Jump to content

Моисей Драйвер

(Перенаправлено с Моше Софера )
Моисей Софер (писец)
Софер ц. 1830 г. (литография Йозефа Крихубера ).
Заголовок Chasam Sofer
Персональный
Рожденный ( 1762-09-24 ) 24 сентября 1762 г. (7 тишрея 5523 года года )
Умер 3 октября 1839 г. ( 1839-10-03 ) ( 77 лет) (25 тишрей 5600 Anno Mundi )
Религия иудаизм
Супруг Сара Малка Джервиц Софер (1-е место); Сорель (Сара) Эйгер Софер (2-й)
Дети Авраам Самуэль Бенджамин Софер ; Шимон Софер ; Джозеф Драйвер ; Акива Софер Рейманн ;

Ицхок Лейб; еще восемь дочерей Хиндел, Гитель, Хана, Йитель, Симха, Речел, Эстер,

Рейзель,
Родители) Сэмюэл и Рейзель Софер
Занятие Раввин
Похороненный Мемориал Хатама Софера , Братислава , Словакия

Моисей Шрайбер (1762–1839), известный своей общине и еврейскому потомству в еврейском переводе как Моше Софер , также известный по своему основному труду «Хатам Софер» , «Хасам Софер» или «Хатам Софер» ( перевод «Печать писца » и аббревиатура от Чиддушей ) — Тойрас в Мойше Софер . один из ведущих ортодоксальных раввинов европейского еврейства первой половины XIX девятнадцатый век.

Он был учителем тысяч людей и могущественным противником реформистского движения в иудаизме , которое привлекало многих евреев в Австрийской империи и за ее пределами. Будучи равом города Прессбурга , он выступал за сильную общественную жизнь, первоклассное образование и бескомпромиссную оппозицию реформам и радикальным переменам. [ 1 ]

Софер основал ешиву в Пожонях ( Пресбург на немецком языке; сегодня Братислава , Словакия), Прессбургскую ешиву , ставшую самой влиятельной ешивой в Центральной Европе. [ 2 ] вырастив сотни будущих лидеров венгерского еврейства. [ нужна ссылка ] Эта ешива продолжала функционировать до Второй мировой войны ; Впоследствии он был перенесен в Иерусалим под руководством правнука Хасама Софера, раввина Акивы Софера ( Даас Софер ).

Софер при жизни публиковал очень мало; однако его посмертно опубликованные произведения включают более тысячи респонсов , новелл по Талмуду , проповедей, библейских и литургических комментариев, а также религиозной поэзии. Это авторитет, которого широко цитируют ортодоксальные еврейские ученые. Многие из его ответов обязательны к прочтению кандидатами в семиху (рукоположение раввинов). Его чидушим (оригинальные идеи Торы) породили новый стиль в раввинских комментариях , и некоторые издания Талмуда содержат его поправки и дополнения.

Ранние годы

[ редактировать ]

Софер родился во Франкфурте-на-Майне 24 сентября 1762 года. Имя его отца было Шмуэль, а мать — Рейзель, дочь Елханана. [ 3 ] Мать Шмуэля, Райцхен [ 3 ] дочерью гаона Франкфуртского была Шмуэля Шоттена .

Образование

[ редактировать ]

В возрасте девяти лет Софер поступил в ешиву раввина Натана Адлера во Франкфурте, каббалиста, известного своими строгими и необычными ритуальными практиками. [ 4 ] Он был учеником Пинхаса Горовица из Франкфурта в течение одного года, а в 1776 году ушел в ешиву другого раввина, Давида Тебеле Шойера , в соседний город Майнц , где учился в 1776 и 1777 годах, а затем вернулся в свой родной город.

