Рабство в империи ацтеков
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Часть серии о |
Принудительный труд и рабство |
---|
Рабство в Империи ацтеков и окружающих обществах Мексики было широко распространено, причем рабы были известны под науатль словом тлакотли. [1] Рабы не унаследовали свой статус; люди были порабощены в качестве наказания, после плена на войне или добровольно для погашения долгов. В обществе Мексики рабы составляли важный класс .
Описание
[ редактировать ]Рабство — это не положение, в котором человек родился, а состояние, в которое он попадает в качестве наказания, из-за финансового отчаяния или в качестве пленника. [2] Практика состояла из двух систем:
- Рабство в самом строгом смысле этого слова
- кабальное рабство .
Ацтеки как рабовладельцы
[ редактировать ]Рабовладельцы были обязаны обеспечивать своих рабов едой, водой и кровом. [2]
Женщины-рабовладельцы приложили немало усилий. в способе выбора, относительно рабов. Например, если женщина овдовела, она нередко либо повторно выходила замуж за одного из рабов своего мужа, либо делала одного из его рабов своим управляющим. [2] Самые богатые купцы в обществе Мексики были работорговцами. Они не только были богаты, но им также предоставлялись особые привилегии. Они также считались очень религиозными и играли ключевую роль на фестивале Панкецалицтли в честь мексиканского бога Уицилопочтли . [2]
Любой человек, не связанный с хозяином раба, мог быть порабощен за попытку предотвратить побег раба. [ нужна ссылка ] Если один раб не будет вести себя согласно воле рабовладельца, его могут приговорить к смертной казни. [3]
Рабы в ацтекском обществе
[ редактировать ]Хотя рабство не могло передаваться по наследству, в мексиканском обществе можно было жить в качестве раба неопределенно долго. Например, Монтесума II , помимо конфискации имущества, приговаривал предателей или их семьи к пожизненному рабству. То же самое он сделал бы и с астрологами, которые не смогли предсказать возникновение предзнаменований. [2]
Рабы были привязаны к землям своего хозяина до тех пор, пока их долг не был выплачен хозяину. За исключением плена, наказания за совершение преступления или неуплаты непогашенного игрового долга, рабство было институтом, в который можно было свободно войти. [2] [4] В этом отношении система представляла собой не рабство, а договорное подневольное состояние, приводящее к «несвободному» труду. Однако это была настолько широко распространенная практика, что мексиканцы часто продавали своих детей в рабство. [2]
Рабы носили одежду магуэй, называемую « куэйтль » , которая представляла собой юбку, которая оборачивалась вокруг бедер, один конец перекрывал другой и скреплялся ремнем, похожим на пояс. Отражая их низкий статус в обществе, работа рабов была бесцветной. [2] Обычно после смерти владельца рабы, совершившие выдающиеся заслуги, освобождались, а остальные передавались по наследству. [ нужна ссылка ] Что касается порученной работы, то многих рабов отправляли в регионы Киматан и Акалана , в водную среду, чтобы они работали гребцами и чернорабочими в рощах какао, и эту работу нужно было выполнять круглый год. [2]
Помимо своего труда, рабы были свободны; они могли вступать в брак и владеть своей собственностью, включая других рабов. [5] Ожидалось, что они также внесут свой вклад в улучшение общества Мексики. Например, рабы помогали передвигать военную технику, когда она отправлялась в бой. [2] Когда у рабов рождались дети, дети не передавались хозяину рабов, а получали свободу жить своей жизнью.
Использование рабов различными социальными классами
[ редактировать ]Рабов можно было использовать для любой работы, но на практике большинство рабов оказывались слугами во дворцах лордов. [6] Когда умирали дворяне, их кремировали вместе с сорока рабами — 20 женщинами и 20 мужчинами. [1]
Общество ацтеков имело строгую классовую структуру, и каждый человек имел свое место в обществе, хотя социальный класс не был высечен в камне; скорее, было пространство для маневра. [7] Рабы ацтеков были средством перемещения по социальной иерархии. Хосе Луис де Рохас, автор книги «Теночтитлан: столица ацтекской империи» , утверждает, что одной из самых уважаемых должностей, которую мог получить ацтекский простолюдин, была роль «теалтиани» или человека, ответственного за очищение рабов перед жертвоприношением . [8]
Рабство военнопленных
[ редактировать ]Рабство было труднее всего для военнопленных , которых после пленения можно было продать. [2] Их также могли приносить в жертву на религиозной церемонии или фестивале. [2] Например, рабы были выбраны как ixiptla , что является изображением бога . Они верили, что бог, в свою очередь, будет олицетворять силы небесной природы, такие как ветер или луна, и что принесение в жертву раба удовлетворит бога, который затем принесет людям удачу. [2] В случае смерти дворянина рабов могли убить и похоронить вместе с ним, чтобы помочь ему в подземном мире , как они помогали ему в жизни. [2] Части тел принесенных в жертву рабов можно было забрать домой и съесть с кукурузой и солью в качестве продолжения жертвоприношения. [2]
Для меня было большой честью получить разрешение принести человека в жертву публично в Империи ацтеков. Воины выходили в бой и возвращались с рабами для принесения в жертву. Однако это был не вариант для пожилых людей и знати, которые вместо этого покупали рабов. Граждане также покупали для жертвоприношения рабов, занимавшихся теми же профессиями, что и они сами. [9]
Эмансипация
[ редактировать ]Рабы могли получить свободу, выбежав за стены рынка и наступив на кусок человеческих экскрементов , а затем представив свое дело судьям с просьбой о свободе. [3] Если бы была предоставлена свобода, рабов бы вымыли, дали им новую одежду (не принадлежащую хозяину) и объявили их свободными.
