Jump to content

Поднимите Йи

Ца Йиг ( классический тибетский : བཅའ་ཡིག་, Уайли : bca'yig) — это любая монашеская конституция. [ 1 ] или кодекс моральной дисциплины, основанный на кодифицированных заповедях тибетского буддизма . [ 2 ] [ 3 ] В каждом тибетском монастыре был свой Ца Йиг. [ 4 ] а разнообразие содержания Ца Йиг показывает степень автономии и внутренней демократии. [ 5 ]

В Бутане Ца Йиг Ченмо ( английский : bca' yig chenmo; Wylie : bca' yig chen-mo ; «конституция, свод законов»). [ 6 ] ) относится к правовому кодексу, принятому основателем Шабдрунгом Нгавангом Намгьялом около 1629 года. [ 7 ] Прежде чем Шабдрунг принял Ца Йиг в качестве национального правового кодекса, к 1620 году он утвердил этот кодекс как закон монастырей Ралунг и Чери . [ 8 ] Кодекс описывал духовный и гражданский режим и предусматривал законы государственного управления, а также социального и морального поведения. Обязанности и добродетели, присущие буддийскому религиозному закону ( дхарме ), играли большую роль в правовом кодексе, который оставался в силе до 1960-х годов. [ 9 ]

Монашеские конституции

[ редактировать ]

Ца Йиг, как монашеские конституции или постановления, уделяет особое внимание институциональной организации и литургическому календарю. Эти кодексы, считающиеся особым типом буддийской литературы, тесно связаны с общими правилами винаи , касающимися индивидуальной морали и поведения, но отделены от них. [ 10 ] Хотя отдельные коды Ца Иг имеют некоторые общие элементы базовой структуры, они значительно различаются по объему и содержанию, так что ни один из них нельзя назвать типичным. [ 1 ] Эти различия указывают на определенную степень монашеской автономии и внутренней демократии. [ 5 ]

Например, один Ца Йиг включил антиохотничьи законы, полностью запрещающие охоту для монахов, а также регулирующие охоту среди мирян. Ца Иг одного учреждения гелугпа предусматривает, что «когда появляются странствующие охотники на дичь, их следует наказывать, собирая свое оружие в храме защитника, и, кроме того, еще раз призывать соблюдать законность». [ 11 ]

Ца Иг не ограничивается основным направлением тибетского буддизма реализуется в монастырях Бон , но также . В 1902 году, например, законы Ца Иг были записаны на широком листе наклеенной бумаги дафни и вывешены на видном месте в тибетском монастыре Бонпо . Ца Иг предусматривал, что если рукоположенный монах будет признан виновным в нарушении правил, особенно правил целомудрия, он должен быть немедленно наказан и изгнан из монастыря. Однако такие наказания можно было заменить штрафами, такими как выплата денег ламе, который его посвятил, а также предоставление развлечений и подарков другим монастырским властям и членам общины. [ 12 ]

Ца Йиг в Бутане

[ редактировать ]

Ца Йиг занимал особое положение в Бутане как главный правовой кодекс страны с момента его основания в 1629 году, вплоть до установления современной бутанской монархии , вплоть до отмены де-юре в 1965 году. За это время социальный и моральный кодекс Шабдрунга Нгаванга Намгьяла превратился в свод правил единого Королевства Бутан. Многие основные принципы бутанской Ца Йиг сохранились в современных правовых кодексах , включая Конституцию .

Ранний Бутан

[ редактировать ]
Шабдрунг Нгаванг Намгьял основал Ца Йиг и Чо-сид-ньи (двойную систему) в Бутане.

Ца Йиг Шабдрунга Нгаванга Намгьяла заложил двойную систему правления Бутана, синтез духовной и светской власти. Центральным элементом системы был дух полной незаинтересованности в атрибутах власти. Ца Йиг управлял поведением и отношениями между дебами (королями), духовенством и райятами (крестьянами). Говорят, что духовные законы напоминают шелковый узел, известный как « Чхо-Трим Дарги Дудпху », сначала легкий и легкий, но постепенно становящийся все туже и туже; Говорят, что светские и монархические законы напоминали золотое ярмо, известное как « Гьял-Трим Серги Ньяшинг », которое постепенно становилось все тяжелее и тяжелее. [ 13 ] Оба символа появляются на гербе современного Королевского суда . [ 14 ]

Ца Йиг содержал запреты на «десять нечестивых действий». Запреты включали убийство, преступление, наказуемое выплатой кровавых денег . Грабеж и хищение церковного или монастырского имущества подлежали возмещению ущерба или возмещению ущерба. Ца Йиг предусматривал восьмикратное возмещение в случае кражи царского имущества и восьмикратное возмещение в случае воровства между подданными. Прелюбодеяние также каралось штрафами. Ложь наказывалась казнью преступника в храме и обращением к божествам-покровителям и богам. [ 13 ] [ 15 ]

