Эрлау (династия хасидов)
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Эрлау ( иврит : ערלוי , также пишется Эрлой ) — династия харедим венгерского происхождения, которая следует учению Хасама Софера и часто считается хасидской .
Община Эрлау была основана раввином Йохананом Софером в Иерусалиме чтобы продолжить наследие его деда, раввина Шимона Софера , который был главным раввином Эрлау после Второй мировой войны , и рош-ешивы тамошних иешив Хасам Софер . Эта община уникальным образом следует ашкеназским традициям, смешанным с хасидскими обычаями.
Имя
[ редактировать ]Эрлау ( дт. ) (также пишется как Эрлой и Эрлой ) — это идиш и немецкое название венгерского города Эгер , который расположен между Мишкольцем и Пештом в Венгрии. В эпоху раннего средневековья город назывался Эрлау живущими там немецкими, аварскими и славянскими племенами. Это имя было адаптировано к идишу и использовалось еврейским населением до Второй мировой войны. [1]
История
[ редактировать ]Rabbi Moshe Sofer – Chasam Sofer
[ редактировать ]Раввин Моше Софер (нем. Моисей Шрайбер ) (1762–1839) и его учение являются краеугольным камнем и основой династии Эрлау, лидеры которой генеалогически произошли от него.
Моше Софер был потомком ялкутских Шимони и зятем известного талмудистского раввина Акивы Эгера (1761–1837). Он был учеником каббалиста раввина Натана Адлера (1741–1800) и талмудиста раввина Пинхаса Горовица (около 1731–1805). Талмудист и посек , Моше Софер стал бесспорным галахическим авторитетом и одним из ведущих православных раввинов первой половины девятнадцатого века.
Он основал ешиву в Прессбурге , которая стала самой влиятельной ешивой в Центральной Европе. Эта ешива считалась крупнейшей со времен Вавилонского Талмуда. [2] и произвел на свет сотни будущих лидеров ортодоксального еврейства. [3] Он стал известен под именем написанного им Сефарима ; Хасам Софер «Печать Писца» и аббревиатура Торас Чидушей Моше ( Софер от ) ,
Ученики Моше Софера продолжили его наследие, распространившись по всей Европе и Земле Израиля (тогда Османской Палестине ), обучая его подходу к Торе, сохраняя при этом бескомпромиссную оппозицию большинству, хотя и не всем, формам аккультурации , религиозным реформам или любому нарушению традиций. [4] Иешива в Прессбурге была предшественником многих иешив, таких как иешива раввина Моше Шика на 800 студентов в Хусте .
Раввин Авраам Шмуэль Биньомин Софер – Ксав Софер
[ редактировать ]
Раввин Авраам Шмуэль Биньямин Софер (нем. Вольф Шрайбер ) (1815–1871) сменил своего отца Моше Софера на посту главного раввина Прессбурга и рош-ешивы.
Авраам Шмуэль Биньямин Софер был зятем цадика , раввина Ицхака Вайса из Гёрлица . После женитьбы в 1833 году он стал активно участвовать в управлении ешивой. Вместе со своим младшим братом, раввином Шимоном Софером , он начал редактировать и публиковать комментарии к Торе своего отца.
В возрасте 25 лет, после смерти отца в 1839 году, он был назначен главным раввином Прессбургской и Рош-ешивы уже знаменитой Прессбургской иешивы . Он руководил общиной Прессбурга около 33 лет и прославился как блестящий комментатор Торы и галахист. Его произведения известны как Ксав Софер («Писание писца»).
Из его 10 детей раввин Симха Буним Софер (автор книги «Шевет Софер ») сменил его на посту раввина Прессбурга и рош-ешивы после его смерти в 1871 году. Другой сын, раввин Шимон Софер, основал ешиву в венгерском городе Эгер (Эрлау). продолжая дело отца и деда.
Иешива продолжала функционировать в Прессбурге до Второй мировой войны и была вновь открыта в Иерусалиме , Израиль, раввином Акивой Софером ( Даас Софер ) в 1950 году. [5]
Раввин Шимон Софер - Хисорерус Тшува
[ редактировать ]
Раввин Шимон Софер (1850–1944) был прародителем династии Эрлау. Он был сыном Шмуэля Биньямина Софера ( Ксав Софер ) и внуком Моисея Софера ( Хасам Софер ).
