Jump to content

Мелла из Феса

Координаты : 34 ° 3'8,9 дюйма с.ш. 4 ° 59'30,8 дюйма з.д.  /  34,052472 ° с.ш. 4,991889 ° з.д.  / 34,052472; -4,991889
Главная улица Меллы, Дерб аль- Сук (Рыночная улица).

Мелла Феса ( араб . ملاح ) — исторический еврейский квартал ( Мелла ) Феса , Марокко . Он расположен в Фес-эль-Дждиде , той части Феса, где находится Королевский дворец (Дар аль-Махзен) , и, как полагают, датируется серединой 15 века. Хотя в этом районе больше не проживает какое-либо значительное еврейское население, в нем все еще находится ряд памятников и достопримечательностей исторического наследия еврейской общины города.

Предыстория: еврейская община до Меллы (9-14 вв.)

[ редактировать ]
Район недалеко от Баб-Гиссы сегодня, исторически известный как Фундук эль-Ихуди , был первоначальным еврейским районом Фес-эль-Бали . Первоначальное еврейское кладбище города находилось за городскими воротами (ныне занято более поздними мусульманскими кладбищами).

В Фесе уже давно находится крупнейшая и одна из старейших еврейских общин Марокко , существовавшая с момента основания города Идрисидами ( в конце 8-го или начале 9-го века). [1] [2] Они жили во многих частях города вместе с мусульманским населением, о чем свидетельствует тот факт, что еврейские дома были куплены и снесены для расширения Альморавидами мечети аль-Каравийин (расположенной в центре города), а также утверждения Резиденция Маймонида в месте, которое позже стало Дар-эль-Магана (в западной части города). [3] [4] Тем не менее, со времен Идриса II (начало 9 века) еврейская община была более или менее сконцентрирована в районе, известном как Фундук эль-Йихуди («отель / склад еврея») недалеко от Баб-Гиссы на северо-востоке города. [4] [1] [2] первоначальное городское еврейское кладбище . Неподалеку, сразу за воротами Баб-Гиссы, находилось и [2]

Как и везде в мусульманском мире , еврейское население жило под защищенным, но подчиненным статусом зимми , обязанным платить налог джизья , но способным относительно свободно передвигаться и развивать отношения с другими странами. [5] [6] Фес, наряду с Кордовой , был одним из центров еврейского интеллектуального и культурного возрождения, происходившего в 10 и 11 веках в Марокко и Аль-Андалусе ( Испания и Португалия под властью мусульман). [6] [5] Ряд крупных деятелей, таких как Дунаш Бен Лабрат (поэт, около 920–990), Иуда бен Давид Хайюдж (или Абу Закария Яхья; грамматик, около 945–1012) и великий талмудист Исаак аль-Фаси (1013–1103). все родились или провели время в Фесе. [5] Маймонид также жил в Фесе с 1159 по 1165 год после бегства из Аль-Андалуса. [7] [6] Однако этот век процветания подошел к концу с приходом правления Альмохадов в Марокко и Аль-Андалусе. Альмохады, которые официально следовали радикальной реформистской идеологии Ибн Тумарта , отменили джизью и статус зимми, применив репрессивные меры против немусульман и другие реформы. Евреи, находившиеся под их властью, были вынуждены обратиться в другую веру или быть сосланными, причем некоторые из них обратились, но продолжали тайно исповедовать свою еврейскую веру. [6] [5]

Упадок Альмохадов и усиление правления династии Маринидов над Марокко в 13 веке привели к созданию более терпимого климата, в котором еврейская община смогла восстановиться и снова расти. [6] [5] После погромов 1391 года под властью Испании в таких местах, как Севилья и Каталония , большое количество испанских евреев (также называемых Мегорашим ) бежало в Северную Африку и поселилось в таких городах, как Фес. [5]

Создание Меллы (15 век)

[ редактировать ]
План Фес-эль-Дждида , королевского города Маринидов, основанного в 1276 году, с видом на Меллу на юге.
Баб Семмарин , главные южные ворота Фес-эль-Дждида . Отсюда улица идет на юг к входу в Меллу, ориентированному на эти ворота.