Ца Иг также содержал позитивные обязанности, называемые «шестнадцатью актами социального благочестия». Все должны были относиться к родителям с сыновним уважением и привязанностью, а к старейшинам – с почтением. Все должны были с благодарностью принимать любое доброе действие, сделанное другими по отношению к ним. Более того, они должны были избегать нечестности и использования ложных мер. В этом заключалась суть «шестнадцати актов социального благочестия» Ца Йига. [ 13 ] [ 15 ]

Современный Бутан

[ редактировать ]
Пенлоп (губернатор) Угьен Вангчук консолидировал власть как Друк Гьялпо (наследственный монарх) и Друк Дези в Бутане и значительно пересмотрел Ца Йиг.

В 1907 году Угьен Вангчук , пенлоп (губернатор) Тронгсы , консолидировал власть в качестве наследственного монарха Бутана и наследственного держателя должности Друк Дези в рамках двойной системы правления . Вскоре после восхождения на престол и должность король счел необходимым внести несколько изменений в существующий Ца Йиг, сославшись на «опасную слабость», которая «прокралась во все отрасли правосудия». [ 13 ] Было замечено, что ламы нарушали свои клятвы и другие священнические обычаи. Между тем, коррупция в правительстве и неадекватность правоохранительных органов привели к потере веры населения в своих губернаторов.

Поэтому король установил в Ца Иг новые правила, которые он оправдывал буддийскими заповедями. Прежде всего, король издал законы о сборе налогов и подотчетности сборщиков перед королем, запретил объединение райятских (крестьянских) владений, задним числом аннулировал такие предшествующие объединения и предусмотрел конфискацию имущества лам в случае смерти или выхода на пенсию в чтобы сократить их число и власть. Также был уточнен регламент поведения внутри дзонгов . Налогообложение в форме труда оставалось важным институтом.

Реформы короля Угьена Вангчука запретили продажу и покупку рабов и ограничили использование кули государственными чиновниками случаями, когда этого требовало здоровье офицера. В противном случае институт рабства оставался нетронутым: рабы, пытавшиеся сбежать, должны были быть задержаны, а любой, кто укрывал сбежавшего раба, должен был « возместить ущерб рабу». [ 13 ] Однако если кто-то возвращал сбежавшего раба, владелец сталкивался с юридическим обязательством компенсировать ему затраченное время и усилия.

Укрывавшие воров должны были понести такое же наказание, как и сами преступники. Любой, кто ошибочно угрожал или пытался ударить другого мечом, был привлечен к ответственности за штраф в виде меча. Тот, кто совершил убийство , но не скрылся с места происшествия, должен был быть наказан «привязкой к трупу умершего, которого он убил», тогда как тот, кто сбежал, мог быть убит, где бы и когда бы он ни был пойман. [ 13 ] Детей, погибших в результате убийства, должны были изгнать из дома, что было своего рода статусным преступлением . Исключения из запрета на убийства были уточнены и теперь включают самооборону и оправдание жертв воров и грабителей, которые одолели и убили нападавших. Те, кто убил отъявленных воров или врагов во время войны, должны были быть вознаграждены. Неподчинение правительству и коррупция, а также подделка правительственных писем должны были наказываться ослеплением или обезглавливанием . [ 13 ]

Похороны и другие религиозные правила пронизывают реформы короля Угьена Вангчука. Также включен запрет на «самую грязную и вредную траву, называемую табаком». [ 13 ]

Кодификация и отмена

[ редактировать ]

Внук Угьена, король Джигме Дорджи Вангчук, продолжил реформирование Ца Йиг в рамках своей более широкой программы модернизации. Он начал открывать Бутан для внешнего мира и сделал первые шаги к демократизации . При вступлении на престол в 1952 году Джигме Дорджи Вангчук положил конец феодализму и рабству и освободил всех оставшихся крепостных .