Первые должности и брак

[ редактировать ]

В 1782 году Натан Адлер стал раввином Босковиц , Моравия , и по совету Адлера Софер отправился в Простеев , Моравия. [ нужна ссылка ]

Там 6 мая 1787 года Софер женился на Саре. [ 3 ] дочь Моисея Йервица, раввина Простеева. Софер стал членом Чевра Кадиша и со временем стал главой ешивы в Простеёве. [ нужна ссылка ]

В 1794 году Софер стал раввином Стражнице после того, как получил разрешение правительства поселиться там. В 1797 году он стал раввином Маттерсдорфа , одной из семи общин (известных как Зибенгемейнден , или Шева Кехиллот ) Бургенланда , где он основал ешиву. Среди его учеников был Меир Аш раввин , ужгородский . [ нужна ссылка ]

Прессбург (Братислава)

[ редактировать ]

Софер отклонил множество предложений стать раввинатом, но в 1806 году он принял вызов в Прессбург ( Пожонь на венгерском языке; сегодня Братислава , столица Словакии ). Там он основал ешиву , которую посещали до 500 учеников. Сотни этих учеников стали раввинами венгерского еврейства. Среди них были:

  • Иегуда Асод (Йехуда Яале) (1794–1866)
  • Аарон Дувид Герман (Горен Дувид) , (1813–1878)
  • Довид Цви Эренфельд (ум. 1861), (зять)
  • Шмуэль Эренфельд (1835–1883), (Хасан Софер) (внук)
  • Аарон Фрид (Цель Хакесеф) (1813–1891)
  • Гедаля Глюк из Бёкёни (1796–1881), автор «Чайей Олом».
  • Менахем Мендель Глюк (1815–1905), раввин Кемече
  • Хаим Йозеф Готлиб из Стропкова
  • Менахем Кац (1795–1891)
  • Исроэль Ицхок Аарон Ландесберг (1804–1879)
  • Гилель Лихтенштейн ( Коломея ) (Маскил Эль Дол) , (1815–1891)
  • Хаим Цви Мангеймер (Эйн Хабдойлах) (1814–1886)
  • Иегуда Модрин (Трумас Хакри) (1820–1893)
  • Менахем Мендель Панет (Маглей Цедек) (1818–1884)
  • Меир Перлес (1811–1893)
  • Авраам Шаг (Ohel Avrohom) , (1801–1876)
  • Довид Шик (Имрей Дувид) (умер: 1890) брат Моше Шика [ 5 ]

На короткий период времени во время наполеоновской войны в Прессбурге в 1809 году Мозес Шрайбер отступил в небольшой виноградный городок Святой Юр , где организовал благотворительную деятельность для своих сограждан, пострадавших от войны.

Второй брак и дети

[ редактировать ]

Первая жена Софера Сара умерла бездетной 22 июля 1812 года. [ 3 ]

В 1813 году (23 хешвана 5573 года) он женился во второй раз на Сарель (Саре) (1790–1832, ум. 18 Адара II 5592 года ), овдовевшей дочери раввина Акивы Эйгера , рава Познани . Она была вдовой раввина Авраама Моше Калишера (1788–1812), раввина Пилы , сына раввина Иегуды Калишера, автора книги «Хайод Хахазока» .

Со второй женой у Софера было три сына и восемь дочерей. Все трое его сыновей стали раввинами: Авраам Шмуэль Биньямин Софер (известный как Ктав Софер или Ксав Софер ); Шимон Софер (известный как Михтав Софер ), ставший равом Кракова ; и Йозеф Йозпа Софер . [ 7 ]

Потомки Софера назвали свои работы в честь еврейского перевода Шрайбера (писца), гражданской фамилии Софера, по образцу работы Софера Хасам Софер ; как, например, Михтав Софер (сын), Ктав Софер (сын), Шевет Софер (внук), Хасан Софер (внук), Яд Софер (правнук), Даас Софер (правнук), Чешев Софер и Имрей Софер (2 правнука).

Софер и его семья жили в конце улицы Замоцкой, где сейчас находится отель «Ибис».

