Рабство в Марокко
Часть серии о |
Принудительный труд и рабство |
---|
Рабство существовало в Марокко с древности до 20 века. Марокко было центром транссахарской работорговли порабощенных чернокожих африканцев из стран Африки к югу от Сахары до 20 века, а также центром берберийской работорговли европейцев, захваченных берберийскими пиратами до 19 века. Открытая работорговля была окончательно подавлена в Марокко в 1920-х годах. Харатин . и гнава называют потомками бывших рабов
Работорговля
[ редактировать ]Работорговля в Африке
[ редактировать ]С 7-го века в средние века до начала 20-го века Марокко было центром транссахарской работорговли порабощенными африканцами на пути от Тимбукту до невольничьего рынка в Марракеше , откуда их переправляли на отдых. Марокко и Средиземноморья в целом. [2]
В соответствии с исламским законом, согласно которому мусульмане имели право порабощать немусульман, африканские племена, принявшие ислам, захватывали немусульман и вывозили их по торговому пути вдоль побережья на север в сторону Марокко.
Во времена династии Альморавидов (1040–1147) по торговому пути экспортировалось оружие и ткани из Испании на севере в Сенегал к югу от Сахары в обмен на золото, слоновую кость, соль и рабов из неисламских районов к югу от Сенегала в Марокко, Аль-Андалус в Испании и Средиземноморском мире. [3]
В качестве военной добычи после победы над Империей Сонгай султан Марокко Исмаил ибн Шариф каждый год отправлял тысячи рабов из Тимбукту к югу от Сахары , которых он затем добавлял к своей огромной армии черноафриканских рабов и харатинских рабов-солдат. по имени Черная гвардия (или Абид аль-Бухари).Они приняли ислам при арабах и берберах. [4] и были насильно завербованы в марокканскую армию Исмаилом ибн Шарифом (султаном Марокко с 1672 по 1727 годы) для консолидации власти. [5]
Транссахарский невольничий маршрут из города Тимбукту в основном вел в город Марракеш в Марокко, который с VII века был известен как крупный центр средиземноморского рынка африканских рабов и оставался таковым на протяжении более тысячи лет. , пока Марокко не стало французским протекторатом в 20 веке. [2]
Европейская работорговля
[ редактировать ]Существуют исторические свидетельства набегов рабов-мусульман из Северной Африки по всему средиземноморскому побережью христианской Европы. [6] Большинство рабов, которыми торговали в Средиземноморском регионе, были преимущественно европейского происхождения с VII по XV века. [7] В 15 веке эфиопы продавали рабов из западных приграничных районов (обычно недалеко от владений императора Эфиопии ) или Эннареи . [8]
В период с 16 по начало 19 века Марокко также было центром берберийской работорговли европейцев, захваченных варварскими пиратами в Атлантике и Средиземном море.
Берберийские корсары и экипажи из квазинезависимых [9] Североафриканские османские провинции Алжир , Тунис , Триполи и независимый султанат Марокко под властью династии Алауитов ( Берберийское побережье ) были бичом Средиземноморья . [10] Захват торговых судов и порабощение или выкуп их экипажей обеспечили правителям этих стран богатство и военно-морскую мощь. Орден Тринитариев , или орден «Матюренов», на протяжении веков действовал из Франции со специальной миссией по сбору и распределению средств для помощи и выкупа пленных средиземноморских пиратов.
