Jump to content

Марокканские евреи

Марокканские евреи
Марокканский иудаизм   ( иврит )
Марокканские евреи   ( арабский )
Евреи Феса ок . 1900 г.
Общая численность населения
> 1 000 000
Регионы со значительной численностью населения
 Израиль 900,000 [ а ] [ 1 ] [ 2 ]
472 800 (родившиеся в Марокко или от отца марокканского происхождения) [ б ] [ 3 ]
 Франция >50 000 [ 4 ]
 Канада ~27,000 [ 5 ] [ 6 ]
 Соединенные Штаты ~25,000 [ 7 ]
 Испания ~11,600 [ 8 ]
 Венесуэла ~6,000 [ 9 ]
 Бразилия 6,000 [ 10 ]
 Марокко ~2,250 [ 11 ]
 Гибралтар 700 [ 12 ]
 Великобритания 567 [ 13 ]
 Аргентина 500 [ 14 ]
Языки
Иврит , иудео-марокканский арабский , марокканский арабский , хакетия , иудео-берберский , французский , испанский .
Религия
иудаизм
Родственные этнические группы
Другие еврейские этнические подразделения , особенно евреи Магриби и евреи-сефарды.

Марокканские евреи ( арабский : اليهود المغاربة , латинизированный : аль-Яхуд аль-Магариба иврит : יהודים מרוקאים , латинизированный : Йехудим Марокаим ) — евреи или родом из , которые живут в Марокко него . Марокканские евреи составляют древнюю общину, восходящую к римским временам. Евреи начали иммигрировать в этот регион еще в 70 году нашей эры. Позже их встретила вторая волна мигрантов с Пиренейского полуострова в период, который непосредственно предшествовал и следовал за изданием Указа Альгамбры 1492 года , когда евреи были изгнаны из Испании , а вскоре после этого и из Португалии . Эта вторая волна иммигрантов изменила марокканское еврейство , которое в основном придерживалось андалузской сефардской литургии , и переключилось на преимущественно сефардскую идентичность.

Иммиграция марокканских евреев в Израиль происходила на протяжении веков еврейской истории . Марокканские евреи построили первый самодельный квартал за стенами Иерусалима ( Махане Исраэль ) в 1867 году. [ 15 ] а также первые современные кварталы в Тель-Авиве, Хайфе и Тверии. [ 16 ]

На пике своего развития в 1950-е годы еврейское население Марокко составляло около 250 000–350 000 человек. [ 17 ] но из-за миграции марокканских евреев в Израиль и другие страны, включая операцию «Ячин» с 1961 по 1964 год, это число сократилось примерно до 2250. [ 11 ] Подавляющее большинство марокканских евреев сейчас проживают в Израиле , где они составляют вторую по величине еврейскую общину, насчитывающую около полумиллиона человек. [ 3 ] Другие сообщества встречаются во Франции , Канаде , Испании , США и Южной Америке , главным образом в Венесуэле , Бразилии и Аргентине .

Привязанность и уважение между евреями и Королевством Марокко все еще ощутимы. Каждый год раввины и общественные лидеры со всего мира приглашаются на Праздник Трона, который проводится 30 июля в Рабате. Во время празднования в 2014 году раввин Хаим А. Морюсеф из Канады посвятил свою книгу «Le Bon Oeil - Ben Porath Yossef» королю Мухаммеду VI и подарил ему рукописное благословение на пергаменте, пожелав ему здоровой, долгой и успешной жизни. [ 18 ]

Гравюра еврейского дома в Могадоре , Дарондо (1807–1841).

Марокканские евреи составляют древнюю общину, предположительно возникшую еще до 70 г. н.э. Конкретные доказательства еврейского присутствия в Марокко становятся очевидными в поздней античности: еврейские эпитафии и лампы, украшенные менорой, обнаруженные в римском городе Волюбилис , а также остатки синагоги, датируемой третьим веком нашей эры. [ 19 ] [ 20 ] В соответствии с нормами исламской правовой системы, марокканские евреи имели отдельные суды, относящиеся к «личному закону», согласно которым общинам (мусульманский шариат , христианское каноническое право и еврейская галаха законопослушная ) разрешалось управлять собой в рамках своей собственной системы.