Проведя время в Умани и Киеве , Шимон Софер провел два года (около 1873 г.) в Кракове в компании своего дяди, раввина Шимона Софера (1820–1883), автора « Михтава Софера» . Оттуда он вернулся на родину, в Прессбург.
В 1881 году [6] он был назначен главным раввином Эгера (Эрлау). Там он основал большую ешиву, назвав ее «Йешива Хасам Софер» . Эта ешива, которую посещали элитные ученые Торы со всей Венгрии, оставалась верной философии и учениям Хасам Софер и Ксав Софер.
Шимон Софер большую часть своей жизни посвятил редактированию и публикации произведений Хасама Софера и Ксава Софера . « Михтав Софер» призвал многих передать рукописные рукописи «Хасам Софер» Шимону Соферу для публикации. [7] Он также является автором собственных сефаримов ; Мусрей Харамбам , Шир Маон и Хисорерус Тшува . Поэтому многим он известен просто как « Хисорерус Тшува ».
В целом Шимон Софер руководил еврейской общиной Эрлау около 64 лет. [8] Его официальный титул был «Ав Бейт Дин» , и его община называла его Ребе .
Раввин Моше Софер - Яд Софер
[ редактировать ]Раввин Моше Софер (1885–1944), автор книги «Яд Софер» («Рука писца»), был даяном (раввинским судьей) Бет Дин в Эрлау. Когда его отец постарел, он стал активным равом и руководил хедером и ешивой.
Моше Софер редактировал и публиковал труды Хасама Софера , Ксава Софера. [9] и Софер Махир (автор — раввин Ицхак Лейб Софер из Дрогобыча , сын Ксава Софера) [10] и является автором многих собственных работ по Торе, большинство из которых были утеряны во время войны.
Сегодня сохранился его ответ на Шулхан Арух , который он назвал Яд Софер ( «Рука писца »). Этот ответ был опубликован его сыном, раввином Йохананом Софером, который добавил свои собственные комментарии и примечания под названием Итур Софрим ( «Украшение книжников »). Эти сефаримы были напечатаны в 1949 году в Будапеште в типографии Gewirtz Brothers. [11]
Еврейская община Эрлау была депортирована нацистами в в Освенцим 1944 году . 12 июня 1944 года (21 Сивана 5704 года) в возрасте 94 лет Шимон Софер был убит нацистами вместе со своим сыном Моше Софером и многими другими членами еврейской общины Эрлау. город Эрлау. [12] [13] [14] Некоторые из других детей Шимона Софера пережили Холокост . Жена и четыре дочери Моше Софера были убиты нацистами, но у него остались сыновья Авраам Шмуэль Биньямин и Йоханан.
Раввин Авраам Шмуэль Биньямин Софер (II) – Диврей Софер
[ редактировать ]Раввин Авраам Шмуэль Биньямин (сын раввина Моше Софера (II)) был гением Торы, получившим семиху (раввинское рукоположение) от раввина Хаима Мордехая Роллера (Беэр Хаим Мордехай) из Пятры Нямца , Румыния. [15] Из-за своей скромности он отказался от предложения возглавить обновленную иешиву Хасам Софер в Пеште или принять на себя мантию руководства оставшейся общиной Эрлау, большая часть которой нашла там убежище. Он завещал эту задачу своему младшему брату Йоханану.
После этого они вернулись в Эрлау, где Йоханан был назначен раввином и женился. Авраам Шмуэль Биньямин Софер принял активное участие в восстановлении общины и ешивы вместе со своим братом Йохананом, поддерживая это начинание личными сбережениями от основанного им бизнеса. Свободное время он проводил в ешиве, занимаясь изучением Торы со студентами. Он был известен как филантроп и помогал еврейским военным беженцам. Не будучи женат, он умер в 1948 году и был похоронен на еврейском кладбище в Эрлау. [16] Его наследие осталось в его рукописных произведениях Торы « Диврей Софер» , позже опубликованных его братом Йохананом и напечатанных Институтом исследования учения Хасам Софер ( иврит : מכון חת"ם סופר ).
