Jump to content

Архитектура Феса

Архитектура Феса начиная с , Марокко , отражает более широкие тенденции марокканской архитектуры, основания города в конце 8-го века и до наших дней. Старый город ( медина ) Феса, состоящий из Фес-эль-Бали и Фес-эль-Дждид , примечателен тем, что является исключительно хорошо сохранившимся средневековым североафриканским городом и внесен в список ЮНЕСКО Всемирного наследия . [1] Сегодня в нем все еще существует большое количество исторических памятников разных периодов, в том числе мечети , медресе , синагоги , хамамы (бани), базары (рынки), фундуки (караван-сараи), оборонительные стены , городские ворота, исторические дома и дворцы.

Ранняя история (9-10 вв.)

[ редактировать ]
Вид на горизонт мечети Аль-Каравийин в квартале Каравийин (первоначально Аль-Алия ) в Фесе. Мечеть была основана в 859 году, но неоднократно расширялась и видоизменялась, став крупным центром обучения. его крыши с зеленой черепицей и белый минарет (слева). Видны

Город был основан на берегу Уэд-Фес (река Фес) Идрисом I в 789 году, основателем династии Идрисидов . Его сын Идрис II (808 г.) [2] построил поселение на противоположном берегу реки в 809 году и перенес сюда свою столицу из Валили (Волюбилиса) . [3] : 35  [4] : 35  [5] : 83  Эти поселения вскоре превратились в два окруженных стеной и в значительной степени автономных поселения, часто конфликтующих друг с другом: Мадинат-Фас и Аль-Алия . Раннее население состояло в основном из берберов , а также сотен арабских воинов из Кайруана, которые составляли окружение Идриса II. [3] [5] Первыми мечетями города были Мечеть Шарифов (или Мечеть Шурафа) и Мечеть Шейхов (или Мечеть Аль-Ануар); однако они больше не существуют в своей первоначальной форме. Мечеть Шарифов стала местом захоронения Идриса II после его смерти, а позже превратилась в Завию Мулая Идриса II , существующую сегодня, в то время как мечеть аль-Ануар оставила лишь незначительные остатки. [3]

Вид на горизонт мечети Аль-Андалузийин в андалузском квартале (первоначально Мадинат Фас ) Феса. Мечеть была основана в 859 году, но позже была расширена, в том числе за счет добавления белого минарета (слева) в 10 веке.

После этого арабская эмиграция в Фес увеличилась, включая андалузские семьи смешанного арабского и иберийского происхождения. [6] которые были изгнаны из Кордовы в 817–818 годах после восстания против Аль-Хакама I , [3] : 46  [7] а также арабские семьи, изгнанные из Кайруана (современный Тунис ) после очередного восстания в 824 году. Эти иммигранты придали городу арабский характер. Андалузцы поселились в основном в Мадинат-Фасе, а тунисцы нашли свой дом в Аль-Алии. Эти две волны иммигрантов впоследствии дали свои названия местам Адват Аль-Андалус и Адват аль-Каравийин. [8] : 51  Считается, что мечеть Каравийин и мечеть Андалусийин были основаны примерно в этот период, в 859 году. Упадок династии Идрисидов впоследствии привел к тому, что в 10 веке Фес перешел из рук в руки между различными империями и местными фракциями. [5] [3]

Самые ранние из сохранившихся памятников исламской эпохи в Фесе, мечети Аль-Каравийин и Андалуси, были построены в гипостильной форме и в раннем возрасте использовали подкову или «мавританскую» арку . [9] [10] Они отражали влияние крупных ранних памятников, таких как Великая мечеть Кайруана и Великая мечеть Кордовы . [11] В 10 веке большая часть северного Марокко, включая Фес, попала непосредственно в сферу влияния халифата Омейядов в Кордове , конкурируя с халифатом Фатимидов дальше на восток. [8] Ранние вклады в марокканскую архитектуру этого периода включают расширение мечетей Каравийин и Андалуси и добавление их минаретов с квадратными валами , предвосхищающих более позднюю стандартную форму марокканских минаретов. [10] [9]

Эпоха Альморавидов и Альмохадов (11-13 вв.)

[ редактировать ]
Баб Махрук , Альмохадов (фото 1982 года) западные ворота города эпохи

Возвышение Альморавидов в 11 веке привело к основанию новой столицы Марракеша на юге, а Альмохады после них также сохранили Марракеш в качестве своего центра власти. Тем не менее, Фес оставался вторым городом их империи. Торгово-экономическая деятельность города и его интеллектуальное влияние продолжали расти. Альморавиды впервые объединили два города Мадинат-Фас и Аль-Алия в один большой город с едиными стенами. Они также расширили мечеть Аль-Каравийин, которая функционировала как религиозный центр, а также образовательное учреждение. [3] Когда Альмохадов лидер Абд аль-Мумин осадил и завоевал город в 1145 году, он разрушил городские укрепления в качестве наказания за его сопротивление. [3] [4] [12] Однако из-за сохраняющегося экономического и военного значения Феса халиф Альмохадов Якуб аль-Мансур приказал восстановить валы. [13] : 36  [12] : 606  Стены были завершены его преемником Мухаммадом ан-Насиром в 1204 году. [13] придав им окончательную форму и установив периметр Фес-эль-Бали по сей день. [3] [12] [4]

Период Альморавидов-Альмохадов считается одним из наиболее формирующих этапов марокканской и мавританской архитектуры, создавшим многие формы и мотивы, которые были усовершенствованы в последующие века. [9] [14] [11] [15] Альморавиды переняли архитектурные разработки Аль-Андалуса, такие как сложные переплетающиеся арки Великой мечети в Кордове и дворца Альхаферия в Сарагосе , а также привнесли новые декоративные техники с востока, такие как мукарнас («сталактит» или «соты»). «резьба). [14] [16] За пределами Феса мечети Альмохад Кутубия и Тинмал часто считаются прототипами более поздних марокканских мечетей. [14] [9] Аналогичным образом, монументальные минареты (например, минарет Кутубия, Хиральда в Севильи и башня Хасана в Рабате) и декоративные ворота (например, Баб Агнау в Марракеше, Баб Удайя и Баб эр-Руа в Рабате) периода Альмохадов также были созданы общие декоративные схемы, которые с тех пор стали повторяться в этих архитектурных элементах. Минарет мечети Касба в Марракеше оказал особое влияние и задал стиль, который был повторен, с небольшими доработками, в последующий период Маринидов. [17] [14] [9]

Период Маринидов и золотой век (13-15 вв.)

[ редактировать ]
Минарет Большой мечети Фес-эль-Дждид , построенный Маринидами в 13 веке.

Фес восстановил свой политический статус и стал признанной столицей во времена династии Маринидов между 13 и 15 веками. В 1276 году султан Маринидов Абу Юсуф Якуб построил совершенно новый административный город или королевскую цитадель к западу от старого города, на возвышенности с видом на него. [3] [4] Он стал известен как Фес эль-Дждид («Новый Фес») и включал королевский дворец султанов ( Дар аль-Махзен ), административные учреждения государства и штаб армии. [3] [4] Фес-эль-Дждид имел собственные крепостные стены и ворота. Большая часть его внешнего периметра была защищена двойными стенами; высокая внутренняя стена с тяжелыми квадратными башнями, расположенными через равные промежутки, и внешняя стена меньшего размера с небольшими башнями. [18] Его северный вход, в начале дороги на Мекнес, представлял собой укрепленный мост (ныне Старый Мешуар ) через Уэд-Фес. Внутри город был разделен на различные районы, некоторые из которых, в том числе Дар аль-Махзен, имели стены и ворота, отделявшие их от других. [3] К югу также был добавлен еще один район, первоначально известный как Химс , а затем преобразованный в еврейскую Меллу . [4] [3] В 1287 году султан Абу Якуб Юсуф (сын Абу Юсуфа Якуба) создал обширный сад развлечений, известный как Эль-Мосара , на севере, недалеко от города, но окруженный собственной защитной стеной. Сады поливали через акведук , который перекачивал воду из Уэд-Фес через огромное нория или водяное колесо диаметром около 26 метров, расположенное на западной стороне Баб-Деккакин . Хотя сады и водяное колесо с тех пор исчезли, следы бывшего акведука сегодня видны на западной стене Нового Мечуара , а также в больших восьмиугольных башнях Баб Сегмы , одних из бывших ворот в сад. [18] [19]

Медресе Аль-Аттарин , построенное Маринидами в 14 веке.

