Философия Хабада
Философия Хабада включает в себя учение лидеров Хабад-Любавич движения хасидского . Хасидская философия Хабада фокусируется на таких религиозных концепциях, как Бог, душа и значение еврейских заповедей.
Учения часто основаны на классических иудейских учениях и еврейском мистицизме . Классические иудейские сочинения и еврейский мистицизм, особенно Зоар и Каббала раввина Исаака Лурии , часто цитируются в произведениях Хабада. Эти тексты используются как источники учений Хабада, так и материалы, требующие интерпретации авторами Хабада.
Хотя Хабад был основан раввином Шнеуром Залманом из Ляди , философия Хабада основана на учениях Баал Шем Това (основателя хасидизма) и Магида из Мезрича (преемника Баал Шем Това и учителя и наставника раввина Шнеура Залмана).
Учение раввина Шнеура Залмана из Ляди , первого Ребе Хабада, составляет основу философии Хабада. Учение раввина Шнеура Залмана было значительно расширено последующими поколениями Хабадских Ребе. Одним из наиболее центральных произведений Хабада является « Танья» раввина Шнеура Залмана, и многие темы, обнаруженные в « Тане», получили более широкое освещение в последующих работах.
![]() |
Часть серии о |
Хабад |
---|
Ребе |
|
Места и достопримечательности |
Праздники |
Организации |
Школы |
Тексты |
Практики и концепции |
Ответвления Хабада |
«Хабад»
[ редактировать ]Согласно работе Шнеура Залмана «Таня» , интеллект состоит из трех взаимосвязанных процессов: Хохма (мудрость), Бина (понимание) и Даат (знание). В то время как другие ветви хасидизма сосредоточены в первую очередь на идее о том, что «Бог желает сердца», Шнеур Залман утверждал, что Бог также желает разума и что разум является «воротами» к сердцу. С помощью философии Хабада он возвысил разум над сердцем, утверждая, что «понимание — мать страха и любви к Богу». [1]
По мнению Джонатана Сакса , в системе Шнеура Залмана Хохма представляет «творение в его самой ранней потенциальности; идею конечного мира, которая впервые родилась в божественном разуме. Бина — это идея, задуманная в своих деталях, результат созерцания » . «Это как бы приверженность творчеству, стадия, на которой идея становится активным намерением». [2] Если в Каббале четко очерчены уровни святости, то в хасидизме и философии Хабада они основаны на обыденности внутренней жизни людей. Итак, в действительности, согласно аналогии Хабада, Хохма — это рождение идеи в уме, Бина — созерцание, а Даат — начало реализации идеи. Сакс утверждает, что это дало психологическую формулировку, которая позволила хасиду обосновать свои мистические мысли. «Это было важным достижением, поскольку преодоление разрыва между духовным пониманием и повседневным поведением всегда было проблемой для еврейского мистицизма ». [2]
Философия Хабада утверждает, что человек не статичен, не пассивен и не зависит от других в плане связи с Богом. [2] Шнеур Залман отвергал все идеи аристократического происхождения и элитарности — он выступал за меритократию, при которой все способны к росту, каждый еврей — по его мнению — способен стать цадиком . [3]
Хабад часто противопоставлял себя другим школам (называемым мыслителями Хабада Чагатом ). хасидизма [4] В то время как весь хасидизм уделяет определенное внимание эмоциям, Чагат рассматривал эмоции как реакцию на физические стимулы, такие как танцы, пение или красота. Шнеур Залман, с другой стороны, учил, что эмоциями должен руководить разум, и поэтому в центре внимания Хабада должно было быть изучение Торы и молитва, а не эзотерика и пение. [2] Будучи талмудистом, Шнеур Залман стремился поставить каббалу и хасидизм на рациональную основу. В «Тане » он определяет свой подход как «моах шалит аль халев» ( иврит : מוח שליט על הלב , «мозг, управляющий сердцем»). [5]
Темы
[ редактировать ]Часть серии о |
Еврейская философия |
---|
![]() |
Молитва
[ редактировать ]Молитва занимает центральное место в философии Хабада. У Тани желание молиться называется «желанием жизни». Раввин Шнеур Залман написал одной из хасидских общин, советуя тем, кто не может оставаться в синагоге для длительных молитв, уйти пораньше, чтобы не беспокоить остальных прихожан. [6]
Кроме того, молитва считается способом понимания и соединения с Богом. В Хабаде молитве уделяется гораздо больше внимания, чем в других сектах иудаизма. Молитва Хабада включает в себя длительное созерцание природы Бога. Говорят, что один хасид , раввин Йекусиэль Лепелер, иногда молился так долго, что к тому времени, когда он заканчивал утреннюю молитву, наступало время послеобеденных молитв, которые переходят в вечерние молитвы.
