Jump to content

Женщины в Византийской империи

Императрица Феодора со свитой. Мозаика базилики Сан-Витале в Равенне , VI век.

Положение женщин в Византийской империи является предметом научных исследований, охватывающих всю доступную информацию о женщинах, их окружении, их сетях, их правовом статусе и т. д. в Византийской империи .

В этой области исследований ведутся дискуссии по различным важным вопросам. Долгое время внимание историков привлекали лишь отдельные выдающиеся византийские женщины, главным образом императрица, особенно жена императора Юстиниана I Феодора , оказавшая значительное влияние на события первой половины VI века. Многочисленные источники (хроники, юридические тексты , агиографическая литература ) однако рисуют картину византийского патриархального общества , в котором женщины вообще не имели самостоятельного значения, а женщины высшего сословия заключались в гинекей .

Научное изучение правового и экономического положения женщин в Византийской империи началось во второй половине XIX века и в настоящее время интенсивно продолжается. Предметом исследования являются как женщины в целом, так и сопутствующие вопросы семейного и имущественного права. Нехватка сохранившихся источников приводит к разным оценкам места женщины в византийском обществе. С развитием гендерных исследований в 1970-е годы наметилась тенденция к пересмотру ранних взглядов, согласно которым эта роль не была значимой. Историк Иоли Калаврезу дает более позитивное описание жизни византийских женщин. [1] Некоторые авторы сегодня предполагают, что византийские женщины пользовались значительно большими привилегиями по сравнению с женщинами Западной Европы и исламского мира .

Образование

[ редактировать ]

Общий взгляд на образование женщин заключался в том, что девушке достаточно научиться домашним обязанностям, изучить жития христианских святых и выучить наизусть псалмы. [2] и научиться читать, чтобы она могла изучать библейские писания – хотя грамотность среди женщин иногда не поощрялась, поскольку считалось, что она может способствовать развитию порока. [3] Однако были отдельные византийские женщины, прославившиеся своими образовательными достижениями, например Кассия , Анна Комнина и Добродея Киевская .

Сексуальность

[ редактировать ]

Византийские женщины обычно выходили замуж в возрасте четырнадцати лет, хотя некоторые женщины выходили замуж позже, как, например, Фомаида Лесбосская , вышедшая замуж в возрасте двадцати четырех лет. [4] Брак считался идеальным состоянием для женщины, и только монастырская жизнь рассматривалась как законная альтернатива. В браке сексуальная активность рассматривалась только как средство воспроизводства. Римское право на фактический развод было постепенно стерто после введения христианства и заменено юридическим разделением брака и аннулированием брака. Женщина имела право предстать перед судом, но ее показания не считались равными показаниям мужчины и могли быть оспорены на основании ее пола, если сравнивать их с показаниями мужчины. [2] С другой стороны, женщины не были полностью подчинены воле мужчин. По словам ранневизантийского дипломата и политического мыслителя Приска Паннионского , «среди римлян было неправильно обручать женщину с мужчиной против ее воли». [5] Феодор Сикеонский в своем «Жизнеописании » «изображает дом сильных женщин без главы-мужчины, которые собираются, чтобы испортить и продвинуть единственного маленького ребенка мужского пола в семье. У женщин есть некоторый выбор в своей жизни, они могут зарабатывать на жизнь доходами от гостиницы, а позже бабушка Теодора выбирает религиозную жизнь, а его мать выходит замуж за представителя знатной семьи». [6]

Аскетический идеал женщины

[ редактировать ]

По мнению Джудит Херрин , сексуальность в Византийской империи была пропитана лицемерными двойными стандартами, как и в любом другом средневековом обществе. С одной стороны, мужчины ценили женское обаяние и прибегали к услугам проституток и любовниц, с другой стороны, требовали моральной чистоты от своих родственников. [7] Причем в Византии огромную роль играла христианская церковь, представления которой о взаимоотношениях полов сформировались еще в период раннего христианства . Христианство унаследовало от классической античности убеждения о том, что женщины физически и морально слабее мужчин, более склонны к нуждам и желаниям своего тела и, следовательно, менее способны понимать, что такое добро, а если и понимают, то придерживаться этого. [8] Наконец, за редким исключением, византийская литература создавалась мужчинами и отражала их взгляды. [9]

