Отношение средневековых арабов к чернокожим людям
Отношение средневековых арабов к чернокожим людям менялось с течением времени и индивидуально, но, как правило, было негативным. Хотя Коран не выражает никаких расовых предрассудков, этноцентрические предрассудки в отношении чернокожих широко распространены среди средневековых арабов по ряду причин: [ 1 ] арабов Обширные завоевания и работорговля ; влияние аристотелевских идей относительно рабства, которое некоторые мусульманские философы направляли на Зандж ; [ 2 ] и влияние иудео-христианских идей на разделение человечества. [ 3 ] С другой стороны, афро-арабский писатель Аль-Джахиз , у которого сам был дедушка-зандж, написал книгу под названием « Превосходство черных над белыми» . [ 4 ] и объяснил, почему занджи были черными с точки зрения экологического детерминизма, в главе «О занджах» «Очерков » . [ 5 ]
Терминология
[ редактировать ]Многие средневековые арабские тексты фенотипически разделяют людей на три типа цвета кожи: белые ( аль-бидан , «белые», ассоциирующиеся, в частности, с арабами). , «белые», ассоциирующиеся, в частности, с арабами), красные (особенно связанные с римлянами или европейцами в целом) и черные ( аль-бидан sudān «черные», особенно связанные с темнокожими африканцами). [ 6 ] : 118–22
В доисламской Аравии чернокожих людей называли хабаши (относящимися к термину абиссинцы ); Точное значение этого слова неясно, но, вероятно, оно обозначало людей, живших под властью аксумов, и особенно людей с Африканского Рога. [ 7 ] : 104–5 Прибрежный регион Восточной Африки, соответствующий прибрежной зоне нынешних Кении и Танзании, назывался Зандж , и люди оттуда (или предположительно оттуда) назывались тем же термином. [ 7 ] : 121
Людей, с которыми арабские торговцы встречались вдоль рек Сенегал и Нигер, иногда называли по прозвищам Ламлам , Дамдам или Намнам . [ 7 ] : 114
В ряде арабских диалектов слово «абид» («рабы») стало обозначать чернокожих африканцев. [ 7 ] : 133–34
До- и ранний исламский период
[ редактировать ]Доисламские арабские отношения за пределами Северной Африки были сосредоточены на Аксумской империи , которая обладала значительной властью, а иногда и прямым правлением на Аравийском полуострове уже со второго века до нашей эры примерно до года Слона (где-то с 550-х по 570-е годы). когда, по крайней мере, согласно исламской традиции, все более сплоченные арабы разгромили аксумские армии, правившие южной Аравией. [ 6 ] : 97–99 В доисламский период на Аравийском полуострове проживало значительное количество чернокожих людей, и считается, что образ абиссинцев и африканцев как воинов имел большое значение в воображении арабов как из-за мощи, так и из-за присутствия аксумцев. силы и использование арабами африканских наемников. [ 6 ] : 97–99 Считается, что произведения семи поэтов, которых можно идентифицировать как Черных, написанные на арабском языке в доисламский период, сохранились; [ 6 ] : 101 Среди этих поэтов - Антара ибн Шаддад аль-Абси (ум. 608), Хафаф ибн Нудба ас-Сулахи и Сулейк бин ас-Сулака , все рожденные от этнических арабских отцов и порабощенных черных матерей (соответственно Хасад, Муфута и Мутунда) и известные как «вороны арабов». [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] Эта поэзия свидетельствует о жестоком обращении, которому эти поэты подверглись из-за своей черной кожи и/или происхождения, а также о социальном успехе этих чернокожих людей. [ 6 ] : 101–3
Сам Коран рассматривает разнообразие цвета человеческой кожи как часть божественного провидения и приветствует всех людей в исламе. Например, сура 30, стихи 20–22, гласит: «Одним из Его знамений является то, что Он создал вас из праха и — о чудо! — вы стали людьми и рассеялись повсюду [...] Еще одно из Его знамений — создание небеса и земля, и разнообразие ваших языков и цветов». [ 11 ] [ 12 ] : 47 Одним из ближайших соратников Мухаммада был освобожденный раб Билал ибн Рабах , который, как полагают, был черным. [ 7 ] : 104–5 в то время как Хадис приписывал Аксуму вспомогательную роль для первых мусульман, что позже способствовало появлению проэфиопской мусульманской литературы. [ 7 ] В то же время арабская поэзия раннего исламского периода продолжает свидетельствовать об издевательствах над людьми из-за их темного цвета кожи. [ 6 ] : 114–17