Созерцание
[ редактировать ]Центральным положением в философии Хабада является представление о том, что окончательное служение Богу может быть достигнуто посредством созерцания и других когнитивных процессов, а не через эмоции. В этом отношении философия Хабада отличается от учений других хасидских групп, уделяя больше внимания использованию когнитивных способностей ума в религиозных усилиях. [7] [8] Философия Хабада предлагает концептуальный подход к пониманию Бога и других духовных вопросов, утверждая, что размышление над такими темами представляет собой Аводат Хашем («служение Богу»). [9]
Философия Хабада также включала учение Каббалы как средство решения повседневной жизни и психики. Он учит, что каждый аспект мира существует только благодаря вмешательству Бога. Хабад учит, что посредством интеллектуального подхода и медитаций можно достичь полного контроля над своими действиями. [9]
Изучение Торы
[ редактировать ]Шнеур Залман боролся с мнением, преобладавшим в первые годы хасидизма, о том, что движение пренебрегало изучением Талмуда , слишком уделяя внимание мистицизму и мракобесию. Он подчеркивал, что мистицизм без изучения Талмуда бесполезен и даже опасен. [3] Без изучения Талмуда, утверждал он, разум никогда не сможет возвыситься, а если разум не возвысится, душа будет голодать. С другой стороны, он утверждал, что, хотя Тора должна быть в центре всего изучения, также важно интегрировать учение Торы в свою жизнь. В письме Джошуа Цейтлину из Шклова Шнеур Залман писал: «Хасиды тоже выделяют время для учебы. Разница между ними и миснагдим состоит в следующем: последние устанавливают время для учебы и они ограничены временем, тогда как прежде сделать Тору своим путем жизни». [3]
Шнеур Залман учил, что Тору нужно изучать с радостью – обучение без радости не одобряется. Он привел метафору: когда мицва выполняется, создается ангел. Но если мицва была безрадостной, то и ангел будет удручен. Таким образом, хотя Шнеур Залман подчеркивал, что хасидизм сосредоточен на традиционной еврейской науке, а не на мистицизме, он подчеркивал, что это нужно делать с рвением и радостью. [3]
Библейские истории
[ редактировать ]Раввин Шнеур Залман заявил, что в Библии возвышенные учения записаны в форме историй. Раввин Шнеур Залман цитирует неназванный источник, заявляя, что изучение таких библейских эпизодов просто как рассказов не является выполнением еврейской заповеди «изучение Торы». [10]
Каббала
[ редактировать ]В сознании Хабада изучение Каббалы в некоторых случаях рассматривается не только как акт религиозного изучения, но и как способ выполнения других еврейских заповедей. В «Тании» изучение Каббалы разделено на изучение Седер Хишталшелус (каббалистической теории эволюции Вселенной) и изучение эзотерического значения заповедей. Считается, что изучение заповедей является высшей формой обучения, поскольку оно более тесно связано с выполнением мицвот, а в некоторых случаях считается, что оно заменяет саму заповедь. [11]
Седер Ишталшелус
[ редактировать ]Седер Хишталшелус ( иврит : סדר השתלשלות ), что означает «Порядок развития/эволюции», относится в Каббале и хасидской мысли к цепному нисхождению духовных миров ( Олам/Оламот ) между Богом и Творением. Каждый духовный Олам -Мир обозначает полную сферу существования, обусловленную его общей близостью или удаленностью от божественного откровения. Каждое царство также является формой сознания, отраженной в этом мире через психологию души. Концепция Седера Хишталшелус исследуется во многих философских работах Хабада.