По словам Роберта Дэвиса, от 1 до 1,25 миллиона европейцев были захвачены берберийскими пиратами и проданы в рабство в период с 16 по 19 века. [11]
Функция
[ редактировать ]Женское рабство
[ редактировать ]Рабыни в основном использовались либо в качестве домашней прислуги, либо в качестве наложниц (секс-рабынь) . Сексуальные рабыни-наложницы богатых городских мужчин, родившие сына своего поработителя, считались наиболее привилегированными, поскольку они становились Умм аль-Валад и освобождались после смерти своего поработителя; наложница бедуина в основном жила той же жизнью, что и остальные члены племени и женщины семьи. [12] Домашние рабыни жили тяжёлой жизнью, а воспроизводство среди рабынь было низким; было отмечено, что среди рабов была высока детская смертность, что рабыни часто подвергались изнасилованию в детстве и редко доживали до сорока лет, и что более бедные рабовладельцы часто занимались их проституцией. [13]
Самое известное использование наложниц происходило в королевском гареме. Согласно трудам французского дипломата Доминика Бюсно , султан Мулай Исмаил имел не менее 500 наложниц и еще больше детей. Всего в 1703 году было зарегистрировано 868 детей (525 сыновей и 343 дочери), причем его семисотый сын родился вскоре после его смерти в 1727 году, и к тому времени у него было уже более тысячи детей. [14] [15] Считается, что это самое большое количество детей среди людей в истории. Многие из его наложниц задокументированы лишь фрагментарно. В качестве наложниц они были пленницами-рабынями, иногда из Европы. Одну из них, ирландку по имени миссис Шоу, привели в его гарем после того, как она была порабощена, и заставили принять ислам, когда султан пожелал вступить с ней в половую связь, но была освобождена и выдана замуж за новообращенного испанца, когда султану она надоела; испанская новообращенная была очень бедна, и очевидцы описывали ее как доведенную до нищенства. [16] [17] Другие наложницы-рабыни становились фаворитами и поэтому имели некоторое влияние, например, англичанка по имени Лалла Балкис . [16] Другой фавориткой была испанская пленница по имени Аль-Дара, мать некогда любимого сына Мулая Исмаила, которого он сам воспитал: Мулая Мохаммеда аль-Алима; и Мулаю Шарифу. Около 1702 года Аль-Дара трагически погиб, задушенный Мулаем Исмаилом, которого Лалла Аиша заставила поверить, что она предала его. [18] Широко распространено мнение, что отчасти мотивом ее позора было то, что она подтолкнула [18] ему убить наложницу и ее сына, чтобы повысить шансы ее собственного сына стать монархом.
Мужское рабство
[ редактировать ]Рабы-мужчины использовались в качестве чернорабочих, евнухов или солдат. Условия рабства могли быть очень тяжелыми, и рабов-мужчин заставляли работать на каторжных работах на тяжелом строительстве, в каменоломнях, а также в качестве галерных рабов , гребля на галерах, в том числе и на галерах самих пиратов-варваров-корсаров. [19]
Выбор рабов для прохождения процедуры ухода был очень избирательным в Марокканской империи. Рабы могут обладать многими качествами и навыками, чтобы завоевать расположение и доверие своих хозяев. Изучая отношения хозяина и раба, мы можем понять, что рабы с белой кожей особенно ценились в исламских обществах. Способ приобретения, а также возраст приобретения сильно влияли на ценность раба, а также способствовали развитию доверительных отношений между хозяином и рабом. Часто рабы, приобретенные в подростковом или даже молодом возрасте, становились доверенными помощниками и доверенными лицами своих хозяев. Более того, приобретение раба в подростковом возрасте обычно открывает возможности для образования и обучения, поскольку рабы, приобретенные в подростковом возрасте, были в идеальном возрасте для начала военной подготовки. В исламских обществах этот процесс обычно начинался в возрасте десяти лет и продолжался до пятнадцати лет, после чего эти молодые люди считались готовыми к военной службе. Рабы со специальными навыками высоко ценились в исламских рабовладельческих обществах. От рабов-христиан часто требовалось говорить и писать по-арабски. Наличие рабов, свободно владеющих английским и Арабский язык был очень ценным инструментом в дипломатических делах. Двуязычные рабы, такие как Томас Пеллоу, использовали свои переводческие способности для важных вопросов дипломатии. Сам Пеллоу работал переводчиком у посла в Марокко .
Пожалуй, самой известной военной силой рабов была Черная гвардия , также известная как Абид ад-Диван («рабы дивана » , Джайш аль-Абид «армия рабов» и Абид аль-Султан «рабы султана»). [20] представляли собой корпус чернокожих африканских рабов и харатинских собранный алавитским султаном Марокко рабов-солдат , Исмаилом ибн Шарифом (годы правления 1672–1727). [21] Их называли «Рабами Бухари», потому что султан Исмаил подчеркивал важность учения знаменитого имама Мухаммада аль-Бухари , доходя до того, что раздавал лидерам армии копии своей книги. [22] Этот военный корпус, который был верен только султану, был одним из столпов власти Исмаила, поскольку он стремился установить более стабильную и более абсолютную власть над Марокко. [23] : 230–231 В течение конца 18-го и 19-го веков их роль в вооруженных силах постепенно уменьшалась, а их политический статус варьировался от привилегий до маргинализации. Их потомки в конечном итоге вновь обрели свободу и расселились по стране. Черная гвардия была распущена в 1912 году.
