Элайджа Бенамозег
Раввин Элайджа Бенамозег | |
---|---|
Раввин еврейской общины Ливорно | |
В офисе 1850–1900 | |
Личные данные | |
Рожденный | 1823 Ливорно , Италия |
Умер | 6 февраля 1900 г. |
Занятие | Раввин, каббалист |
Известный | Израиль и человечество , Каббалистическая наука |
Элайджа Бенамозег (род. 1823 - умер 6 февраля 1900 г.), [1] иногда Элия или Элияху , был итальянским сефардским ортодоксальным раввином и известным еврейским каббалистом , [1] [2] [3] пользовался большим уважением в свое время как один из самых выдающихся еврейских ученых Италии. [2] В течение полувека он служил раввином важной еврейской общины Ливорно . [2] где «Пьяцца Бенамозег» теперь увековечивает его имя и отличие. Его основная работа — «Израиль и человечество» (1863 г.), переведенная на английский язык доктором Мордехаем Лурией в 1995 г. [4]
Жизнь
[ редактировать ]Он родился в Ливорно . Имя Бенамозег означает «сын амазигов ». [5] Его отец (Авраам) и мать (Клара), марокканские евреи, уроженцы Феса, Марокко , умерли, когда Илие было всего четыре года. Он рано пошел в школу, где, помимо обучения элементарным наукам, получил уроки иврита , английского и французского языков , преуспев в последнем. Бенамозег свободно говорил на разных языках. [1] и позже посвятил себя изучению философии и теологии , которые он пытался примирить друг с другом.
В двадцать пять лет он занялся коммерческой карьерой, проводя все свободное время в учебе; но его природная склонность к науке и активная религиозная жизнь вскоре заставили его отказаться от стремления к богатству. Затем он начал публиковать научные и апологетические труды, в которых обнаружил большую привязанность к еврейской религии, проявляя в то же время широкий и либеральный взгляд. Его забота о еврейских традициях побудила его поддержать Каббалу . Позже Бенамозег был назначен раввином и профессором богословия в раввинской школе своего родного города; и, несмотря на другие свои занятия, он продолжал писать и защищать еврейские традиции до своей смерти в Ливорно.
Религиозный универсализм
[ редактировать ]Часть серии о |
Еврейская философия |
---|
Работы Бенамозега известны свободным и раскованным использованием различных нееврейских религиозных источников, особенно Нового Завета и древней языческой мифологии . Бенамозег даже считал Евангелия весьма ценным еврейским мидрашем , сравнимым с талмудической Агадой . Он уважал Иисуса как мудрого раввина и праведного еврея, но критиковал религиозные нововведения Павла и изобретение христианства как отдельной религии , что спровоцировало раскол раннего христианства от иудаизма . [1] [6]
В своих богословских трудах Бенамозег предлагал объяснять христианские догмы о Троице и Воплощении как упрощенную и искаженную версию каббалистически - панентеистического учения о Божественных Эманациях . [7] Хотя он не соглашался с тринитарной христианской теологией, он считал ее, в отличие от большинства других ортодоксальных раввинов, ошибочным непониманием тонких каббалистических доктрин, а не серьезным отклонением от монотеизма. Более того, он утверждал, что христианство слишком монотеистично по сравнению с Каббалой , которая рассматривает все языческие божества по своей сути как частичные проявления или лики Абсолюта . Точно так же Бенамозег критиковал христианский взгляд на Иисуса как на воплощенного Бога на монистических или панентеистических основаниях. Согласно каббалистической точке зрения Бенамозега, весь мир является воплощением Шхины , женского аспекта Божественности. Он считал, что индуизм в этом отношении ближе к мистическому иудаизму, чем к христианству. [8]
Бенамозег предложил новую мистическую интерпретацию атеистической философии Людвига Фейербаха . Фейербах писал, что Бог — всего лишь продукт человеческого разума. Бенамозег объяснил, что Фейербах по существу прав; Однако то, что люди называют «Богом», — это ограниченное человеческое восприятие апофатического , Бесконечного Абсолюта . [7] [9] [10]
дуалистические, панентеистические и весьма сложные взгляды на Божество . Действительно, в каббалистической литературе распространены [11] [12] [13] Ряд известных раввинов критиковали Каббалу за гностические дуалистические взгляды на Бога.
Особый интерес вызывала эволюционная теория и ее универсалистские последствия. Со временем Бенамозег стал рассматривать теорию Дарвина как свидетельство в поддержку каббалистических учений, которые он синтезировал , об общем происхождении всего живого чтобы предложить величественное видение космической эволюции, имеющее радикальные последствия для понимания развития морали и самой религии. . [14]
взгляды Бенамозега Универсалистские недавно были поддержаны Адином Штейнзальцем , который предпринял несколько аналогичную попытку объединить все основные мировые религии и философии. [15] [16]
Космополитизм и патриотизм
[ редактировать ]Бенамозег считал себя одновременно итальянским патриотом и космополитом . Он считал, что подлинное мистическое ядро еврейской традиции, которое он назвал «гебраизмом» в отличие от более изоляционистского экзотерического иудаизма, глубоко универсально и способно объединить все мировые религии и нации в одну братскую космополитическую сеть. Хотя Бенамозег верил в уникальную духовную миссию евреев, его идея еврейской избранности была далека от узкого партикуляризма. По его мировоззрению, евреи избраны для служения человечеству как священнический народ, доказывая общую мистическую основу, выходящую за границы наций и религиозных традиций. Он также подчеркнул влияние других культур на иудаизм, начиная с древнеегипетского язычества, а также большую роль прозелитов в еврейской истории. В отличие от некоторых каббалистов-эксклюзивистов , Бенамозег считал, что Каббала — это универсальная теология, которая объединяет всех людей и рассматривает их как равных.
В то же время Бенамозег был убежденным итальянским патриотом. Он даже написал смелую формулировку, основанную на еврейской декларации веры: « О израильтяне, вы всегда будете любить Италию, что вы будете любить ее всем своим сердцем, всей своей душой, всем своим разумом» . Судя по всему, согласно своей панентеистической философии, Бенамозег рассматривал итальянскую землю как особенно любимое выражение Шхины .
Работает
[ редактировать ]- «Emat Mafgia» («Страх перед противником»), опровержение Леона Моденского нападок на Каббалу , в 2-х томах, Ливорно, 1858 г.
- «Гер Цедек» (Праведный прозелит), критические заметки о Таргуме Онкелосе , там же, 1858 г.
- «Нер ле-Давид» (Светильник Давида), комментарий к псалмам , изданный вместе с текстом, там же, 1858 г.
- «Эм ла-Микра» (Матрица Священного Писания), комментарий к Пятикнижию, содержащий критические, филологические, археологические и научные заметки о догматах, истории, законах и обычаях древних народов, изданный вместе с текстом под заголовком «Эм ла-Микра» (Матрица Священного Писания), комментарий к Пятикнижию, содержащий критические, филологические, археологические и научные заметки о догмах, истории, законах и обычаях древних народов, изданный вместе с текстом под заголовком «Эм ла-Микра» Торат Адонай, Ливорно и Париж, 1862–1865 гг.
- «Таам Лешад», опровержение Сэмюэля Дэвида Луццатто диалога о Каббале , Ливорно, 1863 г.
- «Спиноза и Каббала», в L'Univers Israelite, Париж, 1863 г.; (Английский перевод «Спиноза и Каббала», местные трансцендентные издания, Пуймерас, 2024 г.)
- «Мебо Келали», общее введение в традиции иудаизма , опубликованное в «Ха-Ливан», 1864 г., стр. 73 и след.
- «История ессеев», Флоренция, 1865 г.
- «Еврейская мораль и христианская мораль с последующими размышлениями о принципах исламизма», Париж, 1867 г.
- «Еврейская и христианская этика с критикой магомедизма» (английский перевод вышеизложенного. Э. Блохман, 1873 г.)
- «Teologia Dogmatica ed Apologetica», Ливорно, 1877 г. (по метафизике)
- «Le Crime de la Guerre Dénoncé à L'Humanité», Париж, 1881 г. (эта работа принесла автору медаль и почетную награду Лиги мира и свободы по предложению Жюля Симона , Эдуарда Лабуле и Фредерика Пасси )
- «Йаане бе-Эш» («Он ответит через огонь»), обсуждение кремации согласно Библии и Талмуду , Ливорно, 1886 г.
- «Israël et l'Humanité» (Израиль и человечество), обсуждение универсальной религии, а также роли и отношений между иудаизмом , христианством и исламом , 1914 г. (посмертно, под редакцией Эме Пальера ).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Коган, Майкл С. (2008). «Три еврейских теолога христианства: Илия Бенамозег (1823–1900)» . Открытие Завета: еврейская теология христианства . Нью-Йорк : Издательство Оксфордского университета . стр. 80–84. doi : 10.1093/acprof:oso/9780195112597.003.0003 . ISBN 978-0-19-511259-7 . S2CID 170858477 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Булук, Клеманс (2020). «Марокканский мир ливорнского еврея». Другая современность: еврейский универсализм Элиа Бенамозега . Стэнфордские исследования еврейской истории и культуры. Берлин и Редвуд-Сити : Де Грюйтер / издательство Стэнфордского университета . стр. 15–26. дои : 10.1515/9781503613119-004 . ISBN 9781503613119 . S2CID 243702643 .
- ^ Натан Слифкин . Вызов творения: встреча иудаизма с наукой, космологией и эволюцией , Yashar Books , 2006. стр. 241-242.
- ^ «Институт еврейских идей и идеалов: раввин Элияху Бенамозег: Израиль и человечество» . Jewishideas.org. 24 октября 2008 г. Проверено 7 декабря 2013 г.
- ^ Азагури, Яэль (28 декабря 2017 г.). «Забытое сефардское наследие: раввин Илия Бенамозег» . «Джерузалем Пост» . Проверено 7 февраля 2023 г.
- ^ Лэнгтон, Дэниел (2010). Апостол Павел в еврейском воображении . Издательство Кембриджского университета. стр. 60–63 . ISBN 9780521517409 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Алессандро Гетта, «Философия и каббала: Илия Бенамозег и примирение западной мысли и еврейского эзотеризма» , Государственный университет Нью-Йорка, ISBN 0-8091-3541-8 , с. 43: Христианство... также связывало сфирот Тиферет и Малхут материально и определенно с личностью Христа. Бенамозег утверждал, что христианство с помощью догмы Воплощения лишило силы один из основных принципов Каббалы, а именно, постоянное напряжение между реальным и идеальным, символизируемое именно Малхут и Тиферет ; п. 61-64: Сама суть критики Фейербаха, антропоморфная природа идеи божества, совершенно не беспокоит Бенамозега .
- ^ Элайджа Бенамозег, Израиль и человечество , Paulist Press 1995, ISBN 0-8047-5371-7 , с. 329: Иисус был хорошим евреем, который не мечтал основать конкурирующую церковь ; п. 202: Согласно христианству, нисхождение Бога в конечное совершается только в лоне человечества, или, вернее, в одном человеке; но для Каббалы воплощение существует в самом факте всего творения и через него, хотя человек занимает центральное место.
- ↑ Неизвестное святилище: паломничество из Рима в Израиль, автор: Эме Пальер, Bloch Pub Co, 1986.
- ^ Логран, Джеймс; Кленицкий, Леон. «Мысль и жизнь Илии Бенамозега» . Jcrelations.net . Проверено 7 декабря 2013 г.
- ^ Еврейский гностицизм, мистицизм Меркабы и талмудическая традиция, Гершом Шолем
- ^ Авраам Коэн из кузнеца, Ниссим Йоша, Философская энциклопедия Routledge
- ^ Между Просвещением и романтизмом: вычислительная каббала раввина Пинхаса Илии Гурвица, Йоэль Матвеев, История и философия логики 32 (1)
- ^ Лэнгтон, Дэниел Р. (2016). «Илия Бенамозег и эволюционная теория: панентеистический ответ итальянского каббалиста девятнадцатого века Дарвину». Европейский журнал еврейских исследований . 10 (2): 223–245. дои : 10.1163/1872471X-12341293 . S2CID 54063674 .
- ^ Штейнзальц, Адин (2005). «Мир без примирения: неуместность «терпимости» в иудаизме». Общее знание . 11 (1): 41–47. дои : 10.1215/0961754X-11-1-41 . S2CID 146228632 . Проект МУЗА 176866 .
- ^ Айзекс, Алик (2005). «Тон Бенамозега: ответ раввину Штейнзальцу». Общее знание . 11 (1): 48–55. дои : 10.1215/0961754X-11-1-48 . S2CID 145444889 . Проект МУЗА 176866 .
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Исидор Зингер и Исаак Бройде (1901–1906). «Бенамазег, Илия» . В Сингере, Исидор ; и др. (ред.). Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Еврейская и христианская этика с критикой магомедизма. Английский перевод книги Morale Juive et Morale Chrétienne.
- Мысль и жизнь Илии Бенамозега