В частности, после Указа Альгамбры многие евреи-сефарды мигрировали из Аль-Андалуса в Магриб в качестве беженцев, спасаясь от инквизиции в Испании и Португалии . [ 21 ] Их называют Мегорашим . [ 22 ] в то время как евреи, уже находящиеся в Марокко, называются Тошавим . [ 23 ] Многие иберийские евреи поселились в Фесе и Марракеше. [ 21 ] В последующие столетия конверсо , сосланные в иберийские колониальные владения в Америке и Атлантике, вернули себе иудаизм и также переселились в Марокко. [ 21 ]

В середине 19-го века марокканские евреи начали мигрировать из внутренних районов страны в прибрежные города, такие как Эс-Сувейра , Мазаган , Асфи , а затем и в Касабланку , в поисках экономических возможностей, участвуя в торговле с европейцами и развитии этих городов. [ 24 ] открыл Вселенский израильский союз свою первую школу в Тетуане в 1862 году. [ 25 ]

Балконы в Мелле Феса , старом еврейском квартале, отличают дома от домов мусульман того времени. [ 26 ]

После создания Государства Израиль в 1948 году и из-за внутренних распрей в 1950-х годах в следующие несколько десятилетий наблюдались волны еврейской эмиграции в Израиль, Францию ​​и Канаду. Шай Хазкани установил, что из 20 тысяч совершивших алию в 1948-1949 годах 1000 служили в ЦАХАЛе, из которых 70% пожелали вернуться домой. Лишь 6% удалось это сделать, учитывая различные бюрократические препятствия, такие как конфискация Израилем их паспортов и сопротивление Марокко их репатриации. [ 27 ] [ 28 ] Марокканские евреи эмигрировали по разным причинам. Некоторые эмигрировали по религиозным мотивам, некоторые столкнулись с преследованиями, а другие уехали в поисках лучших экономических перспектив, чем в постколониальном Марокко . С каждой арабо-израильской войной напряженность между арабами и евреями возрастала, что вызывало еще большую еврейскую эмиграцию. Ко времени войны Судного дня в 1973 году большая часть еврейского населения Марокко эмигрировала. [ 29 ]

Будучи протекторатом Франции, некоторые части Марокко находились под сильным влиянием французской культуры, то же самое можно сказать и о частях страны, принадлежавших Испании. Традиционно евреев классифицировали как французско-марокканских или испанско-марокканских в зависимости от того, где в Марокко они жили, и остатки этих классификаций можно почувствовать и сегодня. Эти различия отражаются в языке, еде, фамилиях и даже литургии. [ нужна ссылка ] Ранние фотографии марокканских еврейских семей, сделанные в начале 20 века немецким исследователем и фотографом Германом Бурхардтом , сейчас хранятся в Этнологическом музее Берлина . [ 30 ]

В конце 1930-х годов большинство евреев Марокко жили в пустынных районах. Частично это произошло из-за увеличения налогов со стороны французского протектората. В 1936 году Леон Блюм , еврей, был назначен премьер-министром Франции. Это дало некоторым марокканским евреям надежду на то, что в какой-то момент они смогут стать гражданами Франции, поскольку алжирские евреи получили французское гражданство на основании Указа Кремье . Алжирским евреям было предоставлено право проезда во Францию, и это только способствовало желанию марокканских евреев принять французскую культуру в той же мере, в какой это сделали алжирские евреи. [ 31 ]

Во время борьбы Марокко за независимость в 1950-х годах было дано несколько обещаний обеспечить равные права еврейской общине в будущем независимом Марокко, отчасти благодаря лоббистским усилиям марокканских националистов в Соединенных Штатах. [ 32 ]

Сегодня в Марокко проживает небольшая община, насчитывающая около 2000–2500 евреев. Однако в условиях быстро растущей тенденции молодые люди из этой общины эмигрируют в Израиль и Францию. [ 33 ] По данным The Economist , по состоянию на 2017 год «ни одна арабская страна не пошла на такие меры, как Марокко, чтобы возродить свое еврейское наследие». [ 34 ] В стране восстановлено 110 синагог и действует арабском мире единственный в еврейский музей . [ 34 ] Ежегодно Марокко посещают более 50 000 израильтян. [ 34 ]

