Jump to content

История евреев в Бродах

Антикварная открытка с изображением Бродов 1898 года (во время австро-венгерского правления ), в то время преимущественно еврейского города.

Еврейская община Бродов (город во Львовской области на западе Украины ) была одной из старейших и самых известных еврейских общин в западной части Украины — в составе Австрийской империи / Польши (а до 1939 года ). Еврейская община Бродов погибла во время Холокоста 1942–1943 годов. В XIX веке Броды был вторым по величине городом Восточной Галиции (после Львова (Лемберга)), с самой высокой долей еврейского населения (88%) среди городов Восточной Европы.

Важность сообщества

[ редактировать ]
Пограничный переход между Австрийской и Российской империями в Бродах в 1905 году.

Когда говорят о какой-либо крупной современной научной или историографической деятельности в Восточной Галиции, начавшейся с движения Хаскала в этой области, такая деятельность связана с тремя исключительными центрами галицкого Просвещения, а именно: Львовом, Тернополем и Бродами. Сегодня последний — незначительный западноукраинский город, административный центр Бродовского района северо-восточной окраины Львовской области. В Западной Украине мало городов с такой драматичной и сложной еврейской историей, как Броды. Долгое время Броды были одним из крупнейших торговых центров всей Австро-Венгерской империи . его по праву называли Триестом На континенте . Город известен еще с 12 века и вскоре был почти полностью заселен евреями. Из-за последнего факта он стал известен как Галицкий Иерусалим . Во времена австрийского правления в Галиции северо-восточная окраина империи проходила всего в нескольких километрах от Брод. Это была граница двух величайших восточноевропейских империй того времени — Австрийской и Российской, и Броды по воле или несчастью истории оказались зажаты между двумя границами. По несчастью, из-за своего приграничного положения, он дважды был полностью разрушен: сначала во время Первой мировой войны, а затем в 1944 году. По счастливой случайности, потому что город получил большую коммерческую выгоду и привилегии, будучи приграничным городом. Благодаря своему расположению в 1779 году Броды получили статус «вольного города» и могли торговать со всеми европейскими странами. Примечательно, что в XVIII веке торговый оборот города Броды превышал товарооборот всей Галичинской губернии вместе взятой. В 19 веке это был второй по величине город на территории Галиции после Лемберга. Его «городом-побратимом» на российской стороне границы был Радивилов всего в 9 км к востоку от Бродов. Радивилов выполнял ту же функцию, что и Броды на российской стороне границы.

В отличие от других частей Восточной Галиции , не только в городе Броды, но и в деревнях вокруг него проживала значительная часть евреев. Даже отдаленная крошечная лесная деревня Станиславчик, расположенная в 15 км к северо-востоку от города, окруженная модными плантациями, может похвастаться еврейским наследием, и там проживало много евреев, скорее всего, переехавших сюда из Брод. Старое заброшенное еврейское кладбище в Станиславчике свидетельствует о ярком еврейском прошлом.

Австрийские власти ассоциировали просвещенных евреев как таковых с вольным городом Броды. Губернатор Галиции метко заметил, что в Галиции есть православные , хасиды и караимы , но просвещенных евреев можно найти только в Бродах. Броды были вторым по величине городом (после Лемберга ) в Восточной Галиции с самой большой долей еврейского населения среди, пожалуй, всех районных городов Европы (88%). Броды выделяются как еврейский культурный и экономический центр в этом районе, как «символ». Броды были безналоговым городом во время раннего австрийского правления, что повысило его коммерческий статус до центрального торгового центра Восточной Галиции (связывая его с крупными европейскими торговыми центрами, такими как Лейпциг ). Его международные коммерческие связи способствовали привнесению новых идей и иностранной культуры, что сделало Броды интеллектуальным центром. В Европе было не так много городов с почти исключительно еврейским населением, за исключением Бродов и, в некоторой степени, Бердичева на русской Украине и Салоников в Греции. В 1827 г. из общего числа 11718 еврейских купцов и лавочников во всей Галичине 1134 (около 10%) находились в Бродах. В том же году в Бродах проживало 36 евреев. брокеров и 9 еврейских банкиров. Евреям принадлежало 163 (93%) крупных торгово-промышленных предприятия в Бродах (всего 175).

Ранняя история

[ редактировать ]
Традиционная одежда галицких евреев (Бродский район). Открытка 1821 года.

В «Толдот Иегудий Броды» («История евреев Бродов») Натан-Михаэль Гельбер ошибался, утверждая, что город был основан Станиславом Жолкевским в 1584 году. Хотя Жолкевский действительно получил разрешение от польского короля Стефана Батория на создание центра в соответствии с городскими законами Магдебурга. в Бродах. Броды как поселение впервые упоминается в средневековом «Поучении Владимира Мономаха детям», великого князя Черниговского и Киевского . Источник отмечает, что Броды дважды служили местом встречи черниговского князя Владимира II Мономаха и волынского князя святителя Ярополка Изяславича . Эти события произошли в 1084 и 1086 годах, и предыдущая дата формально считается началом истории Бродов в местной историографии. Натан Гельбер также пишет, что Броды изначально были городом под названием «Любешув». Последнее утверждение также нуждается в корректировке. Назвать Броды Любичем было неудачной попыткой того самого Станислава Жулкевского , который использовал слово «Любич» из герба своей семьи. Новое название не прижилось, и уже в документах 1590-х годов город фигурирует как Броды. В 1648 году, во время Хмельницких погромов в Польше, в Бродах проживало 400 еврейских семей – довольно значительное количество евреев для польского города того периода. До 1664 года Броды был «суб- кахал Львова, т.е. находившийся под управлением Львовской еврейской общины. С 17 века Броды стал важным центром еврейской торговли (особенно конных ярмарок) и ремесленников. В 1756 году в Бродах проживал 7191 еврей, а в 1880 году их число достигло 14 718. (из 19 977 жителей города). Среди шести крупнейших еврейских торговых фирм в Бродах в 1849 г. были М. Натансон с 40 000 флоринов в столице, Йидль Натансон и Ниренштейн с 30 000 флоринов каждая.

