Jump to content

Королевство Бумтанг

Координаты : 27 ° 33' с.ш., 90 ° 43' в.д.  /  27,550 ° с.ш., 90,717 ° в.д.  / 27,550; 90,717
Королевство Бумтанг
бумтанг
до 7–17 веков
Капитал Дворец Чахар Гуто, Джакар Дзонг
Общие языки Язык бумтанг , Чоке
Религия
Молитва , Буддизм
Правительство Монархия
Царь ( Чогьял )  
Историческая эпоха Поздняя античность
• Учредил
до 7 века
Жабдрунг Нгаванг Намгьял начинает консолидацию контроля в Бутане
1616
• Упразднено
17 век
• Благородный из Бумтанга Джигме Намгьял , праотец Дома Вангчук , получает контроль над провинциями Тронгса и Бумтанг.
19 век

Королевство Бумтанг было одним из нескольких небольших королевств на территории современного Бутана до первой консолидации под руководством Жабдрунга Нгаванга Намгьяла в 1616 году. После первоначальной консолидации королевство Бумтанг стало провинцией Бумтанг , одной из девяти провинций Бутана . Этот регион был примерно аналогичен современному району Бумтанг . В 1907 году оно снова было объединено в современное Королевство Бутан.

Королевство Бумтанг особенно примечательно среди многочисленных современных ему вождеств Бутана, поскольку именно здесь буддизм впервые укоренился в Бутане . В королевстве также было несколько мест, связанных с особенно бутанскими легендами. Королевство также является прародиной Дома Вангчуков , который входил в число местных элитных семей, превосходивших прежнюю тибетскую аристократию. На заре истории Бутана Бумтанг служил местом ссылки как тибетских, так и индийских правителей, а также домом буддийского святого Пемы Лингпы . [ 1 ] : 13–14 

Приход буддизма

[ редактировать ]

Буддизм впервые появился в Бутане в 7 веке нашей эры. Тибетский царь Сонгцен Гампо [ 2 ] (годы правления 627–49), принявший буддизм, приказал построить два буддийских храма: в Бумтанге в центральном Бутане и в Кийчу (недалеко от Паро ) в долине Паро . [ 3 ]

Буддизм заменил, но не устранил религиозные практики бон , которые также были распространены в Тибете до конца VI века. Вместо этого буддизм поглотил Бон и его верующих. По мере того как страна развивалась в своих многочисленных плодородных долинах, буддизм созрел и стал объединяющим элементом. Именно буддийская литература и хроники положили начало письменной истории Бутана. [ 3 ]

Буддизм пропагандировался всерьез [ 2 ] в 746 году [ 4 ] при короле Синдху Радже ( также Кунджоме; [ 5 ] Сендха Гьяб; Чакхар Гьялпо), изгнанный индийский король, который установил правительство в Бумтанге во дворце Чакхар Гуто. [ 1 ] : 13  [ 6 ] : 35  Король был вовлечен в войну против короля Навучхе, другого индийского короля на юге, во время которой король физически заболел из-за одержимости демоном Бон . [ 4 ] Сообщается, что болезнь короля была вызвана потерей его сына Тала Мебара на войне и последующим отказом от своего духа-хранителя («Пхола») и совершением различных нечистых действий. Это заставило Селинг Карпо, вождя Лхадаев (богов и демонов), отозвать душу короля. [ 6 ]

По совету мелкого феодала Синдху Раджа пригласил Падмасамбхаву изгнать демона и вылечить его болезнь. По прибытии святой попросил тантрическую супругу (Зунгму), и в ответ царь предложил свою дочь Лхачиг Бумден Чомо (Менмо Таши Кьеден), обладавшую двадцатью одним знаком дакини . [ 6 ] Поймав демона и обратив его в буддизм, Гуру Ринпоче вылечил короля Бумтанга. Сам король также принял буддизм. [ 3 ] и основал несколько мест паломничества, включая храм Кудже. [ 6 ] : 34–5  [ 7 ] В результате многие горы и божества, которым поклонялись Бонпа, были включены в местный буддизм. [ 8 ] : 140  [ 9 ]

Дочь короля отправилась жить в пещеру Дорджи Цепа, где медитировал ее Гуру. Она выступала в роли Дупдемо, в обязанности которой входило приносить воду и помогать Гуру в его религиозной деятельности. Она стала известна как Мачиг Бумден («мать-одиночка») из-за ее уважаемого религиозного служения. [ 6 ] : 34–5 

Бумтанг в легенде

[ редактировать ]
Сельская местность Бумтанг

Королевство Бумтанг упоминается в некоторых легендах древнего Бутана . Самый старый находится за примечательным храмом Джакар . Согласно легенде, Джамбей Лхакханг из Бумтанга был одним из 108 [ 2 ] храмы, построенные за одну ночь Сонгценом Гампо (605 или 617?–649). Джамбей Лакханг был разрушен демонами, которые помешали его восстановлению. Чтобы отогнать их, жители деревни танцевали обнаженными под полной луной, вызывая у демонов замешательство и панику. В честь этой легенды местный танцевальный фестиваль . ежегодно в Лхакханге проводится [ 5 ] [ 10 ]

Некоторые более поздние буддисты в этом регионе претендовали на буддийские корни, предшествовавшие самому буддизму, в лице короля Дриме Кундена и предыдущих воплощений Будды между 2000 и 1000 годами до нашей эры. [ 8 ] : 140 

Мо Бар, или Пылающее озеро, названо в честь легенды о ламе Пема Лингпе , который вошел в озеро, чтобы найти священное сокровище , и вышел не только с реликвией, но и с все еще горящей лампой. [ 2 ] [ 10 ]

Легенда также гласит, что лама-фанатик построил чортены вдоль дороги в Бумтанге, чтобы распространять буддизм в древние времена . Каждому чортену он дал суффикс — джи , что означает «ягода», после того, как по пути упали связки его благословенных ягод. [ 10 ]

Консолидация

[ редактировать ]

Упадок Королевства Бумтанг начался с объединения Бутана Жабдрунгом Нгавангом Намгьялом в 1616 году. Жабдрунг, отражая вторжения из Тибета , позже установил эффективный контроль над центральным и восточным Бутаном, включая Бумтанг, после серии сражений через своего лейтенанта. Чогьял Минджур Тенпа (1613–1680; годы правления 1667–1680). Минджур Тенпа был первым пенлопом Тронгсы (Тонгсаба), назначенным Жабдрунгом Нгавангом Намгьялом. Он родился Дамчхо Лхундруб в Мин-Чхуде, Тибет , и с детства вел монашескую жизнь. До своего назначения Тонгсабом он занимал назначенную должность Умзея (Мастера пения). [ 6 ] : 106 

Доверенный последователь Шабдрунга, Минджур Тенпа был послан покорить королей Бумтанга, Лхуэнце, Трашиганга, Жемганга и других лордов из Тронгса Дзонга . После этого Тонгсаб разделил свой контроль на востоке между восемью регионами (Шачхо Хорло Цегай), контролируемыми Дунгпасами и Кутшабами (государственными служащими). Он продолжил строительство Джакара , Луэнце , Трашиганга и Жемганга Дзонгов. С этого времени статус независимого королевства был понижен до полунезависимой провинции Бумтанг , чей дзонгпен (губернатор) подчинялся Тронгсе . [ 6 ] : 106 

Наследие

[ редактировать ]

Наследие Королевства Бумтанг демонстрируется в его религиозном и политическом значении в современном Бутане. Более широкая бутанская знать, включая современный королевский дом Вангчуков , возникла из королевства Бумтанг.

Бумтанг дворянство

[ редактировать ]

Дворянство Бумтанг представляет собой широкий исторический высший класс в регионах Бумтанг, Кхенг и Монгар (Чжонгар). Местный термин для таких благородных семей - навоз ( дзонгкха : དུང་/གདུང་; Уайли : навоз / gdung ; «кость, рог, панцирь»). [ 11 ] [ 12 ] ). Двумя основными ветвями дворянства являются ура и монгар. [ 8 ] [ Примечания 1 ] Таким образом, существует два традиционных объяснения происхождения дворянства: ура и монгар . Оба заявляют о полубожественном происхождении и сливаются с исторической личностью Лхаванг Драгпа, который был родом из центрального Тибета . [ 8 ] : 182 

Согласно сообщению Уры , после смерти короля Чикхатаро у королевства не было наследника. Пока подданные Бумтанга ссорились, они также молились Богу Небес. Бог Небес послал своего сына, который вошел в утробу деревенской женщины, родился как Лхагон Пелчен и стал королем. Через три поколения королевская линия снова угасла, но не раньше, чем внук Лхагона Пелчена дал инструкции по поиску своего следующего воплощения. Выжившие из него отправились в центральный Тибет и сбросили фрукты из региона Монпа , похитив ребенка, который собрал больше всего, и доставив его обратно в Ура. Этим юношей стал Лхаванг Драгпа. Став взрослым, он заглянул в свое истинное происхождение и обнаружил, что происходит от сына тибетского царя Лангдармы . Довольный своей королевской родословной, он остался в Бумтанге и женился на дворянке из Тронгсы (Чокхор). [ 8 ] : 182 

