Марокканские евреи
Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на иврите . (июнь 2024 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |
Общая численность населения | |
---|---|
> 1 000 000 | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Израиль | 900,000 [ а ] [ 1 ] [ 2 ] 472 800 (родившиеся в Марокко или от отца марокканского происхождения) [ б ] [ 3 ] |
Франция | >50 000 [ 4 ] |
Канада | ~27,000 [ 5 ] [ 6 ] |
Соединенные Штаты | ~25,000 [ 7 ] |
Испания | ~11,600 [ 8 ] |
Венесуэла | ~6,000 [ 9 ] |
Бразилия | 6,000 [ 10 ] |
Марокко | ~2,250 [ 11 ] |
Гибралтар | 700 [ 12 ] |
Великобритания | 567 [ 13 ] |
Аргентина | 500 [ 14 ] |
Языки | |
Иврит , иудео-марокканский арабский , марокканский арабский , хакетия , иудео-берберский , французский , испанский . | |
Религия | |
иудаизм | |
Родственные этнические группы | |
Другие еврейские этнические подразделения , особенно евреи Магриби и евреи-сефарды. |
Марокканские евреи ( арабский : اليهود المغاربة , латинизированный : аль-Яхуд аль-Магариба иврит : יהודים מרוקאים , латинизированный : Йехудим Марокаим ) — евреи или родом из , которые живут в Марокко него . Марокканские евреи составляют древнюю общину, восходящую к римским временам. Евреи начали иммигрировать в этот регион еще в 70 году нашей эры. Позже их встретила вторая волна мигрантов с Пиренейского полуострова в период, который непосредственно предшествовал и следовал за изданием Указа Альгамбры 1492 года , когда евреи были изгнаны из Испании , а вскоре после этого и из Португалии . Эта вторая волна иммигрантов изменила марокканское еврейство , которое в основном придерживалось андалузской сефардской литургии , и переключилось на преимущественно сефардскую идентичность.
Иммиграция марокканских евреев в Израиль происходила на протяжении веков еврейской истории . Марокканские евреи построили первый самодельный квартал за стенами Иерусалима ( Махане Исраэль ) в 1867 году. [ 15 ] а также первые современные кварталы в Тель-Авиве, Хайфе и Тверии. [ 16 ]
На пике своего развития в 1950-е годы еврейское население Марокко составляло около 250 000–350 000 человек. [ 17 ] но из-за миграции марокканских евреев в Израиль и другие страны, включая операцию «Ячин» с 1961 по 1964 год, это число сократилось примерно до 2250. [ 11 ] Подавляющее большинство марокканских евреев сейчас проживают в Израиле , где они составляют вторую по величине еврейскую общину, насчитывающую около полумиллиона человек. [ 3 ] Другие сообщества встречаются во Франции , Канаде , Испании , США и Южной Америке , главным образом в Венесуэле , Бразилии и Аргентине .
Привязанность и уважение между евреями и Королевством Марокко все еще ощутимы. Каждый год раввины и общественные лидеры со всего мира приглашаются на Праздник Трона, который проводится 30 июля в Рабате. Во время празднования в 2014 году раввин Хаим А. Морюсеф из Канады посвятил свою книгу «Le Bon Oeil - Ben Porath Yossef» королю Мухаммеду VI и подарил ему рукописное благословение на пергаменте, пожелав ему здоровой, долгой и успешной жизни. [ 18 ]
История
[ редактировать ]Марокканские евреи составляют древнюю общину, предположительно возникшую еще до 70 г. н.э. Конкретные доказательства еврейского присутствия в Марокко становятся очевидными в поздней античности: еврейские эпитафии и лампы, украшенные менорой, обнаруженные в римском городе Волюбилис , а также остатки синагоги, датируемой третьим веком нашей эры. [ 19 ] [ 20 ] В соответствии с нормами исламской правовой системы, марокканские евреи имели отдельные суды, относящиеся к «личному закону», согласно которым общинам (мусульманский шариат , христианское каноническое право и еврейская галаха законопослушная ) разрешалось управлять собой в рамках своей собственной системы.
