Рабство в Колумбии
Часть серии о |
Принудительный труд и рабство |
---|
![]() |

Рабство практиковалось в Колумбии с начала XVI века до его окончательной отмены в 1851 году. Этот процесс заключался в людьми африканского торговле и коренного происхождения сначала европейскими колонизаторами из Испании, а затем коммерческой элитой Республики Новая Республика. Гранада , страна, в которой находилась территория современной Колумбии.
Рабство коренных народов
[ редактировать ]
Порабощение коренных народов на территории нынешней Колумбии началось с колонизации страны испанцами в начале 16 века и с созданием вице-королевства Новая Гранада в 1717 году. С приходом конкистадоров побежденные коренные народы были подвергнуты рабству как военнопленные по испанскому обычаю. [1] Например, Гонсало Хименес де Кесада распределил около восемнадцати тысяч побежденных пленных среди своих капитанов и солдат. [2] Этот процесс продолжался без какого-либо государственного вмешательства или юридического обоснования до принятия испанской короной законов Бургоса отменили рабство коренных народов в 1512 году , которые де- юре . Правовой статус завоеванного американского населения будет снова улучшен новыми законами 1542 года, которые установят для него новую защиту.
Однако эти меры защиты не следует рассматривать как фактическую отмену рабства американских индейцев . Среди испанских колонизаторов того времени возник афоризм «мы подчиняемся, но не подчиняемся», который происходит от административной формулы, используемой в судах Кастилии для приостановки исполнения закона или правительственного постановления до пересмотра монархом. , поскольку законодательный орган считает такое постановление несправедливым или противоречащим существующим постановлениям. [3] Рабство коренных народов будет продолжаться на грани закона, а побежденные часто подвергаются такому же обращению со стороны испанцев.
Помимо неформальной практики рабства, принудительный труд будет продолжаться даже в рамках закона с институтами, известными как мита и энкомьенда . Новые правила, как и законы Бургоса , по-прежнему предусматривали принудительный труд и, хотя формально это не было самим институтом рабства, но были недалеко от него. Мита установила норму труда, которую коррегидор должен был выполнить в качестве дани согласно заданию коррехидора. Энкомьенда была формой клиентелизма , при которой коренные жители были вынуждены платить энкомендеро за услуги, предположительно оказываемые ими. Основной услугой, которую должен был оказать энкомендеро, предусмотренный колониальным законодательством, была евангелизация, но даже в этом была халатность. Например, примерно в 16 веке во всей Санта-Фе-де-Богота была только одна церковь из сырцового кирпича Энкомендеро . [4] Между тем, в Тунхе энкомендеро не только пренебрегли своей обязанностью по образованию, но и активно саботировали ее, решительно выступая против обучения коренного населения чтению и письму. [4]
Применение Новых законов 1542 года было приостановлено, а вместе с этим и намерение закона лишить власти частных энкомендеро. К 1545 году Новые законы отменили наследование энкомьенда, ослабив энкомендеро за счет прекращения их гранта после их смерти, что снова позволило наместникам и губернаторам учреждать новые энкомьенда. [5] Это достигло нового измерения с колонизацией Нового Света , поскольку покоренного коренного населения было недостаточно для эксплуатации природных ресурсов, и их численность сократилась либо из-за распространения болезней, либо из-за смерти от злоупотреблений со стороны европейцев. Таким образом, массовая торговля африканскими рабами в провинции, которые впоследствии стали Новой Гранадой , началась только после уничтожения коренного населения, во второй половине 16 века. [6] Эта торговля происходила посредством так называемых лицензий, своего рода контракта с государством, по которому корона разрешала работорговлю в колониях в обмен на налоговые отчисления. [7]