Раввин Йоханан Софер - Имрей Софер
[ редактировать ]
Раввин Йоханан Софер родился в семье раввина Моше Софера ( Яд Софер ) в Эрлау в 1923 году. Его воспитывали отец и дедушка, от которых он получил раввинское образование. Он также учился в ешиве Verpleleter в Верпелете, Венгрия , чьей ешивой был раввин Йосеф Ашер Поллак (1888–1944) (автор книги «Шеарис Йосеф Ашер »). [17]
Йоханан Софер пережил Освенцим и вернулся в Пешт после войны, чтобы восстановить еврейскую общину и иешиву. Там он восстановил иешивы Хасам Софер вместе с раввином Моше Штерном из Дебрецена . [18]
В 1947 году он восстановил ешиву в Эрлау с небольшой группой мальчиков и подростков (в основном сирот). Он женился и был назначен раввином молодой ортодоксальной еврейской общины.
Йоханан Софер является автором многих произведений Торы. Его основная работа — комментарий к Талмуду под названием «Имрей Софер» ( «Притчи писца» ). [19] Он был одним из главных лидеров ашкеназской ортодоксальной еврейской общины в Израиле и одним из пяти старших членов, возглавлявших Моец Гедолей ха-Тора Агудат Исраэль . [20] [21]
Он умер в 2016 году.
Переехать в Иерусалим
[ редактировать ]
Из-за коммунистического контроля над Венгрией и притеснения там иудаизма Софер иммигрировал в Израиль вместе со своей ешивой в 1950 году. На короткий период времени ешива объединилась с ешивой Прессбурга в Иерусалиме, которую возглавил Акива Софер ( Даас Софер). ), правнук Хасама Софера. Йоханан Софер служил там маггидом шиуром .
За это время Йоханан Софер стал близким учеником раввина Аарона Рокича , Бельзерского Ребе. От него Софер приобрел обширные знания о хасидах, что в конечном итоге привело его к принятию и проповедованию многочисленных хасидских обычаев.
В 1953 году он основал ешиву и общину Эрлау в районе Катамон на юге центральной части Иерусалима. [22] начиная с покупки нескольких помещений в здании бывшего сирийского консульства на улице Йотам. Ешива была названа «Высшей ешивой раввина Акивы Эйгера» в честь тестя Хасама Софера. Позже эта ешива расширилась до целого здания, где Софер основал общежитие и приют для переживших Холокост и студентов из малообеспеченных семей.
В 1961 году Софер построил новое здание на пустыре, прилегающем к ешиве. Его назвали Охель Шимон-Эрлау в честь его деда Шимона Софера. Этот новый кампус включает в себя бет-мидраш , который до сих пор служит главной синагогой и учебным залом ешивы гедола, меньший учебный зал ешивы кетана, общежитие, классы, библиотеку, кухню, офисы и святилище Ребе. Кроме того, он открыл Институт исследования учения Хасам Софер. Этот институт исследует и расшифровывает рукописные документы Хасама Софера , его учеников и потомков. Он обнаружил и напечатал сотни сефаримов и распространил их по всему миру.
Династия Эрлау сегодня
[ редактировать ]Сегодня община Эрлау насчитывает более 500 семей в Израиле и еще больше за рубежом. Крупнейшие общины Эрлау расположены в Иерусалиме ( Эзрат Тора ), Бней-Браке , Ашдоде , Бейтар-Илите , Эльаде , Хайфе в Израиле, а также в Антверпене и Боро-Парке в Нью-Йорке в диаспоре.
Помимо главного кампуса ешивы в Катамоне, в Эрлау есть множество синагог, школ и детских садов по всему Израилю, а также в США и Европе. Все синагоги Эрлау названы в честь отца Ребе как « Кехиллот Яд Софер », а чадарим (школы) названы в честь его прадеда как « Талмуд Тора Ксав Софер ». Кампус Эрлау в иерусалимском районе Эзрат Тора называется « Бейс Хасам Софер ».