Сообщества сегодня

[ редактировать ]
Синагога Бет-Эль в Касабланке в 2017 году
Община Нетивот Исраэль в Бруклине .
Еврейское кладбище, Эс-Сувейра
  • Марокко: По оценкам, в 2012 году в Марокко все еще проживало 2 000–2 500 евреев, в основном в Касабланке . [ 11 ] Сообщается, что в других городах население меньше и стареет.
  • Израиль: В 1950-е годы наблюдались большие волны еврейской эмиграции из Марокко в Израиль. Многие марокканские евреи были переведены в периферийные города, в то время как другие поселились в более крупных, устоявшихся городах. Сегодня евреев марокканского происхождения можно встретить по всему Израилю.
  • Франция: Крупные населенные пункты во Франции включают Париж , Марсель , Страсбург , Лион и Ниццу .
  • Аргентина: В основном в Буэнос-Айресе и Росарио .
  • Бразилия: амазонские евреи в основном в Белене (около 450 семей), Манаусе (около 250 семей) и Рио-де-Жанейро (около 100 семей), [ 35 ] с небольшими общинами, разбросанными по всему региону Амазонки. В 2009 году исполнилось 200 лет первой волне иммиграции в регион Амазонки. [ 36 ] Одним из выдающихся потомков марокканских евреев в Бразилии является бразильский сенатор от амазонской провинции Амапа Дави Альколумбре , который стал президентом Сената в 2019 году. Также местные бизнесмены Исаак Бенайон Сабба и Самуэль Бенчимол .
  • Канада: В 1950-х годах Канада начала выдавать визы евреям из Марокко. Большие сообщества возникли в Монреале и Торонто. Марокканцев привлекала Канада из-за высокого качества жизни и Монреаль, в частности, из-за французского языка. Торонто известен своим значительным марокканским населением, происходящим из таких городов, как Танжер и Тетуан . Однако в недавнем прошлом даже в этом доминирующем марокканском городе было замечено появление франко-марокканской музыкальной литургии и обычаев. Например, традиционная марокканская бакашот, классическая музыка, исполняемая евреями-сефардами в зимние месяцы в странах Ближнего Востока в пятницу вечером, ожила в недавних постановках конгрегации Маген Давид и конгрегации Абир Яакоб. [ нужна ссылка ]
  • Венесуэла: сосредоточена в основном в Каракасе .
  • Гибралтар: Еврейская община Гибралтара происходит из Танжера и Тетуана.
  • США: В 1972 году Марокканская еврейская организация (MJO). [ 37 ] был основан. Члены-учредители создали марокканские службы и синагогу в Форест-Хиллз, штат Нью-Йорк, под названием «Сефардская синагога Шаар Ха-Шамайим». Члены и участники MJO продолжили создание других марокканских синагог и Батей Мидрашот / Домов изучения [Торы] в Манхэттене (Манхэттенский сефардский конг.), Бруклине (Нетивот Исраэль), Форт-Ли, штат Нью-Джерси, Седархерсте (ХаХаим веХаШалом) и Филадельфии. ПА.

Еврейские кварталы в Марокко

[ редактировать ]

Еврейские кварталы в Марокко назывались меллахами . Евреи в Марокко считались зимми согласно мусульманскому законодательству, что означало, что они были защищенным религиозным меньшинством, отличным от мусульманского большинства, и им не разрешалось участвовать в определенных видах деятельности. [ 38 ] в VII веке к зимми, таким как евреи, относились терпимо, Однако после Пакта Умара в отличие от политики нетерпимости, которую христиане практиковали по отношению к евреям в Европе того времени. Султаны ограничили присутствие евреев в меллах, что большинство рассматривает как попытку подвергнуть их остракизму и уберечь их от воздействия повстанцев; [ 39 ] Однако султаны также хотели, чтобы евреи были защищены по политическим причинам, поскольку нападение на меньшинства рассматривалось как нападение на власть султана. Таким образом, султаны ограничили присутствие евреев в меллах ради их безопасности, а также для защиты постановлений султана от проверки повстанцами. [ 38 ] Слово меллах похоже на еврейское слово мелах (מלח), обозначающее соль; это относится к соленой, болотистой местности, куда первоначально были переселены евреи Северного Марокко и где они собрались. [ 40 ] Мелла не была гетто и не имела структуры, аналогичной еврейским кварталам в Европе. [ 40 ] К 1900-м годам в большинстве марокканских городов была мелла . [ 40 ]

Культура

[ редактировать ]

Марокканское еврейство развилось как гибрид многих культур, сформировавших само Марокко, а именно еврейской, арабской, амазигской, французской и испанской.

Еврейский фестиваль в Тетуане, Альфред Деоденк , 1865, Парижский музей еврейского искусства и истории.

Еще до прибытия евреев-сефардов в Марокко марокканские евреи исполняли и развивали традиции андалузской классической музыки и внедряли ее в свою литургическую музыку . В своей книге «Евреи Андалусии и Магриба» о музыкальных традициях в еврейских обществах Северной Африки Хаим Зафрани пишет: « В Испании и Марокко евреи были горячими хранителями андалузской музыки и ревностными хранителями ее старых традиций… . » [ 41 ]

Марокканская еврейская кухня сочетает в себе местные марокканские вкусы, кулинарные традиции еврейских мигрантов и законы кошерного питания . Кухня тесно связана с общественными и религиозными событиями, особенно с субботой и праздничными трапезами, и включает такие блюда, как кускус и тажин . [ 42 ] Кухня отражает влияние арабских , берберских , французских и испанских традиций с упором на специи, травы и овощи. [ 42 ]

Одним из самых известных блюд марокканской еврейской кухни является традиционная субботняя еда: схина ( سخينة , дословный перевод с иврита : חמין «горячий»), также называемая дфина ( دفينة «погребенный»). [ 43 ] Существует также кошерная версия пастилы . [ 44 ] К праздникам готовят особые блюда, например, празднование Мимуны после Пасхи, во время которого представлены сладкие деликатесы и символические угощения, такие как мофлетта , сладкие блины, которые подаются с маслом и медом. [ 45 ] Махия , аперитив, приготовленный из фиников или инжира, традиционно ассоциируется с еврейской общиной Марокко. [ 46 ]