Работорговля была морально оправдана тем, что раб получал «бесценную» евангелизирующую работу своего хозяина и что христианский принцип равенства относится к равенству в будущей жизни и превосходству белого человека в настоящем. [6] Это не мешало перевозке рабов в нечеловеческих условиях; путешествие из Африки в Америку длилось около двух месяцев и осуществлялось на переполненных, зараженных болезнями кораблях с плохой вентиляцией или вообще без нее. [8]
Африканское рабство
[ редактировать ]
Иберийская работорговля в Африке началась с португальцев, которые переправляли пленных на острова Мадейра и Азорские острова . По Алькасовасскому договору в 1479 году Королевство Кастилия признало первенство Португалии в африканской работорговле, что сделало ее основными поставщиками порабощенного труда на столетия вперед. [9] Это достигло нового масштаба с колонизацией Нового Света , поскольку покоренного коренного населения было недостаточно для эксплуатации природных ресурсов, и их число сокращалось с каждым днем либо из-за распространения болезней, либо из-за смерти от злоупотреблений со стороны испанцев. Таким образом, массовая доставка африканских рабов в провинции, которые впоследствии станут вице-королевством Новая Гранада , начнется только после уничтожения коренного населения, начиная со второй половины 16 века. [6] Эта торговля происходила посредством лицензий, своего рода контракта с государством, по которому корона разрешала работорговлю в колониях в обмен на налоговые отчисления. [7]
Работорговля была морально оправдана тем, что раб получал «бесценную» евангелизирующую работу своего хозяина и что христианский принцип равенства относится к равенству в будущей жизни и превосходству белого человека в настоящем. [6] Это не мешало перевозке рабов в нечеловеческих условиях; путешествие из Африки в Америку длилось около двух месяцев и осуществлялось на зараженных болезнями кораблях, с плохой вентиляцией или вообще без нее и в переполненных условиях. [8]
Этническое происхождение
[ редактировать ]Первые португальские завоеватели, достигшие африканского побережья, использовали довольно прямой подход к порабощению туземцев, полагаясь на военные экспедиции, в ходе которых они похищали туземцев; однако этот процесс был громоздким и трудным, поэтому в конечном итоге его заменили торговые фактории , на которых местные лидеры обменивали промышленные товары на захваченных рабов. [10]
Основная масса африканских рабов, прибывающих в Новый Свет , была вывезена с западноафриканских побережий, под которыми понималось пространство между реками Сенегал и Куанза . [10] Определение этнического происхождения рабов является сложным, поскольку записи того времени исходят от европейцев, заинтересованных в определении порта происхождения, а не в проведении какой-либо этнографической оценки. Из-за этого различным исследователям, которые подходят к вопросу о происхождении афроколумбийских рабов, часто не остается иного выбора, кроме как группировать их происхождение в более крупные регионы, часто делящиеся на три. Луз Адриана Майя определяет их как: Судано-Сахельский, тропический лес и тропический экваториальный лес; [11] Джон Торнтон выделяет три региона: Верхняя Гвинея , Нижняя Гвинея и регион Анголы . Эти регионы не состоят из отдельных народов и включают в себя большое разнообразие среди них.
Западный регион Сахеля является домом для таких этнических групп, как фулани , манде и сонгай . Этот регион был домом для крупнейших империй в Африке к югу от Сахары: Империи Ганы , Империи Мали и Империи Сонгай . Последние два станут непосредственной частью работорговли и рухнут во время нее. Две более поздние империи были мусульманскими , что оказывало влияние не только на их доминирующие этнические группы, но и на другие народы, которые цепями прибывали в порты Картахены-де-Индиас, такие как Баланта , Биджагос , Диола , Налу и Сусу . [12]
В регионе Гвинейского залива народы можно разделить на две макрогруппы: народы кве и носители вольта-нигерских языков . В этом регионе доминировали более мелкие государства, такие как Королевство Ашанти , а также города-государства Ифе и Бенин . Отсюда произошли такие народы, как йоруба , игбо и ашанти . [13] Этот регион представляет собой источник нескольких афро-карибских религий, которые до сих пор практикуются в Колумбии, таких как Сантерия , берущая свое начало в религии йоруба .