Ацтекская работорговля
[ редактировать ]Рабы также были частыми лицами на рынке Теночтитлана, где, так же, как еда, одежда и товары ручной работы имели свой собственный отдел, существовал и отдел продажи рабов. [10] Однако городами с наиболее известными невольничьими рынками были Аскапоцалько и Ицокан . [2]
Обычно только богатые люди или дворяне могли позволить себе рабов. Рабов можно было купить за 30 хлопчатобумажных предметов одежды, называемых « причудливыми ». Рабы, которые могли талантливо развлекать своих хозяев, например, пением или танцами, стоили дороже и могли стоить на 25 процентов дороже. [2]
Рабы, обладавшие разными навыками, ценились по разным ценам. По словам Хосе Луиса де Рохаса, автора книги «Теночтитлан: столица империи ацтеков» , рабы, умеющие танцевать, будут стоить около 40 кусков хлопчатобумажной ткани. При этом разные навыки, например ткачество, ценились по-разному. Луис также пишет о том, что рабов можно было купить за какао-бобы : средний раб имел 3000-4000 бобов. [8]
Ошейниковые рабы
[ редактировать ]Ороско-и-Берра сообщает, что хозяин не мог продать раба без его согласия, если только раб не был признан неисправимым властями . Неисправимость можно определить по повторяющейся лени, попыткам побега или общему плохому поведению. Неисправимых рабов заставляли носить деревянный ошейник, прикрепленный кольцами сзади. Ошейник был не просто символом плохого поведения: он был разработан, чтобы затруднить побег через толпу или узкие места.
По словам доктора Майкла Смита, всех рабов, выставленных на продажу на рынке, можно было узнать по большим деревянным ошейникам. [6]
При покупке раба с ошейником сообщали, сколько раз этот раб продавался. Раба, проданного в три раза дороже неисправимого, можно было продать для принесения в жертву ; эти рабы стоили дороже. Однако, если рабу в ошейнике удастся появиться в королевском дворце или храме, он или она обретет свободу.
Добровольное рабство
[ редактировать ]Некоторые рабы отказывались от свободы, чтобы выплатить игровые долги. [4] Однако стать рабом было процессом. Сначала игроку предстояло предстать перед четырьмя уважаемыми старейшинами. Затем они проводили церемонию, во время которой игрок предпочитал, чтобы его желание (или потребность) стало рабом и новый владелец дал ему цену за свободу, которая часто составляла 20 кусков ткани и средства для жизни в одиночестве. за год до того, как он начал свое рабство. После того, как игрок потратит эту сумму, его услуги будут обменены на еду, кров и одежду. [6] Любой мог стать рабом, хотя простолюдины с большей вероятностью вступали в рабство добровольно. Но поскольку на рабов смотрели свысока, обычно это был последний вариант погашения долга. [2] Помимо игроков, продажа себя в рабство часто была уделом стареющих куртизанок или проституток, известных среди мексиканцев как « тахини ». Помимо выплаты долгов, люди, возможно, стали рабами, чтобы лучше обеспечивать себя во времена экономического кризиса. Во время голода 1450-х годов многие ацтеки продали себя в рабство на побережье Мексиканского залива , где экономические перспективы были лучше. [6]
Суеверия и рабство
[ редактировать ]Считалось, что тем, кто родился в 13-дневном ряду, начинавшемся с 1 Оцелотля , суждено стать рабами, либо их жизнь будет отягощена чем-то еще нежелательным. [2]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Лопес Эрнандес, Мириам (2012). Ацтекские женщины и богини (1-е английское изд.). Мехико: FCAS-Культурный фонд Армеллы Спитальер. ISBN 978-607-8187-16-4 . OCLC 794489192 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Агурилар-Морено, Мануэль (2006). Справочник по жизни в мире ацтеков . Калифорнийский государственный университет, Лос-Анджелес.
- ^ Jump up to: а б Мануэль Ороско-и-Берра (1816 г.). Цивилизация ацтеков . Сотня из Мексики.
- ^ Jump up to: а б Смит, доктор Майкл Э. (2006). Ацтекская культура . Университет штата Аризона.
- ^ Хассиг, Росс (1992). Война и общество в древней Мезоамерике . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0-520-07734-2 . ОСЛК 25007991 .
- ^ Jump up to: а б с д Смит, Майкл Эрнест (2011). Ацтеки (Третье изд.). Хобокен. ISBN 978-1-118-25719-7 . OCLC 830161852 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Педельти, Марк (2004). Музыкальный ритуал в Мехико: от ацтеков до НАФТА . Издательство Техасского университета.
- ^ Jump up to: а б Рохас, Хосе Луис (2012). ацтеков Теночтитлан: столица империи Университетское издательство Флориды. п. 102.
- ^ Рохас, Хосе Луис (2012). ацтеков Теночтитлан: столица империи Университетское издательство Флориды. п. 167.
- ^ Буркхолдер, Марк А.; Джонсон, Лайман Л. (2019). «1. Америка, Иберия и Африка до завоевания». Колониальная Латинская Америка (10-е изд.). Издательство Оксфордского университета . п. 16.
Самый большой рынок в центральной Мексике, в Тлателолко, ежедневно обслуживал десятки тысяч покупателей и продавцов. Прилавки стояли аккуратными рядами, на рынке преобладали продукты питания. Драгоценности, перья и драгоценные камни стояли в одном ряду, рабы – в другом.
- Томас Уорд «Расширение этнической принадлежности в Анауаке шестнадцатого века: идеологии этнической принадлежности и гендера в процессе национального строительства». МЛН 116,2 (март 2001 г.): 419–452.