Рабство в Бутане
Часть серии о |
Принудительный труд и рабство |
---|
Рабство в Бутане было обычным явлением. [1] [2] юридический, экономический и социальный институт до его отмены в 1958 году. В исторических записях несвободных рабочих в Бутане называли рабами , кули и крепостными . Эти рабочие происходили в основном из Бутана , Ассама и Сиккима и их окрестностей и составляли основу доденежной феодальной экономики Бутана. [2] [3]
Бутан отменил рабство в рамках модернизационных реформ по указанию Третьего Друка Гьялпо Джигме Дорджи Вангчука , который взошел на трон в 1952 году в возрасте 25 лет. Порвав с рабством и феодализмом, король Джигме Дорджи провел правовые реформы, предоставив гражданство и полное владение землей бывшим рабам. [4]
История
[ редактировать ]До введения денежной экономики в 19 веке и программ модернизации в середине 20 века экономика Бутана полностью основывалась на оплате натуральной и рабочей силой, включая несвободный труд . В феодальной системе землевладения , при которой вся земля принадлежала государю и была заселена арендаторами, крепостное право и служба месне-помеям были обычным явлением. Обычные граждане, со своей стороны, были обязаны выполнять такую работу , как строительство дзонга, в рамках своих налоговых обязательств перед государством. Постепенный переход к феодально-денежной экономике был вызван военными и территориальными потерями Бутана от Ост-Индской компании , что привело к ежегодным денежным субсидиям бутанскому правительству. Эти денежные доходы в конечном итоге заменили несвободный труд , ставший основой экономики Бутана . [1] [2] [3]
В Бутане существовал низший класс военнопленных и их потомков, с которыми обычно обращались как с крепостными или даже как с рабами. Этот класс рабов был наиболее распространенным, однако многие другие были аборигенами или коренными племенами, первоначально жившими в разбросанных деревнях по всему Бутану. Свободных преступников, которым грозила смертная казнь , иногда щадили и делали рабами на всю жизнь. Статус раба передавался по наследству, и ценность рабов варьировалась в зависимости от возраста, касты и пола; взрослый мужчина из высшей касты стоил на рынке около 20 рупий , а женщину из низшей касты можно было продать за 3 рупии. В XVIII веке сотни брахманов в качестве рабов. каждый год в Бутан ввозились [3] [5] [6]
К 19 веку Бутан развил работорговлю с Сиккимом и Тибетом . В это время похищение британских подданных в рабство, а также репатриация сбежавших бутанских рабов стали основными спорными моментами на фоне растущих военных действий между Бутаном и Британской империей . Позиция, занятая Великобританией, заключалась в том, чтобы позволить порабощенным британским подданным вернуться по собственной воле, но воздерживаться от репатриации беглых бутанских рабов обратно в Бутан. (См. невыдворение ) [1] [2] [6] [7]
В 19 веке британское правительство также боролось с рабством в соседних Сиккиме и Куч Бехаре . К 1877 году рабы из Бутана рассматривались британским правительством как бутанские беженцы . Тем временем работорговля оставалась прибыльным источником прибыли для местных чиновников Бутана недалеко от границы с Индией. [1] [2] [7] [8] [9]
В начале 20 века Бутан ограничил работорговлю, разработав законы, отражающие движимый характер рабов. , проведенные королем Угьеном Вангчуком в 1916 году Реформы правового кодекса Ца Йиг , запретили продажу и покупку рабов и ограничили использование кули государственными чиновниками случаями, когда этого требовало здоровье офицера. В противном случае, несмотря на реформу, институт рабства остался нетронутым: рабы, пытавшиеся сбежать, должны были быть задержаны, а любой, кто укрывал сбежавшего раба, должен был « выкупить раба». Однако если кто-то возвращал сбежавшего раба, владелец сталкивался с юридическим обязательством компенсировать ему затраченное время и усилия. [2]
