Нгаванг Намгьял
Нгаванг Намгьял (1594–1651), известный в просторечии как Бородатый Лама , был тибетским буддистом Друкпа Кагью школы Ринпоче и объединителем Бутана как национального государства. Позже ему был присвоен почетный титул Шабдрунг Ринпоче , примерно «у ног которого подчиняются») ( тибетский : Уайли : rgyal ; zhabs drung ngag dbang rnam альтернативные варианты написания включают Жабдрунг Нгаванг Намгьел ). Помимо объединения различных враждующих вотчин впервые в 1630-х годах, он также стремился создать особую культурную самобытность Бутана, отдельную от тибетской культуры , из которой она произошла.
Рождение и интронизация в Ралунге
[ редактировать ]Жабдрунг Нгаванг Намгьял родился в Ралунг ( Уайли : rwa лунг монастыре ), Тибет, в семье Друкпа Кагью держателя линии Мипхама Тенпаи Ньима ( Уайли : ' brug pa mi pham bstan pa'i nyma , 1567–1619). и Сёнам Пелджи Бутри ( Уайли : bsod nams dpal gyi бу хрид ), дочь местного царя Кийсё ( Wylie : sde pa skyid shod pa ) в Тибете. [ 1 ] По отцовской линии Нгаванг Намгьял происходил из семейной линии Цангпа Гьяре (1161–1211), основателя линии Друкпа .
В юности Нгаванг Намгьял был возведен на трон как восемнадцатый Друкпа, или держатель трона, и «наследственный принц» традиционной резиденции и поместья Друкпа в Ралунге, и был признан там непосредственным перевоплощением четвертого Друкчена, [ номер 1 ] «Всеведущий» Кункхьен Пема Карпо ( Уайли : всеведущий блокнот для дкарпо , 1527–1592).
Его признанию и возведению на престол в Ралунге в качестве воплощения Друкпы противостоял Лхацева Нгаванг Зангпо, влиятельный ученик Друкпа Пема Карпо, который способствовал признанию конкурирующего кандидата — Гьялванга Пагсама Вангпо , незаконнорожденного сына короля Чонгдже (Чонгдже Депа), Нгаванга. Сонам Драгпа — как воплощение Гьялванга Друкпы. Лхацева и сторонники короля Чонгдже провели церемонию интронизации Пагсама Вангпо как воплощения Кюнхьена Пемы Карпо и Гьялванга Друкпы в монастыре Таши Тонгмен. Затем король Чонгдже убедил короля Цанга (или Депа Цангпа ), одного из самых могущественных местных королей в Тибете и покровителя конкурирующей секты Карма Кагью , поддержать признание Пагсама Вангпо как Гьялванга Друкпы и воплощения Кюнхьена Пемы Карпо. К 1612 году царь Цанга, Карма Пунцок Намгьял ( Wylie : karma phun tshogs rnam rgyal ), получил контроль над тибетскими областями У и Цанг .
Какое-то время Жабдрунг Нгаванг Намгьял продолжал жить в главном резиденции Друкпа в Ралунге, поскольку — независимо от того, кто имел право считаться истинным воплощением Кунхьена Пемы Карпо — Нгаванг Намгьял был главным наследным держателем линии Друкпа и законным троном. -держатель монастыря Ралунг, традиционной резиденции линии Друкпа.
От Тибета до Бутана
[ редактировать ]Однако из-за недопонимания, которое произошло у Шабдрунга Ринпоче и его группы с важным ламой Карма Кагью Паво Цугла Гьяцо (1568–1630), Цанг Дези потребовал выплаты компенсации и того, чтобы священные религиозные реликвии Ралунга, такие как Рангджунг Кхарсапани, были выплачены. — должны быть переданы ему, чтобы их можно было передать воплощению соперника Гьялванга Друкпы, Гьялве Пагсама Вангпо.
