Баал Шем
Баал Шем (иврит: בַּעַל שֵׁם, мн. Баалей Шем ) был историческим еврейским практиком практической каббалы и предполагаемым чудотворцем. используя различные методы, Утверждается, что Баалей Шем, исцеляет, творит чудеса, [1] проводить экзорцизм, [2] лечит различные проблемы со здоровьем, сдерживает эпидемии, защищает людей от катастроф из-за пожара, грабежа или сглаза , предвидит будущее, расшифровывает сны и благословляет тех, кто искал его силы. [3]
В иудаизме подобные фигуры спорили между земными реалиями и духовными сферами еще до появления талмудического иудаизма в III веке. [4] Однако только в 16 веке фигурки стали называть Баалей Шем . [1] Народные средства из трав, амулеты, современные медицинские средства, а также магические и мистические решения использовались в соответствии с традиционными каббалистическими учениями, а также адаптированными лурианскими руководствами в средние века. [3]
Раввин Исраэль бен Элиезер был польским раввином и мистическим целителем, известным как Баал Шем Тов . Его учение проникло эзотерическое использование практической каббалы Баалей Шема в духовное движение хасидский иудаизм . [5]
Этимология и произношение [ править ]
Альтернативно транслитерируемый Баал Шем или Баале Шем , этот термин представляет собой соединение двух отдельных еврейских слов. Баал (ивр. בַּעַל, Еврейское произношение: [ˈbaʕal] ), переведенное как « господин », происходит от глагола, описывающего состояние владения или контроля. [6] [ ненадежный источник? ] Исторически Сим (ивр. שם, Еврейское произношение: [ʃɛm] ), означающее «имя», использовалось для обозначения поступков или черт характера человека в дополнение к его именам. [7] [ ненадежный источник? ] На иврите сочетание этих двух слов точнее переводится как «повелитель имени [Бога]», что означает как обладание Божьей силой, так и способность манипулировать ею духовными средствами. [8]
Исторический обзор [ править ]
Часть серии о |
Каббала |
---|
Неофициальный титул Баал-Шем был дан другими, которые признали или воспользовались способностью Баал-Шема совершать чудесные дела, и возник в средние века , продолжаясь до начала современной эпохи .
Раввин Илия Баал-Шем из Хелма — старейшая историческая личность, известная в то время как Баал-Шем . [9] Известно, что он изучал Каббалу . Он получил титул Баал-Шем из-за того, что создал это антропоморфное существо с помощью «Шема» ( одного из имен Бога ). [10] Его потомок, Цви Ашкенази , упомянул, что люди засвидетельствовали, что он создал Голема с помощью Сефер Йецира . [11]
Баалей Шем считались чудотворцами , которые могли исцелять и исцелять , в дополнение к мистическим способностям, которые позволяли им предвидеть или интерпретировать события и личности. Считалось, что они имеют «прямую линию» с Небесами , вызывая Божье милосердие и сострадание к страдающим людям. В еврейском обществе практическая теургическая роль Баалей Шема среди простого народа была мистическим институтом, контрастирующим с более теософскими и экстатическими кружками по изучению каббалы, которые были изолированы от населения. Баал Шем , общинный маггид -проповедник и мохиах (מוֹכִיחַ/проповедник) покаяния считались неофициальной еврейской интеллигенцией низшего уровня, находящейся ниже контрактных раввинов и изучающих каббалистов. [12]
Основание хасидизма [ править ]
Баал Шем Тов [ править ]
лишь немногие получили титул Баал-Шема еврейства Восточной и Центральной Европы Хотя среди ашкеназского , наиболее известно это звание связано с основателем хасидского иудаизма . [ нужна ссылка ] Баал Шем Тов , родившийся в 17 веке в Королевстве Польском , начал общественную жизнь как традиционный Баал Шем , но представил новые интерпретации мистической мысли и практики, которые в конечном итоге стали основным учением хасидизма . В свое время ему был присвоен титул Баал Шем Тов , а позже, последователями хасидизма , именуемый аббревиатурой БеШТ . [13] Он отрекся от традиционной еврейской практики и теологии, поощряя общение с неевреями и утверждая священность повседневного телесного существования. [14]
В течение своей жизни он смог посвятить время молитве и созерцанию, традиционным практикам в сфере созерцательной Каббалы. Там он смог освоить навыки, необходимые для того, чтобы стать Баал-Шемом , и практиковался с соседними горожанами, включая как евреев, так и христиан. В современных текстах говорится, что он получил « хитгалут » (откровение) в возрасте 36 лет. [15]
Созерцательная Каббала [ править ]
