Jump to content

Философия Хабада

Философия Хабада включает в себя учение лидеров Хабад-Любавич движения хасидского . Хасидская философия Хабада фокусируется на таких религиозных концепциях, как Бог, душа и значение еврейских заповедей.

Учения часто основаны на классических иудейских учениях и еврейском мистицизме . Классические иудейские сочинения и еврейский мистицизм, особенно Зоар и Каббала раввина Исаака Лурии , часто цитируются в произведениях Хабада. Эти тексты используются как источники учений Хабада, так и материалы, требующие интерпретации авторами Хабада.

Хотя Хабад был основан раввином Шнеуром Залманом из Ляди , философия Хабада основана на учениях Баал Шем Това (основателя хасидизма) и Магида из Мезрича (преемника Баал Шем Това и учителя и наставника раввина Шнеура Залмана).

Учение раввина Шнеура Залмана из Ляди , первого Ребе Хабада, составляет основу философии Хабада. Учение раввина Шнеура Залмана было значительно расширено последующими поколениями Хабадских Ребе. Одним из наиболее центральных произведений Хабада является « Танья» раввина Шнеура Залмана, и многие темы, обнаруженные в « Тане», получили более широкое освещение в последующих работах.

Согласно работе Шнеура Залмана «Таня» , интеллект состоит из трех взаимосвязанных процессов: Хохма (мудрость), Бина (понимание) и Даат (знание). В то время как другие ветви хасидизма сосредоточены в первую очередь на идее о том, что «Бог желает сердца», Шнеур Залман утверждал, что Бог также желает разума и что разум является «воротами» к сердцу. С помощью философии Хабада он возвысил разум над сердцем, утверждая, что «понимание — мать страха и любви к Богу». [1]

По мнению Джонатана Сакса , в системе Шнеура Залмана Хохма представляет «творение в его самой ранней потенциальности; идею конечного мира, которая впервые родилась в божественном разуме. Бина — это идея, задуманная в своих деталях, результат созерцания » . «Это как бы приверженность творчеству, стадия, на которой идея становится активным намерением». [2] Если в Каббале четко очерчены уровни святости, то в хасидизме и философии Хабада они основаны на обыденности внутренней жизни людей. Итак, в действительности, согласно аналогии Хабада, Хохма — это рождение идеи в уме, Бина — созерцание, а Даат — начало реализации идеи. Сакс утверждает, что это дало психологическую формулировку, которая позволила хасиду обосновать свои мистические мысли. «Это было важным достижением, поскольку преодоление разрыва между духовным пониманием и повседневным поведением всегда было проблемой для еврейского мистицизма ». [2]

Философия Хабада утверждает, что человек не статичен, не пассивен и не зависит от других в плане связи с Богом. [2] Шнеур Залман отвергал все идеи аристократического происхождения и элитарности — он выступал за меритократию, при которой все способны к росту, каждый еврей — по его мнению — способен стать цадиком . [3]

Хабад часто противопоставлял себя другим школам (называемым мыслителями Хабада Чагатом ). хасидизма [4] В то время как весь хасидизм уделяет определенное внимание эмоциям, Чагат рассматривал эмоции как реакцию на физические стимулы, такие как танцы, пение или красота. Шнеур Залман, с другой стороны, учил, что эмоциями должен руководить разум, и поэтому в центре внимания Хабада должно было быть изучение Торы и молитва, а не эзотерика и пение. [2] Будучи талмудистом, Шнеур Залман стремился поставить каббалу и хасидизм на рациональную основу. В «Тане » он определяет свой подход как «моах шалит аль халев» ( иврит : מוח שליט על הלב , «мозг, управляющий сердцем»). [5]

Молитва занимает центральное место в философии Хабада. У Тани желание молиться называется «желанием жизни». Раввин Шнеур Залман написал одной из хасидских общин, советуя тем, кто не может оставаться в синагоге для длительных молитв, уйти пораньше, чтобы не беспокоить остальных прихожан. [6]

Кроме того, молитва считается способом понимания и соединения с Богом. В Хабаде молитве уделяется гораздо больше внимания, чем в других сектах иудаизма. Молитва Хабада включает в себя длительное созерцание природы Бога. Говорят, что один хасид , раввин Йекусиэль Лепелер, иногда молился так долго, что к тому времени, когда он заканчивал утреннюю молитву, наступало время послеобеденных молитв, которые переходят в вечерние молитвы.