Цанг Дези приготовился послать тайную вооруженную охрану, чтобы арестовать Жабдрунга Ринпоче и обеспечить выполнение его требований. В 1616 году, столкнувшись с арестом и после видений (в которых говорится, что главные божества-хранители Бутана предложили ему дом), Жабдрунг Нгаванг Намгьял покинул Тибет, чтобы основать новую базу в западном Бутане через Гаса Дзонгкхаг. [ 2 ] основание монастыря Чери в верховьях долины Тхимпху .
В 1629 году он построил Симтокха Дзонг у входа в долину Тхимпху; из этого дзонга он мог контролировать движение между мощной долиной Паро на западе и долиной Тронгса на востоке.
Объединение Бутана
[ редактировать ]Шабдрунг Ринпоче укрепил контроль над западным Бутаном, подчинив соперников, принадлежащих к Лхапе , ветви секты Дрикунг Кагью , которая построила некоторые из первых дзонгов в Бутане, включая Пунакха-дзонг в 1637–1638 годах. Друкпа Кагью, Лхапа Кагью и Неньингпа контролировали части западного Бутана с двенадцатого века. Позже Шабдрунг Ринпоче завоевал и объединил весь Бутан, но позволил древней секте Ньингма продолжать свое существование в центральном и восточном Бутане (сегодня Ньингмапа составляют примерно тридцать процентов монахов Бутана, хотя они финансируются из частных источников, в то время как Южная Друкпа Кагью поддерживается как установленная государственная религия Бутана).
В 1627 году первые европейские посетители Бутана — португальские иезуиты Эстеван Каселла и Жоау Кабрал — обнаружили в Шабдрунге сострадательного и умного хозяина, энергичного, любящего искусство и писательство. В соответствии со своим положением высокого ламы он также был медитативным человеком и только что завершил трехлетний молчаливый ретрит. Шабдрунг гордился тем, что иезуиты были гостями его двора, и не хотел давать им разрешения на выезд, предлагая поддержать их усилия по прозелитизму рабочей силой и средствами на строительство церкви, но они устремились в Тибет в поисках отступнической церкви. Говорят, что он изолирован в самом сердце Центральной Азии (см. Несторианскую стелу ). [ нужна ссылка ]
Двойная система правления
[ редактировать ]Жабдрунг также установил отличительную двойную систему правления Бутана в соответствии с правовым кодексом Ца Йиг , согласно которому контроль над страной был разделен между духовным лидером ( Дже Кхенпо ), возглавлявшим религиозные учреждения, и административным лидером ( Друк Дези ). как глава светских дел, и эта политика в измененной форме существует и по сей день. [ 3 ]
Отношения с Ладакхом
[ редактировать ]Сенгге Намгьял , правивший Ладакхом с 1616 по 1623 год и с 1624 по 1642 год, был приверженцем линии передачи Ралунг школы Друкпа. Как и Бутан, Ладакх тогда имел разногласия с новым Гаден Потранг тибетским правительством , созданным пятым Далай-ламой , которое пыталось аннексировать Ладакх. [ 4 ]
В Бутан было отправлено приглашение с просьбой, чтобы Жабдрунг Нгаванг Намгьял стал государственным священником; Поскольку Шабдрунг был занят противостоянием вторжению из Тибета и консолидацией нового бутанского государства, он послал Чодже Мукзинпу в качестве своего представителя при дворе Ладакха. [ 5 ] Бутанцам было предложено несколько религиозных поместий в современных Ладакхе, Зангскаре и западном Тибете (Нгари Корсум [ mga' ris bskor gsum ]), который тогда был частью Ладакха. Один из них, монастырь Стакна или «Нос Тигра», основанный Чойже Мукзинпой, стал главным центром традиции Южной Друкпа Кагью в Ладакхе; в этом монастыре до сих пор хранятся артефакты и документы, связанные с Бутаном, некоторые из которых, как говорят, были подарены Жабдрунгом Нгавангом Намгьялом. [ 6 ]
