Маристан Сиди Фрей
Маристан Сиди Фрей | |
---|---|
![]() Современное здание фундука на месте бывшего Маристана Сиди Фрей. | |
![]() | |
География | |
Расположение | Фес , Марокко |
Координаты | 34 ° 03'54,5 "с.ш. 4 ° 58'30" з.д. / 34,065139 ° с.ш. 4,97500 ° з.д. |
Организация | |
Тип | Маристан |
Религиозная принадлежность | мусульманин |
История | |
Открыто | 13 век |
Закрыто | 1944 |
Снесен | 1944 |
Ссылки | |
Списки | Больницы в Марокко |

Маристан Сиди Фрей или Маристан Феса был историческим маристаном в Фесе , Марокко . Он был основан Маринидами в функционировал как больница и приют для обездоленных и психически больных 13 веке и вплоть до 20 века . Это был один из самых известных и важных маристанов в Марокко, который, возможно, в то время оказал влияние на аналогичные учреждения в регионе. [1]
Расположение
[ редактировать ]
Сегодня на месте маристана находится фундук ( здание типа караван-сарая ), в котором расположены различные магазины. Это здание расположено между улицей Талаа Кебира и Завией Мулая Идриса II . Он выходит на небольшую общественную площадь на западной стороне, отличающуюся деревьями в центре, которая исторически называлась Сук- эль-Хенна или рынок хны . [1] [2] [3] [4] : 373–74
История
[ редактировать ]Основание и функция
[ редактировать ]Первый маристан в Марокко был основан в Марракеше при династии Альмохадов в 12 веке, где Ибн Рушд (Аверроэс). какое-то время работал [5] [6] Маристан в Фесе был основан султаном Маринидов Абу Якубом Юсуфом (правил 1286–1307 гг.) В конце 13 века. [7] [1] Его деятельность финансировалась и поддерживалась религиозными фондами, известными как хабус или вакф . [6] : 73 Это учреждение, возможно, повлияло на создание и функционирование аналогичных учреждений в других местах Марокко и Испании , включая больницу для душевнобольных, основанную в Валенсии в 1410 году. [5] [3] Первоначально он функционировал как полноценная больница, занимавшаяся различными областями медицины, что отражало относительно развитое состояние медицины в мусульманском мире того времени. [6] [5] В маристанах по всему исламскому миру психические заболевания лечили музыкой, ароматами, водой и другими методами, призванными их успокоить. [8] [5] Маристан Сиди Фрей стал самым известным и важным учреждением такого рода в Фесе, и его посетили крупные ученые-медики того времени, такие как Абу Бакр аль-Корачи, андалузец из Малаги . [1] Этот маристан также выполнял любопытную функцию: работал как больница для аистов, ухаживал за больными или ранеными журавлями и аистами и хоронил тех, кто умер. Эта благотворительность по отношению к животным стала возможной благодаря пожертвованиям и завещаниям различных людей на протяжении многих лет. [6]
Помимо услуг для больных и нуждающихся, здание и его расположение стали основой для других государственных услуг в историческом Фесе. Здесь располагался штаб-квартира городских глашатаев , которые также руководили отделом по поиску потерянных и найденных вещей . [4] : 258–59 Здесь же располагались официальная канцелярия и трибунал мохтасиба , магистрата, отвечающего за общественный порядок (по крайней мере, так было к началу 20 века). [4] : 213

Упадок и конец
[ редактировать ]Лев Африканский проработал административным секретарем ( адл ) маристана в течение двух лет в конце 15 века. [5] В своих статьях он отмечал, что к тому времени услуги в больнице уже пришли в упадок: пациентов часто просто ограничивали в своих палатах, ограничивали, а иногда и оскорбляли. По его словам, сокращение услуг произошло из-за того, что сменявшие друг друга султаны отвлекали и присваивали благотворительные пожертвования маристана (хабус) в своих целях. [6] В результате на протяжении большей части своей более поздней истории маристан, по-видимому, служил в основном хосписом, предоставлявшим приют и еду обездоленным, психически больным и другим лицам, исключенным из общества. [4] К 19 веку этот упадок был также очевиден в маристанах в других регионах исламского мира и впоследствии усугубился их отчуждением под колониальным правлением. [6] [5] [8] Однако одной из оригинальных практик больницы Сиди Фрей, которая продолжалась до 20 века, были еженедельные концерты андалузской музыки, предназначенные для музыкальной терапии . [5] [6]
