Рабство в Византийской империи
Часть серии о |
Принудительный труд и рабство |
---|
Рабство было обычным явлением в ранней Римской империи и классической Греции . Оно было законным в Византийской империи , но с IV века оно значительно трансформировалось, поскольку рабство стало играть меньшую роль в экономике. Законы постепенно уменьшали власть рабовладельцев и улучшали права рабов, ограничивая право хозяина жестоко обращаться, заниматься проституцией, разоблачать и убивать рабов. [1] Рабство стало редкостью после первой половины VII века. [2] С 11 века полуфеодальные отношения во многом заменили рабство. [3] Под влиянием христианства взгляды на рабство изменились: к X веку рабы рассматривались как потенциальные граждане (раб как субъект ), а не собственность или движимое имущество (раб как объект ). [4] Рабство также рассматривалось как «зло, противоречащее природе, созданное эгоизмом человека», хотя оно оставалось законным. [5]
Источники рабов
[ редактировать ]Основным источником рабов были военнопленные, от которых можно было получить большую прибыль. [6] В «Синопсисе историй» упоминается, что после битвы при Адрассе многие военнопленные были отправлены в Константинополь . Их было так много, что они заполнили все особняки и сельские округа. [7] Большинство домашней прислуги в больших византийских домах были рабами и были очень многочисленными. Даниэлиса Патрасская, богатая вдова в IX веке, подарила императору Василию I 3000 рабов . [8] Василий Говорят, что евнух Лакапин , Паракимомен во время правления Василия II , владел 3000 рабами и слугами. [9] Некоторые рабы обрабатывали земельные владения своих хозяев, которые в последующие века пришли в упадок.
По оценкам средневекового арабского 200 000 женщин и детей были взяты в рабство . после византийского отвоевания Крита историка , у мусульман [9] Однако родители, жившие в Византийской империи, были вынуждены продавать своих детей, чтобы выплатить долги, чему византийские законы безуспешно пытались воспрепятствовать. [6] После X века основным источником рабов часто были славяне и булгары . [10] возникшие в результате походов на Балканы и земли к северу от Черного моря. [11] На восточном берегу Адриатики многие славянские рабы были вывезены в другие части Европы (через балканскую работорговлю ). [11] Рабы были одним из основных товаров, которыми русские (часто варяжские ) торговцы торговали во время своих ежегодных визитов в Константинополь посредством работорговли на Черном море . Древнегреческое слово «δοῦλος» ( дулос ) получило синоним « σκλάβος » ( склавос ), [12] возможно, произошло от того же корня, что и слово «славянин».
Социальная жизнь
[ редактировать ]Рабство было в основном городским явлением, и большинство рабов работали в домашних хозяйствах. [13] «Закон о фермерах» VII/VIII веков и «Книга префекта» X века касаются рабства. [14] Рабам не разрешалось вступать в брак до тех пор, пока это не было узаконено императором Алексиосом I Комнином в 1095 году. Однако в этом случае они не получили свободы. Дети рабов оставались рабами, даже если отец был их хозяином. Многих рабов призвали в армию.
Социально-экономический статус рабов не обязательно совпадал с их правовым статусом. Рабы богатых имели более высокий уровень жизни, чем свободные и бедные люди. Кроме того, правовая система позволяла мастерам назначать их на определенные экономические должности, например, мастерами цехов. Например, ювелир, обвиненный в незаконной торговле золотом, если он был рабом, мог быть конфискован. Если бы он был свободен, его бы высекли кнутом и заплатили бы тяжелую казнь, превышающую стоимость раба. Так, хозяева назначали рабов мастерами цехов, где они могли иметь власть над свободными работниками ( мистиой, μίσθιοι ). [15]
Евнухи
[ редактировать ]Кастрация была объявлена вне закона, но закон соблюдался плохо, и мальчиков часто кастрировали до или после полового созревания. Евнухи (кастрированные мальчики и мужчины) продавались как рабы, как импортировались в империю, так и вывозились из нее. Ученый Кэтрин Рингроуз говорит, что они «представляли отдельную гендерную категорию, которая определялась одеждой, предполагаемым сексуальным поведением, работой, внешним видом, качеством голоса, а для некоторых евнухов и личными эмоциями». [16]
Слуги-евнухи временами пользовались популярностью. Богатые византийские семьи часто платили высокую цену за этих рабов, которых иногда принимали как часть домашнего хозяйства. Евнухи играли важную роль в византийском дворце и дворе, где они могли занять высокие посты. [14]