Хасидизм

[ редактировать ]
Старая крепостная синагога Бродов. Историческая довоенная открытка.

Помимо своего коммерческого значения, город имел большое талмудическое и научное значение, где талмудисты и хасиды воевали и сосуществовали. Знаменитые мудрецы Броды Клоиза были «львами и тиграми в Торе и в благочестии».

Примерно в 1720 году здесь проживал основатель хасидизма Баал Шем Тов . Дубнов дает яркое описание бродовского этапа биографической истории Бешта. Баал Шем Тов прибыл в Броды в возрасте 20 лет, когда его религиозное мировоззрение только формировалось, но еще до того, как он заявил о себе на всей западноукраинской земле. Дубнов утверждает, что Бешт поселился в каком-то селе под Бродами. Занимался профессией меламеда, воспитателя молодежи. Поскольку он не был хорошо обучен Талмуду, Саймон Дубнов предполагает, что он был учителем начального уровня, обучавшим детей молитве, чтению и переводу Торы . Несмотря на свое незначительное положение, вскоре он заслужил уважение и известность в Бродах. Его честность, бесстрастный кроткий характер, смирение и жизненная мудрость привлекали внимание окружающих простых людей, направлявшихся к нему за консультациями и судебными советами. Так случилось, что среди просителей оказался Ефрем Кутовер , отец бродовского раввина Гершона Кутовера . Искатель был настолько доволен решением Бешта в своем деле, что, узнав его поближе и узнав, что он вдовец, предложил ему жениться на своей разведенной дочери.

Шевхей ха-Бешт прямо упоминает о существовании хасидского кружка добештской эпохи в Бродах. Источник упоминает Броды как место, где Бешт впервые стал раввином местных хасидов: «… монастырь великих пиетистов-хасидов в этом городе Броды… которые сделали его своим раввином». Хотя сначала Бешт был отвергнут каббалистическим братством Броуди, поскольку он не соответствовал традиционным требованиям для приема. Но со временем, благодаря своей харизме, он завоевал уважение товарищей. Бешт высоко уважал этих «великих хасидов» из круга Бродов, и кажется вполне правдоподобным, что Баалшем намеревался организовать собственное подобное товарищество или хотел объединиться с братством типа Бродов.

Однако позднее супруги были изгнаны из Бродов и поселились в Кутах , примерно в 100 км южнее, в предгорьях Карпат . Однако каббалистическое сообщество Бродов не действовало в социальном масштабе. Это был закрытый круг пиетистов, который собирался в Бродовском кабинете, основанном около 1736 года, не распространяя дальше своей деятельности.

«Запрет хасидизма» (1772 г.)

[ редактировать ]

Когда благодаря Бешту хасидизм хасидов стал приобретать форму масштабного социального явления, в 1772 году та же Бродская община издала знаменитый жесткий запрет на своего собственного «сына и отпрыска» Бешта и «зараженных болезнью» со странным исключением, позволяющим молитва в лурианском обряде. Гершон Кутовер (уроженец Броды, секретарь Баал Шем Това и его зять, который позже обосновался в Палестине ) находился здесь, чтобы защитить своего работодателя, когда мудрецы Броды готовились предать его анафеме, что они и сделали. Броуди Запрет 1772 года охватывал большое количество хасидских практик, в том числе хасидскую шехиту (резню, запрещенную Талмудом заточенными ножами шехиты / гешлифине), которые раздражали миснагдим . Бан Броуди справедливо предсказал, какое влияние может оказать движение на Галицию. Прокламация включена в брошюру «Замир арисим ве-харевот сурим» . Бродовцы выразили обеспокоенность тем, что новая ересь может принести катастрофу всему польскому еврейству, дискредитируя имя Бога так же, как франкисты. и саббатиане сделали это. Мудрецы Броди опасались, что секта была особенно опасной, поскольку не было никаких высоких полномочий, которые могли бы вмешаться после роспуска Великого Совета Четырех Земель . Заявление Броды вызвало большой фурор среди цадиков , узнав о нем, которые, в свою очередь, еще активизировались в борьбе за верующего, как причину этого.

движение Хаскала

[ редактировать ]

Броуди сыграл ведущую роль в галицком движении Хаскала. Учитель Моисея Мендельсона Исраэль бен Мозес Ха-Леви из Замости Лефин (родившийся в Бибрке Львовской области) выбрал Броды своим последним местом, где и умер в апреле 1772 года. Исраэль Лефин провел часть своей жизни в Берлине, где он преподавал Мендельсону, обучая его математике и которому он передал свою любовь к философии . Однако пребывание Израиля в Берлине не было долгим. Преследования со стороны ортодоксальных раввинов вынудили его искать другой дом, и он вернулся в галицкие земли, поселившись в Бродах, где жил в большой нищете. Исраэль Лефин — выдающийся еврейский астроном, автор « Неза Исраэль» , посвященного астрономическим и геометрическим отрывкам из обоих Талмудов (опубликованного во Франкфурте-на-Одере в 1741 году), и «Аруббот ха-Шамаим» , трактатов по древней и современной астрономии . В своих мемуарах Авром Бер Готлобер ярко описывает значение Броуди в распространении идей эпохи Просвещения в России и собственно Украине:

Евреи, жившие в крупных городах Галиции, были первыми, кто был просвещен светом мудрости Рамбемана [акроним Моисея Мендельсона ] и его последователей. За счет своих путешествий они путешествовали по разным городам России и привозили с собой одновременно пряности своего просвещения и знаний... В этом отношении особенно выделялись Броды, будучи городом ученых и маскилимов , которые вели дела преимущественно с Россия. Куда бы ни приходил бродовский купец, он волновал молодежь своей красивой речью – у них открывались глаза… и они брались за образование… [ 1 ]

Среди маскилимов, живших в Бродах в XIX веке, мы находим Дова Бера Блюменфельда , Исаака Эртера и Джошуа Хешеля Шорра . Последний издавал периодическое издание «Хе-Халуц» («Пионер») в Бродах в 1852–1889 гг. Адольф Стенд , президент галицких сионистов , был избран в австрийский парламент от Бродского района в 1907 году. Однако в 1911 году он был вынужден отказаться от своего депутатского мандата из-за политических интриг, инициированных ассимиляционистом Генрихом Колишером [ де ] .