Один важный отголосок этих до-и ранних идеологических отношений между арабским и африканским миром можно найти в трудах аль-Джахиха (ум. 868/869), чей Фахр ас-Судан ва-аль-Бидан («гордость черных над Whites') представляет собой дискуссию о превосходстве этих рас. [ 6 ] : 97–99, 105–6
Исламское средневековье
[ редактировать ]Черные рабы в арабском мире
[ редактировать ]По мере того, как власть аксумцев приходила в упадок, а военные вызовы власти арабов все чаще исходили от Римской империи и Персии, политические отношения арабов с Африкой к югу от Сахары изменились. Отношения с Аксумом были сосредоточены не на войне, а на торговле, особенно в рамках работорговли в Индийском океане . [ 6 ] : 100 Арабское влияние на африканском побережье возле Африканского Рога привело к тому, что ряд африканских государств стали мусульманскими, например, султанат Даваро , Фатагар , султанат Хадия и провинция Бале в Эфиопии ; назвал этот регион Около 1400 года географ Аль-Макризи аль -Тираз аль-Ислами («Мусульманская окраина»). [ 13 ] После того как арабские армии завоевали Египет в 639-41 годах, они также соседствовали с нубийским христианским королевством Донгола , которое оставалось независимым до тринадцатого века, а также имели свободный доступ к греческим географическим наукам, которые оставались глубоко влиятельными в арабских концепциях мира. Африка в средние века. [ 7 ]
В первые два столетия ислама слово «мусульманин» рассматривалось как синоним арабской этнической принадлежности, а неарабские вольноотпущенники -маула (обращенные), которые были схвачены, порабощены, обращены и освобождены, считались низшими мусульманами и в финансовом, политическом, социальном и военном отношении. подвергались дискриминации также как вольноотпущенники. [ 14 ] Хаджины . , полуарабские сыновья арабов-мусульман и их наложницы-рабыни , рассматривались по-разному в зависимости от этнической принадлежности их матерей Абдух Бадави отметил, что «существовало согласие в том, что самыми несчастными из хаджинов и самым низким социальным статусом были те, кому чернота перешла от их матерей», поскольку в сыне африканской матери более явно можно было узнать неарабского происхождения, чем в сыне о белой рабыне-матери и, следовательно, «сын черной [рабыни] женщины» использовалось как оскорбление, а «сын белой [рабыни] женщины» использовалось как похвала и хвастовство. [ 15 ]
К девятому веку, когда Северная Африка стала частью Халифата, контакты с Западной Африкой также осуществлялись через прибрежные маршруты. [ 7 ] : 106 Эти встречи также стали центрами торговли людьми. [ 7 ] По словам Хельми Шарави, «эта экономическая деятельность была основой арабских способов производства на протяжении десяти столетий и породила образ« господина-арабского торговца », который доминировал над абиссинским или негритянским рабом». [ 6 ] : 100 (Хотя в этой общей предвзятой атмосфере статус чернокожих мусульман (которые были среди мусульман, известных как мавали ) был выше статуса африканцев-немусульман, проживающих в более западных частях континента. [ 6 ] : 106 )
Таким образом, хотя чернокожие не составляли большинства рабов в арабском мире в средневековый период, [ 12 ] : 47 темнокожие африканцы на Аравийском полуострове и в других частях Халифата, как правило, были рабами. Например, по оценкам ат-Табари , в одной только Южной Басре около 870-х годов проживало около 15 000 человек. [ 6 ] : 122
О низком статусе чернокожих говорилось в ряде современных анекдотов в Халифате Омейядов , например, в комментарии араба, который выразил свою неприязнь к гражданской войне среди собратьев-арабов, ссылаясь на «эфиопа» (черного африканца). , заявив, что он «предпочел бы быть изуродованным эфиопским рабом, пасущим насиженных коз на вершине холма, пока его не настигнет смерть, чем чтобы между двумя сторонами была выпущена одна стрела». [ 16 ] Абд аль-Хамид (ум. 750), секретарь последнего халифа Омейядов, писал губернатору, который подарил халифу черного раба: «Если бы вы смогли найти меньшее количество рабов, чем один, и цвета хуже, чем черный ты бы послал это в подарок». [ 17 ]
В то время как белые рабы часто были свободны от каких-либо ограничений после освобождения, черные рабы редко могли подняться выше самых низких слоев общества после освобождения, а во времена халифата Омейядов черные певцы и поэты жаловались на расистскую дискриминацию черных рабов и вольноотпущенников в их работа. [ 18 ]
Стереотипы о чернокожих людях
[ редактировать ]Ситуация, когда большинство чернокожих людей, живущих среди арабоязычных людей, были порабощены, побудила арабов считать себя выше чернокожих. Майкл А. Гомес отметил, что расовое разнообразие рабов в арабском мире указывает на то, «насколько мусульманам не было необходимости оправдывать рабство» идеологиями расы – рабы просто должны были быть неверующими – и что «множество соображений " информированные взгляды арабов на африканцев,
включая религиозную практику, маркеры «цивилизации», фенотипа и распространения рабства. Первые два фильтра имеют первостепенное значение и включают наличие или отсутствие ислама (или другой религии Ибрагима), за которыми следуют урбанистичность, грамотность, накопление богатства и одежда. Некоторые наблюдатели осознавали, что общества Западной и Северной Африки неоднородны, что категории «черных» и «белых» упрощены, и поэтому их больше интересовали другие различия. [ 12 ] : 47
Тем не менее, «рост транссахарской работорговли гомогенизировал и сузил эти перспективы, при этом те, кого считали «Суданом», все больше ассоциировались с рабским сословием», [ 12 ] : 47 а стереотипы о чернокожих все чаще стали использоваться арабами в качестве идеологического механизма для оправдания своего порабощения. [ 12 ] : 47–57 [ 6 ] : 98–101
Когда средневековые арабы получили доступ к древнегреческой науке, на них также повлияли стереотипы об африканцах. [ 12 ] : 48, 52 В то же время, подобно средневековым евреям и христианам, мусульмане использовали библейский миф о проклятии Хама , чтобы утверждать, что у людей от природы белая кожа, но что Хам и его потомки стали черными из-за божественного проклятия. [ 12 ] : 47–50 Позиция Аксума как угрозы до- и раннеисламской арабской державе также продолжала упоминаться в античерной риторике. [ 6 ] : 104
Например, Ибн Бутлан составил стереотипное описание качеств рабов разных рас, которое относительно положительно относится к нубийцам, но в остальном особенно отрицательно относится к характеристикам чернокожих людей. [ 7 ] : 108, 122–23 Другой пример взят из аль-Мутанабби (ум. 965): [ 19 ]
Раб не брат благочестивому свободному человеку. Хоть он и родился в одежде свободного. Не покупайте раба, не купив при этом палки, ибо рабы грязны и скудны в добре. Я никогда не думал, что доживу до того дня, когда собака причинит мне зло и получит в придачу похвалу, и я не предполагал, что настоящие люди перестанут существовать и что подобные отцу щедрости все еще будут существовать. здесь, и этому негру с проколотой верблюжьей губой будут подчиняться эти трусливые наемники. Кто когда-либо учил евнуха негритянского благородства? Его «белые» люди или его царственные предки? или его ухо кровоточит от руки работорговца? Или его ценность, ведь за два фартинга его отвергнут? несчастный Кафур - самый достойный извинений за всякую подлость, а иногда извинение - это упрек, и то потому, что белые жеребцы не способны к благородству, а как насчет черных евнухов?