До XII века в Византийской империи не существовало эротической литературы и эротического искусства вообще, а предметом выражения чувств было отношение подвижника к Богу, предполагавшее полное устранение сексуальности. [10] По общему представлению, женщина отвечала за возникающее у нее желание у мужчины. [8] и даже для монаха лучшим способом было не смотреть на женщин. Не было единого мнения о том, всегда ли отвратительное сексуальное желание опасно. Некоторые христианские авторы IV века сходились во мнении, что желание дано Богом с целью продолжения рода, и человек в браке может вести христианскую жизнь не меньше, чем тот, кто придерживается безбрачия . Некоторые считали, что целомудренные мужчина и женщина могут жить в одном доме без риска для своей души, однако практический опыт подвижников показывал, что половое влечение сдержать практически невозможно. В этом смысле даже мать или сестра могли стать подвижнику напоминанием обо всех остальных женщинах и вообще об отвергнутой мирской жизни. В связи с этим аскетичной женщине необходимо было отказаться от привлекательной внешности, носить одежду, скрывающую фигуру, отказаться от своего социального статуса. Стирку осудили, так как она лишний раз привлекала внимание к отвергнутому телу. [11]

Проституция

[ редактировать ]
Танцующая Мириам , миниатюра из Хлудова Псалтири , середина IX века.

Проститутки находились внизу социальной лестницы и были известны под разными именами – гетайрай , «публичные женщины», «(женщины) с чердака» ( древнегреческий : αἱ ἐπὶ τοῦ τέγους ). Они более известны из агиографической литературы (где они фигурируют под названиями «униженные» ( древнегреческий : ταπειναί ) или «несчастные» ( древнегреческий : οἰκτραί )) или в гражданском или церковном праве, пытающемся ограничить это явление. Вероятно, в Византии всегда была распространена проституция. Однако слово древнегреческое : πορνεία относилось не только к общению с проститутками, но и ко многим другим отклонениям от рекомендуемого сексуального поведения. Проституция процветала в столице и крупнейших городах империи — Александрии , Антиохии , Берите и Эдессе , позднее в Салониках и портах Малой Азии .

Участие в этой деятельности было относительно добровольным, когда дочери актеров или ремесленников соблазнялись рассказами, распространяемыми владельцами публичных домов ( древнегреческий : πορνοβοσκοί ) о роскошной жизни гетеров; также проститутки могли стать рабами и заключенными. Хозяйки публичных домов также ездили в провинцию искать подходящих девушек, покупая их в бедных семьях. Однако подобные сделки были незаконными, а найденный отец семейства был лишен родительских прав и мог быть отправлен в наказание на рудники; для членов Церкви наказанием было отлучение от церкви . Но, очевидно, эти меры применялись без особого успеха, и, по крайней мере, в XII веке проституция была не только добровольной. Попытки ограничить проституцию географически также оказались тщетными даже в Константинополе – основанный еще при Константине Великом Лупанарий пустовал, а при императоре Феофиле (829–843) здание было передано больнице. [12] Тем не менее, во время правления Юстиниана в империи было проведено множество реформ, направленных на женщин, занимающихся проституцией, как для обеспечения прав и защиты от принудительного труда, так и для социальных усилий, направленных на поощрение покаяния и реформации. [13]

В число женщин, чья деятельность включала торговлю своим телом, также входили мимы , исполнители на флейте , певцы на свадьбах или банкетах, а также актрисы на сцене, которых зрители считали сексуально доступными. [13] По мнению византийцев, заниматься светским искусством не подобает честному человеку, а женщины этих профессий считались проститутками отдельного рода. Проститутки низшего сословия считались служанками в кабаках и ксенодохиях , о чем по традиции, восходящей к древним временам. [14]

Частым топосом византийской агиографической литературы было духовное перерождение «блудницы», которая, покаявшись, «приобрела себе святость . » VI век Мария Египетская . По предположению Юдифи Херрин , мать Константина Великого Святая Елена была проституткой в ​​таверне. [15]

Общественная роль

[ редактировать ]

Гендерная сегрегация

[ редактировать ]

С VI века растёт идеал гендерной сегрегации , согласно которому женщины должны носить чадру. [16] и быть замеченным на публике только во время посещения церкви, [17] и хотя этот идеал так и не был полностью реализован, он повлиял на общество. Однако арабские свидетельства о византийских женщинах (по словам Эль-Шейха) отражают иную реальность: «Византийские женщины не носят чадры; даже будучи женатыми, они проходят мимо людей на рынке с непокрытыми головами/лицами, демонстрируя всю свою красоту». [18] Законы императора Юстиниана I разрешали мужчине развестись с женой за посещение общественных мест, таких как театры или общественные бани, без его разрешения. [19] а император Лев VI запретил женщинам свидетельствовать о деловых контрактах, аргументируя это тем, что это заставляет их вступать в контакт с мужчинами. [2] В Константинополе от женщин из высшего сословия все чаще ожидалось, что они будут держаться в специальном женском отделении ( гинайконит ). [17] а к VIII веку для незамужних дочерей считалось неприемлемым встречаться с мужчинами, не являющимися родственниками. [2] В то время как императорские женщины и их дамы появлялись на публике вместе с мужчинами, женщины и мужчины при императорском дворе посещали королевские банкеты отдельно до прихода к власти династии Комнинов в XII веке. [17] По словам Аверила Кэмерона , «послание преобладающей идеологии» в Византии «заключалось в том, что женщины должны оставаться дома, быть хорошими матерями и ограничивать свою деятельность актами благочестивой благотворительности. Однако реальность была несколько иной. Например, женщины могли наследовать, система приданого была для них защитой... Многие неаристократические женщины также находили способы осуществления влияния вне дома, и на более низких уровнях, как во всех аграрных обществах, так и в доиндустриальных городах. в целом их труд был необходим». [6] Свобода передвижения могла также зависеть от социального статуса и местоположения; в то время как Марии Младшей пришлось ограничить свою деятельность вне дома, когда она переехала из деревни в более крупный город, Фомаида с Лесбоса, родом из низшего происхождения, свободно передвигалась по Константинополю днем ​​и ночью. [20]

Хотя принято считать, что в византийском обществе скромность и застенчивость лучше всего соответствовали женской природе и темпераменту, на протяжении всех византийских тысячелетий не было строгого согласия относительно того, что же такое действительно «скромные нормы». Например, в глазах арабов византийские женщины считались «беспорядочными половыми связями»; Они предполагали, что византийские женщины, не имевшие мужа и решившие не выходить замуж, предпочитали прелюбодеяние и были вольны делать все, что им заблагорассудится. [18]

Экономика и профессиональная жизнь

[ редактировать ]
Бизнесмену Даниелис везут рабы в Константинополь. Миниатюра из летописи Иоанниса Скилица , середина 13 века. Мадридская национальная библиотека

Восточно-римские, а затем и византийские женщины сохранили за римлянками право наследовать, владеть и управлять своей собственностью, а также подписывать контракты. [17] права, которые намного превосходили права замужних женщин в средневековой католической Западной Европе, поскольку эти права включали не только незамужних женщин и вдов, но и замужних женщин. [19] Значительная реформа позволила женщинам вернуть свое приданое и получить определенную финансовую независимость. [13] Законное право женщин распоряжаться своими собственными деньгами позволило богатым женщинам заниматься бизнесом, однако женщины, которым активно приходилось искать профессию, чтобы прокормить себя, обычно работали прислугой или в домашних сферах, таких как пищевая или текстильная промышленность. [19] При государственной поддержке женщины могли работать врачами и сиделками для женщин-пациентов и посетителей в больницах и общественных банях. [3]

Поскольку проституция процветала в Византийской империи из-за бедности, император Юстиниан и императрица Феодора провели реформы, касающиеся благосостояния и освобождения от их прежних профессий. Это включало «защиту» прав секс-работников, а не обычную практику изгнания, а также строительство монастыря покаяния для женщин, чтобы они могли избежать бедности и проституции. [13]

После введения христианства женщины больше не могли становиться жрицами, но женщины стали обычным явлением основывать и управлять женскими монастырями, которые функционировали как школы для девочек, а также приюты, дома для бедных, больницы, тюрьмы и дома престарелых для женщин, и многие другие. Византийские женщины занимались общественной работой в качестве сестер-мирянок и диаконис. [17]

Политическое участие

[ редактировать ]

Византийская империя была монархией, и, как и во многих других монархиях, королевская система позволяла женщинам участвовать в политике в качестве монархов от своего имени или в качестве регентов вместо мужа или сына. Известно, что многие королевские женщины на протяжении веков участвовали в политике. Среди них были женщины-монархи, такие как Пульхерия , Ирина Афинская и Феодора Багрянородная , а также женщины-регенты, такие как Феодора , Феофано и Евдокия Макремболитисса . Были также императрицы, которые действовали на политической арене одновременно и независимо от своих мужей, наиболее известная из которых Феодора (жена Юстиниана I) , известная своей хитростью в суде и стремлением к реформам, особенно женщины, живущие в бедности и занимающиеся секс-работой. [13] Королевская система позволяла женщинам участвовать в политике, потому что они были членами королевской семьи, но это было зарезервировано для королевских женщин и не распространялось на женщин в целом, а также не означало принятия участия женщин в политике как таковой. В то время, когда Ирина Афинская была единоличной императрицей, Папа Лев III счел предполагаемый беспрецедентный статус Ирины как женщины-правительницы Римской империи и провозгласил Карла Великого императором Священной Римской империи на Рождество 800 года. Он предполагал, что женщина не может править. и поэтому трон Римской империи фактически оказался вакантным.

Относительно историографии женской политической деятельности в Византийской империи существуют две основные точки зрения. По одной из них, женщин изолировали от остального общества в гинекологии. При этом историки ссылаются на соответствующие высказывания Михаила Пселла , Кекаумена и Михаила Атталиатата . Другая точка зрения, более распространенная в настоящее время, состоит в том, что обособление женщин в источниках отражает не реальное положение вещей, а идеальное представление о византийских мужчинах. Начиная с XII века известны многочисленные примеры обратного. Рассказывая о том, как ее мать сопровождала Алексиоса I в походах, Анна Комнина , первая женщина-историк Европы, рассказывает не только о том, как она лечила больные ноги императора, но и была его советницей, помогавшей выявить заговорщиков. По словам писателя, «это были причины, которые пересилили естественный стыд этой женщины и дали ей смелость предстать перед глазами мужчин». [21] Жена императора Иоанна VI , Ирина Асанина , управляла городом Дидимотихо во время отсутствия мужа во время второй гражданской войны (1341–1347). Их дочь Мария через несколько лет правила крепостью Энос вместо своего мужа Никифора , который был деспотатом Эпира . [22]

По мнению Анжелики Лайу , роль византийских женщин в политической жизни страны была значительна в поздний период ее истории в связи с консолидацией аристократии, положение которой стало доминирующим. В этом правящем классе женщины играли важную роль, поскольку обладали значительной собственностью и имели влияние на своих детей. Важность семейных связей в период Комнина отмечал советско-американский византинист Александр Каждан . [23]

  1. ^ Калаврезу, Иоли. Византийские женщины и их мир . Издательство Гарвардского университета.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д Гульельмо Кавалло: Византийцы
  3. ^ Перейти обратно: а б Пол Стивенсон: Византийский мир
  4. ^ Холсолл 1996 , с. 293.
  5. ^ Приск Паннионский (1983). Фрагментарные историки-классицисты поздней Римской империи: Евнапий, Олимпиодор, Приск и Малх . Фрэнсис Кэрнс. п. 299.
  6. ^ Перейти обратно: а б Аверил, Кэмерон (2006). Византийцы . Оксфорд, Великобритания: Blackwell Publishing. п. 119.
  7. ^ Kazhdan 1991 , p. 1885.
  8. ^ Перейти обратно: а б Кларк 1998 , с. 34.
  9. ^ Кэмерон 1997 , с. 2.
  10. ^ Кэмерон 1997 , с. 8.
  11. ^ Кларк 1998 , с. 38.
  12. ^ Гросдидье де Матонс 1967 , стр. 23–25.
  13. ^ Перейти обратно: а б с д и Гарланд, Л. (1999). Византийские императрицы. Женщины и власть в Византии, 527–1204 гг . н.э. Тейлор и Фрэнсис. стр. 11–39.
  14. ^ Гросдидье де Матон 1967 , с. 25.
  15. ^ Kazhdan 1991 , p. 1741.
  16. ^ Маркус Луи Раутман: Повседневная жизнь в Византийской империи
  17. ^ Перейти обратно: а б с д и Линда Гарланд: Византийские женщины: разнообразие опыта 800–1200 гг.
  18. ^ Перейти обратно: а б Эль Шейх, Надя Мария (2004). Византия глазами арабов . Гарвардские монографии Ближнего Востока. Кембридж, Массачусетс: Гарвардский университет. Нажимать. п. 126. ИСБН  978-0-932885-30-2 .
  19. ^ Перейти обратно: а б с Джонатан Харрис: Константинополь: столица Византии
  20. ^ Холсолл 1996 , с. 292.
  21. ^ Анна Комнина , Алексиада , XII, 3
  22. ^ Лайоу 1981 , стр. 249–250.
  23. ^ Лайоу 1981 , стр. 251–253.

Библиография

[ редактировать ]
по-английски
  • Кэмерон, А. (1997). «Священные и светские любовные мысли о византийском гендере». Женщины, мужчины и евнухи : 1–23.
  • Кларк, Г. (1998). «Женщины и аскетизм в поздней античности: отказ от статуса и пола». У Винсента Л. Уимбуша; Ричард Валантасис (ред.). Аскетизм . стр. 33–48.
  • Доусон, Т. (2006). Гарланд, Л. (ред.). «Приличие, практичность и удовольствие: параметры женской одежды в Византии, 1000–1200 гг. н.э.». Византийские женщины. Разнообразие опыта, 800–1200 гг. н.э .: 77–90.
  • Гарланд, Л. (1999). Византийские императрицы. Женщины и власть в Византии, 527–1204 гг . н.э. Рутледж. ISBN  0-203-02481-8 .
  • Холсолл, Пол (1996). «Житие святого Фомаиды Лесбосской». Святые женщины Византии: Жития десяти святых в английском переводе . Думбартон-Оукс. стр. 291–323. ISBN  978-0-88402-248-0 . Проверено 23 апреля 2024 г.
  • Херрин, Дж. (2013). Непревзойденное влияние. Женщины и империя в Византии . Издательство Принстонского университета. ISBN  978-0-691-15321-6 .
  • Каждан, А. (1998). «Женщины дома». Документы Думбартон-Окса . 52 (изд. Dumbarton Oaks Papers): 1–17. дои : 10.2307/1291775 . JSTOR   1291775 .
  • Каждан, Александр (1990). «Византийская агиография и секс в пятом-двенадцатом веках». Документы Думбартон-Окса . 44 : 131–143. дои : 10.2307/1291623 . JSTOR   1291623 .
  • Каждан, Александр , изд. (1991). Оксфордский словарь Византии . Нью-Йорка ISBN  0-19-504652-8 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  • Лайу, Анжелики Э. (1981). «Роль женщин в византийском обществе». Ежегодник австрийских византийских исследований . 31 (1): 233–260.
  • Лайу, А. (1985). «Наблюдения о жизни и идеологии византийских женщин». Византийские путешествия . IX : 59–102.
  • Лайу, А. (1986). «Фестиваль «Агаты»: Комментарии о жизни константинопольских женщин». Византия: Дань уважения Андреасу Н. Стратосу : 111–122.
  • Стивен Рансиман (1984). М. Ангольд (ред.). «Женщины в византийском обществе». Византийская аристократия IX–XIII веков : 10–22.
на немецком
  • Арианци Д. (2012). Детство в Византии. Эмоциональное, интеллектуальное и материальное развитие в семейной среде с VI по XI век . Берлин: Де Грюйтер.
на французском языке
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: bd637c83be5adee8c117ad93343ebcc7__1717137600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/bd/c7/bd637c83be5adee8c117ad93343ebcc7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Women in the Byzantine Empire - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)