Хаим Софер
Хаим Софер (также известный как Махне Хаим , имя его респонса ) (29 сентября 1821 г. — 28 июня 1886 г.) [1] ) был известным венгерским раввином. [2] и «научный представитель ортодоксального иудаизма в свое время». [3]
Биография
[ редактировать ]Хаим Софер родился в Прессбурге, Венгрия (ныне Братислава , Словакия) 29 сентября 1821 года. Его отцом был Мордехай Эфраим Фишель. Софер посещал знаменитую ешиву раввина Моисея Софера (не родственник [3] ) в Прессбурге и считался его «самым выдающимся учеником». [4] Он также посещал ешиву раввина Меира Эйзенштедтера в Унгваре, Венгрия (ныне Ужгород , Украина). [1]
В 1844 году, в возрасте 23 лет, его наняли преподавать старшеклассникам в ешиве в Маттерсдорфе, Венгрия (ныне Маттерсбург , Австрия). [1] Впоследствии он служил раввином ортодоксальных еврейских общин в Дёмёре , Венгрия (1852 г.), Сайосентпетере , Венгрия (1859 г.) и Мункаче, Венгрия (ныне Мукачево, Украина (1868 г.). [1] Будучи главным раввином Мункача, Софер был против введения каких-либо «нововведений» в иудаизме. [4] Тем не менее, его не считали достаточно «консервативным» и в 1879 году его заменил один из хасидских раввинов Мункача . [4]
В 1879 году он был выбран раввином православной общины в недавно объединенном городе Будапешт , Венгрия, где он исполнял обязанности до своей смерти. [1] [5] Его должность сменил раввин Коппель Райх. [5] Софер умер в Будапеште 28 июня 1886 года и был похоронен в Прессбурге, городе, где он родился. [1]
Известные решения
[ редактировать ]- Согласно Галахе (еврейскому закону), аборт разрешен, когда жизнь матери находится в опасности. [6] Софер постановил, что, как только ребенок «частично родился», нельзя даже ранить ребенка, чтобы спасти мать, если только невмешательство не будет означать смерть и матери, и ребенка. [7]
По словам Дж. Дэвида Блайха :
Подобным образом интерпретируется и дальнейшее положение Мишны. . . «но как только выйдет большая часть, к ней нельзя прикасаться» [плод] подразумевает, что даже нанесение увечий недоношенному ребенку или ампутация конечности запрещено ради спасения матери. Р. Хаим Софер ( Махане Хаим, Хошен Мишпат , № 50) делает такой вывод и указывает, что обоснованием такого решения является тот факт, что врач «не может с уверенностью гарантировать», что ребенок выживет после хирургической процедуры. Однако если невмешательство приведет к потере и матери, и ребенка, Р. Софер допускает нанесение увечий ребенку в попытке спасти жизнь матери. [7]
Модернизм
[ редактировать ]Софер считал, что важно сохранить язык идиш и сделать его частью еврейской жизни. [8] Он также в целом был против внедрения современных инноваций в религиозную деятельность и службы в том же духе, что и его наставник Моисей Софер. [4] [9] Его позиция противоречила позиции Азриэля Хильдесхаймера, который поддерживал светские исследования. [10]
Работы Софера
[ редактировать ]- Пелеш Хаим (Пресбург, 1854 г.)
- Махне Хаим (4 т., 2 издания), сборник респонсов
- Чиллуль Шаббат (Сахосентпетер)
- Кол Софер, комментарий к Мишне
- Дибрей Шарей Хаим
- Шарей Хаим
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Певец, Исидор ; Венецианец, Людвиг . СОФЕР, ХАЙИМ БЕН МОРДЕХАЙ ЭФРАИМ ФИШЛ . Еврейская энциклопедия .
- ^ Амзель, Мелоди (2002). Между Галичиной и Венгрией: евреи Стропкова . Авотайну. стр. 40. ИСБН 978-1-886223-13-4 .
- ^ Jump up to: а б Дикер, Герман (1981). Благочестие и настойчивость: евреи Карпат . Сефер-Хермон Пресс. п. 12. ISBN 978-0-87203-094-7 .
- ^ Jump up to: а б с д Надлер, Аллан Л. (октябрь 1994 г.). «Война с современностью Р. Хайима Элазара Шапира из Мункача» (PDF) . Современный иудаизм . 14 (3). Издательство Оксфордского университета: 234–35. дои : 10.1093/mj/14.3.233 . Архивировано из оригинала (PDF) 29 июня 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Киль, Двора (2007). Когда настало время: проявления Божественного промысла в повседневной жизни . Издательство Фельдхайм. п. 425. ИСБН 978-965-7371-29-9 .
- ^ «Аборт» . Би-би-си . Проверено 1 июля 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Дж. Дэвид Блейх , «Аборты в галахической литературе», Традиция , 1968, 10(2), с. 101.
- ^ Кац, Довид (2007). Слова в огне: незаконченная история идиша . Основные книги. п. 255. ИСБН 978-0-465-03730-8 . [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Хильдесхаймер, Меир (1994). «Отношение Хатама Софера к Моисею Мендельсону». Труды Американской академии еврейских исследований . 60 . Американская академия еврейских исследований: 141–187. дои : 10.2307/3622572 . JSTOR 3622572 .
- ^ Традиция, Том 25 . Пресса гуманитарных наук. 1989. с. 98.