Злоупотребление фенотипическими особенностями, связанными с чернокожими африканцами, обнаруживается даже в стихотворениях, сочиненных аль-Мутанабби как в восхвалении, так и в критике черного визиря Египта Абу аль-Миска Кафура (ум. 968), которые по-разному стремятся либо оправдать, либо оправдать критиковать Кафура за его цвет кожи и наследие. [ 6 ] : 116–17
К VIII веку чернота ассоциировалась с уродством и низшим статусом, и об этом упоминали чернокожие арабские поэты в своих произведениях. [ 20 ] Черная кожа ассоциировалась со злом, дьявольством и проклятием, тогда как белая кожа вызывала противоположные ассоциации, расистский стереотип, описанный также в Коране (III: 102). [ 21 ]
Негативные характеристики, приписываемые чернокожим людям, включали идею о том, что чернокожие мужчины сексуально ненасытны; [ 12 ] : 52–53 таким образом, наиболее распространенный стереотип о чернокожих людях в « Тысяче и одной ночи» - это черный раб-мужчина, прелюбодействующий с белой женщиной. [ 22 ] в то время как египетский историк аль-Абшиби (ум. 1446) писал, что «[говорят, что, когда [черный] раб насыщается, он прелюбодействует, когда он голоден, он ворует». [ 23 ]
Массовые восстания рабов против института рабства в Аббасидском халифате современные писатели особенно связывали с черными рабами; наиболее известным из них является так называемое Занджское восстание 869-883 гг. [ 6 ] : 122–24 Однако точный состав (и степени свободы) повстанцев неизвестен; По оценке Хельми Шарави, ассоциация чернокожих людей с восстанием в средневековых арабских источниках частично отражает предубеждение в отношении чернокожих, и он утверждает, что восстания не были связаны с расой как таковой, «но были частью всего контекста сопротивления». неравенство и угнетение в четырех уголках арабо-исламского мира». [ 6 ] : 122 Предположительно, его недоверие к чернокожему народу было настолько велико, что Абу Муслим аль-Хурасани убил четыре тысячи своих собственных чернокожих солдат после завершения революции Аббасидов . [ 6 ] : 122
Около пятнадцати из многих средневековых арабских писателей-путешественников обсуждают Западную и Восточную Африку, наиболее известный из которых - Ибн Батута , потенциально представляющий возможности для более разнообразных встреч с чернокожими людьми и более тонкого отношения к ним, чем могли бы дать встречи с рабами в остальном арабском мире; но их рассказы остаются весьма стереотипными. [ 6 ] : 124–31 По словам Хельми Шарави, «когда путешественник имеет дело с субъективным аспектом характера чернокожих, он вспоминает лишь сексуальную распущенность, женскую раздетую одежду и их глубокую вовлеченность в суеверия». [ 6 ] : 127–28 Точно так же в классификациях наций этнографов того периода чернокожие постоянно представлены как самые низменные (а арабы - как лучшие); например, ат-Таухиди (ум. 1023) описал чернокожих людей как «заблудших зверей». [ 6 ] : 117–19, 124
Более позитивные дискуссии о чернокожих, такие как аль-Джахих, аль-Байхаки (в его «Достоинствах и пороках» ; ум. 1066) и аль-Суюти (в его «Прогулке в предпочтениях среди белых, черных и цветных» ; ум. 1505) или восхищенные изображения визита Мансы Мусы в Каир и Мекку, действительно существуют. Но они склонны позиционировать свои достоинства как существующие, несмотря на свою черноту, независимо от того, обсуждают ли чернокожие люди как личности или как нацию. [ 6 ] : 117–22, 128 аль-Идриси Описание Африки в тринадцатом веке особенно позитивно, в то время как « Мукаддима» четырнадцатого века Ибн Халдуна особенно известна тем, что отвергает идею «Проклятия Хама» и объясняет цвет кожи как результат условий окружающей среды. [ 12 ] : 50–54
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бернард Льюис (1992). Раса и рабство на Ближнем Востоке: историческое исследование . Издательство Оксфордского университета. п. 53 . ISBN 978-0-19-505326-5 .
- ^ Кевин Рейли; Стивен Кауфман; Анжела Бодино (30 сентября 2002 г.). Расизм: глобальный читатель . Я Шарп. стр. 52–58 . ISBN 978-0-7656-1060-7 .
- ^ Эль Хамель, Чуки (2002). « Раса», рабство и ислам в средиземноморской мысли Магриби: вопрос Харатина в Марокко». Журнал исследований Северной Африки . 7 (3): 29–52 [39–40]. дои : 10.1080/13629380208718472 . S2CID 219625829 .
- ^ Йосеф Бен-Йоканнан (1991). Африканское происхождение основных «западных религий» . Черный классический пресс. п. 231. ИСБН 978-0-933121-29-4 .
- ^ «Средневековый справочник: Абу Усман аль-Джахиз: Из очерков, ок. 860 г. н.э.» . Средневековый справочник. Июль 1998 года . Проверено 7 декабря 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в Хельми Шарави, «Африканцы в арабской культуре: динамика включения и исключения», в книге «Представляя арабского другого», «Как арабы и неарабы смотрят друг на друга» , под ред. Тахар Лабиб (Нью-Йорк: IB Tauris, 2008), стр. 92–156; ISBN 9781845113841 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Джон О. Ханвик, « Область разума: средневековые арабские взгляды на африканскую географию и этнографию и их наследие» , Суданская Африка, 16 (2005), 103–36.
- ^ Гвин Кэмпбелл, «Индийский океан», в Новой энциклопедии Африки , изд. Джона Миддлтона и Джозефа К. Миллера, 2-е изд., 5 томов (Детройт: Сыновья Чарльза Скрибнера, 2008), IV 432–36 [sv «Работорговля», IV 420–43] (стр. 435).