Влияние на изменения в иудаизме

[ редактировать ]

Софер руководил общиной Прессбурга в течение 33 лет, вплоть до своей смерти в 1839 году. Именно его влияние и решимость не позволили реформаторскому движению покинуть город. С конца 18 века начали развиваться движения, которые в конечном итоге переросли в реформистский иудаизм. Синагоги, разделяющие эти новые взгляды, начали появляться в таких центрах, как Берлин и Гамбург . Софер был категорически против реформаторов и нападал на них в своих речах и трудах. Например, в ответе 1816 года он запретил конгрегации в Вене разрешить исполнение в синагоге кантаты, которую они заказали композитору Игнацу Мошелесу , поскольку в ней участвовал бы смешанный хор. В том же духе он оспаривал основателей Reformschule ( реформистской синагоги) в Пожошах, основанной в 1827 году.

Для Софера иудаизм в том виде, в котором он практиковался ранее, был единственной приемлемой формой иудаизма. По его мнению, правила и принципы иудаизма никогда не менялись и не могут измениться. Это стало определяющей идеей для противников реформы и в той или иной форме продолжает влиять на реакцию православных на инновации в еврейской доктрине и практике. [ 8 ]

Софер применил каламбур к талмудическому термину хадаш асур мин хаТора , «новое запрещено Торой» (буквально имея в виду поедание хадаш , «нового зерна», перед тем, как будет принесено приношение Омеру ), как лозунг, возвещающий о его несогласии с любым философские, социальные или практические изменения в обычной православной практике. Он не позволил добавить какие-либо светские исследования в учебную программу своей ешивы в Прессбурге .

Всемирный израильский конгресс

[ редактировать ]

Всемирный израильский конгресс 1868–1869 годов в Пеште оказал влияние на направление иудаизма в Европе. Чтобы попытаться объединить все течения иудаизма в рамках одной конституции, православные предложили Шулхан Арух и окружающие его кодексы в качестве правового кодекса и соблюдения правил. Реформисты отвергли эту нотацию, и в ответ многие ортодоксальные раввины вышли из Конгресса, чтобы сформировать свои собственные социальные и политические группы. Венгерское еврейство раскололось на две основные институционально сектантские группы: ортодоксальных и неологов . Некоторые общины отказались присоединиться к какой-либо из групп и назвали себя статус-кво .

Действия учеников и потомков

[ редактировать ]

Самый известный ученик Софера, раввин Моше Шик , вместе с сыновьями Софера, раввинами Шмуэлем Биньямином и Шимоном , приняли активное участие в выступлениях против реформаторского движения. Они проявили относительную терпимость к неоднородности внутри православного лагеря. Другие, такие как более ревностный раввин Гилель Лихтенштейн , поддерживали более жесткую позицию в ортодоксальности.

В 1877 году раввин Моше Шик продемонстрировал поддержку сепаратистской политики раввина Самсона Рафаэля Хирша в Германии. Его сын учился в раввинской семинарии Хильдесхаймера , где преподавали светские науки и которой руководил Азриэль Хильдесхаймер . Хирш, однако, не ответил взаимностью. Он был удивлен тем, что он назвал галахическими искажениями Шика в осуждении даже тех сообществ «статус-кво», которые явно придерживались Галахи. [ 9 ] Гилель Лихтенштейн выступал против Хильдесхаймера и его сына Хирша за то, что они говорили по-немецки при произнесении проповедей, и против их склонности к современному сионизму . [ 10 ]

В 1871 году Шимон Софер, главный раввин Кракова из Белза основал организацию «Махзикей Хадас» , вместе с хасидским раввином Иеошуа Рокичем . Это была первая попытка евреев- харедим в Европе создать политическую партию; это было частью развивающейся идентификации традиционного православия как самоопределяющейся группы. Раввин Шимон был выдвинут кандидатом в Польский региональный парламент при австрийском императоре Франце Иосифе . Его избрали в «Польский клуб», в котором он принимал активное участие до самой смерти.

