Королевство Лимму-Эннареа
Королевство Лимму-Эннареа | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1801–1891 | |||||||||
Капитал | Сакка | ||||||||
Религия | Суннитский ислам | ||||||||
Правительство | Монархия | ||||||||
История | |||||||||
• Учредил | 1801 | ||||||||
• Аннексирован Эфиопской империей | 1891 | ||||||||
|
Королевство Лимму-Эннарея было одним из королевств в регионе Гибе в Эфиопии, возникших в 19 веке. Он разделял восточную границу с Королевством Джимма , южную границу с Королевством Гомма и западную границу с Королевством Гумма . За его северной границей жили племена Мача Оромо . Джимма считался самым цивилизованным из королевств Гибе, население которого в 1880-х годах составляло от 10 000 до 12 000 человек. [ 1 ] Он был обращен в ислам миссионерами из Харарского эмирата в первой половине XIX века; Ч. Т. Беке в 1841 году сообщал, что его «король и большинство его подданных — мусульмане». [ 2 ] Столица Лимму-Эннареи находилась Сакке. в
Местоположение этого бывшего королевства имеет центральную возвышенность с севера на юг на высоте от 1500 до более 2000 метров (от 5000 до более 6500 футов) и покрыто лесами. По оценкам, в 1880 году население этого королевства составляло около 40 000 человек, включая рабов . [ 3 ] Однако это произошло после эпидемии чумы в конце 1840-х годов, и Мордехай Абир оценивает, что население до этого бедствия составляло около 100 000 человек. [ 4 ]
История
[ редактировать ]Королевство Лимму-Эннарея было продолжением более старого королевства Эннарея , которое в течение многих десятилетий успешно сопротивлялось оромо , захватившим другие королевства, данные эфиопскому императору, включая Бизамо и Конч . Несмотря на это, как отмечает Мохаммед Хассен , Эннария в конечном итоге погрузилась в длительный период гражданской войны, и «к середине второй половины семнадцатого века Эннария не только не имела единого руководства, но и ее враждующие лидеры, вероятно, больше воевали друг с другом». кроме их общего врага». [ 5 ] В 1704 году, когда император Иясу Великий вел кампанию к югу от реки Абай и достиг Гонги, крепости Эннарея на реке Гибе , его встретили два конкурирующих лидера разрушающегося королевства. В годы, последовавшие за экспедицией императора в Эннарею, враждующие властители постепенно бежали на юг, в Королевство Каффа . Оставшееся население Сидамо было поглощено оромо, которые, как правило, не делали различий по этническому происхождению при включении в свое общество. [ 6 ]
В конце концов, могущественный военачальник Бофо , сын Боку, стал доминировать над Лимму Оромо благодаря своей военной доблести и харизме; Мохаммед Хассен датирует это развитие периодом между 1800 и 1800 гг. [ 7 ] Он сформировал династическую связь с дочерью Аббы Ребу , которая проследила свою родословную как до более ранней династии, правившей Эннарея, так и до португальского солдата из армии Кристована да Гамы , который приехал жить в Эннарея. Абир также отмечает, что другая традиция гласит, что этот брак был политическим союзом между двумя конкурирующими кланами, Сапера и Сигаро. В любом случае, из-за этого португальского влияния, короли Лимму-Эннареи называли себя супера , в отличие от других королей Гибе, которые использовали слово оромо. [ нужна ссылка ] «Моти», которое первоначально обозначало должность военного лидера (также называемого Абба Дула ) во время цикла его Гадаа .
В 1825 году Бофу отрекся от престола в пользу своего сына Аббы Багибо , при правлении которого Лимму-Эннарея достигла расцвета своего существования. Из-за войн в соседнем Джимму купцы использовали торговый путь через его королевство, чтобы получить доступ в Каффу. Абба Багибо предпринял согласованные усилия по развитию этой торговли, используя как выгодную политику (например, предлагая торговцам безопасность от бандитов и более низкие тарифы), так и принудительную (требуя от торговцев из Гондара , Адвы , Дериты и Дауэ встречаться со своими коллегами из Каффы). и южнее в Сакке).
Во время правления Аббы Багибо Королевство Лимму-Эннарея приняло ислам в качестве государственной религии. Когда позже в 1846 году католические миссионеры открыли миссию в королевстве, король сказал им, что «если бы вы приехали тридцать лет назад, не только я, но и все мои соотечественники могли бы принять вашу религию, но сейчас это невозможно». [ 8 ]
Окончательный успех Джиммы в завоевании Бади-Фоллы в 1847 году вновь открыл торговый путь между Каффой и Шевой , который купцы сочли гораздо лучшим маршрутом. Это также положило конец процветанию Лимму-Эннарея, несмотря на более поздние действия Аббы Багидо. После его смерти в 1861 году Аббе Багидо наследовал его «бездарный и фанатичный сын-мусульманин», который ускорил упадок королевства. [ 9 ]
Лимму-Эннареа был закреплен за Шевой Расом Гобана Дачче после решающей битвы при Эмбабо без единого удара; однако, когда несколько лет спустя, в середине 1880-х годов, Рас Гобана отошел от власти, весь регион Гибе вспыхнул восстанием. [ 10 ] Затем Дежазмах Вольде Георгис силой вновь завоевал королевство; Позднее Дежазмачи построили рядом с королевским дворцом церковь, посвященную св. Марку. Абба Багибо, сын последнего царя Аббы Гомоли , принял христианство ради политических выгод, изменил свое имя на Габра Селассие и стал фитаврари в Эфиопской империи. [ 11 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Мордехай Абир, Эпоха принцев: вызов исламу и воссоединение христианской империи, 1769-1855. (Лондон: Лонгманс, 1968), с. 81
- ^ Беке, «Уважая географию Южной Абиссинии» , Журнал Королевского географического общества , 12 (1842), стр. 86
- ^ CF Beckingham и GWB Huntingford, Некоторые записи Эфиопии, 1593-1646 (Лондон: Hakluyt Society, 1954), стр. lxxviiif.
- ^ Абир, Эра принцев , с. 80
- ^ Мохаммед Хассен, Оромо Эфиопии: История Эфиопии 1570-1860 (Трентон: Red Sea Press, 1994), стр. 78
- ↑ Этот процесс, называемый именованием , обсуждается Мохаммедом Хассеном, The Oromo , стр. 100-1. 21f и пассим .
- ^ Хассен, Оромо , с. 103
- ^ Дж. Спенсер Тримингем, Ислам в Эфиопии (Оксфорд: Джеффри Камберледж для University Press, 1952), стр. 201.
- ↑ Эти абзацы основаны на повествовании Абира, «Эра принцев» , стр. 77-93.
- ^ Хассен, Оромо , стр. 107-1. 199f
- ^ Бекингем, Некоторые записи , стр. lxxxii