- ^ Бернард Льюис, « Вороны арабов », Critical Inquiry , 12.1 (осень 1985 г.), 88-97.
- ^ 'Абдух Бадави, Аль-Шуара' ас-Суд ва Хасаишухум фи аль-Шир аль-Араби [Черные поэты и их характеристики в арабской поэзии] (Каир: Аль-Хайат аль-Мисрият аль-Аммах ли'1-Китаб, 1973).
- ^ Коран , пер. MAS Абдель Халим (Оксфорд: Oxford University Press, 2004), стр. 259
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Гомес, Майкл А. (2018). Африканское доминион: новая история империи в ранней и средневековой Западной Африке . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-19682-4 .
- ^ Иван Грбек, «Египет, Нубия и восточные пустыни», в «Кембриджской истории Африки», том 3: Из ок. 1050 до ок. 1600 , изд. Роланд Оливер (Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1977), стр. 10–97 (стр. 83).
- ^ Льюис, Б. (1990). Раса и рабство на Ближнем Востоке: историческое исследование. Storbritannien: Издательство Оксфордского университета. п. 37
- ^ Льюис, Б. (1990). Раса и рабство на Ближнем Востоке: историческое исследование. Storbritannien: Издательство Оксфордского университета. п. 40
- ^ Льюис, Б. (1990). Раса и рабство на Ближнем Востоке: историческое исследование. Storbritannien: Издательство Оксфордского университета. п. 42
- ^ Льюис, Б. (1990). Раса и рабство на Ближнем Востоке: историческое исследование. Storbritannien: Издательство Оксфордского университета. п. 42
- ^ Льюис, Б. (1990). Раса и рабство на Ближнем Востоке: историческое исследование. Storbritannien: Издательство Оксфордского университета. п. 60
- ^ Раса и рабство на Ближнем Востоке: историческое исследование . Издательство Оксфордского университета. 1990. ISBN 978-0-19-505326-5 .
- ^ Льюис, Б. (1990). Раса и рабство на Ближнем Востоке: историческое исследование. Storbritannien: Издательство Оксфордского университета. п. 30
- ^ Льюис, Б. (1990). Раса и рабство на Ближнем Востоке: историческое исследование. Storbritannien: Издательство Оксфордского университета. п. 94
- ^ Тарек Шамма, «Женщины и рабы: гендерная политика в арабские ночи », «Чудеса и сказки: журнал исследований сказок» , 31 (2017), 239–60 (стр. 242–43), со ссылкой на Ульриха Марцольфа и Ричарда ван Леувен, Энциклопедия «Арабские ночи» (Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO, 2004), стр. 500.
- ^ Льюис, Бернард (2002). Раса и рабство на Ближнем Востоке . Издательство Оксфордского университета. п. 93 . ISBN 978-0-19-505326-5 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Акбар Мухаммад, «Образ африканцев в арабской литературе: некоторые неопубликованные рукописи», в книге « Рабы и рабство в мусульманской Африке », изд. Джона Ральфа Уиллиса, 2 тома (Лондон: Cass, 1985), I, 47–74.
- Башир, Харун, «Черное превосходство и проклятие Хама: обсуждение расы и рабства в исламской традиции», ReOrient , 5 (2019), 92–116.
- Бернард Льюис, Раса и рабство на Ближнем Востоке (Oxford University Press, 1990).
- Хабиб Аканде, Освещая тьму: чернокожие и жители Северной Африки в исламе (Лондон: Та-Ха, 2012), ISBN 978-1-84200-127-1 .
- Ханнус, Турия, «Раса в доисламской поэзии», Африканская и черная диаспора , 6 (2013), 66–80.
- Шайн, Рэйчел, «Раса и чернота в досовременной арабской литературе», Оксфордская исследовательская энциклопедия: литература (29 октября 2021 г.), два : 10.1093/акр/9780190201098.013.1298 .
- Шайн, Рэйчел, «Перевод расы в классе исламоведения», Аль-Усур аль-Вуста , 30 (2022), 320–83
- Стернс, Джастин, «Раса на исламском Ближнем Востоке: размышления после Хэнга», Кембриджский журнал постколониальных литературных исследований , 9 (2022), 114–21.
- Урбан, Элизабет, «Раса, пол и рабство в ранней исламской истории», History Compass , 20 (2022), 1–11.