Из-за весьма коммерческого и интернационализированного характера еврейской общины Бродов это был один из наиболее германизированных городов Галиции. первая немецко-еврейская нормальная школа В мае 1784 года в Бродах открылась в джозефиновском стиле. В 1815 году была основана первая еврейская реальная школа , в которой немецкий язык был основным языком обучения.

В Бродах располагалась знаменитая Королевская гимназия архиерейского принца Рудольфа (сегодня это Бродская гимназия), которую когда-то посещал известный еврейский писатель Йозеф Рот . Макс Ландау [ де ] тоже преподавал там, а Рот был его учеником. Современный памятник рядом со школой увековечивает память нескольких выдающихся деятелей, обучавшихся здесь. Он имеет форму радуги главных фигур, связанных с заведением. Наряду с Ротом в него входят скульптуры трех деятелей украинской культуры: художника Труша , фольклориста Роздольского , ученого Щурата и писателя Тюдора .

Проблема национальной идентичности в 1880-е гг.

[ редактировать ]

Вопрос еврейской национальной идентичности, проблема еврейского национального языка и его признания в правовой системе Габсбургской монархии нашли отражение в деле Бродовской школы и в трибунальном споре 1880 года. С 1867 года австрийская монархия признала равный статус всех национальностей и языков, используемых в большое многонациональное государство. 19-й параграф новой Австро-Венгерской конституции (от 21 декабря 1867 г.) должен был гарантировать равные национальные права всем этническим группам империи. В Бродах, где более ¾ населения составляли евреи (из примерно 20 000 жителей), была только одна государственная школа с преподаванием на немецком языке и две школы с польским языком обучения. Галицкий областной школьный совет ( Landesschulrat ) во Львове разрешил открытие еще двух школ, однако отказался от желания городской коммуны Броды иметь немецкий язык обучения в этих новых школах. Совет был готов разрешить им говорить только на польском языке. В конце концов, в 1880 году городская коммуна Броды обратилась с жалобой в Государственный трибунал (Reichsgericht) в Вена , после безуспешных попыток отстоять свои претензии в Галицком Ландесшулрате и Министерстве религии и науки. В Государственном трибунале коммуну Броды представлял доктор Генрих Жак [ де ] (1831–1894), опубликовавший мемориал о положении евреев в Австрии в 1859 году. Судьей трибунала по делу Броды был Хье фон Глюнек [ де ] (1807 г.) . –1894), который пришел к выводу, что права Бродской городской общины, гарантированные 19-м параграфом конституции, нарушены, с чем согласились и все остальные члены правления. Министерство образования считало бродовских израильтян не принадлежащими к немецкой национальности (вопреки мнению самой Бродовской коммуны), а бродовские и галицкие израильтяне не хотели признавать себя ни польской, ни украинской национальностью. По словам Хе, евреи Броды не могли использовать «гарантированные конституционные права в отношении национальности и языка», а также представлять себя как отдельную еврейскую этническую группу, отличную от всех других австрийских меньшинств, на что Хе отказался, указав на несколько предыдущих запретов на использование иврита. в административной жизни и непризнание «еврейского племени» австрийским законодательным органом. Пергин фон Пуршка , придворный советник и член Высшего трибунала ( Oberster Gerichtshof ) считал, что «евреи присоединялись только к языковому племени (Sprachenstamm)». Хотя последний термин не был verbum Legale безразличием австрийского законодательного органа к термину, определяющему этническую группу – Volkstamm . Два других члена правления (д-р Антон Ринтелен и граф Эдмунд Хартиг ) предложили ограничить дискуссию тем фактом, что «евреи Броды говорят по-немецки, а все остальные вопросы следует оставить в стороне». Так было решено в громком трибунальном деле, выигранном бродовцами.

«Иерусалим Австрийской империи»

[ редактировать ]
Рыночная площадь Бродов (Рынек по- польски ) в 1904 году.

Название города Броды происходит от украинского слова brid , что означает « брод » (нем. Furt ), которое во множественном числе превращается в brody «броды». Пересекая болотистый брод по дороге в город, задаешься вопросом, как могло существовать что-то, называемое «Иерусалимом», в такой плоской и заболоченной «москитной зоне», поросшей сосновым лесом. Что могло привлечь евреев сюда, в «броды»? Ответ бесспорный – коммерция и торговля. Краттер , современник Иосифа II , отмечает в своей «Кратком обзоре über den jetztigen Zustand Galiziens» , что Броды — первый и почти единственный торговый город, где крупные предприятия сосредоточены в руках евреев, за исключением нескольких немецких торговых и банковских домов.

Иерусалимская ассоциация Броуди не является чисто современным изобретением. Традиция приписывает эту аналогию императору Иосифу II, который посетил Броды в 1774 году и, по-видимому, сказал: « Теперь понятно, почему меня назначают королем Иерусалима (один из титулов австрийских императоров). Пребывание Иосифа в Бродах повлекло за собой значительные последствия. В 1778 году он издает указ, объявляющий Броды вольным городом. Это событие быстро отразилось на развитии и жизни города, ознаменовав новую эпоху, продлившуюся 100 благоприятных во всех отношениях лет. Однако в 1774 году Иосиф II освободил бродовцев от всех налогов при условии реконструкции старых домов и возведения новых. Рыночную площадь окружали новые каменные дома с подвалами для хранения вещей.

