Мелла из Феса

Мелла Феса ( араб . ملاح ) — исторический еврейский квартал ( Мелла ) Феса , Марокко . Он расположен в Фес-эль-Дждиде , той части Феса, где находится Королевский дворец (Дар аль-Махзен) , и, как полагают, датируется серединой 15 века. Хотя в этом районе больше не проживает какое-либо значительное еврейское население, в нем все еще находится ряд памятников и достопримечательностей исторического наследия еврейской общины города.
История
[ редактировать ]Предыстория: еврейская община до Меллы (9-14 вв.)
[ редактировать ]
В Фесе уже давно находится крупнейшая и одна из старейших еврейских общин Марокко , существовавшая с момента основания города Идрисидами ( в конце 8-го или начале 9-го века). [1] [2] Они жили во многих частях города вместе с мусульманским населением, о чем свидетельствует тот факт, что еврейские дома были куплены и снесены для расширения Альморавидами мечети аль-Каравийин (расположенной в центре города), а также утверждения Резиденция Маймонида в месте, которое позже стало Дар-эль-Магана (в западной части города). [3] [4] Тем не менее, со времен Идриса II (начало 9 века) еврейская община была более или менее сконцентрирована в районе, известном как Фундук эль-Йихуди («отель / склад еврея») недалеко от Баб-Гиссы на северо-востоке города. [4] [1] [2] первоначальное городское еврейское кладбище . Неподалеку, сразу за воротами Баб-Гиссы, находилось и [2]
Как и везде в мусульманском мире , еврейское население жило под защищенным, но подчиненным статусом зимми , обязанным платить налог джизья , но способным относительно свободно передвигаться и развивать отношения с другими странами. [5] [6] Фес, наряду с Кордовой , был одним из центров еврейского интеллектуального и культурного возрождения, происходившего в 10 и 11 веках в Марокко и Аль-Андалусе ( Испания и Португалия под властью мусульман). [6] [5] Ряд крупных деятелей, таких как Дунаш Бен Лабрат (поэт, около 920–990), Иуда бен Давид Хайюдж (или Абу Закария Яхья; грамматик, около 945–1012) и великий талмудист Исаак аль-Фаси (1013–1103). все родились или провели время в Фесе. [5] Маймонид также жил в Фесе с 1159 по 1165 год после бегства из Аль-Андалуса. [7] [6] Однако этот век процветания подошел к концу с приходом правления Альмохадов в Марокко и Аль-Андалусе. Альмохады, которые официально следовали радикальной реформистской идеологии Ибн Тумарта , отменили джизью и статус зимми, применив репрессивные меры против немусульман и другие реформы. Евреи, находившиеся под их властью, были вынуждены обратиться в другую веру или быть сосланными, причем некоторые из них обратились, но продолжали тайно исповедовать свою еврейскую веру. [6] [5]
Упадок Альмохадов и усиление правления династии Маринидов над Марокко в 13 веке привели к созданию более терпимого климата, в котором еврейская община смогла восстановиться и снова расти. [6] [5] После погромов 1391 года под властью Испании в таких местах, как Севилья и Каталония , большое количество испанских евреев (также называемых Мегорашим ) бежало в Северную Африку и поселилось в таких городах, как Фес. [5]
Создание Меллы (15 век)
[ редактировать ]

В 1276 году Мариниды основали Фес-эль-Дждид , новый укрепленный административный город для размещения своего королевского дворца и армейских казарм , расположенный к западу от Фес-эль-Бали («Старый Фес»). [1] [8] Позже, в период Маринидов, все еврейские жители Фес-эль-Бали были переселены в новый район в южной части Фес-эль-Дждида. Этот район, возможно, созданный после основания 1276 г. [1] : 66 был расположен между внутренней и внешней южными стенами города и первоначально был заселен мусульманскими гарнизонами , в частности султанскими наемными контингентами сирийских лучников . [1] [9] Эти полки были расформированы около 1325 года при султане Абу Саиде . [8] Район сначала был известен как Химс, но также и под названием Меллах ( арабский : ملاح , букв. «соль» или «соленый район»). [10] либо из-за наличия в этом районе источника соленой воды, либо из-за наличия в прошлом склада соли. [4] [2] [8] Это второе название позже сохранилось как название еврейского квартала. [1] Это была первая « мелла » в Марокко; это имя и явление стали повторяться во многих других городах, таких как Марракеш . [11] [12] [2] (Заметным исключением является близлежащий город Сефру . [2] )
