короткий


Сандек ( или сандак ( иврит : סנדק «спутник ребенка») — это человек, которого почитают на церемонии брит-мила или обрезание ), традиционно либо держа мальчика на коленях еврейской бедрах , пока моэль выполняет брит-милу, либо отдать ребенка моэлю. [ 1 ]
На современном иврите сандак также означает крестный отец ; [ 2 ] Фильм «Крестный отец» на иврите известен как ХаСандак . [ 3 ] Эта роль отличается от роли кватера , несущего ребенка в ашкеназских церемониях, основанного на идишском слове, обозначающем крестного отца.
Этимология
[ редактировать ]Происхождение этого термина связывают с греческим словом sunteknos ( syn- , что означает «плюс», и tekno , что означает «ребенок»), что означает «спутник ребенка». [ 1 ] Альтернативно оно может происходить от греческого σύνδικος (лат. «синдикус») в смысле «представитель», «покровитель», «защитник». [ 4 ]
История
[ редактировать ]Ряд упоминаний в мидрашах и других ранних раввинских трудах свидетельствуют о существовании сандеков в эпоху Талмуда. [ 5 ] В средневековой раввинской литературе эта должность упоминается неоднократно, и, похоже, она прочно укоренилась и высоко почиталась. Так, в «Хаггахот Маймунийот» упоминается, что многие «жаждут и страстно желают подержать ребенка на коленях во время его обрезания». [ 6 ]
В средние века сандек был известен и под многими другими именами, в том числе «баал берит» (хозяин завета), «баал берит ха-мила» (хозяин завета обрезания), «тофес ха-мила» (хозяин завета обрезания). йелед» (владелец ребенка), «ав шени» (второй отец) и «шалиах» (посланник). Офис был окружен почетными знаками. Для сандика в синагоге готовили специальное место, обычно богато украшенное, и если обрезание происходило в день чтения Торы , он имел право на получение алии . Эта привилегия была зарезервирована для лиц высокого положения, обладающих хорошими моральными и религиозными качествами. Оно было ограничено и в других отношениях. Раввинские авторитеты (например, раббену Перец и хасид Иуда ) постановили, что эта привилегия не должна предоставляться более одного раза одному и тому же мужчине в одной семье, а также не должна предоставляться женщинам, если это не является неизбежным. Последний запрет был основан на соображениях деликатности. Однако женщинам было разрешено косвенно участвовать в этой привилегии в качестве соратников сандека. Ребенка несли ко входу в синагогу или в комнату, в которой должно было произойти обрезание, где его отводил сандек.
Таможня
[ редактировать ]
Рабби Моисей Иссерлес (Рема) записал практику сандека, держащего ребенка на бедрах. [ 7 ] Виленский Гаон цитирует Мидраш Техилим , объясняя, что это основано на Псалме 35:10 , в котором говорится: «Все кости мои скажут: « ЯХВЕ , кто подобен Тебе?»»; В мидраше описывается, как каждая часть тела используется в служении Богу, и говорится, что бедра сандека участвуют в служении Богу, помещая на них ребенка во время брита. [ 8 ]
В Реме записан обычай, согласно которому отец не должен дважды уважать одного и того же человека, став сандеком для своих детей. Причина в том, что сандека сравнивают с коэном (священником), приносящим благовония в еврейском храме . Процедура курения такова, что коэн не выполняет эту мицву более одного раза в своей жизни: поскольку предполагается, что Бог вознаграждает богатством коэна, предлагающего благовония, как можно больше коэнов получают возможность разбогатеть. [ 9 ] Аналогичным образом, как можно большему количеству людей предоставляется возможность служить сандеком и получить Божье благословение, чтобы стать богатыми.
Виленский Гаон [ 10 ] выражает некоторый скептицизм по поводу этого обычая. Во-первых, исходя из его рассуждений, должен был быть обычай, что нельзя служить сандеком более одного раза ни для одного ребенка, а не только для двух разных детей одной семьи. Во-вторых, Виленский Гаон пишет, что никто не разбогател оттого, что служил сандеком. Тем не менее, Арух Хашулхан заключает, что следует соблюдать обычай, записанный Ремой. [ 11 ] Однако Арух Хашулхан отмечает, что во многих местах существует обычай, согласно которому рав (раввин) города служит сандеком для всех мальчиков. Арух Хашулхан оправдывает эту практику, сравнивая местного рава с коэн гадолом (первосвященником), который имел право приносить корбан (жертвоприношение) или благовония в любое время, когда пожелал. [ 12 ] Действительно, рассказывают, что Хазон Иш служил сандеком для бесчисленных мальчиков. Раввин Иссохер Франд рассказывает, что рав Яаков Ицхак Рудерман ( рош йешива (декан) ешивы Нер Исраэль ) также служил сандеком для бесчисленного количества мальчиков.
Эта честь традиционно оказывалась одному еврейскому мужчине: какому-нибудь старшему члену семьи (дедушке, прадеду), раввину или другому важному мужчине, который был наблюдательным и праведным. [ 1 ] Сандек также носил талит (молитвенный платок) и держал ребенка на подушке, пока моэль завершал обрезание. [ 1 ] [ 13 ] В наше время среди некоторых более либеральных евреев сандеками могут быть женщины или даже неевреи . [ 1 ] На большинстве церемоний присутствует только один сандек, но допускается два, хотя более двух – редкость. [ 1 ]
Во время брита рядом с сиденьем сандека иногда ставят стул. Стул отведен для пророка Илии и остается незанятым во время церемонии; эта практика происходит от традиции, согласно которой Илия защищает детей от опасности. [ 14 ] По некоторым источникам, сандек является «представителем» Илии. [ 15 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Коген, Фред Р. «Определение Сандека». Брис Мила
- ^ Словарь Морфикса - Крестный отец
- ^ Крестный отец (1972) - Идиби
- ^ Еврейская энциклопедия - КРЕСТНЫЙ ОТЕЦ
- ^ См. Мидраш Теилим 35:10 и отрывки, интерпретирующие Бытие 18:1 и Неемия 9:8; также ссылка на Пиркея де Рабби Элиезера . Версия Таргума Ионафана бен Уззиэля в Бытие 1:23 также является явным намеком на эту должность.
- ↑ Мишне Тора , Хилхот Мила, 3
- ^ Рема, Йоре Деа 265:11
- ^ Биур ХаГра , Йоре Деа 265:44
- ^ Вавилонского Талмуда Трактат Йома 26а
- ^ Виленский Гаон, Йоре Деа 265:45
- ↑ Арух Хашулхан, Йоре Деа 265:34
- ^ См. неделю 14а.
- ^ Любрич, Наоми, изд. (2022). Культура рождения. Еврейские свидетельства из сельской Швейцарии и окрестностей (на немецком и английском языках). Базель. стр. 54–123. ISBN 978-3796546075 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Колач, Альфред Дж. Еврейская книга «Почему» . Джонатан Дэвид: Нью-Йорк, 1995. ISBN 0-8246-0256-0 .
- ^ Шоулсон, Джоэл. «Ориентация». «Моэль Джоэл приветствует вас» . Архивировано из оригинала 8 ноября 2006 г. Проверено 20 ноября 2006 г. .
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «КРЕСТНЫЙ ОТЕЦ» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.