Слиман из Марокко
Сулейман бин Мухаммед Сулейман бин Мухаммад | |
---|---|
![]() Портрет Слимана. | |
Султан Марокко | |
Царствование | 1792–1822 |
Предшественник | аль-Язид бин Мохаммед |
Преемник | Абдул-Рахман бин Хишам |
Рожденный | 28 июня 1766 г. Тафилальт , Марокко |
Умер | 28 ноября 1822 г. (56 лет) Марракеш , Марокко |
Дом | Дом Алави Династия алавитов Филаили |
Отец | Мохаммед бин Абдаллах |
Религия | Суннитский ислам ( ваххабизм ) |
Маулай Сулейман бин Мухаммед ( араб . سليمان بن محمد ), родившийся 28 июня 1766 года в Тафилальте и умер 28 ноября 1822 года в Марракеше , был султаном Марокко с 1792 по 1822 год, правителем династии Алави . Он был провозглашен султаном после смерти своего сводного брата аль-Язида . [1] Сулейман продолжил централизацию и расширение королевства своего отца и, в первую очередь, положил конец пиратству , которое долгое время действовало на побережье Марокко. В рамках длительного конфликта Марокко с Испанией и Португалией Сулейман прекратил всю торговлю с Европой. Однако он продолжил политику своего отца по установлению тесных отношений с Соединенными Штатами. Он также был последователем ваххабизма .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Маулай Сулейман родился в Тафилальте 28 июня 1766 года. [1] Сиди Мохаммеду III и одной из его жен, женщине из племени Ахлаф. [2] Его отец Сиди Мухаммед уделял большое внимание его религиозному образованию, поэтому Сулейман выучил Коран в Завии в Сафи и изучил биографию Мухаммеда в Ксар аль-Кабире . Сулейман отправился в Тафилальт частных наставников. Там у него были самые выдающиеся улемы Феса в 1783 году с двумя своими братьями, где им дали , такие как Абд аль-Кадир бин Шакрун и Хамдун бин аль-Хадж . [1] Он отправился в Фес в 1790 году, а в марте 1792 года жители Феса предложили ему трон. Сулейман согласился, однако согласился только при условии, что он не будет принимать участие в борьбе со своими братьями в продолжающейся гражданской войне, несмотря на то, что он был мало подготовлен к управлению королевством. Он очень уважал шариат . [3]
Царствование
[ редактировать ]Раннее правление
[ редактировать ]После того, как Маулай аль-Язид умер в Марракеше 17 февраля 1792 года, началась борьба за власть между сыновьями Мухаммеда III . Был Маулай Хишам, который правил Марракешем , и Маулай Маслама, который правил на севере. [4] Маулай Сулейман добился успеха в 1795 году, однако ему все еще приходилось усмирять большое сопротивление, в основном со стороны горных берберских племен и тарикатов . [4] Сразу после этого, в 1798 году, султан направил военную экспедицию в Уджду , находившуюся под контролем османов с 1792 года во время волнений в Марокко. Султан без труда отвоевал Уджду и восточные провинции у турок и установил новую границу в Вади-Киш. [5] В 1800 году жители Туата согласились платить султану налоги, что расширило власть Махзена на юг и позволило султану увеличить свои доходы. [6] Правление Маулая Сулеймана было трудным и хаотичным из-за военных действий между племенами, которые он не мог умиротворить, а также из-за сильного раскола между арабами и берберами , о чем свидетельствуют два крупных восстания, ознаменовавшие его правление. В Марракеше он перестроил мечеть Али бин Юсефа , не оставив ни малейшего следа ее первоначального проекта Альморавидов или Альмохадов , датируемого началом 12 века, завершив ее строительство к 1819 или 1820 году. [7] [8]
Коммерческая политика
[ редактировать ]Как только новости о французском вторжении в Египет и Сирию в 1798 году достигли Марокко с сообщениями о грабежах, убийствах и жестоком обращении с египетским народом французскими солдатами, Маулай Сулейман в ответ отменил внешнюю торговую политику своего отца Мухаммеда III . Коммерческие связи с Европой были сокращены, и иностранным бизнесменам было предложено покинуть Марокко. [9] После этого султан обратился в сердце Марокко, взимая с племен традиционные коранические налоги — закят и ушр . [9] Эта политика работала какое-то время, но после 1817 года серия стихийных бедствий уничтожила посевы, что привело к восстаниям. [10] Маулай Сулейман подарил Соединенным Штатам двухэтажное здание из глины и камня в Танжере в 1821 году, первое приобретенное имущество страны. В течение 140 лет в нем будут размещаться американская дипломатическая миссия и консульство . [11] Во время Триполитанской войны между Соединенными Штатами и Триполитанией Марокко объявило войну Соединенным Штатам в июне 1802 года, однако мир был восстановлен в сентябре 1803 года, когда Эдвард Пребл встретился с Маулаем Сулейманом в Танжере и подписал мирный договор. [12] [13]