Однако, согласно монгарскому рассказу, Бог Небес в образе змеи оплодотворил невесту царя Дунгсамкхи. Потомство приняло форму рыбы и было поймано в сети рыбаком, который решил сохранить ему жизнь, обнаружив, что он может говорить. Рыба превратилась в ребенка, пока рыбак был на работе, выполняя работу по дому для своего хозяина. Находясь в таком виде, этот рыбак однажды выбросил рыбью шкуру, оставив ребенка человеком. Полубог стал главой региона и завоевал контроль над Урой и Монгаром. Перед смертью он предсказал, что перевоплотится в ребенка в центральном Тибете , который соберет больше всего ракушек. Опознанным ребенком был Лхаванг Драгпа. [ 8 ] : 182 

Другая независимая знать также прижилась в Бумтанге. Эти другие семьи называются Шелнго. После убийства Лангдармы в 841 году семья его убийцы Лхалунга Пелкьи Дордже [ 13 ] [ 14 ] как сообщается, бежали в Бумтанг через Пхари и Паро и в Курто через Лходру. Один из потомков Бумтанга стал Пенлопом Тронгсы , в то время как остальные правили частями востока. [ 8 ] : 182–83 

Дом Вангчука

[ редактировать ]
Пятый Друк Гьялпо Джигме Кхесар Намгьел Вангчук , нынешний глава Дома Вангчуков

Королевство Бумтанг — родовая земля Дома Вангчуков . Семья Вангчук возникла в регионе Бумтанг в центральном Бутане вскоре после консолидации. [ 15 ] Семья принадлежит к клану Ньё и происходит от Пемы Лингпы , бутанского святого Ньингмапа . Клан Ньё возник как местная аристократия, вытеснив многие старые аристократические семьи тибетского происхождения, которые встали на сторону Тибета во время вторжений в Бутан. При этом клан занял наследственное положение Пенлопа из Тронгсы , а также важные посты в национальных и местных органах власти. [ 1 ] : 24 

Пенлоп из Тронгсы контролировал центральный Бутан; соперник Пенлоп из Паро контролировал западный Бутан; и дзонгпоны контролировали территории, окружающие их соответствующие дзонги . Пенлоп Паро, в отличие от Тронгсы, был офисом, назначаемым центральным правительством Друк Дези . Поскольку западные регионы, контролируемые Пенлопом Паро, содержали прибыльные торговые пути, они стали объектом конкуренции между аристократическими семьями. [ 1 ]

Хотя Бутан в целом имел благоприятные отношения как с Тибетом, так и с Британской Индией на протяжении XIX века, расширение британской власти на границах Бутана, а также вторжения тибетцев в британский Сикким определили политически оппозиционные протибетские и пробританские силы. [ 16 ] Этот период интенсивного соперничества между западным и центральным Бутаном и внутри него в сочетании с внешними силами из Тибета и особенно Британской империи обеспечил условия для господства Пенлопа из Тронгсы. [ 1 ]

После войны Дуаров с Великобританией (1864–1865 гг.), а также значительных территориальных потерь ( Куч Бехар, 1835 г.; Ассам Дуарс, 1841 г.), вооруженный конфликт перешел вовнутрь. В 1870 году, на фоне продолжающихся гражданских войн, 10-й Тронгса Пенлоп Джигме Намгьял взошел на должность Друка Дези . В 1879 году он назначил своего 17-летнего сына Угьена Вангчука Пенлопом из Паро. Джигме Намгьял правил до своей смерти в 1881 году, прерываясь периодами выхода на пенсию, в течение которых он сохранял эффективный контроль над страной. [ 17 ]

Пробританский 12-й Тронгса Пенлоп Угьен Вангчук в конечном итоге одержал победу над протибетским и антибританским Пенлопом из Паро после серии гражданских войн и восстаний между 1882 и 1885 годами. После смерти своего отца в 1881 году Угьен Вангчук вступил в вражду из-за пост Пенлопа из Тронгсы . В 1882 году, в возрасте 20 лет, он двинулся на Бумтанг и Тронгсу , получив в дополнение к Паро пост Пенлопа Тронгсы. Угьен Вангчук вмешался в конфликт между дзонгпенами Пунакхи В 1885 году и Тхимпху , уволив обе стороны и захватив Симтокха Дзонг . С этого времени должность Дези стала чисто церемониальной. [ 17 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Конкретное название навоза обычно применяется к семьям Ура и Кенг, в отличие от семей Монгар.
  1. ^ Jump up to: а б с д и Хардинг, Сара (2003). Жизнь и откровения Пемы Лингпы . Публикации Снежного Льва. ISBN  1-55939-194-4 . Проверено 10 августа 2011 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д Падель, Рут (2006). Тигры в красную погоду: поиск последних диких тигров . Издательство Блумсбери США. стр. 139–40. ISBN  0-8027-1544-3 . Проверено 21 августа 2011 г.
  3. ^ Jump up to: а б с Общественное достояние В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе . Уорден, Роберт Л. (сентябрь 1991 г.). Савада, Андреа Матлес (ред.). Бутан: страновое исследование . Федеральный исследовательский отдел . Приход буддизма.
  4. ^ Jump up to: а б Хаттауэй, Пол (2004). Народы буддийского мира: христианский молитвенный дневник . Библиотека Уильяма Кэри. п. 30. ISBN  0-87808-361-8 . Проверено 20 августа 2011 г.
  5. ^ Jump up to: а б Ренни, Фрэнк; Мейсон, Робин (2008). Бутан: пути познания . ИАП. стр. 18, 58. ISBN.  978-1-59311-734-4 .
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж г Дорджи, Коннектикут (1994). История Бутана на основе буддизма . Сангай Ксам, известные издатели. ISBN  81-86239-01-4 . Проверено 12 августа 2011 г.
  7. ^ Малик, Субхаш Чандра (2001). Разум, человек и маска . Национальный центр искусств Индиры Ганди. п. 168. ИСБН  81-7305-192-5 . Проверено 21 августа 2011 г.
  8. ^ Jump up to: а б с д и ж г Шикльгрубер, Кристиан (1998). Бутан: горная крепость богов . Шамбала. ISBN  9780906026441 . Проверено 21 августа 2011 г.
  9. ^ Синха, Авадхеш Кумар (2001). Гималайское королевство Бутан: традиции, переход и трансформация . Индус Паблишинг. стр. 37–9. ISBN  81-7387-119-1 . Проверено 21 августа 2011 г.
  10. ^ Jump up to: а б с Кападия, Хариш; Кападия, Гита (2005). В неизведанные Гималаи: путешествия, походы и восхождения . Индус Паблишинг. стр. 76–77. ISBN  81-7387-181-7 . Проверено 21 августа 2011 г.
  11. ^ «ДУ» . DDC Дзонгка-английский словарь . Комиссия по развитию Дзонгкха . Архивировано из оригинала 25 августа 2011 г. Проверено 21 августа 2011 г.
  12. ^ «Тибетско-английский словарь буддийского учения и практики» . Буддизм Алмазного пути по всему миру . Переводы и публикации Рангджунг Еше. 1996. Архивировано из оригинала 28 марта 2010 г. Проверено 18 октября 2010 г. запись: гдунг
  13. ^ Беквит, Кристофер I (1987). Тибетская империя в Центральной Азии: история борьбы за великую державу среди тибетцев, турок, арабов и китайцев в раннем средневековье . Издательство Принстонского университета. стр. 168–69. ISBN  0-691-02469-3 .
  14. ^ Штейн, Рольф (1972). Тибетская цивилизация . Издательство Стэнфордского университета. ISBN  0-8047-0901-7 .
  15. ^ Кроссетт, Барбара (2011). Так близко к раю: Исчезающие буддийские королевства Гималаев . Винтажные выезды. Random House Digital, Inc. ISBN  978-0-307-80190-6 . Проверено 10 августа 2011 г.
  16. ^ Публикации Европы (2002). Дальний Восток и Австралазия . Региональные исследования мира: Дальний Восток и Австралазия (34-е изд.). Психология Пресс. стр. 180–81. ISBN  1-85743-133-2 . Проверено 8 августа 2011 г.
  17. ^ Jump up to: а б Браун, Линдси; Мэйхью, Брэдли; Армингтон, Стэн; Уайткросс, Ричард В. (2007). Бутан . Путеводители по стране Lonely Planet (3-е изд.). Одинокая планета . стр. 38–43. ISBN  978-1-74059-529-2 . Проверено 9 августа 2011 г.

27 ° 33' с.ш., 90 ° 43' в.д.  /  27,550 ° с.ш., 90,717 ° в.д.  / 27,550; 90,717

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 823936a929ce43926ffa4eea0c54561e__1668217680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/82/1e/823936a929ce43926ffa4eea0c54561e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Kingdom of Bumthang - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)