Виленский Гаон ; и, среди прочих, из 19-20 веков: Йосеф Хайим , автор книги « Бен Иш Хай» .
в XVI веке С рациональной систематизацией кордоверанской каббалы Алькабецем и последующей новой парадигмой лурианской каббалы Лурией, каббала заменила рационализм в качестве основного направления традиционной еврейской теологии как в научных кругах, так и в народном воображении. Исаак Лурия преподавал новые объяснения процесса гильгула и идентификации реинкарнаций исторических еврейских личностей, которые Хайим бен Иосиф Виталь собрал в своем «Шаар ха-Гильгулим» .
Шаар ха-Гильгулим перечисляет возможные реинкарнации: «Тот, кто вступает в сексуальные отношения с животным, перевоплощается в летучую мышь, тот, кто вступает в связь с менструирующей нееврейской женщиной, тот, кто совершает прелюбодеяние, перевоплощается в осла, а его мать — в самку. осла, с человеком в виде кролика или зайца». Цаддиким может перевоплощаться в рыбу, потому что «рыбу не нужно ритуально забивать, прежде чем она будет исправлена посредством еды». Дэвид Роскис в «Книге Штетла» упоминает следующие поверья: «Душа цадека становится душой рыбы. Душа мясника, питающегося мясом трейфа, становится душой черной вороны. Душа нечестного хазна становится душой собаки. Потому что его молитва была угодна Господу, как лай собаки. Душа доносчика становится душой попугая: он говорил не то и не в то время не тем людям». Согласно Шаар ха-Гильгулим , душа может даже перевоплотиться в неодушевленный предмет, например, в камень. [2]
Историк Натаниэль Дойч упомянул широко известный анекдот как современный пример веры в гилгул. В 2003 году два рыбака заявили, что встретили говорящего карпа на рыбном рынке Нью-Сквер в округе Рокленд, штат Нью-Йорк . Инцидент произошел в хасидской общине, насчитывающей около 7000 членов. «История гласит, что 20-фунтовый карп, которого собирались зарезать и превратить в фаршированную рыбу для субботнего ужина, начал говорить на иврите, выкрикивая апокалиптические предупреждения и заявляя, что он обеспокоенная душа уважаемый старейшина общины, который недавно умер». [2] [3]
См. также
[ редактировать ]В иудаизме:
Для сравнения с другими религиями:
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Трахтенберг, Джошуа (13 февраля 2004 г.) [первоначально опубликовано в 1939 г.]. «Словарь еврейских терминов». Еврейская магия и суеверия . Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета (опубликовано в 2004 г.). п. 333. ИСБН 9780812218626 .
- ^ Jump up to: а б Дойч, Натаниэль (2011). Еврейский черный континент: жизнь и смерть в русской черте оседлости . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0674047280 .
- ^ Килганнон, Кори (15 марта 2003 г.). «Чудо? Мечта? Шутка? Рыбные разговоры, городской шум» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 19 апреля 2020 года.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Еврейский взгляд на реинкарнацию
- Спросите раввина - aish.com. Архивировано 4 марта 2016 г. на Wayback Machine.
- «Гилгуль Нешамот - Реинкарнация душ» , эссе о гильгуле рава Авраама Брандвейна
- Сефер Нишмат Хайим, автор: Менассия Бен Исраэль. Архивировано 21 февраля 2010 г. в Wayback Machine.