Поднимите Йи
Ца Йиг ( классический тибетский : བཅའ་ཡིག་, Уайли : bca'yig) — это любая монашеская конституция. [ 1 ] или кодекс моральной дисциплины, основанный на кодифицированных заповедях тибетского буддизма . [ 2 ] [ 3 ] В каждом тибетском монастыре был свой Ца Йиг. [ 4 ] а разнообразие содержания Ца Йиг показывает степень автономии и внутренней демократии. [ 5 ]
В Бутане Ца Йиг Ченмо ( английский : bca' yig chenmo; Wylie : bca' yig chen-mo ; «конституция, свод законов»). [ 6 ] ) относится к правовому кодексу, принятому основателем Шабдрунгом Нгавангом Намгьялом около 1629 года. [ 7 ] Прежде чем Шабдрунг принял Ца Йиг в качестве национального правового кодекса, к 1620 году он утвердил этот кодекс как закон монастырей Ралунг и Чери . [ 8 ] Кодекс описывал духовный и гражданский режим и предусматривал законы государственного управления, а также социального и морального поведения. Обязанности и добродетели, присущие буддийскому религиозному закону ( дхарме ), играли большую роль в правовом кодексе, который оставался в силе до 1960-х годов. [ 9 ]
Монашеские конституции
[ редактировать ]Ца Йиг, как монашеские конституции или постановления, уделяет особое внимание институциональной организации и литургическому календарю. Эти кодексы, считающиеся особым типом буддийской литературы, тесно связаны с общими правилами винаи , касающимися индивидуальной морали и поведения, но отделены от них. [ 10 ] Хотя отдельные коды Ца Иг имеют некоторые общие элементы базовой структуры, они значительно различаются по объему и содержанию, так что ни один из них нельзя назвать типичным. [ 1 ] Эти различия указывают на определенную степень монашеской автономии и внутренней демократии. [ 5 ]
Например, один Ца Йиг включил антиохотничьи законы, полностью запрещающие охоту для монахов, а также регулирующие охоту среди мирян. Ца Иг одного учреждения гелугпа предусматривает, что «когда появляются странствующие охотники на дичь, их следует наказывать, собирая свое оружие в храме защитника, и, кроме того, еще раз призывать соблюдать законность». [ 11 ]
Ца Иг не ограничивается основным направлением тибетского буддизма реализуется в монастырях Бон , но также . В 1902 году, например, законы Ца Иг были записаны на широком листе наклеенной бумаги дафни и вывешены на видном месте в тибетском монастыре Бонпо . Ца Иг предусматривал, что если рукоположенный монах будет признан виновным в нарушении правил, особенно правил целомудрия, он должен быть немедленно наказан и изгнан из монастыря. Однако такие наказания можно было заменить штрафами, такими как выплата денег ламе, который его посвятил, а также предоставление развлечений и подарков другим монастырским властям и членам общины. [ 12 ]
Ца Йиг в Бутане
[ редактировать ]Ца Йиг занимал особое положение в Бутане как главный правовой кодекс страны с момента его основания в 1629 году, вплоть до установления современной бутанской монархии , вплоть до отмены де-юре в 1965 году. За это время социальный и моральный кодекс Шабдрунга Нгаванга Намгьяла превратился в свод правил единого Королевства Бутан. Многие основные принципы бутанской Ца Йиг сохранились в современных правовых кодексах , включая Конституцию .