В самом южном регионе между дельтой реки Конго и современной Анголой подавляющее большинство народов были выходцами из банту , в основном говорящими на киконго и кимбунду . [14] В этот регион входили такие государства, как небольшая Империя Лунда и великое Королевство Конго , король которого Афонсу I безуспешно пытался остановить работорговлю в своих владениях, отправив письмо Иоанну III Португальскому, в котором говорилось о «коррупции и разврате» европейских работорговцев. которые обезлюдели свою страну. Он также послал эмиссаров разобраться с Папой, но они были перехвачены португальцами после высадки в Лиссабоне . [15]
На Карибском побережье
[ редактировать ]
Картахена-де-Индиас была основным портом ввоза рабов в страну в колониальный период, а в период ее наивысшего бума это оказался самый прибыльный бизнес в городе. К 1620 году в городе проживало 6000 жителей, из них 1400 были рабами африканского происхождения, к 1686 году число рабов увеличилось до 2000. [16] В ходе переписи, проведенной между 1778 и 1780 годами, было установлено, что рабское население составляло 10% населения в провинции Санта-Марта и 8% в провинции Картахена . [17]
Использование рабского труда в провинции Картахена оказалось необходимым для экономики как городской, так и сельской местности. С гибелью подавляющего большинства коренного населения работа африканцев стала весьма актуальной. Хотя в семнадцатом веке рабский труд использовался как в сельском хозяйстве, так и в животноводстве, в конечном итоге он стал концентрироваться только вокруг последнего, поскольку сельское хозяйство носит сезонный характер и, следовательно, менее прибыльно для рабовладельца, который хотел свести к минимуму часы, в течение которых раб не работал. [18]
Внутри городов рабство приобрело не только производственную, но и статусную функцию, все дома зажиточных испанцев в Картахене и Момпосе были наделены черным рабством, что служило признаком богатства. [18] Этих рабов продавали в 17 веке по цене от 200 до 400 серебряных песо за каждого. [19]
Система производства с рабским трудом требовала постоянного притока новых рабов, поскольку население африканского отрицательные темпы роста происхождения имело в Новом Свете . Это произошло из-за различных факторов, таких как количество мужчин, превышающее количество женщин в 5 к 1, поскольку они считались более производительными, а также высокий уровень смертности среди рабочих. Это требовало постоянного притока новых рабов-бозалесов (родившихся в Африке). [20]
Рабство в провинции Картахена начало приходить в упадок в 18 веке. В республиканскую эпоху это учреждение пришло в настоящий упадок, главным образом в сельской местности, где нынешняя система производства перестала заменяться дешевой рабочей силой метисов. В городских районах рабству удалось сохранить свою актуальность, поскольку оно было больше связано с демонстрацией статуса, чем со способами производства, поэтому оно продолжало оставаться актуальной системой до его отмены в 19 веке. [18]
На Тихоокеанском побережье
[ редактировать ]Первые попытки добычи полезных ископаемых с использованием рабов африканского происхождения на тихоокеанском побережье Новой Гранады произошли в 17 веке. Однако эти попытки были очень ограниченными и по большей части безуспешными из-за больших трудностей, с которыми столкнулись испанцы при подчинении коренного населения. Крупные горнодобывающие операции, а вместе с ними и массовый перегон африканских рабов на западное побережье, начались только в последние два десятилетия 17 века. [21]
Подавляющее большинство африканских рабов, которые в конечном итоге достигли Тихого океана, проникли через порт Картахена-де-Индиас ; в Тихом океане они продавались по цене около 300 серебряных песо , если они родились в Африке , и от 400 до 500, если они родились в Новом Свете . [22] Судя по анализу документов того времени, кажется, что более половины рабов, прибывших в Чоко, были выходцами из ква , в основном из акан и эве , существовали также важные меньшинства манде , говорящих на гур и кру . [23]