Мариниды также сыграли важную роль в дальнейшем совершенствовании художественного наследия, заложенного их предшественниками. Они строили памятники со все более сложным и обширным декором, особенно из дерева и лепнины . [9] Они также были первыми, кто широко использовал зеллидж (мозаичную плитку со сложными геометрическими узорами ). [20] Примечательно, что они были первыми, кто построил медресе — тип учреждения, зародившийся в Иране и распространившийся на запад. [9] Медресе Феса, такие как медресе Бу-Инания , аль-Аттарин и ас-Сахридж , считаются одними из величайших архитектурных произведений этого периода. [21] [22] [9] Хотя архитектура мечети в основном следовала модели Альмохадов, одним из заметных изменений стало постепенное увеличение размеров сана или внутреннего двора, который раньше был второстепенным элементом плана этажа, но в конечном итоге, в последующий период Саадов , стал таким же большим, как и главный молитвенный зал, а иногда и больше. [23]

Архитектурный стиль при Маринидах также был очень тесно связан со стилем Гранадского эмирата в Испании, при современной династии Насридов . [9] Таким образом, убранство знаменитой Альгамбры напоминает то, что было построено в Фесе в то же время. Когда в 1492 году Гранада была завоевана католической Испанией и последнее мусульманское королевство Аль-Андалус подошло к концу, многие из оставшихся испанских мусульман евреев ) бежали в Марокко и Северную Африку , что привело к очередному усилению андалузского влияния в Фесе во время последующие поколения. [22]

Упадок и развитие при Саади и Алави (16-19 вв.)

[ редактировать ]
Бордж Норд , крепость порохового века, построенная в 16 веке Саади .

После упадка династии Маринидов Фес вступил в смешанную эпоху упадка и периодического процветания под властью Саадитов и Алави . Саадиты, которые снова использовали Марракеш в качестве своей столицы, не уделяли Фесу особого внимания, за исключением богато украшенных павильонов для омовения, добавленных в их время во двор мечети Каравийин. [10] Возможно, в результате постоянной напряженности в отношениях с жителями города Саади построили вокруг города ряд новых фортов и бастионов , которые, по-видимому, были направлены на сохранение контроля над местным населением. В основном они располагались на возвышенности с видом на Фес-эль-Бали, откуда они могли легко обстреливать город из пушек. [3] [4] К ним относятся Касба Тамдерт , прямо внутри городских стен возле Баб-Фтуха , и форты Бордж Норд ( Бордж аль-Шамали ) на холмах на севере, Бордж Суд ( Бордж аль-Джануб ) на холмах на юге и Бордж Шейх Ахмед на западе, в точке стен Фес-эль-Дждида, ближайшей к Фес-эль-Бали. Они были построены в конце 16 века, в основном султаном Ахмадом аль-Мансуром . [4] [3] Два других бастиона, Бордж-Твил и Бордж-Сиди-Бу-Нафа, также были построены вдоль стен Фес-эль-Дждида к югу от Бордж-Шейх-Ахмеда. [3] Бордж Норд, Бордж Суд и эти бастионы (иногда называемые бастионом по- арабски ) Фес-эль-Дждида — единственные укрепления в Фесе, демонстрирующие явное европейское (скорее всего, португальское ) влияние в их конструкции, обновленные для использования в качестве защиты. в век пороха . Некоторые из них, возможно, были построены с помощью европейских военнопленных-христиан после победы саадцев над португальцами в битве трех королей в 1578 году. [4] [24]

Завия Мулая Идриса II ; сегодняшнее здание полностью построено в результате реконструкции Мулая Исмаила в начале 18 века и дальнейших пристроек при более поздних алавитских султанах.

Основатель Алави династии Мулай Рашид в 1666 году взял Фес и сделал его своей столицей. [4] Он приступил к восстановлению города после долгого периода запустения. Он построил Касбу Черарда (также известную как Касба аль-Хемис) к северу от Фес-эль-Дждида и Королевского дворца, чтобы разместить большую часть своих племенных войск. [3] [4] Он также восстановил или перестроил то, что стало известно как Касба ан-Нуар , которое стало жилым помещением его последователей из региона Тафилальт (родовой дом династии Алави). По этой причине касба также была известна как Касба Филала («Касба жителей Тафилальта»). [3] После смерти Мулая Рашида в Фесе наступил еще один темный период. Его преемник Мулай Исмаил перенес столицу в Мекнес, хотя он и спонсировал некоторые крупные строительные проекты в Фесе. Примечательно, что он полностью перестроил Завию Мулая Идриса II между 1717 и 1720 годами, придав зданию большую часть его нынешней формы. [4] [25]

Со времени правления Мулая Мухаммада ибн Абдаллы Фес восстановил свою власть и престиж. [3] Алави продолжали перестраивать или реставрировать различные памятники, а также несколько раз расширять территорию Королевского дворца. Последнее и наиболее значительное изменение в топографии Феса было внесено во время правления Мулая Хасана I (1873-1894), который окончательно соединил Фес-эль-Дждид и Фес-эль-Бали, построив между ними коридор, обнесенный стеной. [3] [4] В пределах этого нового коридора между двумя городами были построены новые сады и летние дворцы, используемые членами королевской семьи и высшим светом столицы, такие как сады Джнан Сбил и дворец Дар Бата . [3] [26] Мулай Хасан также расширил сам старый Королевский дворец, расширив его вход до нынешнего местоположения Старого Мешуара и добавив Новый Мешуар вместе с Дар аль-Макиной на севере. Последствием этого стало также отделение района Мулая Абдаллы на северо-западе от остальной части Фес-эль-Дждида. [26]

Французский колониальный период и современность (20-21 вв.)

[ редактировать ]
Авеню Хасан II (первоначально Авеню де Франс ), главный бульвар Виль Нувель, построенный французской администрацией после 1912 года.

В 1912 году был подписан Фесский договор , и Марокко стало французским протекторатом , а Испания контролировала север Марокко. Столица снова была перенесена, на этот раз в Рабат , который остается столицей и по сей день. Марокко восстановило независимость от Франции и Испании в 1956 году. [5]

При администрации Протектората резидент Франции генерал Юбер Лиоте назначил Анри Проста руководить городским развитием городов. [27] [28] Одной из важных политических мер, имевших долгосрочные последствия, было решение в значительной степени отказаться от реконструкции существующих исторических городов и намеренно сохранить их как объекты исторического наследия, известные сегодня как « медины ». Вместо этого французская администрация построила новые современные города (« Вилль Нувель» или «Новые города») недалеко от старых городов, где европейские поселенцы в основном проживали с современными удобствами западного типа. [29] [30] Новые строительные нормы сохранили ранее существовавшие архитектурные особенности страны и уравновесили их быстрой урбанизацией. Тем не менее, хотя эта политика и сохранила исторические памятники, она имела и другие последствия в долгосрочной перспективе: затормозила городское развитие в этих районах наследия и вызвала нехватку жилья в некоторых районах. [29] Он также подавлял местные марокканские архитектурные инновации, как, например, в медине Феса , где марокканские жители были обязаны поддерживать свои дома – включая любые недавно построенные дома – в соответствии с тем, что французская администрация считала исторической местной архитектурой. [30] В некоторых случаях французские чиновники удаляли или реконструировали более поздние доколониальные марокканские постройки, на которые явно повлияли европейские стили, чтобы стереть то, что они считали иностранным или некоренным вмешательством в марокканскую архитектуру, например, ворота Баб Кампини (ныне известные как как Баб Чемс), построенный в 19 веке в итальянском стиле, но перестроенный французами в «мавританском» стиле. [30]

В свою очередь, французские архитекторы строили в новых городах здания, которые соответствовали современным европейским функциям и планировке, но внешний вид которых сильно смешивался с местными марокканскими декоративными мотивами, в результате чего возник мавританский стиль. [31] или архитектура в неомавританском стиле. В некоторых случаях французы также вставляли структуры марокканского вида в структуру старых городов, такие как ворота Баб-Бу-Джелуд в Фесе (завершены в 1913 году). [4] ) и близлежащий колледж Мулай Идрис (открыт в 1918 году). [30]

Здание банка аль-Магриб в Виль Нувель в Фесе (1928–1931)