Как точные причины, так и точная дата создания еврейской Меллы Феса точно не установлены. [13] [4] Исторические сведения подтверждают, что в середине 14 века евреи Феса все еще жили в Фес-эль-Бали, но к концу 16-го века они прочно обосновались в Мелле Фес-эль-Дждид. [1] Марокканский ученый Хишам Ргиг, например, утверждает, что перемещение точно не датировано, и утверждает, что оно, вероятно, происходило поэтапно в период Маринидов (конец 13-15 веков), особенно после эпизодов насилия или репрессий против евреев в старом городе. [4] Одним из самых ранних подобных случаев насилия было восстание в 1276 году против новой династии Маринидов, прямо перед тем, как султан Абу Юсуф Якуб решил основать Фес эль-Дждид. Восстание потрясло весь город, но также привело к большому насилию против еврейских жителей, что, возможно, побудило Абу Юсуфа Якуба каким-либо образом вмешаться, чтобы защитить общину. [4] Сьюзан Гилсон Миллер, исследователь марокканской и еврейской истории, также отметила, что городская структура Меллы, судя по всему, развивалась прогрессивно, и поэтому возможно, что небольшое еврейское население поселилось здесь сразу после основания Фес-эль-Дждида и других городов. Позже к ним присоединились евреи, бежавшие из старого города. [6] Многие авторы, ссылаясь на исторические еврейские хроники, связывают основной перенос именно с «повторным обнаружением» тела Идриса II в его старой мечети в центре города в 1437 году. [6] [10] [14] [15] [13] Территория вокруг мечети, расположенная посреди основных торговых районов города, была превращена в хорм ( святилище ), куда не был разрешен вход немусульманам, что привело к изгнанию оттуда еврейских жителей и торговцев. [4] По крайней мере, несколько авторов утверждают, что изгнание было применено ко всему Фес-эль-Бали, поскольку в результате открытия ему был присвоен статус «священного» города. [6] [15] [13] [16] Другие ученые также датируют этот переезд серединой 15 века, не приводя аргументов в пользу конкретной даты. [2] [5] В любом случае перемещение (постепенное или внезапное) происходило с некоторым насилием и трудностями. [6] Многие еврейские семьи предпочли принять религию (по крайней мере, официально), а не покидать свои дома и свои предприятия в центре старого города, в результате чего возникла растущая группа, называемая аль-бильдийин (мусульманские семьи еврейского происхождения, часто сохраняющие еврейские фамилии). . [5] [13]
Более широкие политические мотивы для перемещения еврейской общины в Фес-эль-Дждид, ближе к королевскому дворцу, возможно, включали желание правителей получить более прямое преимущество (или контроль) над своими ремесленными навыками и своими коммерческими отношениями с еврейскими общинами в Европе. и других стран (которые можно было бы использовать в дипломатических целях). [2] [4] Еврейское кладбище Меллы было основано на его юго-западной окраине (вокруг нынешней площади Алауитов, недалеко от ворот Королевского дворца) на земле, подаренной еврейской общине принцессой Маринидов по имени Лалла Мина в 15 веке. [8] [2]
15 век также был временем политической нестабильности: Ваттасидов визири взяли на себя эффективный контроль над династией Маринидов и конкурировали с другими местными фракциями в Фесе. [6] В 1465 году Мелла подвергся нападению со стороны мусульманского населения Фес-эль-Бали во время восстания, возглавляемого шурафами (благородными шарифскими семьями) против султана Маринидов Абд аль-Хака II и его еврейского визиря Харуна ибн Батташа. [5] В результате нападения тысячи еврейских жителей были убиты, а многим другим пришлось открыто отречься от своей веры. Общине потребовалось не менее десяти лет, чтобы оправиться от этого, и она снова выросла под властью султана Ваттасидов Мухаммада аль-Шейха (1472-1505). [5]
Более поздняя история Меллы (конец 15-19 веков)
[ редактировать ]
В последующие столетия судьба Меллы и еврейской общины Феса менялась в зависимости от обстоятельств, включая общие обстоятельства, которые затронули всех жителей Феса, такие как голод или война. [6] Расположение Меллы внутри более сильно укрепленного Фес-эль-Дждида и недалеко от Королевского дворца делало ее относительно безопасной, но еврейская община, тем не менее, в различные периоды терпела бедствия.