Тихоокеанское побережье было колониальной территорией с самым высоким процентом рабского населения на территории Новой Гранады . В переписи 1778–1780 годов было обнаружено, что рабы в Чоко составляли 39% населения, 38% в Искуанде , 63% в Тумако и в Рапосо (современная Буэнавентура ) — необычайные 70%. [24]
Эти рабы, предназначенные для горнодобывающей промышленности, были жизненно важным компонентом в Тихоокеанском регионе . Между 1680 и 1700 годами Попаян был источником 41% добычи золота в Новой Гранаде . [25]
Восстания
[ редактировать ]
Восстания коренных народов
[ редактировать ]Первыми, кто выступил против введения принудительного труда европейцами, были коренные народы. В 16 веке произошли восстания паеков , музосов и яригуев . [4] Чинанто восстали против города Сан-Кристобаль, а Тупе сделали то же самое в Санта-Марте . Однако пихао наиболее преуспели в этом отношении , сумев остановить работы на рудниках Картаго и Буга , успешно прервав связь с Попаяном и Перу , а также убив губернатора Попаяна Васко де Кирогу . Война, которая велась в течение первого десятилетия 17-го века, закончилась победой европейцев, которые были вознаграждены за свою службу в виде энкомьенд . [26]
Африканские восстания
[ редактировать ]Африканские рабы часто восставали против своих хозяев, либо посредством практики cimarronaje , либо посредством вооруженного восстания. В Санта-Марте в 1530 году, всего через пять лет после постройки города, восстание рабов разрушило город. Город был перестроен только для того, чтобы пережить новое восстание в 1550-х годах. [27]
Хотя отдельный раб, безусловно, мог сбежать от своих хозяев и остаться незамеченным среди свободного чернокожего населения большого города, это была опасная ситуация, в которой беглец находился под постоянным риском быть обнаруженным; поэтому вполне естественно, что многие акты бегства были организованы и направлены на общины маронов , в которых они могли найти безопасность среди представителей своего класса. [28]
Не все восстания заканчивались бегством, в некоторых случаях угроза восстания использовалась как метод коллективных переговоров . В 1768 году в провинции Санта-Марта группа рабов ранила бригадира, которого обвинили в жестоком обращении, когда их хозяин послал пару белых людей усмирить их, рабы убили одного из них. Не испугавшись, повстанцы предъявили своему хозяину ультиматум: если он не согласится на их требования, они сожгут все поместье и сбегут жить к «храбрым индейцам». Не имея дальнейших средств правовой защиты, хозяин принял их требования, поклявшись простить им восстание, прекратив жестокое обращение и согласившись, что, если рабы когда-либо будут проданы, это должно быть сделано коллективно, чтобы не разделять семьи. Владелец также согласился предоставить рабочим большое количество табака и бренди в качестве компенсации за злоупотребления. [29] Подобные инциденты произошли в Нейве в 1773 году и Кукуте в 1780 году, когда рабы достигли своего рода соглашения с священниками-иезуитами, согласно которому обращение с ними было больше похоже на обращение со свободными крестьянами, занимающимися издольством , получая вознаграждение за свой урожай и с праздниками. Когда новый хозяин отказался поддержать то, что рабы считали своими обычными правами , они, не колеблясь, подняли открытое восстание и потребовали, чтобы колониальные правительственные власти признали их права. [30]
С другой стороны, важно признать, что стратегии сопротивления чернокожих женщин, порабощенных в колониальный период, были направлены на противостояние колониальной власти путем обращения к судебным требованиям. [31]
Однако самым известным восстанием рабов в Новой Гранаде, несомненно, было восстание рабов Сан-Базилио-де-Паленке , возглавляемое Бенкосом Биохо . Восстание было настолько успешным, что 23 августа 1691 года король Испании был вынужден издать грамоту, гарантирующую всеобщую свободу паленкесам и их право на землю. [32]
В конце 17 века колониальные власти снова попытались начать большую кампанию против маронских паленкесов , но, несмотря на то, что им удалось разрушить некоторые деревни, вся кампания обернулась провалом, поскольку намеченным черным общинам удалось сохранить свои свободу и просто двинулся на юг. [28]
