Jump to content

Шнеур Залман из Ляд

(Перенаправлено с Шнеура Залмана из Ляд )
Шнеур Залман из Ляд
Заголовок Альтер Ребе / Баал ХаТанья
Персональный
Рожденный
Шнеур Залман Борухович

( 1745-09-15 ) 15 сентября 1745 г.
[ ОС : 4 сентября 1745 г.]
Умер 27 декабря 1812 г. ( 1812-12-27 ) (67 лет)
[ ОС : 15 декабря 1812 г.]
Религия иудаизм
Супруг Стерн Сигал
Дети Довбер Шнеури
Хаим Авраам
Моше
Фрейд
Девора Лия
Рошель
Родители
  • Борух (отец)
  • Ривка (мать)
Еврейский лидер
Предшественник Довбер из Мезерича
Преемник Довбер Шнеури
Началось постепенный (конец 1700-х годов)
Закончено 15 декабря 1812 г. ОС.
Основная работа Таня , Шулхан Арух ХаРав , Тора Ор/Ликутей Тора
Династия Хабад

Шнеур Залман из Ляди ( ивр .: שניאור זלמן מליאדי 4 сентября 1745 — 15 декабря 1812 OS / 18 элула 5505 — 24 тевета 5573) — раввин , основатель и первый Ребе Хабада ; , ветви хасидского иудаизма . . Он написал множество работ и наиболее известен благодаря Шулхан Аруху ха-Рав , Танье и его Сидур Торе Ор, составленной в соответствии с Нусах Ари .

Залман — это идишский вариант Соломона , а Шнеур (или Шнеор) — это идиш, составленный из двух еврейских слов «шней охр» (שני אור «два света»).

Он также известен как Шнеур Залман Барухович по русскому отчеству его отца Баруха. [ 1 ] а также множеством других названий и аббревиатур, включая «Баал ХаТанья ВеХаШулхан Арух» («Автор Тани и Шулхан Арух »), «Альтер Ребе» ( на идише «Старый раввин»), « Адмор ха-Закен» (на иврите ″Наш старый мастер и учитель″), «Рабейну ха-Закен» (на иврите «Наш старый раввин»), «Рабейну ха-Гадол» (на иврите «Наш великий раввин»)», «РаШАЗ» ( רש"ז ‎ для раввина Шнеора Залмана), "ГРаЦ" ( גר"ז ‎ для Гаона Рабби Залмана) и «ХаРав» (раввин в первую очередь).

Биография

[ редактировать ]

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Шнеур Залман родился в 1745 году в небольшом городке Великого Лиозне княжества Литовского (современная Белоруссия ). Он был сыном Баруха, [ 2 ] который был потомком по отцовской линии мистика и философа раввина Иуды Лева бен Бецалеля . [ 3 ] По словам Меира Перельса из Праги , Махарал был праправнуком Иуды Лейба Старшего , который, как говорили, происходил по отцовской линии от Хай Гаона и, следовательно, также из династии Давидов ; однако несколько современных историков, таких как Отто Мунелес и Шломо Энгард, поставили под сомнение это утверждение. [ 4 ] Шнеур Залман был выдающимся (и самым молодым) учеником Дов Бера из Мезерича , «Великого Маггида», который, в свою очередь, был преемником основателя хасидского иудаизма Исраэля бен Элиэзера, известного как Баал Шем Тов . [ нужна ссылка ]

Образец письма из Еврейской энциклопедии Брокгауза и Ефрона (1906–1913).

Еще в детстве он проявил незаурядный талант. К восьми годам он написал всеобъемлющий комментарий к Торе, основанный на произведениях Раши , Нахманида и Авраама ибн Эзры . [ 5 ]

До 12 лет учился у Иссахара Бера в Любавичах (Любавичах); он отличился как талмудист , так что учитель отправил его обратно домой, сообщив отцу, что мальчик может продолжить обучение без помощи учителя. [ 6 ] В возрасте 12 лет он произнес речь о сложных законах Киддуш Хаходеш, за что жители города даровали ему титул «Рав». [ 7 ]