В 1276 году Мариниды основали Фес-эль-Дждид , новый укрепленный административный город для размещения своего королевского дворца и армейских казарм , расположенный к западу от Фес-эль-Бали («Старый Фес»). [1] [8] Позже, в период Маринидов, все еврейские жители Фес-эль-Бали были переселены в новый район в южной части Фес-эль-Дждида. Этот район, возможно, созданный после основания 1276 г. [1] : 66  был расположен между внутренней и внешней южными стенами города и первоначально был заселен мусульманскими гарнизонами , в частности султанскими наемными контингентами сирийских лучников . [1] [9] Эти полки были расформированы около 1325 года при султане Абу Саиде . [8] Район сначала был известен как Химс, но также и под названием Меллах ( арабский : ملاح , букв. «соль» или «соленый район»). [10] либо из-за наличия в этом районе источника соленой воды, либо из-за наличия в прошлом склада соли. [4] [2] [8] Это второе название позже сохранилось как название еврейского квартала. [1] Это была первая « мелла » в Марокко; это имя и явление стали повторяться во многих других городах, таких как Марракеш . [11] [12] [2] (Заметным исключением является близлежащий город Сефру . [2] )

Как точные причины, так и точная дата создания еврейской Меллы Феса точно не установлены. [13] [4] Исторические сведения подтверждают, что в середине 14 века евреи Феса все еще жили в Фес-эль-Бали, но к концу 16-го века они прочно обосновались в Мелле Фес-эль-Дждид. [1] Марокканский ученый Хишам Ргиг, например, утверждает, что перемещение точно не датировано, и утверждает, что оно, вероятно, происходило поэтапно в период Маринидов (конец 13-15 веков), особенно после эпизодов насилия или репрессий против евреев в старом городе. [4] Одним из самых ранних подобных случаев насилия было восстание в 1276 году против новой династии Маринидов, прямо перед тем, как султан Абу Юсуф Якуб решил основать Фес эль-Дждид. Восстание потрясло весь город, но также привело к большому насилию против еврейских жителей, что, возможно, побудило Абу Юсуфа Якуба каким-либо образом вмешаться, чтобы защитить общину. [4] Сьюзан Гилсон Миллер, исследователь марокканской и еврейской истории, также отметила, что городская структура Меллы, судя по всему, развивалась прогрессивно, и поэтому возможно, что небольшое еврейское население поселилось здесь сразу после основания Фес-эль-Дждида и других городов. Позже к ним присоединились евреи, бежавшие из старого города. [6] Многие авторы, ссылаясь на исторические еврейские хроники, связывают основной перенос именно с «повторным обнаружением» тела Идриса II в его старой мечети в центре города в 1437 году. [6] [10] [14] [15] [13] Территория вокруг мечети, расположенная посреди основных торговых районов города, была превращена в хорм ( святилище ), куда не был разрешен вход немусульманам, что привело к изгнанию оттуда еврейских жителей и торговцев. [4] По крайней мере, несколько авторов утверждают, что изгнание было применено ко всему Фес-эль-Бали, поскольку в результате открытия ему был присвоен статус «священного» города. [6] [15] [13] [16] Другие ученые также датируют этот переезд серединой 15 века, не приводя аргументов в пользу конкретной даты. [2] [5] В любом случае перемещение (постепенное или внезапное) происходило с некоторым насилием и трудностями. [6] Многие еврейские семьи предпочли принять религию (по крайней мере, официально), а не покидать свои дома и свои предприятия в центре старого города, в результате чего возникла растущая группа, называемая аль-бильдийин (мусульманские семьи еврейского происхождения, часто сохраняющие еврейские фамилии). . [5] [13]