Серьезные изменения в общине произошли, когда в 1492 году испанская корона изгнала всех евреев из Испании , а Португалия сделала то же самое в 1497 году. Последующие волны испанских евреев, мигрировавших в Фес и Северную Африку, увеличили еврейское население, а также изменили его социальное, этническое, и языковой состав. [5] По словам бельгийского ученого, посетившего Меллу в середине 16 века, в еврейском квартале в то время проживало около 4000 человек. [6] Приток мигрантов также оживил еврейскую культурную деятельность в последующие годы, одновременно расколов общину по этническому признаку на многие поколения. [5] Мегорашимы тошавимы испанского происхождения сохранили свое наследие и испанский язык, в то время как коренные марокканские , говорившие по-арабски и имевшие арабское и берберское происхождение, следовали своим собственным традициям. Члены двух общин поклонялись в отдельных синагогах и даже хоронились отдельно. И только в 18 веке две общины в конечном итоге объединились, и арабский язык в конечном итоге стал основным языком всей общины, а испанский (сефардский) минхаг стал доминирующим в религиозной практике. [6]
Сообщество продолжало процветать или страдать в зависимости от условий. В 17 веке значительный приток евреев из региона Тадла и из долины Су прибыл под власть алауитских султанов Мулая Рашида и Мулая Исмаила соответственно. [1] В 1641 году Мухаммад аль-Хадж из суфийского ордена Дила занял Фес. Это стало особенно трудным временем для евреев Фесси. Еврейская хроника того времени сообщает, что в 1646 году он приказал закрыть синагоги, которые впоследствии были осквернены, повреждены или разрушены. [17] : 88–89 Серьезные трудности также имели место в 1790–1792 годах, в период всеобщих беспорядков и упадка при султане Мулае Язиде . [1] В течение этих двух лет султан заставил всю еврейскую общину переселиться к окраине Касбы Черарда на другой стороне Фес-эль-Дждида. [6] Мелла был оккупирован союзными ему племенными войсками, его синагогу заменили мечетью, а еврейское кладбище и его содержимое перенесли на кладбище недалеко от Баб-Гиссы. Более того, Мулай Язид навсегда уменьшил размер района, снеся старые городские стены вокруг него и перестроив их по гораздо меньшему периметру. [4] [1] И только после смерти султана главный мусульманский кади (судья) Феса приказал вернуть Меллу еврейской общине, а также снести мечеть, построенную войсками Язида. [6]
Состояние еврейской общины значительно улучшилось в 19 веке, когда расширение контактов и торговли с Европой позволило еврейскому купеческому классу занять место в центре международных торговых сетей Марокко. [6] Это также привело к большей социальной открытости и изменению вкусов и взглядов, особенно среди более богатых евреев, которые построили роскошные резиденции в верхней Мелле. [6]


К концу XIX века в районе действовало около 15 синагог. [6] В 1894 году султан приказал перенести старое еврейское кладбище, расположенное у подножия внешней стены Королевского дворца, чтобы обеспечить расширение дворца. [4] В результате кладбище и его содержимое были перенесены на новое место в юго-восточном углу Меллы, где оно находится до сих пор. Однако другие авторы связывают это перемещение кладбища с работами французской администрации в этом районе в 1912 году, отмечая, что гробницы все еще присутствовали на старом кладбище до 1912 года. [1] [8] Нынешнее кладбище на юго-востоке, вероятно, существовало с начала 19 века, но до 20 века в его восточных частях все еще было пусто. [1] [6]
20 век и наши дни
[ редактировать ]
В 1912 году французское колониальное господство над Марокко было установлено в соответствии с Фесским договором . Одним из непосредственных последствий стали беспорядки 1912 года в Фесе, народное восстание, включавшее смертельные нападения на европейцев, а также коренных еврейских жителей Меллы (считавшихся слишком близкими к новой администрации), за которыми последовали еще более смертоносные репрессии против населения в целом. . [19] Фес и его Королевский дворец перестали быть центром власти в Марокко, поскольку столица была перенесена в Рабат . В этот период и на протяжении всего 20 века произошел ряд социальных и физических изменений. Начиная с Лиоте , создание французского Виль Нувель («Новый город») на западе также оказало более широкое влияние на развитие всего города. [20]

В районе ворот Баб-эль-Амер , на юго-западной окраине Меллы, французская администрация сочла старые ворота слишком узкими и неудобными для движения транспорта и снесла близлежащий акведук и часть окружающей стены, чтобы улучшить доступ. [8] В ходе этого процесса они создали большую открытую площадь на месте бывшего еврейского кладбища, которое стало известно как Place du Commerce , к которому теперь примыкает также более крупная площадь Place des Alaouites . [8] В 1924 году французы пошли дальше и снесли ряд скромных магазинов и конюшен на северной окраине еврейской Меллы, чтобы построить широкую дорогу для транспортных средств ( улица Бухессисса или Бу Хсисат ; позже также улица Меринидес ) между Меллахом и южная стена Королевского дворца. [8] [21] Бывшие магазины были заменены более роскошными бутиками, построенными в архитектурном стиле еврейских домов Меллы, с множеством открытых балконов и внешними украшениями. [8]
В то время как население Феса и Фес-эль-Дждида за этот период увеличилось, во второй половине 20-го века Мелла стала постепенно терять население своих еврейских жителей, которые либо переехали в Виль Нувель, в Касабланку , либо эмигрировали в такие страны, как Франция , Канада и Израиль . [22] По оценкам, в конце 1940-х годов еврейское население составляло 15 150 человек в Мелле и 22 000 человек во всем Фесе. [8] [22] После этого крупные волны эмиграции привели к истощению еврейского населения. Вместо этого район постепенно захватили другие мусульманские жители, которые составляют его население сегодня. Сообщается, что в 1997 году во всем Фесе проживало всего 150 евреев, а в Мелле не осталось ни одной функционирующей синагоги. [22]
Планировка и организация Меллы
[ редактировать ]
Планировка Меллы постепенно формировалась на протяжении веков и несколько раз менялась, особенно после периодов разрушений пожаром или политических репрессий (таких как уменьшение размера Меллы Мулаем Язидом в 1790-92 годах). [6] Из-за постоянных реконструкций немногие из его зданий очень старые по сравнению с памятниками Фес-эль-Бали, хотя считается, что некоторые синагоги, например, были построены на своих местах на протяжении веков (даже если они были недавно перестроены). [6]
Главная улица Меллы ( Дерб аль-Сук )
[ редактировать ]
Исторически в Меллу входили с северо-востока. Он занимает район на юге Фес-эль-Дждида, за пределами главной внутренней стены Маринидов , главными воротами которой здесь был Баб-Семмарин . [8] Непосредственно к югу от Баб-Семмарина находился район Сиди-Бу-Нафа, примыкавший к восточному берегу Меллы. Сиди-Бу-Нафа был традиционно мусульманским районом, очертания которого можно разглядеть и сегодня. На востоке к нему примыкает Саадов . эпохи бастион одноименный [1] Прямо напротив Баб-Семмарина улица спускается на юг и запад через этот район, пока не достигнет Баб-эль-Меллы , ворот, расположенных внутри борджа (башни или бастиона), которые обозначали официальный вход в собственно Меллу.
