Черный страж
'Абид аль-Бухари | |
---|---|
Обейд аль-Бухари ( арабский ) | |
![]() Султан Марокко с черной гвардией, 1862 год, картина Эжена Делакруа. | |
Активный | 1699–1912 |
Страна | ![]() |
Верность | Султан Марокко |
Ветвь | Армия |
Тип | Пехота |
Размер | 150 000 (пик) |
Гарнизон/штаб | Мекнес |
Псевдоним(а) | Черный страж |
Черная гвардия или Абид аль-Бухари ( арабский : عبيد البخاري , букв. «Рабы аль-Бухари »; также известная как «Абид аль-Диван » «рабы дивана » , Джайш аль-Абид «армия рабов»). и Абид аль-Султан «рабы султана») [ 1 ] представляли собой корпус чернокожих африканских рабов и харатинских собранный алавитским султаном Марокко рабов-солдат , Исмаилом ибн Шарифом (годы правления 1672–1727). [ 2 ] Их называли «Рабами Бухари», потому что султан Исмаил подчеркивал важность учения знаменитого имама Мухаммада аль-Бухари , доходя до того, что раздавал лидерам армии копии своей книги. [ 3 ] Этот военный корпус, который был верен только султану, был одним из столпов власти Исмаила, поскольку он стремился установить более стабильную и более абсолютную власть над Марокко. [ 4 ] : 230–231
После смерти Исмаила «Черная гвардия» стала одной из самых влиятельных группировок в марокканской политике и сыграла роль создателей королей в последовавший за этим период беспорядков. В течение конца 18-го и 19-го веков их роль в вооруженных силах постепенно уменьшалась, а их политический статус варьировался от привилегий до маргинализации. Их потомки в конечном итоге вновь обрели свободу и расселились по стране. Хотя чернокожие африканцы жили в этом регионе задолго до правления Исмаила, долгосрочным последствием его политики стало появление и, в конечном итоге, расселение значительного нового чернокожего населения в Марокко. [ 5 ] : 238–240
Состав и обучение
[ редактировать ]Черная гвардия произошла от чернокожих пленников, привезенных в Марокко из Западной Африки , которые были расселены со своими семьями в специальных колониях в Машра-ар-Рамле , чтобы иметь детей и работать в качестве наемных слуг . [ 2 ] В 10 лет детей начинали обучать определенным навыкам: девочек – домашней жизни или развлечениям, а мальчиков – каменному делу, стрельбе из лука, верховой езде и стрельбе из огнестрельного оружия. Примерно в 16-летнем возрасте (в среднем) прошедших обучение мальчиков забирали в армию. [ 6 ] : 185 (Некоторые авторы называют возраст 15 или 18 лет. [ 2 ] [ 4 ] : 231 ) Они поженятся, заведут детей и продолжат цикл. [ 2 ] Считавшиеся более лояльными, чем местные арабы или берберы из-за отсутствия племенной принадлежности, черные солдаты Исмаила составляли основную часть его постоянной армии и на пике своего развития насчитывали 150 000 человек. [ 2 ] [ 7 ]
Согласно историческим источникам, Исмаил заявлял своим черным солдатам и их вождям, что «мы с вами теперь являемся слугами Сунны Пророка Мухаммеда » . С этой целью он дал им копии «Сахих аль-Бухари» Мухаммада аль-Бухари , знаменитого сборника хадисов ( « беседов » или традиций) Мухаммеда, и поручил им хранить и изучать его. От них требовалось принести клятву султану на этой книге, и их даже поощряли брать ее копии в бой. Отсюда и возникло их популярное прозвище «Абид аль-Бухари» или «Рабы аль-Бухари». [ 6 ] : 163 [ 8 ] : 228
История
[ редактировать ]Правление Исмаила
[ редактировать ]Исмаил, или Мулай Исмаил, правил султаном в течение 55 лет с 1672 по 1727 год, что стало одним из самых продолжительных периодов правления в истории Марокко. [ 6 ] [ 4 ] Правя из новой столицы в Мекнесе , он отличился как правитель, который хотел создать единое марокканское государство как абсолютную власть на земле, независимую от какой-либо конкретной группы внутри Марокко – в отличие от предыдущих династий, которые опирались на определенные племена или регионы. как основа их власти. [ 9 ] : 230 Частично ему это удалось, создав новую армию, состоящую из рабов, лояльных только ему. [ 6 ] [ 4 ] : 231 В 1699 году он отдал