Сладости на предсвадебной вечеринке хной в Израиле

Традиционные вечеринки с хной обычно проводятся за неделю до особого события, такого как свадьба, Бней-мицва или детский душ. Во время предсвадебных вечеринок хной глава семьи (часто бабушка) мажет хной ладони жениха и невесты, чтобы символически подарить новой паре хорошее здоровье, плодородие, мудрость и безопасность. По марокканской традиции считается, что хна защищает пару от демонов. Бабушка покрывает хну, тестообразную пасту, полученную путем смешивания измельченных листьев растения хны с водой, чтобы сохранить тепло тела и создать более насыщенный цвет. Обычно хна окрашивает кожу в оранжевый цвет на срок до двух недель. В марокканском фольклоре невеста освобождается от домашних обязанностей до тех пор, пока хна полностью не выцветет. После того, как жениха и невесту благословили хной, гости также намазывают хной ладони, чтобы привлечь удачу. [ нужна ссылка ]

Хотя большинство марокканских евреев, как правило, одеваются в стиле принимающей их страны, традиционную марокканскую одежду иногда носят во время торжеств ( мимуна , свадьбы, бар-мицва и т. д.) или даже во время более интимных встреч, таких как субботний ужин. Мужчины обычно носят белый плащ джелаба ( джеллабия ), а женщины носят более богато украшенные кафтаны .

Мимуну Многие марокканские евреи отмечают в ночь после последнего дня Песаха. Он стал почти национальным праздником в Израиле, где он особенно распространен в городах с большой концентрацией марокканских евреев, таких как Ашдод, Ашкелон и Натанья.

Религиозные обряды

[ редактировать ]

Многие Рабаним проехали и поселились в Марокко, оставив после себя большое влияние. В 2008 году был инициирован проект по сохранению марокканской Торы и слов ее Хахамим. DarkeAbotenou.com был создан несколькими членами сефардской общины Торонто; посвящая свое время и усилия повышению глобальной осведомленности об обычаях и законах, по которым евреи Марокко живут каждый день. Ежедневные электронные письма рассылаются на английском и французском языках и содержат информацию об обычаях, законах и традиционной литургии французской и испанской частей Марокко. Это ежедневное издание в настоящее время транслируется на английском и французском языках. [ 47 ]

Литургия

[ редактировать ]

Наблюдатель типичного марокканского еврейского молебна заметит присутствие в мелодиях восточных мотивов. Однако, в отличие от мелодий восточных обрядов (сирийских, иракских и т. д.), на которые повлияли звуки Ближнего Востока, марокканские еврейские религиозные мелодии имеют уникальный андалузский оттенок. Более того, так же, как восточные литургические мелодии организованы в макамы, марокканская литургия может быть классифицирована по нубам. Сам марокканский молитвенный обряд также является уникальным среди сефардских обычаев. Марокканский нусах имеет много уникальных компонентов, но также включает в себя множество ашкеназских обычаев из-за близости страны и ее близости к Европе. Некоторые обычаи марокканского нусача включают:

  • Два благословения на Халель : одно благословение (ligmor et ha'Hallel) произносится, когда читается полный Hallel, а другое благословение (likro et ha'Halel) произносится, когда читается сокращенное Hallel. Другие сефарды опускают последнее.
  • Йиру Энену: Благословение, начинающееся со слов Йиру Энену (перевод: Наши глаза увидят), читается после Хашкивену на службе Арвит после субботы. Многие ашкенази произносят этот отрывок каждый будний вечер вечером после Хашкивену. Этот обычай обсуждается в Тосафот трактата Берахот 4а.
  • Ле'Давид: Перед службой Арвит после субботы читаются три псалма на уникальную мелодию, которая, как говорят, совпадает с той же мелодией, на которую их читали солдаты царя Давида. Псалмы - это главы 144, 67 и 44 (именно в таком порядке). Некоторые общины начинают это служение с 16-й главы, мелодия которой переходит к трем другим псалмам.
  • Песукей Дезимра : вступительный стих 30-го псалма («Мизмор Шир Ханукат Хабайт ЛеДавид») добавляется к остальной части псалма во время Шахарита Хануки. Другие сефарадим начинаются с «Аромимха» даже на Хануке.
  • Шир ха-Ширим: Обычно его читают между Минхой и Каббалат Шаббат в канун субботы. Другие сефардские группы склонны читать его перед Минхой. Марокканские евреи поют Шир ха-Ширим с уникальной кантилляцией . Обычно каждую главу поет отдельный прихожанин.
  • Перед повторением Амиды в Шахарите и Мусафе Рош ха-Шана и Йом Кипура поется гимн «Хашем шамати шимаха йарети» (перевод: Хашем, я услышал твою речь и испугался). Источником этого стиха является Аввакум 3:2.
  • Марокканская мелодия для чтения Торы уникальна для марокканской традиции, в отличие от всех других евреев-сефардов , которые просто используют различные вариации мелодии Йерушалми.
  • Говорят, что некоторые марокканские пиютимы / еврейские молитвенные мелодии и песни - взяты из песен левиимов / левитов, которые пелись на ступенях, ведущих к Бейт Ха-Микдаш / Священному Храму в Иерусалиме.

