Шимон Софер
Шимон Софер | |
---|---|
Рожденный | (13 тевета 5581 года года ) | 18 декабря 1820 г.
Умер | 26 марта 1883 г. (17 Адара II 5643 года Anno Mundi ) | ( 62 года
Место отдыха | Краков, Польша |
Другие имена | Раввин Симон Шрайбер, Михтав Софер |
Занятие | Главный раввин |
Супруг | Мириам Штернберг |
Дети | Акива, Исраэль Давид Симха (Буним), Йоэль, Шломо Александри, Ашер, Райзель (Корницер), Суламит (Рот) |
Родители) | Моше и Сарел Софер (Шрайбер) |
Родственники | Авраам Шмуэль Биньямин Софер (брат) |
Шимон Софер ( нем . Simon Schreiber ; 1820–1883) был выдающимся австрийским ортодоксальным еврейским раввином XIX века. Он был главным раввином Кракова ( Польша ) после работы в качестве главного раввина Маттерсдорфа . Он был вторым сыном раввина Моше Софера (Хассама Софера) из Прессбурга .
Будучи президентом ортодоксальной еврейской партии «Махзикей ха-Дас» , Софер был членом Поленклуба при рейхсрате при монархе -Венгрии Австро Франце Иосифе I. Он был избран депутатом Коломыйского избирательного округа Галичины .
Он стал выдающимся лидером ортодоксальных евреев Галиции как в религиозных, так и в мирских вопросах. [1] Как галахист и талмудист, он является автором комментариев и ответов на труд, известный сегодня как «Михтав Софер» . [2]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Рабби Шимон Софер родился 13 тевета 5581 года (18 декабря (1820 г.) [ нужна ссылка ] в городе Прессбурге ( Венгерского королевства ныне Братислава , Словакия), где его отец, раввин Моисей Шрайбер (1762-1839), служил главным раввином. Его мать, Сара-Сореле Шрайбер (1790–1832), была дочерью раввина Акивы Эгера , раввина Познани , и сестрой раввина Авраама Мозеса Калишера (1788–1812), раввина Пилы . Помимо него, у нее было еще десять детей, и он потерял ее, когда ему было одиннадцать лет. Его назвали Шимоном в честь его предка, автора «Ялкут Шимони» .
Шимон был признан вундеркиндом в очень раннем возрасте. Его отец сажал его к себе на колени, пока он читал еженедельный чумаш шиур в иешиве Прессбурга , где он излагал комментарии Раши и Рамбана .
В возрасте 9 лет он свободно владел произведениями Шла ха-Кадош и Баал ха-Акейда . Он проявил большой интерес к еврейской поэзии, талант, который заметен в его более поздних произведениях по Торе. Его любимым пиютом был «Я рибон» раввина Исраэля бен Моисея Наджары , субботняя песня , которую его отец не пел.
Отец ласково называл его Шимон Хасида (благочестивый), а в 13 лет на бар-мицве рукоположил его с ашкеназским титулом « Чавер ».
Шимон быстро повзрослел и уже в 17 лет [3] [4] он женился на Мириам Штернберг, дочери филантропа раввина Дова Бера Штернберга (Реба Бер Сигета) из Карей (также известного как Надькарой).
После женитьбы он вернулся в Прессбург и по указанию отца начал изучать Каббалу у Пресбургского даяна, раввина Натана Биньямина Либера (1805–1880) ( идиш : נטע וואלף סג"ל). [3] автор Шириса Натана Бенджамина
Шимону было всего 19 лет, когда умер его отец. Его брат Авраам Шмуэль Биньямин , на 6 лет старше его, был назначен главным раввином Прессбурга.
Авраам Шмуэль Биньямин и Шимон продолжали редактировать и публиковать комментарии к Торе и галахические постановления своего отца - проект, возложенный на них их отцом при его жизни. За это время они завершили первый том «Хассам Софер Респонса» о Йоре Деа (שו"ת חת"ס חיו"ד).
Раввинские позиции
[ редактировать ]Около 1841 (5602) года он переехал в Надькаролы, к своему тестю.
Около 1843 (5603) он стал раввином Маттерсдорфа, должность, которую его отец занял примерно 40 лет назад. Там он основал ешиву и стал заниматься общественными и национальными делами. Он оставался стойким в позиции своего отца, отказываясь принимать какие-либо реформы или изменения в традиционном ортодоксальном иудаизме.