В Виль Нувель в Фесе как французские, так и марокканские владельцы построили новые здания, которые соответствовали современным европейским вкусам, но часто включали традиционные марокканские черты. [32] : 172  Лиоте и французские власти в Марокко неохотно разрешали заметные восточные постройки и стилизацию местной марокканской архитектуры. Они не одобряли то, что они считали чрезмерным нео-мавританским (неомавританским) стилем, подобным тем, которые можно увидеть в архитектуре контролируемого французами Алжира . [32] : 173–174  Тем не менее, некоторые общественные здания, возведенные в Виль Нувель французскими властями, все еще использовали этот стиль. Эту тенденцию продемонстрировали и многие многоквартирные дома, построенные в 1910-х и 1920-х годах. [32] : 173–174  Первое здание почты, построенное в 1925 году по проекту архитектора Эдмона Поти, включало местные геометрические мотивы . в свои декоративные детали [32] : 181  Здание государственного банка (ныне филиал Банка аль-Магриб ), построенное между 1928 и 1931 годами по проекту архитектора Рене Кану, включает в себя фриз из скульптурной штукатурки с интерпретацией арабесковых мотивов. [32] : 181  Французские власти также поощряли строителей использовать местную марокканскую рабочую силу и мастерство, даже если они не воспроизводили марокканские мотивы. Например, главный вход в здание суда первой инстанции ( Tribunal de première instance ), построенное в 1934 году, украшено мозаичной плиткой зеллиж местного марокканского мастерства, но изображающей традиционные французские символы правосудия. [32] : 181 

Пример архитектуры французского периода в Виль Нувель с влиянием неоклассицизма (начало 20 века)

В 1910-х и 1920-х годах многие новые постройки в Виль Нувель также были построены с влиянием неоклассицизма . Фасады этих зданий часто имели эклектичный орнамент из резной лепнины. Их декоративные мотивы имели европейское происхождение, например, цветочные фризы, головы львов, ракушки , херувимы и другие разнообразные элементы. [32] : 183  Виль Нувель в Фесе развивался медленнее, чем другие крупные города под властью Франции, и очень большая часть его зданий периода до обретения независимости (т.е. до 1956 года) была построена между 1925 и 1935 годами. После 1925 года власти стали более неохотно разрешать строительство новых зданий. с показным декором в центре города. В результате с этого периода архитектура стала более мрачной и сдержанной. [32] : 183–189  Некоторые здания построены в стиле ар-деко . [32] : 172, 187  Частные виллы, которые были построены дальше от главных артерий нового города и, следовательно, менее заметны, продолжали строиться в более богато украшенных стилях. Некоторые виллы этого периода включали салоны с традиционным марокканским декором. [32] : 187–192 

Сегодня Медина Феса сохранила первоначальные функции и архитектуру своего городского пространства, что привело к ее включению в Список всемирного наследия в 1981 году. [1] Успешное выживание традиционной архитектуры можно объяснить стремлением продолжать отражать стили последовательных волн жителей, вторгающихся в город на протяжении его долгой истории. [33]

Структура Медины

[ редактировать ]
Талаа Кебира , самая длинная и важная улица Фес-эль-Бали , проходит между западным входом в город и районом Аль-Каравийин в его центре. расположены базары и магазины. По всей длине
Напротив, местные улицы меньшего размера, как правило, являются частными и жилыми и часто приводят к тупикам.

Исторический город Фес состоит из Фес-эль-Бали , первоначального города, основанного династией Идрисидов на обоих берегах Уэд-Фес (реки Фес) в конце 8-го и начале 9-го веков, и меньшего города Фес-эль-Дждид , основанного на возвышенности к западу в 13 веке. Он отличается от теперь гораздо более крупного Виль Нувель (нового города) Феса, первоначально основанного французами . Эти два исторических города связаны между собой и обычно называются « мединой » Феса. [1]

Медина Феса занимает площадь около 800 акров и окружена 25-километровыми историческими стенами . [34] Как и во многих средневековых исламских городах, главные улицы- рынки Феса обычно проходят от главных ворот города к району главной мечети города (в данном случае Каравийин и, в меньшей степени, Завия Мулая Идриса II , исторически известного как мечеть Шурафа), которая, в свою очередь, находится в центре основных коммерческих и экономических зон города. [4] [3] Улицы базаров сами по себе являются основными торговыми центрами города и являются домом для большинства его ( фундуков гостиниц для торговцев). В результате купцам и иностранным гостям редко приходилось выходить за пределы этих районов, и большинство отходящих от них улиц ведут только к местным жилым переулкам (часто называемым дербами ), многие из которых ведут в тупики. [4] Даже сегодня туристов обычно можно встретить только на этих основных торговых улицах. Наиболее важные памятники и учреждения города также расположены на его главных базарных улицах или рядом с ними. [3] [4] Соответственно, Медина имеет целостную и иерархическую городскую структуру, которую можно разделить на два уровня. [34] На местном уровне отдельные кварталы и районы специализируются на жилых, коммерческих и промышленных целях. На более широком уровне город организован по таким важным точкам, как ворота и главные мечети. На этом более широком уровне существует примерно четыре основных центра городской активности и организации: один вокруг мечети Каравийн, один вокруг мечети Андалусийин, другой вокруг медресе-мечети Бу Инания и исторически отдельной агломерации Фес-эль-Дждид. [34]

Архитектурный стиль

[ редактировать ]

Фес содержит множество важных примеров традиционной марокканской архитектуры . Этот архитектурный стиль развился в исламский период и был частью более широкого культурного и художественного комплекса, часто называемого «мавританской» архитектурой , который характеризовал регионы Марокко, Аль-Андалус (мусульманская Испания и Португалия ) и части современной Алжир и Тунис . [9] [20] [35] [22] Он смешал влияния берберской культуры Северной Африки , доисламской Испании ( римской , византийской и вестготской ) и современных художественных течений на исламском Ближнем Востоке , чтобы на протяжении веков разработать уникальный стиль с узнаваемыми чертами, такими как «мавританская» арка , сады- риады , гипостильные с квадратными валами мечети с минаретами , скульптуры мукарнас и смесь сложных геометрических, арабесок и каллиграфических мотивов в дереве, лепнине и плитке (особенно зеллидж ). [9] [20] [36] [11]

Виды конструкций

[ редактировать ]

Основные исторические мечети

[ редактировать ]

Мечети — одно из самых выдающихся архитектурных сооружений Феса. Назначение мечети многогранно, поскольку она служит местом поклонения и молитвы, но в то же время она также традиционно использовалась как центр образования и обучения. Таким образом, мечети являются незаменимым компонентом городской структуры Медины, поскольку они объединяют сообщество и действуют как социальный, общественный и образовательный центр.

В Медине расположено множество исторических мечетей , некоторые из которых являются частью медресе или завии . Среди старейших мечетей, сохранившихся до наших дней, — весьма престижная мечеть аль-Каравийин , основанная в 857 году (и впоследствии расширенная), [37] Мечеть андалузцев, основанная в 859–860 гг., [38] мечеть Бу Джелуд конца XII века, [39] и, возможно, мечеть Касба-эн-Нуар (которая, возможно, существовала в период Альмохадов, но, вероятно, была перестроена намного позже [40] [3] ). Самыми старыми мечетями города, относящимися к первым годам его существования, были Мечеть Шарифов (или Мечеть Шурафа) и Мечеть Шейхов (или Мечеть Аль-Ануар ); однако они больше не существуют в своей первоначальной форме. Мечеть Шарифов была местом захоронения Идриса II и превратилась в Завию Мулая Идриса II , существующую сегодня, в то время как мечеть аль-Ануар оставила лишь незначительные остатки. [3] Мечеть Каравийин изначально была создана как место поклонения, но в мечети также проводились уроки преподавания, и она превратилась в место для развития знаний по исламским и другим наукам. Таким образом, он одновременно превратился в крупное учебное заведение с научным статусом, а с 1963 года является государственным университетом Марокко. [41] [42] [43]