Многие еврейские историки, такие как Саймон Дубнов «Истории хасидизма »), Рафаэль Малер «Хасидизме и еврейском просвещении» ), вольно или невольно, часто обращаются к Броуди, поскольку Броуди на самом деле был еврейским центром, одним из самые важные «кирпичики» в еврейской истории Галиции и Австрии. И любой историк, предпринимающий серьезное исследование еврейского прошлого в Галиции, должен обратить свое внимание на один из основных еврейских исторических кластеров в этом районе, а именно на Броды.

Экономические условия местного еврейства и иммиграция в Америку после 1879 г.

[ редактировать ]
Новое еврейское кладбище в Бродах насчитывает ок. 20 000 еврейских захоронений.

Культурное развитие евреев Галиции было напрямую связано с международной торговлей, поскольку большая часть Восточной Галичины представляла собой экономически обедневшую крестьянскую сельскую местность. Печально известный российский еврейский журналист и писатель Соломон Анский , который после огромных усилий посетил Восточную Галицию, чтобы узнать о положении тамошних евреев во время начала Первой мировой войны, дает тонко убедительное и очень меткое описание этой земли, которое достойно цитирования:

Галисия — один из самых бедных регионов Центральной Европы, если не самый бедный. У нее мало природных ресурсов, мало месторождений полезных ископаемых. Почва не особенно плодородна; методы ведения сельского хозяйства примитивны, а урожаи скудны. Глубоко укоренившиеся галичане, особенно русины (т.е. украинцы ) в восточной части, едва образованы и живут грубо; они более отсталые, чем русский мужик . Все это, конечно, повлияло на экономическое положение галицких евреев , которых до войны насчитывалось от 900 000 до 1 миллиона. Даже евреи в Австрийской империи пользуются равными правами, имеют равный доступ ко всем профессиям и государственным должностям, а в Галиции они очень бедны и неискушены. Это подтверждается двумя статистическими данными: в Галиции самый высокий уровень смертности среди евреев и самая высокая иммиграция в Америку. [ 2 ]

Упадок Бродов начался в 1879 году, когда город утратил права свободного торгового города. В 1880 г. в городе проживало 15 316 евреев, что составляло 76,3% от общей численности населения. Всего за 11 лет еврейское население сократилось до 12 751 человека в 1890 году.

Говоря об иммиграции галицких евреев в Америку, интересно отметить, что большинство этих иммигрантов (вместе с их собратьями-иммигрантами из Украины и Польши) были обедневшими экономическими беженцами, у которых не было даже 50 долларов. Статистическое исследование, проведенное Шией Борнштейном, свидетельствует, что в 1914 году 53,1% галицких и польских евреев, иммигрировавших в Соединенные Штаты, вообще не имели никаких денег, когда прибыли на американскую землю. 39,2% из них имели менее 50 долларов и только 7,7% имели сумму более 50 долларов. Если разделить, то средняя сумма на руках каждого вновь прибывшего галисийского еврея составит всего 22 доллара. Кроме того, еврейская иммиграция из Бродов и близлежащих Львовского, Тернопольского и Волынского воеводств была одной из самых высоких в 1926–1929 годах. Из Тернопольской губернии (включая Бродовский уезд) она составляла 4,1%, из Волынской губернии 7,5%, из Львовской губернии 9,1%, все еврейское население губерний. [ 3 ]

События Первой мировой войны: пожары и российское вторжение

[ редактировать ]
Галицкие евреи соседнего Хоросткова во время Первой мировой войны в Галичине , 1917 год.

Ключевым и поворотным моментом в истории Бродов стало нападение русских и сожжение города в начале Первой мировой войны. Этот драматизм и масштаб трагедии этих событий во многом перекликаются с рассказом Иосифа Флавия о падении Иерусалима , сожжении Последнего Храма и его осаде легионами Тита. Разруха, царившая в то время в городе, была ужасающей. Современным Иосифом Флавием в случае Бродов был русский еврейский журналист Соломон Анский (урожденный Шлойме-Занвл бен Аарон Хакоэн Раппопорт ), который был свидетелем российского вторжения в Броды и описал его очень подробно. Как Иосиф Флавий был на римской стороне завоевателя, так и С. Анский в случае с Бродами был на русской стороне. Рассказ Анского о сожжении Брод отражает глубину трагедии, постигшей брододских евреев с началом войны:

В начале войны железнодорожная станция Броуди загорелась. Теперь в одной из руин устроили ветхий буфет. Когда я вошел, там было полно офицеров, которые стояли у буфета или вокруг маленьких столиков и ели борщ. Я заметил, что на тарелках с супом была надпись на иврите : « мазел тов », «поздравления». Фарфор, очевидно, был украден из еврейской гостиницы... Дорога на Броды шла вдоль сожженных и заброшенных коттеджей. Вдали мы увидели широкое поле, покрытое руинами. Вскоре опустошенный город появился из серого тумана раннего зимнего утра. Насколько мы могли видеть, под слоем пушистого снега виднелись почерневшие дымоходы и обгоревшие стены. Город напоминал древние, поросшие мхом руины Помпеи . Я заметил обгоревшую стену синагоги. Над дверью некоторые еврейские сохранились слова: «Как ужасно это место» [из Бытия 28:17]. Этот стих подходил для развалин молитвенного дома и для всего разрушенного квартала. Среди обломков я увидел небольшой коттедж, почти вросший в землю. Оно выглядело так, будто во время пожара присело, спряталось в земле и поэтому выжило. Рядом стоял старый еврей, такой же бедный и сгорбленный, как и сам коттедж. Увидев меня и моего друга в форме, он снял фуражку и глубоко поклонился. Я подошел и спросил Идиш : «Как ваш коттедж уцелел от пожара?» Старик уставился на меня, затем пожал плечами и вздохнул. «Возможно, чудо… Небеса предоставили нам место, где мы можем умереть с голоду». Я дал ему рубль . Он был так поражен, что забыл меня поблагодарить. Он стоял неподвижно, тараща глаза. Мы шли дальше среди сгоревших руин. Я заметил то, что буду видеть снова и снова: на каждом углу улицы к стенам были прибиты блестящие металлические вывески на русском языке. Оккупанты дали каждой улице причудливое новое название: улица Пушкина , Гоголя улица , улица Лермонтова и даже улица Тургенева , если я правильно помню. Ирония в том, что эти ужасно деформированные улицы были названы именами корифеев русской культуры, ускользнувших от победителей: они не осознавали, насколько это было оскорбительно для памяти наших великих русских авторов... [ 4 ]

