Jump to content

короткий

Давид Бен-Гурион , первый премьер-министр Израиля, удостоился чести крестных родителей за обрезание
Раввин Яаков Арье Альтер (седьмой Ребе гурского хасидизма ) почитается как Сандек.
Древняя иллюстрация обрезания

Сандек ( или сандак ( иврит : סנדק «спутник ребенка») — это человек, которого почитают на церемонии брит-мила или обрезание ), традиционно либо держа мальчика на коленях еврейской бедрах , пока моэль выполняет брит-милу, либо отдать ребенка моэлю. [ 1 ]

На современном иврите сандак также означает крестный отец ; [ 2 ] Фильм «Крестный отец» на иврите известен как ХаСандак . [ 3 ] Эта роль отличается от роли кватера , несущего ребенка в ашкеназских церемониях, основанного на идишском слове, обозначающем крестного отца.

Этимология

[ редактировать ]

Происхождение этого термина связывают с греческим словом sunteknos ( syn- , что означает «плюс», и tekno , что означает «ребенок»), что означает «спутник ребенка». [ 1 ] Альтернативно оно может происходить от греческого σύνδικος (лат. «синдикус») в смысле «представитель», «покровитель», «защитник». [ 4 ]

Ряд упоминаний в мидрашах и других ранних раввинских трудах свидетельствуют о существовании сандеков в эпоху Талмуда. [ 5 ] В средневековой раввинской литературе эта должность упоминается неоднократно, и, похоже, она прочно укоренилась и высоко почиталась. Так, в «Хаггахот Маймунийот» упоминается, что многие «жаждут и страстно желают подержать ребенка на коленях во время его обрезания». [ 6 ]

В средние века сандек был известен и под многими другими именами, в том числе «баал берит» (хозяин завета), «баал берит ха-мила» (хозяин завета обрезания), «тофес ха-мила» (хозяин завета обрезания). йелед» (владелец ребенка), «ав шени» (второй отец) и «шалиах» (посланник). Офис был окружен почетными знаками. Для сандика в синагоге готовили специальное место, обычно богато украшенное, и если обрезание происходило в день чтения Торы , он имел право на получение алии . Эта привилегия была зарезервирована для лиц высокого положения, обладающих хорошими моральными и религиозными качествами. Оно было ограничено и в других отношениях. Раввинские авторитеты (например, раббену Перец и хасид Иуда ) постановили, что эта привилегия не должна предоставляться более одного раза одному и тому же мужчине в одной семье, а также не должна предоставляться женщинам, если это не является неизбежным. Последний запрет был основан на соображениях деликатности. Однако женщинам было разрешено косвенно участвовать в этой привилегии в качестве соратников сандека. Ребенка несли ко входу в синагогу или в комнату, в которой должно было произойти обрезание, где его отводил сандек.

Скамья для обрезания, 18 век. Сандек сидит слева, а место справа отведено пророку Илии. В коллекции Еврейского музея Швейцарии .

Рабби Моисей Иссерлес (Рема) записал практику сандека, держащего ребенка на бедрах. [ 7 ] Виленский Гаон цитирует Мидраш Техилим , объясняя, что это основано на Псалме 35:10 , в котором говорится: «Все кости мои скажут: « ЯХВЕ , кто подобен Тебе?»»; В мидраше описывается, как каждая часть тела используется в служении Богу, и говорится, что бедра сандека участвуют в служении Богу, помещая на них ребенка во время брита. [ 8 ]

В Реме записан обычай, согласно которому отец не должен дважды уважать одного и того же человека, став сандеком для своих детей. Причина в том, что сандека сравнивают с коэном (священником), приносящим благовония в еврейском храме . Процедура курения такова, что коэн не выполняет эту мицву более одного раза в своей жизни: поскольку предполагается, что Бог вознаграждает богатством коэна, предлагающего благовония, как можно больше коэнов получают возможность разбогатеть. [ 9 ] Аналогичным образом, как можно большему количеству людей предоставляется возможность служить сандеком и получить Божье благословение, чтобы стать богатыми.