Упадок власти
[ редактировать ]
Весной 1819 года, во время эпидемии чумы, султан решил возглавить крупную экспедицию против племени Айт Умалу по совету Мухаммада бин аль-Гази, вождя племени Земур. Армия была собрана в Тадле и состояла из племен Хауз , северной армии, арабских племен Азгара , Удая и Абид аль-Бухари . Число войск Махзена, собранных в Тадле, составило 60 000 человек, и в мае 1819 года Маулай Сулейман направился к Адехсану, где был совершен набег на Айт-Умалу, и вскоре после этого обе стороны вступили в битву. [14] Битва была ожесточенной, однако на второй день битвы Мухаммад бин аль-Гази покинул султана и присоединился к Айт-Умалу. Войска Махзена были разбиты между горными и равнинными повстанцами, и все племенные отряды покинули султана, который остался с Удайей и Абид аль-Бухари. [15] К концу сражения армии Махзена были разгромлены. Маулай Ибрагим был ранен, а сам Маулай Сулейман был заключен в тюрьму. Однако султану оказали всяческое уважение, поскольку он был Шарифом (прямым потомком Мухаммеда), и через три дня его освободили. [16] [17]
За этим последовало восстание в Фесе в 1820 году, и Ибрагим бин Язид провозгласил себя там султаном. С марта 1821 по апрель 1822 года Маулай Сулейман сосредоточил свое внимание на подавлении восстаний в Фесе и Тетуане , отправив в Тетуан армию численностью 15 000 человек. Осада продолжалась около года, и весной 1821 года повстанцы потерпели крупное поражение от войск Махзена, а в июле войска султана нанесли Айт-Умалу тяжелые потери. Впоследствии Маулай Сулейман направился на север для проверки сил, осаждающих Тетуан, и провел большую часть зимы, руководя военными операциями из Танжера . [18] Несмотря на получение подкрепления в 3000 человек из Дуккалы , мобилизованного его племянником Маулаем Абд ар-Рахманом , султану не удалось сломить сопротивление Тетуана, но удалось захватить крепость Мартиль в январе 1822 года. Маулай Сулейман решил прорвать осаду. и вернуться к осаде Феса. [19] В течение следующего месяца Маулай Сулейман умиротворял регионы к северу и востоку от Феса, и после длительной осады Феса жители города открыли ворота султану, который вошел в город 20 апреля 1822 года, и жители Тетуана сделали это. то же самое вскоре после этого, 3 мая 1822 года. [20] [21]
После этого он сам потерпел поражение под Марракешем в 1822 году, и у него осталось мало власти. Маулай Сулейман поручил улемам Феса провозгласить своего племянника Абд ар-Рахмана новым султаном после его смерти. Маулай Сулейман умер 28 ноября 1822 года, и ему наследовал Абд ар-Рахман бин Хишам . [21]
ваххабизм
[ редактировать ]Во время правления Маулая Сулеймана ваххабитское движение, основанное Мухаммадом бин Абд аль-Ваххабом на Аравийском полуострове, достигло Марокко. [10] Саудовский имам эмирата Сауд Дирия бин Абдель Азиз Аль Сауд решил разослать послания всем правителям арабских исламских стран, Ираку , Египту , Леванту и Магрибу , объясняя цели своего призыва, и его письмо дошло до Маулай Сулейман в 1811 году. [10] Маулай Сулейман был вдохновлен этим движением исламского возрождения и использовал свой авторитет, чтобы осудить использование музыки и танцев в религиозных церемониях и запретить паломничество к святыням и религиозным праздникам, даже сняв куббу над могилой своего отца в 1812 году, утверждая, что это было чрезмерным орнаментом. [10]
Маулай Сулейман явно выступал против поклонения так называемым мусульманским святым ( авлия ), и в 1805 году он приказал снести мавзолей в Рабате, где был похоронен его отец, оставив только могилу. В 1806 году он написал трактат, критикующий суфийские практики, который не мог быть встречен с энтузиазмом в Марокко, где ислам был пропитан марабутизмом . Во время правления преемников Маулая Сулеймана такое влияние отсутствовало, и поклонению «святым» открыто противостоял только Маулай Хасан I бин Мухаммед (1873–1894). [22]
Теология
[ редактировать ]«Ан-Насири сказал: Султан Аль Мулай Сулейман (т.е. Мулай Слиман), да благословит его Аллах, разделял эту точку зрения, поэтому он написал свою книгу, рассказывая о суфиях, в которой он предостерег от тех, кто опровергает Сунну и поддержал нововведение, так как объяснил способ посещения аулий (добродетельных) и предостерег от преувеличения в этом низших людей, а также дал советы мусульманам.