Созерцание

[ редактировать ]

Центральным положением в философии Хабада является представление о том, что окончательное служение Богу может быть достигнуто посредством созерцания и других когнитивных процессов, а не через эмоции. В этом отношении философия Хабада отличается от учений других хасидских групп, уделяя больше внимания использованию когнитивных способностей ума в религиозных усилиях. [7] [8] Философия Хабада предлагает концептуальный подход к пониманию Бога и других духовных вопросов, утверждая, что размышление над такими темами представляет собой Аводат Хашем («служение Богу»). [9]

Философия Хабада также включала учение Каббалы как средство решения повседневной жизни и психики. Он учит, что каждый аспект мира существует только благодаря вмешательству Бога. Хабад учит, что посредством интеллектуального подхода и медитаций можно достичь полного контроля над своими действиями. [9]

Изучение Торы

[ редактировать ]

Шнеур Залман боролся с мнением, преобладавшим в первые годы хасидизма, о том, что движение пренебрегало изучением Талмуда , слишком уделяя внимание мистицизму и мракобесию. Он подчеркивал, что мистицизм без изучения Талмуда бесполезен и даже опасен. [3] Без изучения Талмуда, утверждал он, разум никогда не сможет возвыситься, а если разум не возвысится, душа будет голодать. С другой стороны, он утверждал, что, хотя Тора должна быть в центре всего изучения, также важно интегрировать учение Торы в свою жизнь. В письме Джошуа Цейтлину из Шклова Шнеур Залман писал: «Хасиды тоже выделяют время для учебы. Разница между ними и миснагдим состоит в следующем: последние устанавливают время для учебы и они ограничены временем, тогда как прежде сделать Тору своим путем жизни». [3]

Шнеур Залман учил, что Тору нужно изучать с радостью – обучение без радости не одобряется. Он привел метафору: когда мицва выполняется, создается ангел. Но если мицва была безрадостной, то и ангел будет удручен. Таким образом, хотя Шнеур Залман подчеркивал, что хасидизм сосредоточен на традиционной еврейской науке, а не на мистицизме, он подчеркивал, что это нужно делать с рвением и радостью. [3]

Библейские истории

[ редактировать ]

Раввин Шнеур Залман заявил, что в Библии возвышенные учения записаны в форме историй. Раввин Шнеур Залман цитирует неназванный источник, заявляя, что изучение таких библейских эпизодов просто как рассказов не является выполнением еврейской заповеди «изучение Торы». [10]

В сознании Хабада изучение Каббалы в некоторых случаях рассматривается не только как акт религиозного изучения, но и как способ выполнения других еврейских заповедей. В «Тании» изучение Каббалы разделено на изучение Седер Хишталшелус (каббалистической теории эволюции Вселенной) и изучение эзотерического значения заповедей. Считается, что изучение заповедей является высшей формой обучения, поскольку оно более тесно связано с выполнением мицвот, а в некоторых случаях считается, что оно заменяет саму заповедь. [11]

Седер Ишталшелус

[ редактировать ]

Седер Хишталшелус ( иврит : סדר השתלשלות ), что означает «Порядок развития/эволюции», относится в Каббале и хасидской мысли к цепному нисхождению духовных миров ( Олам/Оламот ) между Богом и Творением. Каждый духовный Олам -Мир обозначает полную сферу существования, обусловленную его общей близостью или удаленностью от божественного откровения. Каждое царство также является формой сознания, отраженной в этом мире через психологию души. Концепция Седера Хишталшелус исследуется во многих философских работах Хабада.

Любовь к Богу

[ редактировать ]

По мнению раввина Шнеура Залмана, существуют две основные формы человеческой любви к Богу. Одна форма, называемая «естественной любовью», возникает в результате подчинения телесных влечений, другая, «произведенная любовь», является результатом созерцания тем, вызывающих такие эмоции. [12]

Любовь к ближнему еврею

[ редактировать ]

Ахават Исраэль ( ивр . אהבת ישראל , «любовь к ближнему еврею») — библейская заповедь, [13] очень развито в мысли Хабада. [14] [15] В «Тане» раввин Шнеур Залман утверждает, что обязанность любить ближнего-еврея распространяется даже на грешников. [15]

Благотворительность

[ редактировать ]