Йоханан Софер принимает на себя мантию лидера как « Ребе ». Он известен общине и еврейскому населению как Эрлауэр Ребе (идиш) или Адмор Эрлау (иврит). Он активно участвует во всех аспектах деятельности ешивы, ежедневно читает лекции по Торе как студентам, так и пожилым членам общины Эрлау и окрестностей, а также читает ежедневные молитвы вместе со своими учениками. В конце 1990-х годов он назначил своего сына, раввина Авраама Шмуэля Биньёмина Софера (III), главой главной ешивы Эрлау в районе Катамон в Иерусалиме, назначив его рош ешивой (деканом). Ешиву окончили тысячи студентов из Израиля и из-за границы, многие из которых стали известными раввинами. На сегодняшний день в кампусе учатся и живут около 200 студентов.
В конце 2010 года Йоханан Софер отправился в Цюрих , Швейцария , чтобы принять участие в съезде по сбору средств. Там у него произошло кровоизлияние в мозг, и он находился в критическом состоянии. После стабилизации его ситуации он был доставлен самолетом в Израиль и госпитализирован. Чудесным образом за несколько недель он полностью выздоровел. [23] В начале 2011 года на частном мероприятии, посвященном его выздоровлению, он выразил желание, чтобы его старший сын, раввин Моше Софер, помогал ему в духовном руководстве общиной Эрлау. Моше Софер переехал из Лондона в Израиль и сейчас проживает в Катамоне, Иерусалим. Другой сын, раввин Аарон Софер, также переехал в Катамон, чтобы быть ближе к отцу и помогать в ешиве. Другой сын, раввин Авраам Шмуэль Биньомин Софер, продолжает возглавлять рош-ешиву. Йоханан Софер умер в феврале 2016 года, и его сын Моше Софер взял на себя руководство общиной.
Ориентация
[ редактировать ]Хотя династия Эрлау исторически не связана с Баал Шем Товом , основателем хасидизма , она классифицируется как хасидская. Это может быть связано с его традиционным кодексом одежды и тем, что многие его члены используют произношение еврейской литературы и молитвы, идентичное хасидам. [24] Ребе также проводит тиш в Шаббат и Йом Тов, и община политически отождествляет себя с хасидской партией Агудат Исраэль , а не с нехасидской партией Дегель ха-Тора . Несмотря на это, нусах молитв в синагогах Эрлау традиционно является нусахом ашкеназом , с ежедневной практикой и обычаями, проповедуемыми в соответствии с учением Хасам Софера .
Семья
[ редактировать ]У Йоханана Софера семь сыновей, все они занимают должности раввинов:
- Моше Софер (III) (Конгрегация Эрлау – Катамон , Израиль (ранее Лондон, Великобритания))
- Яаков Софер (Конгрегация Эрлау – Бейтар Иллит А, Израиль)
- Авраам Шмуэль Биньомин Софер (III) (Рош ешива – Катамон , Израиль)
- Шимон Софер (III) (Конгрегация Бака - Бака, Иерусалим )
- Акива Софер (Конгрегация Эрлау – Бней-Брак )
- Залман Софер (Конгрегация Эрлау – Боро-Парк, Нью-Йорк )
- Аарон Софер (Конгрегация Эрлау – Эльад , Израиль)
Семья Софер входила в брак со многими выдающимися раввинскими семьями и хасидскими династиями, такими как Вижниц , Серет Вижниц , Душинский , Унгвар , Минхас Ицхок , Стриков , Бобов , Бяла , Линск , Зучке , Надворна и Звхиль .
Линия династического руководства Эрлау
[ редактировать ]- Раввин Моше Софер (1762–1839), известный как Хатам Софер , раввин Пессбурга и рош-ешивы Прессбургской ешивы , зять раввина Акивы Эйгера (родившийся: Акива Гюнс), (1761–1837).
- Раввин Авраам Шмуэль Биньямин Софер (1815–1871), известный как Кетав Софер , раввин Пессбурга и рош-ешива Пресбургской ешивы, сын раввина Моше Софера .
- Раввин Шимон Софер (1850–1944), рав и даян из Эрлау , Венгрия. Сын Ксава Софера и внук Хасама Софера .
- Раввин Моше Софер (II) (1885-1944), известный как Яд Софер , председательствовал как Рав и даян Эрлау вместе со своим стареющим отцом раввином Шимоном Софером .