Ранний Бутан
[ редактировать ]
Ца Йиг Шабдрунга Нгаванга Намгьяла заложил двойную систему правления Бутана, синтез духовной и светской власти. Центральным элементом системы был дух полной незаинтересованности в атрибутах власти. Ца Йиг управлял поведением и отношениями между дебами (королями), духовенством и райятами (крестьянами). Говорят, что духовные законы напоминают шелковый узел, известный как « Чхо-Трим Дарги Дудпху », сначала легкий и легкий, но постепенно становящийся все туже и туже; Говорят, что светские и монархические законы напоминали золотое ярмо, известное как « Гьял-Трим Серги Ньяшинг », которое постепенно становилось все тяжелее и тяжелее. [ 13 ] Оба символа появляются на гербе современного Королевского суда . [ 14 ]
Ца Йиг содержал запреты на «десять нечестивых действий». Запреты включали убийство, преступление, наказуемое выплатой кровавых денег . Грабеж и хищение церковного или монастырского имущества подлежали возмещению ущерба или возмещению ущерба. Ца Йиг предусматривал восьмикратное возмещение в случае кражи царского имущества и восьмикратное возмещение в случае воровства между подданными. Прелюбодеяние также каралось штрафами. Ложь наказывалась казнью преступника в храме и обращением к божествам-покровителям и богам. [ 13 ] [ 15 ]
Ца Иг также содержал позитивные обязанности, называемые «шестнадцатью актами социального благочестия». Все должны были относиться к родителям с сыновним уважением и привязанностью, а к старейшинам – с почтением. Все должны были с благодарностью принимать любое доброе действие, сделанное другими по отношению к ним. Более того, они должны были избегать нечестности и использования ложных мер. В этом заключалась суть «шестнадцати актов социального благочестия» Ца Йига. [ 13 ] [ 15 ]
Современный Бутан
[ редактировать ]
В 1907 году Угьен Вангчук , пенлоп (губернатор) Тронгсы , консолидировал власть в качестве наследственного монарха Бутана и наследственного держателя должности Друк Дези в рамках двойной системы правления . Вскоре после восхождения на престол и должность король счел необходимым внести несколько изменений в существующий Ца Йиг, сославшись на «опасную слабость», которая «прокралась во все отрасли правосудия». [ 13 ] Было замечено, что ламы нарушали свои клятвы и другие священнические обычаи. Между тем, коррупция в правительстве и неадекватность правоохранительных органов привели к потере веры населения в своих губернаторов.
Поэтому король установил в Ца Иг новые правила, которые он оправдывал буддийскими заповедями. Прежде всего, король издал законы о сборе налогов и подотчетности сборщиков перед королем, запретил объединение райятских (крестьянских) владений, задним числом аннулировал такие предшествующие объединения и предусмотрел конфискацию имущества лам в случае смерти или выхода на пенсию в чтобы сократить их число и власть. Также был уточнен регламент поведения внутри дзонгов . Налогообложение в форме труда оставалось важным институтом.
Реформы короля Угьена Вангчука запретили продажу и покупку рабов и ограничили использование кули государственными чиновниками случаями, когда этого требовало здоровье офицера. В противном случае институт рабства оставался нетронутым: рабы, пытавшиеся сбежать, должны были быть задержаны, а любой, кто укрывал сбежавшего раба, должен был « возместить ущерб рабу». [ 13 ] Однако если кто-то возвращал сбежавшего раба, владелец сталкивался с юридическим обязательством компенсировать ему затраченное время и усилия.
Укрывавшие воров должны были понести такое же наказание, как и сами преступники. Любой, кто ошибочно угрожал или пытался ударить другого мечом, был привлечен к ответственности за штраф в виде меча. Тот, кто совершил убийство , но не скрылся с места происшествия, должен был быть наказан «привязкой к трупу умершего, которого он убил», тогда как тот, кто сбежал, мог быть убит, где бы и когда бы он ни был пойман. [ 13 ] Детей, погибших в результате убийства, должны были изгнать из дома, что было своего рода статусным преступлением . Исключения из запрета на убийства были уточнены и теперь включают самооборону и оправдание жертв воров и грабителей, которые одолели и убили нападавших. Те, кто убил отъявленных воров или врагов во время войны, должны были быть вознаграждены. Неподчинение правительству и коррупция, а также подделка правительственных писем должны были наказываться ослеплением или обезглавливанием . [ 13 ]
Похороны и другие религиозные правила пронизывают реформы короля Угьена Вангчука. Также включен запрет на «самую грязную и вредную траву, называемую табаком». [ 13 ]
Кодификация и отмена
[ редактировать ]Внук Угьена, король Джигме Дорджи Вангчук, продолжил реформирование Ца Йиг в рамках своей более широкой программы модернизации. Он начал открывать Бутан для внешнего мира и сделал первые шаги к демократизации . При вступлении на престол в 1952 году Джигме Дорджи Вангчук положил конец феодализму и рабству и освободил всех оставшихся крепостных .
Ца Йиг был пересмотрен в 1957 году и якобы заменен новым кодексом в 1965 году. Однако кодекс 1965 года сохранил большую часть духа и содержания кодекса 17 века. Семейные проблемы, такие как брак, развод и усыновление , обычно решались посредством обращения к буддийским или индуистским религиозным законам . В современном Бутане главы деревень часто выносят решения по мелким делам, а чиновники Дунгхага (района) выносят решения по тяжким преступлениям. [ 16 ] Хотя уголовные кодексы Бутана по-прежнему строятся на принципах Ца Йиг, Конституция Бутана 2008 года фактически отменяет прямую политическую власть лам, смертную казнь и изгнание. Однако современная Конституция сохраняет набор обязанностей и запретов в дихотомии, аналогичной первоначальному Ца Йиг.