По мнению Хабада, благотворительность рассматривается не только как физический акт пожертвования, но и как канал духовного просвещения. В «Тании» говорится, что благотворительность черпает вдохновение и вызывает смирение. [16]

Единство

[ редактировать ]

Раввин Менахем Мендель Шнеерсон в своих трудах и лекциях выдвигал предложенное единство противоположных концепций. Он предположил, что можно объединить мирские аспекты мира с аспектом благочестия в мире. Шнеерсон подчеркнул важность создания «обители Бога в этом мире». Следовательно, он призвал своих последователей объединить жизнь в современном мире с учением иудаизма. Он чувствовал, что мир не противоречит слову Божьему, и его следует принять, а не избегать. [8]

Шнеерсон учил, что использование современных технологий не обязательно противоречит духовной жизни. По этой причине Хабад последовательно использует современные технологии для распространения своего послания. С момента своего создания Хабад использовал радио, а затем телевидение, спутниковые каналы и Интернет для распространения своего послания. [17]

Дира Бетахтоним

[ редактировать ]

Дира Бетахтоним ( иврит : דירה בתחתונים ) — это процесс проявления присутствия Бога в мире. Исследование Дира Бетахтоним найдено в Самех Вов пятым Ребе Хабада , раввином Шоломом Довбером Шнеерсоном . В «Самех Вов» эта концепция описывается как конечная цель творения. [18]

Дира Бетахтоним также исследует седьмой Ребе, раввин Менахем Мендель. Центральное место в концепции Дира Бетахтоним занимает идея сублимации физических аспектов существования. [19]

Немного Хайеша

[ редактировать ]

В философии Хабада ешут («самость» или «самоутверждение») рассматривается как антитеза йихуд («единство»), отрицание реальности того, что Бог «наполняет небеса и землю» и что нет никого, кроме ему. Битуль Хайеш означает полное самоотрицание и сознательное осознание высшей природы человека. [20] Битуль Хайеш достигается размышлением о величии, возвышенности и величии Бога. Ибо когда человек почувствует, что находится в присутствии Бога, он почувствует чувство незначительности и смирения. И в то же время молящийся почувствует страстное обожание Бога и желание прилепиться к Богу. [21]

концепция мессианизма ( משיח - мошиах В теологии Хабада подробно обсуждается ). Седьмой Любавичский Ребе, раввин Менахем Мендель Шнеерсон , учил, что концепция мошиаха связана с пятым и высшим уровнем души, йехидой (сущностью души). Он объясняет, что точно так же, как йехида души является квинтэссенцией этой души, то же самое можно сказать и о мошиахе , который является откровением благочестия, превосходящего все ограничения. Следовательно, во времена Мошиаха мир наполнится уровнем йехиды , совершенствуя и завершая этот мир. [22]

Другие концепции

[ редактировать ]

Ряд других важных концепций философии Хабада упоминаются в разрозненных местах хабадской литературы. Хотя эти темы обсуждались вкратце и не были предметом какой-либо серьезной работы, в результате их рассмотрения в мысли Хабада были сделаны новые выводы.

Роли Ребе и хасида

[ редактировать ]

В своих более ранних формулировках хасидская мысль поднимала ребе на уровень выше уровня типичного хасида. Ребе был ближе к Богу, его молитвы были более восприимчивы к нему, и хасид должен удовлетворять себя привязанностью к Ребе и, следовательно, косвенно к Богу. Ребе должен был быть живым примером совершенства и заботиться об интеллектуализме от имени последователей. [2] По словам Сакса, Хабад подчеркивал индивидуальную ответственность каждого еврея: «Ребе... стал скорее учителем и советчиком, признавая призвание каждого из своих последователей, направляя их к нему, раскрывая их сильные стороны и радуясь их достижениям». ." [2]

По мнению Хабада, Ребе не является посредником между хасидом и Богом. Скорее, роль ребе заключалась в том, чтобы научить последователей становиться духовно самостоятельными и обращаться к своему Ребе за инструкциями, а не заступничеством перед Богом, чудесами или благословениями. [3]