Рабская демография
[ редактировать ]Рабы происходили из разных источников как внутри, так и за пределами Бутана. Племенные территории центрального, южного и восточного Бутана (например, Лхоп , Лепча и Монпа ), а также тюрьмы в районах Нгалоп на западе Бутана были внутренними источниками рабов. За пределами самого Бутана различные этнические группы ассамских дуаров , включая мечи, подвергались налогообложению и рабству, так что целые деревни были заброшены, когда британское правительство обследовало регион в 1865 году. Рабы были приобретены в индийском Ассаме, где рабы составляли 5–9% населения. все население часто рождалось рабами или уже было порабощено как осужденные преступники. [8] [10] [11]
В культурном и языковом отношении эти рабы принадлежали к населению Западной Бенгалии или Ассама . Эти рабы в основном принадлежали к касте индусов и занимались выращиванием влажного и сухого риса. Индийских рабов обычно привозили в Бутан из племенных территорий. [5] Многие рабы, прибывшие с 1800-х годов, были праотцами современной Лхотшампы , гетерогенной общины непальского происхождения на юге Бутана. [12]
Будучи рабами государства, многие рабские общины были сконцентрированы в традиционных населенных пунктах, таких как Тхимпху и Пунакха . [5]
Обращение с рабами
[ редактировать ]Большинство рабов в Бутане были привязаны к государственной службе. Другие очистили влажные малярийные джунгли южного Бутана, чтобы освоить сельскохозяйственные угодья страны. Прежде всего, рабы были основным источником государственной рабочей силы и вокруг них в дзонгах , которые служили административными центрами. [12] Хотя рабы не имели ни личной, ни профессиональной свободы, они занимали военные и административные должности в правительстве, включая высокие посты, что было положительным моментом для продвижения по карьерной лестнице . Королевское правительство поставило юношей на службу дворцу и в провинциальные административные центры. Это обеспечило поколения технически компетентных, политически надежных кадров, исполняющих свои обязанности на протяжении всей жизни. Однако рабыни использовались в основном в качестве сексуальных рабынь в публичных домах . [5] [6] [13]
не было существенной разницы между состоянием и обращением с феодальными крепостными и рабами движимого имущества. В досовременном Бутане [3] [14] Рабами и подневольными классами, привязанными к земельным грантам, регулярно торговали в знак доброй воли между правителями соседних государств. [6]
Отмена и наследие
[ редактировать ]В рамках усилий короля Джигме Дорджи Вангчука по модернизации земельная реформа сопровождалась отменой рабства и крепостного права. [14] После отмены смертной казни многие общины бывших рабов находились вблизи традиционных населенных пунктов, потому что именно там их заставили служить государству. Многие из этих бывших рабов и их потомков остались в городских центрах, поддерживая формирующийся класс рантье и присоединяясь к нему . [5]
Сельские рабы, в том числе многие Лхотшампа , которые превратили малярийные джунгли в продуктивные сельскохозяйственные угодья, боялись выселения и депортации. С принятием земельной реформы и Закона о гражданстве 1958 года они получили гражданство и начали процветать. Отчасти потому, что освобождение рабов и крепостных сопровождалось перераспределением земли с предоставлением им полной собственности, рабство не оставило в Бутане никакого наследия, сравнимого с наследием афроамериканцев в Соединенных Штатах и Бразилии . [12] [15]
Закон о гражданстве 1958 года был отменен Законом о гражданстве 1985 года. После этого в 1988 году была проведена первая общенациональная перепись. Самой большой группой внутри страны, затронутой исполнением Закона о гражданстве, были люди Лхотшампа; эта группа (обобщенный термин для лиц непальского происхождения) составляла 43% от общей численности населения Бутана в 1988 году. Силы безопасности Бутана продвигались через южные регионы страны, где проживает большая часть Лхотшампа, вытесняя их из своих домов и через южные границы с Непалом. Поскольку большинство изгнанных людей не говорили на дзонгкха, их классифицировали как нелегальных иностранцев, поэтому их можно было выслать из страны. В общей сложности от 100 000 до 150 000 человек, 1/6 населения Бутана в 1988 году, оказались в лагерях непальских беженцев. К 2015 году более 100 000 бутанских беженцев в Непале были расселены в третьих странах. [16]
См. также
[ редактировать ]- История Бутана
- Права человека в Бутане
- Иммиграция в Бутане
- Капитализм рантье
- Государство-рантье
- Работорговля
- Рабство в Китае
- Рабство в Индии
- Закон о гражданстве 1985 года
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Рисли, сэр Герберт Хоуп (1894). «История Сиккима и его правителей». Справочник Сикхима . стр. 14, 20.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Уайт, Дж. Клод (1909). «Приложение I - Законы Бутана». Сикхим и Бутан: двадцать один год на северо-восточной границе, 1887–1908 гг . Нью-Йорк: Longmans, Green & Co., стр. 11, 272–3, 301–10. ISBN 978-0-598-73927-8 . Проверено 25 декабря 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с д В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе . Уорден, Роберт Л. (1991). Савада, Андреа Матлес (ред.). Бутан: страновое исследование . Федеральный исследовательский отдел . Социальная система.
- ^ «Хронология: Бутан» . Новости BBC онлайн. 05 мая 2010 г. Проверено 1 октября 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с д и В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе . Уорден, Роберт Л. (1991). Савада, Андреа Матлес (ред.). Бутан: страновое исследование . Федеральный исследовательский отдел . Этнические группы.
- ^ Jump up to: а б с д Гогои, Джанаби (2002). Аграрная система средневекового Ассама . Концептуальное издательство. п. 129. ИСБН 81-7022-967-7 .
- ^ Jump up to: а б Гупта, Шантисваруп (1974). Отношения Великобритании с Бутаном . Панчшил Пракашан. стр. 79, 205–6.
- ^ Jump up to: а б Лабх, Капилешвар (1974). Индия и Бутан . Исследования по истории и политике Азии. Том. 1. Публикации Синдху. п. 70.
- ^ Сингх, Амар Каур Джасбир (1988). Гималайский треугольник: исторический обзор отношений Британской Индии с Тибетом, Сиккимом и Бутаном, 1765-1950 гг . Британская библиотека. стр. 183, 279, 317. ISBN. 9780712306300 .
- ^ Карлссон, Б.Г. (2000). Оспариваемая принадлежность: борьба коренных народов за лес и идентичность в субгималайской Бенгалии . Психология Пресс. стр. 70–71. ISBN 0-7007-1179-1 .
- ^ Кумар, Дхарма; Райчаудхури, Тапан (1987). ок.1200 – ок.1750 . Кембриджская экономическая история Индии. Том. 1. Архив КУБКА. ISBN 0-521-22692-9 .
- ^ Jump up to: а б с Синха, Авадхеш Кумар (2001). Гималайское королевство Бутан: традиции, переход и трансформация . Индус Паблишинг. стр. 25, 183, 215. ISBN. 81-7387-119-1 .
- ^ Каутский, Джон (1997). Политика аристократических империй . Издатели транзакций. п. 87. ИСБН 1-56000-913-6 . цитируя Роуз, Лео Э (1977). Политика Бутана . Итака, Нью-Йорк : Издательство Корнельского университета.
- ^ Jump up to: а б В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе . Уорден, Роберт Л. (1991). Савада, Андреа Матлес (ред.). Бутан: страновое исследование . Федеральный исследовательский отдел . Модернизация при Джигме Дорджи, 1952–72.
- ^ Таши, Церинг (20 июля 2009 г.). «Королевская чашка чая» . Бутан Наблюдатель онлайн . Проверено 17 мая 2011 г.
- ^ Беженцы, Верховный комиссар ООН. «Расселение бутанских беженцев превысило отметку в 100 тысяч человек» . УВКБ ООН . Проверено 14 марта 2016 г.