Более широкие политические мотивы для перемещения еврейской общины в Фес-эль-Дждид, ближе к королевскому дворцу, возможно, включали желание правителей получить более прямое преимущество (или контроль) над своими ремесленными навыками и своими коммерческими отношениями с еврейскими общинами в Европе. и других стран (которые можно было бы использовать в дипломатических целях). [2] [4] Еврейское кладбище Меллы было основано на его юго-западной окраине (вокруг нынешней площади Алауитов, недалеко от ворот Королевского дворца) на земле, подаренной еврейской общине принцессой Маринидов по имени Лалла Мина в 15 веке. [8] [2]

15 век также был временем политической нестабильности: Ваттасидов визири взяли на себя эффективный контроль над династией Маринидов и конкурировали с другими местными фракциями в Фесе. [6] В 1465 году Мелла подвергся нападению со стороны мусульманского населения Фес-эль-Бали во время восстания, возглавляемого шурафами (благородными шарифскими семьями) против султана Маринидов Абд аль-Хака II и его еврейского визиря Харуна ибн Батташа. [5] В результате нападения тысячи еврейских жителей были убиты, а многим другим пришлось открыто отречься от своей веры. Общине потребовалось не менее десяти лет, чтобы оправиться от этого, и она снова выросла под властью султана Ваттасидов Мухаммада аль-Шейха (1472-1505). [5]

Более поздняя история Меллы (конец 15-19 веков)

[ редактировать ]
Иллюстрация синагоги в Фесе ок. 1879 г.

В последующие столетия судьба Меллы и еврейской общины Феса менялась в зависимости от обстоятельств, включая общие обстоятельства, которые затронули всех жителей Феса, такие как голод или война. [6] Расположение Меллы внутри более сильно укрепленного Фес-эль-Дждида и недалеко от Королевского дворца делало ее относительно безопасной, но еврейская община, тем не менее, в различные периоды терпела бедствия.

Интерьер синагоги Ибн Данана , основанной в 17 веке.

Серьезные изменения в общине произошли, когда в 1492 году испанская корона изгнала всех евреев из Испании , а Португалия сделала то же самое в 1497 году. Последующие волны испанских евреев, мигрировавших в Фес и Северную Африку, увеличили еврейское население, а также изменили его социальное, этническое, и языковой состав. [5] По словам бельгийского ученого, посетившего Меллу в середине 16 века, в еврейском квартале в то время проживало около 4000 человек. [6] Приток мигрантов также оживил еврейскую культурную деятельность в последующие годы, одновременно расколов общину по этническому признаку на многие поколения. [5] Мегорашимы тошавимы испанского происхождения сохранили свое наследие и испанский язык, в то время как коренные марокканские , говорившие по-арабски и имевшие арабское и берберское происхождение, следовали своим собственным традициям. Члены двух общин поклонялись в отдельных синагогах и даже хоронились отдельно. И только в 18 веке две общины в конечном итоге объединились, и арабский язык в конечном итоге стал основным языком всей общины, а испанский (сефардский) минхаг стал доминирующим в религиозной практике. [6]

Сообщество продолжало процветать или страдать в зависимости от условий. В 17 веке значительный приток евреев из региона Тадла и из долины Су прибыл под власть алауитских султанов Мулая Рашида и Мулая Исмаила соответственно. [1] В 1641 году Мухаммад аль-Хадж из суфийского ордена Дила занял Фес. Это стало особенно трудным временем для евреев Фесси. Еврейская хроника того времени сообщает, что в 1646 году он приказал закрыть синагоги, которые впоследствии были осквернены, повреждены или разрушены. [17] : 88–89  Серьезные трудности также имели место в 1790–1792 годах, в период всеобщих беспорядков и упадка при султане Мулае Язиде . [1] В течение этих двух лет султан заставил всю еврейскую общину переселиться к окраине Касбы Черарда на другой стороне Фес-эль-Дждида. [6] Мелла был оккупирован союзными ему племенными войсками, его синагогу заменили мечетью, а еврейское кладбище и его содержимое перенесли на кладбище недалеко от Баб-Гиссы. Более того, Мулай Язид навсегда уменьшил размер района, снеся старые городские стены вокруг него и перестроив их по гораздо меньшему периметру. [4] [1] И только после смерти султана главный мусульманский кади (судья) Феса приказал вернуть Меллу еврейской общине, а также снести мечеть, построенную войсками Язида. [6]