Хасидизм традиционно требовал, чтобы каждый хасид лично участвовал в распространении Торы и иудаизма среди своего окружения и искал пользы для своих собратьев-евреев. Раввин Шолом Довбер Шнеерсон сказал: «Хасид — это тот, кто отдает себя на благо другого». [23] Помимо этого, Хабад требует пнимиют (внутренности/искренности): следует действовать не поверхностно, как простой акт веры, а, скорее, с внутренней убежденностью. [24] Отношения хабадских хасидов с Ребе называются хискашрус . Ицхак Шнеерсон заявил: «Связь со мной ( хискашрус ) устанавливается путем изучения моих мааморим хасидов Раввин Йосеф , выполнения моей просьбы относительно ежедневного чтения Теилим и тому подобного». [25] [26]

Продолжая давнюю традицию Хабада, раввин Менахем Мендель Шнеерсон потребовал, чтобы каждый человек прилагал все усилия для духовного продвижения, а не полагался на Ребе, который сделает это за него. [27]

Основные тексты

[ редактировать ]

«Сефер ха-Танья» , выдающееся произведение Шнеура Залмана, представляет собой первое схематическое изложение хасидской моральной философии и ее метафизических основ. [2] Первоначальное название первой книги — Сефер Шел Бейноним , «Книга Промежуточных». Оно также известно как Ликутей Амарим — «Сборник изречений». Сефер Шел Бейноним анализирует внутреннюю борьбу человека и путь к ее разрешению. Ссылаясь на библейский стих: «Это дело очень близко к тебе, в устах твоих и сердце твоем, чтобы сделать», [28] философия основана на представлении о том, что человек не является злым по своей сути; скорее, у каждого человека есть внутренний конфликт, который характеризуется двумя разными наклонностями: хорошими и плохими. [29]

Некоторые утверждают, что умеренность и синтез Шнеура Залмана спасли общее хасидское движение от отрыва от ортодоксального иудаизма. Это позволило мистически настроенным хасидам ознакомиться с традиционной еврейской наукой и обрядами, а традиционалистам получить доступ к хасидизму в рамках еврейской науки. [30]

Ликутей Тора/Тора Ор

[ редактировать ]

Ликутей Тора/Тора Ор представляет собой сборник хасидских трактатов первого Ребе Хабада, раввина Шнеура Залмана из Ляди . Трактаты организованы в соответствии с разделом «Недельная Тора» и регулярно изучаются хасидами Хабада. [31]

Торас Хаим

[ редактировать ]
Торас Хаим , издание 1866 года, Варшава

«Торас Хаим» — это двухтомный труд хасидских рассуждений о книгах Бытие и Исход, написанный вторым Ребе Хабада, раввином Довбером Шнеури . [32] Работа организована аналогично Ликутей Торе/Торе или по еженедельной главе Торы. Трактаты «Тораса Хаима» отличаются своей длиной и глубиной.

Имрей Бина

[ редактировать ]

«Имрей Бина» — произведение раввина Довбера Шнеури, которое считается одним из самых глубоких текстов философии Хабада. [33] [34] Центральные темы, обсуждаемые в «Имрей Бина», — это хасидские объяснения заповеди читать Шма и надевать тфилин . [35]

Сефер Хамамаарим Таф Реш Самех Вав ( иврит : ספר המאמרים תרס״ו ) представляет собой сборник хасидских трактатов раввина Шалома Довбера Шнеерсона , Ребе Рашаба, из 5666 (1905–06) еврейского года. Эта серия хасидских эссе считается фундаментальным трудом хабадского мистицизма. [36]

Айин Бейс

[ редактировать ]

Сефер Хамамаарим Таф Реш Айин Бейс ( иврит : ספר המאמרים תרע״ב ) представляет собой сборник хасидских трактатов раввина Шалома Довбера Шнеерсона , Ребе Рашаба, из 5672 еврейского года (1911–12). Эта серия хасидских эссе считается фундаментальным трудом хабадского мистицизма. [37]

Беседы или сихос седьмого Любавичского Ребе, раввина Менахема Менделя Шнеерсона , содержат множество комментариев к хасидской мысли Хабада. Основные сборники этих переговоров включают:

Другие основные тексты

[ редактировать ]

Другие основные тексты философии Хабада включают:

Маамарин

[ редактировать ]

Хабад Маамарим/Мааморим ( иврит : מאמרים , букв. «дискурсы», единственное число Маамар, иврит : מאמר ) — собирательный термин для эссе и трактатов хасидской мысли, написанных Хабадскими Ребе. [39] В то время как наиболее часто изучаемые серии «Маамарим» имеют конкретное название серии, менее известные трактаты упоминаются либо как «Маамер » определенного раввина Хабада, либо как « Маамарим из года...».

Хайом Йом

[ редактировать ]

Хайом Йом ( иврит : היום יום , «Сегодня день…») — небольшой труд, составленный раввином Менахемом Менделем Шнеерсоном по повелению его тестя, раввина Йосефа Ицхака Шнеерсона . Книга оформлена в виде календаря на 5703 еврейский год (1942–43). Календарь содержит ряд хасидских идей и обычаев, и его ежедневно читают многие члены Хабада.

Другие работы

[ редактировать ]

Современные работы

[ редактировать ]

Работы современных писателей Хабада включают следующее:

  • «На пути к значимой жизни» — англоязычный бестселлер по философии Хабада, написанный Саймоном Джейкобсоном . Книга раскрывает хасидские идеи и переводит их на современный английский язык. Книга была продана тиражом более 300 000 экземпляров и переведена на ряд языков. [ нужна ссылка ]
  • «Приведя рай на землю» — книга, написанная раввином Цви Фриманом , писателем и редактором Chabad.org . В книге Фримена учение философии Хабада расшифровывается как короткие «медитации». В книге содержится 365 таких медитаций. [42] [43]
  • «Общение с бесконечностью» — научная работа Нафтали Левенталя , хасида Хабада и профессора еврейского мистицизма.
  • Несколько книг, объясняющих Таню, написаны Адином Штейнзальцем .

Движение Хабад издало ряд научных журналов; журнальные статьи часто затрагивают темы философии Хабада. Среди известных журналов Хабада:

  • Хатомим - журнал, издаваемый центральной ешивой Хабада с 1935 по 1938 год.
  • Ковец Ягдил Тора - журнал, издаваемый коллелем Хабад в Бруклине в 1980-е годы.
  • Охолей Любавич - важный, но недолговечный журнал, издававшийся в Кфар-Хабаде, Израиль, в 1995-6 гг. [44]
  • Керем Хабад - журнал под редакцией Иеошуа Мондшейна [44]

См. также

[ редактировать ]
  1. Таня, Шнеур Залман из Ляд, Глава 13.
  2. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Энциклопедия хасидизма , статья: Хабад, Джонатан Сакс, стр. 161–164.
  3. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Хасидизм: движение и его хозяева , Гарри М. Рабинович, 1988, стр. 83–92, Джейсон Аронсон, Лондон. ISBN   0-87668-998-5
  4. ^ «Чагат» — это аббревиатура от «Хесед, Гвура, Тиферет» (доброта, строгость, красота), каббалистических терминов, обозначающих три основные эмоции.
  5. ^ Спросите , гл. 12
  6. ^ Шнеур Залман из Ляд. «Кутрес Ахрон: Очерк 8». Таня. Издательское общество «Кехот» . Бруклин: Нью-Йорк.
  7. ^ «Хабад» — каббалистическая аббревиатура названий этих когнитивных способностей.
  8. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Вайнер, Хеберт, 9½ Мистики ( ISBN   00206-81607 ).
  9. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Стролл, Аврум, «Энциклопедия иудаики», второе издание, том 18, страницы 503–505 ( ISBN   00286-59287 ).
  10. ^ Шнеур Залман из Ляд. «Иньян Шенеэмар Б'имаот». Маамари Адмур Хазокен: Паршиот в'Моадим. Том 1. Издательское общество «Кехот» . Бруклин: Нью-Йорк. (1983): 168. Доступно на JewishBooks.org. Архивировано 10 июня 2015 г. в Wayback Machine.
  11. ^ Шнеур Залман из Ляд. «Кутрес Ахрон: Очерк 4». Таня. Издательское общество «Кехот» . Бруклин: Нью-Йорк.
  12. ^ Шнеур Залман из Ляд. «Шаар Ихуд Вьемуна: Введение». Таня. Издательское общество «Кехот» . Бруклин: Нью-Йорк.
  13. ^ «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Левит 19:18).
  14. ^ Шнеерсон, Шалом Довбер. «Маамар Хейхальцу». Хабад.орг .
  15. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Шнеур Залман из Ляд. «Лекуттей Амарим Таня: Глава 32». Таня. Издательское общество «Кехот» . Бруклин: Нью-Йорк.
  16. ^ Шнеур Залман из Ляд. «Кутрес Ахрон: Очерк 7». Таня. Издательское общество «Кехот» . Бруклин: Нью-Йорк.
  17. ^ Залески, Джеффри П. (июнь 1997 г.). Душа киберпространства: как новые технологии меняют нашу духовную жизнь . Харперколлины. ISBN  0-06-251451-2 . Проверено 7 апреля 2007 г.
  18. ^ Палтиэль, Йосеф Ю. Самех Вав. Архивировано 7 апреля 2014 г. в Wayback Machine Inside Chassidus. Insidechassidus.org. По состоянию на 1 апреля 2014 г.
  19. ^ Левин, Фатель. Краткий обзор системы Дира Бетахтоним . Хабад.орг . По состоянию на 15 апреля 2014 г.
  20. ^ Шочет, Дж. Иммануэль. Мистическое измерение . Издательское общество Кехот. 1990. Страницы 50-52.
  21. ^ Миндель, Ниссан. Божественные Заповеди . Издательское общество Кехот. 1992. Страница 12.
  22. ^ Шнеерсон, раввин Менахем М. (1970). Дело об учении хасидизма . издательское общество «Кехот». стр. 41–43.
  23. ^ Сефер Хасичос 5700 стр. 33
  24. ^ Мистическое измерение, том. 3 Якоба Эмануэля Шочета. Издательское общество Кехот , 1995, стр. 198.( ISBN   0826605303 )
  25. ^ Ха-Йом Йом, запись на 24 Сивана; и др.
  26. ^ Каплун Ури. «Гашмию Ребе». Хабад.орг. http://chabad.org/library/article_cdo/aid/96057/jewish/The-Gashmyus-of-a-Rebbe.htm
  27. ^ Торас Менахем, том. 2 р. 212–213
  28. ^ Второзаконие 30:14.
  29. Энциклопедия хасидизма , запись: Таня, Джонатан Сакс, стр. 475–477 (15682–11236).
  30. ^ Мессия Бруклина: понимание прошлого и настоящего любавичских хасидов , М. Аврум Эрлих, Глава 2
  31. ^ Рубин, Эли. Устное учение раввина Шнеура Залмана из Ляди . Хабад.орг . По состоянию на 3 апреля 2014 г.
  32. ^ Каббала и хасидизм . Хабад.орг . По состоянию на 4 апреля 2014 г.
  33. ^ Новое издание Имрея Бины, ставшее возможным благодаря подарку Мули Коэна, вдохновляет ученых хасидизма и мистиков во всем мире . Вокус . prweb.com. 22 июля 2009 г. По состоянию на 7 апреля 2014 г.
  34. ^ Донор печатает нового Имрея Бину . COLlive.com . 22 июля 2009 г. По состоянию на 7 апреля 2014 г.
  35. ^ Шнеури, Довбер. Имрей Бина: Введение. Архивировано 14 февраля 2012 г. в Wayback Machine . ChabadLibrary.org . По состоянию на 7 апреля 2014 г.
  36. ^ Джейкобсон, Саймон. Столетие революции: Самех Вов 100 лет спустя . Журнал Альгемайнер . По состоянию на 1 апреля 2014 г.
  37. ^ Айин Бейс . Хабад.орг . По состоянию на 7 апреля 2014 г.
  38. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Шнеерсон, Менахем М. Хайом Йом... Архивировано 13 апреля 2014 года в Wayback Machine . Издательское общество Кехот. (ивритское издание). (1967): с. 7.
  39. ^ Хасидская мысль: текст и комментарии , Норман Ламм, Университет Йешивы, введение
  40. ^ Изучение Торы . Сайт CrownHeights.info . По состоянию на 10 апреля 2014 г.
  41. ^ Более длинный, короткий путь . TheJewishReview.org . По состоянию на 10 апреля 2014 г.
  42. ^ Цви Фриман. Архивировано 7 апреля 2014 года на сайте Wayback Machine Judaism.com . По состоянию на 2 апреля 2014 г.
  43. ^ Приведение Небес на Землю. Архивировано 7 апреля 2014 года в Wayback Machine KabbalaOnline . По состоянию на 2 апреля 2014 г.
  44. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Купер. Леви. « О Баале Хатанье Эткеса. Архивировано 19 апреля 2014 г. в Wayback Machine ». По состоянию на 14 апреля 2014 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 871e58a59826cc77b3d8498e83010120__1703674920
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/87/20/871e58a59826cc77b3d8498e83010120.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Chabad philosophy - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)