приказ поработить всех чернокожих африканцев в Марокко, даже тех, кто родился свободным или был мусульманином, и, следовательно, он нарушил два основных принципа исламского закона, касающихся рабства. [ 10 ] Марокканские регистры показывают, что Исмаил поработил более 221 000 чернокожих марокканцев в период с 1699 по 1705 год. [ 11 ] Исследуя эти события, ученый Чуки Эль-Хамель утверждает, что попытки Исмаила оправдать эти действия породили новую мощную форму расистского дискурса в регионе, которая ассоциировала чернокожих африканцев с рабством. [ 10 ] Идея профессиональной армии, состоящей из рабов, лояльных только султану, была вдохновлена историческими прецедентами других военных формирований Ближнего Востока и Северной Африки, набранных из рабов. Армия Исмаила была, в частности, вдохновлена примером янычар Османской империи , с которыми ее иногда сравнивают. [ 6 ] : 298–300 [ 8 ] : 227 [ 12 ]
« Абид аль-Бухари» , или «Черная гвардия», в основном отвечали за сбор налогов и патрулирование нестабильной сельской местности Марокко; они подавили восстания против правления Исмаила не только диссидентских племен, но и мятежных сыновей Исмаила, которые перешли от службы в качестве губернаторов его провинций к восстанию как потенциальные узурпаторы его трона. Черная гвардия была личной охраной и слугами султана Исмаила. Они также могли участвовать в кампаниях против контролируемых европейцами анклавов-крепостей, разбросанных по побережью его империи (таких как Танжер , захваченный после того, как англичане ушли из него и причинили ему беспокойство в 1684 г. в ответ), хотя задачи такого рода часто поручались европейским рабам (так называемым «алудж» по-арабски : العلوج , множественное число от «алдж» , что означает «белый христианский раб») и верным солдатам марокканских племен, считавшимся более боеспособными и кавалерийскими. Они пользовались большим уважением, хорошо оплачивались и имели политическое влияние. Примерно в 1697-1698 годах им даже было предоставлено право владения собственностью. [ 2 ]
После смерти Исмаила
[ редактировать ]После смерти Исмаила в 1727 году Абид сыграл ключевую роль в политических беспорядках, охвативших Марокко, часто меняя лояльность между разными претендентами на трон. [ 13 ] Беспорядки продолжались в основном между 1727 и 1757 годами, когда сыновья Исмаила боролись за контроль над султанатом, и лишь немногие из них когда-либо удерживали власть надолго. [ 14 ] Абиды во время правления Исмаила обладали огромной властью и могли назначать или свергать султанов в соответствии со своими интересами на протяжении всего этого периода, хотя им также приходилось конкурировать с племенами гуичей и некоторыми племенами амазигов (берберов), которые султаны тоже полагались. [ 15 ] [ 4 ] : 237–238 Абдаллах , один из самых успешных правителей в этот конфликтный период, первоначально поддерживался Абидами, но в конечном итоге стал их врагом после 1733 года. В конце концов он смог получить преимущество над ними, заключив союз с племенем амазигов Айт Идрасин, племя Удайя- гуич и вожди Феса . [ 4 ] : 238 Этот союз постепенно ослабил власть Абидов и проложил путь к их подчинению во второй половине 18 века. [ 4 ] : 238–240 Военное качество Абидов также со временем ухудшилось, поскольку им больше не платили. Некоторые стали разбойниками , другие уволились и переселились в города. Последующие лидеры пытались, и некоторым удалось возродить группу. Однако они никогда не были такими грозными, как во времена Исмаила. [ 2 ]
Порядок был более прочно восстановлен в Марокко при сыне Абдаллы Мухаммеде ибн Абдалле (Мохаммеде III), который стал султаном в 1757 году. [ 16 ] Многие из Абидов к тому времени покинули свои контингенты и присоединились к простому населению страны, а Мухаммед III смог реорганизовать тех, кто остался, в свой собственный элитный военный корпус. [ 4 ] : 239–240 Позже, в 1775 году, он попытался отстранить Абидов от власти, приказав перевести их из Мекнеса в Танжер на севере. Абид оказал ему сопротивление и попытался провозгласить султаном своего сына Язида (позже Мулая Язида ), но последний вскоре передумал и примирился с отцом. После этого Мохаммед III рассредоточил контингенты Абида по гарнизонам в Танжере, Лараше , Рабате , Марракеше и Су , где они продолжали создавать проблемы до 1782 года. [ 4 ] : 240
