Эннаре
Эннаре Эннаре | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
14 век – ок. 1710 г. | |||||||||||
Королевский флаг («армо») королевства Эннарея на основе устных традиций. [ 1 ] | |||||||||||
![]() Эннарея около 1500 г. | |||||||||||
Капитал | Ядаре , Гови | ||||||||||
Общие языки | Стук | ||||||||||
Религия | христианство (1587/8-1710, только дворянство) Африканская традиционная религия | ||||||||||
Правительство | Монархия | ||||||||||
Хиннаре-тато | |||||||||||
• в. 1450 | Грубый Сион | ||||||||||
• Начало 1700-х годов. | Шисафочи | ||||||||||
Историческая эпоха | Средний возраст | ||||||||||
• Независимость от сорняков | 14 век | ||||||||||
• Завоеван Абиссинией | 14-15 века | ||||||||||
• Упразднено | в. 1710 г. | ||||||||||
• Свержение последнего короля | Конец 19 века | ||||||||||
| |||||||||||
Сегодня часть | Эфиопия |
Эннарея , также известная как Э(н)нарья или Ин(н)арья ( Гонга : Хиннарио ), [ 2 ] было королевством в регионе Гибе на территории нынешней западной Эфиопии . Оно стало независимым от королевства Дамот в 14 веке и оставалось самым могущественным королевством в регионе до своего упадка в 17 веке. Расположенная на юго-западной окраине Эфиопской империи , Эннарея была ее данником на протяжении большей части ее истории, снабжая императора золотом и рабами. Кульминацией этих отношений стала христианизация эннарской элиты в конце 1580-х годов. С конца 16 века королевство находилось под растущим давлением со стороны Оромо , которые наконец отвоевали Эннарею примерно в 1610 году.
Все, что известно об Эннарее, происходит в основном из устных преданий, а также из нескольких иностранных письменных источников; у него не было местной традиции грамотности. [ 2 ]
История
[ редактировать ]Ранний период
[ редактировать ]Согласно устным преданиям, королевский клан Эннареев, Хиннаре Бушашо , зародился в северной Эфиопии, а затем поселился в регионе Гибе. Говорят, что в 9 веке аксумский царь Дигна-Джан возглавил поход на Иннарью в сопровождении «150 священников, несущих 60 освященных табличек ( табот )». [ 3 ]
считалась провинцией Моталами Дамота . В 13 веке Эннарея [ 4 ] королевство к югу от Голубого Нила . Документ начала XIX века, касающийся ранней истории Дамота и Эннареи, свидетельствует о политическом союзе этих двух королевств. [ 5 ]
Взлет и пик могущества
[ редактировать ]Судя по всему, с конца XIV века (примерно в то же время, когда на юге была основана Каффа) Эннарея получила номинальную независимость от своего северного соседа, хотя и оставалась с ним в тесном контакте. Хотя Дамот вскоре был аннексирован Эфиопской империей, Эннарея превратилась в самое важное королевство немусульманского юга, заменив Дамот как один из крупнейших золотых и рабских рудников и превратив Каффу и Босу в данников. Сообщается , что во время правления Йешака I (начало 15 века) Эннарея была данником империи, хотя вполне вероятно, что так было уже со времен кампаний императора Амды Сейона 100 лет назад. В песне, посвященной Йешаку, говорится, что Эннарея должна была платить империи дань в виде золота, рабов и скота.
Упадок, падение и последствия
[ редактировать ]
Между 1578 и 1586 годами Борана Оромо отвоевали регион Гибе, в конечном итоге захватив территорию от Эннарея до Голубого Нила . [ 6 ] В этот период войны оромо сформировали новую федерацию, известную как Садача. Именно Садача продолжали вести войну против Эннареи в течение следующих 130 лет. [ 6 ] В 1588 году Эннарея захватилась племенем оромо. Вероятно, именно это вторжение вызвало у эннарцев желание обратиться в христианство. В том же году император Сарса Денгел двинулся к югу от Нила, в Эннарею, чтобы принести христианство. Хотя Эннарея потеряла земли между главной рекой Гибе и Гибе-Эннарея из-за еще одного нападения Садачи в 1594 году, ей удалось расшириться на север. [ 7 ]
В 17 веке династия Эннарея пришла в упадок, поскольку оромо ослабили ее экономику, отрезав ее от Эфиопской империи. В конце концов, в середине 17 века королевский клан Каффа захватил власть в Эннарее. [ 8 ] Таким образом, Каффа, а также Шека стали независимыми от Эннареи. [ 8 ] В 1704 году экспедиция под руководством императора Иясу I достигла королевства, где столкнулась с гражданской войной между двумя претендентами на престол. [ 9 ] Похоже, экспедиции Иясу удалось отбросить Каффу на юг, к реке Годжеб . [ 8 ] Шесть лет спустя, под властью Шисафочи, Эннарея была окончательно захвачена Садачей. [ 10 ]