Ряд мечетей датируется важной эпохой Маринидов , когда Фес был столицей Марокко и был основан Фес-эль-Дждид. К ним относятся Великая мечеть Фес-эль-Дждид 1276 года, мечеть Абу аль-Хасана 1341 года, [44] мечеть Храблиин 1342 года, [45] мечеть аль-Хамра примерно того же периода (точная дата не подтверждена), [9] мечеть Лалла аз-Жар 1357 года, [46] : 65  и мечеть Лалла Гриба 1408 года. [3] : 64  За исключением мечети Лалла Гриба, все они помимо других декоративных элементов имеют богато украшенные минареты. [46] [9] Мечеть Баб-Гисса также первоначально датируется периодом правления султана Маринидов Абу аль-Хасана (1331-1351), но в последующие века она была значительно изменена. [22] Другие крупные мечети более позднего периода алави включают в первую очередь мечеть Мулая Абдаллы , построенную в начале-середине 18 века, к которой примыкает некрополь, в котором находится гробница султана Мулая Абдаллы и более поздних членов династии алави. [9] Мечеть Диван , мечеть Рсиф и нынешняя мечеть Эль-Уэд были построены во времена правления Мулая Слимана (1793-1822). [35] : 28  Завия Мулая Идриса II (упоминавшегося ранее) и Завия Сиди Ахмеда ат-Тиджани также включают территории мечетей, как и несколько других известных завий в городе. [40] [3]

Другие мечети

[ редактировать ]

В старом городе до сих пор находится множество других исторических местных мечетей, которые менее хорошо задокументированы. В исследовании 1932 года российско-французского архитектора Бориса Маслоу описаны и проиллюстрированы некоторые из них, но не все. [46] [47] Тем не менее некоторые из них имеют интересные архитектурные детали и демонстрируют отличия от других классических мечетей Фасси. Ниже приведены некоторые примеры, по которым доступна информация:

  • уровнях ; Например, мечеть Айн аль-Хейль (также называемая мечетью Аль-Азхар) имеет восьмиугольный минарет и два молитвенных зала, расположенных на двух обе особенности отсутствуют в типичных мечетях города. [20] : 132  [48] Также считается, что его часто посещал известный суфийский ученый Ибн Араби , и поэтому считается, что он существовал с конца 12 века (в период Альмохадов). [48]
  • В мечети Аль-Бейда есть уличный фонтан и примечательный минарет, который хорошо виден на главной улице Фес-эль-Дждид, к северу от мечети Аль-Хамра. Борис Маслоу увидел явные признаки того, что он пережил два разных периода строительства, но ученые не указывают никаких дат, кроме предположения, что он был построен через некоторое время после близлежащей мечети Аль-Хамра (14 век). [46] : 120  [3] : 101 
  • Мечеть Мзелья, расположенная в районе Доух (запад Фес-эль-Бали), первоначально датируется периодом Маринидов и имеет элегантную декоративную панель с квадратным куфическим письмом над входом с улицы. [46]
  • Мечеть Дерб-эш-Шейх (или Дерб-эш-Шейх), расположенная к северо-востоку от Хаммам аль-Мохфия в районе Эль-Гзира, имеет минарет с широким мотивом дардж-ва-ктаф, вырезанным из кирпича на южной и восточной сторонах. фасады (стороны, выходящие на улицу), а северный и западный фасады остались пустыми. Вторичная фонарная башня на вершине главной шахты минарета была недавно перестроена. [46] : 110–111 
  • Мечеть Рас Айн Азлитен, расположенная в районе Айн Азлитен на севере Фес-эль-Бали, вероятно, датируется концом 14 века, в период Маринидов. Его минарет разделяет с минаретом Дерб-эш-Шейх характерную черту выборочного оформления: только его северный фасад, обращенный к улице, богато украшен, а остальные фасады пусты. [46] : 107–108 
  • Минарет мечети Зелла, видимый рядом с современным бульваром Бен Мохаммед Эль Алауи (главная дорога, ведущая к площади Р'Сиф), необычайно прост и вообще не имеет вторичной фонарной башни, а вместо этого увенчан небольшой пирамидальной крышей. зеленой плитки. [46] : 137–138 

Виль Нувель (Новый город) также включает в себя множество современных мечетей 20-го века или позже. Некоторые известные мечети здесь включают мечеть Имама Малика, самую большую в городе и расположенную недалеко от железнодорожного вокзала . [49] и Тунисская мечеть ( Масджид Тунис ), построенная во французский колониальный период и расположенная недалеко от центра города. [50]

Синагоги

[ редактировать ]
Синагога Ибн Данана (основана в 17 веке, но позже перестроена)

( В Меллахе еврейском квартале) Феса-Дждида расположены синагога Ибн Данана 17-го века , синагога Слат аль-Фассиин и множество других синагог, хотя ни одна из них сегодня не функционирует. [4] [51] [52] Синагоги сильно отличались от мечетей по планировке, но часто имели схожие декоративные тенденции с остальной марокканской архитектурой, такие как красочная плитка и резная лепнина. [4] [53]

Медресе в было учреждением, возникшим на северо-востоке Ирана начале 11 века и постепенно распространившимся дальше на запад. [9] [20] Эти учреждения давали высшее образование и служили для подготовки исламских ученых , особенно в области исламского права и юриспруденции ( фикха ). Медресе в суннитском мире в целом противоречило более « неортодоксальным » религиозным доктринам, включая доктрину, которую поддерживала династия Альмохадов . Таким образом, он процветал в Марокко только в конце 13 века, при династии Маринидов , пришедшей на смену Альмохадам. [9] Для Маринидов медресе также сыграли роль в укреплении политической легитимности их династии. Они использовали свое покровительство для поощрения лояльности влиятельных, но независимых религиозных элит страны, а также для того, чтобы представить себя перед населением как защитников и пропагандистов ортодоксального суннитского ислама. [9] [54] Наконец, медресе также играли важную роль в обучении ученых и элиты, управлявшей государственной бюрократией. [54] Фес традиционно сохраняет влиятельное положение религиозной столицы региона, примером чего является знаменитый университет Аль-Каравийин . Медресе играли вспомогательную роль для этого крупного учреждения, отчасти потому, что, в отличие от мечети, они предоставляли жилье студентам, приехавшим из-за пределов города. [20] : 137  [35]

Медресе обычно располагались вокруг главного двора с центральным фонтаном, через который можно было попасть в другие помещения. Студенческие жилые помещения обычно располагались на верхнем этаже вокруг двора. Во многих медресе также имелся молитвенный зал с михрабом. В эпоху Маринидов медресе также стали богато украшены. [20] [9] : 110  Однако медресе также были самостоятельными учебными заведениями и предлагали свои собственные курсы, а некоторые исламские ученые зарабатывали себе репутацию, преподавая в определенных медресе. [35] : 141 

Первым официальным медресе было медресе Саффарин в Фес-эль-Бали, построенное султаном Абу Юсуфом в 1271 году. [21] : 312  Султан Абу аль-Хасан был самым плодовитым покровителем строительства медресе, завершив медресе Аль-Аттарин , Месбахия и Сахридж только в Фесе, а также несколько других медресе в других городах, таких как Сале и Мекнес . Его сын Абу Инан Фарис построил знаменитое медресе Бу Инания , и к моменту его смерти в каждом крупном городе Империи Маринидов было хотя бы одно медресе. [55] Самым большим медресе в центре Медины является медресе Черратине, построенное по заказу алавитского султана Ар-Рашида в 1670 году. [56]

Гробницы, мавзолеи и завии

[ редактировать ]

, расположенная в самом сердце Фес-эль-Бали, Завия Мулая Идрисса II представляет собой завию (храм и религиозный комплекс; также пишется как зауя ), посвященную и содержащую могилу Идриса II (или Мулая Идриса II, если включить его шарифский титул). которого считают главным основателем города Фес. [21] [22] Другая известная и важная завия — это Завия Сиди Ахмеда ат-Тиджани , посвященная Сиди Ахмеду ат-Тиджани , основателю Тиджания тариката 18 века. [57] Несколько завий разбросаны по всему городу, многие из них содержат гробницы важных суфийских святых или ученых, таких как Завия Сиди Абделькадера аль-Фасси , Завия Сиди Ахмеда эш-Шави и Завия Сиди Тауди Бен Суда. . [40]

В старом городе также есть несколько крупных исторических кладбищ, существовавших за пределами главных городских ворот, а именно кладбища Баб Фтух (самое значительное), Баб Махрук и Баб Гисса . Некоторые из этих кладбищ включают марабуты или куполообразные сооружения, содержащие гробницы местных мусульманских святых (часто считающихся суфиями ). Одним из наиболее важных из них является Марабут Сиди-Харазема на кладбище Баб-Фтух. [3] На севере, недалеко от кладбища Баб-Гисса, находятся также гробницы Маринидов, построенные в 14 веке как некрополь султанов Маринидов , сегодня разрушенные, но все еще являющиеся известной достопримечательностью города. [4]

Фундук с (исторические торговые здания)

[ редактировать ]

город Феса включает более ста фундуков или Старый фундуков (традиционных гостиниц или городских караван-сараев). Это были коммерческие постройки, предоставлявшие жилье купцам и путешественникам или размещавшие мастерские ремесленников. [3] : 318  Они также часто служили местом проведения другой коммерческой деятельности, такой как рынки и аукционы. [3] Одним из самых известных является Фундук ан-Наджарин , который был построен в 18 веке Амином Адийилом для размещения и хранения торговцев и в котором сейчас находится Музей деревянного искусства и ремесел Неджарин. [58] [20] Другие важные примеры включают « Фундук Шаммаин» (также пишется «Фундук Чеммейн» ) и « Фундук Стаунийин» (или «Фундук Тетуани » ), оба датируемые эпохой Маринидов или раньше, а также « Фундук Сагха» , современник «Фундук аль- Наджарин. [3] [22] [59] [60]

Хаммамы (бани)

[ редактировать ]
Вид с крыши на купола хаммама Саффарин , расположенного на площади Сеффарин.

Фес также примечателен тем, что сохранил большое количество своих исторических хаммамов (общественных бань в мусульманском мире), отчасти благодаря тому, что местные жители продолжают использовать их до сих пор. [62] [63] [64] Из 5000 хамамов в Марокко 120 расположены в Фесе. [63] Известные примеры, датируемые примерно 14 веком, включают Хаммам ас-Саффарин , Хаммам аль-Мохфия и Хаммам Бен Аббад . [65] [62] [63]

Обычно их строили рядом с колодцем или природным источником, снабжавшим водой, а наклонный рельеф города обеспечивал легкий дренаж. [62] Планировка традиционного хаммама в регионе была унаследована от модели римской бани . Первыми основными посетителями комнаты, в которые вошли, была комната для раздевания ( машлах по -арабски или гулса на местном марокканском арабском диалекте), эквивалентная римскому аподитерию . Из раздевалки посетители переходили в зону для купания/умывания, которая состояла из трех комнат: холодной комнаты ( эль-баррани на местном арабском диалекте; эквивалент фригидария ), средней комнаты или теплой комнаты ( эль-васти на арабском языке; эквивалент тепидария ) и парная комната ( ад-дахли по-арабски; эквивалент кальдария ). [62] [63] Хотя их архитектура может быть очень функциональной, некоторые из них, например Хаммам ас-Саффарин и Хаммам аль-Мохфия, имеют примечательное убранство. Хотя с архитектурной точки зрения они не очень заметны снаружи, их можно узнать с крыш по пронизанным куполам и сводам, которые обычно закрывали основные помещения. [62] Стены покрыты Тадлактом для выравнивания поверхности и защиты от высокой влажности. [34] Теплые и горячие помещения отапливались традиционной системой гипокауста , как и в римских банях, с печами, обычно расположенными за парной комнатой. Топливом служила древесина, а также переработка побочных продуктов других отраслей промышленности города, таких как древесная стружка из столярных мастерских и оливковые косточки из близлежащих прессов для оливок . Эта традиционная система продолжала использоваться даже до 21 века. [62]

Уличные фонтаны ( сакайя с)

[ редактировать ]

Фес также известен многочисленными фонтанами, в которых подают бесплатную воду. Фонтаны часто устанавливались во дворцах для удовольствия его жителей, в мечетях и медресе для омовений или даже как часть специально предназначенных для омовений помещений, пристроенных к религиозным зданиям. Однако многие фонтаны также построены по бокам улиц или снаружи зданий. По данным исторических авторов, в начале XIII века в Фесе насчитывалось около 80 фонтанов такого типа. [3] : 57  Эти настенные фонтаны Феса обычно имеют схожие характеристики и оформление. Их первоначальное строительство часто было актом благотворительности, спонсируемым покровителями со средствами, что иногда фиксируется сохранившейся надписью. Их часто украшают черепицей зеллидж , резной лепниной и навесом из резного дерева или даже мукарнаса . [66]

Вероятно, самым известным из них является фонтан Неджарин ( Саккаят ан-Наджарин ), расположенный перед Фундук ан-Наджарин (современный музей Неджарин). Он был построен в XIX веке султаном Абд ар-Рахманом (правил в 1822–1859 гг.). [67] Он богато украшен поверхностью из черепицы зеллидж , обрамленной аркой из резной лепнины, затененной навесом из резного дерева, увенчанным короткой крышей из зеленой черепицы. Вдоль его основания, под кранами, расположен прямоугольный таз. [67]

Гораздо более древним примером является фонтан Сиди Фрей, расположенный недалеко от Маристана Сиди Фрей и рынка Хны. [66] Это старейший достоверно датированный фонтан города. [68] Как и у фонтана Неджарин, у него есть задняя стена, покрытая плиткой зеллидж (хотя и с более простым мотивом), обрамленная заостренной подковообразной аркой внутри другой простой прямоугольной рамы (альфиз ) . Внутри арки, среди плиток зеллидж , находятся небольшие панели из черно-белого мрамора с резными декоративными мотивами арки. Ниже и перед этой декоративной зоной находится бассейн с водой. Над декорированной областью находится большая поверхность, почти однотонная, за исключением небольшой глухой арки посередине с двунаправленным профилем ламбрекена . Над всем этим находится относительно простой по конструкции деревянный навес с надписью, повторяющей особое благословение на арабском языке. В частности, внутри небольшой глухой арки с ламбрекеном под ней находится прямоугольная мраморная панель с оригинальной надписью на фундаменте. В тексте описывается создание фонтана и восхваляется его основатель Абд аль-Хакк II (последний султан Маринидов). В нем также упоминается, что строительством фонтана руководил визирь султана Абу Закария Яхья ибн Зиян аль-Ваттаси. (основавший последующую династию Ваттасидов ). Наконец, это указывает на то, что строительство было завершено в Джумада I в 840 году хиджры (11 ноября 1436 года нашей эры). Другая строка, добавленная чуть выше исходного текста, гласит, что фонтан был восстановлен в 1090 году хиджры (1679 год нашей эры). [66] Таким образом, фонтан был значительно отреставрирован, и Альфред Бел считал, что когда-то он, вероятно, был покрыт резным лепным декором, который затем со временем был утерян. [66] Надпись и небольшие орнаменты на мраморных панелях принадлежат оригинальной постройке Маринидов, а деревянный навес наверху датируется реставрацией 17 века. [66] Сегодня некоторые плитки вдоль верхней части водного бассейна явно указывают на современную реставрацию, проведенную в 1986 году, на французском и арабском языках.

Кожевенные заводы

[ редактировать ]

С момента основания города кожевенная промышленность постоянно работала так же, как и в первые века. Сегодня кожевенная промышленность города считается одной из главных туристических достопримечательностей. В городе есть три кожевенных завода, крупнейший из них - кожевенный завод Чуара возле медресе Саффарин на берегу реки. Кожевенные заводы заполнены круглыми каменными колодцами, наполненными красителями или белыми жидкостями для смягчения шкур. Изделия из кожи, производимые на кожевенных заводах, экспортируются по всему миру. [69] [70] [71] Двумя другими крупными кожевенными заводами являются кожевенный завод Сиди Мусса к западу от Завии Мулая Идриса II и кожевенный завод Айн Азлитен в одноименном районе на северной окраине Фес-эль-Бали. [3] : 220 

Исторические дома и риады

[ редактировать ]

До наших дней сохранились и многие старые частные резиденции в различной степени сохранности. Один известный тип дома, сосредоточенный вокруг внутреннего двора, известен как риад . [4] Термин «риад» происходит от арабского термина «сад», арабского : رياض ( риад ). [72] Исторически этот термин относился к общему, но специфическому типу внутреннего сада: тот, который симметрично разделен на четыре части по центральным осям и обычно имеет фонтан в середине. [73] : 57  Сегодня риад также относится к историческим домам, которые были преобразованы в гостевые дома для туристов и посетителей. Типичный риад в Фесе имеет два или более этажей, но при этом имеет центральный внутренний двор. Как правило, риады имеют открытую крышу, чтобы воздух и солнечный свет могли проникать во двор, но сегодня некоторые риады имеют крышу или навес над двором или имеют скатные края крыши, чтобы предотвратить попадание обильного дождя. В риадах также очень мало окон на внешних стенах, чтобы обеспечить конфиденциальность. Стены часто состоят из глины или сырцового кирпича, а также украшены штукатуркой таделакт и зеллидж . плиткой [74]