В 15 лет он женился на Стерне Сегал, дочери Иегуды Лейба Сегала, богатого жителя Витебска , и тогда смог полностью посвятить себя учебе. В эти годы Шнеура Залмана познакомили с математикой, геометрией и астрономией два ученых брата, беженца из Богемии , поселившиеся в Лиозне. [ 8 ] Один из них также был знатоком Каббалы . Таким образом, помимо овладения раввинской литературой , он также приобрел изрядные познания в науках, философии и каббале. [ 8 ] Он стал адептом системы каббалы Исаака Лурии , а в 1764 году стал учеником Дов Бера из Мезерича . В 1767 году, в возрасте 22 лет, он был назначен маггидом Лиозны и занимал эту должность до 1801 года. [ нужна ссылка ]

Родители

[ редактировать ]

Согласно хабадской хасидской традиции, отец Шнеура Залмана, Барух, был чернорабочим, который предпочитал зарабатывать на жизнь садовником, а не занимать должность общинного раввина или проповедника ( магида ). В этой традиции Барух был одним из учеников раввина Исраэля Баал Шем Това . Однако он лишь изредка присоединялся к своему учителю в его легендарных путешествиях. Эта традиция используется для оправдания того, почему в хасидских записях Барух не упоминается с раввинским титулом, утверждая, что Барух был против любого публичного признания его статуса. [ 9 ]

Миснагдим

[ редактировать ]

В ходе становления хасидского движения противники ( миснагдим среди местной еврейской общины возникли ). Разногласия между хасидами и их противниками включали, среди прочего, дебаты по поводу ножей, используемых мясниками для шхиты , и формулировок молитв. [ 10 ] Шнеур Залман и его коллега-хасидский лидер Менахем Мендель из Витебска (или, согласно традиции семьи Соловейчиков, Леви Ицхок из Бердичева ), попытались убедить лидера литовского еврейства Виленского Гаона в легитимности хасидских практик. Однако Гаон отказался с ними встретиться. [ 11 ]

Дети и преемственность

[ редактировать ]

Сыновьями Шнеура Залмана были Дов Бер Шнеури (который в конечном итоге стал его преемником), Хаим Авраам и Моше . Дочерей Шнеура Залмана звали Фрейда, Девора Лия и Рошель. В других семьях есть предания, согласно которым они также являются потомками, но они не документированы в существующих семейных записях. [ нужна ссылка ]

Дов Бер Шнеури

[ редактировать ]

Довбер Шнеури сменил своего отца на посту Ребе движения Хабад. [ нужна ссылка ] В 39-летнем возрасте во время учебы в городе Кременчуге Шнеур Залман умер. [ 12 ] Затем Шнеури переехал в небольшой приграничный город Любавичи, от которого движение и получило свое название. [ 12 ] Его воцарение оспаривалось одним из лучших учеников его отца, Аароном ХаЛеви из Страшелья , однако большинство последователей Шнеура Залмана остались со Шнеури и переехали в Любавичи. [ 12 ] Таким образом, Хабад теперь разделился на две ветви, каждая из которых взяла название своего места, чтобы отличаться друг от друга. [ 12 ] Он основал ешиву в Любавичах, которая привлекала талантливых молодых ученых. Его племянник/зять Менахем Мендель Любавичский возглавил ешиву, а позже стал его преемником. [ нужна ссылка ]

Таким образом, хотя Шнеури сменил своего отца на посту Ребе движения Хабад, старший ученик его отца, Аарон Ха-Леви из Страшелье , популярный и уважаемый деятель, не согласился с ним по ряду вопросов и возглавил отколовшееся движение. [ нужна ссылка ]

Когда Шнеур Залман умер, многие из его последователей устремились к одному из его лучших учеников, Аарону ХаЛеви из Страшелья. Он был ближайшим учеником Шнеура Залмана более тридцати лет. Хотя многие другие стали последователями Довбера Шнеури, школа хасидской мысли Страшелье была предметом многих выступлений Довбера. Аарон ха-Леви подчеркивал важность основных эмоций в богослужении (особенно в молитвенном служении). Довбер Шнеури не отрицал роль эмоций в молитве, но подчеркивал, что если эмоция в молитве должна быть искренней, то она может быть только результатом созерцания и понимания ( хисбодедус ) объяснений хасидов, что, в свою очередь, приведет к достижение «биттула» (самоаннулирования перед Божественным). В своей работе под названием Kuntres Hispa'alus («Трактат об экстази») Довбер Шнеури утверждает, что только избавившись от того, что он считал неискренними эмоциями, можно достичь высшего уровня хасидского богослужения (то есть биттула ). [ 13 ]