Состояние еврейской общины значительно улучшилось в 19 веке, когда расширение контактов и торговли с Европой позволило еврейскому купеческому классу занять место в центре международных торговых сетей Марокко. [6] Это также привело к большей социальной открытости и изменению вкусов и взглядов, особенно среди более богатых евреев, которые построили роскошные резиденции в верхней Мелле. [6]

Еврейские дома в Мелле (фото 1932 года на краю кладбища)
Еврейское кладбище в 1932 году.

К концу XIX века в районе действовало около 15 синагог. [6] В 1894 году султан приказал перенести старое еврейское кладбище, расположенное у подножия внешней стены Королевского дворца, чтобы обеспечить расширение дворца. [4] В результате кладбище и его содержимое были перенесены на новое место в юго-восточном углу Меллы, где оно находится до сих пор. Однако другие авторы связывают это перемещение кладбища с работами французской администрации в этом районе в 1912 году, отмечая, что гробницы все еще присутствовали на старом кладбище до 1912 года. [1] [8] Нынешнее кладбище на юго-востоке, вероятно, существовало с начала 19 века, но до 20 века в его восточных частях все еще было пусто. [1] [6]

20 век и наши дни

[ редактировать ]
Дома в Мелле, разрушенные французским артиллерийским огнем при подавлении беспорядков 1912 года. [18]

В 1912 году французское колониальное господство над Марокко было установлено в соответствии с Фесским договором . Одним из непосредственных последствий стали беспорядки 1912 года в Фесе, народное восстание, включавшее смертельные нападения на европейцев, а также коренных еврейских жителей Меллы (считавшихся слишком близкими к новой администрации), за которыми последовали еще более смертоносные репрессии против населения в целом. . [19] Фес и его Королевский дворец перестали быть центром власти в Марокко, поскольку столица была перенесена в Рабат . В этот период и на протяжении всего 20 века произошел ряд социальных и физических изменений. Начиная с Лиоте , создание французского Виль Нувель («Новый город») на западе также оказало более широкое влияние на развитие всего города. [20]

Площадь Торговли , созданная французами в 1912 году за Баб-эль-Амером.

В районе ворот Баб-эль-Амер , на юго-западной окраине Меллы, французская администрация сочла старые ворота слишком узкими и неудобными для движения транспорта и снесла близлежащий акведук и часть окружающей стены, чтобы улучшить доступ. [8] В ходе этого процесса они создали большую открытую площадь на месте бывшего еврейского кладбища, которое стало известно как Place du Commerce , к которому теперь примыкает также более крупная площадь Place des Alaouites . [8] В 1924 году французы пошли дальше и снесли ряд скромных магазинов и конюшен на северной окраине еврейской Меллы, чтобы построить широкую дорогу для транспортных средств ( улица Бухессисса или Бу Хсисат ; позже также улица Меринидес ) между Меллахом и южная стена Королевского дворца. [8] [21] Бывшие магазины были заменены более роскошными бутиками, построенными в архитектурном стиле еврейских домов Меллы, с множеством открытых балконов и внешними украшениями. [8]

В то время как население Феса и Фес-эль-Дждида за этот период увеличилось, во второй половине 20-го века Мелла стала постепенно терять население своих еврейских жителей, которые либо переехали в Виль Нувель, в Касабланку , либо эмигрировали в такие страны, как Франция , Канада и Израиль . [22] По оценкам, в конце 1940-х годов еврейское население составляло 15 150 человек в Мелле и 22 000 человек во всем Фесе. [8] [22] После этого крупные волны эмиграции привели к истощению еврейского населения. Вместо этого район постепенно захватили другие мусульманские жители, которые составляют его население сегодня. Сообщается, что в 1997 году во всем Фесе проживало всего 150 евреев, а в Мелле не осталось ни одной функционирующей синагоги. [22]

Планировка и организация Меллы

[ редактировать ]
Фотография 1916 года, показывающая главную улицу, ведущую от Баб-Семмарина к Баб-эль-Мелле, входу в Меллу.

Планировка Меллы постепенно формировалась на протяжении веков и несколько раз менялась, особенно после периодов разрушений пожаром или политических репрессий (таких как уменьшение размера Меллы Мулаем Язидом в 1790-92 годах). [6] Из-за постоянных реконструкций немногие из его зданий очень старые по сравнению с памятниками Фес-эль-Бали, хотя считается, что некоторые синагоги, например, были построены на своих местах на протяжении веков (даже если они были недавно перестроены). [6]

Главная улица Меллы ( Дерб аль-Сук )

[ редактировать ]
Баб-эль-Мелла сегодня

Исторически в Меллу входили с северо-востока. Он занимает район на юге Фес-эль-Дждида, за пределами главной внутренней стены Маринидов , главными воротами которой здесь был Баб-Семмарин . [8] Непосредственно к югу от Баб-Семмарина находился район Сиди-Бу-Нафа, примыкавший к восточному берегу Меллы. Сиди-Бу-Нафа был традиционно мусульманским районом, очертания которого можно разглядеть и сегодня. На востоке к нему примыкает Саадов . эпохи бастион одноименный [1] Прямо напротив Баб-Семмарина улица спускается на юг и запад через этот район, пока не достигнет Баб-эль-Меллы , ворот, расположенных внутри борджа (башни или бастиона), которые обозначали официальный вход в собственно Меллу.

Первоначально вход в Баб-эль-Меллах был изогнутым , но теперь проход стал прямым. [1] Несмотря на эту модификацию, территория рядом с ней считается самой старой частью Меллы. [6] К югу от ворот, внутри границы Меллы, находится синагога Слат аль-Фассиин , которая считается старейшей синагогой района. [6] К западу от Баб-эль-Меллы главная улица от Баб-Семмарина продолжается примерно по прямой линии на юго-запад. Эта улица составляла главную улицу и базар (рынок) Меллы, поэтому ее также называли Дерб ас- Сук («Рыночная улица»). Первоначально улица, возможно, была намного шире и представляла собой большую рыночную площадь, но со временем она постепенно застраивалась строительством магазинов и домов. [6] Западный конец улицы очень узкий и когда-то был тупиком , но он был открыт после 1912 года, когда французы создали открытую площадь под названием Place du Commerce за Баб-эль-Амером , что позволяет сегодня пешеходам входить в Меллу со стороны Баб-эль-Амера. западная сторона тоже. [8] Главная рыночная улица также представляет собой грубое разделение на «Верхнюю» и «Нижнюю» Меллу. [1]

Верхняя Мелла

[ редактировать ]
Улица Бухессисса (ныне известная также как улица Меринидес ), построенная в 1924 году между старой северной границей Меллы и южными стенами Королевского дворца.

Верхняя Мелла была сосредоточена вокруг Дерб аль-Фуки , улицы, которая ответвлялась от Дерб аль-Сука прямо внутри Баб-эль-Меллы. Дерб аль-Фуки, также называемый «Главной улицей», [6] бежал на север и примерно параллельно главной улице на юге. Он заканчивался тупиком на западе, но все еще был связан с главной улицей несколькими другими переулками, пролегавшими между ними. [6] В этом районе находились резиденции буржуазии и высшего класса еврейской общины, о чем свидетельствует существование множества богатых домов, самым известным примером которых был Дом Бен-Симхона. [1] Многие из этих домохозяйств имели испанское или иберийское происхождение. [2] Эти роскошные дома были особенно сконцентрированы на северной окраине Меллы, граничащей с бывшими садами Бу Хсисат и внешней стеной Меллы, потому что это место позволяло им больше дышать свежим воздухом и открытым пространством. [1] [6] Более того, благодаря возможности располагать балконы и окна на север летом в них было немного прохладнее. [1]

Поскольку этот район был скорее частным и жилым, в нем было мало общественных удобств. Единственным исключением была соседская печь, используемая для выпечки хлеба, которой управляли мусульмане (чтобы она могла продолжать печь хлеб в субботу ). [6] В Дерб аль-Фуки также располагалось множество мастерских, производивших товары, на которых специализировалась еврейская община, например, скалли ( золотая нить, используемая для украшения тканей и других предметов). [6] [23] После создания улицы Бухессисса (или Бу Хсиса французами в 1924 году ) между бывшей северной границей Меллы и южной стеной Королевского дворца, эта новая дорога была окружена новым рядом относительно богато украшенных еврейских домов и бутиков, которые видны и сегодня. [8] [9]

Нижняя Мелла

[ редактировать ]
Еврейское кладбище Мелла

«Нижняя» Мелла в целом была беднее и плотнее, чем Верхняя Мелла. [1] Городская структура к югу от главной улицы (Дерб ас-Сук), вероятно, также была самой старой. [6] Здесь улицы особенно извилисты из-за постоянных вторжений расширяющихся с течением времени домов. Здесь также было обнаружено множество мастерских, особенно вблизи Торговой улицы. [6] Многие переулки вели в тупики, которые, в свою очередь, закрывались воротами на въезде, образуя частные мини-районы. [6] Некоторые из наиболее общественных улиц были достаточно широки для проведения ритуалов и мероприятий, таких как шествие молодого человека на его бар-мицву . [6] Именно в этом районе находятся старейшие синагоги Меллы, такие как синагога Ибн Данана и синагога Слат аль-Фассиин. На северной окраине кладбища, в южной части района, когда-то располагалась общинная скотобойня . [1] [6] Другие общественные удобства и услуги в этом районе включали микву , печь и школы. [6]

Еврейское кладбище

[ редактировать ]
Могилы на кладбище

Юго-западный угол Меллы занят большим еврейским кладбищем, которое существовало с начала 19 века, но было заполнено до нынешних размеров только в 20 веке. [6] [1] Это было главное кладбище Меллы, поскольку старое кладбище, расположенное на северо-западе у подножия стен Королевского дворца, было вынуждено переехать в 1894 году по приказу султана. [4] или, возможно, по приказу французов после 1912 года. [8] Кладбищем управлял местный Хебра Кадиша , который также выполнял функции пожарных общины. [2] Сегодня небольшая бывшая синагога в северо-восточной части кладбища используется как небольшой музей. [2]

Эн-Новавель Квартал

[ редактировать ]

К востоку от кладбища и к югу от района Сиди-Бу-Нафа находится относительно молодой район под названием Эн-Новавель или Ан-Нававиль , который, вероятно, датируется концом 19 века. [6] Его название относится к соломенным хижинам, которые изначально существовали здесь как грубые убежища для жителей. [6] [1] Последние, вероятно, были недавними переселенцами в Меллу из сельских городов. [1] Со временем на их месте было построено обычное жилье. Между кладбищем и Эн-Новавелем когда-то было открытое пространство, использовавшееся для игр. [1] [6] В этом районе также была собственная печь и хаммам (баня). [6]

Архитектура Меллы

[ редактировать ]
Дома на главной улице Меллы
Интерьер дома богатой еврейской семьи в Мелле, фотография 1922 года. В отделке использована традиционная резная лепнина и плитка зеллидж , преимущественно с геометрическими мотивами.

