Гнава
Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Март 2013 г. ) |
Гнава ڭناوة ( / ɡ ( ə ) ˈ n ɑː w ə / ) (или Гнауа , Ганава , Ганави , Гнави' ; арабский: ) — этническая группа, населяющая Марокко , которая была привезена в качестве рабов из западноафриканского Сахеля .
Название Гнава, вероятно, произошло от языка коренных жителей Северной Африки и пустыни Сахара . Фонология этого термина согласно грамматическим принципам берберского языка — agnaw (единственное число) и ignawen (множественное число), что означает «черный человек».
Музыка Гнава была внесена в 2019 году в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества. [1]
История
[ редактировать ]Обычно считается, что население гнава происходит из Сахельского региона Западной Африки, который имел давние и обширные торговые и политические связи с Марокко . [2] [3] Гнава — этническая группа, которая была привезена в Марокко в качестве рабов, и их предки прослеживаются в некоторых частях Западной Африки. После отмены рабства они вошли в состав суфийского ордена в Магрибе . [4] Приняв ислам, гнава продолжали праздновать ритуальное одержимость во время ритуалов, посвященных практике танцев одержимости и страха. Этот обряд одержимости называется Джедба (араб. جدبة ).
Гнава и музыка
[ редактировать ]Музыка Гнава сочетает в себе классический исламский суфизм с доисламскими африканскими народными традициями. Термин «музыканты гнава» обычно относится к людям, которые также практикуют лечебные ритуалы. Ритуалы исцеления имеют явную связь с доисламскими африканскими анимистическими обрядами, известными как бори в культуре хауса. В марокканской популярной культуре гнавас благодаря своим церемониям считаются экспертами в магическом лечении укусов скорпионов и психических заболеваний . Они лечат болезни, используя цвета, сжатые культурные образы, духи и страх.
Гнавас играют глубоко гипнотическую трансовую музыку, отмеченную низкими, ритмичными мелодиями, исполняемыми на покрытой кожей лютне, называемой синтир или гембри . Этот метод, аналогичный гарайе в традиционной музыке хауса, включает пение призыва и ответа , хлопки в ладоши и тарелки , называемые кракеб (множественное число от каркаба ). Церемонии Гнава используют музыку и танцы, чтобы пробудить в памяти святых предков, которые, как говорят, исцеляют.
Музыка Gnawa завоевала международный авторитет и привлекательность. Многие западные музыканты, в том числе Билл Ласвелл , Брайан Джонс , Рэнди Уэстон , Адам Рудольф , Такер Мартин , Роберт Плант , Джейкоб Коллиер и Джимми Пейдж , привлекали и сотрудничали с такими музыкантами Гнава, как братья Махмуд Гуиния и Мохтар Ганиа из Эс-Сувейры, братья Мустафа. Бакбу и Ахмед Бакбу , Абделькебир Мерчане , Брахим Белкани , все из Марракеша, а также Хамид Эль-Касри и Абделькадер Амлил из Рабата и покойные Ахмида Буссу и Саид Угассал из Касабланки, которые все участвовали в ежегодном фестивале в Эс-Сувейре . Некоторые традиционалисты рассматривают современное сотрудничество как неоднозначное благо, оставляя или изменяя священные традиции ради более явно коммерческих целей. Международные артисты звукозаписи, такие как Хасан Хакмун, познакомили западную публику с музыкой и танцами Гнава через свои записи и концертные выступления.
Центрами музыки Гнава являются Марракеш , Танжер , Рабат , Касабланка , Фес и Эс-Сувейра , которая находится на юго-западе Марокко, где Всемирный музыкальный фестиваль Гнауа ежегодно проводится . Гнава Марракеша проводят свой ежегодный фестиваль в святилище Мулая Брахима в Атласских горах и вокруг святилища Мулая Абдуллы бин Цаина в деревне Тамеслохт , между Марракешем и городом Амизмиз . Фестивали проводятся в связи с днем рождения Пророка .
Гнава Хамлии проводят свой ежегодный фестиваль в августе в деревне Хамлия в Эрг-Шебби. [5]
Наконец, внутри Гнавы есть особое племя, называемое Ганга. Ганга имеют африканское происхождение, расположенное к югу от Сахары, и обычно говорят на ташельхаите . Они обитают в Хаха между Эс-Сувейрой и Агадиром, а также в долине Су вокруг таких городов, как Агадир и Тарудант. Они не играют на гуимбри , а сосредотачиваются только на танце, известном как кою , игре на кракебе и на больших барабанах, называемых тебель или ганга , что также является частью процессии регулярной церемонии гнава.