Некоторые из домов включают Дар аль-Алами, [75] Дар Саада (ныне ресторан), Дар Адийил , Дар Белгази и другие. [4] более крупные и богатые особняки, такие как Дар Мнебхи , Дар Мокри и Пале Джамай (Дворец Джамаи). Сохранились и [4] Многочисленные дворцы и риады сейчас используются в качестве отелей для туристической индустрии. Например, Palais Jamai был преобразован в роскошный отель в начале 20 века. [76] [4] Роскошный бывший особняк клана Глауи , известный как Дар Глауи , частично открыт для посетителей, но все еще находится в частной собственности. [77]

Королевские дворцы

[ редактировать ]

Будучи бывшей столицей, город также содержит несколько королевских дворцов. Большую территорию Фес-эль-Дждида занимает Королевский дворец площадью 80 гектаров, или Дар аль-Махзен , чьи новые богато украшенные ворота (построенные в 1969–71 годах) известны, но территория которого закрыта для публики, поскольку они до сих пор используется королем Марокко во время посещения города. [20] Дар Бата  — это бывший дворец, построенный алавитским султаном Мулаем Абдельазизом (правил в 1894–1908 годах) и превращенный в музей в 1915 году, насчитывающий около 6 000 экспонатов. [3] [78]

Сады Джнан Сбил (созданы в конце 19 века)

Сад Джнане Сбиле был создан как королевский парк и сад в 19 веке султаном Мулаем Хасаном I (правил в 1873–1894 годах) между Фес-эль-Дждидом и Фес-эль-Бали. [4] : 296  [3] : 100  Сегодня это самый старый сад Феса. [79] Многие буржуазные и аристократические особняки также сопровождались частными садами, особенно в юго-западной части Фес-эль-Бали, районе, когда-то известном как аль-Уюн. [3] Другие сады также существуют на территории исторических королевских дворцов города, такие как сады Агдал и Лалла Мина в Дар-эль-Махзене или сады Дар-эль-Бейда (первоначально принадлежавшие Дар-Батхе ). [4] [3] [20] В конце 13 века султаны Маринидов создали обширный королевский сад аль-Мосара , который занимал обширную территорию к северу от Фес-эль-Дждида, но они исчезли спустя столетия после падения Маринидов. [18]

Укрепления

[ редактировать ]

Городские стены

[ редактировать ]

Вся медина Феса была сильно укреплена зубчатыми стенами со сторожевыми башнями и воротами - образец городского планирования, который можно увидеть в Сале и Челле . также [55] Городские стены были возведены на нынешнее место в 11 веке, во время правления Альморавидов. В этот период два ранее разделенных города, известные как Мадинат-Фас и аль-Алия, были объединены под единым ограждением. Укрепления Альморавидов были позже разрушены, а затем восстановлены династией Альмохадов в 12 веке при халифе Мухаммеде ан-Насире . [3] Таким образом, самые старые участки стен на сегодняшний день относятся к этому времени. [4] Эти укрепления были восстановлены и поддерживались династией Маринидов с 12 по 16 века вместе с основанием королевского города-цитадели Фес-эль-Дждид. [80] Для строительства ворот и башен нового города иногда использовался труд христианских военнопленных. [55]

Городские ворота

[ редактировать ]

Ворота Феса, разбросанные по окружности стен, охранялись военными отрядами и закрывались на ночь. [55] Некоторые из главных ворот в различной форме существовали с самых первых лет существования города. [3] Самыми старыми воротами сегодня и исторически самыми важными воротами города являются Баб-Махрук (на западе), Баб-Гисса (на северо-востоке) и Баб-Фтух (на юго-востоке). [3] [4] После основания Фес Дждида Маринидами в 13 веке новые стены и трое новых ворот, таких как Баб Деккакин , Баб Семмарин и Баб аль-Амер . по его периметру были установлены [81] [82] Позже, в наше время, ворота стали скорее церемониальными, чем оборонительными сооружениями, о чем свидетельствует строительство в 1913 году декоративных ворот Баб-Бу-Джелуд у западного въезда в Фес-эль-Бали французской колониальной администрацией . [4]

Форты и касбы

[ редактировать ]

Наряду с городскими стенами и воротами по оборонительному периметру Медины в разные периоды времени было построено несколько фортов. Город быстро развивался как военный гарнизонный центр региона в эпоху Альморавидов, когда военные операции командовались и проводились в других регионах Северной Африки и Южной Европы на севере, а также на реке Сенегал на юге. Впоследствии это привело к строительству многочисленных фортов, касб и башен как для гарнизона, так и для обороны. «Касба» в контексте региона Магриби - это традиционная военная структура для укрепления, военной подготовки, командования и контроля. Некоторые из них были также заняты горожанами, некоторыми племенными группами и торговцами. За всю историю вокруг старого города было построено 13 касб. [83] Среди наиболее выдающихся из них - Касба Ан-Нуар , расположенная на западной или северо-западной оконечности Фес-эль-Бали, которая восходит к эпохе Альмохадов, но была восстановлена ​​и перепрофилирована при алавитах. [3] Сегодня это пример касбы, служащей жилым районом, как и остальная часть Медины, с собственной соседней мечетью. Касба Бу Джелуд, которая сегодня больше не существует как касба, когда-то была резиденцией губернатора и располагалась недалеко от Баб Бу Джелуд, к югу от Касбы ан-Нуар. [3] Здесь также была собственная мечеть, известная как мечеть Бу Джелуд . Другие касбы включают Касбу Тамдерт , построенную Саадисами недалеко от Баб-Фтуха, и Касбу Черарда , построенную султаном алавитов Мулаем ар-Рашидом к северу от Фес-Дждида. [4] [3] Касба Дар-Дебибах — одна из новейших касб, построенная в 1729 году в эпоху алавитов в 2 км от городской стены в стратегическом месте. [83] [84] Саади также построили ряд мощных бастионов в конце 16 века, чтобы утвердить свой контроль над Фесом, в том числе Бордж Норд , который является одним из крупнейших строго военных сооружений в городе и теперь переоборудован в военный музей. [85] Его родственный форт, Бордж Суд , расположен на холмах к югу от города. [3]

Мост Бин эль-Мудун на фотографии 1916 года, три его арки все еще видны.

Уэд-Бу-Храреб (часть Уэд-Фес), разделяющую северо-западное и юго-восточное побережье Фес-эль-Бали, пересекают несколько исторических мостов, некоторые из которых были впервые построены до объединения двух берегов в единый город в 11 век. [86] Когда-то здесь было как минимум шесть мостов, которые, как сообщается, были построены зенатским эмиром Дунасом ибн Хамамой в начале 11 века, до объединения двух городов Альморавидами позже в том же веке. [87] [3] [86] Однако другие научные источники относят, по крайней мере, некоторые из мостов к периоду Альморавидов (конец 11 - начало 12 веков), когда два первых города Фес были объединены. [12] маринидским султаном Абу Саидом . Многие из них были разрушены в результате последующих наводнений в начале 14 века, и лишь некоторые из них были восстановлены в то время [87]

Из мостов, которые сохранились сегодня, Кантрат Бин эль-Мудун («Мост между двумя городами») является самым северным из них, за ним на юге следуют Кантрат Себбагин («Мост кожевников») и Кантрат Террафин ( «Мост сапожников») к северу от площади Р'Сиф. Другой мост, мост Сиди аль-Аввад, был расположен южнее, но, вероятно, исчез в 20 веке, когда река была перекрыта современной асфальтированной дорогой. [3] Мост Бин эль-Мудун , который, как полагают, был построен во времена эмира Дунаса ибн Хамамы, считался одним из самых живописных, поскольку находился среди скалистых порогов . [35] [87] Его пролет состоит из трех арок, но сегодня видна только центральная. [12] Считается, что мост Себбагин , также известный как мост Храшфийин (или Храхфиин во французской транслитерации), был первоначально построен эмиром Дунасом и восстановлен или перестроен Маринидами в 14 веке. [86] [87] Мост Террафин , первоначально называвшийся Кантрат Баб аль-Силсила и ныне расположенный на северной окраине площади Р'Сиф, также считается первоначально построенным Эмиром Дунасом в 11 веке. [86] [12] [87] Он примечателен тем, что с обеих сторон вдоль него расположены магазины, и эта особенность частично видна в его структуре и сегодня. [12] [3]

Система водоснабжения

[ редактировать ]
Старая нория (справа) возле Феса-Дждида сегодня.