Любовь к Богу
[ редактировать ]По мнению раввина Шнеура Залмана, существуют две основные формы человеческой любви к Богу. Одна форма, называемая «естественной любовью», возникает в результате подчинения телесных влечений, другая, «произведенная любовь», является результатом созерцания тем, вызывающих такие эмоции. [12]
Любовь к ближнему еврею
[ редактировать ]Ахават Исраэль ( ивр . אהבת ישראל , «любовь к ближнему еврею») — библейская заповедь, [13] очень развито в мысли Хабада. [14] [15] В «Тане» раввин Шнеур Залман утверждает, что обязанность любить ближнего-еврея распространяется даже на грешников. [15]
Благотворительность
[ редактировать ]По мнению Хабада, благотворительность рассматривается не только как физический акт пожертвования, но и как канал духовного просвещения. В «Тании» говорится, что благотворительность черпает вдохновение и вызывает смирение. [16]
Единство
[ редактировать ]Раввин Менахем Мендель Шнеерсон в своих трудах и лекциях выдвигал предложенное единство противоположных концепций. Он предположил, что можно объединить мирские аспекты мира с аспектом благочестия в мире. Шнеерсон подчеркнул важность создания «обители Бога в этом мире». Следовательно, он призвал своих последователей объединить жизнь в современном мире с учением иудаизма. Он чувствовал, что мир не противоречит слову Божьему, и его следует принять, а не избегать. [8]
Шнеерсон учил, что использование современных технологий не обязательно противоречит духовной жизни. По этой причине Хабад последовательно использует современные технологии для распространения своего послания. С момента своего создания Хабад использовал радио, а затем телевидение, спутниковые каналы и Интернет для распространения своего послания. [17]
Дира Бетахтоним
[ редактировать ]Дира Бетахтоним ( иврит : דירה בתחתונים ) — это процесс проявления присутствия Бога в мире. Исследование Дира Бетахтоним найдено в Самех Вов пятым Ребе Хабада , раввином Шоломом Довбером Шнеерсоном . В «Самех Вов» эта концепция описывается как конечная цель творения. [18]
Дира Бетахтоним также исследует седьмой Ребе, раввин Менахем Мендель. Центральное место в концепции Дира Бетахтоним занимает идея сублимации физических аспектов существования. [19]
Немного Хайеша
[ редактировать ]В философии Хабада ешут («самость» или «самоутверждение») рассматривается как антитеза йихуд («единство»), отрицание реальности того, что Бог «наполняет небеса и землю» и что нет никого, кроме ему. Битуль Хайеш означает полное самоотрицание и сознательное осознание высшей природы человека. [20] Битуль Хайеш достигается размышлением о величии, возвышенности и величии Бога. Ибо когда человек почувствует, что находится в присутствии Бога, он почувствует чувство незначительности и смирения. И в то же время молящийся почувствует страстное обожание Бога и желание прилепиться к Богу. [21]
Мошиах
[ редактировать ]концепция мессианизма ( משיח - мошиах В теологии Хабада подробно обсуждается ). Седьмой Любавичский Ребе, раввин Менахем Мендель Шнеерсон , учил, что концепция мошиаха связана с пятым и высшим уровнем души, йехидой (сущностью души). Он объясняет, что точно так же, как йехида души является квинтэссенцией этой души, то же самое можно сказать и о мошиахе , который является откровением благочестия, превосходящего все ограничения. Следовательно, во времена Мошиаха мир наполнится уровнем йехиды , совершенствуя и завершая этот мир. [22]
Другие концепции
[ редактировать ]Ряд других важных концепций философии Хабада упоминаются в разрозненных местах хабадской литературы. Хотя эти темы обсуждались вкратце и не были предметом какой-либо серьезной работы, в результате их рассмотрения в мысли Хабада были сделаны новые выводы.