Ца Йиг был пересмотрен в 1957 году и якобы заменен новым кодексом в 1965 году. Однако кодекс 1965 года сохранил большую часть духа и содержания кодекса 17 века. Семейные проблемы, такие как брак, развод и усыновление , обычно решались посредством обращения к буддийским или индуистским религиозным законам . В современном Бутане главы деревень часто выносят решения по мелким делам, а чиновники Дунгхага (района) выносят решения по тяжким преступлениям. [ 16 ] Хотя уголовные кодексы Бутана по-прежнему строятся на принципах Ца Йиг, Конституция Бутана 2008 года фактически отменяет прямую политическую власть лам, смертную казнь и изгнание. Однако современная Конституция сохраняет набор обязанностей и запретов в дихотомии, аналогичной первоначальному Ца Йиг.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б Эпштейн, Лоуренс (1990). Размышления о тибетской культуре: очерки памяти Террелла В. Уайли . Э. Меллен Пресс. стр. 205–214. ISBN  0-88946-064-7 . Проверено 15 октября 2011 г.
  2. ^ Центральноазиатский журнал . Том. 43–44. О. Харрасовиц. 1999. стр. 101-1. 288–289 . Получено 15 октября.
  3. ^ Эпштейн, Лоуренс (1990). Размышления о тибетской культуре: очерки памяти Террелла В. Уайли . Исследования азиатской мысли и религии. Э. Меллен Пресс. стр. 205 и далее . ISBN  0-88946-064-7 . Проверено 13 октября 2011 г.
  4. ^ Гучоу, Ким (2004). Быть буддийской монахиней: борьба за просветление в Гималаях . Издательство Гарвардского университета. стр. 63, 191. ISBN.  0-674-01287-9 . Проверено 16 октября 2011 г.
  5. ^ Перейти обратно: а б Сэмюэл, Джеффри (2005). Пересмотры: Новое понимание тибетского буддизма и индийской религии . Мотилал Банарсидасс. п. 293. ИСБН  81-208-2752-Х . Проверено 16 октября 2011 г.
  6. ^ «Тибетско-английский словарь буддийского учения и практики» . Буддизм Алмазного пути по всему миру . Переводы и публикации Рангджунг Еше. 1996. Архивировано из оригинала 28 марта 2010 года . Проверено 1 января 2011 г.
  7. ^ Боуман, Джон Стюарт, изд. (2000). «Глава XVIII – Бутан». Колумбийские хронологии азиатской истории и культуры . Издательство Колумбийского университета . п. 385 . ISBN  0-231-11004-9 . Проверено 25 декабря 2010 г.
  8. ^ Арис, Майкл В. (1979). «Жизнь Жабс-Друнга – размышления и путешествия». Бутан – Ранняя история Гималайского королевства . Уорминстер , Англия: Aris & Phillips Ltd., с. 215. ИСБН  0-85668-082-6 . Проверено 3 января 2011 г.
  9. ^ Уорден, Роберт Л. (1991). «Глава 6 – Бутан: Теократическое правительство, 1616–1907: Консолидация и поражение тибетских вторжений, 1616–51». В Саваде, Андреа Матлес (ред.). Непал и Бутан: страновые исследования (3-е изд.). Отдел федеральных исследований Библиотеки Конгресса США . ISBN  0-8444-0777-1 . Проверено 19 октября 2010 г.
  10. ^ Смит, Эллис Джин; Шеффер, Куртис Р. (2001). Среди тибетских текстов: история и литература Гималайского нагорья . Публикации мудрости. п. 156. ИСБН  0-86171-179-3 . Проверено 15 октября 2011 г.
  11. ^ Найт, Джон (2004). Дикая природа Азии: культурные перспективы . Человек и природа в Азии. Том. 5. Психология Пресс. стр. 45–6. ISBN  0-7007-1332-8 .
  12. ^ Дас, Сарат Чандра (1902). «Глава VIII - Возвращение в Ташилунпо и визит Угьена-Гьяцо в святилище Бонбо Ригьяла Сендара». В Рокхилле, Уильям Вудвилл (ред.). Путешествие в Лхасу и Центральный Тибет . Лондон: Лондонское королевское географическое общество . п. 208 . Проверено 25 декабря 2010 г.
  13. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Уайт, Дж. Клод (1909). «Приложение I - Законы Бутана». Сикхим и Бутан: двадцать один год на северо-восточной границе, 1887–1908 гг . Нью-Йорк: Longmans, Green & Co., стр. 301–10. ISBN  9780598739278 . Проверено 25 декабря 2010 г.
  14. ^ «Герб Королевского суда» (PDF) . Королевский суд . Проверено 3 января 2011 г.
  15. ^ Перейти обратно: а б «Введение в правовую систему Бутана» . Королевский суд онлайн . Королевский суд . Архивировано из оригинала 26 апреля 2011 года . Проверено 10 февраля 2011 г.
  16. ^ Уорден, Роберт Л. (1991). «Глава 6 – Бутан: Правовая система. Уголовное правосудие». В Саваде, Андреа Матлес (ред.). Непал и Бутан: страновые исследования (3-е изд.). Отдел федеральных исследований Библиотеки Конгресса США . ISBN  0-8444-0777-1 . Проверено 19 октября 2010 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 708cc6fb91d3de4258722bab4d08c5ec__1690421100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/70/ec/708cc6fb91d3de4258722bab4d08c5ec.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tsa Yig - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)