Другая известная группа — Сатмар , основанная раввином Моше Тейтельбаумом (Уджелем) , который был хасидом, который отдавал дань уважения Хасам Соферу и имел взгляды, схожие со взглядами раввина Гиллеля Лихтенштейна. Его потомок раввин Джоэл Тейтельбаум долгие годы возглавлял Эду ха-Хареидис , живя в Израиле, а затем в США, где он оказал влияние на ортодоксальное еврейство.

Начиная с 1830 года около двадцати учеников Софера поселились в Палестине , почти все в Иерусалиме. Они присоединились к Старому ишуву , в который входили мустаарабы , сефарды и ашкенази . Они также поселились в Цфате , Тверии и Хевроне . Вместе с перушимами и хасидами они сформировали подход к иудаизму, отражающий взгляды своих европейских коллег.

Известными учениками Пресбургской ешивы, оказавшими большое влияние на господствующее православие в Палестине, были раввин Йосеф Хаим Зонненфельд (ученик Ктава Софера ) и раввин Ицхок Йерухам Дискин (сын раввина Иегошуа Лейба Дискина из Бриска , Литва ), которые вместе в В 1919 году основал Эду ха-Хареидис в тогдашней подмандатной Палестине .

В 1932 году Зонненфельда сменил раввин Йосеф Цви Душинский , ученик Шевета Софера, одного из внуков Софера. Душинский основал хасидскую династию Душинских в Израиле на основе учения Софера.

Смерть и место захоронения

[ редактировать ]
Интерьер мемориала в Братиславе , Словакия (слева могила Хасама Софера).

Софер умер в Прессбурге 3 октября 1839 года ( 25 тишрея 5600 года ).

Сегодня современный еврейский мемориал, содержащий могилы Софера и многих его соратников и членов семьи, находится в Братиславе. Он расположен под землей под Братиславским замком , на левом берегу Дуная . близлежащая трамвайная и автобусная Его именем названа остановка.

Сохранение этих могил имеет любопытную историю. Еврейское кладбище в Братиславе было конфисковано во время режима в 1943 году для строительства дороги. Переговоры с властями позволили общине сохранить часть кладбища, включая могилу Софера, забетонированную, под поверхностью новой дороги. Режим подчинился, возможно, вследствие крупной взятки (по одной из версий), [ нужна ссылка ] иностранное давление (по другой истории), [ нужна ссылка ] или из-за страха проклятия, если могилы будут разрушены (по еще одной истории). [ нужна ссылка ]

После провозглашения независимости Словакии в 1992 году были предприняты новые переговоры по восстановлению общественного доступа к сохранившимся могилам. В середине 1990-х годов был сформирован Международный комитет по сохранению могил Геонаи Прессбурга для поддержки и надзора за переносом трамвайных путей и строительством мавзолея. Строительство мавзолея было завершено после решения многочисленных технических и религиозных проблем и открыто 8 июля 2002 года. Доступ к мавзолею можно организовать через местную еврейскую общественную организацию.

Наследие

[ редактировать ]

Многие синагоги и ешивы по всему миру носят имя Чатам Софер и следуют его наследию.

Ешива и сообщество Эрлау

[ редактировать ]
Раввин Йоханан Софер

Самым известным из ныне живущих потомков и наследников наследия Софера был раввин Йоханан Софер . Йоханан был прямым потомком Чатам Софера и пятым поколением. Он был лидером движения Эрлау , прародителем которого был его дед, раввин Шимон Софер из Эрлау, внук Хатам Софер и сын Ктав Софер .

Отец Йоханана, раввин Моше Софер (II) ( Даян из Эрлау), и дедушка, раввин Шимон ( Ав Бет Дин из Эрлау), погибли в Холокосте вместе с большинством своих семей. После Холокоста раввин Йоханан вновь основал ешиву Хасам Софер в Пеште вместе с раввином Моше Штерном (Дебретцинер Рав) и его братом Авраамом Шмуэлем Биньямином (II). Затем он вернулся в Эгер (Эрлау), чтобы восстановить ешиву своего деда.

В 1950 году он иммигрировал в Израиль вместе со своими учениками и на короткое время объединил свою иешиву с Прессбургской иешивой раввина Акивы Софера ( Даас Софер ). В 1953 году он основал собственную иешиву в Катамоне , Иерусалим, а также Институт исследования учения Хасам Софер . Институт исследует и расшифровывает рукописные документы, написанные Хасамом Софером, его учениками и потомками, и напечатал сотни сефаримов .

За прошедшие годы раввин Йоханан основал множество синагог, хедерим и коллелим , которые он назвал в честь своих предков. Кампус Эзрат Тора в Иерусалиме носит название Бет Хасам Софер , как и синагога Эрлау в Хайфе. Чедерим называются Талмуд Тора Ксав Софер , в честь сына Хасама Софера; коллелим и синагоги называются Яд Софер , в честь отца рабби Йоханана; а главный кампус ешивы в Катамоне назван Охель Шимон МиЭрлау в честь его деда. Он является автором множества комментариев к Торе, назвав их Имрей Софер .

Община Эрлау считается хасидской, хотя строго следует обычаям ашкеназов , как и Хасам Софер. Имеет филиалы в Иерусалиме , Бней-Браке , Бейтар-Иллите , Эльаде , Хайфе , Ашдоде и Боро-Парке (Нью-Йорк).

Прессбургская иешива в Иерусалиме

[ редактировать ]

Иешива Прессбурга в Иерусалиме ( иврит : ישיבת פרשבורג ) — ведущая иешива, расположенная в районе Гиват-Шауль в Иерусалиме , Израиль . [ 11 ] Он был основан в 1950 году раввином Акивой Софером (известным как Даас Софер ), правнуком раввина Моисея Софера ( Хасам Софер ), который основал первоначальную Пресбургскую иешиву в Австро-Венгерской империи в 1807 году. По состоянию на 2009 год Рош-ешива – раввин Симха Буним Софер .

В состав здания ешивы входят ешива Кетана , ешива Гедола и колель .

Главный беис-медраш одновременно служит синагогой , где некоторые жители района также молятся в субботу . Комплекс также включает в себя общую районную синагогу, которая функционирует как главная синагога Нусах Ашкеназ Гиват Шауля .

Часан Софер ешива, Нью-Йорк

[ редактировать ]

Иешива Чассан Софер в Нью-Йорке считается американской ешивой наследия Часама Софера. Ее основал раввин Шмуэль Эренфельд , который родился и вырос в Маттерсдорфе , Австрия. Его отец, Симха Буним Эренфельд, раввин Маттерсдорфа, чей отец, раввин Шмуэль Эренфельд (Хасан Софер), был внуком Хасама Софера.

Раввин Шмуэль был раввином Маттерсдорфа с 1926 по 1938 год, когда община была разогнана нацистами. Он сбежал в Америку и немедленно восстановил ешиву Часан Софер в Нижнем Ист-Сайде , откуда она позже была перенесена в Боро-Парк . После его смерти ему наследовал его сын, раввин Симха Буним Эренфельд.

В настоящее время в ешиве обучаются более 400 учеников от детского сада до двенадцатого класса, а также действует программа Head Start и раввинская семинария.

Chug Chasam Sofer, Bnei Brak

[ редактировать ]

В 1950-х и 1960-х годах многие синагоги в Израиле были построены венгерскими евреями и названы Чуг Хасам Софер. Эта сеть синагог была основана в Тель-Авиве , Бней-Браке , Иерусалиме , Петах-Тикве , Хайфе и Нетании . Эти синагоги все еще действуют, но были интегрированы в более крупную общину, не имея собственного особого характера, за исключением синагоги Бней-Брака, основанной раввином Ицхаком Шломо Унгаром, и синагоги Петах-Тиквы, основанной раввином Шмарьягу Дойчем.