Цены
[ редактировать ]Невольничьи рынки присутствовали во многих византийских городах. Невольничий рынок Константинополя находился в долине Плача. В определенное время 10-летний ребенок стоил 10 номизмат , кастрированный того же возраста стоил 30. Взрослый мужчина - 20, а взрослый евнух - 50 номизмат. [11]
Переход от рабского труда к бесплатному
[ редактировать ]Однако вполне вероятно, что обычный труд в городах проводился по системе, подобной той, которую ввел Диоклетиан , согласно которой рабочий был обязан следовать наследственному призванию, но получал заработную плату и обеспечивал себе собственное содержание. Именно такая система указана в «Книге префекта» десятого века. «Фермерский закон» седьмого и восьмого веков показывает свободного «колонуса», работающего в своей деревне, и раба, работающего в крупном помещичьем имении, но оба класса имели тенденцию впадать в состояние крепостных, привязанных к земле. Таким образом, Византийская империя знаменует собой важный переходный период от рабства к свободному труду. [9]
Император Юстиниан I (годы правления 527–565) предпринял серьезный пересмотр и кодификацию древнеримского права , в том числе закона о рабстве. Он признал, что рабство было неестественным состоянием человеческого существования, а не особенностью естественного закона. Закон Юстиниана сохранял принцип, согласно которому раб был предметом собственности, но не устанавливал, что раб лишен личности. Он отменил некоторые прежние суровые законы о рабах. Например, он дал рабам право напрямую и лично просить своей свободы и заявил, что хозяин, убивающий своего раба, совершает убийство. [17]
Знаменитые рабы
[ редактировать ]- Самонас (евнух)
- Андрей Константинопольский (святой человек)
- Цахас (солдат)
- Джон Аксуш (солдат)
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ленски, Н. (2021). Рабство в Византийской империи. В К. Перри, Д. Элтисе, С. Энгермане и Д. Ричардсоне (ред.), Кембриджская всемирная история рабства (Кембриджская всемирная история рабства, стр. 453-481). Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- ^ Александр Петрович Каждан и др., «Изменения в византийской культуре в одиннадцатом и двенадцатом веках», University of California Press, 1985, с. 10
- ^ Кларенс-Смит, «Ислам и отмена рабства», 228.
- ^ Юваль Ротман, «Византийское рабство и средиземноморский мир», пер. Джейн Мари Тодд, Кембридж, Массачусетс - Лондон, издательство Гарвардского университета, 2009. Презентация книги: а) Николаос Линардос (Афинский университет), Mediterranean Chronicle 1 (2011), стр. 281, 282 , б) Алиса Рио, American Historical Review , Том. 115, выпуск 5, 2010 г., стр. 1513–1514.
- ^ Кларенс-Смит. РГ Религии и отмена рабства – сравнительный подход. https://www.lse.ac.uk/Economic-History/Assets/Documents/Research/GEHN/GEHNConferences/conf10/Conf10-ClarenceSmith.pdf
- ^ Jump up to: а б Д. Филлипс, Уильям (1985). Рабство от римских времен до ранней трансатлантической торговли . Издательство Манчестерского университета. п. 37. ИСБН 9780719018251 .
- ^ Стивенсон, Пол (2010). Византийский мир . Рутледж. п. 99. ИСБН 9781136727870 .
- ^ Маркус Луи Раутман, Повседневная жизнь в Византийской империи (Greenwood Publishing, 2006), 22.
- ^ Jump up to: а б с Торговля и промышленность , Ф. Х. Маршалл, Иллюстрированная энциклопедия всемирной истории , Vol. 4, изд. Дж. А. Хаммертон, (Mittal Publications), с. 2629 .
- ^ М. Беннетт, Джудит (2013). Оксфордский справочник по женщинам и гендеру в средневековой Европе . Издательство Оксфордского университета. п. 286. ИСБН 9780199582174 .
- ^ Jump up to: а б с Джеймс, Лиз (2010). Спутник Византии . Джон Уайли и сыновья. п. 90. ИСБН 9781444320022 .
- ^ Ротман, Юваль (2009). Византийское рабство и средиземноморский мир . Издательство Гарвардского университета. п. 66. ИСБН 9780674036116 .
- ↑ Повседневная жизнь в Византийской империи, Маркус Луи Раутман, стр. 22.
- ^ Jump up to: а б Кэмерон, Аверил (2009). Византийцы . Джон Уайли и сыновья. п. 126. ИСБН 9781405178242 .
- ^ Юваль Ротман, Византийское рабство и средиземноморский мир, издательство Гарвардского университета, 2009, стр. 101, 102.
- ^ Рингроуз, Кэтрин М. (1 ноября 2007 г.). Идеальный слуга: евнухи и социальная конструкция пола в Византии . Издательство Чикагского университета. п. 29. ISBN 978-0-226-72016-6 .
- ^ Тим Кларксон, в «Исторической энциклопедии мирового рабства», ABC-CLIO (1997), статья «Юстиниан, законы», том. 1, стр. 386, 387.