Виленский Гаон [ 10 ] выражает некоторый скептицизм по поводу этого обычая. Во-первых, исходя из его рассуждений, должен был быть обычай, что нельзя служить сандеком более одного раза ни для одного ребенка, а не только для двух разных детей одной семьи. Во-вторых, Виленский Гаон пишет, что никто не разбогател оттого, что служил сандеком. Тем не менее, Арух Хашулхан заключает, что следует соблюдать обычай, записанный Ремой. [ 11 ] Однако Арух Хашулхан отмечает, что во многих местах существует обычай, согласно которому рав (раввин) города служит сандеком для всех мальчиков. Арух Хашулхан оправдывает эту практику, сравнивая местного рава с коэн гадолом (первосвященником), который имел право приносить корбан (жертвоприношение) или благовония в любое время, когда пожелал. [ 12 ] Действительно, рассказывают, что Хазон Иш служил сандеком для бесчисленных мальчиков. Раввин Иссохер Франд рассказывает, что рав Яаков Ицхак Рудерман ( рош йешива (декан) ешивы Нер Исраэль ) также служил сандеком для бесчисленного количества мальчиков.

Эта честь традиционно оказывалась одному еврейскому мужчине: какому-нибудь старшему члену семьи (дедушке, прадеду), раввину или другому важному мужчине, который был наблюдательным и праведным. [ 1 ] Сандек также носил талит (молитвенный платок) и держал ребенка на подушке, пока моэль завершал обрезание. [ 1 ] [ 13 ] В наше время среди некоторых более либеральных евреев сандеками могут быть женщины или даже неевреи . [ 1 ] На большинстве церемоний присутствует только один сандек, но допускается два, хотя более двух – редкость. [ 1 ]

Во время брита рядом с сиденьем сандека иногда ставят стул. Стул отведен для пророка Илии и остается незанятым во время церемонии; эта практика происходит от традиции, согласно которой Илия защищает детей от опасности. [ 14 ] По некоторым источникам, сандек является «представителем» Илии. [ 15 ]

  1. ^ Jump up to: а б с д и ж Коген, Фред Р. «Определение Сандека». Брис Мила
  2. ^ Словарь Морфикса - Крестный отец
  3. ^ Крестный отец (1972) - Идиби
  4. ^ Еврейская энциклопедия - КРЕСТНЫЙ ОТЕЦ
  5. ^ См. Мидраш Теилим 35:10 и отрывки, интерпретирующие Бытие 18:1 и Неемия 9:8; также ссылка на Пиркея де Рабби Элиезера . Версия Таргума Ионафана бен Уззиэля в Бытие 1:23 также является явным намеком на эту должность.
  6. Мишне Тора , Хилхот Мила, 3
  7. ^ Рема, Йоре Деа 265:11
  8. ^ Биур ХаГра , Йоре Деа 265:44
  9. ^ Вавилонского Талмуда Трактат Йома 26а
  10. ^ Виленский Гаон, Йоре Деа 265:45
  11. Арух Хашулхан, Йоре Деа 265:34
  12. ^ См. неделю 14а.
  13. ^ Любрич, Наоми, изд. (2022). Культура рождения. Еврейские свидетельства из сельской Швейцарии и окрестностей (на немецком и английском языках). Базель. стр. 54–123. ISBN  978-3796546075 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  14. ^ Колач, Альфред Дж. Еврейская книга «Почему» . Джонатан Дэвид: Нью-Йорк, 1995. ISBN   0-8246-0256-0 .
  15. ^ Шоулсон, Джоэл. «Ориентация». «Моэль Джоэл приветствует вас» . Архивировано из оригинала 8 ноября 2006 г. Проверено 20 ноября 2006 г. .

В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «КРЕСТНЫЙ ОТЕЦ» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 286dd998dba8f5c7674209dcda8d6dbe__1701204240
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/28/be/286dd998dba8f5c7674209dcda8d6dbe.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sandek - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)