Арье Лейб из Шполы
Иегуда Лейб из Шполы (1725-1811) был хасидским ребе и был известен как популярный чудотворец и целитель из Шполы , Украина . Он был также известен как Шполер Зейде ( на идише : «Дедушка Шполы»). Он учился у Баал Шем Това и Мезртичера Маагида . Иегуда Лейб был связан с третьим поколением хасидизма на Украине; он также известен как Реб Лейб Сара , [ 1 ] хотя некоторые предполагают на этот счет. Он был яростным противником Нахмана Бресловского , критикуя новое хасидское движение.
Его рождение
[ редактировать ]После того, как его родители, Барух и Рохель, устроили Баал Шем Тов (до того, как он стал известен), он открылся им и благословил их ребенком, который будет праведным, и велел ему назвать его Йехудой Лейбом и сказал, что он будет рядом с ним. бриз их сына. Вскоре они родили его. На брисе родители не увидели его в толпе, поэтому попросили всех гостей выстроиться в шеренгу и каждого дать свое благословение ребенку. Через некоторое время они увидели Баал Шем Това , который положил руку на сердце ребенка и благословил ребенка, сказав: «Я невежественный человек и не знаю, как произнести причудливые благословения на иврите. Но я помню, как мой отец говорил чтобы объяснить стих Торы: «И был Авраам стар (закен)». Еврейское слово «отец» — «ав», а еврейское слово «дед» — «закен». В этом стихе говорится, что Авраам был дедушкой всех нас. Я благословляю этого ребенка, чтобы он стал дедушкой для народа Израиля, как Авраам ». Толпа добродушно хохотала над грубой проповедью странного мужика, так охотно признававшего свое невежество, но родители приняли ее с гордостью, зная Баал Шем Тов был святым человеком. Это прозвище прижилось, и с тех пор он стал известен как Шполер Зейде, Шполер — это город, в котором он жил, а Зейде на идише означает «дедушка». Шпола Зейде однажды рассказал о дне своего бриса своему хорошему другу раввину Шнеуру Залману из Ляди , также известному как Альтер Ребе, сказав: «Он ( Баал Шем Тов ) положил свою святую руку на мое сердце, и с тех пор я чувствовалось тепло». [ 2 ]
Его жизнь
[ редактировать ]Реб Иегуда Лейб вырос и в конечном итоге учился у Мезртичера Маагида в городе Межрич. О времени, которое он провел там в качестве ученика Маггида, известно немного. После кончины Маггида все его около 120 учеников собрались на встречу, на которой все они разъехались по разным местам Европы и Эрец-Исраэль, чтобы распространять относительно новое учение хасидизма , во время которого Реб Иегуда Лейб в конечном итоге жил в Шполе. Его присутствие было очень загадочным, поэтому о нем не так уж и много знали, но он был известен своей любовью ко всем евреям, несмотря ни на что, как дедушка (это еще одна причина, по которой его звали Зейде).
Танцующий Медведь
Шполер Зейде широко известен своей большой страстью и энтузиазмом (на иврите «чаюс») во всем, что он делал, особенно в танцах, которые у него были по обыкновению каждую пятницу вечером. Однажды один из коллег спросил его, как он научился так блестяще танцевать? Он улыбнулся и рассказал следующую историю. В России жил один еврей, который, чтобы заработать на жизнь, арендовал кабак у помещика. Однажды зимой у него были плохие дела, и он не смог заплатить оруженосцу. Сквайр, будучи злым человеком, бросил его в тюрьму и сказал, что не освободит его, пока не будет выплачен долг. На следующей неделе у оруженосца был день рождения, и он думал, что заставит еврея одеться в костюм медвежьей шкуры и соревноваться с ним в танцевальном соревновании, угрожая смертью, если он проиграет. В это время Шполер Зейде колесил из города в город и старался вдохновить и помочь всем, кого встречал, чем мог. Он услышал, что именно в этом городе живет еврей, владеющий кабаком, и пошел к нему в гости. Он пошёл туда и узнал, что случилось с евреем. Он тут же пошел, напоил охранников и поменялся местами с евреем. Настал день вечеринки, и Шполер Зейде в медвежьей шкуре изо всех сил танцевал против оруженосца. В конце концов Шполер Зейде увидел, что оруженосец устал, поставил ему подножку и начал избивать. Были просьбы заставить его остановиться, но он продолжал идти. Он сказал, что остановится только в том случае, если весь долг будет погашен и таверна перейдет в собственность. Опасаясь за свою жизнь, помещик неохотно согласился и тут же написал, что трактир теперь принадлежит еврею. «Теперь вы, наверное, задаетесь вопросом, как я смог перетанцевать оруженосца, который был казаком и обученным танцором». Шполер Зейде закончился словами: «Когда я был в тюрьме Элияху Ханави открылся мне в честь великой мицвы, которую я совершил, променяв себя на еврея, и он научил меня танцевать».