Окружающая среда Феса богата водой из множества небольших рек и ручьев, которые питают Уэд-Фес и протекают через старый город. Фес-эль-Бали снабжался сложной и разветвленной системой каналов и водных каналов, которые распределяли воду по обоим берегам города. Историческая водопроводная сеть, сохранившаяся до наших дней, была начата зенатским эмиром Дунасом ибн Хамамой между 1037 и 1049 годами, а затем развита эмиром Альморавидов Юсуфом ибн Ташфином между 1069 (завоевание Феса Альморавидами) и 1106 годами. [88] [12] Выше по течению от Фес-эль-Бали главная река также была отведена и использована для создания Фес-эль-Дждида в период Маринидов. [3]

Большое количество водяных колес (известных как нории или иногда сакийя ) было расположено по всей водопроводной сети города, чтобы помочь в распределении воды или обеспечить электроэнергией определенные отрасли промышленности. [3] [88] Некоторые из них были очень большими, например, огромная нория, снабжавшая королевские сады Маринидов в Мосаре, диаметром 26 метров и толщиной 2 метра. [4] Лишь немногие из этих водяных колес сохранились в той или иной форме, в том числе несколько экземпляров вокруг садов Джнан Сбил. [3] [12]

Список известных исторических памятников

[ редактировать ]

Религиозные структуры

[ редактировать ]

Мечети:

Синагоги:

Медресе:

Завия и мавзолеи:

Гражданские и коммерческие структуры

[ редактировать ]

Фундуки (караван-сараи):

Кожевенные заводы:

Хаммамы (бани):

Укрепления

[ редактировать ]

Стены:

Форты:

Городские ворота:

Дворцы и исторические дома

[ редактировать ]

Другие достопримечательности

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Всемирное наследие ЮНЕСКО. «Медина Феса» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Проверено 15 мая 2019 г.
  2. ^ "Фес". Британская энциклопедия . 2007. Краткая энциклопедия Britannica. 3 марта 2007 г.
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак с как в В из хорошо топор Ле Турно, Роджер (1949). Фес до протектората: экономическое и социальное исследование города на мусульманском Западе (на французском языке). Касабланка: Марокканская книготорговая и издательская компания.
  4. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но Металси, Мохамед (2003). Фес: Важнейший город (на французском языке). Париж: Международное издание ACR. ISBN  978-2867701528 .
  5. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Ривет, Дэниел (2012). История Марокко: от Мулая Идриса до Мухаммеда VI (на французском языке). Фаярд.
  6. ^ Места, где мужчины молятся вместе , с. 463, в Google Книгах, стр. 55
  7. ^ Кеннеди, Хью (1996). Мусульманская Испания и Португалия: политическая история Аль-Андалуса . Рутледж. ISBN  9781317870418 .
  8. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Абун-Наср, Джамиль (1987). История Магриба в исламский период . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN  0521337674 .
  9. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Марсе, Жорж (1954). Мусульманская архитектура на Западе . Париж: Графика и ремесла.
  10. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Терраса, Анри (1968). Мечеть аль-Карауин в Фесе; с исследованием Гастона Девердана об исторических надписях мечети . Париж: Библиотека К. Клинксик.
  11. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Беннисон, Амира К. (2016). Империи Альморавидов и Альмохадов . Издательство Эдинбургского университета.
  12. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Маркос Кобаледа, Мария; Вильяльба Сола, Долорес (2018). «Преобразования в средневековом Фесе: гидравлическая система Альморавидов и изменения в стенах Альмохадов». Журнал исследований Северной Африки . 23 (4): 591–623. дои : 10.1080/13629387.2017.1371596 . S2CID   219625871 .
  13. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гайяр, Анри (1905). Город ислама: Фес . Париж: Ж. Андре.
  14. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Лосось, Ксавье (2018). Альморавид и Альмохад Марокко: Архитектура и украшения во времена завоевателей, 1055-1269 гг . Париж: ЛиенАрт.
  15. ^ Бассет, Анри; Терраса, Анри (1932). Святилища и крепости Альмохадов . Париж: Лароз.
  16. ^ Табба, Ясир (2008). «Андалузские корни и уважение Аббасидов в Куббат аль-Барудийин в Марракеше». Мукарнас 25 : 133–146. дои : 10.1163/22118993_02501006 .
  17. ^ Девердан, Гастон (1959). Марракеш: от истоков до 1912 года . Рабат: Éditions Techniques Nord-Africaines.
  18. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Брессолетт, Генри; Деларозьер, Жан (1978). «Эль-Мосара, королевский сад Меринид». Хесперис-Тамуда : 51–61.
  19. ^ «Кантара — Великая нория Фес аль-Джадида» . www.qantara-med.org . Проверено 03 апреля 2020 г.
  20. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Паркер, Ричард (1981). Практическое руководство по исламским памятникам в Марокко . Шарлоттсвилл, Вирджиния: The Baraka Press.
  21. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Кубиш, Наташа (2011). «Магриб - Архитектура» в Хаттштейне, Маркусе и Делиусе, Питере (ред.) Ислам: Искусство и архитектура . хфуллман.
  22. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Тури, Абдельазиз; Бенабуд, Мхаммад; Буджибар Эль-Хатиб, Найма; Лахдар, Камаль; Меззин, Мохамед (2010). Андалузское Марокко: открытие искусства жизни (2-е изд.). Министерство культуры Королевства Марокко и Музей без границ. ISBN  978-3902782311 .
  23. ^ Лосось, Ксавье (2016). Марракеш: Саадское великолепие: 1550-1650 гг . Париж: ЛиенАрт. ISBN  9782359061826 .
  24. ^ Лосось, Ксавье (2016). Марракеш: Саадское великолепие: 1550-1650 гг . Париж: ЛиенАрт. п. 92. ИСБН  9782359061826 .
  25. ^ Гаудио, Аттилио (1982). Фес: жемчужина исламской цивилизации . Париж: Пресса ЮНЕСКО: Новые латинские издания. стр. 123–131. ISBN  2723301591 .
  26. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Брессолетт, Анри (2016). Открытие Феса . Харматтан. ISBN  978-2343090221 .
  27. ^ Гаррет, Паскаль (2002). «Публичное создание публичного пространства столкнулось с частными интересами Лиоти, Проста и «строителей» Касабланки» . Геоперекрестки . 77 (3): 245–254. дои : 10.3406/geoca.2002.2749 .
  28. ^ Аучар, Амина (2005). Фес, Мекнес . Фламмарион. стр. 192–194.
  29. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Вагнер, Лорен; Минка, Клаудио (2014). «Ретроспектива Рабата: колониальное наследие в марокканской городской лаборатории». Городские исследования . 51 (14): 3011–3025. дои : 10.1177/0042098014524611 . S2CID   145686603 .
  30. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Холден, Стейси Э. (2008). «Наследие французского колониализма: сохранение в марокканской Фес-Медине». Бюллетень АПТ . 39 (4): 5–11.
  31. ^ Грубый путеводитель по Марокко (12-е изд.). Грубые гиды. 2019.
  32. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Джелиди, Шарлотта (2012). Фес, строительство нового города (1912-1956) . Издания ENS. ISBN  9782847882391 .
  33. ^ Радойн, Хасан. «Городская консервация Фес-Медины» . Глобальное городское развитие . Проверено 15 мая 2019 г.
  34. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Рафтани, К; Радойн, Х (2008). «Архитектура Хаммана в Фесе, Марокко». Международный журнал архитектурных исследований . 2 (3): 56–68.
  35. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Гаудио, Аттилио (1982). Фес: жемчужина исламской цивилизации . Париж: Пресса ЮНЕСКО: Новые латинские издания. ISBN  2723301591 .
  36. ^ Барруканд, Марианна; Беднорц, Ахим (1992). Мавританская архитектура в Андалусии . Сумки. ISBN  3822876348 .
  37. ^ Джами аль-Каравиин . Проверено 22 января 2018 г.
  38. ^ Джами аль-Андалусийин . Проверено 22 января 2018 г.
  39. ^ Терраса, Анри (1964). «Мечеть Альмохадов Бу Джелуд в Фесе». Аль-Андалус . 29 (2): 355–363.
  40. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Гаудио, Аттилио (1982). Фес: жемчужина исламской цивилизации . Париж: ЮНЕСКО Пресс: Новые латинские издания. ISBN  2723301591 .
  41. ^ Исламская организация образования, науки и культуры (2017 г.). «Фес: столица исламской культуры арабского региона» . ИСЕСКО . Архивировано из оригинала 15 мая 2019 года . Проверено 15 мая 2019 г.
  42. ^ Лулат, YG-M.: История высшего образования в Африке от древности до наших дней: критический синтез , Greenwood Publishing Group, 2005, ISBN   978-0-313-32061-3 , стр. 154–157
  43. ^ Белхачми, Закия: «Гендер, образование и феминистские знания в аль-Магрибе (Северная Африка) - 1950–70», Журнал интеллектуальных и культурных исследований Ближнего Востока и Северной Африки, Vol. 2–3 , 2003, стр. 55–82 (65):

    Изменения в первоначальных высших учебных заведениях: медресе. Примечательно, что институциональные преобразования медресе повлияли как на структуру, так и на содержание этих учреждений. С точки зрения структуры изменения были двоякими: реорганизация имеющихся первоначальных мадари и создание новых институтов. В результате в аль-Магрибе появилось два разных типа исламских учебных заведений. Первый тип возник в результате слияния старых мадаров с новыми университетами. Например, в 1963 году Марокко превратило Аль-Каравийин (859 г. н.э.) в университет под руководством министерства образования.