Симарронаже будет продолжаться до 19 века с отменой рабства, после чего бывшие рабы будут проявлять новые формы сопротивления, стремясь отомстить своим бывшим хозяевам: они будут бродить по полям, сносить заборы, совершать набеги на собственность и наказывать консерваторов своими кнуты. Этот период президент Хосе Иларио Лопес назвал «демократическим весельем». [33]
Отмена
[ редактировать ]
Отмена была постепенным процессом. Освобождение порабощенных лиц происходило на протяжении всей истории колонии, но отмена рабства как института серьезно не рассматривалась до вторжения Наполеона в Испанию , когда, начиная с 1809 года, вопрос о свободе был поднят в иберийских судах, чтобы предотвратить " рабов от поиска и даже достижения этого насильственными и принудительными средствами». Антонио Вильявисенсио был сторонником свободы утробы , но его взгляды не были услышаны испанской короной. [34]
Во время войны за независимость Колумбии . Симон Боливар в 1816 году выдвинул идею предоставления свободы рабам, участвовавшим в борьбе за независимость [34] Этот процесс был противоречивым, поскольку землевладельцы, которые зависели от рабов как в плане работы, так и в социальном статусе, решительно выступали против процесса освобождения. [ нужна ссылка ]
Чтобы пойти на компромисс с требованиями работорговцев, требовавших уважения их собственности, Хосе Феликсу де Рестрепо удалось издать на Конгрессе Кукуты декрет о «свободе утробы», который провозгласил, что дети, рожденные от рабынь, с 21 июля 1821 года , будет бесплатно. Закон также установил для хозяев обязанность «Обучать, одевать и кормить детей [...] но они в качестве вознаграждения должны будут компенсировать хозяевам своих матерей расходы, понесенные на их воспитание, своими работами и услугами». , которые они будут предоставлять до 18 лет». [34] Работорговля была окончательно запрещена в 1825 году. [ нужна ссылка ]
Хотя освобождение молодых рабов должно было начаться 21 июля 1839 года, этот процесс во многом был задержан Войной верхов , которая велась с 1839 по 1842 год. После войны и под давлением хозяев был принят новый закон Мэя. 29 октября 1842 года зависимость от рабов продлилась еще на 7 лет посредством так называемого ученичества. Другими словами, 18-летние рабы будут представлены мэрам, которые должны будут заставить их служить своему бывшему хозяину или кому-то еще, кто сможет «обучить и научить» их ремеслу или профессии. Таким образом рабство расширялось, а тех, кто отказывался участвовать, вербовали в национальную армию . [34]
Неэффективность освобождения, а также коррумпированность чиновников и землевладельцев, которые продолжали работорговлю, игнорируя закон, вызвали большое недовольство среди так называемых демократических обществ (либеральных объединений ремесленников). Этот великий политический переворот, исходивший как от ремесленников, так и от самих рабов, побудил президента Хосе Иларио Лопеса предложить абсолютную свободу. Наконец, 21 мая 1851 г. Конгресс Колумбии принял закон, согласно которому с 1 января 1852 г. рабы будут освобождены, а хозяева получат компенсацию в виде облигаций. [34]
Несмотря на это, во многих местах хозяева отказывались отпустить рабов мирным путем. Это привело к Гражданской войне 1851 года, которая началась с восстания в Кауке и Пасто , возглавляемом лидерами консерваторов Мануэлем Ибаньесом и Хулио Арболедой при поддержке правительства Эквадора . В Антиокии вспыхнуло восстание консерваторов во главе с Эусебио Берреро. Война закончится через четыре месяца победой либералов и окончательным освобождением рабов. [35]
Число порабощенных людей сокращалось на протяжении республиканского периода до окончательной отмены этого института: [34]
Год | Население (#) | Рабы (#) | Процент (%) |
---|---|---|---|
1778 | 798,956 | 62,547 | 7.82% |
1825 | 1,129,174 | 45,133 | 4.00% |
1835 | 1,570 854 | 37,547 | 2.39% |
1843 | 1,812,782 | 25,591 | 1.41% |
1851 | 2,105,622 | 15,972 | 0.76% |
См. также
[ редактировать ]- Афро-колумбийцы
- Рабство в Бразилии
- Рабство в Канаде
- Рабство в колониальной Америке
- Рабство в Латинской Америке
- Рабство в Новой Испании
- Рабство в Картахене
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мигель Анхель 2012 .
- ^ Лопес 2019 .
