Jump to content

Хаим Софер

Хаим Софер

Хаим Софер (также известный как Махне Хаим , имя его респонса ) (29 сентября 1821 г. — 28 июня 1886 г.) [1] ) был известным венгерским раввином. [2] и «научный представитель ортодоксального иудаизма в свое время». [3]

Биография

[ редактировать ]

Хаим Софер родился в Прессбурге, Венгрия (ныне Братислава , Словакия) 29 сентября 1821 года. Его отцом был Мордехай Эфраим Фишель. Софер посещал знаменитую ешиву раввина Моисея Софера (не родственник [3] ) в Прессбурге и считался его «самым выдающимся учеником». [4] Он также посещал ешиву раввина Меира Эйзенштедтера в Унгваре, Венгрия (ныне Ужгород , Украина). [1]

В 1844 году, в возрасте 23 лет, его наняли преподавать старшеклассникам в ешиве в Маттерсдорфе, Венгрия (ныне Маттерсбург , Австрия). [1] Впоследствии он служил раввином ортодоксальных еврейских общин в Дёмёре , Венгрия (1852 г.), Сайосентпетере , Венгрия (1859 г.) и Мункаче, Венгрия (ныне Мукачево, Украина (1868 г.). [1] Будучи главным раввином Мункача, Софер был против введения каких-либо «нововведений» в иудаизме. [4] Тем не менее, его не считали достаточно «консервативным» и в 1879 году его заменил один из хасидских раввинов Мункача . [4]

В 1879 году он был выбран раввином православной общины в недавно объединенном городе Будапешт , Венгрия, где он исполнял обязанности до своей смерти. [1] [5] Его должность сменил раввин Коппель Райх. [5] Софер умер в Будапеште 28 июня 1886 года и был похоронен в Прессбурге, городе, где он родился. [1]

Известные решения

[ редактировать ]
  • Согласно Галахе (еврейскому закону), аборт разрешен, когда жизнь матери находится в опасности. [6] Софер постановил, что, как только ребенок «частично родился», нельзя даже ранить ребенка, чтобы спасти мать, если только невмешательство не будет означать смерть и матери, и ребенка. [7]

По словам Дж. Дэвида Блайха :

Подобным образом интерпретируется и дальнейшее положение Мишны. . . «но как только выйдет большая часть, к ней нельзя прикасаться» [плод] подразумевает, что даже нанесение увечий недоношенному ребенку или ампутация конечности запрещено ради спасения матери. Р. Хаим Софер ( Махане Хаим, Хошен Мишпат , № 50) делает такой вывод и указывает, что обоснованием такого решения является тот факт, что врач «не может с уверенностью гарантировать», что ребенок выживет после хирургической процедуры. Однако если невмешательство приведет к потере и матери, и ребенка, Р. Софер допускает нанесение увечий ребенку в попытке спасти жизнь матери. [7]

Модернизм

[ редактировать ]

Софер считал, что важно сохранить язык идиш и сделать его частью еврейской жизни. [8] Он также в целом был против внедрения современных инноваций в религиозную деятельность и службы в том же духе, что и его наставник Моисей Софер. [4] [9] Его позиция противоречила позиции Азриэля Хильдесхаймера, который поддерживал светские исследования. [10]

Работы Софера

[ редактировать ]
  • Пелеш Хаим (Пресбург, 1854 г.)
  • Махне Хаим (4 т., 2 издания), сборник респонсов
  • Чиллуль Шаббат (Сахосентпетер)
  • Кол Софер, комментарий к Мишне
  • Дибрей Шарей Хаим
  • Шарей Хаим

[1]

  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г Певец, Исидор ; Венецианец, Людвиг . СОФЕР, ХАЙИМ БЕН МОРДЕХАЙ ЭФРАИМ ФИШЛ . Еврейская энциклопедия .
  2. ^ Амзель, Мелоди (2002). Между Галичиной и Венгрией: евреи Стропкова . Авотайну. стр. 40. ИСБН  978-1-886223-13-4 .
  3. ^ Jump up to: а б Дикер, Герман (1981). Благочестие и настойчивость: евреи Карпат . Сефер-Хермон Пресс. п. 12. ISBN  978-0-87203-094-7 .
  4. ^ Jump up to: а б с д Надлер, Аллан Л. (октябрь 1994 г.). «Война с современностью Р. Хайима Элазара Шапира из Мункача» (PDF) . Современный иудаизм . 14 (3). Издательство Оксфордского университета: 234–35. дои : 10.1093/mj/14.3.233 . Архивировано из оригинала (PDF) 29 июня 2010 г.
  5. ^ Jump up to: а б Киль, Двора (2007). Когда настало время: проявления Божественного промысла в повседневной жизни . Издательство Фельдхайм. п. 425. ИСБН  978-965-7371-29-9 .
  6. ^ «Аборт» . Би-би-си . Проверено 1 июля 2010 г.
  7. ^ Jump up to: а б Дж. Дэвид Блейх , «Аборты в галахической литературе», Традиция , 1968, 10(2), с. 101.
  8. ^ Кац, Довид (2007). Слова в огне: незаконченная история идиша . Основные книги. п. 255. ИСБН  978-0-465-03730-8 . [ постоянная мертвая ссылка ]
  9. ^ Хильдесхаймер, Меир (1994). «Отношение Хатама Софера к Моисею Мендельсону». Труды Американской академии еврейских исследований . 60 . Американская академия еврейских исследований: 141–187. дои : 10.2307/3622572 . JSTOR   3622572 .
  10. ^ Традиция, Том 25 . Пресса гуманитарных наук. 1989. с. 98.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 392266d6beca649d74f2b881efb585b5__1700793720
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/39/b5/392266d6beca649d74f2b881efb585b5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Chaim Sofer - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)