Роли Ребе и хасида
[ редактировать ]В своих более ранних формулировках хасидская мысль поднимала ребе на уровень выше уровня типичного хасида. Ребе был ближе к Богу, его молитвы были более восприимчивы к нему, и хасид должен удовлетворять себя привязанностью к Ребе и, следовательно, косвенно к Богу. Ребе должен был быть живым примером совершенства и заботиться об интеллектуализме от имени последователей. [2] По словам Сакса, Хабад подчеркивал индивидуальную ответственность каждого еврея: «Ребе... стал скорее учителем и советчиком, признавая призвание каждого из своих последователей, направляя их к нему, раскрывая их сильные стороны и радуясь их достижениям». ." [2]
По мнению Хабада, Ребе не является посредником между хасидом и Богом. Скорее, роль ребе заключалась в том, чтобы научить последователей становиться духовно самостоятельными и обращаться к своему Ребе за инструкциями, а не заступничеством перед Богом, чудесами или благословениями. [3]
Хасидизм традиционно требовал, чтобы каждый хасид лично участвовал в распространении Торы и иудаизма среди своего окружения и искал пользы для своих собратьев-евреев. Раввин Шолом Довбер Шнеерсон сказал: «Хасид — это тот, кто отдает себя на благо другого». [23] Помимо этого, Хабад требует пнимиют (внутренности/искренности): следует действовать не поверхностно, как простой акт веры, а, скорее, с внутренней убежденностью. [24] Отношения хабадских хасидов с Ребе называются хискашрус . Ицхак Шнеерсон заявил: «Связь со мной ( хискашрус ) устанавливается путем изучения моих мааморим хасидов Раввин Йосеф , выполнения моей просьбы относительно ежедневного чтения Теилим и тому подобного». [25] [26]
Продолжая давнюю традицию Хабада, раввин Менахем Мендель Шнеерсон потребовал, чтобы каждый человек прилагал все усилия для духовного продвижения, а не полагался на Ребе, который сделает это за него. [27]
Основные тексты
[ редактировать ]просить
[ редактировать ]«Сефер ха-Танья» , выдающееся произведение Шнеура Залмана, представляет собой первое схематическое изложение хасидской моральной философии и ее метафизических основ. [2] Первоначальное название первой книги — Сефер Шел Бейноним , «Книга Промежуточных». Оно также известно как Ликутей Амарим — «Сборник изречений». Сефер Шел Бейноним анализирует внутреннюю борьбу человека и путь к ее разрешению. Ссылаясь на библейский стих: «Это дело очень близко к тебе, в устах твоих и сердце твоем, чтобы сделать», [28] философия основана на представлении о том, что человек не является злым по своей сути; скорее, у каждого человека есть внутренний конфликт, который характеризуется двумя разными наклонностями: хорошими и плохими. [29]
Некоторые утверждают, что умеренность и синтез Шнеура Залмана спасли общее хасидское движение от отрыва от ортодоксального иудаизма. Это позволило мистически настроенным хасидам ознакомиться с традиционной еврейской наукой и обрядами, а традиционалистам получить доступ к хасидизму в рамках еврейской науки. [30]
Ликутей Тора/Тора Ор
[ редактировать ]Ликутей Тора/Тора Ор представляет собой сборник хасидских трактатов первого Ребе Хабада, раввина Шнеура Залмана из Ляди . Трактаты организованы в соответствии с разделом «Недельная Тора» и регулярно изучаются хасидами Хабада. [31]
Торас Хаим
[ редактировать ]
«Торас Хаим» — это двухтомный труд хасидских рассуждений о книгах Бытие и Исход, написанный вторым Ребе Хабада, раввином Довбером Шнеури . [32] Работа организована аналогично Ликутей Торе/Торе или по еженедельной главе Торы. Трактаты «Тораса Хаима» отличаются своей длиной и глубиной.