Рабские рабочие также использовались при строительстве Касбы Мулая Исмаила .
Отмена
[ редактировать ]Отмена берберийской работорговли
[ редактировать ]Работорговля в европейцах прекратилась после берберийских войн в начале 19 века.
11 октября 1784 года марокканские пираты захватили американскую бригантину « Бетси» . [24] Испанское правительство договорилось о свободе захваченного корабля и команды; однако Испания посоветовала Соединенным Штатам предложить дань, чтобы предотвратить дальнейшие нападения на торговые суда. Министр Соединенных Штатов во Франции Томас Джефферсон решил отправить послов в Марокко и Алжир, чтобы попытаться выкупить договоры и свободу захваченных моряков, удерживаемых Алжиром. [25] Марокко было первым государством Берберийского побережья, подписавшим договор с Соединенными Штатами 23 июня 1786 года. Этот договор формально положил конец всему марокканскому пиратству, направленному против интересов американского судоходства. В частности, статья шестая договора гласит, что если какие-либо американцы, захваченные марокканцами или другими штатами Берберийского побережья, причалят к марокканскому городу, они будут освобождены и перейдут под защиту марокканского государства. [26]
Барберийская работорговля из Марокко против кораблей других стран также уменьшилась после Берберийской войны начала 19 века. Берберийское пиратство было искоренено после Второй Берберийской войны .
Отмена африканской работорговли и рабства
[ редактировать ]Транссахарская работорговля с африканцами была прекращена французскими колониальными властями в 1923 году, но рабство как таковое сохранялось еще долгое время в 20 веке.
Транссахарская работорговля с африканцами продолжалась после того, как берберийская работорговля европейцев уменьшилась. В 1842 году султан Марокко Абд аль-Рахман выступил с заявлением в защиту рабства, заявив, что рабство было чем-то, «согласно всем сектам и народам со времен сыновей Адама ». [27]
сделало Марокко официальное предложение В 1883 году министерство иностранных дел Великобритании запретить работорговлю, но Марокко отказалось ввести такой запрет. [28] В конце 19-го века султан Марокко заявил западным дипломатам, что он не может запретить рабство, потому что такой запрет не будет иметь исковой силы, но британцы попросили его обеспечить, чтобы, по крайней мере, работорговля в Марокко была урегулирована. сдержанно и вдали от глаз иностранных свидетелей. [29] В 1884 году правительства Великобритании и Франции запретили своим гражданам и служащим в Марокко владеть рабами. [28]
Между 1912 и 1956 годами Марокко было колонизировано Францией , что фактически положило конец открытой работорговле в Марокко. В 1923 году французские колониальные власти официально запретили работорговлю и закрыли невольничьи рынки в Марокко. [2] Хотя работорговля была запрещена, рабство как таковое никогда не запрещалось. Однако, когда невольничьи рынки были закрыты, а открытое рабство визуально исчезло из поля зрения общественности, рабство считалось де-факто отмененным. [2]
На практике работорговля продолжалась незаконно по крайней мере два десятилетия после отмены работорговли в 1923 году. [2] Рабство как таковое продолжалось в частном порядке, главным образом в виде домашней прислуги. Однако в течение десятилетий после 1923 года рабство в Марокко постепенно уменьшалось, поскольку из-за изменения отношения стало менее распространенным приобретение рабов и более распространенным освобождение уже существующих рабов.В 1930-х годах Франция сообщила Консультативному комитету экспертов по рабству , что рабство было отменено на всех французских территориях в Африке, включая Марокко, а Испания сообщила, что они отменили работорговлю в Марокко, но избегала упоминания института рабства как такового. в их отчете. [30] Сообщается, что к 1952 году большинство существующих рабов в Марокко были похищены в детстве, и когда было заявлено, что это противоречит исламским законам, темпы освобождения увеличились.