Раввин Унгар, потомок Хасам Софер, основал ешиву под названием «Махне Авраам» и кашрутовую организацию «Чуг Хасам Софер», которые очень активны и хорошо известны. После кончины раввина Унгара в 1994 году ешива назначила раввина Альтмана раввином и рош-ешивой, а раввин Шмуэль Элиэзер Штерн остался главой кашрутовой организации. [ 12 ]

Прессбургские учреждения Лондона

[ редактировать ]

Учреждения Прессбурга в Лондоне, Англия , возглавляет потомок Хасама Софера, раввин Шмуэль Людмир (который опубликовал некоторые из своих работ). [ 13 ]

Душинский, Иерусалим

[ редактировать ]

Община Душинских считает себя продолжением династии Хасам Софера – не по генеалогии, а, скорее, по школе мысли.

Основателем династии Душинских был раввин Йосеф Цви Душинский (1865–1948), который был учеником раввина Симхи Буним Софера ( Шевет Софер ), сына Ксава Софера в Пресбургской иешиве . Династия Душинских была более интегрирована в хасидскую общину, многие ее обычаи произошли от Нусаха Сефарда , но по-прежнему остается верной учению Хасам Софера. В основном это связано с назначением раввина Йосефа Цви главным раввином Эды ха-Хареидис и соответствием Душинского учению раввина Джоэля Тейтельбаума из Сатмара.

АхаронимРишонимГеонимСавораимАмораимТаннамЗугот

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Великие лидеры нашего народа: раввин Моше Софер (Хасам Софер). Архивировано 10 сентября 2012 г. на archive.today.
  2. ^ «Ускоренный курс еврейской истории: черта оседлости, aish.com» . Архивировано из оригинала 19 апреля 2021 г. Проверено 25 ноября 2008 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д Шломо (Фриц) Эттлингер. «Эле Толдот — Памятная книга евреев Франкфурта» . Франкфурт-на-Майне : Институт истории города Кармелитский монастырь. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь ) Этот 32-томный сборник расшифрованных генеалогических записей еврейской общины Франкфурта-на-Майне, охватывающий период с 1241 по 1824 год, доступен в Институте Лео Бека . Дополнительные подробности о работе можно увидеть в декабрьском выпуске 1996 года (№ 11) , «Stammbaum» информационного бюллетеня немецко-еврейских генеалогических исследований.
  4. ^ Ловенштейн, Стивен М. (2005). «Софер, Моше» . В Джонсе, Линдси (ред.). Энциклопедия религии . Том. 12 (2-е изд.). Детройт: Справочник Macmillan USA. стр. 8506–8507 . Проверено 20 июня 2013 г.
  5. ^ «Эмери Давид - Чулин - Шик, Давид (Страница 5 из 193)» .
  6. ^ Певец, Исидор ; Венецианец, Людвиг . СОФЕР, ХАЙИМ БЕН МОРДЕХАЙ ЭФРАИМ ФИШЛ . Еврейская энциклопедия .
  7. ^ "Часам Софер". Архивировано 7 сентября 2008 г. в Wayback Machine (Йейтед Ниман, Монси).
  8. ^ Хильдесхаймер, Меир (1994). «Отношение Хатама Софера к Моисею Мендельсону». Труды Американской академии еврейских исследований . 60 . Американская академия еврейских исследований: 141–187. дои : 10.2307/3622572 . JSTOR   3622572 .
  9. ^ «Шик, Моше» , Энциклопедия YIVO
  10. ^ Еврейский ген
  11. ^ Блумберг, Джон (16 августа 2004 г.). Еврейский мир в современную эпоху . Ктав Паб Инк. 77 . ISBN  978-0-88125-844-8 , Прессбургская иешива Иерусалим.
  12. ^ он: Фирменный круг Софера
  13. ^ Бейт Софрим, часть 1, 2, 3, Зимирот и др.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6c688d4596bde92d23b65566c1b4ee16__1714824360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6c/16/6c688d4596bde92d23b65566c1b4ee16.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Moses Sofer - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)