Сожжение Бродов поглотило почти половину города – несколько сотен исключительно еврейских домов... Со своей старой рыночной площадью неподписанный район выглядел нищим и унылым. Многие магазины, особенно те, что покрупнее и побогаче, были заперты или заколочены… В тот момент, когда… я вошел на рынок, нас окружила целая армия бедных, оборванных, голодных детей, клянчавших копейку. Большинство из них были христианами, но трое или четверо были евреями. Каждому ребенку я давал по несколько копеек , независимо от его вероисповедания. Но в тот момент, когда я протянул монету еврею, все дети-христиане начали кричать на меня: "Не давайте ему ничего! Не давайте ему ничего! Он еврей! К детям присоединился еврей-нищий, странный женщина лет шестидесяти была в красном платье, седые волосы были напудрены, движения ее были нервными. Она стояла передо мной, ухмыляясь, глядя на меня злыми, голодными глазами, и как бы танцевала. хриплым голосом, коверкая язык, она запела сентиментальную русскую песенку «Птичка Канарейка», милая маленькая канарейка, о молодом человеке, посылающем канарейку с приветом к своей возлюбленной. Визгливый голос старухи-нищенки и диковинный вид сделали ее. произвела на меня ужасное впечатление. Я дал ей несколько монет и попытался поспешно уйти, но она преградила мне путь, пристально глядя мне в глаза и пронзительно пронзительно крича. Она явно ожидала, что я удивлюсь, что она может петь. Русский . Весь остаток дня меня преследовал кошмар, связанный с внешним видом и поведением нищего . [ 5 ]

Как ни странно, но еще большая волна разрушений (если учесть Холокост в Бродах) обрушилась на Броды и во время Гражданской войны в России. Броуди загорелся во второй раз. Исаак Бабель в своей «Смерти Долгушова» описывает второе сожжение Бродов:

Занавес битвы приближался к городу. В полдень мимо нас пролетел Корочаев в черном плаще, опальный командир четвертой дивизии, сражавшийся в одиночку и ищущий смерти. На бегу он крикнул мне: «У нас нарушена связь! Радзивиллов и Броды горят!» И он поскакал, порхая, весь черный, с глазами, как уголь. На ровной, как доска, равнине бригады перегруппировывались . Солнце катилось в багровой пыли. [ 6 ]

Еврейское население в Польше

[ редактировать ]
Рыночная площадь Бродов в 1914 году. Довоенная открытка.

После падения Габсбургской монархии западноукраинские земли были включены в состав Польши. Согласно новому административному делению, Бродовский уезд вошел в состав вновь созданного Тарнопольского воеводства (Тернопольская губерния), управляемого из Тернополя , которое к тому времени превосходило Броды по привлечению еврейского населения, став домом для 13 999 евреев (1931 г.). В то время как число евреев в Бродах сократилось до 8.288.

Как и прилегающие Львовщины и Тернопольщины, Бродский район имел одну из самых высоких концентраций евреев в сельской местности.

После Первой мировой войны Броды больше не был центром приграничного города. Он потерял свою геокоммерческую и геокультурную ценность. Границы новой Польши сдвинулись дальше на восток, и после Холокоста больше не было еврейских Бродов и Бродов как самого «города», потому что Броды на 88% были еврейским городом. Последующее включение Бродов в состав Советской Украины и украинизация города, за счет притока местного украинского крестьянства из сельской местности в основном в опустевшие (от городских поляков и евреев) галицкие города после 1944 года, превратили Броды в провинциальный город. Изменения, произошедшие в основном за 50 лет, драматичны. Глубоко меняющийся характер Бродов в лучшем виде отражает и иллюстрирует межкультурный исторический опыт прошлого Восточной Галиции. История евреев в Бродах демонстрирует торговый и интеллектуальный взлет и упадок евреев в Восточной Галиции .

Еврейские литературные деятели

[ редактировать ]
Джозеф Рот (1894–1939). Еврейский писатель из Бродов.

Знаменитый еврейский историк литературы Маркус Ландау [ де ] был уроженцем Бродов. Якоб Гольденталь , один из самых известных австрийских востоковедов, родился в Бродах 16 апреля 1815 года и умер в Вене 28 декабря 1868 года. Гольденталь учился в Лейпцигском университете . Он был одним из немногих современных еврейских специалистов по суфизму и Аль-Газали . Он издавал Das Neue Zion , ежемесячный журнал в Лейпциге (Нисан, 1845 г.), из которого вышел только один номер. Другое периодическое издание, которое он редактировал, «Das Morgenland», также просуществовало недолго.

Несомненно, величайшим литературным деятелем Бродов, когда-либо представленным миру, был Йозеф Рот , известный австрийский еврейский писатель, родившийся 2 сентября 1894 года в южной части Бродов, называемой Швабы (по немецкому «Швабен»). Его родителями были Наум Рот и Мариам (Грубель) Рот. Его отец умер, когда Джозеф был совсем молод. Семья Грубеля воспитывала маленького Йозефа. С 1901 по 1913 год учился в местной народной школе. В этой школе преподавание велось на немецком языке. Обучение он продолжил в упомянутой выше Бродской гимназии. Ностальгия по старым временам австрийского Броуди была очень сильна в романах Рота. Он скучал по своему детству и старому австрийскому образу жизни. Его «Марш Радецкого» передал авторские настроения и чувства. Рот мастерски описывает австрийскую эпоху жизни своей и местного общества. Он показал различные процессы, которые медленно разрушали великое мультикультурное государство Габсбургов. Рот выражает свою иронию по отношению к Францу Иосифу. Но в то же время в строках читатели чувствовали ностальгию по стабильности в обществе, старым галицким обычаям, даже ностальгию по Император . Австрийское литературное общество подарило и установило мемориальную доску в честь Й. Рота в современных Бродах со словами на украинском и немецком языках: Поэт Йозеф Рот прошел Matura sub Auspicis Imperatoris в этой средней школе в мае 1913 года .

С 1918 года бродиец И. Рот работал в венской журналистом газете. В 1920 году он переехал в Берлин, где стал журналистом Frankfurter Zeitung . С 1922 работал в социал-демократической газете «Ворварц» ( «Вперед» ). Эта газета действительно соответствовала его личным убеждениям. В том же году он женился на Фредерике Райхер. Когда нацисты пришли к власти, Йозеф покинул Берлин. Он переезжал из одного европейского города в другой. Последние годы своей жизни Рот провел в Париже, где и умер 27 мая 1939 года.

Броуди также произвел на свет одного из самых известных израильских литературоведов, на иврите и идише писателя , члена Кнессета , профессора Еврейского университета Дова Садана (урожденного Сток, 1909–1989), который родился в Броды, Галисия, и иммигрировал в Палестину в 1925 году. Сотрудник ежедневной газеты «Давар» и издательства «Ам Овед». В 1932 году он четыре месяца проработал секретарем Шмуэля Агнона , будучи его другом на всю жизнь.

Роль в еврейской истории России, Германии, Италии и Венгрии.

[ редактировать ]

Броды сыграли значительную роль и в истории российского еврейства. Галицкие еврейские иммигранты и купцы направились не только на запад, но и на восток. Броды были своеобразной галицкой «Одессой». Ципперштейн в своем исследовании об Одессе описывает иммиграцию бродовцев в Одессу и роль Броды в этой галицкой торговой волне к черноморской « жемчужине»: Броуди, «восходящая звезда к востоку от Лемберга», воспринимался русскими маскалимами как галицкая культурный центр.

В Одессе мы находим Бродовскую синагогу, основанную бродовскими купцами в 1840-х годах. В Лейпциге , по адресу Кейльштрассе, 4, находится еще один след коммерческих магнатов Бродов. Синагога Бродов, единственная синагога в Лейпциге, пережившая Хрустальную ночь , поскольку на верхних этажах здания жили «арийские» арендаторы, была отреставрирована и вновь освящена. А. Иегуда (Остерцетцер) посвятил бродиетам в Лейпциге несколько страниц в Бродовской книге «Изкор» . В Иерусалиме также есть синагога Бродер, которой управляет еврейская ортодоксальная община.

Сотни евреев во всем мире берут свои корни из Брод, и в результате многие приняли фамилию Бродский, Бродский, Бродский, Бродовский, Бродовский, Бродиш (что означает «из Бродов») или просто Броды. Среди них русский скрипач Адольф Бродский (род. 1851), современный американский певец Чак Бродский , русско-американский поэт Иосиф Бродский (1940–1996) – лауреат Нобелевской премии по литературе 1987 года, русский художник Исаак Бродский (1883–1939). В имперской истории российского еврейства наиболее известна семья Меира Шорра, принявшего фамилию Бродский (после того как он переехал из Брод и поселился в Киеве ). У него было пятеро сыновей: Израиль Бродский (1823–1889), превзошедший своих братьев по богатству и человеколюбию, Лазарь Бродский и Лев Бродский, стоявшие практически во главе сахарной промышленности России (владели 22 сахарными заводами и 3 нефтеперерабатывающими заводами), Авраам Бродский ( 1816–1884) в 1858 году поселился в Одессе , где стал виднейшим членом Одесской городской управы , занимаясь также сахарной промышленностью. [ 7 ] Сын Авраама Самуил (1846–1896) также был депутатом Одесской городской управы. [ 7 ]

Исраэль Золли, раввин Рима

[ редактировать ]

Броуди также дал Италии своего главного раввина. Уроженец Бродов Исраэль Золлер (в Италии он сменил фамилию на Эудженио Золли) родился в 1881 году в Бродах. После окончания учебы покинул Броды и поселился в Триесте (итальянский Триест и галицкий Броды находились в то время в пределах одного государства — Австро-Венгрии ). Золлер стал главным раввином Триеста после Первой мировой войны, профессором иврита в Падуанском университете с 1927 по 1938 год, а с 1939 года занимает пост главного раввина Рима. Биография его последних двух десятилетий жизни довольно противоречива и имела большой резонанс во всем мире. В начале сентября 1943 года, когда нацисты вошли в Рим, Золлер укрылся в Ватикане . По окончании военных действий он снова появился, чтобы занять должность раввина, но был отвергнут общиной. В феврале 1945 года Золлер принял католичество, взяв имя Эухенио Мария (в честь Папы Пия XII ), вернувшись в Ватикан. После мировой войны он был профессором семитской эпиграфики и иврита в Римском университете. Золлер — автор большого количества работ, особенно по библейской интерпретации, еврейской истории, литургии и талмудической литературе. Большинство из них были опубликованы на итальянском языке, включая Israele («Израиль», 1935), L'ebraismo («Иудаизм», 1953), автобиографические размышления перед рассветом (1954). Его перевод трактата Берахот был опубликован католическим издательством в 1968 году. Золлер умер в Италии в 1956 году.

Юлиу Бараш, лидер румынских евреев

[ редактировать ]

То же самое касается Румынии , где местную еврейскую общину возглавил уроженец Бродов Юлиу (Юлиус) Бараш (Йегуда) . Он родился в Бродах в 1815 году, поселился в Румынии , где его назвали Мендельсоном Румынии, лидером бухарестской общины, автором брошюры «Освобождение израильтян в Румынии» (1861). Бараш был одним из организаторов румынской системы образования. Он основал первую светскую современную израильскую школу (1852 г.) в Бухаресте с классами на румынском языке. Он был директором журнала Isis sau Natura («Исида или Природа», 1856–1859). Он вел важную деятельность в историографии: в 1862 году он основал Societatea de Cultura Israelita (Общество израильской культуры).

С Бродами связано множество других выдающихся личностей, а именно наполеоновский вождь и полководец барон, генерал Иоганн Гиллер, родившийся в Бродах в 1754 году, призванный в артиллерию в 1770 году, ставший известным в боях Наполеона с турками с 1788 по 1791 год. Оскар Хаес 19 века, , известный еврейский шахматист родился в Бродах. Те же корни имел Дэниел Дэниел Абрахам (Эйб) Янофски , родившийся в Броды в 1925 году и поселившийся в Канаде со своей семьей, когда ему было всего восемь месяцев. Он научился шахматам в возрасте восьми лет, после того как он и его отец увидели шахматную доску и фигуры, продаваемые за 1 доллар, в витрине книжного магазина People на Мейн-стрит в Виннипеге .

Израильский раввин Кальман Кахана родился и вырос в Бродах. Семья Кахане пользовалась дурной славой в Бродах и включала раввина Бродов 18-го века Авраама Кахане . В 1938 году Кальман Кахана иммигрировал в Подмандатную Палестину , став лидером Поалей Агудат Исраэль и членом Временного государственного совета . С 1949 по 1981 год он был депутатом Кнессета , а с 1961 по 1966 год занимал должность заместителя министра образования и культуры.

Погромные беженцы из России

[ редактировать ]
Холокост: Вход в еврейское гетто в Бродах. В январе 1943 года здесь проживало 6000 евреев.

После погромов 1881 года толпы русских евреев хлынули в Броды, откуда направились в Америку или обратно в Россию. К лету 1882 года число русских беженцев в Бродах достигло 20 000, большинство из них оставались в Бродах временно до возможности дальнейшей иммиграции на запад. В Бродах был организован местный комитет по оказанию помощи беженцам, и ряд иностранных представителей Парижского и Венского альянсов , других крупных еврейских организаций действовали в это время в городе, в том числе такие деятели, как Фридлендер , Неттер и Шафир . В течение четырех месяцев 1800 иммигрантов были перевезены в Америку. После прибытия британских депутатов комитет был реорганизован и сумел отправить на запад 11 поездов с иммигрантами (в одном случае 533 человека за один). Тем временем число беженцев продолжало расти. 2 июня 1882 г. оно достигло 12 476 особей, за 10 дней их число увеличилось до 12 668, несмотря на то, что уже в течение этой недели было отправлено 1 405 человек. Социальная ситуация ухудшилась, достигнув критического предела. Барон Хирш поручил своему секретарю Венециани купить просторное помещение старой швейной фабрики, где беженцы в результате были размещены .

Холокост

[ редактировать ]

Еврейская община Бродов погибла во время Холокоста. Осенью 1942 года было убито большое количество бродовских евреев. Группа из 250 бродовских еврейских интеллектуалов была расстреляна возле еврейского кладбища в Бродах (там, где сейчас стоит памятник Холокосту). Некоторые из выживших бродовских евреев были заключены в семейный лагерь Пяница (Пьяница) в лесах под Львовом. Все оставшиеся евреи Брод были переселены в гетто, созданное в городе 1 января 1943 года (или декабря 1942 года). Еще 3000 евреев из соседних районов Золочева , Лопатина и Буска Бродов впоследствии были добавлены в гетто . Ужасные условия работы побудили некоторых молодых людей бежать и вступить в Советскую армию . Плохая гигиена и голод в гетто были невыносимы. Болезни и голод унесли сотни еврейских жизней. Все 9000 евреев Бродского гетто были впоследствии убиты 1 мая 1943 года. 19 сентября 1942 года около 2500 евреев Брод были депортированы в лагерь смерти Белжец (сегодня небольшой городок на польско-украинской границе). 2 ноября еще 3000 евреев были отправлены из Бродов в лагерь смерти Белжец. Многие бродовские евреи были уничтожены в Концентрационный лагерь Майданек недалеко от Люблина (города на юго-востоке Польши). Несколько сотен евреев Бродов вернулись в город после войны, большинство из них спрятались у партизан в лесу, некоторые — выжившие в концентрационных лагерях (как Якоб Якубович) или те, кто, возможно, бежал или был депортирован на советскую территорию. [ 8 ]

Раввины и синагога

[ редактировать ]

Большая синагога (знаменитая Броды Клоиз ) была основана в 1742 году по инициативе Моисея Рокача .

Первыми известными раввинами Бродов были:

Среди позднейшей линии раввинов Бродов мы находим:

Броуди воспитал ряд маггидов и кабблистов, включая Мозе Острера , Арье Лёба Подхайцера , Саломо или Шломо Клюгера .

В синагоге Броды жили такие лидеры еврейской интеллигенции , как Ечезкель Ландау и Мейер Марголис . Уже упомянутый городской раввин Элеазар Рокач в течение 20 лет был главным раввином Бродов. По преданию, он был потомком из дома царя Давида . Он был назван в честь своего прадеда, раввина Элазара из Гермицы ( Майнц ), известного каббалиста XII века . Он переехал из Бродов в Амстердам , Голландия. Жители Бродов безуспешно пытались помешать раввину Элазару переехать в Амстердам , где он был принят с большим почетом как еврейскими лидерами, так и представителями голландского правительства . Интересную легендарную историю рассказал о раввине Элазаре из Бродов его потомок раввин Рокич Адмор из Шолом Белза : когда раввин Элазар прибыл в Голландию, страна страдала от чумы червей. Вся страна оказалась перед лицом разорения из-за угрозы быть пожранной огромным количеством червей. Голландский король услышал о вновь прибывшем цадике Бродов и попросил его помолиться, чтобы устранить эту опасность. Рабби Элазар отправился в поле помолиться. Закончив молитву, весь Нидерланды стали свидетелями чуда: черви вышли из-под земли и смертельно упали в море. В качестве «награды» за помощь раввина Элазара была выпущена специальная монета. По этому случаю голландское правительство отчеканило памятную монету с изображением лица раввина и двух стихов из псалмов . Насколько правда в этой истории, мы не знаем, однако авторитет и влияние Бродовского раввина Элазара были неоспоримы. Покинув Броды, он в течение 5 лет служил главным раввином Амстердама . Позже он иммигрировал в Святую Землю, поселившись в Цфате , где умер и был похоронен.

Раввин Шломо Клюгер, Маггид из Бродов

[ редактировать ]

Другим известным раввином, связанным с Броди, был Маггид (проповедник) Шломо Клюгер . Раввин Клюгер (1789–1869) был известен как Проповедник или Маггид из Бродов, а также под аббревиатурой Махаршак . Он прослужил пятьдесят лет в раввинате Бродов и был автором около 174 известных книг. Он был ярым защитником иудейского традиционализма от натиска идеологии эпохи Просвещения. Его Хохмат Шломо (мудрость Соломона в переводе с еврейского , ср. 3 Царств 5:10, 14) ярко представляет его большую эрудицию в Торе и духовных предметах, поскольку он сравнивает взгляды различных авторитетов и стремится разрешить очевидные противоречия между ними.

Наум Гельбер сообщает историю о том, как Маггид Клюгер попыталась покинуть Броды, приняв приглашение общины Бережаны , и по несчастливому провидению была вынуждена вернуться в Броды. В 1843 году раввин Клюгер покинул свою общину в Бродах и принял приглашение общины Бережаны, которая в 1845 году избрала его высшим судебным органом. Несмотря на просьбы бродовских общественных деятелей, Магид покинул Броды и перебрался в Бережаны. Зимой 1845 года в Бережаны прибыла делегация из Бродов и забрала его обратно в свой город. В Бережанах он был принят с большим почетом, особенно раввином Арье Лейбушем Натансоном, отцом львовского раввина, раввина Йозефа Саула Натансона , который до своего назначения раввином во Львове служил Рейном Бережанами. Через несколько дней после своей первой проповеди в Бережанах Магид заболел тифом. Он болел много лет и благодаря этому понял, что ему не следовало уезжать из Бродов. Он поклялся покинуть Бережаны и вернуться в Броды, как только его здоровье улучшится, и никакие мольбы бережских гонцов не изменили его решения. Он проживал в Бродах как частное лицо, воздерживаясь от вмешательства в деятельность нового Учителя справедливости Бродов. Его поклонники, и особенно раввин Йозеф Натансон, поддерживали его до конца жизни.

Литература

[ редактировать ]
Мемориал Холокоста в лесу, недалеко от Бродов, на месте массового убийства ок. 6000 евреев Бродов в мае 1943 года. Надпись (на иврите , украинском и английском языках) гласит: Памяти святых мучеников : евреев, безжалостно убитых нацистскими убийцами .

Исходная статья (написанная пользователем и автором версии Википедии)

  • Роман Захарий. Галицкий Иерусалим – Броды как еврейский интеллектуальный и культурный центр Восточной Галиции. [ 9 ] Статья, ок. 20 стр., с иллюстративным материалом. Лейпциг: Институт еврейской истории и культуры Саймона Дубнова при Лейпцигском университете, 2004.
  • Рухама Эльбаг. Броуди между строк . [ 10 ] Литературное путешествие в «Австрийский Иерусалим» — оранжерею в Галиции литературы на иврите и идиш. Статья в израильской газете «Гаарец». 24 апреля 2003 г.
  • Хонигсман Я., Евреи города Броды (1584–1944) - Jews of the city of Brody / Львовск. общ-во евр. культуры им. Шолом-Алейхема. — Львов, 2001. — 120 с., [8] с. ил. 120 экз.
  • Вечный свет: Броуди, памяти . Перевод Нер Тамид: Изкор леБроди. Под редакцией: Организация бывших жителей Бродов в Израиле, 1994 г.
  • Толдот Иехудей Броды (История евреев Бродов) Натана-Майкла Гелбера.
  • Д.Вурм. Из истории бродовского еврейства во времена старого Польского государства до 1772 года. Опубликовано на польском языке. Броды, 1935 год.
  • Тадеуш Лутман. Исследования по истории торговли в Бродах в 1773–1880 годах. По-польски.
  • Антонелла Тибурзи. Вымерший мир. Еврейская община Бродов и ее судьба (1941-1945) , Короткие тени, 2020.
  1. ^ Авром Бер Готлобер. Зихронот у-масаот (Воспоминания и путешествия). Иерусалим, 1976 год.
  2. ^ Соломон Ански. Враг в свое удовольствие. Путешествие по черте оседлости евреев во время Первой мировой войны. Отредактировано и переведено Иоахимом Нойгрошелем. Нью-Йорк: Генри Холт и компания, Книга Метрополитен/Сова, 2002. ISBN   9780805059458 . п. 63.
  3. ^ Бронштейн, Шия, 1963.
  4. ^ С. Анский. Враг в свое удовольствие. Стр. 66-67.
  5. ^ С. Анский. Враг в свое удовольствие. Стр. 68-71.
  6. ^ Исаак Бабель. «Смерть Долгушова». 1924 год.
  7. ^ Перейти обратно: а б Верник, Питер; Розенталь, Герман (1901–1906). « Бродский ». У Сингера, Исидора и др. Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Funk & Wagnalls. Том. 3, с. 393.
  8. ^ Мегарджи, Джеффри (2012). Энциклопедия лагерей и гетто . Блумингтон, Индиана: Издательство Университета Индианы. п. Том II 757–759. ISBN  978-0-253-35599-7 .
  9. ^ «Галицкий Иерусалим Броды как еврейский интеллектуальный и культурный центр Восточной Галиции» (DOC) . Персональный.ceu.hu . Проверено 4 января 2015 г.
  10. ^ Эльбаг, Рухама (21 апреля 2003 г.). «Броды между строк — Новости Израиля» . Гаарец . Проверено 19 июля 2013 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1101b5cd842a392cac6ed936dc210abf__1708598340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/11/bf/1101b5cd842a392cac6ed936dc210abf.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
History of the Jews in Brody - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)