Религиозные обычаи

[ редактировать ]
  • Псалом 29 и Леха Доди читаются сидя во время службы Каббалат Шаббат.
  • Пакеты с солью раздаются прихожанам во вторую ночь Песаха, отмечая первый отсчет Омера. Значение соли включает в себя поминовение жертвоприношений в Храме и других каббалистических целей. [ 48 ]
  • Пирке Авот читается во время службы Мусаф в субботу между Песахом и Шавуотом . Кроме того, мальчики до Бар-Мишвы по традиции читают каждую главу, и обычно это исполняется под специальную мелодию.
  • После произнесения благословения хамоцие над хлебом существует обычай обмакивать хлеб в соль, читая « Адонай мелех, Адонай малах, Адонай йимлох леолам ваед » (Перевод: Бог царствует; Бог воцарился; Бог будет царствовать для во веки веков). Этот «стих» на самом деле представляет собой компиляцию трех стихов, взятых из Псалмов и Исхода. Правомерность этого обычая оспаривается среди марокканских поским , поскольку он может представлять собой прерывание благословения.
  • Перед магидской частью пасхального седера поднимают тарелку для седера и передают над головами присутствующих, читая « Бибхилу йасану ми-мишрайим, халахма 'анйа бене хорин » (Перевод: В спешке мы вышли из Египта [с нашими ] хлеб скорби, [теперь мы] свободные люди). Это можно услышать здесь. [ 49 ]

Политика

[ редактировать ]

Отношения с Махзеном

[ редактировать ]

занимали важные посты в Махзене Марокканские евреи на протяжении всей своей истории . Андре Азулай в настоящее время является советником Мухаммеда VI в Марокко .

Коммунизм

[ редактировать ]

В 20 веке существовал ряд выдающихся марокканских еврейских коммунистов, в том числе Леон Султан , Эли Азагури , Авраам Серфати и Сион Ассидон . [ 50 ] По словам Эмили Готтрейх, «хотя [ Коммунистическая партия Марокко ] приветствовала всех, она имела особую привлекательность для городской образованной элиты; почти все выдающиеся еврейские интеллектуалы Марокко в то или иное время присоединялись к партии». [ 51 ]

Израильская политика

[ редактировать ]

Все десять членов-основателей израильских «Черных пантер» — недолговечного протестного движения 1970–1971 годов, которое боролось с «этнической дискриминацией и «социально-экономическим разрывом»», группы, вдохновленной антисионистскими студентами университетов, — были детьми марокканских иммигрантов. . [ 52 ] [ 53 ]

Мордехай Вануну , информатор, который раскрыл информацию о программе Израиля по созданию ядерного оружия , а затем был похищен Моссадом в Риме и заключен в тюрьму в Израиле, родился в Марракеше . [ 54 ] [ 55 ]

заняли видное положение в политике В Израиле многие марокканские евреи, такие как Амир Перец , Орли Леви , Арье Дери , Мири Регев и Наама Лазими , .

Генетика

[ редактировать ]

марокканских евреев На протяжении многих лет ДНК изучалась и исследовалась многочисленными исследованиями; общее представление о ней показало, что с точки зрения Y-ДНК она происходила в основном из того же левантийского источника, что и подавляющее большинство евреев мира, а это означает, что они тоже являются потомками древних израильтян библейских времен . В случае евреев -ашкенази и сефардов (в частности, марокканских евреев), которые, по-видимому, тесно связаны между собой, нелевантийский компонент их ДНК является южноевропейским . [ 56 ]

Генетические исследования показывают, что около 27% марокканских евреев происходят от одного предка женского пола. [ 57 ] Анализ митохондриальной ДНК еврейского населения Северной Африки (Марокко, Тунис, Ливия) стал предметом дальнейшего детального исследования в 2008 году Дороном Бехаром и др. [ 58 ] Анализ приходит к выводу, что евреи из этого региона не имеют общих гаплогрупп гаплогрупп митохондриальной ДНК (M1 и U6), которые типичны для североафриканского берберского и арабского населения. [ 58 ]

Бехар и др. пришли к выводу, что маловероятно, чтобы североафриканские евреи имели значительную арабскую или берберскую примесь, «соответствующую социальным ограничениям, налагаемым религиозными ограничениями» или эндогамией . Это исследование также обнаружило генетическое сходство между ашкенази и североафриканскими евреями европейских пулов митохондриальной ДНК, но различия между обоими из них из диаспоры и евреями с Ближнего Востока. [ 58 ]