- Раввин Йоханан Софер (1923-2016), сын раввина Моше Софера (II) и Первого Эрлауэр Ребе с 1945 года до своей смерти.
Раввин Моисей Софер Chasam Sofer (1762–1839) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раввин Авраам Шмуэль Биньямин Софер Ksav Sofer (1815–1871) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раввин Шимон Софер Хисорерус Тшува (1850–1944) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раввин Моше Софер (II) Яд Софер (1885–1944) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раввин Йоханан Софер Имрей Драйвер (1923–2016) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Эгер (Эрлау), Венгрия KehilaLink» .
- ^ «Без названия | PDF» .
- ^ «Ускоренный курс еврейской истории: черта оседлости, aish.com» . Архивировано из оригинала 19 апреля 2021 года . Проверено 8 июля 2009 г.
- ^ Дэвид Гарри Элленсон, После эмансипации: еврейская религиозная реакция на современность, Jewish Union College Press, 2004. с. 65-68; Аарон Шрайбер, Нюансы отношения Хатам Софер к светскому обучению, маскилиму и реформаторам .
- ^ Bloomberg LP, Джон (16 августа 2004 г.). Еврейский мир в современную эпоху . Ктав Паб Инк. 77. ИСБН 978-0-88125-844-8 .
- ^ «Просмотреть лист аукциона — Кетав Зот Зихарон» . Архивировано из оригинала 17 июля 2011 года . Проверено 22 июня 2009 г.
- ^ Эренфельд, Давид-Цви (1953). Пасхальная Хасан Софер Агада (второе расширенное издание). Иерусалим: Ассоциация студентов ешивы и Тибта Хатан Софер. п. 70.
- ^ Муссар ( Маймонида второе расширенное издание). Иерусалим: Институт публикации книг и исследования рукописей покойного Хатама Софера, 1958. стр. 9.
- ^ Софер, Авраам Шмуэль Биньямин. «Деталь Сефера: Писатель — Софер, Авраам Шмуэль Биньямин» . Сайт Jewishbooks.org . Проверено 6 февраля 2012 г.
- ^ Софер, Ицхак Лив. «Деталь Сефера: Софер Мехир - Софер, Ицхак Либ» . Сайт Jewishbooks.org . Проверено 6 февраля 2012 г.
- ^ "HebrewBooks.org Подробности Сефера: Яд Софер - Софер, Моше Бен Шимон, Марлой" . www.hebrewbooks.org .
- ^ "ZCHUS AVOS YOGEN ALEINU: 12–30 Sivan Yartzeits" . 4 June 2009.
- ^ «Хевра Ломдей Мишна - Подробности Ярцайта» . Архивировано из оригинала 25 июля 2011 года . Проверено 8 июля 2009 г.
- ^ «לוח שנה» . Архивировано из оригинала 17 июля 2011 года . Проверено 8 июля 2009 г.
- ^ «HebrewBooks.org Подробности Сефера: Беер Хаим Мордехай - Г.Х. - Роллер, Хаим Мордехай . www.hebrewbooks.org »
- ^ http://hebrewbooks.org/pagefeed/30352_52.pdf [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Мой Махбер, раввин Герсон Танненбаум» . Архивировано из оригинала 26 января 2013 года . Проверено 30 января 2012 г.
- ^ Будапешт '44, Спасение и сопротивление (1-е изд.). Нью-Йорк: Публикация Месоры. 204. с. 218. ИСБН 9781578193691 .
- ^ http://www.discountseforim.com/product.php?productid=91826 [ мертвая ссылка ]
- ^ «peopleil.org — Ресурсы и информация о людях» . www1.peopleil.org .
- ^ «Как был основан и работает Совет старейшин Торы [16.07.1981] — Ной Зебулони — РНЗ — Очерки» .
- ^ «Охель Шимон – Эрлой» . www.torahindex.com .
- ^ «За Сион »
- ^ Другие, однако, сохраняют венгерское произношение, произнося шурук и кубуц как Ü на немецком языке. В любом случае, такое произношение звучит похоже для тех, кто менее знаком с нюансами.