Хасидские мелодии-нигуним
Шполер Зейде известен в основном двумя ниггунимами.
- Hupp Cossack - ниггер, который начинается немного медленнее, но позже ускоряется и заканчивается повторением слов «Hupp Cossack chitibitibum» снова и снова в очень радостной мелодии. Официально эта песня играла, когда он соревновался с казаком в медвежьей шкуре. Его часто поют на праздничных мероприятиях, таких как свадьбы и праздники.
- Кол Бьяар - гораздо более медленный и серьезный Ниггун, говорящий о разговоре между своенравными детьми и его отцом на смеси иврита, идиша, русского и украинского языков. Оно начинается с бессловесной мелодии печали и тоски, а затем рассказывается о том, как в лесу можно услышать голос отца, тоскующего и плачущего о своих детях, а затем снова бессловесная мелодия. Во второй строфе говорится об отце, который просит своих детей: «Дети Мои, дети Мои, куда вы ушли, что забыли Меня?» и снова бессловесная мелодия. В третьей строфе говорится, что отец умоляет своих детей вернуться домой, говоря: «Дети мои, дети мои, вернитесь в мой дом, потому что я не могу жить здесь один». и снова бессловесная мелодия. В четвертой строфе дети отвечают: «Отец наш, отец наш, как нам вернуться? Ведь у двери стоит стражник». и снова бессловесная мелодия. (некоторые затем добавляют пятую строфу, в которой отец отвечает: «Не беспокойтесь ни о том, что вы можете победить его, ни о том, как Машиах почти здесь) [ 3 ]
Сеуда Шполера Зейде
В 1793 году Шполер Зейде был приглашен моэлем или Сандеком для Бриса на другом берегу реки Рось в Богуславе. Путешествуя на санях, «Шполер Зейде» благополучно переправился через реку, но на обратном пути лед треснул, и сани оказались под угрозой затопления. Шполер Зейде увидел страшный указ против него на Небесах и предложил гарантию места в Ган Эдеме тому, кто займет его место. Его Габбай , Йоллек (Йоэль), храбро шагнул вперед и утонул, пожертвовав собственной жизнью ради спасения Шполера Зейде. В тот вечер Шполер Зейде задержал Кабболаса Шаббоса , ожидая прибытия Йоллека в Ган Иден. Спустя долгое время старейшины сообщили ему о позднем часе, и он ответил, что Йоллек еще не в Ган Эдеме. Однако через короткое время «Шполер Зейде» объявил о прибытии Йоллека и подал сигнал начать погружение . В следующем году Шполер Зейде поручил своей семье и всем своим потомкам устраивать ежегодную Сеуду 19-го числа Швата, чтобы поблагодарить Всевышнего за чудо, а не заставлять официантов лично вовлекать всех, как это происходит во время семейной трапезы, и приглашать бедных. людей на праздник (или раздать деньги бедным на мероприятии), что практикуется и по сей день. [ 4 ]
Его кончина
[ редактировать ]6 тишрей
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Арье Лейб из Шполы | Энциклопедия.com» . www.энциклопедия.com . Проверено 22 января 2022 г.
- ^ https://www.chabad.org/therebbe/article_cdo/aid/6034/jewish/Hayom-Yom-Tevet-14.htm
- ^ https://www.chabad.org/multimedia/music_cdo/aid/140712/jewish/Kol-Bayaar.htm
- ^ https://shpolerzaide.files.wordpress.com/2014/02/megilas-yud-tes-shvat.pdf