Первоначально вход в Баб-эль-Меллах был изогнутым , но теперь проход стал прямым. [1] Несмотря на эту модификацию, территория рядом с ней считается самой старой частью Меллы. [6] К югу от ворот, внутри границы Меллы, находится синагога Слат аль-Фассиин , которая считается старейшей синагогой района. [6] К западу от Баб-эль-Меллы главная улица от Баб-Семмарина продолжается примерно по прямой линии на юго-запад. Эта улица составляла главную улицу и базар (рынок) Меллы, поэтому ее также называли Дерб ас- Сук («Рыночная улица»). Первоначально улица, возможно, была намного шире и представляла собой большую рыночную площадь, но со временем она постепенно застраивалась строительством магазинов и домов. [6] Западный конец улицы очень узкий и когда-то был тупиком , но он был открыт после 1912 года, когда французы создали открытую площадь под названием Place du Commerce за Баб-эль-Амером , что позволяет сегодня пешеходам входить в Меллу со стороны Баб-эль-Амера. западная сторона тоже. [8] Главная рыночная улица также представляет собой грубое разделение на «Верхнюю» и «Нижнюю» Меллу. [1]
Верхняя Мелла
[ редактировать ]
Верхняя Мелла была сосредоточена вокруг Дерб аль-Фуки , улицы, которая ответвлялась от Дерб аль-Сука прямо внутри Баб-эль-Меллы. Дерб аль-Фуки, также называемый «Главной улицей», [6] бежал на север и примерно параллельно главной улице на юге. Он заканчивался тупиком на западе, но все еще был связан с главной улицей несколькими другими переулками, пролегавшими между ними. [6] В этом районе находились резиденции буржуазии и высшего класса еврейской общины, о чем свидетельствует существование множества богатых домов, самым известным примером которых был Дом Бен-Симхона. [1] Многие из этих домохозяйств имели испанское или иберийское происхождение. [2] Эти роскошные дома были особенно сконцентрированы на северной окраине Меллы, граничащей с бывшими садами Бу Хсисат и внешней стеной Меллы, потому что это место позволяло им больше дышать свежим воздухом и открытым пространством. [1] [6] Более того, благодаря возможности располагать балконы и окна на север летом в них было немного прохладнее. [1]
Поскольку этот район был скорее частным и жилым, в нем было мало общественных удобств. Единственным исключением была соседская печь, используемая для выпечки хлеба, которой управляли мусульмане (чтобы она могла продолжать печь хлеб в субботу ). [6] В Дерб аль-Фуки также располагалось множество мастерских, производивших товары, на которых специализировалась еврейская община, например, скалли ( золотая нить, используемая для украшения тканей и других предметов). [6] [23] После создания улицы Бухессисса (или Бу Хсиса французами в 1924 году ) между бывшей северной границей Меллы и южной стеной Королевского дворца, эта новая дорога была окружена новым рядом относительно богато украшенных еврейских домов и бутиков, которые видны и сегодня. [8] [9]
Нижняя Мелла
[ редактировать ]«Нижняя» Мелла в целом была беднее и плотнее, чем Верхняя Мелла. [1] Городская структура к югу от главной улицы (Дерб ас-Сук), вероятно, также была самой старой. [6] Здесь улицы особенно извилисты из-за постоянных вторжений расширяющихся с течением времени домов. Здесь также было обнаружено множество мастерских, особенно вблизи Торговой улицы. [6] Многие переулки вели в тупики, которые, в свою очередь, закрывались воротами на въезде, образуя частные мини-районы. [6] Некоторые из наиболее общественных улиц были достаточно широки для проведения ритуалов и мероприятий, таких как шествие молодого человека на его бар-мицву . [6] Именно в этом районе находятся старейшие синагоги Меллы, такие как синагога Ибн Данана и синагога Слат аль-Фассиин. На северной окраине кладбища, в южной части района, когда-то располагалась общинная скотобойня . [1] [6] Другие общественные удобства и услуги в этом районе включали микву , печь и школы. [6]
Еврейское кладбище
[ редактировать ]
Юго-западный угол Меллы занят большим еврейским кладбищем, которое существовало с начала 19 века, но было заполнено до нынешних размеров только в 20 веке. [6] [1] Это было главное кладбище Меллы, поскольку старое кладбище, расположенное на северо-западе у подножия стен Королевского дворца, было вынуждено переехать в 1894 году по приказу султана. [4] или, возможно, по приказу французов после 1912 года. [8] Кладбищем управлял местный Хебра Кадиша , который также выполнял функции пожарных общины. [2] Сегодня небольшая бывшая синагога в северо-восточной части кладбища используется как небольшой музей. [2]