  44. ^ Мечеть Абу аль-Хасана . Проверено 22 января 2018 г.
  45. ^ Фес . Архнет . Проверено 23 января 2018 г.
  46. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час Маслоу, Борис (1937). Мечети Феса и северного Марокко . Париж: Éditions d'art et d'histoire.
  47. ^ «Борис Маслов (1893-1962). Приключения русского архитектора в Марокко» . Город архитектуры и наследия (на французском языке) . Проверено 11 февраля 2021 г.
  48. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Мечеть Аль-Азхар» . Всемирный фонд памятников . Проверено 8 июня 2020 г.
  49. ^ «Мечеть Имама Малика» . www.madein.city (на французском языке) . Проверено 12 февраля 2021 г.
  50. ^ Роберсон, Дженнифер Энн (2004). Мечеть: сообщество и идентичность в Марокко и Испании конца 20-го века (докторская диссертация). Университет Миннесоты. п. 48.
  51. ^ Гилсон Миллер, Сьюзен; Петруччиоли, Аттилио; Бертаньен, Мауро (2001). «Написание пространства меньшинств в исламском городе: еврейский квартал Феса (1438-1912)». Журнал Общества историков архитектуры . 60 (3): 310–327. дои : 10.2307/991758 . JSTOR   991758 .
  52. ^ «Фес, тур по еврейской истории Марокко» . www.jewishvirtuallibrary.org . Проверено 8 апреля 2020 г.
  53. ^ Гилсон Миллер, Сьюзен; Петруччиоли, Аттилио; Бертаньен, Мауро (2001). «Написание пространства меньшинств в исламском городе: еврейский квартал Феса (1438-1912)». Журнал Общества историков архитектуры . 60 (3): 310–327. дои : 10.2307/991758 . JSTOR   991758 .
  54. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Линц, Янник; Делери, Клэр; Туиль Леонетти, Булле (2014). Средневековое Марокко: Империя от Африки до Испании . Париж: издания Лувра. ISBN  9782350314907 .
  55. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Пенелл, ЧР Марокко: от империи к независимости ; Публикации Oneworld, 1 октября 2013 г., стр. 66–67.
  56. ^ Медресе Ширатин . Архнет . Проверено 23 января 2018 г.
  57. ^ Сиди Ахмед аль-Тиджани Завия . Архнет . Проверено 22 января 2018 г.
  58. ^ Фундук ан-Наджариин . Архнет . Проверено 22 января 2018 г.
  59. ^ «Фес: Фондуки Медины восстановлены и промаркированы» . Экономист (на французском языке). 08.04.2016 . Проверено 7 апреля 2020 г.
  60. ^ «Кантара - Аль-Шаммаин Фундук» . www.qantara-med.org . Проверено 7 апреля 2020 г.
  61. ^ «Фундук Барка» . Архнет . Проверено 4 июля 2023 г.
  62. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Сибли, Магда (2006). «Исторические хаммамы Дамаска и Феса: уроки устойчивости и будущего развития». 23-я конференция по пассивной и низкоэнергетической архитектуре (Женева, Швейцария, 6–8 сентября 2006 г.) .
  63. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Рафтани, Камаль; Радойн, Хасан (2008). «Архитектура хаммамов Феса, Марокко» . Архнет-IJAR . 2 (3): 56–68.
  64. ^ Секрет, Эдм. (1942). «Хаммамы Феса» (PDF) . Бюллетень Института гигиены Марокко . 2 : 61–78. Архивировано из оригинала (PDF) 30 августа 2021 г. Проверено 9 января 2021 г.
  65. ^ Терраса, Анри (1950). «Три меринидовые бани Марокко». Смеси, предложенные Уильяму Марсе Институтом исламских исследований Парижского университета . Париж: Издания Г.-П. Мезоннёв.
  66. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Бел, Альфред (1917–1919). «Арабские надписи из Феса (III)». Азиатский журнал .
  67. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Неджарин Фундук . Музей без границ . Проверено 23 января 2018 г.
  68. ^ Мадани, Тарик (2003). Вода в средневековом мусульманском мире: на примере Феса (Марокко) и его региона . Лионский университет II (диссертация).
  69. ^ Кожевенный завод Чуара . Архнет . Проверено 22 января 2018 г.
  70. ^ Почему вам нужно посетить Фес в 20 фотографиях . Блумберг . Проверено 22 января 2018 г.
  71. ^ Азиза Чауни: Гибридные городские швы: заполнение пробелов в медине Феса.» Archit 96 № 1 (2007): 58-63.
  72. ^ Блазер, Вернер. (2004). Дворы в Марракеше . Базель, Швейцария: Издательства по архитектуре.
  73. ^ Уилбо, Квентин (2001). Медина Марракеша: Формирование городских пространств древней столицы Марокко . Париж: L'Harmattan. ISBN  2747523888 .
  74. ^ Уильямс, Сара. «Краткая история риадов, изысканных отелей Марокко» . Культурное путешествие . Проверено 30 мая 2019 г.
  75. ^ «Дом Алами» . Архнет . Проверено 24 января 2020 г.
  76. ^ «История Марокко: Дворец Джамаи, всемирное наследие – Cabinet Consulting Expertise International» (на французском языке) . Проверено 15 июня 2020 г.
  77. ^ «Дворец Глауи | Достопримечательности Феса, Марокко» . www.lonelyplanet.com . Проверено 24 января 2020 г.
  78. ^ Меззин, Мохамед. «Дворец Бата» . Откройте для себя исламское искусство, Музей без границ . Архивировано из оригинала 15 июня 2020 г. Проверено 12 февраля 2021 г.
  79. ^ «Сад Джнане Сбиле или Баб Бу Джелуд в Фесе» . Марокко.FalkTime . 09.07.2018 . Проверено 9 мая 2019 г.
  80. ^ Укрепления Феса . Архнет . Проверено 22 января 2018 г.
  81. ^ Мередит, Мартин. (2014). Удачи Африки: 5000-летняя история богатства, жадности и усилий . Саймон и Шустер.
  82. ^ Общество Хаклюта, (1896). Произведения, изданные обществом «Хаклуйт» , стр.592.
  83. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сокровища античного Феса : строительство 13 касб военного назначения . Ассабах . Проверено 11 января 2018 г.
  84. ^ Касба Дар Дебибаг . 'Archnet Получено 22 января 2018 г.
  85. ^ Северная башня . Музей без границ . Проверено 22 января 2018 г.
  86. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д «Великолепная реконструкция 27 памятников Феса – Регионального совета по туризму (CRT) Феса» (на французском языке). Архивировано из оригинала 22 апреля 2020 г. Проверено 31 марта 2020 г.
  87. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Гайяр, Анри (1905). Город ислама: Фес . Париж: Ж. Андре. стр. 32 .
  88. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мадани, Тарик (1999). «Гидравлическая сеть города Фес». Исламская археология . 8–9 : 119–142.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Лосось, Ксавье (2021). Меринидный праздник: Столица искусств, 1276–1465 гг . Линарт. (на французском языке) - Обширная информация и фотографии архитектуры периода Маринидов в Фесе и других городах.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: fa9415eadcd946041cd752466dbb28ee__1718077320
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fa/ee/fa9415eadcd946041cd752466dbb28ee.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Architecture of Fez - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)