Моше Шнеерсон

[ редактировать ]

Моше Шнеерсон (родился около 1784 г. - умер до 1853 г.) был младшим сыном Шнеура Залмана. По мнению ученых, он принял христианство и умер в петербургском приюте. Источники в Хабаде говорят, что его обращение и связанные с ним документы были сфальсифицированы церковью, но белорусские государственные архивы в Минске, обнаруженные историком Шаулем Стампфером, подтверждают это обращение. [ 14 ]

Во второй половине жизни Довбера его ученики разошлись по Европе , а после смерти Довбера Шнеур Залман стал лидером хасидизма в Литве вместе со своим старшим коллегой Менахемом Менделем из Витебска . Когда Менахем Мендель умер (в 1788 году), Шнеур Залман был признан лидером хасидов в Литве. [ 15 ]

В то время Литва была центром миснагдим ( противников хасидизма), и Шнеур Залман столкнулся с сильным сопротивлением. В 1774 году он и Менахем Мендель из Витебска отправились в Вильно в попытке наладить диалог с Виленским гаоном , который возглавлял Миснагдим и издал запрет ( черем ) против хасидов, но Гаон отказался их видеть (см. Виленский Гаон: Антагонизм к хасидизму , хасидам и митнагдим ). [ нужна ссылка ]

Не испугавшись этого антагонизма, ему удалось создать обширную сеть хасидских центров. Он также присоединился к оппозиции на наступлению Наполеона Россию , вербовав своих учеников в царскую армию. [ 16 ] Он также активно добивался финансовой поддержки еврейских поселений в Земле Израиля , находившейся тогда под контролем Османской империи . [ нужна ссылка ]

Философия: Хабад

[ редактировать ]
См. хасидскую философию.

Будучи талмудистом, Шнеур Залман стремился поставить каббалу и хасидизм на рациональную основу. В своей основополагающей работе «Таня » он определяет свой подход как « מוח שולט על הלב название « Хабад («разум, управляющий сердцем/эмоциями»). Он выбрал для этой философии » — еврейскую аббревиатуру интеллектуальных качеств ( сефирот ), Х очма («мудрость»), Бина ‎» ( «понимание») и Даат . («знание») По мнению Шнеура Залмана, человек не является ни статичной, ни пассивной сущностью. Он динамичное существо, которое должно работать над развитием своего потенциального таланта и совершенствованием себя. [ 17 ]

И в своих произведениях, и в проповедях он «указывал разумную, а не слепую веру», [ 15 ] и предполагал интеллектуальную доступность мистического учения Каббалы . Эта интеллектуальная основа отличает Хабад от других форм хасидизма, называемых в этом контексте « Чагас ». [ 18 ] » атрибуты ( сфирот ) Хесед ( «доброта»), Гевура . («сила») и Тиферес — « эмоциональные («красота») [ нужна ссылка ]

В беседах «Ликкутей Сихос» 7-й Ребе приравнивает хасидских Ребе, за которыми следовали в Хабаде, к различным божественным проявлениям сфирот : Баал Шем Това с бесконечной верой Кетер , Шнеур Залмана с Хокмой (мудростью), 2-го Хабадского Ребе с Биной ​​(пониманием) и т. д. [ нужна ссылка ]

Оппозиция Наполеону и поддержка царя

[ редактировать ]
Отступление французов из Москвы
Козеницкая синагога в Польше. Некоторые польские хасидские лидеры поддержали Наполеона.
Petropavlovski fortress in St. Petersburg

Во время французского вторжения в Россию , в то время как многие польские хасидские лидеры поддерживали Наполеона или хранили молчание о своей поддержке, Шнеур Залман открыто и энергично поддерживал царя.