Ведущий каббалист Исаак Лурия (1534–1572) запретил людям своего времени использовать практическую каббалу. По его словам, поскольку Храм в Иерусалиме не стоит и прах Красной телицы ни у кого нет , люди не могут очиститься. Без способности достичь состояния чистоты Практическая Каббала может быть очень вредной, учил он. [ нужна ссылка ]
Баал Шем Тов изучал и принимал участие в традиционных практиках практической каббалы, а также в современных методах, установленных лурианской каббалой . [15] Баал Шем Тов учил, что можно исключить аскетизм из практики иудаизма. Это позволило большему количеству людей стать набожными в иудаизме и, следовательно, в хасидизме. Более того, он учил, что буквы, в отличие от слов, являются ключевым элементом священных текстов. Таким образом, интеллектуальные и академические навыки больше не были необходимы для достижения мастерства в изучении священных текстов. [15]
движение как популистское возрождения Хасидизм
С 1730-х годов Баал Шем Тов ( БеШТ ) возглавлял элитный теургический мистический кружок, подобный другим замкнутым каббалистическим кружкам, таким как современный Клаус (Клоуз) в Бродах . В отличие от мистических кругов прошлого, они ввели новшества, используя свои психические способности небесного заступничества, чтобы работать от имени простого еврейского населения. Благодаря легендарному житию БеШТ как человека , который соединил элитарный мистицизм с глубокими социальными интересами, а также его ведущим ученикам, хасидизм быстро перерос в популистское движение возрождения. [ нужна ссылка ]
Роль цадика [ править ]
Начиная с хасидского иудаизма в конце 17 века, роль мистического цадика была учреждена для концептуализации связи последователя с Богом. Цадик был божественным каналом , который мог соединить преданного религиозного последователя с Богом. Это был первый случай популярного еврейского мистицизма . [16] Эту роль движение заимствовало из каббалистической теософской терминологии. Хасидская философия поощряла привязанность девекут к раввинам внутри движения, которые, как говорили, воплощали и направляли божественный поток благословений в мир. [17] Он заменил прежнего цадикима Нистарима , который понимался как список из 36 праведников, способных принести благословения миру. [18] Предполагалось, что этот список составлен из частных пиетистов и Баалей Шема из Восточной Европы. [ нужна ссылка ] По мере того, как доктрина формировалась в письменной форме в 1780-х годах, Якоб Иосиф из Полонны , Дов Бер из Мезерича , Элимелех из Лиженска , Яаков Ицхак из Люблина и другие сформировали хасидские взгляды на цадика , задача которого состоит в том, чтобы пробудить и привлечь поток божественного благословения к духовные и материальные потребности общества и отдельных простых людей. [ нужна ссылка ]
Замена Шема Баалей -
Деятельность Баалей Шема среди общины, а также влияние каббалистических идей способствовали распространению народной веры в цадиким Нистарим . Новая мистическая роль хасидского -цадика лидера заменила деятельность Баал-Шема среди населения, объединив практического каббалиста и маггида , странствующего проповедника. Кроме того, он заменил практическую каббалу теургическим божественным заступничеством цадика . 1814–1815 годов В «Похвалах Бешта» преподавательский кружок Баал Шем Това противопоставляется его оставшемуся занятию - путешествию по Баал Шему . [ нужна ссылка ]
С 1730-х годов Баал Шем Тов возглавлял элитный теургический мистический кружок, похожий на другие изолированные каббалистические кружки, такие как современный Клаус (Клоуз) в Бродах , но с новаторской разницей в использовании своих психических небесных заступнических способностей от имени простых евреев. население. Благодаря легендарному житию Баал Шем Това как человека, который соединил элитарный мистицизм с глубокими социальными интересами, а также его ведущим ученикам, хасидизм быстро перерос в популистское движение возрождения. Центральным и наиболее новаторским в хасидской мысли была новая доктрина хасидских цадиков , которая заменила бывших частных пиетистов- цадиков Нистарим и практических каббалистов Баал-Шема в Восточной Европе. По мере того, как доктрина формировалась в письменной форме в 1780-х годах, Якоб Иосиф из Полонны , Дов Бер из Мезерича , Элимелех из Лиженска , Яаков Ицхак из Люблина и другие сформировали хасидские взгляды на цадика , задача которого состоит в том, чтобы пробудить и привлечь поток божественного благословения к духовные и материальные потребности общества и отдельных простых людей.
