Гиш
Гиш | |
---|---|
Армия ( арабский ) | |
Активный | 1664–1912 [1] |
Страна | ![]() |
Верность | Султан Марокко |
Ветвь | Армия и военная полиция |
Тип | Пехота и кавалерия |
Размер | Неизвестный |
Гарнизон/штаб | Фес и Марракеш |
Оборудование | Мукахла Сколько Ханджар Винчестерская винтовка (позже) [1] |
гуичей племена , [2] Гиш Племена , или Джайш племена [3] ( араб . جيش jaysh, буквально «армия»). [4] [5] ), а иногда и махзенские племена , были племенами обычно арабского происхождения [6] [7] организованные султанами марокканских династий при доколониальном режиме Махзена для службы в качестве войск и военных гарнизонов , а также для защиты окраин столицы и подавления восстаний. [2] Обычно они расквартировывались на своих землях и поддерживали состояние постоянной военной мобилизации. [1] Контингенты были сформированы для того, чтобы быть лояльными только султану, а не другим местным интересам, но они часто сохраняли целостную групповую идентичность еще долгое время после смерти султана и иногда были источником политической нестабильности. [8] [1] Историческая система гичей сформировалась в первую очередь во время правления алавидского султана Маулая Исмаила , хотя вариации подобных военных организаций использовались предыдущими правителями и династиями. [8] [1] Основными историческими племенами гичей были черага, удайя, черарда и бвахер. [1] Гиши составляли одну из основных частей марокканской армии. [3] : 55
История
[ редактировать ]Племенные правительства до 17 века
[ редактировать ]До правления Маулая Исмаила большинство исторических династий в Марокко обычно приходили к власти через определенное племя или коалицию племен, интересы которых были связаны с правящей элитой. Альморавиды ( берберов , Альмохады и Мариниды , например, происходили из определенных племенных конфедераций амазигов ), таких как Ламтуна , Масмуда и Зената (соответственно), и в значительной степени поддерживались ими. [8] [9] [1] Эти группы составляли основу вооруженных сил династий, и в основном им платили за счет распределения добычи после побед. [9] : 52 Однако, учитывая ограничения такого набора, правители, располагавшие достаточными ресурсами, начали набирать военные контингенты, состоящие из рабов и иностранных наемников, чтобы оставаться эффективными в военном отношении. Например, в конце 11 века эмир Альморавидов Юсуф ибн Ташфин набрал корпус, состоявший из черных рабов или рабов, живущих к югу от Сахары , и после этого европейские христиане , либо в качестве рабов, либо в качестве наемников, были завербованы и использованы для военных операций в Северной Африке . [9] : 52
Более поздние Ваттасиды (15-16 века), которые также зависели от своих родственников Зената, создали корпус, набранный в основном из арабских племен, иммигрировавших в западный Магриб в предыдущие века, таких как Бану Макил . Они стали известны как Черага или Шерага , что означает «жители Востока». [1] Более поздняя династия Саадов в 16 веке, первая арабская династия Шарифов со времен гораздо более ранних Идрисидов , была первой династией, которая действительно порвала с традицией племенного правления, особенно при могущественном султане Ахмаде аль-Мансуре (правил в 1578–1603 годах). [8] : 230 Некоторые султаны набрали черага вместе с поддерживающими их племенами из Су (известных как Ахл Сус ) и разместили их гарнизоны в важных центрах, таких как Марракеш и Фес . [1] Этим группам были предоставлены собственные земли и освобождены от налогов, но ожидалось, что они будут готовы мобилизоваться в любой момент своей жизни. [1] [8] : 230 Поскольку у них не было существующей местной базы власти в марокканском обществе, они зависели от султана, а не султан зависел от них. Они были известны как Кабаил аль-Джайш («армейские племена»). [8] : 230 При Ахмаде аль-Мансуре черные рабы из западного Судана снова были набраны в качестве контингентов, как и многочисленные андалузцы , бежавшие в Северную Африку после падения Гранады в конце 15 века. Многие высокопоставленные чиновники и офицеры режима были выходцами из этих групп (особенно андалузцев). [8] [1] [10] Маулай ар-Рашид , фактический основатель более позднего Алавидского султаната Марокко, также объединил своих личных рекрутов из поддерживающих его арабских и берберских племен с существующими остатками чераги, разместив их гарнизоны в таких фортах, как Касба Черарда в Фесе. [1]