В частности, после Указа Альгамбры многие евреи-сефарды мигрировали из Аль-Андалуса в Магриб в качестве беженцев, спасаясь от инквизиции в Испании и Португалии . [ 21 ] Их называют Мегорашим . [ 22 ] в то время как евреи, уже находящиеся в Марокко, называются Тошавим . [ 23 ] Многие иберийские евреи поселились в Фесе и Марракеше. [ 21 ] В последующие столетия конверсо , сосланные в иберийские колониальные владения в Америке и Атлантике, вернули себе иудаизм и также переселились в Марокко. [ 21 ]
В середине 19-го века марокканские евреи начали мигрировать из внутренних районов страны в прибрежные города, такие как Эс-Сувейра , Мазаган , Асфи , а затем и в Касабланку , в поисках экономических возможностей, участвуя в торговле с европейцами и развитии этих городов. [ 24 ] открыл Вселенский израильский союз свою первую школу в Тетуане в 1862 году. [ 25 ]
После создания Государства Израиль в 1948 году и из-за внутренних распрей в 1950-х годах в следующие несколько десятилетий наблюдались волны еврейской эмиграции в Израиль, Францию и Канаду. Шай Хазкани установил, что из 20 тысяч совершивших алию в 1948-1949 годах 1000 служили в ЦАХАЛе, из которых 70% пожелали вернуться домой. Лишь 6% удалось это сделать, учитывая различные бюрократические препятствия, такие как конфискация Израилем их паспортов и сопротивление Марокко их репатриации. [ 27 ] [ 28 ] Марокканские евреи эмигрировали по разным причинам. Некоторые эмигрировали по религиозным мотивам, некоторые столкнулись с преследованиями, а другие уехали в поисках лучших экономических перспектив, чем в постколониальном Марокко . С каждой арабо-израильской войной напряженность между арабами и евреями возрастала, что вызывало еще большую еврейскую эмиграцию. Ко времени войны Судного дня в 1973 году большая часть еврейского населения Марокко эмигрировала. [ 29 ]
Будучи протекторатом Франции, некоторые части Марокко находились под сильным влиянием французской культуры, то же самое можно сказать и о частях страны, принадлежавших Испании. Традиционно евреев классифицировали как французско-марокканских или испанско-марокканских в зависимости от того, где в Марокко они жили, и остатки этих классификаций можно почувствовать и сегодня. Эти различия отражаются в языке, еде, фамилиях и даже литургии. [ нужна ссылка ] Ранние фотографии марокканских еврейских семей, сделанные в начале 20 века немецким исследователем и фотографом Германом Бурхардтом , сейчас хранятся в Этнологическом музее Берлина . [ 30 ]
В конце 1930-х годов большинство евреев Марокко жили в пустынных районах. Частично это произошло из-за увеличения налогов со стороны французского протектората. В 1936 году Леон Блюм , еврей, был назначен премьер-министром Франции. Это дало некоторым марокканским евреям надежду на то, что в какой-то момент они смогут стать гражданами Франции, поскольку алжирские евреи получили французское гражданство на основании Указа Кремье . Алжирским евреям было предоставлено право проезда во Францию, и это только способствовало желанию марокканских евреев принять французскую культуру в той же мере, в какой это сделали алжирские евреи. [ 31 ]
Во время борьбы Марокко за независимость в 1950-х годах было дано несколько обещаний обеспечить равные права еврейской общине в будущем независимом Марокко, отчасти благодаря лоббистским усилиям марокканских националистов в Соединенных Штатах. [ 32 ]
Сегодня в Марокко проживает небольшая община, насчитывающая около 2000–2500 евреев. Однако в условиях быстро растущей тенденции молодые люди из этой общины эмигрируют в Израиль и Францию. [ 33 ] По данным The Economist , по состоянию на 2017 год «ни одна арабская страна не пошла на такие меры, как Марокко, чтобы возродить свое еврейское наследие». [ 34 ] В стране восстановлено 110 синагог и действует арабском мире единственный в еврейский музей . [ 34 ] Ежегодно Марокко посещают более 50 000 израильтян. [ 34 ]
Сообщества сегодня
[ редактировать ]- Марокко: По оценкам, в 2012 году в Марокко все еще проживало 2 000–2 500 евреев, в основном в Касабланке . [ 11 ] Сообщается, что в других городах население меньше и стареет.
- Израиль: В 1950-е годы наблюдались большие волны еврейской эмиграции из Марокко в Израиль. Многие марокканские евреи были переведены в периферийные города, в то время как другие поселились в более крупных, устоявшихся городах. Сегодня евреев марокканского происхождения можно встретить по всему Израилю.
- Франция: Крупные населенные пункты во Франции включают Париж , Марсель , Страсбург , Лион и Ниццу .
- Аргентина: В основном в Буэнос-Айресе и Росарио .
- Бразилия: амазонские евреи в основном в Белене (около 450 семей), Манаусе (около 250 семей) и Рио-де-Жанейро (около 100 семей), [ 35 ] с небольшими общинами, разбросанными по всему региону Амазонки. В 2009 году исполнилось 200 лет первой волне иммиграции в регион Амазонки. [ 36 ] Одним из выдающихся потомков марокканских евреев в Бразилии является бразильский сенатор от амазонской провинции Амапа Дави Альколумбре , который стал президентом Сената в 2019 году. Также местные бизнесмены Исаак Бенайон Сабба и Самуэль Бенчимол .
- Канада: В 1950-х годах Канада начала выдавать визы евреям из Марокко. Большие сообщества возникли в Монреале и Торонто. Марокканцев привлекала Канада из-за высокого качества жизни и Монреаль, в частности, из-за французского языка. Торонто известен своим значительным марокканским населением, происходящим из таких городов, как Танжер и Тетуан . Однако в недавнем прошлом даже в этом доминирующем марокканском городе было замечено появление франко-марокканской музыкальной литургии и обычаев. Например, традиционная марокканская бакашот, классическая музыка, исполняемая евреями-сефардами в зимние месяцы в странах Ближнего Востока в пятницу вечером, ожила в недавних постановках конгрегации Маген Давид и конгрегации Абир Яакоб. [ нужна ссылка ]
- Венесуэла: сосредоточена в основном в Каракасе .
- Гибралтар: Еврейская община Гибралтара происходит из Танжера и Тетуана.
- США: В 1972 году Марокканская еврейская организация (MJO). [ 37 ] был основан. Члены-учредители создали марокканские службы и синагогу в Форест-Хиллз, штат Нью-Йорк, под названием «Сефардская синагога Шаар Ха-Шамайим». Члены и участники MJO продолжили создание других марокканских синагог и Батей Мидрашот / Домов изучения [Торы] в Манхэттене (Манхэттенский сефардский конг.), Бруклине (Нетивот Исраэль), Форт-Ли, штат Нью-Джерси, Седархерсте (ХаХаим веХаШалом) и Филадельфии. ПА.
Еврейские кварталы в Марокко
[ редактировать ]Еврейские кварталы в Марокко назывались меллахами . Евреи в Марокко считались зимми согласно мусульманскому законодательству, что означало, что они были защищенным религиозным меньшинством, отличным от мусульманского большинства, и им не разрешалось участвовать в определенных видах деятельности. [ 38 ] в VII веке к зимми, таким как евреи, относились терпимо, Однако после Пакта Умара в отличие от политики нетерпимости, которую христиане практиковали по отношению к евреям в Европе того времени. Султаны ограничили присутствие евреев в меллах, что большинство рассматривает как попытку подвергнуть их остракизму и уберечь их от воздействия повстанцев; [ 39 ] Однако султаны также хотели, чтобы евреи были защищены по политическим причинам, поскольку нападение на меньшинства рассматривалось как нападение на власть султана. Таким образом, султаны ограничили присутствие евреев в меллах ради их безопасности, а также для защиты постановлений султана от проверки повстанцами. [ 38 ] Слово меллах похоже на еврейское слово мелах (מלח), обозначающее соль; это относится к соленой, болотистой местности, куда первоначально были переселены евреи Северного Марокко и где они собрались. [ 40 ] Мелла не была гетто и не имела структуры, аналогичной еврейским кварталам в Европе. [ 40 ] К 1900-м годам в большинстве марокканских городов была мелла . [ 40 ]
Культура
[ редактировать ]Марокканское еврейство развилось как гибрид многих культур, сформировавших само Марокко, а именно еврейской, арабской, амазигской, французской и испанской.
Музыка
[ редактировать ]Еще до прибытия евреев-сефардов в Марокко марокканские евреи исполняли и развивали традиции андалузской классической музыки и внедряли ее в свою литургическую музыку . В своей книге «Евреи Андалусии и Магриба» о музыкальных традициях в еврейских обществах Северной Африки Хаим Зафрани пишет: « В Испании и Марокко евреи были горячими хранителями андалузской музыки и ревностными хранителями ее старых традиций… . » [ 41 ]
Кухня
[ редактировать ]Марокканская еврейская кухня сочетает в себе местные марокканские вкусы, кулинарные традиции еврейских мигрантов и законы кошерного питания . Кухня тесно связана с общественными и религиозными событиями, особенно с субботой и праздничными трапезами, и включает такие блюда, как кускус и тажин . [ 42 ] Кухня отражает влияние арабских , берберских , французских и испанских традиций с упором на специи, травы и овощи. [ 42 ]
Одним из самых известных блюд марокканской еврейской кухни является традиционная субботняя еда: схина ( سخينة , дословный перевод с иврита : חמין «горячий»), также называемая дфина ( دفينة «погребенный»). [ 43 ] Существует также кошерная версия пастилы . [ 44 ] К праздникам готовят особые блюда, например, празднование Мимуны после Пасхи, во время которого представлены сладкие деликатесы и символические угощения, такие как мофлетта , сладкие блины, которые подаются с маслом и медом. [ 45 ] Махия , аперитив, приготовленный из фиников или инжира, традиционно ассоциируется с еврейской общиной Марокко. [ 46 ]
хна
[ редактировать ]Традиционные вечеринки с хной обычно проводятся за неделю до особого события, такого как свадьба, Бней-мицва или детский душ. Во время предсвадебных вечеринок хной глава семьи (часто бабушка) мажет хной ладони жениха и невесты, чтобы символически подарить новой паре хорошее здоровье, плодородие, мудрость и безопасность. По марокканской традиции считается, что хна защищает пару от демонов. Бабушка покрывает хну, тестообразную пасту, полученную путем смешивания измельченных листьев растения хны с водой, чтобы сохранить тепло тела и создать более насыщенный цвет. Обычно хна окрашивает кожу в оранжевый цвет на срок до двух недель. В марокканском фольклоре невеста освобождается от домашних обязанностей до тех пор, пока хна полностью не выцветет. После того, как жениха и невесту благословили хной, гости также намазывают хной ладони, чтобы привлечь удачу. [ нужна ссылка ]
Одежда
[ редактировать ]Хотя большинство марокканских евреев, как правило, одеваются в стиле принимающей их страны, традиционную марокканскую одежду иногда носят во время торжеств ( мимуна , свадьбы, бар-мицва и т. д.) или даже во время более интимных встреч, таких как субботний ужин. Мужчины обычно носят белый плащ джелаба ( джеллабия ), а женщины носят более богато украшенные кафтаны .
Мимуна
[ редактировать ]Мимуну Многие марокканские евреи отмечают в ночь после последнего дня Песаха. Он стал почти национальным праздником в Израиле, где он особенно распространен в городах с большой концентрацией марокканских евреев, таких как Ашдод, Ашкелон и Натанья.
Религиозные обряды
[ редактировать ]Многие Рабаним проехали и поселились в Марокко, оставив после себя большое влияние. В 2008 году был инициирован проект по сохранению марокканской Торы и слов ее Хахамим. DarkeAbotenou.com был создан несколькими членами сефардской общины Торонто; посвящая свое время и усилия повышению глобальной осведомленности об обычаях и законах, по которым евреи Марокко живут каждый день. Ежедневные электронные письма рассылаются на английском и французском языках и содержат информацию об обычаях, законах и традиционной литургии французской и испанской частей Марокко. Это ежедневное издание в настоящее время транслируется на английском и французском языках. [ 47 ]
Литургия
[ редактировать ]Наблюдатель типичного марокканского еврейского молебна заметит присутствие в мелодиях восточных мотивов. Однако, в отличие от мелодий восточных обрядов (сирийских, иракских и т. д.), на которые повлияли звуки Ближнего Востока, марокканские еврейские религиозные мелодии имеют уникальный андалузский оттенок. Более того, так же, как восточные литургические мелодии организованы в макамы, марокканская литургия может быть классифицирована по нубам. Сам марокканский молитвенный обряд также является уникальным среди сефардских обычаев. Марокканский нусах имеет много уникальных компонентов, но также включает в себя множество ашкеназских обычаев из-за близости страны и ее близости к Европе. Некоторые обычаи марокканского нусача включают:
- Два благословения на Халель : одно благословение (ligmor et ha'Hallel) произносится, когда читается полный Hallel, а другое благословение (likro et ha'Halel) произносится, когда читается сокращенное Hallel. Другие сефарды опускают последнее.
- Йиру Энену: Благословение, начинающееся со слов Йиру Энену (перевод: Наши глаза увидят), читается после Хашкивену на службе Арвит после субботы. Многие ашкенази произносят этот отрывок каждый будний вечер вечером после Хашкивену. Этот обычай обсуждается в Тосафот трактата Берахот 4а.
- Ле'Давид: Перед службой Арвит после субботы читаются три псалма на уникальную мелодию, которая, как говорят, совпадает с той же мелодией, на которую их читали солдаты царя Давида. Псалмы - это главы 144, 67 и 44 (именно в таком порядке). Некоторые общины начинают это служение с 16-й главы, мелодия которой переходит к трем другим псалмам.
- Песукей Дезимра : вступительный стих 30-го псалма («Мизмор Шир Ханукат Хабайт ЛеДавид») добавляется к остальной части псалма во время Шахарита Хануки. Другие сефарадим начинаются с «Аромимха» даже на Хануке.
- Шир ха-Ширим: Обычно его читают между Минхой и Каббалат Шаббат в канун субботы. Другие сефардские группы склонны читать его перед Минхой. Марокканские евреи поют Шир ха-Ширим с уникальной кантилляцией . Обычно каждую главу поет отдельный прихожанин.
- Перед повторением Амиды в Шахарите и Мусафе Рош ха-Шана и Йом Кипура поется гимн «Хашем шамати шимаха йарети» (перевод: Хашем, я услышал твою речь и испугался). Источником этого стиха является Аввакум 3:2.
- Марокканская мелодия для чтения Торы уникальна для марокканской традиции, в отличие от всех других евреев-сефардов , которые просто используют различные вариации мелодии Йерушалми.