Имрей Бина
[ редактировать ]«Имрей Бина» — произведение раввина Довбера Шнеури, которое считается одним из самых глубоких текстов философии Хабада. [33] [34] Центральные темы, обсуждаемые в «Имрей Бина», — это хасидские объяснения заповеди читать Шма и надевать тфилин . [35]
Samech Vov
[ редактировать ]Сефер Хамамаарим Таф Реш Самех Вав ( иврит : ספר המאמרים תרס״ו ) представляет собой сборник хасидских трактатов раввина Шалома Довбера Шнеерсона , Ребе Рашаба, из 5666 (1905–06) еврейского года. Эта серия хасидских эссе считается фундаментальным трудом хабадского мистицизма. [36]
Айин Бейс
[ редактировать ]Сефер Хамамаарим Таф Реш Айин Бейс ( иврит : ספר המאמרים תרע״ב ) представляет собой сборник хасидских трактатов раввина Шалома Довбера Шнеерсона , Ребе Рашаба, из 5672 еврейского года (1911–12). Эта серия хасидских эссе считается фундаментальным трудом хабадского мистицизма. [37]
Сихос
[ редактировать ]Беседы или сихос седьмого Любавичского Ребе, раввина Менахема Менделя Шнеерсона , содержат множество комментариев к хасидской мысли Хабада. Основные сборники этих переговоров включают:
- Ликутей Сичос
- Сихос Кодеш
- Хисвадий - Торас Менахем
- Сефер Хасичос
Другие основные тексты
[ редактировать ]Другие основные тексты философии Хабада включают:
- Сидур на крыше, раввин Шнеур Залман
- Дерех Мицвосеха (Сефер Хамицвос) раввина Менахема Менделя Шнеерсона , третьего Хабадского Ребе [38]
- Дерех Эмуна (Сефер Хачакира) третьего Ребе [38]
- Или Хатора Третьего Ребе [38]
- Пелех Харимон, автор: раввин Гилель Паричер
- Штей Хамеорос, автор: раввин Ицхак Эйзик Эпштейн
- Хана Ариэль, автор: раввин Ицхак Эйзик Эпштейн
Маамарин
[ редактировать ]Хабад Маамарим/Мааморим ( иврит : מאמרים , букв. «дискурсы», единственное число Маамар, иврит : מאמר ) — собирательный термин для эссе и трактатов хасидской мысли, написанных Хабадскими Ребе. [39] В то время как наиболее часто изучаемые серии «Маамарим» имеют конкретное название серии, менее известные трактаты упоминаются либо как «Маамер » определенного раввина Хабада, либо как « Маамарим из года...».
Хайом Йом
[ редактировать ]Хайом Йом ( иврит : היום יום , «Сегодня день…») — небольшой труд, составленный раввином Менахемом Менделем Шнеерсоном по повелению его тестя, раввина Йосефа Ицхака Шнеерсона . Книга оформлена в виде календаря на 5703 еврейский год (1942–43). Календарь содержит ряд хасидских идей и обычаев, и его ежедневно читают многие члены Хабада.