Практика [ править ]
Считалось, что Баалей Шем черпает свою силу из самого святого имени Бога в иудаизме: Тетраграмматона . [19] Исторически это имя произносил только Первосвященник в Йом Кипур . [20] После разрушения Второго Храма римлянами в 70 году н.э. истинное произношение, по-видимому, было утеряно. [21] В некоторых источниках под Баал-Шемом понимали еврейских целителей, заново открывших истинное произношение, возможно, во время глубокой медитации . [19] Некоторые истории говорят, что он произнес это имя вслух, а другие говорят, что он визуализировал это имя в своем уме. [ нужна ссылка ]
Практическая Каббала [ править ]
Практическая Каббала ( Каббала Маасит) — это часть еврейской мистической традиции, которая касается использования магии для воздействия на физическую реальность. Исторически сложилось так, что ведущие каббалисты расходятся во мнениях по поводу опасений незаконного использования практической каббалы. [22] Хотя Баалей Шем использовал Практическую Каббалу, чтобы творить чудеса и исцелять тех, кто обращался к ним за помощью, это вызывало споры. Как практикующие практическую каббалу, они подвергались насмешкам со стороны раввинских авторитетов на протяжении всего средневековья, а также со стороны последователей движения Хаскала , начиная с 18 века. [23]
Амулеты [ править ]
Исследователь еврейского мистицизма и современный хасидский Ицхак раввин Гинзбург . [24] отмечает, что Тора разрешает использование амулетов . Это можно понимать как способ аргументации принятия определенных частей практической каббалы в современном раввинском иудаизме :Амулеты находятся на границе между Практической Каббалой и внешним проявлением Каббалы, таким как вычисление имени. В Торе есть источник амулетов. Когда великий мудрец пишет Святые Имена, не произнося их, на пергаменте и помещает их в сосуд, который носит получатель, он может обладать целительной и духовной силой. В начале жизни Баал Шем Тов, поскольку он был целителем, он пользовался амулетами. Иногда амулет срабатывает благодаря вере получателя в духовную силу амулета. В конце своей жизни Баал Шем Тов никогда не писал Имен Бога, а только свою собственную подпись: Исраэль бен Сара или Исраэль бен Элиэзер. Это был лучший амулет, подаренный Баал Шем Товом.
Мудрецы учат нас , что всякий, кто получит монету из рук Иова ( цадика ), получит благословение. Это источник в Талмуде , согласно которому получение монеты от великого цадика приносит с собой благословение. Таким образом, мы видим, что есть амулеты, которые разрешены. Определяющим фактором является праведность и намерения человека, дарящего амулет. [25]
Баалей Шем и врачи [ править ]
Из-за своего появления в аналогичные времена в Европе эпохи Возрождения Баалей Шем и врачи оказались в конкуренции за бизнес. Еще не дифференцированные, их пересекающиеся роли побудили некоего Баал-Шема написать молитву защиты от этих врачей:
Сохрани меня от вражды и ссор; и пусть зависть между мной и другими исчезнет. Пусть, напротив, между мной и врачами царит дружба, мир и согласие. . . чтобы меня могли уважать по их мнению, . . . чтобы они не говорили дурно обо мне и о моих действиях. (Толедот Адам, Золкиев, 1720 г.) [26]
В своей автобиографии Саломон Маймон , литовский еврейский философ XVIII века, упомянул Баал-Шема , который был одновременно проницательным и хорошо образованным в медицинской науке, что позволяло ему конкурировать с врачами. [26]
Записано Баалей Шем [ править ]
Записано, что редкая группа людей носила титул Баал Шем . Первым зарегистрированным человеком, получившим этот титул, был Элияху из Хелма . [1]
Другие Баалей Шем (помимо вышеперечисленных) включают:
- Эльханан, раввин Вены, 17 век. [1]
- Элайджа Лоанс , Элияху Баал-Шем из Вормса (1555-1636) [1] [27] [28] [29]
- Хайим Сэмюэл Джейкоб Фальк из Лондона (1708-1782) [1]
- Гедалия Вормсский, выдающийся талмудист (умер между 1622 и 1624 годами) [1]
- Джоэл (I) б. Исаак Хайльприн из Замости , ученик Элияху Баал-Шема из Вормса и раввина Йоэля Сиркиса , середина 17 века. [1] [27] [30] [31]
- Джоэл (II) б. Ури Хейлприн , внук Джоэла (I), начало XVIII века. [1] [32]
- Селиг из Люблина, начало XVIII века. [1]
- Вольф, жил в Польше, начало 18 века. [1]
- Секл Леб Вормсер (1768–1846), Баал Шем из Михельштадта, до сих пор известный в Германии под этим именем. [1] [33]
- Адам Баал Шем , ученик Йоэля Баал Шема (I) из Замости, учитель или коллега раввина Исраэля Баал Шем Това
- Биньямин Бинуш, автор книги «Амтахат Биньямин» [34] (опубликовано в 1716 г. [35] )
- Хирш Френкель (конец 17 века и первая половина 18 века), раввин в нескольких немецких общинах, включая Гейдельберг и Ансбах. [36]
- Йосеф Иерусалимский (посетил Пинхаса Канцельнбогена в 1720 году) [37]
- Нафтали Коэн из Познани [36]
наследие Современное
Имя Баал-Шем в основном сохранилось в еврейских фамилиях людей, происходящих от Баале-Шема, таких как Балшем , Балшемник и Большеменников .