Около 1849 (5610) ему предложили должность главного раввина в Ярмате , от которой он по неизвестной причине отказался.
Примерно в 1851 (5612) году еврейская община Николсберга пригласила Софера занять должность главного раввина своего города. Рабби Шимон снова отклонил это предложение, мотивируя это тем, что он не может стоять на позиции предыдущих «гигантов Торы» (таких как Махараль , Тосефес Йом Тов , раввин Шмуэль Шмельке Горовиц и раввин Мордехай Бенет, которые служили там главным раввином). ).
Примерно в 1855 (5616) еврейская община Папы предложила ему стать главным раввином их города, но он отказался. Он рассудил, что эта община убрала свою биму из центра синагоги и переместила позицию хазана лицом к прихожанам с высокой сцены. По его мнению, это было неприемлемым изменением традиции и противоречило Галахе . Хотя община пообещала переместить бима и амуд в соответствии с традицией, рабби Шимон все равно отказался. В письме, написанном его зятю и сестре раввину Шломо и Гитель Спитцер, он объяснил, что он и его жена планировали переехать в Иерусалим на Земле Израиля , и пятилетний контракт с этой общиной ограничит его в этом. план.
Примерно в 1857 (5618) еврейская община Кракова предложила Соферу должность главного раввина, предложение, которое Софер воспринял серьезно, но некоторое время обдумывал.
Около 1859 (5620) раввин Софер принял эту должность и переехал в Краков. Среди тех, кто убедил его принять этот пост, был раввин Хаим Хальберштам , Ребе из Санца . Его должность главного раввина Маттерсдорфа занял его племянник раввин Шмуэль Эренфельд (1835–1883), автор «Хасана Софера» .
В Кракове
[ редактировать ]Краков был домом для процветающей ортодоксальной еврейской общины. Еврейское присутствие здесь было зафиксировано еще в 12 веке. С 16-го века многие «гиганты Торы» служили там главными раввинами, такие как Рема , Бах , Тосфос Йом Тов и Магиней Шломо . [5]
Во время раввината Софера евреи в Кракове насчитывали от 15 000 до 20 000 взрослых старше 15 лет. В одном из своих писем, написанных в 1879 году, Софер утверждает, что только в Кракове проживало более 80 миньянов . [6] [7]
В это время движение Хаскала произвело впечатление на все еврейское население Австро-Венгерской империи, поскольку многие евреи ассимилировали или отвергали традиционный ортодоксальный подход к иудаизму.
Евреи пользовались свободой и правами под властью симпатизировавшего им императора Франца Иосифа I. Франц Иосиф даже посетил Иерусалим в 1869 году, где его тепло встретили ортодоксальная еврейская община и лидеры. Он подарил купол синагоги Тиферес Исраэль в Иерусалиме. [8]
Хасиды как в социальном , и австро-венгерские раввины династии Соферов предприняли совместные усилия по укреплению традиционного ортодоксального иудаизма и выступили против реформы так и в политическом отношении.
Серьезной проблемой для традиционных ортодоксальных евреев было противостояние Обществу «Шомер Исраэль» , сильной и влиятельной реформаторской группе. Шомер Исраэль поддерживал ассимиляцию евреев с населением в целом и добивался принятия закона, заставляющего ешивы изучать философию и светские исследования, против чего категорически выступали православные. В 1880 году раввин Шимон Софер основал еженедельную газету на иврите и идише под названием מחזיקי הדת ( Machzikei Hadas или Maḥaziḳe ha-Dat ; Zeitung Fur das Wahre Orthische Judentum ), издававшуюся в Лемберге , [1] в противовес таблоиду Izraelit, выпускаемому Shomer Israel.
В 1878 (5638) раввин Софер и Ребе из Белза , раввин Иеошуа Рокич , основали политическую партию, назвав ее Махзикей Хадас. Эту партию поддержали все традиционные православные общины Галичины. Галицкое еврейство в то время насчитывало около 800 000 человек. Организация получила признание австрийского Kultusministerium (Министерства культуры). Это можно было бы считать первой попыткой ортодоксальных евреев в Европе объединиться для политических действий, чтобы укрепить свои убеждения в сфере еврейской общественной жизни.