Сегодняшние дома Меллы отличаются заметным отличием от традиционных домов в остальной части города. В то время как старые дома в Фес-эль-Бали и традиционно мусульманских кварталах Фес-эль-Дждида имеют очень мало внешних особенностей и, как правило, закрыты снаружи, еврейские дома в Мелле часто имеют открытые балконы, выходящие на улицу, и большее количество окна. [9] Некоторые из этих балконов даже относительно богато украшены скульптурными мотивами, например, на более современной улице Букессат . [9] Однако эта характеристика появилась относительно недавно в архитектурной истории района, и старые дома имеют тот же формат, что и их мусульманские аналоги, с упором на приватность и отсутствие внешних особенностей. [6] : 314  Как и другие традиционные исторические марокканские дома, дома Меллы были сосредоточены вокруг внутреннего двора, окруженного галереей, охватывающей несколько этажей здания. В случае более буржуазных или богатых семей интерьер дома также мог быть богато украшен резным деревом и лепниной. [6]

Синагоги

[ редактировать ]
Украшение внутри синагоги Ибн Данана

Большинство синагог в Мелле представляли собой просто существовавшие ранее помещения в частных домах, которые владельцы превратили в места поклонения и содержали на пожертвования членов. В результате почти все жили в нескольких шагах от синагоги, но очень немногие синагоги получали государственную финансовую поддержку. [6] Некоторые из них, однако, были больше и были украшены «зеллидж» мозаичной плиткой , резной лепниной и расписными деревянными потолками, обычно используя те же декоративные элементы, что и исламская архитектура в других частях города. [6] [9]

Среди самых известных синагог Меллы — синагога Ибн Данана, предположительно построенная в конце 17 века, и синагога Слат аль-Фассиин, считающаяся старейшей синагогой Меллы и, возможно, датируемая периодом Маринидов ( 13-15 вв.). [6] Оба могли перестраиваться несколько раз, и их возраст следует интерпретировать как дату их основания на этом месте. [6] В течение нескольких столетий сефардские (испанские) евреи, известные как Мегорашим , и марокканские (арабские или берберские) евреи, известные как Тошавим , поклонялись в отдельных синагогах, пока сефардская традиция ( минхаг ) в конечном итоге не стала преобладать в большинстве аспектов религиозной практики. Синагога Слат аль-Фассиин была одной из немногих, где несефардские ритуалы продолжались вплоть до 20 века. [6] [1]

Названия синагог, существовавших в Мелле Феса в наше время, приведены ниже, сгруппированные примерно по районам: [6]

Верхняя Мелла:

  • Синагога Мансано
  • Синагога Ибн Аттара
  • Синагога раввина Йехуды бен Аттара
  • Синагога раввина Хаима Коэна
  • Синагога Хахама Абенсура
  • Синагога Нации
  • Синагога Гозлан

Нижняя Мелла:

Квартал Эн-Новавель:

  • Синагога Аарона Коэна
  • Синагога Саадиана Данана
  • Синагога Хачуэль
  • Синагога раввина Эль-База
  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и Ле Турно, Роджер (1949). Фес до протектората: экономическое и социальное исследование города на мусульманском Западе . Касабланка: Марокканская книготорговая и издательская компания.
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Тури, Абдельазиз; Бенабуд, Мхаммад; Буджибар Эль-Хатиб, Найма; Лахдар, Камаль; Меззин, Мохамед (2010). Андалузское Марокко: открытие искусства жизни (2-е изд.). Министерство культуры Королевства Марокко и Музей без границ. ISBN  978-3902782311 .
  3. ^ Терраса, Анри (1968). Мечеть аль-Карауин в Фесе; с исследованием Гастона Девердана об исторических надписях мечети . Париж: Библиотека К. Клинксик.
  4. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Ргуиг, Хишам (2014). «Когда Фес изобрел Меллу». В Линце, Янник; Делери, Клэр; Туил Леонетти, Булле (ред.). Средневековое Марокко: империя от Африки до Испании . Париж: издания Лувра. стр. 452–454. ISBN  9782350314907 .
  5. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Четрит, Джозеф (2014). «Евреи Марокко и евреи Испании: две переплетенные судьбы». В Линце, Янник; Делери, Клэр; Туил Леонетти, Булле (ред.). Средневековое Марокко: империя от Африки до Испании . Париж: издания Лувра. стр. 309–311. ISBN  9782350314907 .
  6. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак с как в В из Гилсон Миллер, Сьюзен; Петруччиоли, Аттилио; Бертаньен, Мауро (2001). «Написание пространства меньшинств в исламском городе: еврейский квартал Феса (1438-1912)». Журнал Общества историков архитектуры . 60 (3): 310–327. дои : 10.2307/991758 . JSTOR   991758 .
  7. ^ «Моисей Маймонид | Еврейский философ, учёный и врач» . Британская энциклопедия . Проверено 8 апреля 2020 г.
  8. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Брессолетт, Анри; Деларозьер, Жан (1983). «Фез-Дждид от основания в 1276 году до середины ХХ века». Гесперис-Тамуда : 245–318.
  9. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Металси, Мохамед (2003). Фес: важный город . Париж: Международное издание ACR. ISBN  978-2867701528 .
  10. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Зафрани, Х. «Маллах». В Бирмане, П.; Бьянкис, Т.; Босворт, CE; ван Донзель, Э.; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Брилл.
  11. ^ Девердан, Гастон (1959). Марракеш: от истоков до 1912 года . Рабат: Éditions Techniques Nord-Africaines.
  12. ^ Паркер, Ричард (1981). Практическое руководство по исламским памятникам в Марокко . Шарлоттсвилл, Вирджиния: The Baraka Press.
  13. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Гарсия-Ареналь, Мерседес (1987). «Билдиин из Феса, группа неомусульман еврейского происхождения». Студия Исламика . 66 (66): 113–143. дои : 10.2307/1595913 . JSTOR   1595913 .
  14. ^ Четрит, Джозеф (2014). «Евреи Марокко и евреи Испании: две переплетенные судьбы». В Линце, Янник; Делери, Клэр; Туил Леонетти, Булле (ред.). Средневековое Марокко: империя от Африки до Испании . Париж: издания Лувра. стр. 309–311. ISBN  9782350314907 .
  15. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бен-Лаяши, Самир; Мэдди-Вайцман, Брюс (2018). «Миф, история и реальная политика: Марокко и его еврейская община» . В Абрамсоне, Гленда (ред.). Места еврейской памяти: евреи в исламских странах и из них . Рутледж. ISBN  9781317751601 .
  16. ^ Металси, Мохамед (2003). Фес: важный город . Париж: Международное издание ACR. п. 70. ИСБН  978-2867701528 .
  17. ^ Готрайх, Эмили (2020). Еврейское Марокко: история от доисламских до постколониальных времен . Лондон. ISBN  978-1-83860-361-8 . OCLC   1139892409 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  18. ^ «Беспорядки в Фесе (1912)» . Энциклопедия евреев в исламском мире . дои : 10.1163/1878-9781_ejiw_sim_0007730 . Проверено 28 октября 2021 г.
  19. ^ Гершович, Моше (2000). «Доколониальное Марокко: Упадок Старого Мажкана» . Французское военное правление в Марокко: колониализм и его последствия . Рутледж. ISBN  0-7146-4949-Х .
  20. ^ Джелиди, Шарлотта (2012). Фес, строительство нового города (1912-1956) . Издания ENS.
  21. ^ «Рю де Меринидес | Достопримечательности Феса, Марокко» . Одинокая планета . Проверено 23 марта 2020 г.
  22. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Фес, тур по еврейской истории Марокко» . www.jewishvirtuallibrary.org . Проверено 8 апреля 2020 г.
  23. ^ Сруго, Шай (2018). «Социальная история евреев Феса в золотониточном ремесле между средневековьем и периодом французского колониализма (с шестнадцатого по двадцатый века)». Ближневосточные исследования . 54 (6): 901–916. дои : 10.1080/00263206.2018.1479694 . S2CID   150294174 .

 WikiMiniAtlas
34 ° 3'8,9 дюйма с.ш. 4 ° 59'30,8 дюйма з.д.  /  34,052472 ° с.ш. 4,991889 ° з.д.  / 34,052472; -4,991889

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5cd77c52f5278d34ffaf1f542ed62a63__1694378940
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5c/63/5cd77c52f5278d34ffaf1f542ed62a63.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mellah of Fez - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)