Система гуч Маулая Исмаила
[ редактировать ]Однако именно Маулай Исмаил , брат и преемник ар-Рашида, правивший в течение 55 лет с 1672 по 1727 год, институционализировал систему гичей в беспрецедентной степени. На это его побудило желание создать сильное центральное правительство, которому не мешала бы опора на какую-либо конкретную этническую или региональную группу, считая свою собственную власть абсолютной и превыше всего остального. [8] : 230 Его элитная гвардия и его самый известный военный корпус, «Абид аль-Бухари» , состояли из чернокожих рабов как из региона к югу от Сахары, так и из самого Марокко. [8] [11] Он по-прежнему набирал в армию местных жителей, но отделял их от личной племенной принадлежности и интегрировал в регулярную армию. Эта армия состояла в основном из арабских воинов из Бану Макил и других южных племен. Самая важная из этих групп была широко известна как Удайя (также пишется Вадая , Удайя или Удайя ), в честь одного из арабских племен, живших на равнинах Хауз недалеко от Марракеша и составлявших значительную часть их рядов. [8] : 230 [1] Другими гичей племенами были Черага (состоящие из Авлад Джама, Хаввара, Бану Амир, Бану Снус, Седжа, Ахлаф, Свид и другие), Черарда (состоящие из Шабана, Зирара, Авлад Джерар, Ахл Сус). , Авлад Мта и другие) и Бвахер . [1] Вместе эти группы доминировали в военной жизни страны, и на протяжении большей части XVIII и начала XIX веков после смерти Маулая Исмаила они оставались ключевыми политическими фракциями, на поддержку которых часто приходилось полагаться алавидским султанам. Первоначально Абиды , базировались в Мекнесе а Удайя в течение многих лет располагались гарнизоном в Фесе, но обе группы были перемещены или изгнаны в разные места после определенных эпизодов политического соперничества и конфликтов внутри султаната. [8] : 237–247
Система гуч более поздних султанов Алавидов
[ редактировать ]Например, во время нестабильного правления Маулая Абдаллы между 1729 и 1757 годами город Фес постоянно находился в конфликте с Удайями. [12] Они, Удайи, стали одной из главных опор Маулая Абдаллы, но затем стали главным вызовом власти его сына и преемника Мухаммада ибн Абдаллы . В 1760 году Мухаммед был вынужден повести армию в Фес, где он арестовал их лидеров и уничтожил их отряды, убив многих их солдат. После этого султан создал новый, гораздо меньший по размеру полк Удая, который получил новых командиров и вместо этого разместил гарнизон в Мекнесе. [13] : 240 Удайи были возвращены в гарнизон Феса под руководством более жестокого сына и преемника Мухаммеда, Маулая Язида, во время его недолгого правления в 1790–1792 годах. Однако после очередного эпизода беспорядков в 1820 году султан Абд ар-Рахман навсегда изгнал их из Феса в 1824 году. [12] : 89 Некоторые из их остатков поселились в касбе Рабат , которая впоследствии стала известна как касба Удайя или Удайя Касба. [14]
Мухаммад ибн Абдаллах, со своей стороны, как султан был достаточно силен, чтобы контролировать и разрушать власть и других племен гуичей . Как он сделал и с Абидом аль-Бухари , [15] : 240 он разделил бвахеров на более мелкие полки и разбросал их по разным гарнизонам приморских городов. [1] Он также противодействовал власти Шерарда в регионе Тадла и Марракеш, вербовав в систему гуич свежие местные племена из этого района , такие как Мнабеха, Рхамна, Абда, Ахмар и Харбиль. [1] Тем не менее, племена гуи оставались важными политическими игроками под властью его преемников, особенно в периоды слабости. Битва при Исли в 1844 году во время Абд ар-Рахмана правления и Тетуанская война в 1859 году во время правления Мухаммеда IV выявили перед Махзеном слабость устаревшей марокканской армии, основанной на контингентах гичей , даже против очень слабых европейских держав, таких как как Испания . [3] : 52 Только при Мухаммеде IV (правил в 1859–1873 гг.) новая армия ( «аскар ») была организована по европейскому образцу и обучена французскими офицерами. Это окончательно уменьшило влияние гиша . [1] Хасану I удалось разобрать гиш, но не так успешно заменить его реформированной армией. [3] : 63 Абд аль-Хафид пытался обложить регулярными налогами племена гичей , особенно те, что жили вокруг Феса , несмотря на то, что они традиционно освобождались от налогов в обмен на военную службу. [3] : 158 Это привело к тому, что Черада выступила против этих изменений. [3] : 177 Четыре племени гиш продолжали существовать даже под французским протекторатом в 20 веке. [1]