Смерть
[ редактировать ]Жабдрунг Нгаванг Намгьял умер в 1651 году, и власть фактически перешла к пенлопам ( местным губернаторам), а не к преемнику Жабдрунгу. Чтобы предотвратить династическую борьбу и возврат к военачальству , правители сговорились хранить в секрете смерть Шабдрунга в течение пятидесяти четырех лет; в это время они отдали приказы от его имени, объяснив, что он находится в длительном молчаливом отступлении. [ 7 ]
Годовщина смерти Жабдрунга в настоящее время отмечается как национальный праздник Бутана , приходящийся на третий месяц, десятый день бутанского календаря. [ 8 ] [ 9 ]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ В зависимости от того, указан ли Цангпа Гьяре в списке воплощений Гьялванга Друкпы, Кункхьен Пема Карпо является четвертым или пятым Друкченом, а Шабдрунг Нгаванг Намгьял или Пагсам Вангпо считаются пятым или шестым. В биографии Жабдрунга Нгаванга Намгьяла и некоторых других источниках Бутана и Ралунга Цангпа Гьяре не упоминается как первое воплощение Друкчена, а вместо этого считается Гьялванг Дже Кунга Палджор (1428–1476) первым.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дорджи и Кинга (2008). п. 3
- ^ «Гаса Дзонгкхаг» . www.gasa.gov.bt. Проверено 11 октября 2023 г.
- ^ Боуман, Джон С., изд. (2000). Колумбийские хронологии азиатской истории и культуры . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. стр. 385 . ISBN 0-231-11004-9 .
- ^ Дорджи и Кинга (2008), с. 171.
- ^ Дарги и Соренсен (2008), стр. 264.
- ^ Дарги и Соренсен (2008) № 188, стр. 140–141.
- ^ Имаэда 2013
- ^ «Праздники Бутана весна/лето» . Далекие места и Туристическая корпорация Бутана. 03 июля 2011 г. Проверено 26 июля 2011 г.
- ^ «Праздничные дни в 2011 году» . Комиссия королевской государственной службы правительства Бутана . 26 апреля 2011 г. Архивировано из оригинала 28 марта 2012 г. Проверено 26 июля 2011 г.
Источники
[ редактировать ]- Ардусси, Джон (2004). «Формирование государства Бутан (Бруг гжунг) в 17 веке и его тибетские предшественники» (PDF) . Журнал исследований Бутана . 11 .
- Даргье, Йонтен (2001). История школы Друкпа Кагью в Бутане (12-17 века нашей эры) . Тхимпху. ISBN 99936-616-0-0 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
- Даргье, Йонтен; Соренсен, Пер; Церинг, Гёнпо (2008). Игра Всеведущего: жизнь и творчество Джамгона Нгаванга Гьялтшена, выдающегося мастера друкпа 17-18 веков . Тхимпху: Национальная библиотека и архивы Бутана. ISBN 978-99936-17-06-8 .
- Дорджи, Сангай (Дашо) (2008). Биография Шабдрунга Нгаванга Намгьяла: Пал Друкпа Ринпоче . Кинга, Сонам (пер.). Тхимпху, Бутан: Публикации Гоминьдана. ISBN 978-99936-22-40-6 .
- Карма Пунцо (2013). История Бутана . Нодия: Random House India. ISBN 9788184003116 .
- Ёсиро Имаэда (2013). Преемники Жабдрунга Нгаванга Намгьела: наследники и реинкарнации . Тхимпху: Книги Риянг. п. 112. ИСБН 978-99936-899-3-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Статья: Шабдрунг Нгаванг Намгьял в Словаре Дхармы.
- Изображения: Шабдрунг Нгаванг Намгьял на HimalayanArt.org.
- Изображение: Картина 18 C Шабдрунга Нгаванга Намгьяла из монастыря Танго, Бутан.