После падения королевства Шисафотчи возглавил исход к югу от реки Годжеб, в Каффу. [ 11 ] К началу 19 века это Эннарейское изгнанное королевство было разгромлено и попало в вассальную зависимость от Каффы. [ 12 ] хотя его короли оставались на номинальных должностях до Агар Макната . [ 13 ] Культурная ассимиляция, рабство, эпидемии и политические репрессии заставили народ Эннара исчезнуть в истории. [ 2 ] Тем временем оромо поселились на территории, которая когда-то составляла Эннарея, сменили способ производства с скотоводства на сельское хозяйство и к началу 19 века основали пять королевств: -Эннарея , Джимма , Гера , Гомма и Гумма. Лимму [ 14 ]
Король и совет
[ редактировать ]Царствование Эннареи было божественным: король ( Хиннаре-тато ) обедал один раз в день, всегда за занавеской, и его еда лежала на спине и плечах раба. Вероятно, он также сидел за занавеской, когда к нему приходил посетитель, общаясь с ним через посредника, Афе Бусё . [ 15 ] Короли носили богатые золотые украшения, такие как браслет, корону с крестом на вершине, а также фаллический выступ спереди (вероятно, подаренный императором Сарсой Денгелем в 1587 году) и два украшения, представляющие два пола, символизирующие «вечное плодородие». и процветание». Незолотые королевские знаки отличия состояли из бело-красно-черного (слева направо) флага, зонтика и разнообразных музыкальных инструментов. [ 16 ] Большинство царей принадлежало клану Хиннаро Бушасё, хотя он, похоже, был разделен на две группы или линии: туземную и ту, которая заявляла о северном, возможно, амхарском или тигрском происхождении. Последние обычно считались выше первых. [ 17 ] У королей было две резиденции: одна в Ядаре и одна в Гови . [ 3 ]
Однако истинный центр власти в Эннарее принадлежал не королю, а совету, Микретчо . [ 18 ] Решение Микретчо было абсолютным и не могло быть наложено вето королем. [ 19 ] Именно они решали, какой принц станет следующим королем. [ 20 ] В состав совета входили следующие носители титулов: Бушаше-раша (вероятно, два брата нынешнего короля, которые выступали от его имени на заседаниях совета), Хиннаре-катемераша (королевский представитель и лидер на войне), Авараша (королевский представитель), Барта-раша (вероятно, выполняла религиозную функцию) и Гутчи-раша (наблюдатель за работорговлей в Эннарее). Утверждается, что Атче -раша (ответственный за королевские сокровища) также входил в состав совета, хотя это не точно. [ 19 ]
Экономика
[ редактировать ]Эннарея была «богатым рабовладельческим государством, полностью эксплуатирувшим свои природные и человеческие ресурсы в пользу иностранных повелителей». [ 21 ] Экспорт Эннареи был сосредоточен в основном на рабах и золоте. Его золото упоминалось уже в 14 веке и было отмечено как чрезвычайно высокое качество. Очевидно, эфиопские императоры стремились держать европейских путешественников подальше от Эннареи, опасаясь за свою золотую монополию. [ 22 ]
Что касается садоводства , то эннарийцы, как и другие народы гонга, выращивали энсете , или «ложный банан». Его не только употребляли в пищу, но и использовали для изготовления игрушек и одежды. Помимо энсете, все жители Гонга выращивали различные виды картофеля, черный ямс и тефф . Зарегистрировано, что тыквы были завезены оромо. [ 23 ]
Религия
[ редактировать ]христианство
[ редактировать ]Остается неизвестным, когда и как христианство укоренилось в Эннарее. Христианское влияние можно предположить с 9 века, когда экспедиция Дигна-Яна сопровождалась священником. Говорят, что в конце 14 века в Эннарею отправили христианского миссионера. Однако только в начале 16-го века было зарегистрировано фактическое процветание христианской общины внутри королевства. [ 24 ]
