Королевство Бумтанг
Королевство Бумтанг бумтанг | |
---|---|
до 7–17 веков | |
Капитал | Дворец Чахар Гуто, Джакар Дзонг |
Общие языки | Язык бумтанг , Чоке |
Религия | Молитва , Буддизм |
Правительство | Монархия |
Царь ( Чогьял ) | |
Историческая эпоха | Поздняя античность |
• Учредил | до 7 века |
• Жабдрунг Нгаванг Намгьял начинает консолидацию контроля в Бутане | 1616 |
• Упразднено | 17 век |
• Благородный из Бумтанга Джигме Намгьял , праотец Дома Вангчук , получает контроль над провинциями Тронгса и Бумтанг. | 19 век |
Королевство Бумтанг было одним из нескольких небольших королевств на территории современного Бутана до первой консолидации под руководством Жабдрунга Нгаванга Намгьяла в 1616 году. После первоначальной консолидации королевство Бумтанг стало провинцией Бумтанг , одной из девяти провинций Бутана . Этот регион был примерно аналогичен современному району Бумтанг . В 1907 году оно снова было объединено в современное Королевство Бутан.
Королевство Бумтанг особенно примечательно среди многочисленных современных ему вождеств Бутана, поскольку именно здесь буддизм впервые укоренился в Бутане . В королевстве также было несколько мест, связанных с особенно бутанскими легендами. Королевство также является прародиной Дома Вангчуков , который входил в число местных элитных семей, превосходивших прежнюю тибетскую аристократию. На заре истории Бутана Бумтанг служил местом ссылки как тибетских, так и индийских правителей, а также домом буддийского святого Пемы Лингпы . [ 1 ] : 13–14
Приход буддизма
[ редактировать ]Буддизм впервые появился в Бутане в 7 веке нашей эры. Тибетский царь Сонгцен Гампо [ 2 ] (годы правления 627–49), принявший буддизм, приказал построить два буддийских храма: в Бумтанге в центральном Бутане и в Кийчу (недалеко от Паро ) в долине Паро . [ 3 ]
Буддизм заменил, но не устранил религиозные практики бон , которые также были распространены в Тибете до конца VI века. Вместо этого буддизм поглотил Бон и его верующих. По мере того как страна развивалась в своих многочисленных плодородных долинах, буддизм созрел и стал объединяющим элементом. Именно буддийская литература и хроники положили начало письменной истории Бутана. [ 3 ]
Буддизм пропагандировался всерьез [ 2 ] в 746 году [ 4 ] при короле Синдху Радже ( также Кунджоме; [ 5 ] Сендха Гьяб; Чакхар Гьялпо), изгнанный индийский король, который установил правительство в Бумтанге во дворце Чакхар Гуто. [ 1 ] : 13 [ 6 ] : 35 Король был вовлечен в войну против короля Навучхе, другого индийского короля на юге, во время которой король физически заболел из-за одержимости демоном Бон . [ 4 ] Сообщается, что болезнь короля была вызвана потерей его сына Тала Мебара на войне и последующим отказом от своего духа-хранителя («Пхола») и совершением различных нечистых действий. Это заставило Селинг Карпо, вождя Лхадаев (богов и демонов), отозвать душу короля. [ 6 ]
По совету мелкого феодала Синдху Раджа пригласил Падмасамбхаву изгнать демона и вылечить его болезнь. По прибытии святой попросил тантрическую супругу (Зунгму), и в ответ царь предложил свою дочь Лхачиг Бумден Чомо (Менмо Таши Кьеден), обладавшую двадцатью одним знаком дакини . [ 6 ] Поймав демона и обратив его в буддизм, Гуру Ринпоче вылечил короля Бумтанга. Сам король также принял буддизм. [ 3 ] и основал несколько мест паломничества, включая храм Кудже. [ 6 ] : 34–5 [ 7 ] В результате многие горы и божества, которым поклонялись Бонпа, были включены в местный буддизм. [ 8 ] : 140 [ 9 ]
Дочь короля отправилась жить в пещеру Дорджи Цепа, где медитировал ее Гуру. Она выступала в роли Дупдемо, в обязанности которой входило приносить воду и помогать Гуру в его религиозной деятельности. Она стала известна как Мачиг Бумден («мать-одиночка») из-за ее уважаемого религиозного служения. [ 6 ] : 34–5
Бумтанг в легенде
[ редактировать ]Королевство Бумтанг упоминается в некоторых легендах древнего Бутана . Самый старый находится за примечательным храмом Джакар . Согласно легенде, Джамбей Лхакханг из Бумтанга был одним из 108 [ 2 ] храмы, построенные за одну ночь Сонгценом Гампо (605 или 617?–649). Джамбей Лакханг был разрушен демонами, которые помешали его восстановлению. Чтобы отогнать их, жители деревни танцевали обнаженными под полной луной, вызывая у демонов замешательство и панику. В честь этой легенды местный танцевальный фестиваль . ежегодно в Лхакханге проводится [ 5 ] [ 10 ]
Некоторые более поздние буддисты в этом регионе претендовали на буддийские корни, предшествовавшие самому буддизму, в лице короля Дриме Кундена и предыдущих воплощений Будды между 2000 и 1000 годами до нашей эры. [ 8 ] : 140
Мо Бар, или Пылающее озеро, названо в честь легенды о ламе Пема Лингпе , который вошел в озеро, чтобы найти священное сокровище , и вышел не только с реликвией, но и с все еще горящей лампой. [ 2 ] [ 10 ]
Легенда также гласит, что лама-фанатик построил чортены вдоль дороги в Бумтанге, чтобы распространять буддизм в древние времена . Каждому чортену он дал суффикс — джи , что означает «ягода», после того, как по пути упали связки его благословенных ягод. [ 10 ]
Консолидация
[ редактировать ]Упадок Королевства Бумтанг начался с объединения Бутана Жабдрунгом Нгавангом Намгьялом в 1616 году. Жабдрунг, отражая вторжения из Тибета , позже установил эффективный контроль над центральным и восточным Бутаном, включая Бумтанг, после серии сражений через своего лейтенанта. Чогьял Минджур Тенпа (1613–1680; годы правления 1667–1680). Минджур Тенпа был первым пенлопом Тронгсы (Тонгсаба), назначенным Жабдрунгом Нгавангом Намгьялом. Он родился Дамчхо Лхундруб в Мин-Чхуде, Тибет , и с детства вел монашескую жизнь. До своего назначения Тонгсабом он занимал назначенную должность Умзея (Мастера пения). [ 6 ] : 106
Доверенный последователь Шабдрунга, Минджур Тенпа был послан покорить королей Бумтанга, Лхуэнце, Трашиганга, Жемганга и других лордов из Тронгса Дзонга . После этого Тонгсаб разделил свой контроль на востоке между восемью регионами (Шачхо Хорло Цегай), контролируемыми Дунгпасами и Кутшабами (государственными служащими). Он продолжил строительство Джакара , Луэнце , Трашиганга и Жемганга Дзонгов. С этого времени статус независимого королевства был понижен до полунезависимой провинции Бумтанг , чей дзонгпен (губернатор) подчинялся Тронгсе . [ 6 ] : 106
Наследие
[ редактировать ]Наследие Королевства Бумтанг демонстрируется в его религиозном и политическом значении в современном Бутане. Более широкая бутанская знать, включая современный королевский дом Вангчуков , возникла из королевства Бумтанг.
Бумтанг дворянство
[ редактировать ]Дворянство Бумтанг представляет собой широкий исторический высший класс в регионах Бумтанг, Кхенг и Монгар (Чжонгар). Местный термин для таких благородных семей - навоз ( дзонгкха : དུང་/གདུང་; Уайли : навоз / gdung ; «кость, рог, панцирь»). [ 11 ] [ 12 ] ). Двумя основными ветвями дворянства являются ура и монгар. [ 8 ] [ Примечания 1 ] Таким образом, существует два традиционных объяснения происхождения дворянства: ура и монгар . Оба заявляют о полубожественном происхождении и сливаются с исторической личностью Лхаванг Драгпа, который был родом из центрального Тибета . [ 8 ] : 182
Согласно сообщению Уры , после смерти короля Чикхатаро у королевства не было наследника. Пока подданные Бумтанга ссорились, они также молились Богу Небес. Бог Небес послал своего сына, который вошел в утробу деревенской женщины, родился как Лхагон Пелчен и стал королем. Через три поколения королевская линия снова угасла, но не раньше, чем внук Лхагона Пелчена дал инструкции по поиску своего следующего воплощения. Выжившие из него отправились в центральный Тибет и сбросили фрукты из региона Монпа , похитив ребенка, который собрал больше всего, и доставив его обратно в Ура. Этим юношей стал Лхаванг Драгпа. Став взрослым, он заглянул в свое истинное происхождение и обнаружил, что происходит от сына тибетского царя Лангдармы . Довольный своей королевской родословной, он остался в Бумтанге и женился на дворянке из Тронгсы (Чокхор). [ 8 ] : 182
Однако, согласно монгарскому рассказу, Бог Небес в образе змеи оплодотворил невесту царя Дунгсамкхи. Потомство приняло форму рыбы и было поймано в сети рыбаком, который решил сохранить ему жизнь, обнаружив, что он может говорить. Рыба превратилась в ребенка, пока рыбак был на работе, выполняя работу по дому для своего хозяина. Находясь в таком виде, этот рыбак однажды выбросил рыбью шкуру, оставив ребенка человеком. Полубог стал главой региона и завоевал контроль над Урой и Монгаром. Перед смертью он предсказал, что перевоплотится в ребенка в центральном Тибете , который соберет больше всего ракушек. Опознанным ребенком был Лхаванг Драгпа. [ 8 ] : 182
Другая независимая знать также прижилась в Бумтанге. Эти другие семьи называются Шелнго. После убийства Лангдармы в 841 году семья его убийцы Лхалунга Пелкьи Дордже [ 13 ] [ 14 ] как сообщается, бежали в Бумтанг через Пхари и Паро и в Курто через Лходру. Один из потомков Бумтанга стал Пенлопом Тронгсы , в то время как остальные правили частями востока. [ 8 ] : 182–83
Дом Вангчука
[ редактировать ]Королевство Бумтанг — родовая земля Дома Вангчуков . Семья Вангчук возникла в регионе Бумтанг в центральном Бутане вскоре после консолидации. [ 15 ] Семья принадлежит к клану Ньё и происходит от Пемы Лингпы , бутанского святого Ньингмапа . Клан Ньё возник как местная аристократия, вытеснив многие старые аристократические семьи тибетского происхождения, которые встали на сторону Тибета во время вторжений в Бутан. При этом клан занял наследственное положение Пенлопа из Тронгсы , а также важные посты в национальных и местных органах власти. [ 1 ] : 24
Пенлоп из Тронгсы контролировал центральный Бутан; соперник Пенлоп из Паро контролировал западный Бутан; и дзонгпоны контролировали территории, окружающие их соответствующие дзонги . Пенлоп Паро, в отличие от Тронгсы, был офисом, назначаемым центральным правительством Друк Дези . Поскольку западные регионы, контролируемые Пенлопом Паро, содержали прибыльные торговые пути, они стали объектом конкуренции между аристократическими семьями. [ 1 ]
Хотя Бутан в целом имел благоприятные отношения как с Тибетом, так и с Британской Индией на протяжении XIX века, расширение британской власти на границах Бутана, а также вторжения тибетцев в британский Сикким определили политически оппозиционные протибетские и пробританские силы. [ 16 ] Этот период интенсивного соперничества между западным и центральным Бутаном и внутри него в сочетании с внешними силами из Тибета и особенно Британской империи обеспечил условия для господства Пенлопа из Тронгсы. [ 1 ]
После войны Дуаров с Великобританией (1864–1865 гг.), а также значительных территориальных потерь ( Куч Бехар, 1835 г.; Ассам Дуарс, 1841 г.), вооруженный конфликт перешел вовнутрь. В 1870 году, на фоне продолжающихся гражданских войн, 10-й Тронгса Пенлоп Джигме Намгьял взошел на должность Друка Дези . В 1879 году он назначил своего 17-летнего сына Угьена Вангчука Пенлопом из Паро. Джигме Намгьял правил до своей смерти в 1881 году, прерываясь периодами выхода на пенсию, в течение которых он сохранял эффективный контроль над страной. [ 17 ]
Пробританский 12-й Тронгса Пенлоп Угьен Вангчук в конечном итоге одержал победу над протибетским и антибританским Пенлопом из Паро после серии гражданских войн и восстаний между 1882 и 1885 годами. После смерти своего отца в 1881 году Угьен Вангчук вступил в вражду из-за пост Пенлопа из Тронгсы . В 1882 году, в возрасте 20 лет, он двинулся на Бумтанг и Тронгсу , получив в дополнение к Паро пост Пенлопа Тронгсы. Угьен Вангчук вмешался в конфликт между дзонгпенами Пунакхи В 1885 году и Тхимпху , уволив обе стороны и захватив Симтокха Дзонг . С этого времени должность Дези стала чисто церемониальной. [ 17 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Конкретное название навоза обычно применяется к семьям Ура и Кенг, в отличие от семей Монгар.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Хардинг, Сара (2003). Жизнь и откровения Пемы Лингпы . Публикации Снежного Льва. ISBN 1-55939-194-4 . Проверено 10 августа 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д Падель, Рут (2006). Тигры в красную погоду: поиск последних диких тигров . Издательство Блумсбери США. стр. 139–40. ISBN 0-8027-1544-3 . Проверено 21 августа 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе . Уорден, Роберт Л. (сентябрь 1991 г.). Савада, Андреа Матлес (ред.). Бутан: страновое исследование . Федеральный исследовательский отдел . Приход буддизма.
- ^ Jump up to: а б Хаттауэй, Пол (2004). Народы буддийского мира: христианский молитвенный дневник . Библиотека Уильяма Кэри. п. 30. ISBN 0-87808-361-8 . Проверено 20 августа 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Ренни, Фрэнк; Мейсон, Робин (2008). Бутан: пути познания . ИАП. стр. 18, 58. ISBN. 978-1-59311-734-4 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Дорджи, Коннектикут (1994). История Бутана на основе буддизма . Сангай Ксам, известные издатели. ISBN 81-86239-01-4 . Проверено 12 августа 2011 г.
- ^ Малик, Субхаш Чандра (2001). Разум, человек и маска . Национальный центр искусств Индиры Ганди. п. 168. ИСБН 81-7305-192-5 . Проверено 21 августа 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Шикльгрубер, Кристиан (1998). Бутан: горная крепость богов . Шамбала. ISBN 9780906026441 . Проверено 21 августа 2011 г.
- ^ Синха, Авадхеш Кумар (2001). Гималайское королевство Бутан: традиции, переход и трансформация . Индус Паблишинг. стр. 37–9. ISBN 81-7387-119-1 . Проверено 21 августа 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с Кападия, Хариш; Кападия, Гита (2005). В неизведанные Гималаи: путешествия, походы и восхождения . Индус Паблишинг. стр. 76–77. ISBN 81-7387-181-7 . Проверено 21 августа 2011 г.
- ^ «ДУ» . DDC Дзонгка-английский словарь . Комиссия по развитию Дзонгкха . Архивировано из оригинала 25 августа 2011 г. Проверено 21 августа 2011 г.
- ^ «Тибетско-английский словарь буддийского учения и практики» . Буддизм Алмазного пути по всему миру . Переводы и публикации Рангджунг Еше. 1996. Архивировано из оригинала 28 марта 2010 г. Проверено 18 октября 2010 г. запись: гдунг
- ^ Беквит, Кристофер I (1987). Тибетская империя в Центральной Азии: история борьбы за великую державу среди тибетцев, турок, арабов и китайцев в раннем средневековье . Издательство Принстонского университета. стр. 168–69. ISBN 0-691-02469-3 .
- ^ Штейн, Рольф (1972). Тибетская цивилизация . Издательство Стэнфордского университета. ISBN 0-8047-0901-7 .
- ^ Кроссетт, Барбара (2011). Так близко к раю: Исчезающие буддийские королевства Гималаев . Винтажные выезды. Random House Digital, Inc. ISBN 978-0-307-80190-6 . Проверено 10 августа 2011 г.
- ^ Публикации Европы (2002). Дальний Восток и Австралазия . Региональные исследования мира: Дальний Восток и Австралазия (34-е изд.). Психология Пресс. стр. 180–81. ISBN 1-85743-133-2 . Проверено 8 августа 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Браун, Линдси; Мэйхью, Брэдли; Армингтон, Стэн; Уайткросс, Ричард В. (2007). Бутан . Путеводители по стране Lonely Planet (3-е изд.). Одинокая планета . стр. 38–43. ISBN 978-1-74059-529-2 . Проверено 9 августа 2011 г.
27 ° 33' с.ш., 90 ° 43' в.д. / 27,550 ° с.ш., 90,717 ° в.д.