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- Некоторые заметки о социальной основе раннего хасидизма и кружка пневматики в дохасидизме , в «Исследованиях восточноевропейского еврейского мистицизма и хасидизма» , Джозеф Вайс, паб Littman Library.
- Мемуары Любавичского раввина: Прослеживание истоков хасидского движения , 3 тома, Джозеф Исаак Шнеерсон , перевод Ниссана Минделя, публикации Kehot. Прослеживает ранний круг братства Нистарим Баал Шема и его соратников, членом которого стал Баал Шем Тов и из которого возник хасидизм.
- Баал-Шем в Михельштадте . Жизнь немецко-еврейского святого между легендой и реальностью. С новым изданием легенд Иудеуса и Артура Канов, Карла Э. Грёзингера, Франкфурт/Нью-Йорк (Кампус), 2010 г. Современный Баал Шем.
Источники [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Колер, Кауфманн; Гинзберг, Луи (1906). «Баал Шем» . Еврейская энциклопедия.com . Проверено 28 октября 2014 г.
- ^ Исследования восточноевропейского еврейского мистицизма и хасидизма , Джозеф Вайс, Библиотека Литтмана: глава 1 «Некоторые заметки о социальных предпосылках раннего хасидизма», глава 2 «Круг пневматики в дохасидизме»
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «ЙИВО | Баале Шем» . yivoencyclepedia.org . Проверено 21 апреля 2020 г.
- ^ «Талмуд и Мидраш | Иудаизм» . Britannica.com . Проверено 22 апреля 2020 г.
- ^ «Баал Шем Тов | Польский раввин» . Britannica.com . Проверено 5 мая 2020 г.
- ^ «Удивительное имя Ваал: значение и этимология» . Публикации Абарима . Проверено 22 апреля 2020 г.
- ^ «Удивительное имя Сим: значение и этимология» . Публикации Абарима . Проверено 22 апреля 2020 г.
- ^ «ЙИВО | Баале Шем» . yivoencyclepedia.org . Проверено 21 апреля 2020 г.
- ^ Колер, Кауфманн; Гинзберг, Луи (1906). «Баал Шем» . Еврейская энциклопедия.com . Проверено 28 октября 2014 г.
- ^ «ГОЛЕМ — JewishEncyclepedia.com» . jewishencyclepedia.com . Проверено 26 апреля 2020 г.
- ^ «Вопросы и ответы Хахама Цви-Ашкенази, Цви Хирш бен Яаков, 1658-1718 (стр. 163 из 256)» . www.hebrewbooks.org . Проверено 23 августа 2020 г.
- ^ Исследования восточноевропейского еврейского мистицизма и хасидизма , Джозеф Вайс, Библиотека Литтмана: глава 1 «Некоторые заметки о социальных предпосылках раннего хасидизма», глава 2 «Круг пневматики в дохасидизме»
- ^ Буксбаум, Ицхак (5 сентября 2006 г.). Свет и огонь Баал Шем Това . А&С Черный. ISBN 978-0-8264-1888-3 . OCLC 974710627 .
- ^ «Баал Шем Тов | Польский раввин» . Britannica.com . Проверено 10 мая 2020 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «ЙИВО | Баале Шем» . yivoencyclepedia.org . Проверено 21 апреля 2020 г.
