Jump to content

Рабство в Византийской империи

Рабство было обычным явлением в ранней Римской империи и классической Греции . Оно было законным в Византийской империи , но с IV века оно значительно трансформировалось, поскольку рабство стало играть меньшую роль в экономике. Законы постепенно уменьшали власть рабовладельцев и улучшали права рабов, ограничивая право хозяина жестоко обращаться, заниматься проституцией, разоблачать и убивать рабов. [1] Рабство стало редкостью после первой половины VII века. [2] С 11 века полуфеодальные отношения во многом заменили рабство. [3] Под влиянием христианства взгляды на рабство изменились: к X веку рабы рассматривались как потенциальные граждане (раб как субъект ), а не собственность или движимое имущество (раб как объект ). [4] Рабство также рассматривалось как «зло, противоречащее природе, созданное эгоизмом человека», хотя оно оставалось законным. [5]

Источники рабов

[ редактировать ]

Основным источником рабов были военнопленные, от которых можно было получить большую прибыль. [6] В «Синопсисе историй» упоминается, что после битвы при Адрассе многие военнопленные были отправлены в Константинополь . Их было так много, что они заполнили все особняки и сельские округа. [7] Большинство домашней прислуги в больших византийских домах были рабами и были очень многочисленными. Даниэлиса Патрасская, богатая вдова в IX веке, подарила императору Василию I 3000 рабов . [8] Василий Говорят, что евнух Лакапин , Паракимомен во время правления Василия II , владел 3000 рабами и слугами. [9] Некоторые рабы обрабатывали земельные владения своих хозяев, которые в последующие века пришли в упадок.

По оценкам средневекового арабского 200 000 женщин и детей были взяты в рабство . после византийского отвоевания Крита историка , у мусульман [9] Однако родители, жившие в Византийской империи, были вынуждены продавать своих детей, чтобы выплатить долги, чему византийские законы безуспешно пытались воспрепятствовать. [6] После X века основным источником рабов часто были славяне и булгары . [10] возникшие в результате походов на Балканы и земли к северу от Черного моря. [11] На восточном берегу Адриатики многие славянские рабы были вывезены в другие части Европы (через балканскую работорговлю ). [11] Рабы были одним из основных товаров, которыми русские (часто варяжские ) торговцы торговали во время своих ежегодных визитов в Константинополь посредством работорговли на Черном море . Древнегреческое слово «δοῦλος» ( дулос ) получило синоним « σκλάβος » ( склавос ), [12] возможно, произошло от того же корня, что и слово «славянин».

Социальная жизнь

[ редактировать ]

Рабство было в основном городским явлением, и большинство рабов работали в домашних хозяйствах. [13] «Закон о фермерах» VII/VIII веков и «Книга префекта» X века касаются рабства. [14] Рабам не разрешалось вступать в брак до тех пор, пока это не было узаконено императором Алексиосом I Комнином в 1095 году. Однако в этом случае они не получили свободы. Дети рабов оставались рабами, даже если отец был их хозяином. Многих рабов призвали в армию.

Социально-экономический статус рабов не обязательно совпадал с их правовым статусом. Рабы богатых имели более высокий уровень жизни, чем свободные и бедные люди. Кроме того, правовая система позволяла мастерам назначать их на определенные экономические должности, например, мастерами цехов. Например, ювелир, обвиненный в незаконной торговле золотом, если он был рабом, мог быть конфискован. Если бы он был свободен, его бы высекли кнутом и заплатили бы тяжелую казнь, превышающую стоимость раба. Так, хозяева назначали рабов мастерами цехов, где они могли иметь власть над свободными работниками ( мистиой, μίσθιοι ). [15]

Кастрация была объявлена ​​вне закона, но закон соблюдался плохо, и мальчиков часто кастрировали до или после полового созревания. Евнухи (кастрированные мальчики и мужчины) продавались как рабы, как импортировались в империю, так и вывозились из нее. Ученый Кэтрин Рингроуз говорит, что они «представляли отдельную гендерную категорию, которая определялась одеждой, предполагаемым сексуальным поведением, работой, внешним видом, качеством голоса, а для некоторых евнухов и личными эмоциями». [16]

Слуги-евнухи временами пользовались популярностью. Богатые византийские семьи часто платили высокую цену за этих рабов, которых иногда принимали как часть домашнего хозяйства. Евнухи играли важную роль в византийском дворце и дворе, где они могли занять высокие посты. [14]

Невольничьи рынки присутствовали во многих византийских городах. Невольничий рынок Константинополя находился в долине Плача. В определенное время 10-летний ребенок стоил 10 номизмат , кастрированный того же возраста стоил 30. Взрослый мужчина - 20, а взрослый евнух - 50 номизмат. [11]

Переход от рабского труда к бесплатному

[ редактировать ]

Однако вполне вероятно, что обычный труд в городах проводился по системе, подобной той, которую ввел Диоклетиан , согласно которой рабочий был обязан следовать наследственному призванию, но получал заработную плату и обеспечивал себе собственное содержание. Именно такая система указана в «Книге префекта» десятого века. «Фермерский закон» седьмого и восьмого веков показывает свободного «колонуса», работающего в своей деревне, и раба, работающего в крупном помещичьем имении, но оба класса имели тенденцию впадать в состояние крепостных, привязанных к земле. Таким образом, Византийская империя знаменует собой важный переходный период от рабства к свободному труду. [9]

Император Юстиниан I (годы правления 527–565) предпринял серьезный пересмотр и кодификацию древнеримского права , в том числе закона о рабстве. Он признал, что рабство было неестественным состоянием человеческого существования, а не особенностью естественного закона. Закон Юстиниана сохранял принцип, согласно которому раб был предметом собственности, но не устанавливал, что раб лишен личности. Он отменил некоторые прежние суровые законы о рабах. Например, он дал рабам право напрямую и лично просить своей свободы и заявил, что хозяин, убивающий своего раба, совершает убийство. [17]

Знаменитые рабы

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Ленски, Н. (2021). Рабство в Византийской империи. В К. Перри, Д. Элтисе, С. Энгермане и Д. Ричардсоне (ред.), Кембриджская всемирная история рабства (Кембриджская всемирная история рабства, стр. 453-481). Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
  2. ^ Александр Петрович Каждан и др., «Изменения в византийской культуре в одиннадцатом и двенадцатом веках», University of California Press, 1985, с. 10
  3. ^ Кларенс-Смит, «Ислам и отмена рабства», 228.
  4. ^ Юваль Ротман, «Византийское рабство и средиземноморский мир», пер. Джейн Мари Тодд, Кембридж, Массачусетс - Лондон, издательство Гарвардского университета, 2009. Презентация книги: а) Николаос Линардос (Афинский университет), Mediterranean Chronicle 1 (2011), стр. 281, 282 , б) Алиса Рио, American Historical Review , Том. 115, выпуск 5, 2010 г., стр. 1513–1514.
  5. ^ Кларенс-Смит. РГ Религии и отмена рабства – сравнительный подход. https://www.lse.ac.uk/Economic-History/Assets/Documents/Research/GEHN/GEHNConferences/conf10/Conf10-ClarenceSmith.pdf
  6. ^ Jump up to: а б Д. Филлипс, Уильям (1985). Рабство от римских времен до ранней трансатлантической торговли . Издательство Манчестерского университета. п. 37. ИСБН  9780719018251 .
  7. ^ Стивенсон, Пол (2010). Византийский мир . Рутледж. п. 99. ИСБН  9781136727870 .
  8. ^ Маркус Луи Раутман, Повседневная жизнь в Византийской империи (Greenwood Publishing, 2006), 22.
  9. ^ Jump up to: а б с Торговля и промышленность , Ф. Х. Маршалл, Иллюстрированная энциклопедия всемирной истории , Vol. 4, изд. Дж. А. Хаммертон, (Mittal Publications), с. 2629 .
  10. ^ М. Беннетт, Джудит (2013). Оксфордский справочник по женщинам и гендеру в средневековой Европе . Издательство Оксфордского университета. п. 286. ИСБН  9780199582174 .
  11. ^ Jump up to: а б с Джеймс, Лиз (2010). Спутник Византии . Джон Уайли и сыновья. п. 90. ИСБН  9781444320022 .
  12. ^ Ротман, Юваль (2009). Византийское рабство и средиземноморский мир . Издательство Гарвардского университета. п. 66. ИСБН  9780674036116 .
  13. Повседневная жизнь в Византийской империи, Маркус Луи Раутман, стр. 22.
  14. ^ Jump up to: а б Кэмерон, Аверил (2009). Византийцы . Джон Уайли и сыновья. п. 126. ИСБН  9781405178242 .
  15. ^ Юваль Ротман, Византийское рабство и средиземноморский мир, издательство Гарвардского университета, 2009, стр. 101, 102.
  16. ^ Рингроуз, Кэтрин М. (1 ноября 2007 г.). Идеальный слуга: евнухи и социальная конструкция пола в Византии . Издательство Чикагского университета. п. 29. ISBN  978-0-226-72016-6 .
  17. ^ Тим Кларксон, в «Исторической энциклопедии мирового рабства», ABC-CLIO (1997), статья «Юстиниан, законы», том. 1, стр. 386, 387.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 45d2f81173806faf3775a4042bd72e51__1721715000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/45/51/45d2f81173806faf3775a4042bd72e51.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Slavery in the Byzantine Empire - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)