- ^ Хохшильд 1999 , с. 33-34.
- ^ Мейзель Рока 1980 , с. 242.
- ^ Макфарлейн 1991 , с. 54.
- ^ Jump up to: а б с Мейзель Рока 1980 , с. 243.
- ^ Мейзель Рока 1980 , с. 248.
- ^ Мейзель Рока 1980 , с. 251.
- ^ де Фридеманн 1974 , с. 96.
- ^ Гранда Гутьеррес 1988 , с. 73-74.
- ^ Макфарлейн 1991 , с. 55.
- ^ де Фридеманн 1974 , с. 98.
- ^ Jump up to: а б Макфарлейн 1991 , с. 57.
- ^ Макфарлейн 1991 , с. 63.
- ^ Макфарлейн 1991 , с. 73-75.
- ^ Вергара Фигероа, Аврора; Косме Пунтиэль, Кармен Луз, ред. (2018). Я требую своей свободы [ я требую своей свободы ]. Юг — разбитое небо (по-испански). Том 16 (1-е изд.). Кали, Колумбия: Университет Исеси . doi : 10.18046/EUI/Escr.16.2018 . ISBN 978-958-8936-36-9 . OCLC 1121270926 . ОЛ 26778189М . S2CID 194325531 .
- ^ Валенсия Льяно 1998 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Товар Пинсон 1994 .
- ^ Велес Окампо 2005 .
Библиография
[ редактировать ]- Наваррете, Мария Кристина (2005). Возникновение и развитие рабства в Колумбии в 16-17 веках . Университет Долины. ISBN 9789586703383 . Проверено 20 марта 2019 г.
- Наваррете, Мария Кристина (2008). Сан-Басилио-де-Паленке: память и традиции – Возникновение и перипетии бордовых деяний в Колумбийском Карибском бассейне . Университет Долины. ISBN 978-9587654189 . Проверено 20 марта 2019 г.
- Руис Ривера, Джулиан; Наварро Гарсия, Луи (1975). Похвала и миф в Новой Гранаде в 17 веке. ЦСИК Пресс. ISBN 8400041763 . Проверено 19 марта 2019 г.
- Мейзель Рока, Адольфо (4 июля 1980 г.). Рабство, смешанные браки и гасиенды в провинции Картахена: 1533–1851 гг . стр. 229–277. дои : 10.13043/dys.4.2 .
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - де Фридеманн, Нина С. (1974). Черная культура эквадорского и колумбийского побережья: модель этнической адаптации (PDF) . Том. 18. С. 75–115 . Проверено 22 марта 2019 г.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - Гранда Гутьеррес, Герман (1988). Рабы Чоко. Его африканское происхождение (18 век) и возможное языковое влияние на испанский язык региона (PDF) . стр. 65–80 . Проверено 22 марта 2019 г.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - Макфарлейн, Энтони (1991). Симарроны и Паленкес в Колумбии: 18 век (PDF) . Проверено 22 марта 2019 г.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - Товар Пинсон, Гермес (ноябрь 1994 г.). Освобождение рабов в Колумбии, 1809–1851 гг., Социальные, экономические и политические аспекты . Проверено 22 марта 2019 г.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - Велес Окампо, Антонио (2005). Картаго, Перейра, Манисалес: исторический перекресток . Папирус. стр. Война 1851 года. ISBN 9588236371 . Архивировано из оригинала 23 июля 2011 года . Проверено 22 марта 2019 г.
- Валенсия Льяно, Альфонсо (1998). Генерал Хосе Иларио Лопес, либеральный цивилист . Проверено 22 марта 2019 г.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - Хохшильд, Адам (1999). Призрак короля Леопольда . Бостон: Хоутон Миффлин. ISBN 978-0-618-00190-3 .
- Мигель Анхель (29 марта 2012 г.). Рабство коренных и чернокожих людей в колониальные времена . Проверено 19 марта 2019 г.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - Лопес, Клара (26 февраля 2019 г.). Возражение против закона JEP противоречит Конституции . Проверено 19 марта 2019 г.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите )