Рабство в Рашидунском халифате
Часть серии о |
Принудительный труд и рабство |
---|
Рабство в Халифате Рашидун относится к рабству движимого имущества, имевшему место в Халифате Рашидун (632–661 гг.), В период, когда был основан Исламский Халифат и исламское завоевание распространилось за пределы Аравийского полуострова.
Работорговля в халифате Рашидун расширялась параллельно с имперскими ранними мусульманскими завоеваниями , когда немусульманские военные пленники, а также мирные жители были порабощены, а с порабощенных людей требовалась дань и налоги. Во времена халифата Рашидун положения, касающиеся рабства в исламском праве, были приняты в большом масштабе и заложили основу для учреждения халифата Омейядов .
Работорговля
[ редактировать ]Работорговля в Халифате Рашидун была построена на сочетании порабощения военнопленных во время ранних мусульманских завоеваний Халифата; рабы-данники и налоговые рабы; а также коммерческая работорговля со стороны работорговцев.
Военные пленники
[ редактировать ]Во время Халифата Рашидун первая волна раннемусульманских завоеваний Халифата распространилась за пределы Аравийского полуострова и основала Империю. Новая империя Халифата расширилась до Византийской Палестины и Сирии на севере, Египта на западе и Персии на востоке. Военная экспансия Империи происходила параллельно с работорговлей военнопленными, которая расширялась параллельно с завоеваниями, когда пленников порабощенных немусульманских народов убивали или обращали в рабство.
Когда новости о победе мусульман при Гелиополе достигли Фаюма во время арабского завоевания Египта , его правитель Доментиан и его войска бежали, не сообщив жителям Файюма и Абуита, что они сдают свои города врагу. Когда новости достигли Амра, он послал войска через Нил, чтобы вторгнуться в Файюм и Абуит, захватив всю провинцию Файюм практически без сопротивления. Население Файюма было порабощено, а город разграблен (традиционная судьба городов, оказавших сопротивление). [ 1 ]
Не только воины-мужчины были порабощены в качестве военнопленных. Тысячи гражданских женщин и детей были порабощены во время исламских завоеваний. После падения Кесарии в 640 году 4000 «голов» (пленников) были отправлены халифу Умару в Медину, где они были собраны и осмотрены на равнине Джурд — равнине, обычно используемой для сбора мединских войск перед битвой, где было место для тысяч человек, прежде чем они были розданы в качестве военной добычи сиротам Ансара. [ 2 ] Халиф Абу Бакр ранее отдал двух девушек, взятых во время первых завоеваний, в качестве рабынь двум дочерям одного из сподвижников Мухаммеда, но поскольку эти две рабыни умерли, халиф Умар заменил их двумя девушками из партии рабынь после падения из Кесарии. [ 3 ] Халиф Умар оставил нескольких мальчиков-писателей из рабов Кесарии для использования в качестве секретарей в недавно созданном государственном бюрократическом аппарате, поскольку в Аравии ощущалась острая нехватка людей, умеющих писать и читать. [ 4 ]
В 651 году Абдаллах ибн Амир послал армию под командованием Раби ибн Зияда Харити в Сакастан во время мусульманского завоевания Персии . Через некоторое время Лави достиг Залика, приграничного сакастанского города, где заставил дехкана города признать власть Рашидуна. Затем он сделал то же самое в крепости Каркуя, где находился знаменитый храм огня, упомянутый в «Тарих-и Систан» . [ 5 ] Затем он захватил еще земли в провинции. Далее он осадил столицу провинции Зранг , и после тяжелого боя за городом сдался ее губернатор Апарвиз . Когда Апарвиз отправился к Раби ибн Зияду для переговоров о договоре, он увидел, что Лави использовал тела двух мертвых солдат в качестве стула. Это ужаснуло Апарвиза, который, чтобы избавить жителей Сакастана от арабов, заключил с ними мир в обмен на тяжелую дань в 1 миллион дирхамов , в том числе 1000 мальчиков-рабов (или девочек), несущих 1000 золотых сосудов. [ 5 ] [ 6 ] Затем Раби ибн Зияд был назначен губернатором провинции. [ 7 ]
Зороастрийцев заставляли платить дополнительный налог, называемый джизья , или их убивали, порабощали или заключали в тюрьму. Плательщики джизьи подвергались оскорблениям и унижениям со стороны сборщиков налогов. [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] Зороастрийцы, попавшие в рабство во время войн, получили свободу, если приняли ислам. [ 8 ] [ 11 ]
Приточные рабы
[ редактировать ]Рабов также предоставляли за счет человеческой дани и налогов.
Когда Амр ибн аль-Ас завоевал Триполи в 643 году, он заставил евреев и христиан-берберов отдать своих жен и детей в рабство арабской армии в рамках своей джизьи . [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] Укба ибн Нафи часто порабощал для себя (и продавал другим) бесчисленное количество берберских девушек, «подобных которым никто в мире никогда не видел». [ 15 ]
Постоянный источник поставок африканских рабов был предоставлен Халифату через договор о бакте , заключенный между Рашидунским халифатом и Суданским христианским королевством Донгола в 650 году, по которому христианское королевство было обязано ежегодно предоставлять до 400 рабов Халифат через Египет. [ 16 ]
Успешная кампания была предпринята против Нубии во время халифата Умара в 642 году. Король Нубии Калидурат был вынужден подчиниться и согласился ежегодно предоставлять 442 раба мусульманским властям в Каире. [ 17 ]
Десять лет спустя, в 652 году, правитель Египта при Османе Абдулла ибн Саад послал еще одну армию в Нубию. Эта армия проникла глубже в Нубию и осадила нубийскую столицу Донголу . Мусульмане снесли собор в центре города. Битва снова оказалась безрезультатной из-за нубийских лучников, которые выпустили ливень стрел, нацеленных в глаза мусульманских воинов. Поскольку мусульманам не удалось одолеть нубийцев , они приняли предложение мира от нубийского короля. Согласно подписанному договору, каждая сторона согласилась не предпринимать никаких агрессивных действий против другой. Каждая сторона согласилась предоставить другой стороне свободный проход через свою территорию. Нубия согласилась ежегодно предоставлять 360 рабов . Египту [ 17 ]
Коммерческая работорговля
[ редактировать ]Работорговля из Африки в Аравию через Красное море имела древние доисламские корни, и коммерческая работорговля не была прервана исламом. В то время как в доисламской Аравии арабские военнопленные были обычным объектом рабства, также имел место ввоз рабов из Эфиопии через Красное море. [ 18 ]
Работорговля в Красном море, судя по всему, зародилась, по крайней мере, с I века , когда порабощенных африканцев переправляли через Красное море в Аравию и Йемен. [ 19 ] Рабство Красного моря между Африкой и Аравийским полуостровом продолжалось на протяжении веков до его окончательной отмены в 1960-х годах, когда рабство в Саудовской Аравии было отменено в 1962 году.
Невольничий рынок
[ редактировать ]Во времена халифата Рашидун арабская элита все еще вела частично кочевой образ жизни на Аравийском полуострове с базами в Мекке и Медине.
Известно, что халифы Рашидун покупали, продавали и распределяли рабов. Однажды халиф Умар ибн аль-Хаттаб (636–644) продал значительное количество рабов двум элитным курашитам. [ 20 ] Халиф Али ибн Аби Талиб (656–661), как известно, отпускал рабов на волю при условии, что они останутся работать в его поместьях в течение как минимум шести лет после этого. [ 21 ]
Женщины-рабыни
[ редактировать ]Гаремная была расширена во время исламских завоеваний, когда женщины-заключенные были полигиния переданы мужчинам-воинам-мусульманам в сексуальное рабство в качестве наложниц , особенно после исламского завоевания Персии .
Завоевания принесли мусульманской элите огромное богатство и большое количество рабов. Большую часть рабов составляли женщины и дети. [ 22 ] многие из которых были иждивенцами или членами гаремов побежденных сасанидских высших классов. [ 23 ] После завоеваний элитный человек потенциально мог владеть тысячей рабов, а обычные солдаты могли иметь при себе десять человек, обслуживающих их. [ 22 ]
Мужчинам-мусульманам было предоставлено право заниматься сексом с пленницами (рабынями) женского пола, которое было сформулировано так: «те мужчины, которые охраняют свои гениталии, кроме своих жен и тех, которыми обладают их правые руки, ибо тогда нет вины» (Коран 23). :6), которое давало мужчинам право заниматься сексом не только со своими женами, но и с пленницами-рабынями. [ 24 ]
Известно, что пленные женщины подвергались сексуальному насилию, а новообращенный еврей Абдаллах ибн Салам активно выступал посредником между еврейским экзилархом и мусульманами в выкупе еврейских пленников, взятых во время исламских завоеваний, и был вынужден напоминать экзиларху, что Тора обязывает ему также выкупить женщин, изнасилованных мусульманскими воинами. [ 25 ]
Битва при Джалуле в 637 году закончилась полной победой мусульман, а женщины и дети были порабощены как военные трофеи, и Умар говорит: «В страхе перед детьми этих рабынь, которые должны родиться, я ищу убежища у Аллаха». [ 26 ]
Хотя мужчинам было предоставлено право на секс как с женами, так и с рабынями, исламский закон не определял разницу между его ребенком от рабыни (если он признал отцовство) и его ребенком от законной жены; не было никакой разницы в легитимности между ребенком рабыни-хозяйки и жены, и поэтому оба считались законными. [ 27 ]
Мужчины-рабы
[ редактировать ]Евнухи — категория рабов-мужчин, существовавшая уже во времена халифата Рашидун.
Рабы-мужчины, отправленные на Аравийский полуостров, были привлечены к рабскому труду в качестве сельскохозяйственных рабов, рытью подземных оросительных каналов и выполнять другую каторжную работу, и во время исламских завоеваний в Аравию в качестве рабов было отправлено столько молодых людей, что многие христианские и еврейские общины были почти лишены молодых самцов. [ 28 ]
Солдаты-рабы были явлением, которое имело место в Средиземноморском мире еще в древности, но только во времена ислама эта форма рабства стала играть сколько-нибудь значительную роль с ростом числа солдат-рабов. [ 29 ]
Известно, что солдаты-рабы участвовали в первой битве Мухаммеда . [ 30 ] их часто называют обращенными маула , а африканского раба-солдата Михью называют первым мусульманином, погибшим в бою. [ 31 ] Сообщается, что в битве при Бадре участвовали по меньшей мере 24 солдата-раба-маула. [ 32 ]
В течение первых двух столетий ислама определение военного рабства было несколько сомнительным, и термин маула использовался как для рабов, так и для бывших рабов; некоторые солдаты-рабы, подвергнутые военному рабству; некоторые были рабами, которым разрешили вступить в солдаты как мусульмане, а не рабами, которым эту роль доверил их хозяин; некоторые были рабами, получившими свободу после службы солдатами; и некоторые из них были бывшими рабами. [ 33 ] Использование солдат-рабов значительно расширилось во время последующего халифата Омейядов, но только при халифате Аббасидов институт гильманов военного рабства был по-настоящему институционализирован как четко определенный постоянный институт.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Батлер, Альфред (1902). Арабское завоевание Египта и последние тридцать лет римского владычества . Оксфорд: Кларендон Пресс. п. 264.
- ^ Динамика в истории религий между Азией и Европой: встречи, представления и сравнительные перспективы. (2012). Нидерланды: Брилл. п. 180-181
- ^ Динамика в истории религий между Азией и Европой: встречи, представления и сравнительные перспективы. (2012). Нидерланды: Брилл. п. 180-181
- ^ Динамика в истории религий между Азией и Европой: встречи, представления и сравнительные перспективы. (2012). Нидерланды: Брилл. п. 180-181
- ^ Jump up to: а б Заринкуб 1975 , с. 24.
- ^ Мороний 1986 , стр. 203–210.
- ^ Marshak & Negmatov 1996 , p. 450.
- ^ Jump up to: а б Бойс 2001 , с. 148
- ^ Ламбтон 1981 , с. 205
- ^ Мери и Бахарах 2006 , с. 878
- ^ «История зороастрийцев в исламском Иране» . ФЕЗАНА Религиозное образование . Архивировано из оригинала 5 мая 2008 года . Проверено 20 октября 2009 г.
- ^ Пайпс, Дэниел (1981). Солдаты-рабы и ислам: генезис военной системы . Дэниел Пайпс. п. 142-43. ISBN 9780300024470 .
- ^ Кеннеди, Хью (2007). Великие арабские завоевания: как распространение ислама изменило мир, в котором мы живем . Да Капо Пресс. п. 206. ИСБН 9780306815850 .
- ^ История завоевания Египта, Северной Африки и Испании: известная как Футух . Козимо. Январь 2010. с. 170. ИСБН 9781616404352 .
- ^ Варвары, мародеры и неверные . Основные книги. 26 мая 2004 г. с. 124. ИСБН 9780813391533 .
- ^ Мэннинг, П. (1990). Рабство и африканская жизнь: западная, восточная и африканская работорговля. Storbritannien: Издательство Кембриджского университета. п. 28-29
- ^ Jump up to: а б Коллектив (11.06.2013). 50 лет спустя, какая независимость будет у Африки? (на французском языке). Филипп Рей. п. 367. ИСБН 9782848763156 .