Однако в исследовании 2012 года, проведенном Кэмпбеллом и др., Было обнаружено, что марокканская/алжирская, Джербанская/тунисская и ливийская подгруппы североафриканского еврейства демонстрируют различные уровни ближневосточного (40-42%), европейского (37-39%) и североафриканское происхождение (20-21%), [ 59 ] при этом марокканские и алжирские евреи, как правило, генетически ближе друг к другу, чем к евреям Джербана и ливийским евреям. [ 60 ] [ 61 ] [ 62 ] [ 63 ] Согласно исследованию:

«отличительные кластеры североафриканского еврейского населения с близостью к другим еврейским популяциям и различной степенью примеси с Ближнего Востока, Европы и Северной Африки. Две основные подгруппы были идентифицированы по основному компоненту, дереву соединения соседей и анализу идентичности по происхождению - марокканцы / Алжирцы и джербанцы/ливийцы — которые различались по степени европейской примеси. Эти популяции демонстрировали высокую степень эндогамии и были частью более крупной еврейской группы ашкенази и сефардов. Согласно анализу основных компонентов, эти североафриканские группы были ортогональны современному населению из. Северное и Южное Марокко, Западная Сахара, Тунис, Ливия и Египет. Таким образом, это исследование совместимо с историей североафриканских евреев, возникших в эпоху классической античности с прозелитизмом местного населения, за которым последовала генетическая изоляция с возникновением христианства, а затем и с возникновением христианства. Ислам и примеси после эмиграции евреев-сефардов во время инквизиции». [ 59 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ По данным BBC на арабском языке в 2004 году. По оценкам Всемирной федерации марокканского еврейства, по состоянию на 2019 год их число составило около 1 миллиона.
  2. ^ По состоянию на 2010 год.
  1. ^ «Марокканские евреи и двойная лояльность » . BBC на арабском языке . 21 декабря 2005 года . Проверено 6 декабря 2022 г.
  2. Марокканское еврейство в Израиле собирается отметить 60-летие алии , The Джерузалем Пост (25 августа 2019 г.).
  3. ^ Перейти обратно: а б «Евреи по странам происхождения и возрасту, 2010 г.» . Центральное статистическое бюро Израиля . Архивировано из оригинала 13 ноября 2011 г. Проверено 6 декабря 2022 г.
  4. ^ «Одна статистика в день: большинство марокканских евреев живут в Израиле» . Давар . Апрель 2021 года . Проверено 6 декабря 2022 г.
  5. ^ «Торонто» . Марокканские евреи во всем мире . Мимуна . Проверено 12 декабря 2011 г.
  6. ^ «Монреаль» . Марокканские евреи во всем мире . Мимуна . Проверено 12 декабря 2011 г.
  7. ^ «Марокканские евреи в США» . Посещение еврейского Марокко. 24 января 2021 г. Проверено 10 октября 2021 г.
  8. ^ «Марокканские евреи в Испании» . Марокканские евреи во всем мире . Мимуна . Проверено 12 декабря 2011 г.
  9. ^ «Марокканские евреи в Венесуэле» . Марокканские евреи во всем мире .
  10. ^ «Марокканские евреи в Бразилии» . Марокканские евреи во всем мире . Мимуна . Проверено 12 декабря 2011 г.
  11. ^ Перейти обратно: а б с Серджио ДеллаПергола , Еврейское население мира , 2012, с. 62.
  12. ^ «Марокканские евреи в Гибралтаре» . Мимуна . Проверено 12 декабря 2011 г.
  13. ^ «Веб-архив правительства Великобритании» . webarchive.nationalarchives.gov.uk .
  14. ^ «Марокканские евреи в Аргентине» . Марокканские евреи во всем мире . Мимуна . Проверено 12 декабря 2011 г.
  15. ^ Карк, Рут (1987). «Марокканские евреи как основатели Махане Исраэль» (PDF) . Яд Бар Цзи . Архивировано из оригинала (PDF) 9 января 2022 г. Проверено 12 декабря 2021 г.
  16. ^ Гаон, Моше Давид (1927). «История евреев-сефардов в Израиле» . Еврейские книги . Проверено 12 декабря 2021 г.
  17. ^ «Марокканский фильм ищет евреев, уехавших в Израиль» . Аль Арабия . Ассошиэйтед Пресс. 27 февраля 2013 г.
  18. ^ М, Нэт (20 мая 2015 г.). «Добрый глаз» . Конгрегация Йосефа Хаима.
  19. ^ Готрайх, Эмили (2020). Еврейское Марокко: история от доисламских до постколониальных времен . ИБ Таурис. стр. 22–23. дои : 10.5040/9781838603601.ch-001 . ISBN  978-1-78076-849-6 . S2CID   241423198 .