Когда Марокко обрело независимость в 1956 году, считалось, что рабство в основном ограничивалось домашними рабами Королевского гарема. [2] Традиционный Королевский гарем все еще существовал во время правления короля Марокко Хасана II (годы правления 1961–1999): Королевский гарем включал сорок личных наложниц (которые по исламским законам по определению были рабынями), а также еще сорок наложниц, которых король унаследовал от отца; дополнительные наложницы, которые работали домашней прислугой в Королевском гареме, а также рабы-мужчины, выполнявшие другие должности, такие как шоферы в королевском дворе. [31] Рабы королевского двора произошли от порабощенных предков, унаследованных внутри дома. [31] Королевский гарем был распущен Мохаммедом VI Марокко, когда он взошел на престол в 1999 году. [31] [32]
После отмены
[ редактировать ]Потомки рабов, харатинцы , были и до сих пор обычно остаются социально изолированными в некоторых Магриби странах , живя в сегрегированных , предназначенных только для харатинцев гетто . Они приняли ислам при арабах и берберах. [4] и обычно воспринимаются как эндогамная группа бывших рабов или потомков рабов. [4] [5]
Галерея
[ редактировать ]- Марокканские рабы (монтаж 1903 года)
- Фрэнк Бухсер Обнаженная рабыня с бубном 1880 г.
- Статья 1903 года о рабстве в Марокко.
- В доме султана конная черная гвардия - Рабат - Медиатека архитектуры и наследия - AP62T111423
- Черная гвардия султана и любопытные на заднем плане - Рабат - Медиатека архитектуры и наследия - AP62T169894
См. также
[ редактировать ]- История рабства в мусульманском мире
- История сожительства в мусульманском мире
- Рабство на Берберийском побережье
- Торговля людьми в Марокко
- Закон о маврах 1790 г.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Le Petit Parisien. Иллюстрированное литературное приложение» . Галлика . 02.06.1907 . Проверено 25 июля 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Захра Бабар: Мобильность и вынужденное перемещение на Ближнем Востоке , с. 169
- ^ Издательство Оксфордского университета: Оксфордская энциклопедия экономической истории . п. 1110
- ^ Перейти обратно: а б с Энтони Аппиа; Генри Луи Гейтс (2010). Энциклопедия Африки . Издательство Оксфордского университета. п. 549. ИСБН 978-0-19-533770-9 . , Цитата: "Харатин. Социальная каста в ряде стран северо-западной Африки, состоящая из чернокожих, многие из которых являются бывшими рабами (...)"
- ^ Перейти обратно: а б Мейерс, Аллан Р. (1977). «Класс, этническая принадлежность и рабство: истоки марокканского Абид». Международный журнал африканских исторических исследований . 10 (3). Центр африканских исследований Бостонского университета: 427–442. дои : 10.2307/216736 . JSTOR 216736 .
- ^ Конлин, Джозеф (2009), Американское прошлое: обзор американской истории , Бостон , Массачусетс : Уодсворт, с. 206, ISBN 978-0-495-57288-6 , получено 10 октября 2010 г.
- ^ МакДэниел, Антонио (1995), Качайтесь низко, сладкая колесница: цена смертности при колонизации Либерии в девятнадцатом веке , University of Chicago Press, стр. 11, ISBN 978-0-226-55724-3
- ^ Эмери Ван Донзель, «Основные и вторичные источники эфиопской историографии. Случай рабства и работорговли в Эфиопии», в издании Клода Лепажа, Études éthiopiennes , том I. Франция: Французское общество эфиопских исследований, 1994, стр. .187-88.
- ^ Универсальная биография, древняя и современная (на французском языке). 1834.
- ^ Массельман, Джордж. Колыбель колониализма. Архивировано 4 сентября 2017 года в Wayback Machine . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета, 1963. OCLC 242863 . п. 205.
- ^ Р. Дэвис (2003). Христианские рабы, мусульманские хозяева: белое рабство в Средиземноморье, на Берберийском побережье и в Италии, 1500–1800 гг . Пэлгрейв Макмиллан, Великобритания. п. https://news.osu.edu/when-europeans-were-slaves--research-suggests-white-slavery-was-much-more-common-than-previcious-believed/ [1] [ нужна страница ] . ISBN 978-1-4039-4551-8 .
- ^ Женщины и рабство: Африка, мир Индийского океана и средневековая Северная Атлантика. (2007). Греция: Издательство Университета Огайо. п. 13
- ^ Женщины и рабство: Африка, мир Индийского океана и средневековая Северная Атлантика. (2007). Греция: Издательство Университета Огайо. п. 13
- ^ «Все мои 888 детей» . Психология сегодня . Проверено 10 апреля 2018 г.