Маристан продолжал действовать в этом качестве до 1944 года, когда он был уничтожен пожаром. [5] В 1951 году французские колониальные власти вновь открыли новый маристан в другом месте, который должен был стать преемником Маристана Сиди Фреж и функционировать в соответствии с современными западными психиатрическими теориями. [6] [8] Его открытие, возможно, также было частично мотивировано попытками заставить колониальное правление, встречающее сильное сопротивление, выглядеть более уважительным к местным мусульманским традициям и институтам. [8] Между тем, место первоначального маристана было адаптировано или перестроено в здание типа фундук с традиционной архитектурой, в котором сейчас расположены различные магазины. [1] [5] [2] В настоящее время он продолжает действовать как торговый центр, хотя по состоянию на 2018 год поступали предложения восстановить его и превратить обратно в центр медицинских услуг. [3]
Фонтан Сиди Фрей
[ редактировать ]Рядом с Маристаном и базаром Хны находится общественный уличный фонтан, ныне известный под тем же названием (Сиди Фрей). [9] Как и у других настенных фонтанов в Фесе, у него есть задняя стена, покрытая простой плиткой зелли , обрамленная заостренной подковообразной аркой внутри другой простой прямоугольной рамы ( альфиз ). Внутри арки, среди плиток зеллидж , находятся небольшие панели из черно-белого мрамора с резными декоративными мотивами арки. Ниже и перед этой декоративной зоной находится бассейн с водой. Над декорированной областью находится большая поверхность, почти однотонная, за исключением небольшой глухой арки посередине с двунаправленным профилем ламбрекена . Над всем этим находится относительно простой по конструкции деревянный навес с надписью, повторяющей особое благословение на арабском языке. В частности, внутри небольшой глухой арки с ламбрекеном под ней находится прямоугольная мраморная панель с оригинальной надписью на фундаменте. В тексте описывается создание фонтана и восхваляется его основатель Абд аль-Хакк II (последний султан Маринидов). В нем также упоминается, что строительством фонтана руководил визирь султана Абу Закария Яхья ибн Зиян аль-Ваттаси. (основавший последующую династию Ваттасидов ). Наконец, это указывает на то, что строительство было завершено в Джумада I в 840 году хиджры (11 ноября 1436 года нашей эры). Другая строка, добавленная чуть выше исходного текста, гласит, что фонтан был восстановлен в 1090 году хиджры (1679 год нашей эры). [9] Таким образом, фонтан был значительно отреставрирован, и Альфред Бел считал, что когда-то он, вероятно, был покрыт резным лепным декором, который затем со временем был утерян. [9] Надпись и небольшие орнаменты на мраморных панелях принадлежат оригинальной постройке Маринидов, а деревянный навес наверху датируется реставрацией 17 века. [9] Сегодня некоторые плитки вдоль верхней части водного бассейна явно указывают на современную реставрацию, проведенную в 1986 году, на французском и арабском языках.
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Тури, Абдельазиз; Бенабуд, Мхаммад; Буджибар Эль-Хатиб, Найма; Лахдар, Камаль; Меззин, Мохамед (2010). Андалузское Марокко: открытие искусства жизни (2-е изд.). Министерство культуры Королевства Марокко и Музей без границ. ISBN 978-3902782311 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Паркер, Ричард (1981). Практическое руководство по исламским памятникам в Марокко . Шарлоттсвилл, Вирджиния: The Baraka Press. п. 135.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «Фес: Новая жизнь Маристана Сиди Фрей – от нашего постоянного корреспондента Юнесса СААД АЛАМИ» . Экономист (на французском языке). 26 июля 2018 г. Проверено 20 марта 2020 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Ле Турно, Роджер (1949). Фес до протектората: экономическое и социальное исследование города на мусульманском Западе . Касабланка: Марокканская книготорговая и издательская компания.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Муссауи, Дрисс; Глик, Ира Д. (2015). «Маристан «Сиди Фредж» в Фесе, Марокко». Американский журнал психиатрии . 172 (9): 838–839. дои : 10.1176/appi.ajp.2015.15010051 . ПМИД 26324302 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час Когельманн, Франц (2002). «Сиди Фредж: пример религиозного фонда в Марокко под французским протекторатом» в книге Вайс, Хольгер « Социальное обеспечение в мусульманских обществах в Африке ». Институт Нордиска Африка. п. 66-79.
- ^ Металси, Мохамед (2003). Фес: важный город . Париж: Международное издание ACR. ISBN 978-2867701528 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Келлер, Ричард К. (2005). «Пинель в Магрибе: освобождение, заключение и психиатрическая реформа во Французской Северной Африке». Бюллетень истории медицины . 79 (3): 459–499. дои : 10.1353/bhm.2005.0112 . ПМИД 16184017 . S2CID 37545041 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Бел, Альфред (1917–1919). «Арабские надписи из Феса (III)». Азиатский журнал .