  20. ^ Andreeva, Fedorchuk & Nosonovsky 2019 .
  21. ^ Перейти обратно: а б с Тайеб-Карлен, Сара (23 февраля 2010 г.). Евреи Северной Африки: от Дидоны до Де Голля . Университетское издательство Америки. ISBN  978-0-7618-5044-1 .
  22. ^ Гербер, Джейн С. (1980). Еврейское общество в Фесе 1450-1700: исследования общественной и экономической жизни . БРИЛЛ. ISBN  978-90-04-05820-0 .
  23. ^ Гербер, Джейн С. (1980). Еврейское общество в Фесе 1450-1700: исследования общественной и экономической жизни . БРИЛЛ. ISBN  978-90-04-05820-0 .
  24. ^ Готтрейх, Эмили Р. Еврейское пространство в марокканском городе: история меллы Марракеша, 1550-1930 гг . п. 54. OCLC   77066581 .
  25. ^ Родриг, Арон (2003). Евреи и мусульмане: образы сефардов и восточных евреев в наше время . Вашингтонский университет Press. ISBN  978-0-295-98314-1 .
  26. ^ Брессолетт, Генри; Деларозьер, Жан (1983). «Фес-Дждид с момента основания в 1276 году в середине 20 века» Хесперис-Тамуда : 245–318.
  27. ^ Шей Хазкани, Дорогая Палестина: Социальная история 1948 года, Stanford University Press , 2021 ISBN   978-1-503-61465-9 .
  28. Джош Рубнер, «Тревожный 1948 год: обзор «Дорогой Палестины» Шая Хазкани», Mondoweiss, 24 июня 2021 г.
  29. ^ «Марокканский фильм ищет уехавших евреев» . Инетньюс . 3 марта 2013 года . Проверено 22 августа 2017 г.
  30. ^ Еврейская пара в Марокко на крыше своего дома ; Еврейская семья во время праздника кущей на крыше своего дома ; Марокканские евреи в 1905 году , картина Германа Бурхардта; Еврейская семья, 1905 год ; Синагога Саба, 1905 г .; Еврейская семья в своем доме ; Синагога Ибн (Абена) Данана в Мелле Феса (нажмите, чтобы увеличить); Еврейская семья в Марокко , начало 20 века (нажмите на фото, чтобы увеличить); Семейный портрет , Марокко.
  31. ^ Кенбиб, Мохаммед (8 августа 2014 г.). «Марокканские евреи и режим Виши, 1940–42». Журнал исследований Северной Африки . 19 (4): 540–553. дои : 10.1080/13629387.2014.950523 . ISSN   1362-9387 . S2CID   144757688 .
  32. ^ Стеннер, Дэвид (2019). Глобализация Марокко: транснациональный активизм и постколониальное государство . Стэнфорд, Калифорния. п. 146. ИСБН  978-1-5036-0900-6 . OCLC   1082294927 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  33. ^ Абебе, Дэнни Адено (17 марта 2013 г.). «Марокканские евреи изучают высокие технологии в Израиле» . Инетньюс . Проверено 22 августа 2017 г.
  34. ^ Перейти обратно: а б с «Маленькая марокканская идиллия еврейско-мусульманского сосуществования» . Экономист . 2 ноября 2017 г.
  35. ^ Иудаика, Амазония. «Еврейский блог Амазонки: Хронология еврейского присутствия на Амазонке» . aj200.Blogspot.com.br . Проверено 22 августа 2017 г.
  36. ^ «Еврейский портал Амазонии - Кто мы» . www.AmazoniaJudaica.org . Проверено 22 августа 2017 г.
  37. ^ Марокканская еврейская организация (MJO) «История МЖО» . Проверено 13 сентября 2017 г.
  38. ^ Перейти обратно: а б Дешен, Шломо. «Городские евреи в шерифском Марокко». Ближневосточные исследования 20, вып. 4 (1984): 212–23. дои: 10.1080/00263208408700607
  39. ^ Дешен, Шломо. «Городские евреи в шерифском Марокко». Ближневосточные исследования 20, вып. 4 (1984): 214. doi: 10.1080/00263208408700607.
  40. ^ Перейти обратно: а б с Лапидус, Ира М. «Эмили Готтрейх. Мелла Марракеша: еврейское и мусульманское пространство в красном городе Марокко. (Серия Индианы по исследованиям Ближнего Востока)». Американский исторический обзор 113, вып. 3 (2008): 946-47. doi:10.1086/ahr.113.3.946.
  41. ^ Хаим Зафрани (2002). Евреи Андалусии и Магриба . Ссылки Maisonneuve и Larose. Мезоннёв и Лароз. п. 228. ИСБН  978-2-7068-1629-1 .
  42. ^ Перейти обратно: а б Саадун, Хаим, изд. (2003). מרוקו [ Марокко ]. Институт Бен Цви по исследованию еврейских общин на Ближнем Востоке; Министр образования: Отдел социального и молодежного образования. стр. 103–106. ISSN   1565-0774 .
  43. ^ «История блюда | Аль Дафина – Марокко, документальный фильм Аль-Джазиры» (на арабском языке). 18 октября 2017 г. Архивировано из оригинала 18 октября 2017 г. Проверено 22 апреля 2020 г.