В 1878 году Махзикей Хадас присоединился к Польскому клубу «Поленклуб» и представил раввина Софера своим кандидатом в электорат галицких округов Коломыя , Снятин и Бучач, где имелся большой еврейский электорат. [9] В 1879 году [1] [9] Софер был избран и получил место в рейхсрате (австрийском парламенте) . Хотя Софер был талантливым оратором и довольно свободно владел немецким языком, официальным языком в рейхсрате был польский . Зафиксировано, что, вероятно, из-за этого Софер не выступал ни на одном собрании. [9] скорее использовал свое политическое влияние за сценой.
Джозеф Маргошес (1866–1955), писатель нью-йоркской идишской ежедневной газеты Morgen Journal . [10] описывает Софера в своих мемуарах «Разрозненный мир» :
Краковский раввин был необычайно привлекательным человеком с красивым лицом и румяными щеками. Он вел себя как настоящий аристократ и не любил волноваться. [9]
Хотя председательство в «Махзикей Хадас» приносило Соферу и православной общине честь и удовлетворение, он терпел большое неуважение и личные оскорбления со стороны Общества «Шомер Исраэль» и таких газет, как « Израэлит» и «ХаИври» , редакционные статьи которых содержали личные оскорбления в адрес него и его коллег. [9]
Раввин Софер и Франц Иосиф I
[ редактировать ]В 1880 году (כ"ה אלול תר"ם) император Австро-Венгерской империи Франц Иосиф I совершил трехдневный визит в Краков. Среди населения, приветствовавшего императора на вокзале, была ортодоксальная еврейская община во главе с раввином Шимоном Софером и его зятем раввином Акивой Корнитцером.
В письме, написанном на следующее утро (יום ה' ה' דסליחות תר"ם) своему сыну и невестке раввину Шломо и Хинде Софер, он с большим трепетом пишет о своей встрече с императором:
Еврейская делегация ждала императора в очереди под навесами чуппы , лидеры которой держали в руках свитки Торы, украшенные золотыми и серебряными аксессуарами. Его Превосходительство Франц Иосиф сидел в карете вместе с принцем Альбрехтом . Проходя мимо еврейской делегации, он признал свитки Торы, встав и поклонившись при их виде. Император продолжил путь к своей квартире, приготовленной Потоцким (вероятно, Альфредом Юзефом Потоцким ). Раввин Софер и двенадцать делегатов еврейской общины официально приветствовали императора в его ночлеге. Раввин Софер попросил у императора разрешения надеть шляпу, чтобы благословить императора, и это было радушно предоставлено. Рабби Софер произнес традиционное благословение (שנתן מכבודו), на которое Император ответил «Аминь». Софер охарактеризовал прием как «великолепный», написав, что в тот вечер его пригласили на «бал», но он не планировал там присутствовать.
Газета Machzikei HaDas от 19 сентября 1880 года опубликовала на первой странице репортаж о визите императора в Краков и Львов, сравнивая его с «ангелом, посланным Богом». Статьи награждали Франца-Иосифа такими титулами, как «наш отец, наш король, всемогущий, праведный и милосердный». В докладе описываются радость и счастье еврейской общины, а также уважение, которое они и раввин Софер получили от императора, что является беспрецедентным событием в диаспоры . истории евреев [11]
10 мая 1881 года раввин Софер послал императору Францу Иосифу свиток пергамента по случаю свадьбы его сына Рудольфа . Свиток, содержащий благословения и добрые пожелания, был украшен чистым золотом. Оно было написано от имени ортодоксальной еврейской общины Галиции и подписано раввином Софером (подпись: Симон Шрайбер). Оно было принято с благодарностью. [12]
Одна из строк Плача, написанного после смерти рабби Шимона его сыном раввином Исраэлем Давидом Симхой (Бунимом) Софером и напечатанного в газете «Махзикей Хадас» , гласит: שמח מלכו עמו ובאות נתכבד (Счастлив был царь с ним, и с наградой был достойно). В сноске он объясняет этот отрывок:
В начале войны между «Остеррейхом» и « Ашкеназом » ( Австро-прусская война ) в [5]626 (1866) году многие сотни раненых были отправлены на лечение в город Краков. Мой почтенный отец и учитель светлой памяти прилагал огромные усилия, чтобы с состраданием присматривать за ними, удовлетворять их нужды и финансировать их лечение. За верную работу Его Превосходительство Кайзер (Император Франц Иосиф I) наградил его Почетной медалью в знак вечной признательности. [13]
Смерть его брата Авраама Шмуэля Биньямина
[ редактировать ]Рабби Шимон не был проинформирован о смерти своего брата Авраама Шмуэля Биньямина 31 декабря 1871 года и не принимал участия в его похоронах. Раввин Азриэль Хильдесхаймер , принимавший участие и записавший воспоминания о захоронении, упоминает, что краковская община не допустила до него трех телеграмм, отправленных общиной Прессбурга и семьей. Хильдершеймер пишет, что краковская община опасалась, что община Прессбурга назначит его своим главным раввином. [14]
В письме с соболезнованиями, написанном семье своего брата через две недели после кончины, раввин Шимон приносит извинения за то, что не ответил на отправленные телеграммы. Он написал, что его семья и общество скрыли от него эту новость и что о смерти его брата ему стало известно случайно. Он узнал об этой новости, увидев, как его зять читает законы Авелута . [14]
Смерть рабби Шимона
[ редактировать ]Пурим 1883 (5643) раввин Софер праздновал со своей паствой как обычно, празднества продолжались до поздней ночи.