Организация и обучение
[ редактировать ]Как и в случае с армейскими полками Саади, племенам алавидов были предоставлены земли для поселения, обычно от 5 до 18 гектаров на воина. [16] и были освобождены от налогов, но ожидалось, что они останутся на военной службе. Военные должности часто передавались от отца к сыну, образуя, таким образом, своего рода наследственную касту. Каждое племя гичей возглавлял паша или каид (также транслитерируемый как кайд или каид ), командир, который часто по умолчанию был губернатором определенных городов или территорий, где располагались гарнизоны племени. Каждое племя было разделено на полки по 500 человек, известные как рха , которыми руководил каид рха , похожий на полковника . Каждый полк, в свою очередь, был разделен на группы по 100 человек, а затем на группы по 20 человек, каждая со своими офицерами. Рядовых называли мхзани («махзенцы » ). Управление делами племени обычно поручалось шейху, который был старейшим каидом Рха. [1]
В период алавидов войска гуи отличались, помимо прочего, как всадники и были известны занятиями конными играми. [1] В более поздний период они были вооружены винтовками Винчестера , но также имели при себе секкин ( меч ) и два типа резных кинжалов, известных как куммия и ханджар . [1]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в Каэн, Кл.; Кур, А.; Кедури, Э. (2012). «Дджейсах». В Бирмане, П.; Бьянкис, Т.; Босворт, CE; ван Донзель, Э.; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Брилл.
- ^ Перейти обратно: а б Куле, Луиза (1967). «Ж. ле Коз, Племена гиш в Марокко. Очерк аграрной географии. Отрывок из журнала географии Марокко» . Средиземноморье . 8 (3): 256–258.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж III, Эдмунд Берк (15 февраля 2009 г.). Прелюдия к протекторату в Марокко: доколониальный протест и сопротивление, 1860-1912 гг . Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-08084-0 .
- ^ Майкл Пейрон (1995). «Джич» . В Габриэле Кэмпсе (ред.). Берберская энциклопедия . Полет. 16. Экс-ан-Прованс: Эдисуд . стр. 2466–2468.
- ^ Босворт, Клиффорд Эдмунд (2004). «Алавиды или Филали Шарифы». Новые исламские династии: Хронологическое и генеалогическое руководство . Издательство Эдинбургского университета. ISBN 9780748621378 .
- ^ III, Эдмунд Берк (15 февраля 2009 г.). Прелюдия к протекторату в Марокко: доколониальный протест и сопротивление, 1860-1912 гг . Издательство Чикагского университета. п. 268. ИСБН 978-0-226-08084-0 .
- ^ Бидвелл, Робин Леонард (1973). Марокко под колониальным правлением: французское управление территориями проживания племен, 1912-1956 гг . Касс. п. 207. ИСБН 978-0-7146-2877-6 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Абун-Наср, Джамиль (1987). История Магриба в исламский период . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0521337674 .
- ^ Перейти обратно: а б с Беннисон, Амира К. (2016). Империи Альморавидов и Альмохадов . Издательство Эдинбургского университета. ISBN 9780748646821 .
- ^ Ривет, Дэниел (2012). История Марокко: от Мулай Идриса до Мухаммеда VI . Фаярд.
- ^ Эль Хамель, Чуки (2013). Черное Марокко: история рабства, расы и ислама . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781139620048 .
- ^ Перейти обратно: а б Ле Турно, Роджер (1949). Фес до протектората: экономическое и социальное исследование города на мусульманском Западе . Касабланка: Марокканская книготорговая и издательская компания.
- ^ Абун-Наср, Джамиль М. (1987). История Магриба в исламский период . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521337670 .
- ^ Мулин, Саид (2008). «Рабат, Сале – священные города двух берегов» . В Джайюси, Сальма К. (ред.). Город в исламском мире . Брилл. п. 645. ИСБН 9789047442653 .
- ^ Абун-Наср, Джамиль (1987). История Магриба в исламский период . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0521337674 .
- ^ «Ж. ле Коз, Племена гиш в Марокко. Очерк аграрной географии. Выписка из журнала географии Марокко - Персе» . 07.02.2020. стр. 256–258. Архивировано из оригинала 7 февраля 2020 года . Проверено 19 февраля 2022 г.