Другие работы
[ редактировать ]- Дерех Хаим раввина Довбера Шнеури на тему покаяния
- Иньона Шел Торас Хахассидус, автор: раввин Менахем Мендель Шнеерсон , седьмой Хабадский Ребе
- Сефер ХаЭрхим Хабад (энциклопедия хасидской философии раввина Йоэля Кана (8 томов по состоянию на 2021 год) [40]
- Философия Хабада доктора Ниссана Минделя
- Глубинный зов в бездну, раввин Иммануил Шохет
- «Долгий, короткий путь», раввин Адин Штайнзальц [41]
Современные работы
[ редактировать ]Работы современных писателей Хабада включают следующее:
- «На пути к значимой жизни» — англоязычный бестселлер по философии Хабада, написанный Саймоном Джейкобсоном . Книга раскрывает хасидские идеи и переводит их на современный английский язык. Книга была продана тиражом более 300 000 экземпляров и переведена на ряд языков. [ нужна ссылка ]
- «Приведя рай на землю» — книга, написанная раввином Цви Фриманом , писателем и редактором Chabad.org . В книге Фримена учение философии Хабада расшифровывается как короткие «медитации». В книге содержится 365 таких медитаций. [42] [43]
- «Общение с бесконечностью» — научная работа Нафтали Левенталя , хасида Хабада и профессора еврейского мистицизма.
- Несколько книг, объясняющих Таню, написаны Адином Штейнзальцем .
Журналы
[ редактировать ]Движение Хабад издало ряд научных журналов; журнальные статьи часто затрагивают темы философии Хабада. Среди известных журналов Хабада:
- Хатомим - журнал, издаваемый центральной ешивой Хабада с 1935 по 1938 год.
- Ковец Ягдил Тора - журнал, издаваемый коллелем Хабад в Бруклине в 1980-е годы.
- Охолей Любавич - важный, но недолговечный журнал, издававшийся в Кфар-Хабаде, Израиль, в 1995-6 гг. [44]
- Керем Хабад - журнал под редакцией Иеошуа Мондшейна [44]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Таня, Шнеур Залман из Ляд, Глава 13.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Энциклопедия хасидизма , статья: Хабад, Джонатан Сакс, стр. 161–164.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Хасидизм: движение и его хозяева , Гарри М. Рабинович, 1988, стр. 83–92, Джейсон Аронсон, Лондон. ISBN 0-87668-998-5
- ^ «Чагат» — это аббревиатура от «Хесед, Гвура, Тиферет» (доброта, строгость, красота), каббалистических терминов, обозначающих три основные эмоции.
- ^ Спросите , гл. 12
- ^ Шнеур Залман из Ляд. «Кутрес Ахрон: Очерк 8». Таня. Издательское общество «Кехот» . Бруклин: Нью-Йорк.
- ^ «Хабад» — каббалистическая аббревиатура названий этих когнитивных способностей.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Вайнер, Хеберт, 9½ Мистики ( ISBN 00206-81607 ).
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Стролл, Аврум, «Энциклопедия иудаики», второе издание, том 18, страницы 503–505 ( ISBN 00286-59287 ).
- ^ Шнеур Залман из Ляд. «Иньян Шенеэмар Б'имаот». Маамари Адмур Хазокен: Паршиот в'Моадим. Том 1. Издательское общество «Кехот» . Бруклин: Нью-Йорк. (1983): 168. Доступно на JewishBooks.org. Архивировано 10 июня 2015 г. в Wayback Machine.
- ^ Шнеур Залман из Ляд. «Кутрес Ахрон: Очерк 4». Таня. Издательское общество «Кехот» . Бруклин: Нью-Йорк.
- ^ Шнеур Залман из Ляд. «Шаар Ихуд Вьемуна: Введение». Таня. Издательское общество «Кехот» . Бруклин: Нью-Йорк.
- ^ «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Левит 19:18).
- ^ Шнеерсон, Шалом Довбер. «Маамар Хейхальцу». Хабад.орг .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Шнеур Залман из Ляд. «Лекуттей Амарим Таня: Глава 32». Таня. Издательское общество «Кехот» . Бруклин: Нью-Йорк.
- ^ Шнеур Залман из Ляд. «Кутрес Ахрон: Очерк 7». Таня. Издательское общество «Кехот» . Бруклин: Нью-Йорк.
- ^ Залески, Джеффри П. (июнь 1997 г.). Душа киберпространства: как новые технологии меняют нашу духовную жизнь . Харперколлины. ISBN 0-06-251451-2 . Проверено 7 апреля 2007 г.
- ^ Палтиэль, Йосеф Ю. Самех Вав. Архивировано 7 апреля 2014 г. в Wayback Machine Inside Chassidus. Insidechassidus.org. По состоянию на 1 апреля 2014 г.
- ^ Левин, Фатель. Краткий обзор системы Дира Бетахтоним . Хабад.орг . По состоянию на 15 апреля 2014 г.
- ^ Шочет, Дж. Иммануэль. Мистическое измерение . Издательское общество Кехот. 1990. Страницы 50-52.
- ^ Миндель, Ниссан. Божественные Заповеди . Издательское общество Кехот. 1992. Страница 12.
- ^ Шнеерсон, раввин Менахем М. (1970). Дело об учении хасидизма . издательское общество «Кехот». стр. 41–43.
- ^ Сефер Хасичос 5700 стр. 33
- ^ Мистическое измерение, том. 3 Якоба Эмануэля Шочета. Издательское общество Кехот , 1995, стр. 198.( ISBN 0826605303 )
- ^ Ха-Йом Йом, запись на 24 Сивана; и др.
- ^ Каплун Ури. «Гашмию Ребе». Хабад.орг. http://chabad.org/library/article_cdo/aid/96057/jewish/The-Gashmyus-of-a-Rebbe.htm
- ^ Торас Менахем, том. 2 р. 212–213
- ^ Второзаконие 30:14.
- ↑ Энциклопедия хасидизма , запись: Таня, Джонатан Сакс, стр. 475–477 (15682–11236).
- ^ Мессия Бруклина: понимание прошлого и настоящего любавичских хасидов , М. Аврум Эрлих, Глава 2
- ^ Рубин, Эли. Устное учение раввина Шнеура Залмана из Ляди . Хабад.орг . По состоянию на 3 апреля 2014 г.
- ^ Каббала и хасидизм . Хабад.орг . По состоянию на 4 апреля 2014 г.
- ^ Новое издание Имрея Бины, ставшее возможным благодаря подарку Мули Коэна, вдохновляет ученых хасидизма и мистиков во всем мире . Вокус . prweb.com. 22 июля 2009 г. По состоянию на 7 апреля 2014 г.
- ^ Донор печатает нового Имрея Бину . COLlive.com . 22 июля 2009 г. По состоянию на 7 апреля 2014 г.
- ^ Шнеури, Довбер. Имрей Бина: Введение. Архивировано 14 февраля 2012 г. в Wayback Machine . ChabadLibrary.org . По состоянию на 7 апреля 2014 г.
- ^ Джейкобсон, Саймон. Столетие революции: Самех Вов 100 лет спустя . Журнал Альгемайнер . По состоянию на 1 апреля 2014 г.
- ^ Айин Бейс . Хабад.орг . По состоянию на 7 апреля 2014 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Шнеерсон, Менахем М. Хайом Йом... Архивировано 13 апреля 2014 года в Wayback Machine . Издательское общество Кехот. (ивритское издание). (1967): с. 7.
- ^ Хасидская мысль: текст и комментарии , Норман Ламм, Университет Йешивы, введение
- ^ Изучение Торы . Сайт CrownHeights.info . По состоянию на 10 апреля 2014 г.
- ^ Более длинный, короткий путь . TheJewishReview.org . По состоянию на 10 апреля 2014 г.
- ^ Цви Фриман. Архивировано 7 апреля 2014 года на сайте Wayback Machine Judaism.com . По состоянию на 2 апреля 2014 г.
- ^ Приведение Небес на Землю. Архивировано 7 апреля 2014 года в Wayback Machine KabbalaOnline . По состоянию на 2 апреля 2014 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Купер. Леви. « О Баале Хатанье Эткеса. Архивировано 19 апреля 2014 г. в Wayback Machine ». По состоянию на 14 апреля 2014 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Аудиолекции по философии Хабада на Chabad.org
- Аудиолекции по философии Хабада от раввина Шломо Маески