- Говорят, что некоторые марокканские пиютимы / еврейские молитвенные мелодии и песни - взяты из песен левиимов / левитов, которые пелись на ступенях, ведущих к Бейт Ха-Микдаш / Священному Храму в Иерусалиме.
Религиозные обычаи
[ редактировать ]- Псалом 29 и Леха Доди читаются сидя во время службы Каббалат Шаббат.
- Пакеты с солью раздаются прихожанам во вторую ночь Песаха, отмечая первый отсчет Омера. Значение соли включает в себя поминовение жертвоприношений в Храме и других каббалистических целей. [ 48 ]
- Пирке Авот читается во время службы Мусаф в субботу между Песахом и Шавуотом . Кроме того, мальчики до Бар-Мишвы по традиции читают каждую главу, и обычно это исполняется под специальную мелодию.
- После произнесения благословения хамоцие над хлебом существует обычай обмакивать хлеб в соль, читая « Адонай мелех, Адонай малах, Адонай йимлох леолам ваед » (Перевод: Бог царствует; Бог воцарился; Бог будет царствовать для во веки веков). Этот «стих» на самом деле представляет собой компиляцию трех стихов, взятых из Псалмов и Исхода. Правомерность этого обычая оспаривается среди марокканских поским , поскольку он может представлять собой прерывание благословения.
- Перед магидской частью пасхального седера поднимают тарелку для седера и передают над головами присутствующих, читая « Бибхилу йасану ми-мишрайим, халахма 'анйа бене хорин » (Перевод: В спешке мы вышли из Египта [с нашими ] хлеб скорби, [теперь мы] свободные люди). Это можно услышать здесь. [ 49 ]
Политика
[ редактировать ]Отношения с Махзеном
[ редактировать ]занимали важные посты в Махзене Марокканские евреи на протяжении всей своей истории . Андре Азулай в настоящее время является советником Мухаммеда VI в Марокко .
Коммунизм
[ редактировать ]В 20 веке существовал ряд выдающихся марокканских еврейских коммунистов, в том числе Леон Султан , Эли Азагури , Авраам Серфати и Сион Ассидон . [ 50 ] По словам Эмили Готтрейх, «хотя [ Коммунистическая партия Марокко ] приветствовала всех, она имела особую привлекательность для городской образованной элиты; почти все выдающиеся еврейские интеллектуалы Марокко в то или иное время присоединялись к партии». [ 51 ]
Израильская политика
[ редактировать ]Все десять членов-основателей израильских «Черных пантер» — недолговечного протестного движения 1970–1971 годов, которое боролось с «этнической дискриминацией и «социально-экономическим разрывом»», группы, вдохновленной антисионистскими студентами университетов, — были детьми марокканских иммигрантов. . [ 52 ] [ 53 ]
Мордехай Вануну , информатор, который раскрыл информацию о программе Израиля по созданию ядерного оружия , а затем был похищен Моссадом в Риме и заключен в тюрьму в Израиле, родился в Марракеше . [ 54 ] [ 55 ]
заняли видное положение в политике В Израиле многие марокканские евреи, такие как Амир Перец , Орли Леви , Арье Дери , Мири Регев и Наама Лазими , .
Генетика
[ редактировать ]марокканских евреев На протяжении многих лет ДНК изучалась и исследовалась многочисленными исследованиями; общее представление о ней показало, что с точки зрения Y-ДНК она происходила в основном из того же левантийского источника, что и подавляющее большинство евреев мира, а это означает, что они тоже являются потомками древних израильтян библейских времен . В случае евреев -ашкенази и сефардов (в частности, марокканских евреев), которые, по-видимому, тесно связаны между собой, нелевантийский компонент их ДНК является южноевропейским . [ 56 ]
Генетические исследования показывают, что около 27% марокканских евреев происходят от одного предка женского пола. [ 57 ] Анализ митохондриальной ДНК еврейского населения Северной Африки (Марокко, Тунис, Ливия) стал предметом дальнейшего детального исследования в 2008 году Дороном Бехаром и др. [ 58 ] Анализ приходит к выводу, что евреи из этого региона не имеют общих гаплогрупп гаплогрупп митохондриальной ДНК (M1 и U6), которые типичны для североафриканского берберского и арабского населения. [ 58 ]
Бехар и др. пришли к выводу, что маловероятно, чтобы североафриканские евреи имели значительную арабскую или берберскую примесь, «соответствующую социальным ограничениям, налагаемым религиозными ограничениями» или эндогамией . Это исследование также обнаружило генетическое сходство между ашкенази и североафриканскими евреями европейских пулов митохондриальной ДНК, но различия между обоими из них из диаспоры и евреями с Ближнего Востока. [ 58 ]