- Гнауа в интерьере Северной Африки
- Гнава из Алжира со своими гембри (около 1906 г.) работы Жана Гейзера (1848-1923).
- Гнавас около 1920-х годов.
- Учитель музыки
- Музыканты Гнава, Гарри Хамфри Мур .
- Группа гнава танцует под песню.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «ЮНЕСКО - Решение Межправительственного комитета: 14.COM 10.B.26» . ich.unesco.org . Проверено 29 мая 2020 г.
- ^ Амрауи, Ахмед Эль. «Музыка Гнавы: от рабства к известности» . www.aljazeera.com . Проверено 29 мая 2020 г.
- ^ Синклер, Мэнди. «Краткая история музыки Гнауа в Марокко» . Культурное путешествие . Проверено 22 апреля 2020 г.
- ^ «Йобади, дружба через музыку» . ArcGIS StoryMaps . Проверено 29 мая 2020 г.
- ^ «Les Gnaouas - История и культура | Holiday Maroc» . Холидуэй (на французском языке). 28 февраля 2017 г. Архивировано из оригинала 14 мая 2023 г. Проверено 22 апреля 2020 г.
Общие ссылки
[ редактировать ]- Ibiblio.org: Истории Гнавы: мистические музыканты-целители из Марокко
- Гнава на сайте министерства связи Марокко
- WorldMusicCentral.org
- PTWMusic.com: gnawa Чоуки Эль Хамеля из Университета Дьюка, 1 декабря 2000 г.
- Этимология слова «Гнава» из Британской энциклопедии.
- Бен Саиди, А (2003) Амазиг Катеб Ясин обсуждает магрибский блюз и музыку Ганавы - распространение берберских и арабских жанров.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бернасек, Л. и Бургер, HS (2008) Imazighen!: Красота и ремесло в берберской жизни , Peabody Museum Press
- Кортни-Кларк, М. и Брукс, Г. (1996) Имазиген: Исчезающие традиции берберских женщин , Thames & Hudson Ltd, Лондон, Великобритания
- Эль-Гиссасси, Х. (2006) Regard sur Le Laroc de Mohamed VI , Мишель Лафон
- Эннаджи, М. (2005) Многоязычие, культурная идентичность и образование в Марокко , Спрингер, Нью-Йорк, США.
- Харрис, В. (2003) Марокко, которое было , Eland Books, Лондон, Великобритания
- Харт, DM (2000) Племя и общество в сельской местности Марокко , издательство Фрэнка Касса
- Хоу, М. (2005) Марокко: исламистское пробуждение и другие проблемы , Оксфордский университет, Нью-Йорк, США
- Хоффман, К.Э. (2008) У нас общие стены: язык, земля и пол в берберском Марокко , Уайли-Блэквелл
- Максвелл, Дж. (2000) Lords of the Atlas , Weidenfeld & Nicolson Illustrated
- Максвелл, Дж. (2002) Лорды Атласа: Взлет и падение дома Глауа 1893–1956, The Lyons Press
- Маккиссак Ф. и Маккиссак П. (1995) Королевские королевства Гана, Мали и Сонгай: жизнь в средневековой Африке , Генри Холт и компания, LLC
- Пеннелл, CR (2003) Марокко: от империи к независимости , OneWorld Publications
- Пеннел, CR (2001) Марокко с 1830 года: история , NYU Press, США
- Порч, Д. (1983) Завоевание Марокко - причудливая история последнего великого колониального приключения Франции, долгая борьба за подчинение средневекового королевства с помощью интриг и силы оружия 1903–1914, Кнопф
- Порч, Д., 2-е издание (2005) Покорение Сахары , Феррар, Штраус и Жиру
- Роджерсон, Б. и Лавингтон, С. Под редакцией (2004) Марракеш, Красный город: Город глазами писателей , Sickle Moon Books
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Gnawa.net. Архивировано 11 июня 2009 г. на Wayback Machine.
- http://www.vodeo.tv/4-33-3982-des-gnawa-dans-le-bocage.html
- https://web.archive.org/web/20070929102727/http://www.editions-harmattan.fr/index.asp?navig=catalogue&obj=video&no=1052
- https://web.archive.org/web/20070928063425/http://prep-cncfr.seevia.com/idc/data/Cnc/Recherche/fiche2.asp?idf=3313
- Эс-Сувейра на WorldMusicCentral.org
- Gnawa и Brickhaus.com
- Гнава Музыка
- [1] - Эс-Сувейра-Гнауа и Всемирный музыкальный фестиваль