Потомки Абида продолжали составлять мощный военный контингент во время правления Мулая Слимана (годы правления 1792–1822), но они больше не были единственной опорой военной мощи султана. Слиман принял меры по ограничению их власти, например, набрал племенные рекруты (что было обычной практикой до правления Исмаила), чтобы действовать в качестве противовеса. Некоторые из Абидов продолжают занимать влиятельные позиции как в центральных, так и в местных органах власти. [ 6 ] : 228–230 В этот период Мекнес продолжал оставаться одной из их основных баз. В последние годы своего правления, когда он столкнулся с растущими восстаниями и кризисами, Слиман стремился возродить военную политику Исмаила и вновь привлечь харатин в армию (свободных чернокожих людей). Однако политическая нестабильность затруднила выполнение этой задачи, и число зачисленных Харатина, похоже, не было значительным. [ 6 ] : 231 Преемник Слимана Абд ар-Рахман также пытался повторно завербовать чернокожих солдат, чтобы усилить армию в ответ на французское завоевание Алжира , начавшееся в 1830 году. [ 6 ] : 234 Торговля рабами также оставалась активной на протяжении всего начала 19 века, и Абд ар-Рахман отклонил просьбы британских дипломатов положить конец работорговле. [ 6 ] : 233–235 Однако после поражения в битве при Исли (1844 г.) и по мере расширения контактов с Европой в течение оставшейся части века, позже султаны алавитов попытались преобразовать вооруженные силы в «современную» постоянную армию с наемными солдатами вместо традиционной племенной армии. сборы. При этом число чернокожих солдат Абида также уменьшилось. Во время правления Мулая Хасана (годы правления 1873–1894) только около 5000 из них все еще служили в постоянной армии султана, в основном в качестве кавалеристов. Французский ученый, посетивший Марокко в 1880-х годах, утверждал, что во время войны это число увеличится. [ 6 ] : 235–236

Со временем большинство бывших Абидов и их потомков покинули армию и обрели свободу. Они рассеялись и расселились по стране. Их свободный статус как бывших рабов иногда подвергался сомнению, но марокканские религиозные учёные в целом утверждали, что они свободны. [ 6 ] : 239 Некоторые чернокожие люди и семьи продолжали занимать влиятельные позиции в марокканском правительстве. Наиболее ярким примером является Ахмад ибн Муса , также известный как Ба Ахмед, чья семья монополизировала должность султанского хаджиба ( камергера и визиря ) при нескольких султанах в 19 веке. Сам Ба Ахмед действовал как фактический правитель Марокко в течение первых четырех лет правления Абд аль-Азиза (годы правления 1894–1908), которому он помог посадить на трон. [ 6 ] : 236–237 Транссахарская работорговля продолжалась на протяжении всего XIX века, даже несмотря на давление европейских аболиционистов , но к 1900 году она значительно сократилась. [ 6 ] : 257 Рабство было официально отменено в Марокко в 1912 году, после установления французского колониального правления . [ 6 ] : 238 Некоторые потомки Абида впоследствии продолжали служить в правительстве на различных должностях. [ 6 ] : 240
См. также
[ редактировать ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Эль Хамель, Чуки (2013). Черное Марокко: история рабства, расы и ислама . Издательство Кембриджского университета. стр. 162–163. ISBN 978-1-107-02577-6 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Редакторы Британской энциклопедии (1998). «Абид аль-Бухари | Марокканская военная организация | Британника» . Британская энциклопедия . Проверено 7 января 2022 г.