Эн-Новавель Квартал
[ редактировать ]К востоку от кладбища и к югу от района Сиди-Бу-Нафа находится относительно молодой район под названием Эн-Новавель или Ан-Нававиль , который, вероятно, датируется концом 19 века. [6] Его название относится к соломенным хижинам, которые изначально существовали здесь как грубые убежища для жителей. [6] [1] Последние, вероятно, были недавними переселенцами в Меллу из сельских городов. [1] Со временем на их месте было построено обычное жилье. Между кладбищем и Эн-Новавелем когда-то было открытое пространство, использовавшееся для игр. [1] [6] В этом районе также была собственная печь и хаммам (баня). [6]
Архитектура Меллы
[ редактировать ]
Дома
[ редактировать ]
Сегодняшние дома Меллы отличаются заметным отличием от традиционных домов в остальной части города. В то время как старые дома в Фес-эль-Бали и традиционно мусульманских кварталах Фес-эль-Дждида имеют очень мало внешних особенностей и, как правило, закрыты снаружи, еврейские дома в Мелле часто имеют открытые балконы, выходящие на улицу, и большее количество окна. [9] Некоторые из этих балконов даже относительно богато украшены скульптурными мотивами, например, на более современной улице Букессат . [9] Однако эта характеристика появилась относительно недавно в архитектурной истории района, и старые дома имеют тот же формат, что и их мусульманские аналоги, с упором на приватность и отсутствие внешних особенностей. [6] : 314 Как и другие традиционные исторические марокканские дома, дома Меллы были сосредоточены вокруг внутреннего двора, окруженного галереей, охватывающей несколько этажей здания. В случае более буржуазных или богатых семей интерьер дома также мог быть богато украшен резным деревом и лепниной. [6]
Синагоги
[ редактировать ]Большинство синагог в Мелле представляли собой просто существовавшие ранее помещения в частных домах, которые владельцы превратили в места поклонения и содержали на пожертвования членов. В результате почти все жили в нескольких шагах от синагоги, но очень немногие синагоги получали государственную финансовую поддержку. [6] Некоторые из них, однако, были больше и были украшены «зеллидж» мозаичной плиткой , резной лепниной и расписными деревянными потолками, обычно используя те же декоративные элементы, что и исламская архитектура в других частях города. [6] [9]
Среди самых известных синагог Меллы — синагога Ибн Данана, предположительно построенная в конце 17 века, и синагога Слат аль-Фассиин, считающаяся старейшей синагогой Меллы и, возможно, датируемая периодом Маринидов ( 13-15 вв.). [6] Оба могли перестраиваться несколько раз, и их возраст следует интерпретировать как дату их основания на этом месте. [6] В течение нескольких столетий сефардские (испанские) евреи, известные как Мегорашим , и марокканские (арабские или берберские) евреи, известные как Тошавим , поклонялись в отдельных синагогах, пока сефардская традиция ( минхаг ) в конечном итоге не стала преобладать в большинстве аспектов религиозной практики. Синагога Слат аль-Фассиин была одной из немногих, где несефардские ритуалы продолжались вплоть до 20 века. [6] [1]
Названия синагог, существовавших в Мелле Феса в наше время, приведены ниже, сгруппированные примерно по районам: [6]
Верхняя Мелла:
- Синагога Мансано
- Синагога Ибн Аттара
- Синагога раввина Йехуды бен Аттара
- Синагога раввина Хаима Коэна
- Синагога Хахама Абенсура
- Синагога Нации
- Синагога Гозлан
Нижняя Мелла:
- Синагога Шломо Ибн Данана (или Синагога Ибн Данана)
- Синагога Слат аль-Фассиин (или синагога аль-Фассиин)
- Синагога Бар Йохай
- Синагога Обейда
- Синагога Дбаба
- Синагога раввина Рафаэля Абенсура
Квартал Эн-Новавель:
- Синагога Аарона Коэна
- Синагога Саадиана Данана
- Синагога Хачуэль
- Синагога раввина Эль-База
Ссылки
[ редактировать ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и Ле Турно, Роджер (1949). Фес до протектората: экономическое и социальное исследование города на мусульманском Западе . Касабланка: Марокканская книготорговая и издательская компания.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Тури, Абдельазиз; Бенабуд, Мхаммад; Буджибар Эль-Хатиб, Найма; Лахдар, Камаль; Меззин, Мохамед (2010). Андалузское Марокко: открытие искусства жизни (2-е изд.). Министерство культуры Королевства Марокко и Музей без границ. ISBN 978-3902782311 .