- ^ Справочник Пэлгрейва по глобальному рабству на протяжении всей истории. (2023). Германия: Springer International Publishing. 144
- ^ Справочник Пэлгрейва по глобальному рабству на протяжении всей истории. (2023). Германия: Springer International Publishing. п. 143
- ^ Динамика в истории религий между Азией и Европой: встречи, представления и сравнительные перспективы. (2012). Нидерланды: Брилл. п. 179
- ^ Динамика в истории религий между Азией и Европой: встречи, представления и сравнительные перспективы. (2012). Нидерланды: Брилл. п. 180
- ^ Jump up to: а б Морони, Майкл Г. Ирак после мусульманского завоевания. ООО «Горгиас Пресс», 2005 г.
- ^ Эбботт, Пророк. Две королевы Багдада: мать и жена Харуна аль-Рашида. Издательство Чикагского университета, 1946 год.
- ^ Кембриджская всемирная история рабства: Том 2, 500–1420 гг. Н.э. (2021). Storbritannien: Издательство Кембриджского университета. п. 196
- ^ Динамика в истории религий между Азией и Европой: встречи, представления и сравнительные перспективы. (2012). Нидерланды: Брилл. п. 181-182
- ^ Заринкуб, Абдулхусейн (2006). Бамдад Ислам (на персидском языке). Амир Кабир. п. 94. ИСБН 978-9640001202 .
- ^ Кембриджская всемирная история рабства: Том 2, 500–1420 гг. Н.э. (2021). Storbritannien: Издательство Кембриджского университета. п. 196
- ^ Динамика в истории религий между Азией и Европой: встречи, представления и сравнительные перспективы. (2012). Нидерланды: Брилл. п. 180
- ^ Льюис, Б. (1990). Раса и рабство на Ближнем Востоке: историческое исследование. Storbritannien: Издательство Оксфордского университета. п. 62
- ^ Пайпс, Д. (1981). Солдаты-рабы и ислам: генезис военной системы. Storbritannien: Издательство Йельского университета. п. 107
- ^ Пайпс, Д. (1981). Солдаты-рабы и ислам: генезис военной системы. Storbritannien: Издательство Йельского университета. п. 109
- ^ Пайпс, Д. (1981). Солдаты-рабы и ислам: генезис военной системы. Storbritannien: Издательство Йельского университета. п. 110
- ^ Льюис, Б. (1990). Раса и рабство на Ближнем Востоке: историческое исследование. Storbritannien: Издательство Оксфордского университета. п. 62
Справочный материал
[ редактировать ]- Динамика в истории религий между Азией и Европой: встречи, представления и сравнительные перспективы. (2012). Нидерланды: Брилл.
- Паттерсон, О. (1985). Рабство и социальная смерть. Storbritannien: Издательство Гарвардского университета.
- Мэннинг, П. (1990). Рабство и африканская жизнь: западная, восточная и африканская работорговля. Storbritannien: Издательство Кембриджского университета.
- Кембриджская всемирная история рабства: Том 2, 500–1420 гг. Н. Э. (2021). Storbritannien: Издательство Кембриджского университета.
- Льюис, Б. (1990). Раса и рабство на Ближнем Востоке: историческое исследование. Storbritannien: Издательство Оксфордского университета.
- Уиллис, младший (2014). Рабы и рабство в Африке: Том первый: Ислам и идеология порабощения. Storbritannien: Тейлор и Фрэнсис.
- Наложницы и куртизанки: женщины и рабство в истории ислама. (2017). Storbritannien: Издательство Оксфордского университета.
- Пайпс, Д. (1981). Солдаты-рабы и ислам: генезис военной системы. Storbritannien: Издательство Йельского университета.
- Рио, А. (2017). Рабство после Рима, 500–1100 гг. Storbritannien: ОУП Оксфорд.
- Хэн, Г. (2018). Изобретение расы в европейском средневековье. Индийский язык: Издательство Кембриджского университета.
- Данглер, Дж. (2017). На пути к Иберии. Storbritannien: University of Toronto Press.
- Блэк, Дж. (2011). Краткая история рабства. Storbritannien: Little, Brown Book Group.
- Филлипс, WD (1985). Рабство от римских времен до ранней трансатлантической торговли. Storbritannien: Издательство Манчестерского университета.
- Археология рабства в раннесредневековой Северной Европе: невидимый товар. (2021). Швейцария: Международное издательство Springer.
- Фримон, Б.К. (2019). Одержим правой рукой: проблема рабства в исламском праве и мусульманских культурах. Нидерланды: Брилл.
- Таеф Эль-Ажари, Э. (2019). Королевы, евнухи и наложницы в истории ислама, 661–1257 гг. Соединенное Королевство: Издательство Эдинбургского университета.