Во время правления короля Лаашони ( ок. 1570–1580), который, как было записано, «любил христианскую религию», в императорский двор была отправлена просьба о крещении, которая, однако, была отклонена, поскольку христианские подданные были платить значительно меньшую дань, чем языческие. [ 25 ] Просьбу повторил его сын Баданчо. На этот раз император принял просьбу (хотя в основном о создании христианского буферного государства против вторгшихся сил оромо). После обращения Баданчо попытался распространить христианство среди своих подданных, не только строя множество церквей, но и предлагая драгоценные дары каждому обращенному. Как и ожидалось, большое количество людей обратилось в христианство, но этот золотой век христианства длился лишь короткий период: всего несколько десятилетий спустя, во время правления императора Сусеньоса, было зафиксировано, что эннарейское христианство «очень сильно пришло в упадок». Фактически, Сусениос, который был католиком , отправил в Эннарею большое количество священников. Возможно, именно при нем в этом регионе был введен католицизм (ок. 1630–1640 ) . Католик», но остается неясным, были ли последующие монархи Эннарея католиками или православными. Однако кажется очевидным тот факт, что только знать оставалась христианской в целом, а их религия функционировала как своего рода элитный статус, в то время как простой народ придерживался язычества. [ 26 ] Эннарея, вероятно, играла роль фильтра христианского влияния с севера на другие народы гонга, особенно на Каффу и Секу. [ 27 ]
ислам
[ редактировать ]До 1710 года ислам, вероятно, имел лишь ограниченное значение в регионе. [ 24 ] хотя упоминалось, что мусульмане жили в Эннарее во времена короля Бенеро. [ 28 ]
Короли
[ редактировать ]Хронология основана на «Истории Южной Гонги (юго-западной Эфиопии)» Вернера Ланге: [ 29 ]
Хиннаре-татос из Эннареи
[ редактировать ]Имя | Дата правления | Примечания |
---|---|---|
Грубый Сион | в. 1450–1530 гг. | Первый известный король. |
Шипинихи | Середина 16 века | Печально известный правитель, возможно, португальского происхождения. |
Ла'Ашони | в. 1570–1580 гг. | – |
баданчо | в. 1580–1603 гг. | Обратился в христианство. |
Джейкоб? | 1603–1605 | Изгнанный князь Соломоновых Островов, роль в Эннарее неизвестна. |
Отличная работа | в. 1605–1619 гг. | Убит во время восстания. |
Сисгайо | в. 1619–1630 гг. | – |
Emana Krestos | в. 1630–1640 гг. | – |
Гумичо | в. 1640–1645 гг. | – |
Текотчи | Середина 17 века | – |
Гамма Кегочи | Середина 17 века | Он был членом королевского клана Каффы, вероятно, братом Гаха Нечотчи и Гаво Серотчи. |
Гах Нечотчи | Середина 17 века | Он был членом королевского клана Каффы, вероятно, братом Гаммы Кегочи и Гаво Серотчи. |
Раздел Серотчи | Конец 17 века | Он был членом королевского клана Каффы, вероятно, братом Гаммы Кегочи и Га Нечотчи. |
Туми Такотчи | Начало 18 века | – |
Туми Гоетчи | Начало 18 века | – |
Шисафочи | Начало 18 века | Последний эннарский король к северу от Годжеба инициировал исход в Каффу. |
Хинарэ-татос в изгнании
[ редактировать ]Имя | Дата правления |
---|---|
Сако Нечотчи | Середина 18 века |
Такла Сачи | Конец 18 века |
Гаргиночи | Начало 19 века |
Мудрец Нечотчи | Середина 19 века |
Цетчи Нечотчи | Конец 19 века |
Примечания
[ редактировать ]- ^ Вернер Ланге: «История Южной Гонги (юго-запад Эфиопии)»
- ^ Перейти обратно: а б с Ланге 1982 , стр. 17.
- ^ Перейти обратно: а б Ланге 1982 , стр. 18–19.
- ^ Буанга 2014 , с. 37.
- ^ Ланге 1982 , стр. 19–20.
- ^ Перейти обратно: а б Хассен 1994 , с. 35.
- ^ Хассен 1994 , с. 49.
- ^ Перейти обратно: а б с Ланге 1982 , стр. 36.
- ^ Хассен 1994 , с. 79.
- ^ Аббинк 2005 , с. 310.
- ^ Ланге 1982 , стр. 23.
- ^ Ланге 1982 , стр. 23–24.
- ^ Ланге 1982 , стр. 38.
- ^ Хассен 1994 , стр. 81–82.
- ^ Ланге 1982 , стр. 43–45.
- ^ Ланге 1982 , стр. 39–40.
- ^ Ланге 1982 , стр. 28–30.
- ^ Ланге 1982 , стр. 48.
- ^ Перейти обратно: а б Ланге 1982 , стр. 48–49.
- ^ Ланге 1982 , стр. 42.
- ^ Ланге 1982 , стр. 20.
- ^ Ланге 1982 , стр. 21–23.
- ^ Ланге 1982 , стр. 6–7.
- ^ Перейти обратно: а б Ланге 1982 , стр. 25.
- ^ Ланге 1982 , стр. 33.
- ^ Ланге 1982 , стр. 25–28.
- ^ Ланге 1982 , стр. 28.
- ^ Ланге 1982 , стр. 34.
- ^ Ланге 1982 , стр. 28–38.
Ссылки
[ редактировать ]- Аббинк, Джон (2005). «Эннария». Эфиопская энциклопедия . Том. 2. Гамбург: Харасовиц. п. 310. ИСБН 3447052384 .
- Буанга, Айда (2013). Дамот в истории Эфиопии (13-20 вв.): религиозные, политические и историографические рекомпозиции (на французском языке). Университет Пантеон-Сорбонна.
- Буанга, Айда (2014). «Королевство Дамот: расследование политической и экономической власти на Африканском Роге (13 век)» (PDF) . Анналы Эфиопии (на французском языке). 29 :27–58. дои : 10.3406/ethio.2014.1557 .
- Хассен, Мохаммед (1994). Оромо Эфиопии: история 1570–1570 гг. Красное море. ISBN 0932415954 .
- Ланге, Вернер (1982). История Южной Гонги (юго-запад Эфиопии) . Висбаден: Франц Штайнер. ISBN 3515033998 .