Он также говорит, что Аль-Мауля Сулейман написал проповедь, призывающую к единству Аллаха и осуждающую нововведения, и что он приказал распространить ее во всех пятничных мечетях и приказал закрыть молитвенные уголки суфиев».
Профессор Мохаммад Камаль Джумуа отмечает в Исламской энциклопедии, что после 1810 года Аль-Мауля Сулейман был очень обеспокоен ваххабизмом или салафитским призывом шейха Мохаммеда ибн Абдил-Ваххаба, который занимал жесткую позицию против суфиев. [23]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Эль Мансур 1990 , с. 75.
- ^ пер. с арабского Эжена Фюме, Ахмеда бен Халеда Эннасири. Китаб Элистикса ли-Ахбари дуал Эльмагриб Элакса ["Le livre de la recherche deepene des événements des dinasties de l'extreme Magrib"], том. IX: Chronique de la Dynastie alaouie au Maroc (PDF) (на французском языке). Эрнест Леру. п. 362. Архивировано из оригинала (PDF) 4 октября 2021 г. Проверено 21 сентября 2022 г.
- ^ Эль-Мансур 1990 , с. 76.
- ^ Jump up to: а б Эль Мансур 1990 , с. 176.
- ^ Эль-Мансур 1990 , с. 210.
- ^ Эль-Мансур 1990 , с. 211.
- ^ Ван Хюлль, Жан-Клод (1994). Добро пожаловать в Марракеш . ACR Ред. 43. ИСБН 2-86770-062-0 . OCLC 312438506 .
- ^ Девердан, Гастон (2004). Марракеш: от истоков до 1912 года . Издания на фронтисписе. п. 516. ИСБН 9954-0-2962-1 . ОСЛК 65170292 .
- ^ Jump up to: а б Миллер 2013 , с. 10.
- ^ Jump up to: а б с д Миллер 2013 , с. 11.
- ^ «Институт марокканских исследований американской дипломатической миссии в Танжере» . Архнет . Проверено 16 октября 2019 г.
- ^ Джозеф Уилан (21 сентября 2004 г.). Война Джефферсона: Первая война Америки с террором 1801–1805 гг . Общественные дела. стр. 128–. ISBN 978-0-7867-4020-8 .
- ^ Такер, Спенсер К. (2014). Энциклопедия войн ранней Американской республики, 1783–1812 гг.: Политическая, социальная и военная история [3 тома]: Политическая, социальная и военная история . АВС-КЛИО. п. 430 . ISBN 978-1-59884-157-2 .
- ^ Эль-Мансур 1990 , с. 354.
- ^ Эль-Мансур 1990 , с. 355.
- ^ Эль-Мансур 1990 , с. 356.
- ^ Миллер 2013 , с. 12.
- ^ Эль-Мансур 1990 , с. 358.
- ^ Эль-Мансур 1990 , с. 378.
- ^ Эль-Мансур 1990 , с. 379.
- ^ Jump up to: а б Пеннелл 2009 , с. 113.
- ^ М. Дзекан, Марек. «Ваххабитская пропаганда в Марокко во время правления султана Сулеймана (1792–1822) как отражено в источниках его эпохи». Кафедра Ближнего Востока и Северной Африки, факультет международных и политических исследований, Лодзинский университет : 8.
- ^ Мохаммед Ашувайир Исправление исторической ошибки о ваххабизме (на французском языке)
Библиография
[ редактировать ]- Эль Мансур, Мохамед (1990). Марокко в период правления Маулая Сулеймана . Издательство по исследованиям Ближнего Востока и Северной Африки. ISBN 9780906559321 .
- Миллер, Сьюзен Гилсон (2013). История современного Марокко . Издательство Кембриджского университета . ISBN 9780521810708 .
- Пеннелл, ЧР (2009). Марокко: от империи к независимости . Публикации Oneworld . ISBN 9781851686346 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1766 рождений
- 1822 смерти
- Арабские люди 18 века
- Арабские люди 19 века
- Исламские религиозные лидеры XVIII века
- Марокканцы арабского происхождения
- Марокканские писатели
- Люди из Марракеша
- Член королевской семьи из Феса, Марокко.
- Люди из Тафилальта
- Марокканцы XVIII века
- Марокканцы XIX века
- Монархи 18 века в Африке
- Монархи Африки XIX века
- Монархи династии Алави
- Марокканские мусульманские ученые-сунниты ислама
- Марокканские ученые
- ваххабиты
- ваххабизм
- Сыновья султанов