См. также
[ редактировать ]- Конституция Бутана
- Двойная система правления
- История Бутана
- Судебная система Бутана
- Закон Бутана
- Королевский суд
- Рабство в Бутане
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Эпштейн, Лоуренс (1990). Размышления о тибетской культуре: очерки памяти Террелла В. Уайли . Э. Меллен Пресс. стр. 205–214. ISBN 0-88946-064-7 . Проверено 15 октября 2011 г.
- ^ Центральноазиатский журнал . Том. 43–44. О. Харрасовиц. 1999. стр. 101-1. 288–289 . Получено 15 октября.
- ^ Эпштейн, Лоуренс (1990). Размышления о тибетской культуре: очерки памяти Террелла В. Уайли . Исследования азиатской мысли и религии. Э. Меллен Пресс. стр. 205 и далее . ISBN 0-88946-064-7 . Проверено 13 октября 2011 г.
- ^ Гучоу, Ким (2004). Быть буддийской монахиней: борьба за просветление в Гималаях . Издательство Гарвардского университета. стр. 63, 191. ISBN. 0-674-01287-9 . Проверено 16 октября 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б Сэмюэл, Джеффри (2005). Пересмотры: Новое понимание тибетского буддизма и индийской религии . Мотилал Банарсидасс. п. 293. ИСБН 81-208-2752-Х . Проверено 16 октября 2011 г.
- ^ «Тибетско-английский словарь буддийского учения и практики» . Буддизм Алмазного пути по всему миру . Переводы и публикации Рангджунг Еше. 1996. Архивировано из оригинала 28 марта 2010 года . Проверено 1 января 2011 г.
- ^ Боуман, Джон Стюарт, изд. (2000). «Глава XVIII – Бутан». Колумбийские хронологии азиатской истории и культуры . Издательство Колумбийского университета . п. 385 . ISBN 0-231-11004-9 . Проверено 25 декабря 2010 г.
- ^ Арис, Майкл В. (1979). «Жизнь Жабс-Друнга – размышления и путешествия». Бутан – Ранняя история Гималайского королевства . Уорминстер , Англия: Aris & Phillips Ltd., с. 215. ИСБН 0-85668-082-6 . Проверено 3 января 2011 г.
- ^ Уорден, Роберт Л. (1991). «Глава 6 – Бутан: Теократическое правительство, 1616–1907: Консолидация и поражение тибетских вторжений, 1616–51». В Саваде, Андреа Матлес (ред.). Непал и Бутан: страновые исследования (3-е изд.). Отдел федеральных исследований Библиотеки Конгресса США . ISBN 0-8444-0777-1 . Проверено 19 октября 2010 г.
- ^ Смит, Эллис Джин; Шеффер, Куртис Р. (2001). Среди тибетских текстов: история и литература Гималайского нагорья . Публикации мудрости. п. 156. ИСБН 0-86171-179-3 . Проверено 15 октября 2011 г.
- ^ Найт, Джон (2004). Дикая природа Азии: культурные перспективы . Человек и природа в Азии. Том. 5. Психология Пресс. стр. 45–6. ISBN 0-7007-1332-8 .
- ^ Дас, Сарат Чандра (1902). «Глава VIII - Возвращение в Ташилунпо и визит Угьена-Гьяцо в святилище Бонбо Ригьяла Сендара». В Рокхилле, Уильям Вудвилл (ред.). Путешествие в Лхасу и Центральный Тибет . Лондон: Лондонское королевское географическое общество . п. 208 . Проверено 25 декабря 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Уайт, Дж. Клод (1909). «Приложение I - Законы Бутана». Сикхим и Бутан: двадцать один год на северо-восточной границе, 1887–1908 гг . Нью-Йорк: Longmans, Green & Co., стр. 301–10. ISBN 9780598739278 . Проверено 25 декабря 2010 г.
- ^ «Герб Королевского суда» (PDF) . Королевский суд . Проверено 3 января 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Введение в правовую систему Бутана» . Королевский суд онлайн . Королевский суд . Архивировано из оригинала 26 апреля 2011 года . Проверено 10 февраля 2011 г.
- ^ Уорден, Роберт Л. (1991). «Глава 6 – Бутан: Правовая система. Уголовное правосудие». В Саваде, Андреа Матлес (ред.). Непал и Бутан: страновые исследования (3-е изд.). Отдел федеральных исследований Библиотеки Конгресса США . ISBN 0-8444-0777-1 . Проверено 19 октября 2010 г.