- ^ «Физически возможно, чтобы мужчина произвел на свет более 800 детей? - Серьезно, Наука?» . Discovermagazine.com . 18 февраля 2014 года . Проверено 10 апреля 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б Беккауи, Халид., Белые женщины-пленницы в Северной Африке. Рассказы о порабощении, 1735–1830 гг., Пэлгрейв Макмиллан, Бейзингсток, 2010 г.
- ^ Брейтуэйт, Джон, История революций в Марокко после смерти покойного императора Мули Измаила; это самый точный журнал того, что произошло в этих краях за последний и часть нынешнего года. ... Написано капитаном Брейтуэйтом, ... С картой страны, выгравированной г-ном Сенексом, напечатано Дж. Дарби и Т. Брауном, Лондон, 1729 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Зейдана: Зейдана... Мулай Исмаил, обезглавливающий, ослаб перед ней, и она подтолкнула его убить ее коллегу-жену и их сына!» . Февраль.com | Подробный марокканский новостной сайт, обновляемый круглосуточно . 01.01.2014 . Проверено 12 декабря 2021 г.
- ^ Дэвис, Роберт К., Христианские рабы, мусульманские хозяева: белое рабство в Средиземноморье, на Берберийском побережье и в Италии, 1500–1800, Пэлгрейв Макмиллан, Нью-Йорк, 2003 г.
- ^ Эль Хамель, Чуки (2013). Черное Марокко: история рабства, расы и ислама . Издательство Кембриджского университета. стр. 162–163. ISBN 978-1-107-02577-6 .
- ^ Редакторы Британской энциклопедии (1998). «Абид аль-Бухари | Марокканская военная организация | Британника» . Британская энциклопедия . Проверено 7 января 2022 г.
{{cite web}}
:|last=
имеет общее имя ( справка ) - ^ Эль Хамель, Чуки (2010). «Реестр рабов султана Маулая Исмаила Марокко на рубеже восемнадцатого века». Журнал африканской истории . 51 : 89–98. дои : 10.1017/s0021853710000186 . S2CID 44360063 – через издательство Кембриджского университета.
- ^ Абун-Наср, Джамиль (1987). История Магриба в исламский период . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0521337674 .
- ^ Баттистини, Роберт. «Взгляд на Другого до ориентализма: мусульманский мир в ранних американских периодических изданиях, 1785–1800». Ранние американские исследования: междисциплинарный журнал . 8.2 (2010): 446–74.
- ^ Партон, Джеймс (октябрь 1872 г.). «Джефферсон, американский министр во Франции» . Атлантический ежемесячник . Том. 30. с. 413.
- ^ Миллер, Хантер. Соединенные Штаты. «Варварские договоры 1786–1816 гг.: Договор с Марокко от 28 июня и 15 июля 1786 г.» . Проект «Авалон» , Йельская школа права.
- ^ Уильям Кларенс-Смит: Ислам и отмена рабства
- ^ Перейти обратно: а б Пол Э. Лавджой: Преобразования в рабстве: история рабства в Африке . п. 289
- ^ Майерс, С. (2003). Рабство в двадцатом веке: эволюция глобальной проблемы. Storbritannien: АльтаМира Пресс. п. 17
- ^ Майерс, С. (2003). Рабство в двадцатом веке: эволюция глобальной проблемы. Storbritannien: АльтаМира Пресс. 226
- ^ Перейти обратно: а б с Марвин Хоу: Марокко: исламистское пробуждение и другие проблемы , с. 5-6
- ^ «Марокко: Дата отмены рабства в Марокко; выделяются ли каким-либо образом потомки бывших рабов; и судьба дворцового двора и персонала территории, когда король Мохамед V находился в изгнании» . МАР32476.Е. Совет по иммиграции и беженцам Канады. 13 августа 1999 г. Архивировано из оригинала 3 февраля 2014 г. - через Refworld.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Захра Бабар: Мобильность и вынужденное перемещение на Ближнем Востоке
- Фред М. Шелли, Рейган Мец: География торговли людьми: от контрабанды наркотиков до современного рабства
- Пол Э. Лавджой: Трансформации в рабстве: история рабства в Африке
- Уильям Кларенс-Смит: Ислам и отмена рабства
- Марвин Хоу: Марокко: исламистское пробуждение и другие проблемы
- Моха Эннаджи: Мультикультурализм и демократия в Северной Африке: последствия арабской весны
- Издательство Оксфордского университета: Оксфордская энциклопедия экономической истории