Спасаясь от наступающей французской армии, он написал другу Моше Мейзелесу письмо, в котором объяснял свою оппозицию Наполеону: [ 19 ]

Если Наполеон победит, евреи будут богаты. . . но сердца Израиля будут отделены и далеки от своего отца небесного. Но если наш господин Александр восторжествует, хотя бедность будет в изобилии. . . сердце Израиля будет связано и соединено с его отцом небесным. . . . И ради бога: сожгите это письмо. [ 20 ]

Некоторые утверждают, что оппозиция Шнеура Залмана возникла из-за попыток Наполеона пробудить у евреев мессианское представление о себе, открывая ворота гетто и освобождая их жителей по мере его завоевания. Он основал эрзац- синедрион , вербовал евреев в свои ряды и распространял слухи о своем завоевании Святой Земли, чтобы заставить евреев вести подрывную деятельность в своих собственных целях. [ 21 ] Таким образом, его оппозиция была основана на практическом страхе перед тем, что евреи обратятся к ложному мессианству Наполеона, как он его видел. [ 19 ]

Исроэль Хопштайн из Козенице , другой хасидский лидер, также считал Наполеона угрозой для еврейского народа. [ 22 ] но верил, что после победы над Россией Мессия придет . Менахем Мендель Шнеерсон идентифицирует Хопштайна как хасидского лидера, который предпочел, чтобы Наполеон победил царя. [ 23 ]

В 1797 году после смерти Гаона лидеры виленской общины обвинили хасидов в подрывной деятельности — по обвинению в поддержке Османской империи , поскольку Шнеур Залман выступал за отправку благотворительной помощи для поддержки евреев, проживающих на османской территории Палестины . В 1798 году он был арестован по подозрению в государственной измене и доставлен в Петербург , где продержался в Петропавловской крепости 53 дня, при этом подвергся допросу секретной комиссии. В конечном итоге он был освобожден по приказу Павла I. Еврейский день его оправдания и освобождения, 19 кислева 5559 года по еврейскому календарю , ежегодно отмечается хабадскими хасидами, которые устраивают праздничную трапезу и дают общее обещание выучить весь Талмуд ; эта практика известна как « Чалукат ха-Шас ».

В традиции Хабада его тюремное заключение интерпретируется как отражение обвинений на Небесах в том, что он слишком широко раскрывает свои новые аспекты мистического учения. Традиционная тенденция скрывать еврейский мистицизм основана на каббалистическом понятии сфирот . Сторона Божественной Хесед стремится дать физическое и духовное благословение без ограничений. Это уравновешивается стороной Гвуры , которая измеряет и ограничивает поток в зависимости от способностей и заслуг получателя. Последующая Сфира Ход вводит любые ограничения, чтобы сохранить славу Божественного величия. В хасидской истории о более раннем эпизоде ​​среди учеников «Святого общества» Дов Бера из Мезерича один из великих последователей увидел страницу хасидских писаний, летающую по двору. Он выразил сожаление по поводу неправомерного распространения хасидизма за осквернение Божественной святости. Согласно рассказу, его озвучивание этих мыслей вызвало Небесное обвинение Маггида в том, что он раскрыл слишком много. Молодой Шнеур Залман ответил знаменитой хасидской притчей: [ 24 ]

У одного короля был единственный сын, который заболел, и все лечащие врачи не знали, как его вылечить. Мудрый человек понял единственно возможное лекарство. Он сказал королю, что ему придется осквернить королевскую корону, удалив ее самую драгоценную драгоценность. Его нужно будет измельчить и скормить королевскому сыну. Король сожалел о потере своего величества, но сразу же согласился, что жизнь его сына важнее. Драгоценность измельчили и раствор скормили сыну. Большая часть лекарства упала на землю, но сын получил несколько капель и выздоровел. В заключение Шнеур Залман выступил в защиту распространения хасидизма: король представляет Бога, а сын представляет еврейскую общину, признающую «Бога Израиля». Во времена зарождающегося хасидского движения еврейский народ находился в физическом и духовном упадке. Единственным лекарством было бы распространение внутреннего Божественного учения хасидской мысли. Даже несмотря на то, что это также повлекло бы за собой их осквернение, это было бы полностью оправдано для исцеления людей. Обвиняющий ученик Маггида осознал мудрость этого и согласился с Шнеуром Залманом. Когда Маггид услышал об этом, он сказал Шнеуру Залману, что «ты спас меня от Небесного обвинения».