Накануне 17 II Адара 1883 года (5643) он почувствовал себя плохо. На следующее утро врачи осмотрели его и прописали лекарство. Он молился с Талитом и Тфилином до 10:00. [ нужна ссылка ] После этого он послал за своим зятем, рабби Акивой Корницером , и сказал ему:
Пойми, сын мой, что уже много лет мои глаза и сердце постоянно обращены к Святой Земле. Однако, опасаясь, что меня обвинят в пренебрежении задачами, за которые я отвечал, я ничего не сказал. И вот, пришло время посетить Святую Землю.
Это были его последние слова перед смертью.
Его зять, раввин Акива Корницер, сменил его на посту главного раввина Кракова. [15]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «ШРАЙБЕР, САЙМОН» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс . Проверено 7 ноября 2013 г.
Библиография Еврейской энциклопедии:
С. Шрайбер, Хут ха-Мешуллаш , с. 66б ;
Фридберг , Лухот Зиккарон , с. 37, в Google Книгах . - ^ Джозеф, Мари (31 января 2013 г.). Письмо писателя . Иерусалим. ISBN 9781448183036 . OCLC 233311895 . Проверено 11 ноября 2013 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Его племянник С. Шрайбер. нить треугольника (на иврите) . Проверено 11 ноября 2013 г.
- ^ Пускатели огня (на иврите) . Проверено 11 ноября 2013 г.
- ^ «Раввины Кракова» . Kehilalinks.jewishgen.org . Проверено 25 января 2012 г.
- ^ «Еврейское население Кракова» . Ics.uci.edu. 29 марта 2001 г. Проверено 25 января 2012 г.
- ^ «Семья - проповедь раввина Шимона Софера в Караке» . Кипа.co.il. 25 декабря 2002 г. Проверено 25 января 2012 г.
- ^ «Синагоги мира – Иерусалим» . Сайт Jewishvirtuallibrary.org . Проверено 25 января 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Джозеф Маргошес (2008). «7». Разрозненный мир: воспоминания о еврейской жизни в Галиции девятнадцатого века . Брайтон, Массачусетс: Издательство академических исследований. ISBN 978-1-934843-10-9 . Проверено 7 ноября 2013 г.
- ^ Мир отдельно: мемуары о еврейской жизни в Галиции девятнадцатого века в Google Книгах
- ^ «Религиозные держатели Том 3 № 2» . Лемберг: Jewishbooks.org. 19 сентября 1880 г. с. 1 . Проверено 25 января 2012 г.
- ^ Игрот Михтав Софер 2006
- ^ Исраэль Давид Симха (Буним) Софер. «Дополнение к Махзике Хадас № 3» (на иврите). Сайт Jewishbooks.org. п. 2 . Проверено 11 ноября 2013 г.
- ^ Jump up to: а б от. А. Г. Кинсталихер; Ицхак Исайя Вайс, ред. (ок. 1989 г.). «Север №6» . Сайт Jewishbooks.org. п. 64 . Проверено 11 ноября 2013 г.
- ^ Исраэль Давид Симха (Буним) Софер. «Дополнение к Махзике Хадас № 3» (на иврите). п. 3 . Проверено 11 ноября 2013 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1820 рождений
- 1883 смерти
- Польские раввины XIX века
- Австрийские православные раввины
- Австрийские газетчики
- Раввины из Австро-Венгрии
- Главные раввины городов
- Основатели газет XIX века
- Раввины из Братиславы
- Австрийские журналисты XIX века
- Австрийские журналисты-мужчины
- Писатели-мужчины XIX века
- Раввины из Кракова