- ^ Вайс, Дж.Г.; Рапопорт-Альберт, Ада. (1998). Переоценка хасидизма . Литтманская библиотека еврейской цивилизации. ISBN 1-874774-35-8 . OCLC 988667678 .
- ^ Хундерт, Гершон Дэвид (1991). Основные документы по хасидизму: истоки до настоящего времени . Издательство Нью-Йоркского университета. ISBN 0-8147-3469-3 . ОСЛК 21410402 .
- ^ «Проповедь раввина Зверина Коль Нидре» . АмерикаНет . 18 января 2003 г. Архивировано из оригинала 18 января 2003 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Баал Шем | Иудаизм» . Britannica.com . Проверено 4 мая 2020 г.
- ^ Финкельштейн, Луи; Дэвис, Уильям Д.; Кац, Стивен Т. (ред.). Кембриджская история иудаизма . ISBN 978-1-139-05513-0 . OCLC 1132195378 .
- ^ Гинзбург, Кристиан Дэвид; Кук, Стэнли Артур (1911). Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 15 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 620–623. . В
- ^ Что такое практическая каббала? с http://www.inner.org
- ^ «Баал Шем | Иудаизм» . Britannica.com . Проверено 4 мая 2020 г.
- ^ МЕЛИЛА: Манчестерский журнал еврейских исследований, 2013) . [Sl]: ГОРГИЙ ПРЕСС. 2013. ISBN 978-1-4632-0282-8 . OCLC 1125023694 .
- ^ Считаются ли амулеты практической каббалой? Они работают? с http://www.inner.org
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Колер, Кауфманн; Гинзберг, Луи (1906). «Баал Шем» . Еврейская энциклопедия.com . Проверено 28 октября 2014 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Эткес, Иммануэль (14 февраля 2012 г.). Бешт: маг, мистик и лидер . п. 25. ISBN 9781611683080 . Проверено 5 ноября 2014 г.
- ^ Шнеерсон, Йосеф Ю. (2004) [Впервые опубликовано в 1960 году]. Мемуары Любавичского раввина (PDF) . Том. 2. Английская версия Nissan Mindel (пересмотренная редакция). Бруклин, Нью-Йорк: Издательское общество Кехот . п. 32. ISBN 0-8266-0622-9 . Проверено 17 августа 2016 г.
- ^ Элияху Луенц Arc.Ask3.Ru (на иврите)
- ^ Шнеерсон, Йосеф Ю. (2004) [Впервые опубликовано в 1960 году]. «Баал-Шем Замощский». Мемуары Любавичского раввина (PDF) . Том. 2. Английская версия Nissan Mindel (пересмотренная редакция). Бруклин, Нью-Йорк: Издательское общество Кехот . п. 89. ИСБН 0-8266-0622-9 . Проверено 18 ноября 2014 г.
- ^ «Раввин Йоэль Баал Шем, Обереги и амулеты» . bibliopolis.com . 2014 . Проверено 18 ноября 2014 г.
- ^ Эткес (14 февраля 2012 г.). Бешт: маг, мистик и лидер . п. 33. ISBN 9781611683080 . Проверено 5 ноября 2014 г.
- ^ Эткес (14 февраля 2012 г.). Бешт: маг, мистик и лидер . п. 27. ISBN 9781611683080 . Проверено 26 марта 2015 г.
- ^ Эткес (14 февраля 2012 г.). Бешт: маг, мистик и лидер . стр. 17, 27. ISBN. 9781611683080 . Проверено 26 марта 2015 г.
- ^ Амтахат Биньямин Амташ Бениман (на иврите) . Проверено 24 марта 2015 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Эткес (14 февраля 2012 г.). Бешт: маг, мистик и лидер . п. 26. ISBN 9781611683080 . Проверено 26 марта 2015 г.
- ^ Эткес (14 февраля 2012 г.). Бешт: маг, мистик и лидер . стр. 18, 291. ISBN. 9781611683080 . Проверено 25 марта 2015 г .;
Канцельнбоген, Пинхас. Еш Манчилин Есть клан (на иврите). Иерусалим. п. 96. OCLC 232936737 . Проверено 25 марта 2015 г.
Внешние ссылки [ править ]
- Запись о Баал-Шеме в онлайн-еврейской энциклопедии 1906 года.
- Исторический анализ Шивхей ха-Бешт Моше Росмана; занятие Баал Шем Това в роли Баал Шема против мистического учителя