История этой притчи известна и в других хасидских династиях. Комментарий Хабада по этому поводу задается вопросом, почему новое Небесное обвинение могло возникнуть против самого Шнеура Залмана и привести к его заключению в тюрьму в Санкт-Петербурге. Разве он уже не получил Небесного согласия на мудрость распространения хасидского учения? Поскольку мысль Хабада представила хасидской мысли новую степень разъяснения в интеллектуальной форме, это вызвало появление нового, более сурового обвинения Небес. Это выходило за рамки оправданного духовного возрождения и исцеления основного течения хасидизма. Здесь, в хасидской мысли, Шнеур Залман стремился реализовать мессианский импульс по распространению хасидской философии в качестве подготовки к Машиаху . Поэтому его последующее оправдание царскими властями интерпретируется в Хабаде как новое Небесное соглашение о начале самого полного распространения хасидской мысли без ее предварительных ограничений. Хабадская традиция рассказывает, что в тюрьме Шнеура Залмана навестил покойный Баал Шем Тов и Маггид из Мезерича , которые рассказали ему причину его заключения. На вопрос, следует ли ему остановиться, они ответили, что после освобождения он должен продолжать с еще большей самоотверженностью. Поэтому, по мнению Хабада, 19-й день кислева называется «Новым годом хасидутов», дополняя другие 4 галахические «Новые года» даты в еврейском календаре .

В 1800 году рав Шнеур Залман был снова арестован и переправлен в Петербург, на этот раз вместе с сыном Моше , который служил переводчиком, так как его отец не говорил ни по-русски, ни по-французски. Через несколько недель его освободили, но запретили выезд из Санкт-Петербурга. [ 25 ] Вступление царя Александра I ( Александра I на престол ) через несколько недель привело к его освобождению; Затем российское правительство «предоставило ему полную свободу провозглашать свои религиозные учения».

По некоторым данным, его первый арест не был результатом фабрикации обвинений антихасидскими агитаторами или чиновниками, добивавшимися вымогательства денег. [ 19 ] [ 26 ] 8 мая 1798 года Гирш бен Давид Виленский обвинил его в попытке помочь Французской революции путем отправки денег Наполеону и султану. Поскольку этого Хирша бен Давида невозможно было найти, некоторые были вынуждены поверить, что такого человека, как Хирш, не было, и что власти пытались разжечь междоусобную борьбу среди евреев. [ 19 ]

Новый гостевой дом рядом со своим Огелем
Его могила в Гадяче

После освобождения он перенес свою базу в Витебской Ляды Российской области империи ; вместо того, чтобы вернуться в Лиозну. Он поселился в городе Ляди по приглашению польского князя Станислава Любомирского . [ 27 ] воевода города, где Залман поселился на следующие 12 лет. Его движение там чрезвычайно разросло, и по сей день он связан с городом. В 1812 году, спасаясь от французского нашествия , он покинул Могилев , намереваясь отправиться в Полтаву , но умер по дороге в небольшом селе Пена области Курской . Похоронен в Гадяче .

Последующая история Хабада

[ редактировать ]
См. Историю Хабада #.

Довбер Шнеури перенес движение в город Любавичи ( Любавичи ) на территории современной России . Главный последователь Шнеура Залмана Аарон ха-Леви Горовиц основал конкурирующую школу Хабада в Страшелье , которая просуществовала недолго после его смерти.

В 1940 году под руководством предыдущего Ребе Йосефа Ицхака Шнеерсона движение Хабад-Любавич перенесло свою штаб-квартиру в Бруклин, штат Нью-Йорк США , . Под руководством Менахема Менделя Шнеерсона Хабад открыл отделения по всему миру, в которых работали раввины, прошедшие обучение в Любавичах и посвященные в сан, со своими женами и детьми. Количество филиалов продолжает расти и по сей день, а существующие филиалы продолжают расширяться.

Многие потомки Шнеура Залмана носят такие фамилии, как Шнеур, Шнеури, Шнеерсон и Залман.

Работает

[ редактировать ]
Таня . , классический текст хасидской философии

Шнеур Залман был плодовитым писателем. Он создал произведения как мистицизма , так и еврейского права . Традиция Хабада преобразует его идишское имя «Шнеур» (שניאור) в два еврейских слова «Шней Ор» (שני אור-Два света ), имея в виду мастерство Шнеура Залмана как во внешних аспектах талмудического еврейского изучения, так и во внутренних измерениях еврейского языка. мистика . Его работы составляют краеугольный камень философии Хабада . Его способность объяснять даже самые сложные вопросы Торы сделала его произведения популярными среди ученых Торы во всем мире.

