Jump to content

Отношение средневековых арабов к чернокожим людям

Отношение средневековых арабов к чернокожим людям менялось с течением времени и индивидуально, но, как правило, было негативным. Хотя Коран не выражает никаких расовых предрассудков, этноцентрические предрассудки в отношении чернокожих широко распространены среди средневековых арабов по ряду причин: [ 1 ] арабов Обширные завоевания и работорговля ; влияние аристотелевских идей относительно рабства, которое некоторые мусульманские философы направляли на Зандж ; [ 2 ] и влияние иудео-христианских идей на разделение человечества. [ 3 ] С другой стороны, афро-арабский писатель Аль-Джахиз , у которого сам был дедушка-зандж, написал книгу под названием « Превосходство черных над белыми» . [ 4 ] и объяснил, почему занджи были черными с точки зрения экологического детерминизма, в главе «О занджах» «Очерков » . [ 5 ]

Терминология

[ редактировать ]

Многие средневековые арабские тексты фенотипически разделяют людей на три типа цвета кожи: белые ( аль-бидан , «белые», ассоциирующиеся, в частности, с арабами). , «белые», ассоциирующиеся, в частности, с арабами), красные (особенно связанные с римлянами или европейцами в целом) и черные ( аль-бидан sudān «черные», особенно связанные с темнокожими африканцами). [ 6 ] : 118–22 

В доисламской Аравии чернокожих людей называли хабаши (относящимися к термину абиссинцы ); Точное значение этого слова неясно, но, вероятно, оно обозначало людей, живших под властью аксумов, и особенно людей с Африканского Рога. [ 7 ] : 104–5  Прибрежный регион Восточной Африки, соответствующий прибрежной зоне нынешних Кении и Танзании, назывался Зандж , и люди оттуда (или предположительно оттуда) назывались тем же термином. [ 7 ] : 121 

Людей, с которыми арабские торговцы встречались вдоль рек Сенегал и Нигер, иногда называли по прозвищам Ламлам , Дамдам или Намнам . [ 7 ] : 114 

В ряде арабских диалектов слово «абид» («рабы») стало обозначать чернокожих африканцев. [ 7 ] : 133–34 

До- и ранний исламский период

[ редактировать ]

Доисламские арабские отношения за пределами Северной Африки были сосредоточены на Аксумской империи , которая обладала значительной властью, а иногда и прямым правлением на Аравийском полуострове уже со второго века до нашей эры примерно до года Слона (где-то с 550-х по 570-е годы). когда, по крайней мере, согласно исламской традиции, все более сплоченные арабы разгромили аксумские армии, правившие южной Аравией. [ 6 ] : 97–99  В доисламский период на Аравийском полуострове проживало значительное количество чернокожих людей, и считается, что образ абиссинцев и африканцев как воинов имел большое значение в воображении арабов как из-за мощи, так и из-за присутствия аксумцев. силы и использование арабами африканских наемников. [ 6 ] : 97–99  Считается, что произведения семи поэтов, которых можно идентифицировать как Черных, написанные на арабском языке в доисламский период, сохранились; [ 6 ] : 101  Среди этих поэтов - Антара ибн Шаддад аль-Абси (ум. 608), Хафаф ибн Нудба ас-Сулахи и Сулейк бин ас-Сулака , все рожденные от этнических арабских отцов и порабощенных черных матерей (соответственно Хасад, Муфута и Мутунда) и известные как «вороны арабов». [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] Эта поэзия свидетельствует о жестоком обращении, которому эти поэты подверглись из-за своей черной кожи и/или происхождения, а также о социальном успехе этих чернокожих людей. [ 6 ] : 101–3 

Сам Коран рассматривает разнообразие цвета человеческой кожи как часть божественного провидения и приветствует всех людей в исламе. Например, сура 30, стихи 20–22, гласит: «Одним из Его знамений является то, что Он создал вас из праха и — о чудо! — вы стали людьми и рассеялись повсюду [...] Еще одно из Его знамений — создание небеса и земля, и разнообразие ваших языков и цветов». [ 11 ] [ 12 ] : 47  Одним из ближайших соратников Мухаммада был освобожденный раб Билал ибн Рабах , который, как полагают, был черным. [ 7 ] : 104–5  в то время как Хадис приписывал Аксуму вспомогательную роль для первых мусульман, что позже способствовало появлению проэфиопской мусульманской литературы. [ 7 ] В то же время арабская поэзия раннего исламского периода продолжает свидетельствовать об издевательствах над людьми из-за их темного цвета кожи. [ 6 ] : 114–17 

Один важный отголосок этих до-и ранних идеологических отношений между арабским и африканским миром можно найти в трудах аль-Джахиха (ум. 868/869), чей Фахр ас-Судан ва-аль-Бидан («гордость черных над Whites') представляет собой дискуссию о превосходстве этих рас. [ 6 ] : 97–99, 105–6 

Исламское средневековье

[ редактировать ]

Черные рабы в арабском мире

[ редактировать ]

По мере того, как власть аксумцев приходила в упадок, а военные вызовы власти арабов все чаще исходили от Римской империи и Персии, политические отношения арабов с Африкой к югу от Сахары изменились. Отношения с Аксумом были сосредоточены не на войне, а на торговле, особенно в рамках работорговли в Индийском океане . [ 6 ] : 100  Арабское влияние на африканском побережье возле Африканского Рога привело к тому, что ряд африканских государств стали мусульманскими, например, султанат Даваро , Фатагар , султанат Хадия и провинция Бале в Эфиопии ; назвал этот регион Около 1400 года географ Аль-Макризи аль -Тираз аль-Ислами («Мусульманская окраина»). [ 13 ] После того как арабские армии завоевали Египет в 639-41 годах, они также соседствовали с нубийским христианским королевством Донгола , которое оставалось независимым до тринадцатого века, а также имели свободный доступ к греческим географическим наукам, которые оставались глубоко влиятельными в арабских концепциях мира. Африка в средние века. [ 7 ]

В первые два столетия ислама слово «мусульманин» рассматривалось как синоним арабской этнической принадлежности, а неарабские вольноотпущенники -маула (обращенные), которые были схвачены, порабощены, обращены и освобождены, считались низшими мусульманами и в финансовом, политическом, социальном и военном отношении. подвергались дискриминации также как вольноотпущенники. [ 14 ] Хаджины . , полуарабские сыновья арабов-мусульман и их наложницы-рабыни , рассматривались по-разному в зависимости от этнической принадлежности их матерей Абдух Бадави отметил, что «существовало согласие в том, что самыми несчастными из хаджинов и самым низким социальным статусом были те, кому чернота перешла от их матерей», поскольку в сыне африканской матери более явно можно было узнать неарабского происхождения, чем в сыне о белой рабыне-матери и, следовательно, «сын черной [рабыни] женщины» использовалось как оскорбление, а «сын белой [рабыни] женщины» использовалось как похвала и хвастовство. [ 15 ]

К девятому веку, когда Северная Африка стала частью Халифата, контакты с Западной Африкой также осуществлялись через прибрежные маршруты. [ 7 ] : 106  Эти встречи также стали центрами торговли людьми. [ 7 ] По словам Хельми Шарави, «эта экономическая деятельность была основой арабских способов производства на протяжении десяти столетий и породила образ« господина-арабского торговца », который доминировал над абиссинским или негритянским рабом». [ 6 ] : 100  (Хотя в этой общей предвзятой атмосфере статус чернокожих мусульман (которые были среди мусульман, известных как мавали ) был выше статуса африканцев-немусульман, проживающих в более западных частях континента. [ 6 ] : 106  )

Таким образом, хотя чернокожие не составляли большинства рабов в арабском мире в средневековый период, [ 12 ] : 47  темнокожие африканцы на Аравийском полуострове и в других частях Халифата, как правило, были рабами. Например, по оценкам ат-Табари , в одной только Южной Басре около 870-х годов проживало около 15 000 человек. [ 6 ] : 122 

О низком статусе чернокожих говорилось в ряде современных анекдотов в Халифате Омейядов , например, в комментарии араба, который выразил свою неприязнь к гражданской войне среди собратьев-арабов, ссылаясь на «эфиопа» (черного африканца). , заявив, что он «предпочел бы быть изуродованным эфиопским рабом, пасущим насиженных коз на вершине холма, пока его не настигнет смерть, чем чтобы между двумя сторонами была выпущена одна стрела». [ 16 ] Абд аль-Хамид (ум. 750), секретарь последнего халифа Омейядов, писал губернатору, который подарил халифу черного раба: «Если бы вы смогли найти меньшее количество рабов, чем один, и цвета хуже, чем черный ты бы послал это в подарок». [ 17 ]

В то время как белые рабы часто были свободны от каких-либо ограничений после освобождения, черные рабы редко могли подняться выше самых низких слоев общества после освобождения, а во времена халифата Омейядов черные певцы и поэты жаловались на расистскую дискриминацию черных рабов и вольноотпущенников в их работа. [ 18 ]

Стереотипы о чернокожих людях

[ редактировать ]

Ситуация, когда большинство чернокожих людей, живущих среди арабоязычных людей, были порабощены, побудила арабов считать себя выше чернокожих. Майкл А. Гомес отметил, что расовое разнообразие рабов в арабском мире указывает на то, «насколько мусульманам не было необходимости оправдывать рабство» идеологиями расы – рабы просто должны были быть неверующими – и что «множество соображений " информированные взгляды арабов на африканцев,

включая религиозную практику, маркеры «цивилизации», фенотипа и распространения рабства. Первые два фильтра имеют первостепенное значение и включают наличие или отсутствие ислама (или другой религии Ибрагима), за которыми следуют урбанистичность, грамотность, накопление богатства и одежда. Некоторые наблюдатели осознавали, что общества Западной и Северной Африки неоднородны, что категории «черных» и «белых» упрощены, и поэтому их больше интересовали другие различия. [ 12 ] : 47 

Тем не менее, «рост транссахарской работорговли гомогенизировал и сузил эти перспективы, при этом те, кого считали «Суданом», все больше ассоциировались с рабским сословием», [ 12 ] : 47  а стереотипы о чернокожих все чаще стали использоваться арабами в качестве идеологического механизма для оправдания своего порабощения. [ 12 ] : 47–57  [ 6 ] : 98–101 

Когда средневековые арабы получили доступ к древнегреческой науке, на них также повлияли стереотипы об африканцах. [ 12 ] : 48, 52  В то же время, подобно средневековым евреям и христианам, мусульмане использовали библейский миф о проклятии Хама , чтобы утверждать, что у людей от природы белая кожа, но что Хам и его потомки стали черными из-за божественного проклятия. [ 12 ] : 47–50  Позиция Аксума как угрозы до- и раннеисламской арабской державе также продолжала упоминаться в античерной риторике. [ 6 ] : 104 

Например, Ибн Бутлан составил стереотипное описание качеств рабов разных рас, которое относительно положительно относится к нубийцам, но в остальном особенно отрицательно относится к характеристикам чернокожих людей. [ 7 ] : 108, 122–23  Другой пример взят из аль-Мутанабби (ум. 965): [ 19 ]

Раб не брат благочестивому свободному человеку. Хоть он и родился в одежде свободного. Не покупайте раба, не купив при этом палки, ибо рабы грязны и скудны в добре. Я никогда не думал, что доживу до того дня, когда собака причинит мне зло и получит в придачу похвалу, и я не предполагал, что настоящие люди перестанут существовать и что подобные отцу щедрости все еще будут существовать. здесь, и этому негру с проколотой верблюжьей губой будут подчиняться эти трусливые наемники. Кто когда-либо учил евнуха негритянского благородства? Его «белые» люди или его царственные предки? или его ухо кровоточит от руки работорговца? Или его ценность, ведь за два фартинга его отвергнут? несчастный Кафур - самый достойный извинений за всякую подлость, а иногда извинение - это упрек, и то потому, что белые жеребцы не способны к благородству, а как насчет черных евнухов?

Злоупотребление фенотипическими особенностями, связанными с чернокожими африканцами, обнаруживается даже в стихотворениях, сочиненных аль-Мутанабби как в восхвалении, так и в критике черного визиря Египта Абу аль-Миска Кафура (ум. 968), которые по-разному стремятся либо оправдать, либо оправдать критиковать Кафура за его цвет кожи и наследие. [ 6 ] : 116–17 

К VIII веку чернота ассоциировалась с уродством и низшим статусом, и об этом упоминали чернокожие арабские поэты в своих произведениях. [ 20 ] Черная кожа ассоциировалась со злом, дьявольством и проклятием, тогда как белая кожа вызывала противоположные ассоциации, расистский стереотип, описанный также в Коране (III: 102). [ 21 ]

Негативные характеристики, приписываемые чернокожим людям, включали идею о том, что чернокожие мужчины сексуально ненасытны; [ 12 ] : 52–53  таким образом, наиболее распространенный стереотип о чернокожих людях в « Тысяче и одной ночи» - это черный раб-мужчина, прелюбодействующий с белой женщиной. [ 22 ] в то время как египетский историк аль-Абшиби (ум. 1446) писал, что «[говорят, что, когда [черный] раб насыщается, он прелюбодействует, когда он голоден, он ворует». [ 23 ]

Массовые восстания рабов против института рабства в Аббасидском халифате современные писатели особенно связывали с черными рабами; наиболее известным из них является так называемое Занджское восстание 869-883 гг. [ 6 ] : 122–24  Однако точный состав (и степени свободы) повстанцев неизвестен; По оценке Хельми Шарави, ассоциация чернокожих людей с восстанием в средневековых арабских источниках частично отражает предубеждение в отношении чернокожих, и он утверждает, что восстания не были связаны с расой как таковой, «но были частью всего контекста сопротивления». неравенство и угнетение в четырех уголках арабо-исламского мира». [ 6 ] : 122  Предположительно, его недоверие к чернокожему народу было настолько велико, что Абу Муслим аль-Хурасани убил четыре тысячи своих собственных чернокожих солдат после завершения революции Аббасидов . [ 6 ] : 122 

Около пятнадцати из многих средневековых арабских писателей-путешественников обсуждают Западную и Восточную Африку, наиболее известный из которых - Ибн Батута , потенциально представляющий возможности для более разнообразных встреч с чернокожими людьми и более тонкого отношения к ним, чем могли бы дать встречи с рабами в остальном арабском мире; но их рассказы остаются весьма стереотипными. [ 6 ] : 124–31  По словам Хельми Шарави, «когда путешественник имеет дело с субъективным аспектом характера чернокожих, он вспоминает лишь сексуальную распущенность, женскую раздетую одежду и их глубокую вовлеченность в суеверия». [ 6 ] : 127–28  Точно так же в классификациях наций этнографов того периода чернокожие постоянно представлены как самые низменные (а арабы - как лучшие); например, ат-Таухиди (ум. 1023) описал чернокожих людей как «заблудших зверей». [ 6 ] : 117–19, 124 

Более позитивные дискуссии о чернокожих, такие как аль-Джахих, аль-Байхаки (в его «Достоинствах и пороках» ; ум. 1066) и аль-Суюти (в его «Прогулке в предпочтениях среди белых, черных и цветных» ; ум. 1505) или восхищенные изображения визита Мансы Мусы в Каир и Мекку, действительно существуют. Но они склонны позиционировать свои достоинства как существующие, несмотря на свою черноту, независимо от того, обсуждают ли чернокожие люди как личности или как нацию. [ 6 ] : 117–22, 128  аль-Идриси Описание Африки в тринадцатом веке особенно позитивно, в то время как « Мукаддима» четырнадцатого века Ибн Халдуна особенно известна тем, что отвергает идею «Проклятия Хама» и объясняет цвет кожи как результат условий окружающей среды. [ 12 ] : 50–54 

  1. ^ Бернард Льюис (1992). Раса и рабство на Ближнем Востоке: историческое исследование . Издательство Оксфордского университета. п. 53 . ISBN  978-0-19-505326-5 .
  2. ^ Кевин Рейли; Стивен Кауфман; Анжела Бодино (30 сентября 2002 г.). Расизм: глобальный читатель . Я Шарп. стр. 52–58 . ISBN  978-0-7656-1060-7 .
  3. ^ Эль Хамель, Чуки (2002). « Раса», рабство и ислам в средиземноморской мысли Магриби: вопрос Харатина в Марокко». Журнал исследований Северной Африки . 7 (3): 29–52 [39–40]. дои : 10.1080/13629380208718472 . S2CID   219625829 .
  4. ^ Йосеф Бен-Йоканнан (1991). Африканское происхождение основных «западных религий» . Черный классический пресс. п. 231. ИСБН  978-0-933121-29-4 .
  5. ^ «Средневековый справочник: Абу Усман аль-Джахиз: Из очерков, ок. 860 г. н.э.» . Средневековый справочник. Июль 1998 года . Проверено 7 декабря 2008 г.
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в Хельми Шарави, «Африканцы в арабской культуре: динамика включения и исключения», в книге «Представляя арабского другого», «Как арабы и неарабы смотрят друг на друга» , под ред. Тахар Лабиб (Нью-Йорк: IB Tauris, 2008), стр. 92–156; ISBN   9781845113841 .
  7. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Джон О. Ханвик, « Область разума: средневековые арабские взгляды на африканскую географию и этнографию и их наследие» , Суданская Африка, 16 (2005), 103–36.
  8. ^ Гвин Кэмпбелл, «Индийский океан», в Новой энциклопедии Африки , изд. Джона Миддлтона и Джозефа К. Миллера, 2-е изд., 5 томов (Детройт: Сыновья Чарльза Скрибнера, 2008), IV 432–36 [sv «Работорговля», IV 420–43] (стр. 435).
  9. ^ Бернард Льюис, « Вороны арабов », Critical Inquiry , 12.1 (осень 1985 г.), 88-97.
  10. ^ 'Абдух Бадави, Аль-Шуара' ас-Суд ва Хасаишухум фи аль-Шир аль-Араби [Черные поэты и их характеристики в арабской поэзии] (Каир: Аль-Хайат аль-Мисрият аль-Аммах ли'1-Китаб, 1973).
  11. ^ Коран , пер. MAS Абдель Халим (Оксфорд: Oxford University Press, 2004), стр. 259
  12. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Гомес, Майкл А. (2018). Африканское доминион: новая история империи в ранней и средневековой Западной Африке . Издательство Принстонского университета. ISBN  978-0-691-19682-4 .
  13. ^ Иван Грбек, «Египет, Нубия и восточные пустыни», в «Кембриджской истории Африки», том 3: Из ок. 1050 до ок. 1600 , изд. Роланд Оливер (Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1977), стр. 10–97 (стр. 83).
  14. ^ Льюис, Б. (1990). Раса и рабство на Ближнем Востоке: историческое исследование. Storbritannien: Издательство Оксфордского университета. п. 37
  15. ^ Льюис, Б. (1990). Раса и рабство на Ближнем Востоке: историческое исследование. Storbritannien: Издательство Оксфордского университета. п. 40
  16. ^ Льюис, Б. (1990). Раса и рабство на Ближнем Востоке: историческое исследование. Storbritannien: Издательство Оксфордского университета. п. 42
  17. ^ Льюис, Б. (1990). Раса и рабство на Ближнем Востоке: историческое исследование. Storbritannien: Издательство Оксфордского университета. п. 42
  18. ^ Льюис, Б. (1990). Раса и рабство на Ближнем Востоке: историческое исследование. Storbritannien: Издательство Оксфордского университета. п. 60
  19. ^ Раса и рабство на Ближнем Востоке: историческое исследование . Издательство Оксфордского университета. 1990. ISBN  978-0-19-505326-5 .
  20. ^ Льюис, Б. (1990). Раса и рабство на Ближнем Востоке: историческое исследование. Storbritannien: Издательство Оксфордского университета. п. 30
  21. ^ Льюис, Б. (1990). Раса и рабство на Ближнем Востоке: историческое исследование. Storbritannien: Издательство Оксфордского университета. п. 94
  22. ^ Тарек Шамма, «Женщины и рабы: гендерная политика в арабские ночи », «Чудеса и сказки: журнал исследований сказок» , 31 (2017), 239–60 (стр. 242–43), со ссылкой на Ульриха Марцольфа и Ричарда ван Леувен, Энциклопедия «Арабские ночи» (Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO, 2004), стр. 500.
  23. ^ Льюис, Бернард (2002). Раса и рабство на Ближнем Востоке . Издательство Оксфордского университета. п. 93 . ISBN  978-0-19-505326-5 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Акбар Мухаммад, «Образ африканцев в арабской литературе: некоторые неопубликованные рукописи», в книге « Рабы и рабство в мусульманской Африке », изд. Джона Ральфа Уиллиса, 2 тома (Лондон: Cass, 1985), I, 47–74.
  • Башир, Харун, «Черное превосходство и проклятие Хама: обсуждение расы и рабства в исламской традиции», ReOrient , 5 (2019), 92–116.
  • Бернард Льюис, Раса и рабство на Ближнем Востоке (Oxford University Press, 1990).
  • Хабиб Аканде, Освещая тьму: чернокожие и жители Северной Африки в исламе (Лондон: Та-Ха, 2012), ISBN   978-1-84200-127-1 .
  • Ханнус, Турия, «Раса в доисламской поэзии», Африканская и черная диаспора , 6 (2013), 66–80.
  • Шайн, Рэйчел, «Раса и чернота в досовременной арабской литературе», Оксфордская исследовательская энциклопедия: литература (29 октября 2021 г.), два : 10.1093/акр/9780190201098.013.1298 .
  • Шайн, Рэйчел, «Перевод расы в классе исламоведения», Аль-Усур аль-Вуста , 30 (2022), 320–83
  • Стернс, Джастин, «Раса на исламском Ближнем Востоке: размышления после Хэнга», Кембриджский журнал постколониальных литературных исследований , 9 (2022), 114–21.
  • Урбан, Элизабет, «Раса, пол и рабство в ранней исламской истории», History Compass , 20 (2022), 1–11.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3954df96cca9145917446cf8ff2d2ee4__1723457160
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/39/e4/3954df96cca9145917446cf8ff2d2ee4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Medieval Arab attitudes to Black people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)