  44. ^ Соломонов, Михаил (2016). Захав: Мир израильской кухни . Хм.
  45. ^ Марокко / редактор - Хаим Саадон. Иерусалим: Министерство образования – Управление общества и молодежи. 2003. Страницы 301–306.
  46. ^ «Махия на рынке: к истории марокканского еврейского товара» . www.international.ucla.edu . Проверено 29 октября 2019 г.
  47. ^ Darké Abotenou »О проекте . Darkeabotenou.com (21 ноября 2008 г.). Проверено 4 июля 2011 г.
  48. ^ «Соль Омера» на веб-сайте Центра Кехила . Архивировано 4 июля 2008 г. в Wayback Machine . (PDF) . Проверено 4 июля 2011 г.
  49. Песах Песах – Бибхилу – Джо 'Амар з"л на YouTube . Проверено 4 июля 2011 г.
  50. ^ «Борьба с коррупцией: Сион Ассидон отказывается от протянутой руки ПЖД» . fr.le360.ma (на французском языке). 27 января 2019 года . Проверено 2 февраля 2020 г.
  51. ^ Готрайх, Эмили (2020). Еврейское Марокко . ИБ Таурис. дои : 10.5040/9781838603601 . ISBN  978-1-78076-849-6 . S2CID   213996367 .
  52. ^ Любин, Алекс (01 февраля 2014 г.), «Черные пантеры и ООП», Geographies of Liberation , University of North Carolina Press, стр. 111–141, doi : 10.5149/northcarolina/9781469612881.003.0005 , ISBN  9781469612881
  53. ^ Бернштейн, Дебора (1984). Конфликт и протест в израильском обществе . Хайфский университет. стр. 133–137.
  54. ^ «Безумная история осведомителя марокканского происхождения, преследуемого Израилем» . Стол (на французском языке). 12 мая 2016 г. Проверено 26 марта 2023 г.
  55. ^ Майр, Грег (21 апреля 2004 г.). «Израильтянин, раскрывший ядерные секреты, освобожден» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Проверено 26 марта 2023 г.
  56. ^ Зооссманн-Дискин, Авшалом (2010). «Происхождение восточноевропейских евреев, раскрытое с помощью аутосомного, полового хромосомного полиморфизма и полиморфизма мтДНК» . Биол Директ . 5 (57): 57. дои : 10.1186/1745-6150-5-57 . ПМЦ   2964539 . ПМИД   20925954 .
  57. ^ «Генетика и еврейская идентичность» . «Джерузалем Пост» | JPost.com . Проверено 28 мая 2017 г.
  58. ^ Перейти обратно: а б с Бехар, Доран М.; Мецпалу, Эне; Кивисилд, Тоомас; Россе, Сахарон; Цур, Шей; Хадид, Ярин; Юдковский, Геннадий; Розенгартен, Дрор; Перейра, Луиза (2008). Маколей, Винсент (ред.). «Подсчет основателей: матрилинейное генетическое происхождение еврейской диаспоры» . ПЛОС ОДИН . 3 (4): е2062. Бибкод : 2008PLoSO...3.2062B . дои : 10.1371/journal.pone.0002062 . ISSN   1932-6203 . ПМЦ   2323359 . ПМИД   18446216 .
  59. ^ Перейти обратно: а б Кэмпбелл, Кристофер Л.; Паламара, Пьер Ф.; Дубровский, Майя; Ботиг, Лаура Р.; Феллоус, Марк; Ацмон, Гил; Одду, Кэрол; Перлман, Александр; Хао, Ли; Хенн, Бренна М.; Бернс, Эдвард; Бустаманте, Карлос Д.; Комас, Дэвид; Фридман, Эйтан; Пеер, Ицик; Острер, Гарри (2012). «Еврейское и нееврейское население Северной Африки образует характерные ортогональные кластеры» (PDF) . Труды Национальной академии наук . 109 (34): 13865–70. Бибкод : 2012PNAS..10913865C . дои : 10.1073/pnas.1204840109 . ПМЦ   3427049 . ПМИД   22869716 .
  60. ^ «Исследование завершает генетическую карту евреев Северной Африки» . «Джерузалем Пост» | JPost.com . Проверено 28 мая 2017 г.
  61. ^ «Новая генетическая карта еврейских диаспор - OpEd» . 12 декабря 2013 г. Архивировано из оригинала 12 декабря 2013 г.
  62. ^ Эвен, Дэн (8 августа 2012 г.). «Международное генетическое исследование прослеживает еврейские корни до древнего Ближнего Востока» . Гаарец . Проверено 2 декабря 2021 г.
  63. ^ Браун, Эрин (13 апреля 2008 г.). «Генетическое исследование североафриканских евреев рассказывает историю миграции – Los Angeles Times» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 12 апреля 2013 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 91d34c1bd20f27ee9310cc7684e55524__1719978420
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/91/24/91d34c1bd20f27ee9310cc7684e55524.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Moroccan Jews - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)