Он, вероятно, наиболее известен своим систематическим изложением хасидской еврейской философии под названием «Ликкутей Амарим» , более известным как « Таня» , которое, как говорят, было впервые опубликовано в 1797 году. [ 28 ] Легендарная «Таня» 1797 года затерялась во время пожара, и ни один экземпляр не сохранился. Сохранившаяся версия этой работы датируется 1814 годом. Из-за популярности этой книги евреи-хасиды часто называют Шнеура Залмана Баал ХаТанья (букв. «Хозяин Тани»). Таня рассматривает еврейскую духовность и психологию с каббалистической точки зрения и философски разъясняет такие темы, как Единство Бога , Цимцум , Сфирот , Симха , Битахон (уверенность), а также многие другие мистические концепции.

Шулхан Арух ха-Рав

[ редактировать ]
Издание Шулхан Арух ха-Рав 1875 года.

Шнеур Залман хорошо известен благодаря « Шульхан Арух ха-Рав» , сборнику авторитетных сводов еврейских законов и обычаев, составленному по заказу Довбера из Мезерича в легендарном возрасте двадцати одного года. [ 29 ] Маггид из Мезерича искал новую версию классического Шулхан Аруха для хасидского движения. В работе представлены избранные галахи , а также лежащие в их основе рассуждения и общие хасидские обычаи. Шулхан Арух ха-Рав считается авторитетным среди других хасидов , и ссылки на эту работу много раз встречаются в нехасидских источниках, таких как Мишна Берура, используемая литовскими евреями , и Бен Иш Хай, используемая евреями-сефардами . Шнеур Залман также является одним из трех галахических авторитетов , на которых Шломо Ганцфрид основал свой Кицур Шулхан Арух (Краткая версия еврейского закона).

Он также отредактировал первый Хабадский Сидур , основанный на Ари Сидуре известного каббалиста Исаака Лурии из Цфата , но изменил его для общего пользования и исправил текстовые ошибки. Сегодняшний «Сидур Техилат ха-Шем» представляет собой более позднюю версию «Сидура» Шнеура Залмана.

Шнеур Залман сочинил ряд хасидских мелодий. Некоторые сопровождают определенные молитвы, другие поются на библейские стихи или представляют собой мелодии без слов. В зависимости от мелодии они призваны вызывать радость, духовный экстаз или тшуву . Одна особая мелодия, обычно называемая «Ниггун Альтер-Ребе» или «Далет Бовос», зарезервирована хасидами Хабада для проводов жениха и невесты под свадебный балдахин и в других избранных случаях.

Среди других работ Шнеура Залмана:

  • Тора Ор и Ликутей Тора , хасидские объяснения еженедельных глав Торы , Шир ха-Ширим и Книги Эстер , взятые из его хасидских бесед и опубликованные его внуком Цемахом Цедеком , который добавил свои собственные толкования.
  • Сефер ХаМаамарим , также известный как Маамарей Адмор ХаЗакен , Хасидские дискурсы: Ханахот ХаРаП ; Эталейх Лиозна ; 5562- 2 т.; 5563, в 2 т.; 5564; 5565, в 2 т.; 5566; 5567; 5568, в 2 т.; 5569; 5570; 5571; Хакецарим ; Аль Паршиет хаТора ВехаМоадим , 2 тома; Иньяним ; Маамарей Разаль ; Ночь , 3 т.
  • Хилхот Талмуд Тора , об изучении Торы .
  • Сефер Шеэлот Утешувот , Респонса .
  • Сидур Им Дах , молитвенник с хасидскими беседами.
  • Боне Йерушалаим .
  • Меа Шеарим .
  • Игрот Кодеш , 2 т.
  1. ^ Лайонел Менухин Рольф Менухины: семейная одиссея - 1978 «У Иуды Лейба и Сары был сын по имени Моше, у которого был сын по имени Шнеур Залман. Этот первый Шнеур Залман женился на женщине по имени Рахель, и у них родился сын по имени Барух. Барух женился Ребека, потомок МаХарШала».
  2. ^ Мемуары Любавичского раввина: Мемуары раввина Йозефа Исаака Шнеерсона 1971 «Иуда Леве, а именно: раввин Иуда — Бецалель — Самуил — Иуда Лейб — Моисей из Познани — Шнеур Залман — Барух — Шнеур Залман из Лиад»
  3. ^ Хайом Йом , введение
  4. См . «Происхождение Пражского Махарала от царя Давида » Хаима Фридмана, опубликованное в Avotaynu, том 22, № 1, весна 2006 г.
  5. ^ "Сипурские хасиды Леноар" Кфар Хабад, 1984 г.
  6. ^ Мемуары Любавичского Ребе , том 1.
  7. Хайом Йом, 7 Швата.
  8. ^ Jump up to: а б «Альтер Ребе» . www.jewishcontent.org . Проверено 27 февраля 2019 г.
  9. ^ «Биографические сведения об отце Алтер Ребе; йехидусе; ценно ли писать Таню от руки — Письмо № 343: — Chabad.org» . Проверено 2 декабря 2023 г.
  10. ^ См «Хасидское движение и Виленский Гаон» . Элайджа Иуда Шохет . Полное описание этой темы см. в книге Великий Маггид» « Якоба Иммануэля Шохета , 3-е изд. 1990, гл. Х, ISBN   0-8266-0414-5 .
  11. ^ «Встреча с Альтер Ребе – Программа сто шестьдесят восемь – Живая Тора» . Проверено 2 декабря 2023 г.
  12. ^ Jump up to: а б с д Энциклопедия хасидизма , статья: Шнеури, Довбер. Нафтали Ловенталь. Аронсон, Лондон, 1996 г. ISBN   1-56821-123-6
  13. ^ Эрлих, Лидерство в движении CHaBaD, стр. 160–192, особенно. стр. 167–172.
  14. ^ Надлер, Аллан (25 августа 2006 г.). « Новая книга раскрывает более мрачные главы в хасидской истории [Рецензия на книгу автора Дэвида Ассафа << «Нихаз ба-Свах: Пиркей Машбер у-Мевуха бе-Толдот ха-Хасидут» («Застигнутые в чаще: главы кризиса и недовольства в История хасидизма') >>]" . Еврейская ежедневная газета Форвард . Архивировано из оригинала 18 октября 2006 года.
  15. ^ Jump up to: а б «Шнеор Залман Бен Барух». jewishencyclepedia.com.
  16. ^ Раввин Шнеур Залман из Ляди, раввин Ниссан Миндель, Нью-Йорк: Кехот, 1973, стр. 251–252
  17. Мир хасидизма , Х. Рабинович, стр.74, Hartmore House, 1970.
  18. ^ «Обращение Ребе Раяца к хасидею « Чагасу »» . Chabadlibrary.org. Архивировано из оригинала 05 февраля 2012 г. Проверено 13 января 2012 г.
  19. ^ Jump up to: а б с д Если Наполеон победит... »: Политика и духовность в еврейском мессианстве раннего Нового времени , Гилель Левин, Иерусалимские исследования еврейской мысли 16–17, 2001 г.
  20. ^ Наполеон у-Текуфато , Меворах, стр. 182–183.
  21. ^ Наполеон и евреи , Коблер, Ф., Нью-Йорк, 1976.
  22. ^ А. Маркус, ХаХасидут, с. 114.
  23. ^ Игрос Кодеш , Том. 15, с. 450.
  24. ^ Великий Маггид Якоба Иммануэля Шохета . Публикации Кехота
  25. ^ Об изучении хасидизма , Бруклин, 1959, с. 24
  26. Керем Хабад , Кфар Хабад, 1992, стр. 17–21, 29–31 (Документы из архива Генпрокуратуры в Санкт-Петербурге).
  27. ^ Шахтер-Шаломи, Залман; Майлз-Йепез, Натаниэль М. (31 марта 2003 г.). Окутанные священным пламенем: учения и сказания хасидских мастеров . Джосси-Басс, Wiley Imprint. п. 92. ИСБН  9780787965730 .
  28. ^ Штейнзальц, раввин Адин (2007). Понимание Тани: Том третий . Сан-Франциско: Джон Уайли и сыновья. стр. 100-1 XIX. ISBN  9780787988265 .
  29. ^ «Шулхан Арух Альтер Ребе – Shulchanaruchharav.com» . shulchanaruchharav.com . Проверено 31 октября 2017 г.
[ редактировать ]
АхаронимРишонимГеонимСавораимАмораимТаннамЗугот
Религиозные титулы
Предшественник Ребе Любавичский
неизвестно – 1812 г.
Преемник
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6397f52dcf699be94cbb617c4a14fda0__1720333920
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/63/a0/6397f52dcf699be94cbb617c4a14fda0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Shneur Zalman of Liadi - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)