Однако в исследовании 2012 года, проведенном Кэмпбеллом и др., Было обнаружено, что марокканская/алжирская, Джербанская/тунисская и ливийская подгруппы североафриканского еврейства демонстрируют различные уровни ближневосточного (40-42%), европейского (37-39%) и североафриканское происхождение (20-21%), [ 59 ] при этом марокканские и алжирские евреи, как правило, генетически ближе друг к другу, чем к евреям Джербана и ливийским евреям. [ 60 ] [ 61 ] [ 62 ] [ 63 ] Согласно исследованию:
«отличительные кластеры североафриканского еврейского населения с близостью к другим еврейским популяциям и различной степенью примеси с Ближнего Востока, Европы и Северной Африки. Две основные подгруппы были идентифицированы по основному компоненту, дереву соединения соседей и анализу идентичности по происхождению - марокканцы / Алжирцы и джербанцы/ливийцы — которые различались по степени европейской примеси. Эти популяции демонстрировали высокую степень эндогамии и были частью более крупной еврейской группы ашкенази и сефардов. Согласно анализу основных компонентов, эти североафриканские группы были ортогональны современному населению из. Северное и Южное Марокко, Западная Сахара, Тунис, Ливия и Египет. Таким образом, это исследование совместимо с историей североафриканских евреев, возникших в эпоху классической античности с прозелитизмом местного населения, за которым последовала генетическая изоляция с возникновением христианства, а затем и с возникновением христианства. Ислам и примеси после эмиграции евреев-сефардов во время инквизиции». [ 59 ]
См. также
[ редактировать ]- История евреев в Африке
- История евреев в Марокко
- История евреев под властью мусульман
- Миграция марокканских евреев в Израиль
- Марокканские евреи в Израиле
- Операция Ячин
- Еврейская община Феса
- Амазонские евреи
- марокканцы
Ссылки
[ редактировать ]- ^ По данным BBC на арабском языке в 2004 году. По оценкам Всемирной федерации марокканского еврейства, по состоянию на 2019 год их число составило около 1 миллиона.
- ^ По состоянию на 2010 год.
- ^ «Марокканские евреи и двойная лояльность » . BBC на арабском языке . 21 декабря 2005 года . Проверено 6 декабря 2022 г.
- ↑ Марокканское еврейство в Израиле собирается отметить 60-летие алии , The Джерузалем Пост (25 августа 2019 г.).
- ^ Перейти обратно: а б «Евреи по странам происхождения и возрасту, 2010 г.» . Центральное статистическое бюро Израиля . Архивировано из оригинала 13 ноября 2011 г. Проверено 6 декабря 2022 г.
- ^ «Одна статистика в день: большинство марокканских евреев живут в Израиле» . Давар . Апрель 2021 года . Проверено 6 декабря 2022 г.
- ^ «Торонто» . Марокканские евреи во всем мире . Мимуна . Проверено 12 декабря 2011 г.
- ^ «Монреаль» . Марокканские евреи во всем мире . Мимуна . Проверено 12 декабря 2011 г.
- ^ «Марокканские евреи в США» . Посещение еврейского Марокко. 24 января 2021 г. Проверено 10 октября 2021 г.
- ^ «Марокканские евреи в Испании» . Марокканские евреи во всем мире . Мимуна . Проверено 12 декабря 2011 г.
- ^ «Марокканские евреи в Венесуэле» . Марокканские евреи во всем мире .
- ^ «Марокканские евреи в Бразилии» . Марокканские евреи во всем мире . Мимуна . Проверено 12 декабря 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Серджио ДеллаПергола , Еврейское население мира , 2012, с. 62.
- ^ «Марокканские евреи в Гибралтаре» . Мимуна . Проверено 12 декабря 2011 г.
- ^ «Веб-архив правительства Великобритании» . webarchive.nationalarchives.gov.uk .
- ^ «Марокканские евреи в Аргентине» . Марокканские евреи во всем мире . Мимуна . Проверено 12 декабря 2011 г.
- ^ Карк, Рут (1987). «Марокканские евреи как основатели Махане Исраэль» (PDF) . Яд Бар Цзи . Архивировано из оригинала (PDF) 9 января 2022 г. Проверено 12 декабря 2021 г.
- ^ Гаон, Моше Давид (1927). «История евреев-сефардов в Израиле» . Еврейские книги . Проверено 12 декабря 2021 г.
- ^ «Марокканский фильм ищет евреев, уехавших в Израиль» . Аль Арабия . Ассошиэйтед Пресс. 27 февраля 2013 г.
- ^ М, Нэт (20 мая 2015 г.). «Добрый глаз» . Конгрегация Йосефа Хаима.
- ^ Готрайх, Эмили (2020). Еврейское Марокко: история от доисламских до постколониальных времен . ИБ Таурис. стр. 22–23. дои : 10.5040/9781838603601.ch-001 . ISBN 978-1-78076-849-6 . S2CID 241423198 .
- ^ Andreeva, Fedorchuk & Nosonovsky 2019 .
- ^ Перейти обратно: а б с Тайеб-Карлен, Сара (23 февраля 2010 г.). Евреи Северной Африки: от Дидоны до Де Голля . Университетское издательство Америки. ISBN 978-0-7618-5044-1 .
- ^ Гербер, Джейн С. (1980). Еврейское общество в Фесе 1450-1700: исследования общественной и экономической жизни . БРИЛЛ. ISBN 978-90-04-05820-0 .
- ^ Гербер, Джейн С. (1980). Еврейское общество в Фесе 1450-1700: исследования общественной и экономической жизни . БРИЛЛ. ISBN 978-90-04-05820-0 .
- ^ Готтрейх, Эмили Р. Еврейское пространство в марокканском городе: история меллы Марракеша, 1550-1930 гг . п. 54. OCLC 77066581 .
- ^ Родриг, Арон (2003). Евреи и мусульмане: образы сефардов и восточных евреев в наше время . Вашингтонский университет Press. ISBN 978-0-295-98314-1 .
- ^ Брессолетт, Генри; Деларозьер, Жан (1983). «Фес-Дждид с момента основания в 1276 году в середине 20 века» Хесперис-Тамуда : 245–318.
- ^ Шей Хазкани, Дорогая Палестина: Социальная история 1948 года, Stanford University Press , 2021 ISBN 978-1-503-61465-9 .
- ↑ Джош Рубнер, «Тревожный 1948 год: обзор «Дорогой Палестины» Шая Хазкани», Mondoweiss, 24 июня 2021 г.
- ^ «Марокканский фильм ищет уехавших евреев» . Инетньюс . 3 марта 2013 года . Проверено 22 августа 2017 г.
- ^ Еврейская пара в Марокко на крыше своего дома ; Еврейская семья во время праздника кущей на крыше своего дома ; Марокканские евреи в 1905 году , картина Германа Бурхардта; Еврейская семья, 1905 год ; Синагога Саба, 1905 г .; Еврейская семья в своем доме ; Синагога Ибн (Абена) Данана в Мелле Феса (нажмите, чтобы увеличить); Еврейская семья в Марокко , начало 20 века (нажмите на фото, чтобы увеличить); Семейный портрет , Марокко.
- ^ Кенбиб, Мохаммед (8 августа 2014 г.). «Марокканские евреи и режим Виши, 1940–42». Журнал исследований Северной Африки . 19 (4): 540–553. дои : 10.1080/13629387.2014.950523 . ISSN 1362-9387 . S2CID 144757688 .
- ^ Стеннер, Дэвид (2019). Глобализация Марокко: транснациональный активизм и постколониальное государство . Стэнфорд, Калифорния. п. 146. ИСБН 978-1-5036-0900-6 . OCLC 1082294927 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Абебе, Дэнни Адено (17 марта 2013 г.). «Марокканские евреи изучают высокие технологии в Израиле» . Инетньюс . Проверено 22 августа 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Маленькая марокканская идиллия еврейско-мусульманского сосуществования» . Экономист . 2 ноября 2017 г.
- ^ Иудаика, Амазония. «Еврейский блог Амазонки: Хронология еврейского присутствия на Амазонке» . aj200.Blogspot.com.br . Проверено 22 августа 2017 г.
- ^ «Еврейский портал Амазонии - Кто мы» . www.AmazoniaJudaica.org . Проверено 22 августа 2017 г.
- ^ Марокканская еврейская организация (MJO) «История МЖО» . Проверено 13 сентября 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б Дешен, Шломо. «Городские евреи в шерифском Марокко». Ближневосточные исследования 20, вып. 4 (1984): 212–23. дои: 10.1080/00263208408700607
- ^ Дешен, Шломо. «Городские евреи в шерифском Марокко». Ближневосточные исследования 20, вып. 4 (1984): 214. doi: 10.1080/00263208408700607.
- ^ Перейти обратно: а б с Лапидус, Ира М. «Эмили Готтрейх. Мелла Марракеша: еврейское и мусульманское пространство в красном городе Марокко. (Серия Индианы по исследованиям Ближнего Востока)». Американский исторический обзор 113, вып. 3 (2008): 946-47. doi:10.1086/ahr.113.3.946.
- ^ Хаим Зафрани (2002). Евреи Андалусии и Магриба . Ссылки Maisonneuve и Larose. Мезоннёв и Лароз. п. 228. ИСБН 978-2-7068-1629-1 .
- ^ Перейти обратно: а б Саадун, Хаим, изд. (2003). מרוקו [ Марокко ]. Институт Бен Цви по исследованию еврейских общин на Ближнем Востоке; Министр образования: Отдел социального и молодежного образования. стр. 103–106. ISSN 1565-0774 .
- ^ «История блюда | Аль Дафина – Марокко, документальный фильм Аль-Джазиры» (на арабском языке). 18 октября 2017 г. Архивировано из оригинала 18 октября 2017 г. Проверено 22 апреля 2020 г.
- ^ Соломонов, Михаил (2016). Захав: Мир израильской кухни . Хм.
- ^ Марокко / редактор - Хаим Саадон. Иерусалим: Министерство образования – Управление общества и молодежи. 2003. Страницы 301–306.
- ^ «Махия на рынке: к истории марокканского еврейского товара» . www.international.ucla.edu . Проверено 29 октября 2019 г.
- ^ Darké Abotenou »О проекте . Darkeabotenou.com (21 ноября 2008 г.). Проверено 4 июля 2011 г.
- ^ «Соль Омера» на веб-сайте Центра Кехила . Архивировано 4 июля 2008 г. в Wayback Machine . (PDF) . Проверено 4 июля 2011 г.
- ↑ Песах Песах – Бибхилу – Джо 'Амар з"л на YouTube . Проверено 4 июля 2011 г.
- ^ «Борьба с коррупцией: Сион Ассидон отказывается от протянутой руки ПЖД» . fr.le360.ma (на французском языке). 27 января 2019 года . Проверено 2 февраля 2020 г.
- ^ Готрайх, Эмили (2020). Еврейское Марокко . ИБ Таурис. дои : 10.5040/9781838603601 . ISBN 978-1-78076-849-6 . S2CID 213996367 .
- ^ Любин, Алекс (01 февраля 2014 г.), «Черные пантеры и ООП», Geographies of Liberation , University of North Carolina Press, стр. 111–141, doi : 10.5149/northcarolina/9781469612881.003.0005 , ISBN 9781469612881
- ^ Бернштейн, Дебора (1984). Конфликт и протест в израильском обществе . Хайфский университет. стр. 133–137.
- ^ «Безумная история осведомителя марокканского происхождения, преследуемого Израилем» . Стол (на французском языке). 12 мая 2016 г. Проверено 26 марта 2023 г.
- ^ Майр, Грег (21 апреля 2004 г.). «Израильтянин, раскрывший ядерные секреты, освобожден» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 26 марта 2023 г.
- ^ Зооссманн-Дискин, Авшалом (2010). «Происхождение восточноевропейских евреев, раскрытое с помощью аутосомного, полового хромосомного полиморфизма и полиморфизма мтДНК» . Биол Директ . 5 (57): 57. дои : 10.1186/1745-6150-5-57 . ПМЦ 2964539 . ПМИД 20925954 .
- ^ «Генетика и еврейская идентичность» . «Джерузалем Пост» | JPost.com . Проверено 28 мая 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Бехар, Доран М.; Мецпалу, Эне; Кивисилд, Тоомас; Россе, Сахарон; Цур, Шей; Хадид, Ярин; Юдковский, Геннадий; Розенгартен, Дрор; Перейра, Луиза (2008). Маколей, Винсент (ред.). «Подсчет основателей: матрилинейное генетическое происхождение еврейской диаспоры» . ПЛОС ОДИН . 3 (4): е2062. Бибкод : 2008PLoSO...3.2062B . дои : 10.1371/journal.pone.0002062 . ISSN 1932-6203 . ПМЦ 2323359 . ПМИД 18446216 .
- ^ Перейти обратно: а б Кэмпбелл, Кристофер Л.; Паламара, Пьер Ф.; Дубровский, Майя; Ботиг, Лаура Р.; Феллоус, Марк; Ацмон, Гил; Одду, Кэрол; Перлман, Александр; Хао, Ли; Хенн, Бренна М.; Бернс, Эдвард; Бустаманте, Карлос Д.; Комас, Дэвид; Фридман, Эйтан; Пеер, Ицик; Острер, Гарри (2012). «Еврейское и нееврейское население Северной Африки образует характерные ортогональные кластеры» (PDF) . Труды Национальной академии наук . 109 (34): 13865–70. Бибкод : 2012PNAS..10913865C . дои : 10.1073/pnas.1204840109 . ПМЦ 3427049 . ПМИД 22869716 .
- ^ «Исследование завершает генетическую карту евреев Северной Африки» . «Джерузалем Пост» | JPost.com . Проверено 28 мая 2017 г.
- ^ «Новая генетическая карта еврейских диаспор - OpEd» . 12 декабря 2013 г. Архивировано из оригинала 12 декабря 2013 г.
- ^ Эвен, Дэн (8 августа 2012 г.). «Международное генетическое исследование прослеживает еврейские корни до древнего Ближнего Востока» . Гаарец . Проверено 2 декабря 2021 г.
- ^ Браун, Эрин (13 апреля 2008 г.). «Генетическое исследование североафриканских евреев рассказывает историю миграции – Los Angeles Times» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 12 апреля 2013 г.