- ^ Терраса, Анри (1968). Мечеть аль-Карауин в Фесе; с исследованием Гастона Девердана об исторических надписях мечети . Париж: Библиотека К. Клинксик.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Ргуиг, Хишам (2014). «Когда Фес изобрел Меллу». В Линце, Янник; Делери, Клэр; Туил Леонетти, Булле (ред.). Средневековое Марокко: империя от Африки до Испании . Париж: издания Лувра. стр. 452–454. ISBN 9782350314907 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Четрит, Джозеф (2014). «Евреи Марокко и евреи Испании: две переплетенные судьбы». В Линце, Янник; Делери, Клэр; Туил Леонетти, Булле (ред.). Средневековое Марокко: империя от Африки до Испании . Париж: издания Лувра. стр. 309–311. ISBN 9782350314907 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак с как в В из Гилсон Миллер, Сьюзен; Петруччиоли, Аттилио; Бертаньен, Мауро (2001). «Написание пространства меньшинств в исламском городе: еврейский квартал Феса (1438-1912)». Журнал Общества историков архитектуры . 60 (3): 310–327. дои : 10.2307/991758 . JSTOR 991758 .
- ^ «Моисей Маймонид | Еврейский философ, учёный и врач» . Британская энциклопедия . Проверено 8 апреля 2020 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Брессолетт, Анри; Деларозьер, Жан (1983). «Фез-Дждид от основания в 1276 году до середины ХХ века». Гесперис-Тамуда : 245–318.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Металси, Мохамед (2003). Фес: важный город . Париж: Международное издание ACR. ISBN 978-2867701528 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Зафрани, Х. «Маллах». В Бирмане, П.; Бьянкис, Т.; Босворт, CE; ван Донзель, Э.; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Брилл.
- ^ Девердан, Гастон (1959). Марракеш: от истоков до 1912 года . Рабат: Éditions Techniques Nord-Africaines.
- ^ Паркер, Ричард (1981). Практическое руководство по исламским памятникам в Марокко . Шарлоттсвилл, Вирджиния: The Baraka Press.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Гарсия-Ареналь, Мерседес (1987). «Билдиин из Феса, группа неомусульман еврейского происхождения». Студия Исламика . 66 (66): 113–143. дои : 10.2307/1595913 . JSTOR 1595913 .
- ^ Четрит, Джозеф (2014). «Евреи Марокко и евреи Испании: две переплетенные судьбы». В Линце, Янник; Делери, Клэр; Туил Леонетти, Булле (ред.). Средневековое Марокко: империя от Африки до Испании . Париж: издания Лувра. стр. 309–311. ISBN 9782350314907 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бен-Лаяши, Самир; Мэдди-Вайцман, Брюс (2018). «Миф, история и реальная политика: Марокко и его еврейская община» . В Абрамсоне, Гленда (ред.). Места еврейской памяти: евреи в исламских странах и из них . Рутледж. ISBN 9781317751601 .
- ^ Металси, Мохамед (2003). Фес: важный город . Париж: Международное издание ACR. п. 70. ИСБН 978-2867701528 .
- ^ Готрайх, Эмили (2020). Еврейское Марокко: история от доисламских до постколониальных времен . Лондон. ISBN 978-1-83860-361-8 . OCLC 1139892409 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ «Беспорядки в Фесе (1912)» . Энциклопедия евреев в исламском мире . дои : 10.1163/1878-9781_ejiw_sim_0007730 . Проверено 28 октября 2021 г.
- ^ Гершович, Моше (2000). «Доколониальное Марокко: Упадок Старого Мажкана» . Французское военное правление в Марокко: колониализм и его последствия . Рутледж. ISBN 0-7146-4949-Х .
- ^ Джелиди, Шарлотта (2012). Фес, строительство нового города (1912-1956) . Издания ENS.
- ^ «Рю де Меринидес | Достопримечательности Феса, Марокко» . Одинокая планета . Проверено 23 марта 2020 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Фес, тур по еврейской истории Марокко» . www.jewishvirtuallibrary.org . Проверено 8 апреля 2020 г.
- ^ Сруго, Шай (2018). «Социальная история евреев Феса в золотониточном ремесле между средневековьем и периодом французского колониализма (с шестнадцатого по двадцатый века)». Ближневосточные исследования . 54 (6): 901–916. дои : 10.1080/00263206.2018.1479694 . S2CID 150294174 .
34 ° 3'8,9 дюйма с.ш. 4 ° 59'30,8 дюйма з.д. / 34,052472 ° с.ш. 4,991889 ° з.д.