{{cite web}}
:|last=
имеет общее имя ( справка ) - ^ Эль Хамель, Чуки (2010). «Реестр рабов султана Маулая Исмаила Марокко на рубеже восемнадцатого века». Журнал африканской истории . 51 : 89–98. дои : 10.1017/s0021853710000186 . S2CID 44360063 – через издательство Кембриджского университета.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Абун-Наср, Джамиль (1987). История Магриба в исламский период . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0521337674 .
- ^ Эль Хамель, Чуки (2013). Черное Марокко: история рабства, расы и ислама . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-107-02577-6 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Эль Хамель, Чуки (2013). Черное Марокко: история рабства, расы и ислама . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-107-02577-6 .
- ^ Камиан, Бакари (2001). От окопов Вердена до церкви Сен-Бернар: 80 000 малийских бойцов на помощь Франции, 1914–18 и 1939–45 (на французском языке). КАРТАЛА Издания. п. 39. ИСБН 978-2-84586-138-1 .
...В конце правления Мулая Исмаила, который оставался у власти 57 лет, черная гвардия насчитывала 150 тысяч бойцов...
- ^ Jump up to: а б Ривет, Дэниел (2012). История Марокко: от Мулая Идриса до Мухаммеда VI . Фаярд.
- ^ Уилфрид, Дж. Ролман (2009). «Династия Алавидов». В Эспозито, Джон Л. (ред.). Оксфордская энциклопедия исламского мира . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195305135 .
- ^ Jump up to: а б Эль Хамель, Чуки (2002). « Раса», рабство и ислам в средиземноморской мысли Магриби: вопрос о Харатин в Марокко». Журнал исследований Северной Африки . 7 (3): 29–52. дои : 10.1080/13629380208718472 . S2CID 219625829 – через Тейлора и Фрэнсиса Онлайн.
- ^ Эль Хамель, Чуки (2006). «Чернокожие и рабство в Марокко: вопрос о Харатинах в конце семнадцатого века» в диаспоре Африки: читатель . Нью-Йорк: Нью-Йоркский университет Пресс. стр. 177–199. ISBN 978-0814731666 .
- ^ Пеннелл, ЧР (2013). «Алави Марокко» . Марокко: от империи к независимости . Саймон и Шустер. ISBN 978-1-78074-455-1 .
- ^ Пеллоу, Томас (1890). Приключения Томаса Пеллоу из Пенрина, моряка: двадцать три года в плену среди мавров . Т. Ф. Анвин. стр. 149–153.
- ^ Босворт, Клиффорд Эдмунд (2004). «Алавиды или Филали Шарифы». Новые исламские династии: Хронологическое и генеалогическое руководство . Издательство Эдинбургского университета. ISBN 9780748621378 .
- ^ Террас, Анри (2012). «Алависы». В Бирмане, П.; Бьянкис, Т.; Босворт, CE; ван Донзель, Э.; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Брилл.
- ^ Девердан, Гастон (1959). Марракеш: от истоков до 1912 года . Рабат: Éditions Techniques Nord-Africaines.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Уилфрид Блант, Черный восход: жизнь и времена Мулаи Исмаила, императора Марокко 1646-1727 гг.
- Джайлс Милтон, Белое золото: необыкновенная история Томаса Пеллоу и миллиона белых рабов Северной Африки
- Чуки Эль-Хамель, Черное Марокко: история рабства, расы и ислама